ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАС, ОТЯГОЩЕННЫХ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ, ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТА «РАСТУ И ПОЛУЧАЮ СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ»
статья
В статье описан опыт работы по формированию социально-бытовой компетенции через реализацию проекта «РАСту и получаю социальный опыт» у детей с расстройствами аутистического спектра, отягощенных умственной отсталостью. Проект направлен на развитие личности, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, позволяющих достичь обучающимся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни. Описаны этапы работы по проекту и ряд проведенных мероприятий. Представлены промежуточные результаты разработанного мониторинга, которые дают возможность говорить об эффективности реализации проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 224.68 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 376
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАС, ОТЯГОЩЕННЫХ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ, ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТА «РАСТУ И ПОЛУЧАЮ СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ»
Елена Витальевна Цветкова,
заместитель директора по УВР;
Ольга Владимировна Чернышева,
Наталья Ивановна Каленова,
учителя
КОУ «Сургутская школа для обучающихся с ОВЗ»
Аннотация: В статье описан опыт работы по формированию социально-бытовой компетенции через реализацию проекта «РАСту и получаю социальный опыт» у детей с расстройствами аутистического спектра, отягощенных умственной отсталостью. Проект направлен на развитие личности, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, позволяющих достичь обучающимся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни. Описаны этапы работы по проекту и ряд проведенных мероприятий. Представлены промежуточные результаты разработанного мониторинга, которые дают возможность говорить об эффективности реализации проекта.
Ключевые слова: расстройство аутистического спектра (РАС), умственная отсталость, проект, социально-бытовая компетенция, мониторинг.
FORMATION OF SOCIAL AND DOMESTIC COMPETENCE IN STUDENTS WITH ASD, BURDENED WITH MENTAL RETARDATION, THROUGH THE IMPLEMENTATION OF THE PROJECT «GROW AND GAINING SOCIAL EXPERIENCE»
Elena Vitalievna Tsvetkova,
Olga Vladimirovna Chernysheva,
Natalia Ivanovna Kalenova
Annotation: This article describes the experience of working on the implementation of the project"..." for children with autism spectrum disorders, burdened with mental retardation. The project is aimed at personal development, the formation of a common culture that corresponds to generally accepted moral and socio-cultural values, the formation of the necessary for self-realization and life in society of practical ideas and skills that allow students to achieve the maximum possible independence and independence in everyday life. The stages of work on the project and a number of activities carried out are described. The interim results of the developed monitoring are presented, which make it possible to talk about the effectiveness of the project implementation.
Keywords: autism spectrum disorder (ASD), mental retardation, project, social and domestic competence, monitoring.
В современных условиях, особую социально ─ педагогическую значимость приобретает проблема целесообразности и повышения уровня личностных качеств у детей с РАС, для решения вопросов социальной адаптации, данной категории детей среди сверстников.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2014 г. № 1599 г. Москва) основной целью и результатом образования умственно отсталых детей является их общекультурное и личностное развитие, составляющей которых является социально-бытовая компетенция. Овладение обучающимися компетенциями, обеспечивает становление социальных отношений обучающихся в различных средах [1, с. 28].
Социально-бытовая компетентность – это готовность к проявлению способности действовать в жизненных ситуациях, овладение системой жизненно важных знаний, умений и навыков, позволяющих адаптироваться в условиях быстро изменяющегося общества (И.А. Зимняя, Ю.Н. Кислякова, А.Н. Коноплева, Т.Л. Лещинская, Н.В. Рябова, и др.) [2, с. 7].
Учеными проведены исследования, посвященные формированию социально-бытовых компетенций у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, включая детей с РАС и другими ментальными нарушениями (Е.Ю. Дашевская, А.И. Долженко, С.Д. Забрамная, А.В. Закрепина, Ю.Н. Кислякова, МИ. Кузьмицкая, Е.Т. Логинова, А.Р. Маллер, Ю.В. Мозжалова, Е.В. Моржина, Н.М. Платонова, Г.В. Цикото, В.А. Шинкоренко, Л.М. Шипицына, Н.В. Шульженко) [5].
