Формирование социально-бытовой компетентности у обучающихся коррекционной школы 8 вида
методическая разработка на тему
Вашему вниманию предлагаются материалы по формированию социально-бытовой компетентности учащихся с легкой степенью умственной отсталости. В данном пособии кратко рассматриваются типы и структуры учебных занятий по предмету «Социально-бытовая ориентировка», методика их проведения. Предложены задания в помощь учителю при подкотовке к урокам.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Уважаемы коллеги!
Вашему вниманию предлагаются материалы по формированию социально-бытовой компетентности учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью. В данном пособии кратко рассматриваются типы и структуры учебных занятий по предмету «Социально-бытовая ориентировка», методика их проведения. Предложены задания в помощь учителю при подкотовке к урокам.
В условиях современной социально-экономической ситуации все большую роль приобретает вопрос о подготовке учащихся с ОПФР к самостоятельной жизни, об овладении детьми умений, владение которыми обеспечивает достойное существование и влияет на успешность социальной адаптации и интеграции. . К таким жизненно значимым, безусловно, относятся социально-бытовые умения – умения ориентироваться в окружающем мире и самостоятельно организовывать свой быт.
Методика проведения уроков СБО с учащимися с легкой интеллектуальной недостаточностью
Процесс обучения в области социально-бытовой ориентировки осуществляется в двух основных формах – урока и экскурсии.
За основу выделения типов уроков по СБО возьмем целевую направленность уроков. В соответствии с этим выделим следующие типы уроков СБО:
- Вводный диагностический урок по разделу
- Урок формирования новых умений
- Урок совершенствования умений
- Итоговый диагностико-обобщающий урок по разделу
- Итоговый диагностико-обобщающий урок по содержанию всего изученного материала по предмету
Вводный диагностический урок по разделу: применяется со второго года обучения, носит диагностическую направленность. В процессе его оценивается состояние формировавшихся ранее социально-бытовых умений по разделу, проводится вводная диагностика относительно следующего блока программного материала.
Итоговый диагностико-обобщающий урок по разделу направлен на обобщение и систематизацию изученного по данному разделу, носит диагностических характер, позволяет определить меру возможного самостоятельного включения детей в повседневную деятельность, виды поручений и задачи индивидуально направленной педагогической работы с детьми по развитию их социально-бытовых умений. Может проходить в традиционной форме урока, а также в формах сюжетно-ролевой игры, дидактической сказки, экскурсии-практикума.
Итоговый урок по содержанию всего изучавшегося материала по предмету (1-2 часа) проводится в конце учебного года с целью систематизации и организации ситуации применения комплекса умений, которые формировались у детей в области социально-бытовой ориентировки по разным разделам. Проводить эти уроки можно в формах праздника, сюжетно-ролевой игры, конкурса.
Урок формирования новых умений – основной, преобладающий тип уроков СБО. В случаях, когда на тему педагог отводит несколько часов, то последующий урок – это урок совершенствования умений. Об их целевой направленности говорят сами названия типов урока – формировать или развивать новые социально-бытовые умения, совершенствовать.
Экскурсии - ценность данной формы и одновременно метода в том, что дети в реальных, естественных условиях наблюдают за объектами окружающего мира, тренируются в применении полученных знаний в реальных жизненных ситуациях, учатся общаться с незнакомыми людьми.
Типы экскурсий по СБО:
- Экскурсия-наблюдение – может проводиться на начальном этапе работы и носит ознакомительный характер
- Экскурсия- проводится на заключительном этапе работы по теме и предусматривает организацию применения формируемых умений в реальной ситуации.
Методика проведения урока СБО
На основе программы по социально-бытовой ориентировке по содержанию уроки можно разделить на две группы:
- уроки формированию бытовых трудовых умений;
- уроки формирования моделей поведения в определенных жизненных ситуациях – при пользовании услугами ряда предприятий, учреждений, организации досуга и др.
