Программа социально-психолого-педагогического сопровождения ребенка в замещающей семье «Мы - семья»
методическая разработка на тему
Оказание социально-педагогической помощи замещающей семье
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_soprovozhdeniya.docx | 469.38 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЯЛГИНСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ-ШКОЛА»
Программа социально-психолого-педагогического сопровождения ребенка в замещающей семье
«Мы - семья»
Автор:
М.В.Наумова
социальный педагог
Саранск,
2016
Пояснительная записка
В последние годы государственная политика Российской Федерации направлена на реализацию права ребенка проживать и воспитываться в семье. В нашей стране активно развиваются семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление, опека, приемная семья).
Как показали многие исследования, только в семье ребенок может получить тот позитивный социальный опыт, который станет основой его нормальной жизни в будущем.
Кроме отсутствия опыта жизни в семье у детей-сирот наблюдаются психические и физиологические отклонения, отставания в развитии, спровоцированные потерей кровной семьи и воспитанием ребенка в детском доме. Родители, принимающие таких детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не всегда имеют навыки воспитательной работы именно с такой категорией детей, что особенно проявляется на этапе адаптации ребенка в семье и когда ребенок вступает в подростковый возраст. Именно в эти периоды чаще всего семьи, не имеющие поддержки специалистов и лишенные профессионального сопровождения, отказываются от воспитания ребенка, поэтому актуальными становятся проблемы правильной организации и сопровождения замещающей семьи, профессионализма приемного родителя. Судьба детей, находящихся в этих семьях на воспитании, зависит от того, насколько успешно будут решены проблемы.
Сопровождение – это психолого-педагогические и социально-педагогические технологии, предназначенные для решения проблем развития приемного ребенка, которые включают анализ ближайшего окружения, диагностику уровня психического развития, использование активных групповых методов и форм индивидуальной работы с ребенком, его родителями, педагогами.
Служба сопровождения принимающей семьи – организационная структура, в состав которой входят специалисты, осуществляющие сопровождение замещающей семьи на разных уровнях ее жизнедеятельности. В рамках проекта Республиканской целевой программы «Право ребенка на семью», поддерживаемая Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на базе Ялгинского детского дома-школы была организована Служба психолого-педагогической помощи семье и детям, направленная на работу с замещающими и кровными семьями.
Служба оказывает содействие по созданию оптимальных условий для развития, воспитания и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, в замещающей семье.
За последние несколько лет в детском доме была выстроена система работы по реализации права ребенка жить и воспитываться в семье. Приоритетное направление деятельности коллектива детского дома – подготовка воспитанников к самостоятельной жизни и к жизни в семье, содействие в обеспечении ребенку безопасного и комфортного семейного окружения. Восстановление семьи является ведущей стратегией.
Если вернуть ребенка в кровную семью не представляется возможным, начинается второй этап работы по устройству ребенка в замещающую семью – подготовка ребенка в жизни к семье. Параллельно идет работа по подбору потенциальных родителей. Ежегодно жить в семью уходят многие наши воспитанники. В 2013 году в семьи граждан нами переданы 21 воспитанников, за 2014 год передано 23 воспитанника, за 2015 год передано 29 воспитанников, с начала 2016 года по сегодняшний день 17 воспитанников. В связи с увеличением количества детей, переданных в замещающие семьи, и увеличением вероятности отказов от них возникла необходимость создания Службы сопровождения замещающих семей.
Для обеспечения условий эффективной, многосторонней и своевременной помощи приемным семьям разработана программа социально-психолого-педагогического сопровождения принимающих семей «Мы - семья». Ее реализация позволяет решать возникающие проблемы воспитания приемных детей, обеспечивать качество воспитательного процесса и предупреждать возможность вторичного сиротства.
Цель: содействие созданию благоприятных и безопасных условий развития ребенка в приемной семье, профилактика вторичного социального сиротства путем разработки и реализации мероприятий, направленных на формирование устойчивых семейных отношений в принимающей семье.
Задачи программы:
- Определение критериев эффективности организации приемной семьи; выделение основных этапов ее развития.
- Создание действенной системы сопровождения приемной семьи для своевременной профилактики конфликтных ситуаций в ней.
- Уменьшение риска возврата ребенка из семьи.
