ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА по коррекционному курсу «Формирование социально-бытовых навыков» для обучающихся с расстройствами аутистического спектра начального общего образования 1-4 класс
рабочая программа
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ программы
1.1. Пояснительная записка
Адаптированная программа учителя-дефектолога (далее - Программа) разработана для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (далее - РАС) в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Принят Государственной Думой РФ 21 декабря 2012г. Вступил в силу с 1 сентября 2013г.);
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- СанПиН 2.4.2.3286-15 постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015г. № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования Учреждения;
- Уставом Учреждения.
Деятельность учителя-дефектолога в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ и внедрения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ направлена на формирование у обучающегося младшего школьного возраста первоначальных знаний и практических умений, способствующих бытовой и социальной адаптации. Социальная адаптация – основная задача в коррекционно-развивающей работе с детьми с РАС, результат решения которой оказывает значительное влияние на качество жизни не только ребенка, но и его близких.
Наблюдения и опыт изучения бытовой и социальной адаптации младших школьников показывает большие трудности в их приспособлении к самостоятельной практической жизни. Дети с расстройством аутистического спектра с трудом приспосабливаются к окружающему миру, у них отсутствуют навыки самообслуживания, или данные навыки очень слабо сформированы, с большим трудом ими усваиваются усложненные навыки ориентирования в общественной жизни: умение пользоваться общественным транспортом, навыки общения, навыки поведения в магазинах и других общественных местах.
Для овладения обучающимися с РАС знаниями и умениями, обеспечивающими их личную самостоятельность поведения, общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях в структуру учебного плана введен коррекционный курс «Социально – бытовая ориентировка».
Социально-бытовая ориентировка относится к числу специальных коррекционных занятий, которые проводятся с учетом возрастных и специфических особенностей и возможностей обучающихся с РАС. Расстройство аутистического спектра накладывает специфические особенности на ориентировку человека в бытовой и социальной сферах жизни.
Особенности обучающихся с РАС, препятствующие успешной социально-бытовой адаптации:
- Трудности в освоении новых видов деятельности и навыков
- Гиперестезии
- Нарушение функции планирования и самоконтроля
- Сниженная способность к имитации
- Трудности при возникновении внештатных ситуаций
- Трудности при переносе навыков из учебной ситуации в жизненную
- Стереотипность
- Особенности эмоциональной сферы
1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Цель – формирование у обучающегося младшего школьного возраста первоначальных знаний и практических умений, способствующих бытовой и социальной адаптации.
Задачи:
1. Помочь детям овладеть умениями и навыками гигиены и охраны зрения и осязания, ухода за кожей, сохранения и укрепления своего здоровья.
2. Ознакомить детей с основными продуктами питания, способами приготовления и хранения пищи, сервировки стола.
3. Расширить навыки самообслуживания.
4. Формировать у детей умения и навыки пользования средствами связи, транспортом, магазинами, медицинской помощью.
5. Формировать представления о себе, своей семье, ближайшем социальном окружении, обществе.
Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда; воспитание желания и стремления к приготовлению доброкачественной пищи; творческого отношения к домашнему труду.
Скачать:
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Калининградская область
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа им. М. С. Любушкина
муниципального образования «Янтарный городской округ»
(МБОУ «СОШ им. М.С. Любушкина МО «Янтарный ГО»)
ул. Лесная, д. 10-а, п. Янтарный, 238580, Калининградская обл.,
тел. 8(40153) 3-74-36, факс 8 (4053) 3-74-36, e-mail: schoolyantar@yandex.ru
ПРОГРАММА
УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА
по коррекционному курсу
«Формирование социально-бытовых навыков»
для обучающихся с расстройствами
аутистического спектра
начального общего образования
Составил:
Учитель-дефектолог Злобина А.О
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ программы
1.1. Пояснительная записка
Адаптированная программа учителя-дефектолога (далее - Программа) разработана для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (далее - РАС) в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Принят Государственной Думой РФ 21 декабря 2012г. Вступил в силу с 1 сентября 2013г.);
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- СанПиН 2.4.2.3286-15 постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015г. № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования Учреждения;
- Уставом Учреждения.
Деятельность учителя-дефектолога в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ и внедрения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ направлена на формирование у обучающегося младшего школьного возраста первоначальных знаний и практических умений, способствующих бытовой и социальной адаптации. Социальная адаптация – основная задача в коррекционно-развивающей работе с детьми с РАС, результат решения которой оказывает значительное влияние на качество жизни не только ребенка, но и его близких.
Наблюдения и опыт изучения бытовой и социальной адаптации младших школьников показывает большие трудности в их приспособлении к самостоятельной практической жизни. Дети с расстройством аутистического спектра с трудом приспосабливаются к окружающему миру, у них отсутствуют навыки самообслуживания, или данные навыки очень слабо сформированы, с большим трудом ими усваиваются усложненные навыки ориентирования в общественной жизни: умение пользоваться общественным транспортом, навыки общения, навыки поведения в магазинах и других общественных местах.
Для овладения обучающимися с РАС знаниями и умениями, обеспечивающими их личную самостоятельность поведения, общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях в структуру учебного плана введен коррекционный курс «Социально – бытовая ориентировка».
Социально-бытовая ориентировка относится к числу специальных коррекционных занятий, которые проводятся с учетом возрастных и специфических особенностей и возможностей обучающихся с РАС. Расстройство аутистического спектра накладывает специфические особенности на ориентировку человека в бытовой и социальной сферах жизни.
Особенности обучающихся с РАС, препятствующие успешной социально-бытовой адаптации:
- Трудности в освоении новых видов деятельности и навыков
- Гиперестезии
- Нарушение функции планирования и самоконтроля
- Сниженная способность к имитации
- Трудности при возникновении внештатных ситуаций
- Трудности при переносе навыков из учебной ситуации в жизненную
- Стереотипность
- Особенности эмоциональной сферы
1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Цель – формирование у обучающегося младшего школьного возраста первоначальных знаний и практических умений, способствующих бытовой и социальной адаптации.
Задачи:
1. Помочь детям овладеть умениями и навыками гигиены и охраны зрения и осязания, ухода за кожей, сохранения и укрепления своего здоровья.
2. Ознакомить детей с основными продуктами питания, способами приготовления и хранения пищи, сервировки стола.
3. Расширить навыки самообслуживания.
4. Формировать у детей умения и навыки пользования средствами связи, транспортом, магазинами, медицинской помощью.
5. Формировать представления о себе, своей семье, ближайшем социальном окружении, обществе.
Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда; воспитание желания и стремления к приготовлению доброкачественной пищи; творческого отношения к домашнему труду.
Принципы коррекционной работы учителя-дефектолога
Работа учителя-дефектолога с обучающимися с РАС строится с учетом возрастных и психологических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал Программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у обучающихся с РАС необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомятся с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи.
