ПРОЕКТ социально-психолого-педагогический «Объединение подростков ОПСЗС «Счастливая семья» – «Зайцы-холл».
проект
Из истории проекта "Зайцы-холл"
Объединение подростков Службы подготовки и сопровождения замещающих семей «Счастливая семья» г. Реутова возникло в сентябре 2020 года. Проект по работе с подростками был реализован в течение 2020-2021 г. Встречи подростков и наставников (педагогов-психологов) происходят еженедельно, по субботам с 15.00 до 17.00 ч.
Название объединения возникло случайно – во время активных игр ребят и состязаний в прыжках с нейроскакалками. Дети прыгали, соревнуясь в количестве совершенных прыжков, чем напомнили собою весёлых зайчат.
Групповые встречи, игры, творческие посиделки, чаепитие, беседы, диспуты, тренинги стали регулярными. Дети сблизились, подружились – так «зародилась семейка Зайчиков» и название проекта «Зайцы-холл».
Все организационные моменты осуществляются в прямом чате с детьми «Зайцы» и в родительском чате «Родители Зайчиков» (вотсап).
В самом начале нового учебного года (2021-2022) подростки, объединившиеся в клуб «Зайцы-холл», дали о себе знать звонками с вопросами: «А Зайцы будут встречаться вновь?», «Когда состоится первая встреча этого года?». Дети ждут. Что подтверждает эффективность и необходимость продолжить работу в проекте.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Отдел подготовки и сопровождения замещающих семей
Муниципального бюджетного учреждения
дополнительного профессионального образования
«Учебно-методический центр» города Реутов Московской области
143960, г. Реутов Московской области ул. Кирова, д.5 | Директор тел/факс (495)528-14-11 Методическая служба тел (495)528-15-00 E-mail: fgz-amc@mail.ru Отдел сопровождения тел (495)528-00-19 E-mail: happy.family.reutov@gmail.com www.reutov-umc.com |
Утверждаю:
руководитель ОПСЗС
МБУ ДПО УМЦ г.о. Реутов
Н.В.Пешкова
ПРОЕКТ
«Объединение подростков ОПСЗС «Счастливая семья» –
«Зайцы-холл»
.
Авторы проекта:
Стриго А.А., педагог-психолог,
Кочеткова И.А.,
социальный педагог, педагог-психолог.
г.о. Реутов
2020 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………………………….…3
Актуальность проекта ……………………………………………………………...………...…4
Тип проекта………………………………………………………………………..…………..…4
Направление…………………………………………………………………………………..… 4
Целевая аудитория………………………………………………………………..………….…. 4
Длительность реализации……………………………………………………………………..…4
Место реализации……………………………………………………………………………..... 4
Нормативно-правовая база………………………………………………………………………4
Цели и задачи проекта……………………………………………………………………………5
Основные направления работы………………………………………………………………….5
Формы и методы работы…………………………………………………….…………………..5
Структура занятия (встречи)…………………………………………………………………….5
Методическое обеспечение, оборудование, материалы…………………………………….....6
Планируемые результаты……………………………………………………..…………………6
Реализация проекта……………………………………………………………….……………...7
Заключение……………………………………………………………………………………….7
Комплексно-методическое обеспечение……………………….…………………………..…..8
Приложение 1. Тематический план работы подросткового объединения «Зайцы-холл».
Приложение 2. Конспект занятия.
Приложение 3. Анкета для родителей.
Приложение 4. Результативность.
Приложение 5. Фотоматериалы (на слайдах презентации).
ВВЕДЕНИЕ
Подростковый возраст – это пора достижений, стремительного пополнения знаний, умений, становления нравственности, развития самосознания, открытия своего "Я", обретения новой социальной позиции.
Именно этот непростой возрастной период называют «переходным», он некий «мостик» от детства к взрослости, прохождение которого необходимо и значимо. Без этого «моста» не может сформироваться и стать самостоятельной личностью ни один человек. Отсюда очень важный вывод: подростковый возраст, сопровождающийся кризисом, нельзя миновать или обойти стороной.
Чтобы сделать трудности, которые испытывает подросток, менее острыми, необходимо обучить его социальным навыкам. Это комплекс поведенческих навыков, формирующийся у подростка в процессе его социализации, способствующий его успешной адаптации в обществе.
Обучение подростков жизненно важным навыкам необходимо в связи с непростой социальной ситуацией в обществе: «скорость жизни», стремительный информационный поток, в котором наши дети «тонут», разрушение семейных устоев, риск попадания подростков под негативное влияние взрослых с отрицательной репутацией или наркотическую зависимость, ранние интимные отношения. При этом важно учитывать, что подростковый возраст - это возраст, когда потребность в общении выходит на первый план и становится ведущей.
