Формирование социально- бытовой компетентности учащихся на занятиях социально-бытовой ориентации через разнообразные формы работы
опыты и эксперименты по технологии (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Хабибрахманова Анна Александровна

Уроки сбо направлены на подготовку детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни. Но социально - бытовая адаптация и ориентация умственно отсталых детей существенно затруднена в силу ограничений, наложенных дефектом - нарушением познавательной деятельности. (В отличие от детей в норме, у которых социальное развитие происходит непроизвольно и спонтанно) Дети с ограниченными возможностями развития не в состоянии самостоятельно освоить образцы решения социальных и бытовых задач. Личность  ребенка с ОВЗ формируется только при условии целенаправленного обучения и воспитания. Практика показывает, что многие выпускники коррекционных школ оказываются беспомощны в самостоятельном жизнеустройстве. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_opyt.docx32.53 КБ
Файл prez._na_moy_opyt_2.pptx332.22 КБ

Предварительный просмотр:

                                                            Через активную организацию

                                                                   жизни в школе ученик придет

                                                                   к умению войти в жизнь.

                                                                                        Л.С. Выготский

                           Тема  моей методической работы  видите на экране.(1 слайд).

Уроки сбо направлены на подготовку детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни. Но социально - бытовая адаптация и ориентация умственно отсталых детей существенно затруднена в силу ограничений, наложенных дефектом - нарушением познавательной деятельности. (В отличие от детей в норме, у которых социальное развитие происходит непроизвольно и спонтанно) Дети с ограниченными возможностями развития не в состоянии самостоятельно освоить образцы решения социальных и бытовых задач. Личность  ребенка с ОВЗ формируется только при условии целенаправленного обучения и воспитания. Практика показывает, что многие выпускники коррекционных школ оказываются беспомощны в самостоятельном жизнеустройстве. Это обусловлено тем, что наши дети: (2 слайд)

Семьи у детей с ограниченными возможностями здоровья  чаще всего бывают неблагополучные и не  могут дать  ребенку необходимый запас знаний для самостоятельной жизни, а порой показывают только отрицательный пример, поэтому роль школы в организации системы социально - бытовой адаптации и ориентации умственно отсталых детей велика.(3 слайд)

       В современном мире умственно отсталый ребенок должен наравне со всеми жить, работать, взаимодействовать с окружающей средой. Поэтому нужны совершенно новые подходы в социально - бытовом воспитании и обучении таких детей. Целью социально - бытовой подготовки воспитанников коррекционной школы является не только формирование у каждого ребенка того или иного запаса знаний и навыков, но и развитие умения использовать эти знания для решения конкретных задач или проблемных ситуаций. Поэтому я считаю, что  возникла необходимость говорить о компетентности умственно отсталого ребенка в социально - бытовых вопросах. Что  это подразумевает (4 слайд)

Особая роль при этом отводится курсу социально - бытовой ориентировки   ( СБО ) в специальной ( коррекционной ) школе УШ вида, но при этом не хочу несколько не уменьшить роль других предметов.

    Коррекционные занятия по социально- бытовой ориентировке направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни, труду, на формирование у них знаний, умений, способствующих социальной адаптации.

     Материал для изучения подобран с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки самообслуживания,  ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем.

   У меня, как учитель сбо (социально – бытовой ориентировки), опыт еще небольшой, работаю  только  4 - ый год,  но я для себя  сделала такой вывод, что одним научением,  подражанием и повторением социально - бытовая адаптация,  у детей с проблемами в развитии не сформируется. Время диктует применение более эффективных методов, которые  должны максимально приближать учащихся к реальной жизни. Новые пути формирования социально - бытовой адаптации детей в условиях школы видятся мне следующим образом. ( слайд 5)

     Я это  стараюсь реализовать  через  формы работы.( сюжетно-ролевые игры, беседы, практические упражнения, экскурсии)           ( 6 слайд)

1). Сюжетно-ролевые игры

    Игра – важное средство самовыражения детей, проба сил, социально- педагогическая форма детской жизни. Сюжетно - ролевая игра – это путь к познанию самого себя, своих возможностей, своих пределов.