Нормативно-правовая база
- Конвенция ООН о правах ребенка.
- Семейный кодекс РФ.
- Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 1 марта 2011 г. № 06-370.
- Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 г. N 275.
- Постановление Правительства РФ от 24.05.2014г. № 481
Основные направления работы
- Разработка индивидуального плана развития и реабилитации ребенка в семье.
- Составление плана текущего сопровождения семьи и ребенка.
- Проведение мониторинга развития ребенка в семье.
- Подготовка выписок по результатам мониторинга с конкретными рекомендациями для каждого ребенка, проживающего в замещающих семьях.
- Посещение детей в семьях, детских садах, общеобразовательных учреждениях.
- Проведение занятий, индивидуальных бесед, консультаций специалистов с детьми и всеми членами принимающей семьи (родители, кровные дети, другие приемные дети, бабушки и дедушки и т.д.).
- Наблюдение за ходом адаптации и проживания ребенка в замещающей семье, предупреждение негативных моментов в поведении детей, и их взаимоотношениях с членами семьи, преодоление кризисных ситуаций.
- Методическое сопровождение замещающих семей (семинары, консультации, индивидуально – методические консультации: устные и письменные).
- Разработка психолого-педагогических и социально-педагогических рекомендаций для замещающих родителей по созданию благоприятных условий воспитания детей и преодолению кризисных ситуаций.
Специалисты службы
- Педагоги-психологи.
- Юрист.
- Социальные педагоги.
- Врач-консультант.
(Функциональные обязанности см. приложение 1).
Структура взаимодействия с замещающими семьями
Вся работа осуществляется в несколько этапов, взаимодействие ведется последовательно. Можно выделить три основных этапа.
Этапы сопровождения
- Предварительный.
- Основной.
- Итоговый.
- Предварительный.
Сопровождение начинается с предварительной работы. Учитывая, что сопровождение осуществляется, преимущественно, в семьях, в которых проживают дети детского дома, то предварительная работа проводится до перехода ребенка на постоянное проживание в семью.
Предварительная работа включает в себя:
- Знакомство с личным делом воспитанника. Знакомство с личным делом позволяет изучить историю жизни ребенка, дает сведения о его кровных родителях, об условиях проживания, о причинах, в результате которых ребенок оказался в государственном учреждении, кроме того, позволяет понять некоторые причины определенного поведения ребенка (насилие, привязанности и т.д.).
- Знакомство с семьёй. Это необходимо для того, чтобы как можно больше узнать об индивидуальных особенностях самих кандидатов, об особенностях их семейного уклада, о правилах, установленных в семье, о режиме дня, месте и времени работы, об интересах и многом другом.
- Основной.
Планирование работы с семьей.
Социально-психологическое сопровождение приемных семей начинается непосредственно после передачи ребенка. После этого планируется первое посещение семьи и психолого-педагогическая диагностика.
Целью первичного социально-педагогического обследования является: оценка бытовых условий проживания приемной семьи, физического состояния ребенка и круга общения. В процессе посещения социальным педагогом заполняется социальный паспорт семьи (приложение 2), карта социально-педагогического обследования состояния и развития ребенка в семье (приложение 3). Основные методы: наблюдение, беседа.
Целью психологической диагностики является отслеживание адаптированности детей в приемной семье, защиты их интересов. Кроме того осуществляется диагностика психоэмоционального состояния детей, детско-родительских отношений, определение ресурса семьи, выявление области семейных дисфункций. Для этого педагогом-психологом используются социограмма и методика «Домики», а так же анкета О.М. Щедринской «Ребенок глазами родителей» (приложение 4).
По результатам первичного посещения семьи замещающим родителям даются рекомендации и составляется план сопровождения семьи. Каждый специалист составляет свой план сопровождения, в котором подробно расписано поэтапное, пошаговое сопровождение каждой замещающей семьи в отдельности.
После первичного посещения проводится психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк).
Психолого-педагогический консилиум – это форма взаимодействия специалистов по сопровождению замещающих семей, направленная на обеспечение своевременной помощи замещающим семьям. Консилиум помогает осуществлять комплексный подход к организации и реализации сопровождения, коллегиально выносить решения. Членами консилиума являются сотрудники детского дома, могут участвовать приглашенные специалисты. Заседания проводятся в детском доме.