Потому чрезвычайно важно, чтобы в этот период жизни ребёнка его окружили взрослые, уважительно относящиеся к формирующейся личности, с пониманием и полной серьезностью, «на-равных» строящие с ним взаимоотношения, помогающие справляться с проблемами «кризиса возраста».
Обучение подростков жизненно важным социальным навыкам разовьёт их способности выстраивать положительные межличностные отношения, эмпатию, умение справляться с эмоциями, стрессом, сформирует чувство ответственности за свои действия.
Одним из необходимых условий для формирования жизненно важных социальных навыков у подростков является наличие безопасного, психологически комфортного пространства. Таковым пространством может стать объединение единомышленников со схожими интересами – клуб.
Клубное объединение под руководством чутких наставников поможет раскрыться детям. Это место встречи друзей, где можно спорить, играть, слушать музыку, узнавать новое, делиться новостями, изливать душу, радоваться достижениям, успехам своим и друзей. Это место, где тебя ждут, принимают, сочувствуют, где можно занять себя полезным, либо интересным делом, творчеством.
Подростковый клуб необходим ребятам как третье место, куда можно пойти, кроме дома и школы.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Актуальность проекта заключается, во-первых, в потребности детей подросткового возраста объединяться для общения в группы, во-вторых, в необходимости взрослых людей, педагогов, психологов сопровождать детей в самом сложном возрастном кризисе.
Психологическая групповая работа с подростками подразумевает создание безопасного пространства, в котором ребёнок может быть разным, пробовать разные модели поведения, лучше узнавать себя в разных ситуациях общения, учится понимать свои чувства и то, как он влияет на других. Группа может помочь подростку раскрыться, не испытывая привычных страхов, попробовать и освоить новый опыт поведения и общения.
Итогом такой психолого-педагогической работы с группой подростков будут:
- более легкое проживание участниками кризиса переходного возраста;
- понимание детьми конкретных сложных ситуаций во взаимоотношениях с родителями, учителями, сверстниками;
- поиск и нахождение новых, более эффективных способов поведения;
- выражение накопившихся и запретных эмоций, способность говорить о своих чувствах;
- умение понимать и чувствовать реакции других людей;
- способность принимать собственные решения и нести ответственность за них;
- выражение себя в доброжелательной обстановке, вера в себя, в свои возможности.
Проект и работа в нём помогут участникам успешно преодолевать жизненные трудности и связанные с ними стрессы.
ТИП ПРОЕКТА: долгосрочный.
НАПРАВЛЕНИЕ: социально-психолого-педагогическое.
ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ: дети младшего, среднего подросткового возраста.
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ: 3 года, 1 раз в неделю, встреча длительностью 2 часа.
МЕСТО РЕАЛИЗАЦИИ: МБУ ДПО УМЦ ОПСЗС «Счастливая семья» г.о. Реутов
Из истории проекта
Объединение подростков Службы подготовки и сопровождения замещающих семей «Счастливая семья» г. Реутова возникло в сентябре 2020 года. Проект по работе с подростками был реализован в течение 2020-2022 г.
Встречи подростков и наставников (педагогов-психологов) происходят еженедельно, по субботам с 15.00 до 17.00 ч.
Название объединения возникло случайно – во время активных игр ребят и состязаний в прыжках с нейроскакалками. Дети прыгали, соревнуясь в количестве совершенных прыжков, чем напомнили собою весёлых зайчат.
Групповые встречи, игры, творческие посиделки, чаепитие, беседы, диспуты, тренинги стали регулярными. Дети сблизились, подружились – так «зародилась семейка Зайчиков» и название проекта «Зайцы-холл».
Все организационные моменты осуществляются в прямом чате с детьми «Зайцы» и в родительском чате «Родители Зайчиков» (вотсап).
В самом начале нового учебного года (2021-2022) подростки, объединившиеся в клуб «Зайцы-холл», дали о себе знать звонками с вопросами: «А Зайцы будут встречаться вновь?», «Когда состоится первая встреча этого года?». Дети ждут. Что подтверждает эффективность и необходимость продолжить работу в проекте.
ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ проекта:
- формирование и развитие у подростков социально значимого комплекса жизненно важных навыков, способствующих успешной адаптации в обществе,
- развитие у подростков навыков общения, осознания и выражения своих чувств, понимания и принятия чувств окружающих людей, активация механизмов самопознания и самовыражения;
- формирование адекватной самооценки, повышение ответственности подростков за свои поступки, выработка позитивных жизненных целей и развитие мотивации к их достижению;
- формирование бережного отношения к своему физическому и психическому здоровью, следствием чего становится избегание вредных привычек.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
- просвещение;
- профилактика;
- развитие;
- коррекция.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ
- беседа;
- проблемная лекция;
- групповая дискуссия;
- «мозговой штурм»
- ролевые игры;
- игровые и тренинговые упражнения;
- тестирование;
- моделирование и анализ проблемной ситуации;
- рефлексия;
- мастер-классы.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
Состоит из следующих частей:
- ритуал приветствия и разогревающие психологические упражнения;
- вводная часть, актуализирующая имеющийся опыт и житейские знания по теме встречи;
- мульт/кинолекторий, иллюстрирующий поставленную проблему (тему занятия);
- основная часть: формирование новых представлений (осуществляется с использованием ролевых игр и упражнений) и отработка личной стратегии поведения, осмысление полученного опыта, рефлексия;
- заключительная часть: настольные и подвижные игры, творческие мастер-классы, чаепитие.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, ОБОРУДОВАНИЕ, МАТЕРИАЛЫ:
- кабинет, мебель: столы, стулья в количестве 15 штук
- флипчарт, маркеры;
- ноутбук, мультимедийный проектор, экран;
- музыкальный центр;
- музыкальная подборка произведений в аудиозаписи;
- видео - подборка по освещаемым темам;
- тематические презентации;
- видеокамера, фотоаппарат;
- атрибуты для ролевых игр и упражнений.
- материалы для творческих занятий, мастер-классов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- Навык позитивного и конструктивного отношения подростка к собственной личности – способность познавать свой характер, свои достоинства, недостатки и желания.
- Навык позитивного общения – способность взаимодействовать с окружающими, помогающая устанавливать и поддерживать дружеские взаимоотношения, доброжелательные отношения в семье.
- Навык самооценки и понимания других – способность адекватно оценивать себя и воспринимать других, осознанная возможность принять людей такими, какие они есть.
- Навык управления собственными эмоциями и эмоциональными состояниями – осознание качества эмоций в нас самих и других, знание того, как эмоции влияют на поведение, способность адекватно реагировать на собственные эмоции и эмоции других людей.
- Навык адекватного поведения в стрессовых ситуациях – способность адекватно вести себя в стрессовых ситуациях, знание об источниках стресса в нашей жизни, о его влиянии на нас.
- Навык самостоятельного принятия решений – способность принимать конструктивные, взвешенные решения, учитывая различные мнения и прогнозируя то, как его решения могут влиять на конкретных людей и ситуацию в целом.
- Навык решения проблемных ситуаций, помогающий грамотно и уверенно вести себя в сложных ситуациях, последовательно и разумно подходить к решению сложных жизненных проблем, нестандартных ситуаций.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
- Подготовительный этап
№ п/п | Сроки выполнения | Мероприятие | Ответственные |
1. | Сентябрь 2020 | Изучение методической, психолого-педагогической литературы. | А.А. Стриго И.А. Кочеткова |
2. | Октябрь 2020 | Разработка проекта. | А.А. Стриго И.А. Кочеткова |
3. | Октябрь 2020 | Планирование психолого-педагогической деятельности. | А.А. Стриго И.А. Кочеткова |
4. | Октябрь 2020 | Утверждение проекта. | Н.В. Пешкова |
5. | Октябрь 2020 | Согласование работы педагогов, психологов с родителями воспитанников. | А.А. Стриго И.А. Кочеткова |
6. | Октябрь 2020 | Приобретение методического материала и подготовка оборудования, необходимого для тренингов, мастер-классов, ролевых и подвижных игр. | А.А. Стриго И.А. Кочеткова |
7. | Октябрь 2020-апрель 2021 | Разработка конспектов занятий, подготовка видео, аудиоматериалов. | А.А. Стриго И.А. Кочеткова |
- Основной этап (см. приложение 1)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проект успешно реализуется в течение года. Намечены новые формы работы.
Авторы проекта готовы делиться опытом.
Планы на будущее.
- Профориентационная работа с детьми «Кем быть?»:
- тестирование подростков;
- знакомство с разнообразием профессий через живое общение с их представителями, посещением места работы (телевидение, типография, издательство, бизнес-центр, музейно-выставочный, спортивный центры и т.д.)
2. Тренинг полоролевой идентичности для подростков «Я - женщина. Я – мужчина».
3. Терапевтический теневой театр «Доктор Сказка»:
- написание подростками авторских терапевтических историй для постановки
театральных этюдов (работа со страхами, тревожностью, агрессией, грустью,
скукой, завистью и т.д.);
- изготовление персонажей;
- режиссура, постановка и показ этюдов семьям с детьми младшего возраста,
стоящим на сопровождении в ОПСЗС.