   В игре учащийся учится управлять собой: происходят качественные изменения в психике детей, формирование основных психических процессов и свойств личности, что особенно важно для коррекционной работы с детьми ОВЗ.  В сюжетно - ролевых играх учащиеся усваивают правила поведения в обществе, знакомятся с профессиями,  учатся вести себя в общественных местах, пользоваться услугами различных предприятий и учреждений.

    Сюжетно - ролевую игру  применяю как один из ведущих методов обучения при работе над многими темами, особенно теми, в которых затруднено проведение практических работ. Провожу их на этапе закрепления какого - либо материала. Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации, учащиеся применяют усвоенные ими знания и приемы. Сначала сама организую игру, провожу по составленному плану, но стараюсь не давать конкретных указаний - как поступать, а стараюсь ставить детей в ситуацию выбора и принятия самостоятельного решения. (слайд7)

     В процессе сюжетно - ролевой игры моделируем с учащимися реальные ситуации, стараемся воссоздать те или иные бытовые сюжеты, с которыми люди сталкиваются в реальной жизни. Обучаю детей моделированию ситуаций последовательно и по плану,  например: « В автобусе», «У зубного врача». «На остановке», «В магазине» и т.д. (слайд 7)

Разработана система упражнений по разделам показ №1

Результаты моделирования ситуации ( слайд 8)

2).Практические упражнения

 Большое значение имеет овладение детьми практическими умениями и навыками, т.к. сведения не подкрепленные действиями, не будут способствовать подготовке к самостоятельной жизни. Практические виды деятельности на уроках СБО являются основным методом отработки теоретических знаний. Они дают возможность перевести знания в умения. При проведении практических работ решаются задачи воспитания (слайд 9)

     Стараюсь больше использовать систему упражнений, которые каждый ученик выполняет индивидуально. В ходе проведения таких упражнений у детей сформировывается навык, который они будут использовать в своей самостоятельной жизни. Применение таких заданий практикую  на каждом уроке.

 Разработана система упражнений по разделам №2.

Опыт показывает, дети  затрудняются не только последовательно рассказать, как будут выполнять какую - либо работу, но практически выполнить ее. Здесь очень важно найти более оптимальный путь овладения этими навыками. Я пришла к выводу, что прежде чем выполнять практическую работу, недостаточно одного объяснения учителя, нужно составить схему или технологическую карту. Например : В 10 классе по разделу «Личная гигиена» при прохождении темы «Уход за кожей» использовала такую технологическую карту. (Показ тех. карту)

показ технологической карты   

При составлении деловых бумаг или заполнении различных квитанций, тоже составляем схему действия. Например: при изучении раздела « Средства связи» в 5 классе учимся писать адрес на конверте. Выясняем, какие сведения нужно знать, чтобы правильно написать адрес. Затем составляем схему последовательности написания адреса (слайд10)

ФИО         ОБЛАСТЬ            ГОРОД          УЛИЦА       № ДОМА        

№ КВАРТИРЫ               ИНДЕКС

Практическая отработка социально- бытовых навыков как никогда пригодится ребенку с интеллектуальной недостаточностью в самостоятельной жизни.  Что это дает, результаты проведения практических упражнений ( СЛАЙД 11)

3).Экскурсии

Значительное место в обучении социально - бытовой ориентировке отводится экскурсиям. Они проводятся на промышленные предприятия, магазины, на предприятия службы быта, в отделения связи, на транспорт, в различные учреждения. Цель экскурсий заключается не только в закреплении знаний, но и в закреплении умений рационально с учетом материальных возможностей выбирать тот товар, который необходим, ориентироваться в маркировке на этикетках одежды, осуществлять подсчеты при написании телеграмм, покупке медицинских препаратов, подсчитывать размер платы за коммунальные услуги и др.

    Экскурсии носят не только познавательный характер. Стараюсь строить их таким образом, чтобы учащиеся выполняли разного рода практические задания, которые требуют контакта с незнакомыми людьми.