Этапы урока | Методика проведения урока формирования бытовых трудовых умений | Методика проведения урока формирования моделей поведения |
| Создание положительного эмоционального настроя, развитие ориентировки в пространственно-временных отношениях | |
| 1.Создание жизненной ситуации (игровой, проблемной, моделирование реальной ситуации, прием сравнения и др.) 2. На основе ориентировки в данной ситуации дети подводятся к выводу о необходимости овладения определенной деятельностью 3. Учащиеся подводятся к формулированию темы урока | 1. Создание жизненной ситуации (игровой, проблемной, моделирование реальной ситуации, прием сравнения, беседа и др.) с демонстрацией в ней разных моделей поведения людей. 2. Выбор детьми правильной модели поведения 3. Учащиеся подводятся к формулировке темы урока |
| 4.Демонстрация учителем бытового трудового процесса с объяснением выполняемых действий 5. Рассказ учителя о необходимости последовательности действий (возможны упражнения с технологической картой) | 4. Моделирование реальной ситуации с правильной моделью поведения. Анализ ситуации, направленной на осознание правильности 5.Моделирование реальной ситуации с неправильной моделью поведения. Анализ ситуации. |
4.Формировать практические умения выполнения деятельности. Способствовать удержанию интереса к деятельности, поддержанию положительных эмоций в процессе ее осуществления | 6. Выбор учащимися необходимых предметов (средств, материалов и т.п.) труда. 7. Организация упражнений учащихся в выполнении деятельности. Оказание дифференцированной помощи, положительная оценка деятельности учащихся Вариант 1: А) обращение к детям с вопросом «С чего начнем работу?» («С чего начать?» и т.п.) Б) показ педагогом названного детьми действия (операции) В) выполнение детьми этого же действия Г) показ педагогом контрольного действия Д) выполнение детьми контрольного действия Е) обращение к детям с вопросом «Что мы сейчас делали?» и т.п. Ж) обращение к детям с вопросом «Что будем делать?» и т.п. и т.д Вариант 2 А) обращение к детям – рассказать, в какой последовательности они будут выполнять определенную деятельность Б) выполнение детьми названной системы действий, обучение выполнению контрольных действий В) обращение к детям – рассказать, как (в какой последовательности) они выполняли эту деятельность | 6. Организация сюжетно-ролевой игры, дидактических игр, проблемных ситуаций и др. |
| 8. Создание жизненной ситуации (игровой, проблемной, организации сюжетно-ролевой игры), требующей от детей показа и рассказа о необходимых действиях и правилах их выполнения 9.Оценка деятельности детей на уроке 10.Обсуждение с учащимися возможностей применения освоенных действий в повседневной деятельности | 7. Оценка детьми разных моделей поведения людей в определенной ситуации (ннализ ситуации из литературных произведений, ситуаций, представленных на картинках, имевших место в жизни детей, смоделированных учащимися, игровых, проблемных ситуаций и др.), решение логических задач 8. Рассказ учеников о правильных моделях поведения в определенной жизненной ситуации, их демонстрация детьми 9.Оценка деятельности детей на уроке |
|
Постановка целей и задач к уроку СБО
Цели обучения в области социально-бытовой ориентировки отражаются педагогами в диагностических картах. К каждому конкретному уроку педагог ставит задачи («Над чем буду работать на данном уроке?»)
Целесообразный способ постановки обучающей и коррекционно-развивающих задач - через планируемые достижения учащихся (их внешне выраженную деятельность). Как правило, их формируется 1-2. Пример, «формировать умение пришивать пуговицу с двумя отверстиями вплотную к ткани», «развивать умение выделять существенные признаки продуктов», «развивать умение вести диалог».
Способ постановки воспитательных задач – через направленность на формирование определенного типа отношений, взаимоотношений, социальных умений.
Воспитательные задачи могут быть направлены на:
- формирование определенного типа отношений к тем или иным группам предметов природы и рукотворного мира, к людям и их деятельности;
- формирование адекватной самооценки – умений адекватно оценивать результаты своей деятельности;
- развитие особой направленности межличностных взаимоотношений детей в классе;
- развитие умений и отношений коллективной работы (распределение обязанностей, ответственного отношения к выполнению своей части работы и т.д.)
Формирование социально-бытовой компетентности у учащихся, обучающихся по программе вспомогательной школы
Социально-бытовая компетентность включает в себя следующие структурные компоненты:
- Саногенная компетентность
- Семейно-бытовая компетентность
- Коммуникативная компетентность
- Социокультурная компетентность
Формирование саногенной компетентности способствует воспитанию у детей гигиенической культуры, интереса к здоровому образу жизни. Один из элементов гигиенической культуры является самообслуживание – способность ухаживать за собой, удовлетворять повседневные потребности. Дети приобретают умения содержать в чистоте свое тело, ухаживать за полостью рта и зубами и т.д.