Комплексно-методическое обеспечение
1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию- М, 1994
2. Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками.- СПБ: Питер, 2005
3. Андриенко В.К. Гербеев Ю.В. Невский И.А “Система перевоспитания подростков в условиях специальной школы”, Москва, 1990
4. Бабайцева В.К. Личностно- ориентированный тренинг.- М., 1997
5. Беличева С.А. “Основы превентивной психологии” Москва, 1993
6. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. - М.: «Ось-89», 1999.
7. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. СПб., 2005
8. Ермакова Л.А. Группы развития личности. -М., 1994.- 118 с.
9. Игры: обучение, тренинг, досуг / под ред. В.В. Петрусинского.- М., 1994
10. Клее М. Психология подростка.- М., 1994
11. Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения.- Екатеренбург, 1997
12. Лойшен Ш. Психологический тренинг умений: Спб.: Питер, 2001
13. Макшанов С.И. Психология тренинга М., 2002
Приложение 1
Тематический план работы подросткового объединения «Зайцы-холл»
на 2020-2021 уч. г.
№ | Тема занятия, задачи. | Содержание |
1 | Интерактивное занятие. Тема: «Знакомство». Задачи: создать дружелюбный и безопасный настрой, продемонстрировать открытый стиль общения, создать доверительную атмосферу, установить контакт с участниками. | Ритуал приветствия «Импульс», правила группы, игра «Поменяйтесь местами те, кто…», беседа «Дружба – это…», упражнение «Зоопарк», рефлексия, настольная игра, ритуал прощания «Импульс». |
2 | Интерактивное занятие. Тема: «Кто Я?». Задачи: закрепить активный тренинговый стиль общения; развивать дальнейшее самораскрытие; самопознание участников. | Ритуал приветствия, правила группы, игра «Ассоциации», упражнение «Кто Я?», обсуждение притчи «Ворона и павлин», игра «Встреча взглядами», упражнение «Мой дракон», рефлексия, настольная игра, ритуал прощания «Импульс». |
3 | Интерактивное занятие. Тема: «Моя индивидуальность». Задачи: способствовать дальнейшему объединению группы, научить находить в себе главные индивидуальные особенности, определять личностные особенности. | Ритуал приветствия «Импульс», игра «Поменяйтесь местами те, кто…», игра «Люди не похожие на меня», упражнение «Здравствуй, Я, мой любимый», упражнение «Мой портрет в лучах солнца», игра «Спутанные цепочки», рефлексия, настольная игра, ритуал прощания. |
4 | Интерактивное занятие. Тема: «Точка опоры». Задачи: помочь участникам в раскрытии своих сильных сторон, оказать психологическую поддержку с помощью медитации, актуализировать личностные ресурсы участников. | Ритуал приветствия, игра «Поменяйтесь местами те, кто…», беседа «Мои сильные и слабые стороны», упражнение «Точка опоры», упражнение «Горная вершина», упражнение «Проективный рисунок», рефлексия, подвижная игра-состязание с нейроскакалками, ритуал прощания. |
5 | Вечеринка. Тема: «Мы - семейка Зайцев». Задачи: способствовать объединению группы, создать доверительную атмосферу. | Музыкальная и игровые части встречи чередуются. (содержание по согласованию с детьми). |
6 | Мастер-класс «Фетрик» Тема «Птица». Задачи: развить навык работы с фетром, иглой и нитями, познакомит со способами декорирования, изготовить сувенир своими руками. | Работа с фетром, предметами декорирования (текстиль, ленты, бисер, пайетки). |
7 | Интерактивное занятие. Тема: «Чувства. Часть 1». Задачи: формировать осознание собственных чувств и эмоций, развивать эмпатию, познакомить с диапазоном чувств, ощущением чувств телом. | Ритуал приветствия, игра «Поменяйтесь местами те, кто…», мозговой штурм «Какие бывают чувства», игра «Передай эмоцию», игра «Покажи эмоцию», беседа «Чувства - это», просмотр мультфильма, упражнение «Танцы-противоположности», рефлексия, настольная игра, ритуал прощания. |
8 | Интерактивное занятие. Тема: «Чувства. Часть 2». Научить идентифицировать собственные эмоциональные состояния. | Ритуал приветствия, игра «Ассоциации», упр. «Тройка», упражнение «Я радуюсь, когда..», упражнение «Чувства», упражнение «Закрашивание человечков», игра «Перемигивания», рефлексия, подвижная игра-состязание с нейроскакалками, ритуал прощания. |
9 | Интерактивное занятие. Тема: «Я в своих глазах и в глазах других людей». Задачи: активизировать процесс рефлексии, дальнейшее самораскрытие. | Ритуал приветствия, «Постройся в ряд», упражнение «Подарок», опросник «Каким ты выглядишь в глазах других», игра «Автобус», игра «Комиссионый магазин», упражнение «Приятный разговор», игра «Листок за спиной», рефлексия, настольная игра, ритуал прощания. |