В ходе проведения консилиума обсуждаются следующие показатели развития ребенка в замещающей семье:
Оценивается:
- Здоровье:
- физическое развитие ребенка;
- нервно-психическое развитие;
- заболеваемость хроническая;
- заболеваемость острая.
- Образование:
- школьная мотивация;
- успеваемость;
- дополнительное образование;
- личностное развитие;
- психические процессы;
- самооценка;
- эмоциональное развитие.
- Социальная адаптация:
- навыки самообслуживания;
- внешний вид и поведение в обществе;
- межличностные отношения;
- способность к общению (со взрослыми и сверстниками);
- соблюдение прав и обязанностей в семье.
- Социальное окружение:
- атмосфера понимания,
- принятие и поддержка ребенка в семье и семьи в окружающем социуме.
По результатам ПМПк и на основе совокупности планов специалистов службы, сопровождающих приемную семью, составляется общий план сопровождения, составляются индивидуальные рекомендации. Рекомендации передаются семье посредством почты, в том числе электронной. Таким образом, формируется обратная связь между специалистами службы сопровождения и замещающей семьей,
В соответствии с общими планами сопровождения семей составляется общий график службы сопровождения, в котором прослеживается периодичность диагностики и мониторинга. Чем меньше срок проживания ребенка, тем интенсивнее должно быть сопровождение.
Следующим видом деятельности на основном этапе является мониторинг, отслеживание динамики развития ребенка в семье.
Посещение семьи для диагностики планируется не ранее чем через месяц после помещения ребенка в семью, но возможны звонки, начиная с первой недели. Социальный педагог и педагог-психолог во время визита беседуют с замещающими родителями о первом месяце жизни ребенка в семье, знакомятся с бытом семьи, устанавливают контакт с другими членами семьи, с социальным окружением (по возможности).
Работа с семьей по запросу осуществляется на всех этапах сопровождения.
Психолого-педагогическая диагностика и мониторинг развития ребенка в семье позволяют оценить эффективность функционирования замещающей семьи и динамики развития ребенка, помещенного в эту семью.
После каждой диагностики, мониторинга или консультации родителям даются психолого-педагогические рекомендации, направленные на улучшение внутрисемейных отношений, на решение проблем, заявленных замещающим родителем, или выявленных в результате работы с семьей специалистами. По необходимости назначаются консультации специалистов. Результаты каждой диагностики и мониторинга, а также заключения и рекомендации вкладываются в личное дело, помогая, таким образом, отследить динамику и вносить корректировку в планы сопровождения.
- Итоговый.
В связи с прекращением действия договора о создании приемной семьи по достижении воспитанником восемнадцатилетнего возраста сопровождение приемной семьи прекращается. Проводится итоговая диагностика, в которую, в том числе, входит определение уровня готовности к самостоятельной жизни. После чего сопровождение ребенка, оставшегося без попечения родителей, передается в Службу постинтернатного сопровождения, независимо от того, сохраняются ли отношения между ребенком и приемной семьей или нет.
Сохранение теплых отношений ребенка с приемной семьей, уровень готовности к самостоятельной жизни позволяет оценить эффективность функционирования замещающей семьи и работы специалистов службы сопровождения.
Методы работы специалистов Службы сопровождения
- Знакомство с личными делами воспитанников, готовящихся перейти в приемную семью.
- Анализ результатов диагностики и полученных данных.
- Плановое посещение замещающих семей. Диагностика семейно-родительских отношений. Изучение и оценка условий воспитания, обучения и развития приемных детей в замещающей семье.
- Оформление отчетной документации.
- Анализ работы специалистов и службы сопровождения в целом.
- Психологическая диагностика возрастных и личностных особенностей приёмных детей, психолого-педагогическая помощь.
- Оказание долговременной помощи приемным детям, их родителям, всесторонняя поддержка замещающих родителей и приемных детей.
- Экстренное посещение семей. Оказание помощи. Составление рекомендаций.
- Проведение индивидуальных бесед с детьми, проживающими в приемных семьях и с приемными родителями по запросам и в зависимости от ситуации.
- Индивидуальное консультирование по запросу.
- Разработка плана индивидуального развития ребенка.