Примеры заданий:
- К занятию «Мытье рук»
Последовательность мытья рук
- Приготовь мыло и полотенце
- Заверни рукава кофты (рубашки)
- Открой краны с горячей и холодной водой, сделай воду теплой
- Возьми мыло
- Чисто вымой руки с мылом
- Убери мыло в мыльницу
- Закрой краны
- Насухо вытри руки полотенцем
- Опусти рукава кофты (рубашки)
- К занятию «Уход за зубами»
- Рассказ учителя.
Зубы необходимы для откусывания и пережевывания пищи. Тщательно пережеванная пища легко усваивается желудком. Хорошо же пережевывать пищу можно только здоровыми зубами.
Зубы принимают участие в произношении звуков, помогают четко произносить слова. Только здоровые зубы украшают лицо человека.
Зубы — самые твердые части нашего организма. Они покрыты слоем белой эмали, которая хорошо их защищает. И все же зубы, как и другие части тела, подвергаются воздействию вредных микробов.
После еды между зубами остаются частицы пищи, в которой могут быть микробы. Они размножаются и разрушают зубы. Постепенно на зубах появляются темные пятна, затем дырочки. Зубы начинают болеть.
3. Заучивание стихотворения:
Плохо жить не стало вдруг —
Разболелся сильно зуб,
Нету мочи никакой,
Надо зуб лечить больной.
Вот уже который день
С болью я брожу как тень.
Надо к доктору идти. Кто поможет мне дойти?
4. Коллективное обсуждение ответа на вопрос "Что нужно делать, чтобы зубы не болели?". Выводятся правила:
- Полоскать рот после еды.
- Чистить зубы два раза в день.
- Пользоваться только своей зубной щеткой.
- Не разгрызать зубами орехи, сахар.
- После горячей пищи не пить очень холодную воду, не есть мороженое.
5. Правила чистки зубов:
- верхние зубы чистят сверху вниз десять раз с двух сторон
- нижние зубы чистят снизу вверх десять раз с двух сторон
- К занятию «Уход за кожей лица»
Правила ухода за кожей лица с помощью косметических средств
- определить тип кожи, поставить знак «+»
Тип кожи | Два участка жирной кожи | Один участок жирной кожи | Нет жирных участков кожи |
Сухая | + | ||
Жирная | + | ||
Нормальная | + |
- определить средство для ухода за кожей лица. Поставить знак «+»
Уход за кожей лица | Жирная | Сухая | Нормальная |
Крем | + | ||
Лосьон | + | ||
Жидкое мыло | + |
Этапы ухода за проблемной кожей
( колонки 1 и 3 заполняются учеником)
Очищение лица | Цель | Средство |
(умыть лицо) | Предупреждение закупоривания каналов сальных желез, которые вызывают образование угрей и черных точек | (мягкое мыло) |
(тонизировать) | Сузить поры, которые расширились в процессе очищения | (лосьон, тоник) |
(увлажнить) | Нормализовать секрецию сальных желез, понизить размножение бактерий | (жидкий крем, молочко, не содержащие жирных веществ) |
Семейно-бытовая компетенция учащихся осуществляется при тесном взаимодействии семьи и педагогического коллектива школы и предполагает усвоение детьми знаний по следующим направлениям:
- члены семьи, родственные отношения, обязанности членов семьи;
- помещения квартиры и элементарные способы ухода за помещением;
- мебель общего и специального назначения, способы ухода за мебелью;
- оборудование кухни, кухонная посуда, средства и способы ухода за посудой;
- посуда чайная, столовая и ее назначение;
- основные бытовые приборы, их назначение, способы использования;
- одежда, головные уборы и способы их хранения, способы ухода за одеждой и головными уборами;
- обувь (летняя, зимняя, для ненастной погоды), способы и средства ухода за обувью;
- постельные принадлежности, способы пользования и хранения;
- основные продукты питания;
- способы приготовления пищи;
- примерное меню для завтрака, обеда и ужина.