10 | Мастер-класс. Тема: «Правополушарное рисование. Зимний пейзаж». Задачи: создать ситуацию успеха для каждого, повышение самооценки участников. | Создание картины с использованием техники правополушарного рисования. |
11 | Вечеринка. Тема: «Новый год». Задачи: способствовать объединению группы, создать доверительную атмосферу. | Музыкальная и игровые части встречи чередуются. (содержание по согласованию с детьми) |
12 | Интерактивное занятие. Тема: «Навыки общения. Часть 1». Задачи: познакомить участников с типичными ошибками, возникающих в ситуациях общения; научить преодолевать трудности, возникающие при общении. | Ритуал приветствия, упражнение «Расшифруй слово «общение», беседа «Способы преодоления разладов в ситуации общения», упражнение «Мое общение», игра «Ошибки ролевого поведения», игра «Сценаристы», рефлексия, ритуал прощания. |
13 | Интерактивное занятие. Тема: «Навыки общения. Часть 2. Комплименты. Задачи: формировать позитивный образ «Я», формировать навык делать комплименты. | Ритуал приветствия, игра «Постройся в ряд», беседа «Кто я?», упражнение «Азбука комплиментов», игра «Построение», беседа «Правила комплимента», игра «Комплимент соседу», «Я и мой мир» (проективный рисунок, рисование акварелью), рефлексия, ритуал прощания. |
14 | Интерактивное занятие. Тема: «Навыки общения. Часть 3. Уважение». Задачи: помочь участникам осознать значимость в процессе общения такого чувства, как уважение; формировать толерантность. | Ритуал приветствия, упражнение «Уважение», беседа «Способы развития в себе уважения к другому», игры «Письмо», «Телефонный разговор», «Слепой и поводырь», упражнение «Общение – это…», рефлексия, ритуал прощания. |
15 | Мастер-класс. Техника декупаж. Тема «Ваза». Задачи: познакомить с технологией, развивать мелкую моторику, чувство вкуса, изготовить подарок своими руками. | Работа по созданию вазы, декорируя бутылку. Материалы: акриловые краски, ПВА, лак, салфетки для декупажа. |
16 | Вечеринка. Тема: «День рождения Зайца» (посвящена участнику группы «Зайцы»). Задачи: способствовать объединению группы, создать доверительную атмосферу, организовать досуг ребят. | Музыкальная и игровые части встречи чередуются. (содержание по согласованию с детьми).Чаепитие. |
17 | Интерактивное занятие. Тема: «Стресс. Часть 1». Задачи: формировать навыки оценки проблемной ситуации и принятия решения, познакомить со способами решения проблем, личностных сложностей. | Ритуал приветствия, упражнение «Преодолей препятствие», беседа «Как я справляюсь с жизненными трудностями», упражнение «Бурундуки», упражнение "Навыки поведения, способствующие эффективному преодолению проблем", рефлексия, ритуал прощания. |
18 | Интерактивное занятие. Тема: «Стресс. Часть 2». Задачи: познакомить с процессом первичной, вторичной оценки проблемной ситуации, провести тренировку навыков оценки стрессовой ситуации. | Ритуал приветствия, упражнение «Фруктовая корзина», упражнение «Оценка ситуации», работа с моделью "Остановись и подумай", рефлексия, ритуал прощания. |
19 | Развивающее занятие «Оригами-посиделки». Тема: «Семья лягушат». Задачи: развитие пространственного мышления, памяти, внимания, моторики. | Знакомство с искусством оригами. Изготовление игрушки из бумаги, приемом складывания бумаги. |
20 | Интерактивное занятие. Тема: «Стресс. Часть 3». Задачи: тренировать навыки преодоления проблемных и стрессовых ситуаций. | Ритуал приветствия, Упражнение «Паровозики», беседа «Процесс решения проблемы», упражнение «поросята и котята», Упражнение «Пошаговое разрешение проблемы», рефлексия, ритуал прощания. |
22 | Интерактивное занятие. Тема: «Планирование». Задачи: формировать умение ставить перед собой краткосрочные и перспективные цели и достигать их. | Ритуал приветствия, упражнение «Разгоняем паровоз», упражнение «Создай скульптуру», упражнение «Бабочка-ледышка», упражнение «Шаги постановки цели», рефлексия, ритуал прощания. |
23 | Мастер-класс по живописи шерстью. Тема «Котик». Задачи: познакомить с технологией, развивать мелкую моторику, чувство цвета, изготовить подарок своими руками. | «Шерстяная акварель - Котик». Создание картины, используя шерсть для валяния. |
24 | Развивающее занятие «Оригами-посиделки. Тема: «Собачка». Задачи: развитие пространственного мышления, памяти, внимания, моторики. | Продолжаем изучать искусство создания игрушек из бумаги - оригами. |