1.3. ХАРАКТЕРИСТИКИ, ЗНАЧИМЫЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
В обучении детей с РАС трудности, в большой степени связаны с нарушениями контакта, с затруднениями в сосредоточенности, а также страхами, мешают нарушения моторики, общая моторная неловкость тонуса мышц. Овладение тем или иным навыком бывает связано непосредственно с конкретной ситуацией и перенос этого навыка в иную ситуацию крайне затруднён. Поведение ребёнка отличается стереотипностью. В связи с этим, возникают трудности в организации ситуации обучения, разработке самой структуры и создании стереотипов.
Ребёнок с РАС может отказаться выполнять инструкции, игнорировать их, убегать от взрослого, выказывать протест или делая всё наоборот. Случаи неуспеха могут вызывать стойкий протест, замыкание и отказ ребёнка против повторной попытки повторить действие.
Поэтому крайне важно организовать ситуацию успеха, не спешить с усложнением задачи, обеспечить поддержку и постепенное предоставление самостоятельности, чтобы у него возникло ощущение безопасности и уверенности в собственных силах.
Обучение социально- бытовым навыкам обучающихся с РАС является очень сложным, пролонгированным во времени процессом, перед которым педагог должен быть тщательно подготовлен основными знаниями в умении правильно организовать процесс взаимодействия с ребёнком, установке правильной среды и выбора методов в формировании у ребёнка необходимости быть самостоятельным и возможным использовать приобретённые навыки в дальнейшей жизни.
Особые образовательные потребности обучающихся с РАС
К особым образовательным потребностям, характерным для данной категории обучающихся относятся:
• специальная поддержка детей в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации: обратиться за информацией и помощью, выразить свое отношение, оценку, согласие или отказ, поделиться впечатлениями;
• создание особенно четкой и упорядоченной временно-пространственной структуры занятия, дающее ученику опору для понимания происходящего и самоорганизации;
• оказание помощи в проработке впечатлений, воспоминаний, представлений о будущем, развитию способности планировать, выбирать, сравнивать;
• специальная помощь в упорядочивании и осмыслении усваиваемых знаний и умений, не допускающей их механического формального накопления и использования для аутостимуляции;
• создание условий обучения, обеспечивающих обстановку сенсорного и эмоционального комфорта (отсутствие резких перепадов настроения, ровный и теплый тон голоса учителя), упорядоченности и предсказуемости происходящего;
• специальная установка педагога на развитие эмоционального контакта учеником, поддержание в нем уверенности в том, что его принимают, ему симпатизируют, в том, что он успешен на занятиях;
• психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного включения в коррекционно-развивающую работу с ребенком; организация партнерских отношений с родителями.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Курс «Социально-бытовая ориентировка» имеет безотметочную систему прохождения материала, динамика продвижения определяется по четырем уровням (низкий, ниже-среднего, средний, высокий) на основе выполнения диагностических заданий.
Форма регистрации результатов: итоговая диагностика, направленная на выявление динамики развития познавательной деятельности, речи и всех психических процессов. Итоговая диагностика проводится в конце учебного года и включает в себя игровые, тестовые и вербальные задания, а также диктант.
Критерии оценки качества подготовки обучающегося позволяют определить уровень
освоения материала, предусмотренного программой, в начале и в конце учебного года. При оценивании обучающегося следует учитывать освоение материала в соответствии с изученным материалом по разделам:
• культура поведения;
• личная гигиена;
• одежда и обувь;
• улица и жилище;
• питание;
• семья;
• транспорт;
• средства связи;
• торговля;
• медицинская помощь.
Основным критерием оценок обучающегося, освоения коррекционного курса «Социально-бытовая ориентировка», является:
-учащийся полностью усвоил учебный материал, участвует в диалоге, правильно отвечает на вопросы учителя, применяет полученные знания в повседневной жизни (5 баллов);
-учащийся усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки, участвует в диалоге и отвечает с помощью наводящих вопросов, применяет полученные знания в повседневной жизни с помощью взрослого (4 балла);
- учащийся частично усвоил часть учебного материала, затрудняется ответить на вопросы, редко применяет полученные знания в повседневной жизни (3 балла);
- учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки, в большей части не применяет полученные знания в повседневной жизни, нуждается в контроле со стороны взрослого (2 балла);
- учащийся не усвоил материал, не участвует в диалоге, не стремится ответить на вопросы, не применяет полученные знания в повседневной жизни, нуждается в постоянном контроле и сопровождении взрослого (1 балл).
Основной формой организации процесса обучения данному предмету являются занятия, ориентированные на игровой, практический и наглядный метод обучения, с частичным использованием словесного метода: практические работы; экскурсии; сюжетно-ролевые игры; беседы.
Программа предполагает изучение правил техники безопасности, формирования умений пользоваться нагревательными электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими инструментами, а также навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком. В Программе предусмотрена система упражнений, которые каждый ученик выполняет индивидуально. Это работа осуществляется с целью выработки у учащихся определенных умений и навыков на основе знаний, полученных как на занятиях по коррекционному курсу, так и на занятиях по другим предметам. Беседа на занятиях по является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с сюжетно-ролевыми играми, различными практическими работами: записями в тетрадь определенных правил, зарисовками, упражнениями и другими видами работ. Сюжетно-ролевые игры программой предусмотрены на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения. В программе значительное место отводится экскурсиям. Они проводятся на объекты, в магазины, на предприятия службы быта, в отделения связи, на транспорт, в различные учреждения. Экскурсии в зависимости от их места в учебном процессе могут быть вводные, текущие и итоговые. Вводные экскурсии предшествуют изучению нового материала и имеют целью проведение наблюдений и общее ознакомление с объектами. Текущие экскурсии проводятся в ходе изучения темы и служат для конкретизации и закрепления определенного учебного материала. Итоговые экскурсии организуются при завершении работы над темой. Особое внимание программа уделяет формированию у учащихся умений использовать средства коммуникации (альтернативные и вербальные) для сообщения о своих действиях, обращения за помощью в случае затруднений.
Методы
Наглядные: опорные схемы, сюжетные картинки, альбомы и рабочие тетради, фотографии, мультимедиа, моделинг.
Словесные: вопросы, указания, разъяснения, комментарии.
Игровые: сюжетно-ролевые игры, игры-инсценировки, настольно-
печатные игры.
Практические: упражнения, практические работы.
Социальные истории
PECS
Ход занятия
Водный ролик (презентация)
Разбор понятий и уточнение словаря по заданной теме
Разбор социальной истории/визуальной схемы работы
Обучающий блок (демонстрация на модели, проведение
наблюдения, работа с практическим материалом, работа с
техникой и т.д.)