- Составление и коррекция планов сопровождения замещающих семей.
- Составление карт обследования семей. Пополнение новой информацией папок с методическими материалами и рекомендациями для замещающих семей.
Работа со специалистами образовательных учреждений, в которых обучаются и воспитываются дети. Составление справок о посещении замещающих семей, ДОУ и школ, которые посещают дети, проживающие в замещающих семьях. Учреждения образования (ОУ и ДОУ) – место, в котором ребенок проводит большое количество времени, и взаимодействие между педагогами должно быть достаточно тесным. Необходимо провести беседы с заведующей, социальным педагогом, педагогом-психологом и воспитателем группы, если общеобразовательная школа то с директором, педагогом-психологом, социальным педагогом школы и учителем. Специалистам, работающим с семьей, необходимо предупредить педагогов образовательного учреждения о возможных проблемах, которые могут возникнуть у данного ребенка при поступлении в новый коллектив, при общении со сверстниками, про пробелы в его развитии. Это помогает педагогам грамотно спланировать свою работу с ребенком. Следует учесть, что на этом работа со специалистами образовательных учреждений не заканчивается, она продолжается на протяжении всего сопровождения. Это позволяет в полной мере отследить социализацию ребенка в детском коллективе, выявить на ранних этапах школьную дезадаптацию и принять профилактические или коррекционные меры.
- Мониторинг всестороннего развития ребенка в семье, отслеживание школьной успеваемости и состояния здоровья и психологического комфорта.
- Контроль над сохранностью закрепленного жилого помещения за несовершеннолетними. Оказание содействия по взысканию пенсий и элементов с родителей несовершеннолетних.
- Оказание помощи при взаимодействии с кровными родственниками приемного ребенка.
- Изучение литературы по социальным и психолого-педагогическим проблемам.
- Участие в собраниях педагогического коллектива, и в педагогических советах детского дома.
- Публичный отчет деятельности службы на педагогическом совете детского дома.
Все виды деятельности, необходимые в рамках сопровождения конкретной приемной семьи, отображаются в индивидуальном плане сопровождения и в отчетной документации.
Информация, получаемая специалистами Службы сопровождения из разных источников, помогает наиболее точно оценить ситуацию в семье, предотвратить кризисные моменты и наиболее точно составить план эффективного сопровождения приемного ребенка и семьи, взявшей его на воспитание.
Все виды деятельности по сопровождению замещающей семьи, отражены в плане работы Службы сопровождения замещающих семей (приложения 5).
Виды сопровождения замещающих семей
Служба сопровождения подразумевает три вида сопровождения: мониторинговое, активное, кризисное.
Мониторинговое сопровождение. Данный вид сопровождения применим к замещающим семьям, имеющим стаж совместного проживания не менее двух лет, отношения в которых сформированы, дети приняты в семью. Психологический климат благополучный.
Активное сопровождение применимо к семьям, стаж которых менее двух лет, но выраженных проблем на данный момент не наблюдается. Психологический климат в семье благополучный. Активное сопровождение отличается от мониторингового большей частотой взаимодействия семей со специалистами Службы сопровождения семей.
Данные виды сопровождения осуществляются по графику, построенному в соответствии с этапами сопровождения, и по запросу со стороны замещающих семей.
Кризисное сопровождение осуществляется в семье при появлении выраженных проблем различной этиологии, которые впоследствии могут привести к распаду замещающей семьи. Стаж совместного проживания значения не имеет. Частота взаимодействия с семьей обусловлена необходимостью (критерии см. в приложении 6).
Критерии эффективности программы
- Положительная динамика развития ребенка в замещающей семье (улучшение его психического, эмоционального, интеллектуального, физического, социального развития).
- Удовлетворенность ребенка и замещающей семьи.
- Уменьшение возвратов детей из приемных семей.
Способы отслеживания эффективности
- Диагностика и мониторинг детско-родительских отношений, эмоциональной и личностной сферы ребенка и приемных родителей.
- Диагностика готовности к самостоятельной жизни (приложение 4).
- Изучение и оценка условий воспитания, обучения и развития приемных детей в замещающей семье (приложение 3).
- Беседы, анкетирование, наблюдение (приложение 4).
- Показатели школьной успеваемости.
- Результаты медицинских комиссий и заключения врачей.