25 | Вечеринка. Тема: «День рождения Зайца» (посвящена участнику группы «Зайцы»). Задачи: способствовать объединению группы, создать доверительную атмосферу, организовать досуг ребят. | Музыкальная и игровые части встречи чередуются. (содержание по согласованию с детьми). Чаепитие. |
26 | Мастер-класс. Тема: «Панда». Задачи: продолжить знакомство с технологией «Живопись шерстью», приемами живописи шерстью, развить полученный навык, чувство цвета, изготовить подарок своими руками. | «Шерстяная акварель - Панда». Создание картины, используя шерсть для валяния. |
27 | Игры на воздухе «Пикник Зайцев» Задачи: способствовать объединению группы, оздоровлению, создать доверительную атмосферу. | Подвижные игры в городском парке у пруда. |
28 | Мультлекторий. Тема: «Пернатые друзья» | Просмотр мультипликационной ленты «Растрепанный воробей», анализ сюжета, выводы (о заложенной автором морали). Изготовление птицы из пряжи. |
29 | «Завершающая встреча». Задачи: обратная связь. | Обсуждение результатов занятий. Беседа за чаем: «Планы на будущее». |
Приложение 2
Конспект занятия № 4.
Тема: «Точка опоры».
Задачи: помочь участникам в раскрытии своих сильных сторон, оказать психологическую поддержку с помощью медитации, актуализировать личностные ресурсы участников.
Оборудование: ручки, карандаши, листы бумаги по количеству участников (или рабочие тетради).
Содержание:
- Ритуал приветствия.
- Игра «Поменяйтесь местами те, кто…».
- Беседа на тему «Мои сильные и слабые стороны».
- Упражнение «Точка опоры».
- Упражнение «Горная вершина».
- Упражнение «Проективный рисунок».
- Рефлексия.
- Ритуал прощания.
1. Ритуал приветствия «Импульс».
Цель: настроить участников на продуктивную работу, создание атмосферы общности, объединения.
Дети садятся в круг. Ведущий, совместно с участниками, выбирает с кого начнется сегодня импульс и его направление, просит участников взяться за руки и закрыть глаза. Первый участник немного сжимает руку справа/слева сидящего ребенка, передавая ему импульс. Упражнение заканчивается, когда импульс возвращается к первому участнику. Такой ритуал приветствия можно повторить несколько раз.
2. Игра «Поменяйтесь местами те, кто…».
Цель: активизация включенности у участников в тренинговую работу, настроить на продуктивную работу.
Выбирают первого ведущего (из числа детей или ведущих тренинга), его стул убирают из круга, тем самым стульев остается на один меньше, по сравнению с числом участников. Выбранный ведущий объявляет «Поменяйтесь местами те, кто…», например «утром пьет чай», «у кого в имени есть буква А», «любит кошек» и тд. Участники, к кому относится данная характеристика, должны поменяться местами, ведущий в этот момент должен успеть занять одно из освободившихся мест. Тем самым, один участник останется без стула и станет следующим ведущим. Упражнение можно повторить 3-5 раз.
3. Беседа «Мои сильные и слабые стороны».
Цель: формирование позитивной установки у участников на свой характер.
В определенных жизненных ситуациях мы проявляем себя по-разному. Вы чувствуете, что с одними ситуациями вы справляетесь лучше, другие даются вам сложнее? Специфические черты в нас проявляются лишь в определенных ситуациях для разного типа характеров. Часто возможны ситуации, когда в семье или в школе, родители, сверстники, учителя, не учитывая «точки наименьшего сопротивления», невольно «из лучших побуждений» создают стрессовые условия, в которых вы испытываете раздражение, страх, тревогу. Хотя сверстники другого типа характера в этих же условиях не испытывают негативных эмоций, потребности протестовать и прекрасно себя чувствуют. Мы говорим «сильные и слабые стороны характера» потому, что нет плохих или хороших сторон характеров. В любом типе характера есть все необходимые качества для достижения своих целей в жизни. Сильные стороны характера — это не положительные черты данного типа характера, это те наши свойства, которые мы используем и принимаем в себе. Они не хорошие и не плохие. Понимать себя и ставить свои цели, знать сильные и слабые стороны своего характера – это важная часть успешной жизни сейчас и в вашем будущем. Не существует плохого или хорошего характера. Есть те, кто умеет использовать свои все сильные и слабые стороны характера, и тех, кто не умеет, потому что плохо себя знает. Нам важно познакомиться с собой и узнать себя поближе, научиться видеть сильные свои стороны и ставить свои цели в жизни.