Дидактическая игра
Практическая работа (повторная проработка навыков)
2.1 МЕСТО КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Коррекционный курс «Социально-бытовая ориентировка» является обязательной частью внеурочной деятельности (коррекционно-развивающая область) учебного плана для детей с РАС. Данный курс рассчитан на младших школьников 1-4 классов. На изучение курса «Социально- бытовая ориентировка» в начальной школе отводится: 1-й класс – 66 часов в год, 2 часа в неделю; 2-й класс – 68 часов в год, 2 часа в неделю; 3-й класс – 68 часов в год, 2 часа в неделю; 4-й класс – 68 часов в год, 2 часа в неделю.
2. 2. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Данный курс направлен на коррекцию обучающихся с РАС и предполагает:
овладение обучающимися универсальными учебными действиями, обеспечивающими развитие моторной сферы, активное освоение окружающей действительности, совершенствование предметно-практической деятельности, развивает ориентировку в пространстве и самостоятельность в быту.
Реализация курса осуществляется с учетом особенностей развития обучающихся с РАС. Компенсация особенностей развития достигается путем организации обучения разным по уровню сложности видом труда, с учетом интересов воспитанников, в соответствии с их психофизическими возможностями, с использованием индивидуального подхода, эмоционально-благополучного климата в классе, разнообразных форм деятельности, ситуаций успеха, обеспечением близкой и понятной цели деятельности, использованием различных видов помощи, стимуляции познавательной активности, использования игровых приемов, дидактических игр, развития психических процессов, большого количества наглядности.
Коррекционно-развивающие занятия, реализуемые во внеурочной деятельности, будут способствовать формированию следующих жизненно важных компетенций:
-овладению умениями и навыками гигиены и охраны и укрепления своего здоровья;
-знаниям основных продуктов питания, способами приготовления и хранения пищи, сервировки стола;
-расширению навыков самообслуживания;
-формированию у детей умения и навыков пользования средствами связи, транспортом, магазинами, медицинской помощью;
-формированию представлений о себе, своей семье, ближайшем социальном окружении, обществе.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Личностные и предметные результаты изучения курса
Минимальный и достаточный уровень предметных результатов по коррекционному курсу определяется в конце учебного года, в связи с неоднородностью состава обучающихся класса и сложностью структуры дефекта.
Предметные результаты по социально - бытовой ориентировке включают освоение
обучающимися с расстройством аутистического спектра специфические умения, знания и навыки для данной предметной области.
Минимальный уровень:
- иметь представления о назначении объектов изучения;
- иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения
- владеть элементарными санитарно-гигиеническими навыками (мыть руки, чистить зубы, расчесывать волосы и т. п.)
- иметь представления об уходе за одеждой и обувью
- иметь представления об улице и ее частях
- иметь представления о видах жилых помещений в городе
- применять элементарные практические навыки с помощью учителя
Достаточный уровень:
- участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребёнка;
- участвовать в практической деятельности,
С учётом психофизических особенностей обучающихся личностные результаты включают:
- овладение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных
социальных и бытовых ситуациях, умением не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- овладение способами регуляции своего эмоционального состояния.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
Базовые учебные действия
Личностные учебные действия:
- проявление самостоятельности в выполнении простых учебных заданий;
- положительное отношение к окружающей действительности;
- проявление элементов личной ответственности при поведении в новом социальном окружении (классе, школе);
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней;
- включение в общеполезную социальную деятельность;
Коммуникативные учебные действия:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель-класс);
- вступать в контакт и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- доброжелательно относиться, конструктивно взаимодействовать с людьми;
- использовать доступные источники и средства получения информации для решения
коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
- активно участвовать в специально организованной деятельности (игровой, творческой, учебной).
Познавательные учебные действия:
- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявляемые на бумажных, электронных и других носителях).
Результаты могут уточняться и конкретизироваться с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.
2.3. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
1 класс
№ | Раздел, количество часов и содержание раздела | Формы организации занятий | Виды деятельности учащихся |
1 | Личная гигиена (5 часов) Практические занятия: проведение занятий по обучению уходу за телом | Беседы. Просмотр и обсуждение видеофильмов. Практическая деятельность. | Познавательная деятельность. Оздоровительная деятельность |
2 | Одежда и обувь (5 часов) Смена одежды и обуви по сезонам. Мелкий ремонт одежды. Правила применения мыла, стирального порошка. Стирка цветных хлопчатобумажных и шелковых изделий. Сушка, глажение небольших вещей. Складывание чистого белья. Уход за обувью различного вида и головными уборами. Практическое занятие: пришивание пуговиц, петель, вешалок на одежду. | Беседы. Просмотр и обсуждение видеофильмов. Сюжетно- ролевая игра. Практическая деятельность. | Познавательная деятельность. Игровая деятельность. Трудовая деятельность |
3 | Питание (6 часов) Основные продукты питания (хлеб, масло, мясо, овощи, фрукты и др.). Разнообразие продуктов, назначение, их значение в жизни человека. Приготовление пищи. Приготовление простых и комбинированных бутербродов, заваривание чая Сервировка стола к завтраку. Практическое занятие: сервировка стола. | Беседы. Просмотр и обсуждение видеофильмов, мультфильмов. Сюжетно-ролевая игра. Практическая деятельность. | Познавательная деятельность. Игровая деятельность. Трудовая деятельность. |
4 | Культура поведения (6 часов) Правильная осанка (сдержанная поза при стоянии, сидении), красота походки, умеренность жестикуляции. Правила поведения при встрече и расставании со сверстниками, девочками, взрослыми (знакомыми и незнакомыми в различных ситуациях). Формы обращения с просьбой к сверстнику и взрослому человеку. Тактичность и вежливость при разговоре со старшими и сверстниками. Практическое занятие: посещение кабинета директора, врача, медсестры и отработка норм поведения. | Беседы. Просмотр мультфильмов. Сюжетно-ролевые игры. | Познавательная деятельность. Игровая деятельность. Проблемно- ценностное общение. |
5 | Жилище (5 часов) Виды жилых помещений в городе. - знание крупных объектов, расположенных вблизи школы − элементарные правила дорожного движения и поведения пешехода − светофор, пешеходный переход − адрес − помещения квартиры, умение называть их. − назначение основных помещений в квартире Практическое занятие: посещение различных помещений школы, знакомство с их назначением, интерьером. | Беседы. Рассматривание картин. Игры. Экскурсия по помещениям школы. | Познавательная деятельность. Игровая деятельность. |