    Стараюсь проводить экскурсии по окончании каждого раздела. Например, изучив тему  « Транспорт» в 8 классе, научившись пользоваться расписанием движения автобусов, маршрутной картой, идем на экскурсию на автовокзал и там ищем нужные маршруты и автобусы, учимся обращаться в справочную службу.

   Провожу и считаю более целесообразными следующие экскурсии (показ по классам) №3

   Отправляясь на каждую экскурсию,  учащийся, помимо основных задач для всего класса,  получает персональное задание на карточке , которое он должен выполнить в процессе экскурсии. Например: во время проведения экскурсии на почту в 9 классе, ребята получают и выполняют такие задания (карточки разрезные)

 После экскурсий обязательно каждый высказывает свое мнение о работе того или иного предприятия. Выясняем вопросы, что было трудно выполнить, а что - легко. Какие недостатки заметили в работе учреждения или неправильное поведение посетителей. Отсюда делаем выводы: как нужно поступать правильно и чего делать нельзя. Каждый отчитывается по своему индивидуальному заданию. Что это дает ? Результаты на экране (слайд №12)

4).Беседы

Беседа на занятиях СБО является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с сюжетно - ролевыми играми, различными практическими работами: записями в тетрадь определенных правил, зарисовками, упражнениями и другими видами работ. Продолжительность бесед регулирую в зависимости от темы, задач занятия. Сопровождаю беседу наглядным  материалом.

     Большую трудность создала то, что по данному предмету не было учебников, но сейчас приобретены учебники, намного облегчалась наша работа. Раньше использовала   опорные  таблицы, карты, которые помогали  учащимся лучше усваивать материал.  Например по теме: «Личная гигиена» в 5 классе, после того как побеседовали с учащимися о правилах личной гигиены, делаем вывод, какие правила личной гигиены должен знать каждый. В помощь учащимся показываю таблицу, в которой они должны продолжить предложение  Слайд №13(таблица)

Для закрепления материала использую карточки с заданиями. Например : по теме «Культура поведения» - Формы обращения к старшим и сверстникам в 5 классе, предлагаю распределить слова в два столбика : (карточки)

     Обязательно по каждой теме провожу проверочную работу в виде тестирования. Например: проверочная работа по теме  « Средства связи» в 6 классе: (карточки)

     Стараюсь поддерживать связь с другими предметами. Например: по теме  «Экономика домашнего хозяйства» при подсчете суммы за израсходованную электроэнергию, используем знания полученные на математике. При составлении деловых бумаг, заполнении разных квитанций, составлении текстов писем и телеграмм используем знания, полученные на русском языке. Слайд №14

    Обязательно использую коррекционно - развивающие упражнения, без которых очень трудно выработать какой- либо навык у наших учащихся

Результатом пользования данных заданий является то, что учащиеся (слайд №15)

5).Внеклассная работа по предмету

Социально – бытовая ориентировка учащихся должна иметь свое логическое продолжение в системе внеклассной работы. Только  совместная деятельность всех учителей и родителей позволит сформировать социально - бытовую компетентность детей с ОВЗ. (слайд №16-17)

 Для закрепления знаний по СБО  у нас в школе проводятся  мероприятия, праздники, тематические занятия, игровые программы по культуре поведения, правилам дорожного движения, выступления, утренники Мойдодыра, по привитию навыков личной гигиены. Поэтому можно с уверенностью сказать, что вся жизнь учащихся в школе подчинена формированию социально - бытовых знаний и умений детей с проблемами в развитии. Ребенок испытывает на себе влияние целой системы мероприятий.

    Таким образом, работа по формированию социально - бытовой компетентности учащихся в условиях школы УШ вида очень важна и необходима, и должна идти непрерывно на протяжении всех лет обучения ребенка, охватывать всю его жизнь в школе. Каждый режимный момент, урок, занятие должны приносить ребенку частичку опыта в самостоятельном жизнеустройстве.