Практика показала, что дети с легкой и умеренной (тяжелой) умственной отсталостью, в том числе дети с расстройствами аутистического спектра (РАС), имеют одинаковые проблемы в формировании становления социально-бытовой компетенции и нуждаются в направляющей и руководящей помощи педагогов.
Казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» реализует проект «РАСту и получаю социальный опыт». Формирование социально-бытовой компетенции является одной из ключевых задач.
Проект долгосрочный и реализуется с 2017 года. Рассчитан на 5 лет. В проекте участвуют обучающиеся, имеющие расстройства аутистического спектра в количестве 17 человек, отягощенных умственной отсталостью. Обучающиеся с легкой степенью умственной отсталости, составили 5 человек, с умеренной (тяжелой) – 12 человек.
Проект разработан с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта. Поставленные цели проекта предполагают развитие личности, формирование общей культуры, соответствующий общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений умений и навыков позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни [3, с. 209].
Задачи проекта:
- Определить уровень сформированности социального опыта у детей с расстройствами аутистического спектра, отягощенными интеллектуальными нарушениями.
- Разработать и реализовать план работы урочной и внеурочной деятельности по повышению уровня социального опыта у детей с расстройствами аутистического спектра, отягощенными интеллектуальными нарушениями.
- Проанализировать динамику повышения уровня сформированности социального опыта у детей с расстройствами аутистического спектра, отягощенными интеллектуальными нарушениями.
Реализация проекта осуществляется в три этапа.
Первый этап проекта включает в себя разработку и проведение мониторинга уровня сформированности социальных компетенций у детей с расстройствами аутистического спектра.
На основании требований ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) был разработан мониторинг выявления уровня развития социально-бытовых компетенций у детей с РАС, отягощенных легкой и умеренной (тяжелой) умственной отсталостью. Формирование навыков осуществляется как на групповых и индивидуальных занятиях по учебным предметам, так и на специально организованных коррекционных занятиях в рамках учебного плана.
Для детей с РАС, отягощенных легкой и умеренной (тяжелой) умственной отсталостью проводится мониторинг, который отражает индивидуальные достижения обучающихся и позволяет делать выводы об эффективности проводимой работы, по следующим направлениям:
- Адекватность поведения.
- Коммуникативные навыки.
- Самообслуживание.
Адекватность поведения включает в себя ряд критериев, которые отражают адекватную эмоциональную реакцию в новой среде, умение планировать расписание дня для поддержания эмоционального комфорта, доброжелательное отношение и сопереживание к окружающим людям, осуществление контроля и изменения своих действий, соблюдение правил учебного поведения.
В мониторинге коммуникативных навыков отражаются умения от выражения простейших просьб, обращения за помощью к однокласснику и учителю вербально или с помощью карточки, до возможности применения диалоговой речи.
Самообслуживание охватывает множество навыков необходимых ребенку для повседневной жизни. Оценивается степень самостоятельности выполнения бытовых действий и действий по самообслуживанию.
Первый этап проекта, помимо составления мониторингов, включает в себя повышение компетентности педагогов в области воспитания и обучения детей с РАС, отягощенных умственной отсталостью, через изучение опыта площадок и центров, в России, прохождение курсов повышения квалификации, изучение современных технологий.