6 | Семья (4 часа) Понятие о семье, состав семьи, знание состава своей семьи, имен и отчеств родителей, близких родственников, их возраст. Знание правил поведения в семье (тактичное и уважительное отношение к старшим, оказание помощи), распределение хозяйственно-бытовых обязанностей между членами семьи. Практическое занятие: игры-драматизации по выполнению различных обязанностей, традиций, праздников в семье (день рождения, юбилеи бабушки, дедушки и др.). | Беседы. Встречи с семьями. Игры- драматизации. | Познавательная деятельность. Игровая деятельность. Проблемно- ценностное общение. Досугово - развлекательная деятельность. |
2 класс (34 часа)
№ | Раздел, количество часов и содержание раздела | Формы организации занятий | Виды деятельности учащихся |
1 | Личная гигиена (5 часов) Правила закаливания организма, правила обтирания; виды спорта; личная гигиена учащихся во время физкультурных занятий, походов. Практические занятия: проведение занятий по обучению уходу за телом | Беседы. Просмотр и обсуждение видеофильмов. Практическая деятельность. | Познавательная деятельность. Оздоровительная деятельность |
2 | Одежда и обувь (5 часов) Смена одежды и обуви по сезонам. Мелкий ремонт одежды (пришивание пуговиц, вешалок, петель и крючков). Правила применения мыла, стирального порошка. Стирка цветных хлопчатобумажных изделий. Сушка, глажение небольших вещей (платков, носков и др.). Складывание чистого белья. Уход за обувью различного вида и головными уборами. Практическое занятие: пришивание пуговиц, петель, вешалок на школьную и домашнюю одежду, зашивание по распоротому шву. Стирка и утюжка изделий из цветной хлопчатобумажной ткани. Пользование утюгом. | Беседы. Просмотр и обсуждение видеофильмов. Сюжетно- ролевая игра. Практическая деятельность. | Познавательная деятельность. Игровая деятельность. Трудовая деятельность |
3 | Питание (7 часов) Санитарно-гигиенические требования к приготовлению пищи (мытье рук перед приготовлением пищи и перед едой). Чистка и мытье посуды. Хранение пищи и продуктов питания. Знакомство с кухней. Соблюдение чистоты и порядка. Кухонная посуда. Последовательность в обработке овощей: сортировка, мытье, чистка, резка. Правила приготовления овощных блюд (из сырых и отварных овощей). Приготовление салатов, винегретов. Сервировка стола к обеду. Правила поведения за столом. Практическое занятие: оформление готовых блюд. | Беседы. Просмотр и обсуждение видеофильмов, мультфильмов. Сюжетно-ролевая игра. Практическая деятельность. Экскурсия на школьную кухню. | Познавательная деятельность. Игровая деятельность. Трудовая деятельность. |
4 | Культура поведения (6 часов) Закрепление правил поведения в общественных местах при посещении кинотеатра, музея, библиотеки. Закрепление правил поведения за столом во время еды в школьной столовой. Правила поведения в зрительном зале, фойе, буфете, гардеробе, залах музея, читальном зале. Соблюдение правил поведения за столом (правильная осанка, пользование столовыми приборами, салфеткой, красивый и аккуратный прием пищи). Практическое занятие: посещение кинотеатра. Отработка поведения во время приема пищи. | Беседы. Просмотр мультфильмов. Сюжетно-ролевые игры. Практическая деятельность. Экскурсия в кинотеатр | Познавательная деятельность. Игровая деятельность. Проблемно- ценностное общение. |
5 | Жилище (5 часов) Санитарно-гигиенические требования к помещению (проветривание, поддержание необходимой температуры, освещенности, борьба с пылью). Последовательность и объем сухой и влажной уборки классных комнат. Уход за цветами. Правила организации рабочего места школьников. Практические занятия: участие в уборке помещений школы. Повседневные обязанности по уборке игровой, классной и других помещений | Беседы. Рассматривание картин. Игры. Уход за комнатными растениями. Участие в уборке помещений школы. | Познавательная деятельность. Игровая деятельность. Трудовая деятельность |
6 | Семья (4 часа) Состав семьи. Имена отчества, возраст, место работы родителей, близких родственников, их возраст. Родственные отношения (мать, отец, брат, бабушка и др.) Личные взаимоотношения в семье. Распределение хозяйственно-бытовых обязанностей. Практическое занятие: игры-драматизации по общению и выполнению семейных бытовых обязанностей. | Беседы. Встречи с семьями. Игры- драматизации. | Познавательная деятельность. Игровая деятельность. Проблемно- ценностное общение. Досугово - развлекательная деятельность. |
3 класс (34 часа)
№ | Раздел, количество часов и содержание раздела | Формы организации занятий | Виды деятельности учащихся |
1 | Личная гигиена (4 часов) Практические занятия: изучение приемов снятия зрительного утомления. | Беседы. Просмотр и обсуждение видеофильмов. Практическая деятельность. | Познавательная деятельность. Оздоровительная деятельность |
2 | Одежда и обувь (5 часов) Правила стирки и сушки изделий из шерстяных и синтетических тканей. Назначение прачечной, виды услуг, правила пользования, подготовка белья к стирке, пришивание меток, заполнение бланков, правила пользования прачечной самообслуживания. Практическое занятие: стирка мелких изделий, сдача белья в прачечную и получение белья из прачечной. | Беседы. Просмотр и обсуждение видеофильмов. Сюжетно- ролевая игра. Практическая деятельность. | Познавательная деятельность. Игровая деятельность. Трудовая деятельность |
3 | Питание (5 часов) Изготовление изделий из теста, оформление их. Умение составлять меню, учитывая рациональность питания и наличие продуктов. Практическое занятие: упражнения в составлении меню. | Беседы. Просмотр и обсуждение видеофильмов, мультфильмов. Сюжетно-ролевая игра. Практическая деятельность. | Познавательная деятельность. Игровая деятельность. Трудовая деятельность. |
4 | Культура поведения (5 часов) Правила поведения во время экскурсий. Умение поддержать беседу с товарищами, высказать свое мнение. Правила поведения в гостях - поведение при встрече и расставании, за столом. Правила вручения и приема подарков, требования к выбору подарков, умение изготовить несложные подарки своими руками. Практическое занятие: организация и проведение дня рождения товарищей, вручение изготовленных детьми подарков и т.д. | Беседы. Сюжетно- ролевые игры. Изготовление подарков друзьям. Практическая деятельность. Экскурсия в выставочный зал. Составление сценария дня рождения одноклассника. | Познавательная деятельность. Игровая деятельность Проблемно- ценностное общение. Художественное творчество |
5 | Жилище (4 часа) Объем и последовательность периодической и сезонной уборки. Санитарная уборка помещения. Уход за мебелью. Способы ухода за окнами, подбор моющих средств. Практическое занятие: проведение сухой и влажной уборки классных комнат, чистка пылесосом мягкой мебели, мытье зеркал. | Беседы. Уход за мебелью в школе. Генеральная уборка. | Познавательная деятельность. Трудовая деятельность |
6 | Семья (4 часа) Помощь другим в самообслуживании, знание разнообразных игр, умение их проводить в группе, помощь в уборке игрушек, проведение прогулок. Практическое занятие: проведение игр, вечеров досуга | Социальное творчество. Проблемно- ценностное общение. | |
7 | Торговля (2 часа) Магазины, их отделы. Назначение магазинов. Стоимость некоторых товаров. Правила поведения в магазине. Практическое занятие: экскурсия в магазин и покупка товаров.