    Часто в школу приходят выпускники и рассказывают о том как им удалось устроиться в жизни. За многих наших учащихся можно порадоваться, все у них в жизни сложилось благополучно. Есть , конечно, и такие выпускники, за которых бывает очень обидно. Радует то, что их единицы. Но значит что- то в нашей работе не все было ладно, поэтому  надо искать новые пути и подходы . Значит есть над чем работать .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида Хабибрахманова А.А. , учитель 2015 год 1 Формирование социально- бытовой компетентности учащихся на занятиях социально-бытовой ориентации через разнообразные формы работы

Слайд 2

Проблемы: не готовы взаимодействовать с окружающими на равных, не умеют продуктивно общаться с людьми; у них не хватает самостоятельности; низкий уровень знаний об окружающей среде; специфические потребности в общении; не умеют самостоятельно продумывать и анализировать ситуацию, из- за их эмоционально- поведенческих особенностей; им сложно с первого раза понять и правильно оценить необходимость тех или иных действий , поступков; неспособность учащихся применять полученные знания в различных жизненных ситуациях; несформированность мотивов и интересов к хозяйственно- бытовой деятельности; неструктурированное восприятие социального мира; завышенная самооценка. 2

Слайд 3

3

Слайд 4

Направления по разделам знания и умения бытового труда ( личная гигиена, организация питания, уход за жилищем, одеждой , обувью и другими предметами обихода); умение пользоваться услугами различных предприятий и учреждений ( торговли, службы быта, связи, культуры, медицинской помощи, транспорта); экономико- бытовые умения; умение организовывать свой досуг; умение общения; представления и знания о нормах культуры взаимоотношений с различными людьми, накопление соответствующего опыта; эмоционально - положительное отношение к окружающим; развитие нравственных чувств, волевых качеств, веры в свои силы и возможности. 4

Слайд 5

5

Слайд 6

6

Слайд 7

7

Слайд 8

8 Результаты после моделирования ситуации стали более свободно общаться со взрослыми и сверстниками; находясь на экскурсии, не боятся общения с работниками различных предприятий; уверенно пользуются вежливыми словами, правильно выбирают форму общения со взрослыми и сверстниками; получают более глубокие представления о жизни и деятельности людей; стало значительно меньше неадекватного восприятия учащимися различных ситуаций; к окончанию школы многие выпускники уже свободно пользуются услугами сферы быта; большинство учащихся владеют основами делового общения.

Слайд 9

При проведении практических работ решаются вопросы воспитания Личностные: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; Трудовые: бережное отношение к предлагаемым материалам; Психические: развитие внимания, наблюдательности, памяти, находчивости. смекалки, сообразительности.

Слайд 10

10 Схема «Средства связи»

Слайд 11

Результаты использования практических упражнений стали более терпеливыми и усидчивыми, выполняют практическую работу до конца; с введением технологических карт стало меньше вопросов у учащихся по правильности выполнения той или иной работы; появилась заинтересованность в этом виде работы, учащиеся всегда спрашивают, будут ли они сегодня выполнять практическую работу и какую; некоторые из учащихся стали подходить к работе творчески, искать свои решения задач, выходы из ситуаций, заменять одни предметы другими; стараются грамотно и аккуратно заполнять различные деловые бумаги, понимая их значимость. 11

Слайд 12

Результаты проведения экскурсий овладевают навыками делового общения, получают знания о профессиях взрослых, значении труда в жизни; не стесняются обращаться с просьбами к работникам различных учреждений; правильно формулируют вопросы к работникам торговли, связи, транспорта; хорошо ориентируются в тех услугах, которые им предоставляют; правильно выбирают ту или иную организацию, в которую нужно обратиться по какому- либо вопросу; умеют выбирать форму поведения в различных ситуациях, накапливают представления и знания о нормах культуры поведения; вырабатывают положительное или отрицательное отношение к поступкам окружающих в различных жизненных ситуациях; способны воспринимать реальный мир города, ориентироваться в нем. 12

Слайд 13

Задания по теме: « Личная гигиена» 13 Делай зарядку …… Мой руки ……… Чисти зубы ……. Мой ноги…….. Пользуйся только своими ….. Мойся в бане ….. Стриги ногти …… Следи за чистотой…… - по утрам -перед едой -утром и вечером - перед сном - предметами личной гигиены - один раз в неделю - после бани - нижнего белья

Слайд 14

14 Задания по теме: «Средства связи» . Какое из видов почтовых отправлений дойдет до адресата быстрее всего? (письмо, бандероль, посылка, денежный перевод, телеграмма) . Ты получил письмо из дома, где мама пишет о том, как они живут, что у них нового. Какое письмо ты получил? (заказное, ценное, простое) . Каким средством связи ты воспользуешься, если тебе нужно послать посылку? (почта, телеграф) . Составь текст телеграммы на тему – я еду домой на каникулы.