Примеры заданий:
- К уроку «Правила приема пищи. Культура поведения за столом»
Анализ ситуаций
Задачи: воспитывать у детей культуру поведения за столом; развивать мышление, умение делать выводы.
1. У Светы день рождения. Она угощает друзей пирожными. Каждый берет специальной лопаточкой пирожное и кладет на тарелку. Гена сначала потрогал руками несколько
пирожных и только потом одно из них положил себе на тарелку.
- Чем угощает Света своих друзей?
- Как Гена выбирает себе пирожное?
- Какую ошибку он допустил?
2. Мама приготовила на обед компот из ягод. Дочь, выпив компот, достает из стакана ягоды ложечкой, а сын старательно пытается ухватить ягоды пальцами.
- Что приготовила мама своим детям?
- Как пьет компот дочь?
- Как поступает сын?
- Какую ошибку вы заметили?
3. Вася тянется к тарелке с булочками, которая стоит на другом конце стола. Дети с интересом наблюдают за усилиями мальчика, а когда он опрокидывает стакан с компотом, вскакивают с мест недовольные.
- Что делает Вася?
- Чем недовольны ребята?
- Какую ошибку допустил мальчик?
- Как поступили бы вы?
4. Дети сидят за столом в столовой. Артем вежливо просит Таню подать ему булочку:"Подай, пожалуйста, мне одну булочку". Таня подает и говорит: "Пожалуйста". Артем благодарит: "Спасибо".
- Где находятся дети?
- О чем попросил Артем?
- Что сделала Таня?
- Что Таня сказала Артему, подавая булочку?
- Что ответил Артем?
- К урокам «Уход за жилищем»
Гигиенические требования к жилому помещению
Задание: расставь стрелки
Для тепла и от сырости | Окно |
От песка и грязи | Отопление |
Для света и проветривания | Коврик у входной двери |
Периодичность уборки
Задание: поставить знак +
Уборка помещений | 1 раз в неделю | 1 раз в день | 1 раз в 3 месяца |
Ежедневная | |||
Сезонная уборка | |||
Недельная уборка |
Инвентарь и приспособления для уборки
Задание: заполни пропуски, расставь цифры и узнай, какое слово зашифровано
Ведро для мытья пола | веник | Ведро для мусора | Салфетка влажная или сухая | Тряпка для пола | Совок | Щетка для радиатора |
о | п | р | я | к | о | д |
- Сначала возьми ………………….. и подмети пол
- Собери мусор в ……………………..
- Положи его в ……………………………….
- Возьми ………………………………………. и протри пыль
- Вымой батареи с помощью ……………………………
- Для мытья полов налей воду в …………………………
- Протри пол ………………………………………………
Сезонная уборка жилого помещения
Задание: расставить порядок действий ( если расставите правильно, получите слово)
Чистка портер, стирка занавесей | Мытье окон | Уборка сезонной одежды, обуви, головных уборов | Мытье люстр |
0 | х | у | д |
Коммуникативная компетенция — это социально-психологическое понятие, означающее совокупность знаний, умений и навыков общения с людьми. В структуру коммуникативной компетенции входят знание личностных особенностей людей, умение правильно их воспринимать и оценивать, предвидеть их поведение, оказывать на них влияние. В процессе формирования коммуникативных навыков у детей развивается умение формулировать вопросы и отвечать на них, сообщать о своих желаниях, состоянии здоровья, деятельности, о выполнении поручений, обращаться с просьбой к товарищу, учителю, культура поведения и общения в гостях, при встрече с людьми и т.д.
Примеры заданий:
- К разделу «Предприятия. Учреждения»
Инсценирование ситуаций
Из стульев выстраивается салон автобуса (зал театра), распределяются роли пассажиров, родителя, старушки и т. д.
1. В автобус вошел мальчик с жирным пирожком в руках. В автобусе было много людей. Что сказали мальчику пассажиры? ("Быстро съешь пирожок"; "Осторожно, не запачкай одежду рядом стоящих людей"; "Спрячь пирожок в целлофановый пакет"; "Нельзя заходить в автобус с пирожками".)
- В автобус зашла старушка. Свободных мест нет. Рядом сидят школьники. Как они іоступят? (Садитесь, пожалуйста, на мое место.)