| Беседы. Сюжетно- ролевые игры. Экскурсия в магазин и покупка товаров. | Познавательная деятельность. Игровая деятельность. Проблемно- ценностное общение. |
8 | Медицинская помощь (3 часа) Набор домашней аптечки (перевязочные средства, дезинфицирующие средства, термометр), ее назначение и правила применения. Правила первой помощи: обработка раны и наложение повязки. Практическое занятие: наложение повязки на рану, правила первой помощи при порезе, ушибе конечности. | Беседа. Сюжетно- ролевая игра. Практическая деятельность. | Познавательная деятельность. Проблемно- ценностное общение. |
4 класс (34 часа)
№ | Раздел, количество часов и содержание раздела | Формы организации занятий | Виды деятельности учащихся |
1 | Личная гигиена (4 часа) Чтение и письмо при соблюдении определенных гигиенических требований (освещение рабочего места, вред чтения лежа, в движущемся транспорте, за едой, на ходу, на ярком солнце). Знание каждым учеником, каким физическим трудом и какими видами спорта он может заниматься, чтобы не причинить вред своему здоровью. Соблюдение чистоты помещения для охраны зрения. | Беседы. Подбор упражнений для зрительной гимнастики
| Познавательная деятельность. Оздоровительная деятельность |
2 | Одежда и обувь (4 часа) Уход за кожаными изделиями. Уход за костюмом, способы ухода за обувью. Уход за резиновой обувью. Практическое занятие: чистка одежды, обуви. Знакомство с чисткой пятен на одежде и практическое исполнение. | Беседы. Составление правил ухода за одеждой. Практическая деятельность. | Познавательная деятельность. Трудовая деятельность |
3 | Питание (6 часов) Приготовление пищи. Закуски, блюда из овощей, сладкие блюда. Сервировка стола к обеду, ужину. Способы обработки овощных продуктов. Использование консервированных продуктов и полуфабрикатов. Оформление готовых блюд. Приготовление блюд в мультиварке, правила пользования ею. Соблюдение санитарно-гигиенических требований и правил безопасности работы при приготовлении пищи. Правила сервировки стола к обеду, пользование столовыми приборами. Практическое занятие: знакомство с технологией обработки овощных продуктов и техникой безопасности, при использовании различных приборов: мясорубки, ножей, овощерезок и др. Сервировка стола ко Дню именинника. | Беседы. Просмотр и об- суждение видеофильмов. Сюжетно- ролевая игра. Практическая деятельность. | Познавательная деятельность. Игровая деятельность. Трудовая деятельность |
4 | Семья (3 часа) Организация семьи. Взаимопомощь, доброта, восприимчивость, честность, правдивость. Пример и авторитет отца и матери. Личные взаимоотношения с членами семьи. Посильный домашний труд в семье (уборка своей постели, содержание в порядке вещей, помощь в уборке комнаты, уход за цветами, умение накрывать на стол перед едой, чистка одежды и обуви). Практическое занятие: помощь дошкольникам и первоклассникам в чистке одежды и обуви, подготовке ко сну. | Беседы. Сюжетно- ролевая игра. Практическая деятельность. Акция «Помоги младшим!» | Познавательная деятельность. Игровая деятельность. Трудовая деятельность. Проблемно- ценностное общение. |
5 | Культура поведения (5 часов) Культура речи. Дела, поступки, контроль за своим поведением. Прочные, устойчивые навыки и привычки культурного поведения. Правила поведения с товарищами. Разговор со взрослыми, друзьями, умение поддержать беседу, выражать свои мысли ясно и точно. Умение одеться красиво и аккуратно. Строгое соблюдение личной и общественной гигиены. Содержание в чистоте своего тела и одежды. Контроль за своим поведением. Практическое занятие: организация и проведение игры: «День рождения друга». | Беседы. Сюжетно- ролевая игра. Составление правил поведения с товарищами. Составление сценария проведение Дня рождения друга. | Познавательная деятельность. Игровая деятельность. Проблемно- ценностное общение. Досугово - развлекательная деятельность. |
6 | Жилище (3 часа) Уход за мебелью и окнами. Объем и последовательность ухода за мебелью (протирание мягкой сухой тряпкой деревянных частей мебели, чистка плюшевой обивки). Мытье стекол. Практическое занятие: работа с пылесосом. Чистка ковров, обивки мебели. | Беседы. Практическая деятельность. Генеральная уборка в классе. | Познавательная деятельность. Трудовая деятельность. |
7 | Торговля (4 часа) Дальнейшее изучение специализированных магазинов, их отделов. Стоимость отдельных товаров, порядок их покупки. Работа продавцов. Правила поведения в магазине. Практическое занятие: посещение магазина, покупка мелких товаров (пуговиц, иголок, расчесок). | Беседы. Сюжетно- ролевые игры. Посещение магазина, покупка мелких товаров | Познавательная деятельность. Игровая деятельность. Проблемно- общение. |
8 | Медицинская помощь (3 часа) Своевременное принятие лечебных процедур, выполнение рекомендаций врача. | Беседа. Посещение медицинского кабинета. | Познавательная деятельность. Проблемно- ценностное общение. |
2.4. Тематическое планирование коррекционной работы в 1 классе
№ | Раздел | Тема урока | Кол-во часов |
Диагностика | 1 | ||
Личная гигиена (5 часов) | Режим дня, его выполнение. Соблюдение правил гигиены. | 1 | |
Последовательность утреннего и вечернего туалета | 1 | ||
Периодичность и правила чистки зубов и ушей | 1 | ||
Правила расчесывания волос, выбор прически, периодичность мытья головы | 1 | ||
Хранение средств гигиены и индивидуальность их использования | 1 | ||
Одежда и обувь (5 часов) | Смена одежды и обуви по сезонам. Мелкий ремонт одежды. | 1 | |
Правила применения мыла, стирального порошка. Стирка цветных хлопчатобумажных изделий | 1 | ||
Сушка, глажение небольших вещей. Складывание чистого белья. | 1 | ||
Уход за обувью различного вида и головными уборами. | 1 | ||
Пришивание пуговиц, петель, вешалок на одежду. | 1 | ||
Питание (6 часов) | Основные продукты питания (хлеб, масло, мясо, овощи, фрукты и др.). | 1 | |
Приготовление простых и комбинированных бутербродов, заваривание чая | 1 | ||
Приготовление простых и комбинированных бутербродов, заваривание чая | 1 | ||
Приготовление простых и комбинированных бутербродов, заваривание чая | 1 | ||
Приготовление простых и комбинированных бутербродов, заваривание чая | 1 | ||
Сервировка стола к завтраку. | 1 | ||
Культура поведения (6 часов) | Правильная осанка (сдержанная поза при стоянии, сидении), красота походки, умеренность жестикуляции. | 1 | |
Правила поведения при встрече и расставании со сверстниками, девочками (знакомыми и незнакомыми в различных ситуациях). | 1 | ||
Правила поведения при встрече и расставании со взрослыми (знакомыми и незнакомыми в различных ситуациях). | 1 | ||
Формы обращения с просьбой к сверстнику и взрослому человеку. | 1 | ||