Слайд 15

Результаты использования данных заданий лучше усваивают материал, не испытывают трудностей в выборе правильного ответа; значительно повышается уровень усвоения учащимися социально- бытовых знаний; появляется заинтересованность в получении новых знаний ; повышается понимание значимости таких знаний для самостоятельной жизни; расширяется круг представлений об основных нуждах человека. 15

Слайд 16

Внеклассная работа по предмету 16 Уроки СБО изучение тем: личная гигиена, культура поведения, транспорт, торговля, питание, одежда и обувь, семья, экономика и т.д Воспитательные занятия по темам урока СБО тематические прогулки, экскурсия Выступления по ЗОЖ, правилам дорожного поведения Коллективные творческие дела: праздники, утренники, игровые программы и т.д.

Слайд 17

17 Общественно-полезный труд: ежедневные трудовые поручения, дежурство по классу Работа кружков по рукоделию, спортивные секции и т.д. Повседневный обслуживающий труд самообслуживание Работа с родителями родительские собрания, разъяснительная работа с родителями по формированию социально-бытовой ориентации

Слайд 18

Результаты внеклассной работы по предмету выпускники нашей школы имеют достаточное представление об окружающей действительности и знания бытового характера; большинство выпускников успешно устраивают свою семейную жизнь: ведут домашнее хозяйство, воспитывают детей, содержат земельный участок; к концу обучения в школе, почти все учащиеся осознают свои индивидуальные и эмоционально- личностные особенности и реально оценивают свои возможности в дальнейшем трудоустройстве; у ребят накапливается достаточный опыт о нормах поведения в обществе; они способны реально воспринимать мир города, села, улицы и ориентироваться в нем.

Слайд 19

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Использование поведенченской терапии для формирования навыков бытовой адаптации учащихся на занятиях социальной-бытовой ориентировки в Инсарской специальной коррекционной школе-интернате 8 вида"

Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья недостаточно чётко воспринимает окружающее,он не выделяет существенногои  и главного в предметах и явлениях,плохо обобщает.Все эти черты ,характериз...

Формирование социально- бытовой компетентности учащихся на занятиях социально-бытовой ориентации через разнообразные формы работы

Уроки сбо направлены на подготовку детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни. Но социально - бытовая адаптация и ориентация умственно отсталых детей существенно затруд...

Использование поведенческой терапии для формирования социально-бытовых навыков учащихся. Доклад на семинаре по дефектологии.

Развитие навыков самообслуживания и бытового поведения представляет для умственно-отсталых детей особую проблему. Сложность их обучения социально-бытовым навыкам в большой степени связана с нарушениям...

Формирование социально-бытовой компетентности у обучающихся коррекционной школы 8 вида

Вашему вниманию предлагаются материалы по формированию социально-бытовой компетентности учащихся с легкой степенью умственной отсталости. В данном пособии кратко рассматриваются типы и структуры учебн...

Формирование социально-бытовых навыков учащихся с ОВЗ через внеклассные мероприятия

Вся система коррекционно-педагогической работы призвана реабилитировать и социально адаптировать школьника с интеллектуальными нарушениями к реалиям окружающего мира. Целью работы является создание на...

Формирование социально- бытовой компетентности обучающихся с ОВЗ

  Современная система российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого - педагогического сопровождения воспита...

В чем заключается работа воспитателя по формированию социально-бытовых знаний и умений у умственно отсталых учащихся?

В чем заключается работа воспитателя по формированию социально-бытовых знаний и умений у умственно отсталых учащихся?...