Второй этап реализации проекта состоит из четырёх модулей:
- «Формирование социального опыта у детей с РАС на уроках». Данный модуль подразумевает реализацию ряда мини проектов на уроках, на которых обучающиеся получают теоретические и практические знания, подготавливаются к решению конкретных жизненных проблем. Уроки и мероприятия осуществляются в различных формах, включая экскурсии и арт-терапевтические формы, которые помогают детям устанавливать взаимоотношения между участниками, у обучающихся возникает потребность в общении, проявляются чувства внутреннего самоконтроля, участники оказывают взаимную поддержку внутри группы, осваивают новые роли и проявляют латентные качества личности, а так же наблюдают, как модификация ролевого поведения влияет на взаимоотношения с окружающими. Реализован ряд проектов по учебным дисциплинам. Например, по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» выполнены проекты: «Пойми меня», «Семь раз отмерь, составляя предложения», «Подпись в паспорте». На уроках математики так же создаются жизненные ситуации, позволяющие детям искусственно решить проблему «Вверх по эскалатору» (понятие вверх-вниз), «На каком этаже я живу?», «Что значит «делиться с другими?», «Сегодня учебный день?» (дни недели). Одни из немногих проектов по предмету «Человек»: «Мир моих эмоций», «Мойдодыр», «Учимся жевать жевательную резинку». «Окружающий социальный мир» включал в себя проекты: «Что такое учебная тревога?», «Один дома», «Дети − это важные пассажиры». Важное значение придается вовлечению обучающихся в совместную деятельность на основе эмоционального осмысления происходящих событий.
- «Формирование социального опыта у детей с РАС, отягощенных легкой умственной отсталостью во внеурочной деятельности». Содержание данного модуля состоит из проведения социальных тренингов педагогами психологами, в различных арт-терапевтических формах: игры в сенсорной комнате, песочная терапия, сказкотерапия и многое другое. Так же модуль включает в себя создание и реализация мероприятий детского клуба «Я и ты». Одной из задач данного модуля, является проведение спектаклей. Много лет в нашей школе реализуется проект «Театр для всех», где дети с РАС принимают активное участие в спектаклях, принимая на себя разные роли. В данном проекте планируются ежегодная постановка одного спектакля: «Просто так», «Краски», «Новые люди», теневой театр – «Колобок». Дети участвуют в предметных неделях, организованных специально для детей с аутизмом, которые решают задачи коммуникации и социализации: «Зажги синим», «Возьмемся за руки вместе», «Коллаж хорошего настроения», «Речь.ru». Ежегодно проводятся спортивные мероприятия: эстафеты, соревнования, спортивные игры, активно работает «Теннисный клуб».
- «Работа с родителями». Данный модуль состоит из организации консультативного направления работы, организации общешкольных мероприятий и запуск клуба «Верю в тебя». Ежемесячно организуются мероприятия с детьми и родителями: мастер-классы, походы, экскурсии, посещение спектаклей, музеев.
- «Взаимодействие с общественными организациями». Модуль содержит коллективные мероприятия развлекательного характера для детей с РАС. Школа осуществляет сотрудничество с общественными организациями реализуя различные мероприятия (РОО «Дети Дождя», Центр дневного пребывания и социальной адаптации детей с ОВЗ «Счастье», РОБО «Добро», АНО «Наш Солнечный Мир»).
Заключительный третий этап проекта подразумевает подведение итогов мониторинга уровня сформированности социального опыта у детей с РАС с интеллектуальными нарушениями.
Промежуточный итог сформированности социально-бытовых компетенций у обучающихся с РАС, отягощенных умственной отсталостью был запланирован на 2020 год. Для детей с легкой и умеренной (тяжелой) умственной отсталостью ставились единые задачи по усвоению социально-бытовых навыков. Было выявлено, что независимо от возраста и степени выраженности умственной отсталости отмечались единые трудности усвоения навыков, в связи с этим результаты подводились по единому мониторингу.
На диаграмме (рис. 1) отражены результаты среднего балла по направлениям адекватность поведения, коммуникативные навыки, самообслуживание.
Повышение показателей отмечаются по всем критериям. В промежуточном мониторинге по направлению адекватности поведения, наиболее высокие баллы отмечаются в критериях: спокойное реагирование на изменения в окружении в пределах школы; отмечается понимание эмоций одноклассников, а так же контроль своих действий и действий окружающих; передвижении по школе в обществе одноклассников; повышение показателей в ориентировке расписания дня; практически все обучающиеся принимают помощь учителя на индивидуальных и групповых мероприятиях. Так же значительная динамика в адекватном использовании ритуалов школьного поведения.