Посещение кабинета директора и отработка норм поведения. | 1 | ||
Посещение врача, медсестры и отработка норм поведения. | 1 | ||
Жилище (5 часов) | Посещение различных помещений школы, знакомство с их назначением, интерьером. | 1 | |
Знание крупных объектов, расположенных вблизи школы | 1 | ||
Элементарные правила дорожного движения и поведения пешехода, светофор, пешеходный переход | 1 | ||
Адрес | 1 | ||
Помещения квартиры, умение называть их, назначение основных помещений в квартире | 1 | ||
Семья (4 часа) | Понятие о семье, состав семьи, знание состава своей семьи, имен и отчеств родителей, близких родственников, их возраст. | 2 | |
Знание правил поведения в семье (тактичное и уважительное отношение к старшим, оказание помощи), распределение хозяйственно-бытовых обязанностей между членами семьи. | 1 | ||
Игра-драматизация День рождения бабушки (дедушки) | 1 | ||
Диагностика | 1 | ||
Итого | 33 |
Тематическое планирование коррекционной работы во 2 классе
№ | Раздел | Тема урока | Кол-во часов |
Диагностика | |||
Личная гигиена (5 часов) | Стрижка ногтей, средства ухода за руками и способы их применения. | 1 | |
Правила закаливания организма, правила обтирания | 1 | ||
Виды спорта | 1 | ||
Личная гигиена учащихся во время физкультурных занятий, походов. | 1 | ||
Проведение занятий по обучению уходу за телом | 1 | ||
Одежда и обувь (5 часов) | Смена одежды и обуви по сезонам. Мелкий ремонт одежды. Правила применения мыла, стирального порошка. Стирка цветных хлопчатобумажных изделий. | 1 | |
Сушка, глажение небольших вещей (платков, носков и др.). Складывание чистого белья. | 1 | ||
Уход за обувью различного вида и головными уборами. | 1 | ||
Пришивание пуговиц, петель, вешалок на школьную и домашнюю одежду, зашивание по распоротому шву. | 1 | ||
Стирка и утюжка изделий из цветной хлопчатобумажной ткани. Пользование утюгом. | 1 | ||
Питание (7 часов) | Санитарно-гигиенические требования к приготовлению пищи (мытье рук перед приготовлением пищи и перед едой). | 1 | |
Чистка и мытье посуды. Хранение пищи и продуктов питания. | 1 | ||
Знакомство с кухней. Соблюдение чистоты и порядка. Кухонная посуда. | 1 | ||
Последовательность в обработке овощей: сортировка, мытье, чистка, резка. | 1 | ||
Правила приготовления овощных блюд (из сырых и отварных овощей). | 1 | ||
Приготовление салатов, винегретов. | 1 | ||
Сервировка стола к обеду. Правила поведения за столом. Оформление готовых блюд. | 1 | ||
Культура поведения (6 часов) | Закрепление правил поведения в общественных местах при посещении кинотеатра, музея, библиотеки. | 1 | |
Закрепление правил поведения за столом во время еды в школьной столовой. | 1 | ||
Правила поведения в зрительном зале, фойе, буфете, гардеробе, залах музея, читальном зале. | 1 | ||
Соблюдение правил поведения за столом (правильная осанка, пользование столовыми приборами, салфеткой, красивый и аккуратный прием пищи). | 2 | ||
Посещение кинотеатра. Отработка поведения во время приема пищи. | 1 | ||
Жилище (5 часов) | Санитарно-гигиенические требования к помещению (проветривание, поддержание необходимой температуры, освещенности, борьба с пылью). | 1 | |
Последовательность и объем сухой и влажной уборки классных комнат. | 1 | ||
Уход за цветами. | 1 | ||
Правила организации рабочего места школьников. | 1 | ||
Участие в уборке помещений школы. | 1 | ||
Семья (4 часа) | Состав семьи. Имена отчества, возраст, место работы родителей, близких родственников, их возраст. Родственные отношения (мать, отец, брат, бабушка и др.) Личные взаимоотношения в семье. Распределение хозяйственно-бытовых обязанностей. | 2 | |
Игры-драматизации по общению и выполнению семейных бытовых обязанностей. | 2 | ||
Диагностика | 1 | ||
Итого | 34 |
Тематическое планирование коррекционной работы во 3 классе
№ | Раздел | Тема урока | Кол-во часов |
Диагностика | |||
Личная гигиена (4 часов) | Гигиенические требования к организации учебных занятий. | 1 | |
Значение правильного режима жизни, рационального питания для здоровья. | 1 | ||
Правила пользования ножницами, вилками, ножами. Правила пользования иголками, спичками. | 1 | ||
Изучение приемов снятия зрительного утомления. | 1 | ||
Одежда и обувь (5 часов) | Правила стирки и сушки изделий из шерстяных и синтетических тканей. | 1 | |
Назначение прачечной, виды услуг, правила пользования, подготовка белья к стирке | 1 | ||
Стирка мелких изделий | 2 | ||
Сдача белья в прачечную и получение белья из прачечной. | 1 | ||
Питание (5 часов) | Изготовление изделий из теста, оформление их. | 1 | |
Умение составлять меню, учитывая рациональность питания и наличие продуктов. | 2 | ||
Упражнения в составлении меню. | 2 | ||
Культура поведения (5 часов) | Правила поведения во время экскурсий. | 1 | |
Умение поддержать беседу с товарищами, высказать свое мнение. | 1 | ||
Правила поведения в гостях - поведение при встрече и расставании, за столом. | 1 | ||
Правила вручения и приема подарков, требования к выбору подарков, умение изготовить несложные подарки своими руками. | 1 | ||
Организация и проведение дня рождения одноклассника, вручение изготовленных детьми подарков | 1 | ||
Жилище (4 часа) | Объем и последовательность периодической и сезонной уборки. Санитарная уборка помещения. Уход за мебелью. | 1 | |
Способы ухода за окнами, подбор моющих средств. | 1 | ||
Проведение сухой и влажной уборки классных комнат | 1 | ||
Чистка пылесосом мягкой мебели, мытье зеркал. | 1 | ||
Семья (4 часа) | Помощь в уходе за младшими школьникам | 1 | |
Помощь другим в самообслуживании, знание разно- образных игр, умение их проводить в группе, | 1 | ||
Помощь в уборке игрушек, проведении прогулок | 1 | ||
Проведение с первоклассниками игр, вечеров досуга, оказание им помощи во время выполнения бытовых обязанностей | 1 | ||
Торговля (2 часа) | Магазины, их отделы. Назначение магазинов. Стоимость некоторых товаров. Правила поведения в магазине. | 1 | |
Экскурсия в магазин и покупка товаров. | 1 | ||
Медицинская помощь (3 часа) | Набор домашней аптечки (перевязочные средства, дезинфицирующие средства, термометр), ее назначение и правила применения. | 1 | |
Правила первой помощи: обработка раны и наложение повязки. | 1 | ||
Наложение повязки на рану, правила первой помощи при порезе, ушибе конечности. | 1 | ||
Диагностика | 1 | ||
Итого | 34 |
Тематическое планирование коррекционной работы во 4 классе
№ | Раздел | Тема урока | Кол-во часов |
Диагностика | |||
Личная гигиена (4 часа) | Охрана здоровья и зрения. Порядок рабочего места и учебных пособий. Значение выполнения санитарно- гигиенических правил. | 1 | |
Чтение и письмо при соблюдении определенных гигиенических требований освещение рабочего места | 2 | ||