- Ты пришел в театр. Твое место занято. Какой диалог может произойти с сидящим на твоем месте зрителем?
- Извините, у меня билет на это место.
- Покажите, пожалуйста, ваш билет.
- Извините, но в вашем билете указано другое место.
адаптируются в ближайшем окружении.
Формирование социокультурной компетенции направлено на всестороннее развитие ребенка, нравственное воспитание, регулирующее его поведение в социуме. Содержание работы обеспечивает непрерывность, последовательность, преемственность в освоении нравственной культуры в том объеме требований, который соответствует возрастным, психофизическим особенностям детей. В социально-бытовой ориентировке выделяется ряд объектов познавательной деятельности ребенка: предметы и события окружающей жизни; быт и культура; жилище (виды жилых помещений в городе и селе); средства связи, почта, почтовые отправления, транспорт, медицинская помощь; организация культурного отдыха; учреждения торговли и питания. Знакомясь с указанными учреждениями и правилами поведения в них, дети постепенно адаптируются в ближайшем окружении.
Примеры заданий:
- К уроку «Посылки. Виды упаковок. Правила отправления
Допишите предложения:
- Работника почты называют __________
- Упаковка бывает_________________
- Пересылать запрещается ________________________
4. Масса посылки может быть до _________кг
5. Стоимость зависит______________.
2. К разделу «Предприятия. Учреждения»
Правила поведения в кино, театрах, музеях
- В театр нужно одеваться нарядно.
- В фойе шуметь, бегать, затевать игры нельзя.
- В зале надо занимать места, указанные в билете.
- По ряду следует идти лицом к сидящим, извиниться, если нечаянно заденешь кого-нибудь.
- Неприлично во время действия мешать зрителям: хлопать сиденьями, свистеть и топать, есть конфеты и другие сладости.
- Нехорошо выходить из зала до окончания спектакля. В кинотеатре не снимают верхнюю одежду, но при входе в помещение мальчикам надо снимать шапку.
- В зрительном зале нельзя сорить, совершенно недопустимо грызть семечки, шуршать обертками конфет и шоколада, есть мороженое.
- В музеях, на выставках вести себя нужно спокойно, сдержанно. Внимательно осматривать экспонаты, не трогать их руками, не мешать другим посетителям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно – тематическое планирование по социально – бытовой ориентировке 5 класс специальной (коррекционно)школы VIII вида.
Календарно – тематическое планирование по социально – бытовой ориентировке5 класс специальной (коррекционно)школы VIII вида....
Интегрированный урок чтения и развития речи и социально-бытовой ориентировки в 6 классе коррекционной школы VIII вида. Тема урока: Виталий Бианки «Март».
Конспект интегрированного урока чтения и развития речи и социально-бытовой ориентировки в 6 классе коррекционной школы VIII вида. Тема урока: Виталий Бианки «Март»....
Доклад "Использование поведенченской терапии для формирования навыков бытовой адаптации учащихся на занятиях социальной-бытовой ориентировки в Инсарской специальной коррекционной школе-интернате 8 вида"
Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья недостаточно чётко воспринимает окружающее,он не выделяет существенногои и главного в предметах и явлениях,плохо обобщает.Все эти черты ,характериз...
Работа по формированию морально-нравственных ценностей с обучающимися коррекционной школы VIII вида.
В презентации показана работа учителя индивидуального обучения по привитию детям с глубокой умственной отсталостью моральных качеств: любви к близким, к родному дому, школе, к своей малой родине....
Формирование социально- бытовой компетентности учащихся на занятиях социально-бытовой ориентациичерез разнообразные формы работы
Уроки сбо направлены на подготовку детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни. Но социально - бытовая адаптация и ориентация умственно отсталых детей существенно затруд...
Формирование социально- бытовой компетентности учащихся на занятиях социально-бытовой ориентациичерез разнообразные формы работы
Уроки сбо направлены на подготовку детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни. Но социально - бытовая адаптация и ориентация умственно отсталых детей существенно затруднена в...
Формирование социальной адаптации обучающихся коррекционной школы на уроках социально-бытовой ориентировки.
Одним из механизмов социализации является социальная адаптация, которая позволяет воспитанникам коррекционных учреждений активно включаться в разные структурные элементы социума, посильно участво...