В направлении коммуникации можно говорить о наиболее высоких показателях по критериям: обращение к однокласснику по имени и по фамилии (в том числе с помощью карточек); в работе по инструкции и реакции на речь (слушает, понимает и пр.); ряд детей с легкой умственной отсталостью способны работать с письменной информацией.
Представленные результаты дают основания говорить о повышении навыков самообслуживания по критериям: привитие культурно-гигиенических навыков; одевание; раздевание; приём пищи; уход за одеждой; следить за внешним видом; бережное и аккуратное отношение к предметам домашнего обихода.
Рис. 1. Социально-бытовые компетенции у детей РАС, отягощенных умственной отсталостью.
Ориентация на социальную направленность учебно-воспитательного процесса позволяет расширить образовательное пространство, обеспечить возможности осуществления личностно-ориентированного обучения, корригировать имеющиеся недостатки и сформировать жизненно-необходимые знания, умения и навыки каждого «особого ребенка».
Список источников
- Формирование жизненных компетенций у обучающихся с расстройствами аутистического спектра [Текст]: метод. пособие / А. В. Хаустова [и др.] ; под ред. А. В. Хаустова. – М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. – 177 с.
- Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. – М.: Изд-ий центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 47 с.
- Акимова, Т. А. Особенности социально-бытовых навыков у детей с умственной отсталостью / Т. А. Акимова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 209-210. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7565/ (дата обращения: 18.05.2021).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок социально бытовой ориентировки проведён в 7 классе для обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости по теме: "Общественный транспорт".
На уроке формировала знания о правилах поведения в городском общественном транспорте, правилах безопасного поведения при посадке в транспорт и при выходе из него. Урок носит коррекционную направленнос...

Выступление на Педагогическом совете" Результаты адаптации обучающихся, воспитанников с умеренной умственной отсталостью посредством реализации коррекционных технологий школьного компонента учебного план"а
Результаты адаптации обучающихся, воспитанников с умеренной умственной отсталостью посредством реализации коррекционных технологий школьного компонента учебного плана...

ВАЛИДНОСТЬ МЕТОДА ОЦЕНИАВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ СЛОГОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ЧЕРЕЗ ПОКАЗ ПРАВИЛЬНОГО ВАРИАНТА ИЗ ТРЕХ ПРЕДЛОЖЕННЫХ
Мониторинг, навык чтения слогов, GOMs (новый генеральный формат оценки), умеренная умственная отсталость.В данной статье представлены требования технологии GOMS, разработанной сотрудниками Университет...

Формирование социально-бытовых знаний, умений и навыков с детьми с умственной отсталостью через практическую деятельность
Одним из способов улучшения качества жизни ребенка с нарушениями развития является повышение уровня его социализации, адаптации в обществе и умений достойно жить в нем. В качестве конечной ц...

Формирование общих жизненных компетенций у обучающихся с глубокой умственной отсталостью
Ведь заболевания у детей влекут за собой существенные ограничения жизнедеятельности, они способствуют социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслужива...

Совместная работа учителя-логопеда с педагогами по формированию графического навыка у детей обучающихся по АООП с умственной отсталостью (2 вариант)
Наглядные яркие картинки помогают лучше усваивать и закреплять знания, полученные на занятиях, воспитывают у умственно отсталых детей наблюдательность. Например серию картинок «Времена год...

"Развитие самостоятельности у обучающихся с легкой степенью умственной отсталости на уроках швейного дела через деятельностный подход"
Перед современной коррекционной школой стоит задача максимально подготовить и адаптировать обучающихся к условиям социума, к трудовой и производственной деятельности. Поэтому современный выпускник...