Гигиенические требования во время самообслуживания. | 1 | ||
Одежда и обувь (4 часа) | Уход за кожаными изделиями. | ||
Уход за костюмом, способы ухода за резиновой обувью | 1 | ||
Чистка обуви, одежды. | 1 | ||
Знакомство с чисткой пятен на одежде и практическое исполнение | 1 | ||
Питание (6 часов) | Приготовление пищи. Закуски, блюда из овощей, сладкие блюда. Сервировка стола к обеду, ужину | 1 | |
Способы, обработки овощных продуктов. Использование консервированных продуктов и полуфабрикатов. | 1 | ||
Соблюдение санитарно-гигиенических требований и правил безопасности работы при приготовлении пищи. | |||
Правила сервировки стола к обеду, пользование столовыми приборами | 1 | ||
Правила сервировки стола к обеду, пользование столовыми приборами. | 1 | ||
Знакомство с технологией обработки овощных продуктов и техникой безопасности при использовании различных приборов. | 1 | ||
Сервировка стола ко Дню именинника. | 1 | ||
Культура поведения (5 часов) | Правила поведения с товарищами. Разговор со взрослыми, друзьями, умение поддержать беседу, выражать свои мысли ясно и точно. | 2 | |
Умение одеться красиво и аккуратно. Строгое соблюдение личной и общественной гигиены. | 1 | ||
Содержание в чистоте своего тела и одежды. | 1 | ||
Организация и проведение игры: «День рождения друга». | 1 | ||
Жилище (3 часа) | Уход за мебелью и окнами. | 1 | |
Объем и последовательность ухода за мебелью. Мытье стекол | 1 | ||
Работа с пылесосом. Чистка ковров, обивки мебели. | 1 | ||
Семья (3 часа) | Организация семьи. Пример и авторитет отца и матери. Личные взаимоотношения с членами семьи. | 1 | |
Посильный домашний труд в семье (уборка своей постели, содержание в порядке вещей, помощь в уборке комнаты, уход за цветами, умение накрывать на стол перед едой, чистка одежды и обуви). | 1 | ||
Помощь дошкольникам и первоклассникам в чистке одежды и обуви, подготовке ко сну. | 1 | ||
Торговля (4 часа) | Дальнейшее изучение специализированных магазинов, их отделов | 1 | |
Стоимость отдельных товаров, порядок их покупки. | 1 | ||
Работа продавцов. Правила поведения в магазине | 1 | ||
Посещение магазина, покупка мелких товаров | 1 | ||
Медицинская помощь (3 часа) | Своевременное принятие лечебных процедур, выполнение рекомендаций врача. | 1 | |
Посещение медицинского кабинета. | 1 | ||
Наложение повязки | 1 | ||
Диагностика | |||
Итого | 34 |
3. СИСТЕМА УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1 Материально-технического обеспечения образовательного процесса
Оборудование кабинета: ученические столы, стулья, столы учительский, шкафы для хранения дидактических материалов, пособий и пр., зеркала настенное для индивидуальных занятий, материалы согласно календарно-тематическому плану.
Технические средства обучения: ноутбук, принтер.
3.2. Список использованной литературы
1. Т.С.Зыкова, Э.Н.Хотеева «Социально бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.
2. А.М.Щербакова. Пособие для учителя «Социально-бытовая ориентировка в специальных(коррекционных) образовательных учреждениях.
3.Альтернативная коммуникация». Методический сборник. Автор-составитель Штягинова Е. А. Городская общественная организация инвалидов «Общество «Даун синдром». Новосибирск, 2012.
4.А.Р.Моллер Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии детей. М., 2000
Приложение
Диагностика сформированности социально-бытовых навыков у детей с расстройством аутистического спектра
№ п/п | Навыки | Уровень сформированности | Показатель уровня |
Взаимодействие со взрослым (педагогом), называние его по имени | 1 уровень | Проявление откровенной агрессии или отсутствие реакции при попытке взрослого установить контакт, не называет или не знает имена педагогов | |
2 уровень | Проявление упрямства и негативизма при попытках взрослого установить с ребенком положительный контакт, знает педагога | ||
3 уровень | Проявление радостного оживления (улыбки, объятий, смеха) при появлении конкретного взрослого, знает педагога и называет его имя | ||
4 уровень | Проявление желания идти на занятие заниматься с конкретным взрослым (учителем, воспитателем, психологом), знает педагога и называет по имени | ||
Установление доступных контактов с другими детьми | 1 уровень | Отсутствие желания взаимодействовать с другими детьми (драки из-за игрушек, пособий и др.) | |
2 уровень | Демонстрация желания играть с игрушкой, которая находится в руках другого ребенка | ||
3 уровень | Проявление способности ждать, пока другой ребенок занят интересующим первого ребенка предметом | ||
4 уровень | Демонстрация просьбы дать игрушку | ||
Взаимодействие с родителями | 1 уровень | Отвержение родителей (откровенная агрессия) | |
2 уровень | Отсутствие теплых отношений с родителями, проявление к ним требовательности для удовлетворения собственных желаний | ||
3 уровень | Проявление послушания как стремление установить связь с родителями | ||
4 уровень | Проявление ласки и нежности по отношению к родителям | ||
Соблюдение доступных правил поведения в ДОУ и во время занятий | 1 уровень | Нарушение нормативных правил поведения (крики, возгласы, возможные драки с другими детьми) в течение всего времени пребывания в ДОУ | |
2 уровень | Нарушение поведения во время занятия (отсутствие умения слушать педагога, сидеть спокойно в течение определенного времени, постоянные и необоснованные просьбы выйти в туалет, частое отвлечение внимания на другие объекты и др.) | ||
3 уровень | Частичное нарушение правил поведения (нарушение правил поведения в случае потери интереса к занятию и правильное поведение, если интерес возобновился) | ||
4 уровень | Нормативное поведение в течение всего занятия и во время перерыва | ||
Навыки самообслуживания и социально-бытового ориентирования | |||
КГН (культурно-гигиенические навыки) | 1 уровень | Моет руки, умывается, чистит зубы только сопряженно со взрослым, не справляется самостоятельно | |
2 уровень | Может справиться самостоятельно, но необходима некоторая помощь | ||
3 уровень | Справляется самостоятельно | ||
4 уровень | Справляется самостоятельно, помогает другим | ||
Прием пищи (готовиться к приему пищи; использовать столовые предметы по назначению) | 1 уровень | Не может самостоятельно вымыть руки перед едой (не понимает даже смысл действия); не умеет пользоваться столовыми приборами по назначению; выполнение только сопряженно со взрослым | |
2 уровень | Может справиться самостоятельно, но необходима некоторая помощь | ||
3 уровень | Справляется самостоятельно | ||
4 уровень | Справляется самостоятельно, помогает другим | ||
Навык поддержания, слежения за своим внешним видом (навык застегивания/расст егивания; одевания и раздевания; навык ухаживания за своей одеждой) | 1 уровень | Не справляется с застегиванием/расстегиванием, не может самостоятельно одеться/раздеться, ухаживать за одеждой, выполняет только сопряженно со взрослым | |