4. Упражнение «Точка опоры».
Цель: раскрытие в участниках своих сильных сторон.
У каждого из нас есть сильные стороны, то есть то, что мы ценим, принимаем и любим в себе, что дает нам чувство внутренней свободы и уверенности в своих силах. Назовем все это точкой опоры: ведь, действительно, именно эти качества помогают нам в трудную минуту. Запишите в своих тетрадях свои «точки опоры». Затем, при желании участники могут поделиться своим списком. Важно! Участники не должны объяснять, почему считают ту или иную сувою сторону «точкой опоры». Достаточно того, что ребенок сам будет в этом уверен.
5. Упражнение «Горная вершина».
Цель: снятие психоэмоционального напряжение, психологическая поддержка с помощью медитации.
Ведущий. Сядьте, пожалуйста, поудобнее. Почувствуйте опору под собой, каждую точку соприкосновения с опорой…
Почувствуйте спинку кресла… поставьте поудобнее ноги. Почувствуйте ногами пол. Руки расположите поудобнее. Шею и голову расположите так, чтобы вам было удобно и приятно представлять образы. Закройте глаза и постарайтесь расслабиться… Прислушайтесь к собственному дыханию… воздух легко и спокойно входит в ваши легкие и выходит из них… с каждым вдохом и выдохом ваше тело все более и более расслабляется, дыхание становится ровным, спокойным, глубоким… (пауза). Вы можете работать с любым представленным для вас образом…
Вообразите, что вы стоите у подножия огромной горы. Во всех сторон вас окружают каменные исполины… Может быть это Тибет, Памир или Гималаи… Где-то в вышине, теряясь в облаках плывут ледяные вершины гор. Как прекрасно должно быть там, наверху! Вам хотелось бы оказаться там. И вам не нужно добираться до вершин, карабкаясь по труднодоступной и опасной крутизне, потому что вы … можете летать. Посмотрите вверх: на фоне неба четко виден темный движущийся крестик. Это орел, парящий над скалами… Мгновение – и вы сами становитесь таким же орлом. Расправив свои могучие крылья, вы легко ловите упругие потоки воздуха и свободно скользите в них… Вы видите облака, плывущие под вами… Далеко внизу – игрушечного размера рощицы, крохотные дома в долинах, миниатюрные человеческие фигуры… Ваш зоркий взгляд способен различить самые мелкие детали развернувшейся перед вами картины. Вглядитесь в нее, рассмотрите подробней…
Вы слышите негромкий свист ветра и резкие крики пролетающих мимо стай мелких птиц. Вы чувствуете прохладу и нежную упругость воздуха, который держит вас в вышине. Вы испытываете непередаваемое ощущение свободного полета… независимости и силы! Насладитесь им…
Для не составляет труда достигнуть самой высокой и недоступной для других вершины. Выберите себе удобный участок и спуститесь на него, чтобы отсюда, с недосягаемой высоты, посмотреть на то, что осталось там, далеко внизу. У подножия гор… Какими мелкими и незначительными видятся отсюда волновавшие вас проблемы! Оцените – стоят ли они усилий и переживаний, испытанных вами? Спокойствие, даруемое высотой и силой, наделяет вас беспристрастностью и способностью вникать в суть вещей, понимать и замечать то, что было недоступно там, в суете. Отсюда, с высоты, вам легко увидеть способы решения мучавших вас вопросов… С поразительной ясностью осознаются нужные шаги и правильные поступки… (пауза)
Взлетите снова и снова испытайте изумительное чувство полета. Пусть оно надолго запомнится вам…
А теперь вновь перенеситесь в себя, стоящего у подножия горы. Помашите рукой на прощание парящему в небе орлу, который сделал доступным для вас новое восприятие мира. Поблагодарите его…
Вы снова здесь, в этой комнате… Вы вернулись сюда после своего удивительного путешествия… Прислушайтесь к собственному дыханию… почувствуйте место, на котором сидите, слегка напрягите и расслабьте кисти рук… сделайте глубокий, спокойный вдох… и на выдохе откройте глаза.
В конце обсуждаем упражнение.
6. Упражнение «Проективный рисунок».
Цель: актуализация личностных ресурсов участников.