2 уровень | Может справиться самостоятельно, но необходима некоторая помощь | ||
3 уровень | Справляется самостоятельно | ||
4 уровень | Справляется самостоятельно, помогает другим | ||
Соблюдение доступных правил поведения за столом (аккуратно принимать пищу; вытирать рот после еды; жестом благодарить за заботу) | 1 уровень | Не соблюдает правила поведения; не умеет аккуратно принимать пищу, благодарить за заботу | |
2 уровень | Может аккуратно принимать пищу, требуется помощь в вытирании рта после еды | ||
3 уровень | Соблюдает освоенные правила поведения; осознанно справляется с неожиданными ситуациями; сформированные навыки может перенести в незнакомую ситуацию | ||
4 уровень | Сформированность навыков на уровне дееспособного человека | ||
Навыки социально-бытового ориентирования | |||
Ориентирование в помещении (спальная комната, туалет, кухня и т.д.) | 1 уровень | Не ориентируется в помещении, знает только место приема пищи | |
2 уровень | Ориентируется в названиях и назначениях разных частей помещения, самостоятельно выполняет отдельные бытовые задания (сервировка стола, уборка посуды, вытирание со стола тряпкой и пр.) | ||
3 уровень | Умеет использовать бытовые приборы по назначению, пользоваться телефоном; в достаточной степени может ориентироваться в знакомом пространстве; сформированные навыки и умения свободно переносит в знакомую ситуацию | ||
4 уровень | Сформированность навыков на уровне дееспособного человека | ||
Ориентирование на улице (проезжая часть и тротуар; дорожные знаки; навык перехода через дорогу) | 1 уровень | Не ориентируется на улице; не имеет представлений о проезжей части/тротуаре, дорожных знаках; не переходит дорогу самостоятельно | |
2 уровень | Ориентируется на улице (определяет, где проезжая часть/тротуар и понимает их назначение; называет некоторые дорожные знаки) | ||
3 уровень | В достаточной степени может ориентироваться в знакомой ситуации и пространстве; способен перемещаться по городу самостоятельно | ||
4 уровень | Сформированность навыков на уровне дееспособного человека | ||
Ориентирование во времени (дни недели, месяц времени года, время года) | 1 уровень | Не может определить день недели, месяц времени года, время года | |
2 уровень | Видит разницу между днем и ночью; различает времена года | ||
3 уровень | Может определить время года, день недели; знает месяц времени года в настоящий момент | ||
4 уровень | Сформированность навыков на уровне дееспособного человека | ||
Представления ребенка о себе | |||
Отношение ребенка к самому себе (обозначение своего имени, узнавание себя на фотографии) | 1 уровень | Не знает своего имени, не узнает себя на фотографии
| |
2 уровень | Отзывается на свое имя, но самостоятельно его не называет, может найти себя на фотографии 3 уровень | ||
3 уровень | Знает свое имя, в состоянии обозначить его на бумаге, узнает себя на фотографии | ||
4 уровень | Сформированность на уровне дееспособного человека |
ИНФОРМАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Никулина Г.В., Фомичева Л.В, Замашнюк Е.В. Развитие зрительного восприятия: Учебное пособие / Под ред. Никулиной Г.В. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003.
2. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей). Часть II – Начальная школа. – М.: ГороД, 1999.
3. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида. Программы начальной школы. Коррекционная работа в начальной школе. Авт. прогр.: Бельмер В.А., Григорьева Л.П., Денискина В.З. и др. Под ред. Л.И. Плаксиной. - М.: Просвещение, 1997.
4. Григорьева Л.П., Сташевский С.В. Основные методы развития зрительного восприятия при нарушениях зрения. М., 1990.
5. Никулина Г. В., Фомичева Л. В. Охраняем и развиваем зрение: Учеб. – метод. пособие для педагогов образовательных учреждений общего назначения. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002
6. Плаксина Л. И., Григорян Л. А. Содержание медико-педагогической помощи детям с нарушениями зрения. – М., 1998.
7. Плаксина Л. И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. – М., 1998.
8. Фомичева Л. В. Интеграция методов развития зрительного восприятия в работе тифлопедагога. Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушениями зрения. – М., 1997.
9. Фомичева Л. В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушениями зрения: Офтальмологические и гигиенические аспекты охраны и развития зрения: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу Физической культуре для начального общего образования 1-3 класс.Школа 2100
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо курсу Физической культуредля начального общего образованияШкола 2100...

Рабочая программа предмета «Английский язык» для начального общего образования 2-4 классы В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова
Рабочая программа предмета «Английский язык» для начального общего образования 2-4 классы - В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова...

Рабочая программа по изобразительному искусству начального общего образования, 1-4 класс по программе В. С. Кузина
Целевая ориентация рабочей программы по изобразительному искусству в практике образовательной организации составлена в соответствии с федеральной...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Физическая культура Уровень обучения: Начальное общее образование (1-4 классы) основное общее образование (5-9классы) Среднее общее образование (10-11классы).ФГОС.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса ...
«Хореография» Программа внеурочной деятельности обучающихся на ступени начального общего образования (1–4 классы) Направление: спортивно-оздоровительное Составитель: Вутман Виктория Юрьевна, учитель начальных классов МБОУ «Лицей №2» им. Героя Социалис
Программа внеурочной деятельности. Хореография 1-4 классы....

Рабочая программа корреционно-развивающих занятий педагога-психолога.Уровень образования/класс: начальное общее образование, 1-4 класс
Успешность освоения учебной деятельности, прежде всего, заложена не в ранней программной подготовке дошкольника, а в полноценном освоении игровой деятельности. Так, в частности, в процессе развития сю...

Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно – оздоровительной направленности «Общая физическая подготовка с элементами подвижных и спортивных игр» для начального общего образования(3-4 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно - оздоровительной направленности "Общая физическая подготовка с элементами подвижных и спортивных игр" для начального общего образов...