Ведущий предлагает выполнить два рисунка: «Я такой, какой есть» и «Я такой, каким хочу быть». На выполнение отводится 5 минут. Рисунки не подписываются. Техническая сторона рисунка не важна. Все рисунки раскладываются в центре комнаты, затем произвольно выбирается один. Ставится так, чтобы всем было видно. Теперь каждый по очереди рассказывает, что он видит на рисунке – не описывает, что там нарисовано, а говорит о своих ощущениях от рисунка: каким, по его мнению, человек, сделавший рисунок, видит себя, что хотел бы изменить в себе. Все высказываются по очереди. При этом автор рисунка не объявляет себя. После того как все желающие выскажутся, можно попытаться определить, кто автор рисунка. Затем автор называет себя, рассказывает, что он хотел выразить своим рисунком, отмечает наиболее понравившиеся ему реплики. Таким образом обсуждаются все рисунки. При обсуждении следует отметить тех участников, чьи интерпретации понравились авторам рисунков.
7. Рефлексия.
Проведение шеринга: обобщение итогов, кто с каким состоянием и какими эмоциями уходит с группы, что интересного/полезного каждый для себя вынес.
8. Ритуал прощания «Импульс».
Приложение 3
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
Просим Вас заполнить анкету. Ваши ответы помогут нам в дальнейшем усовершенствовать работу нашего досугово-развивающего клуба «Зайцы- холл».
- Укажите возраст и пол вашего ребенка _________________________________________
- Как долго ваш ребенок посещает занятия ______________________________________
- Ребенок с удовольствием идет на тренинговые занятия
- всегда - как правило - иногда - редко - никогда
- В течение недели ребенок ждет субботних встреч
- всегда - как правило - иногда - редко - никогда
- В группе ребенок нашел друзей, с которыми общается за пределами ОПСЗС
- да - нет
- Ребенку стало проще общаться со сверстниками
- да - нет - не со всеми
- После посещений занятий у моего ребенка появились новые интересы
- да - нет
- Ребенок стал лучше понимать свои сильные и слабые стороны
- да - нет
- Ребенку стало проще управлять своими эмоциями
- да - нет
- Ребенку стало проще принимать решения самостоятельно
- да - нет
- Ребенок стал чаще делиться своими чувствами и мыслями
- да - нет
- Ребенок стал лучше справляться со стрессовыми ситуациями
- всегда - как правило - иногда - редко - никогда
- На какие изменения в ребенке Вы обратили внимание
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
- Ваши предложения и пожелания
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Дата заполнения ________________ Подпись _______________
Приложение 4
Результативность
В опросе участвовали родители детей, посещающих «Зайцы-холл» в возрасте от 10 до 14 лет.
По результатам опроса отмечается положительное отношение участников к посещению занятий (95%). 40% детей нашли друзей, с которыми общаются за пределами отдела и тренинговых занятий. 65% родителей отмечают улучшения во взаимодействии детей со сверстниками. 80% отмечают появление новых интересов в жизни их детей. Относительно личностных особенностей подростков: 45% родителей говорят о развитии эмоционального интеллекта детей (умение контролировать эмоции, способность их дифференцировать, умение справляться со стрессовой ситуацией).
Так же родители отмечают улучшения в детско-родительских и сиблинговых отношениях.
По результатам исследования результативности проекта «Зайцы-холл» в следующем году необходимо:
- увеличить количество занятий, посвященных теме конфликтных и стрессовых ситуаций;
- включить занятия, посвященные детско-родительским отношениям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа комплексного социально-психолого-педагогического сопровождения замещающих семей
Материал предназначен специалистам (социальным педагогам и психологам), работающим с замещающими семьями. В программе представлена система сопровождения замещающих семей, диагностический инструментари...
Программа социально-психолого-педагогического сопровождения ребенка в замещающей семье «Мы - семья»
Оказание социально-педагогической помощи замещающей семье...
План работы социально - психолого - педагогического сопровождения замещающих семей
Роль семьи в развитии человека несравнима по своему значению ни с какими другими социальными институтами. Потеря семьи в детстве (ситуация сиротства) отражается на дальнейшем развитии ребенка.Сопровож...
ПРОГРАММА КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ
соц.педагог...
ПРОГРАММА КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ
программа...
Социально-психолого-педагогический проект досугово-развивающего клуба «Зайцы-холл» Службы сопровождения замещающих семей «Счастливая семья» для детей младшего и среднего подросткового возраста
ИЗ ИСТОРИИ ПРОЕКТАНазвание объединения возникло случайно – во время активных игр ребят и состязаний в прыжках с нейроскакалками. Дети прыгали, соревнуясь в количестве совершенных п...
Индивидуальная программа социально-психолого-педагогического сопровождения с обучающимся и семьей
Цель: Создание условий, способствующих развитию личности ребенка, его позитивной социализации через объединение усилий школы и семьи с целью профилактики безнадзорности и правонарушений. Профилактика ...