Список использованных источников
- Захарова Ж. А. Социально-педагогическое сопровождение воспитания приемного ребенка в замещающей семье. – Кострома: Авантитул. 2009.
- Мартынова В.В., Поспелова Н.С. и др. Социально-педагогическое сопровождение приемной семьи. – Минск: Топник, 2004.
- Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учебн. заведений: В 3 кн. – Кн. 3: Психодиагностика – 3-е изд. – М: Владос, 1998.
- Организация работы Регионального центра развития семейных форм устройства детей-сирот и профилактики социального сиротства: Методическое пособие. – М.: ООО «Издательство «Проспект», 2010. – 264 с. – (Семья для ребенка).
- Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. – М.: Генезис, 2006.
- Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 319 с.
- Рожков О.П. Методические рекомендации при устройстве ребенка в семью: учебное пособие/ О.П.Рожков. – М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2012. – 384 с.
- Система сопровождения приемных семей (Из опыта работы СОГОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения»). Методический сборник: Смоленск, 2008.
- Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебн. пособие для врачей и психологов. – СПб.: Речь, 2003.
Приложение 1
Функциональные обязанности педагога-психолога
- Осуществляет психологическое консультирование приемных детей и замещающих родителей.
- Проводит диагностику с целью уточнения проблемного поля клиента.
- Составляет индивидуальные планы работы по сопровождению замещающих семей.
- Осуществляет индивидуальную коррекцию согласно составленным планам.
- Проводит тренинги детско-родительских отношений.
- Проводит работу среди детей, педагогов, родителей в учреждениях образования, которые посещают дети из замещающей семьи.
- Осуществляет работу согласно заказам администрации учреждений образования, КДН, органа опеки и попечительства, педагогов, детей, родителей.
- Обучает замещающих родителей (знакомит с особенностями детей, оставшимися без родительской опеки, с основными формами работы по адаптации ребенка в семье и т.д.).
- Отвечает за качество диагностической, консультационной и коррекционной работы.
- Составляет аналитические справки.
- Обеспечивает экстренную, квалифицированную, анонимную, бесплатную психологическую помощь замещающим семьям.
Функциональные обязанности юриста
- Проведение бесед с замещающими родителями и членами семьи, осуществление контроля над условиями содержания и воспитания детей в замещающей семье.
- Проведение обследования жилищно-бытовых условий замещающих семьей.
- Консультирование в вопросах использования средств, выделяемых на содержание приемных детей.
- Оказание юридической помощи замещающим семьям.
- Участие в работе психолого-педагогического консилиума детского дома по сопровождению замещающих семей.
- Оформление текущей и отчетной документации по сопровождению замещающих семей, в том числе, оформляет акты посещения замещающих семей.
Функциональные обязанности социального педагога
- Проведение обследования развития отношений в замещающей семье в период адаптации.
- Проведение динамического наблюдения за развитием отношений в замещающих семьях.
- Проведение бесед, занятий с замещающими родителями и членами семьи, осуществление контроля над условиями содержания и воспитания детей в замещающей семье.
- Проведение обследования жилищно-бытовых условий замещающих семьей.
- Консультирование в вопросах использования средств, выделяемых на содержание приемных детей.
- Выявление и решение социальных проблем, оказание социальной помощи замещающим семьям.
- Участие в работе психолого-педагогического консилиума детского дома по сопровождению замещающих семей.
- Оформляет текущую и отчетную документацию по сопровождению замещающих семей, в том числе, оформляет акты посещения замещающих семей.
- Взаимодействует со всеми городскими, районными организациями, занимающимися охраной прав детства, с правоохранительными органами, судом, прокуратурой в вопросах социальной защиты детей, воспитывающихся в замещающих семьях.
- Обобщение опыта работы по взаимодействию с замещающей семьей.
Функциональные обязанности врача-консультанта
- Консультации в рамках своей профессиональной деятельности.
- Диагностика физического и нервно-психического состояния детей и приемных родителей.
Приложение 2
Социальный паспорт приемной семьи.
- Приемные родители:
- Мать:
Фамилия ___________________________________________
Имя _______________________________________________
Отчество ___________________________________________
Дата рождения ______________________________________
Образование ________________________________________
Профессия _________________________________________
Место работы _______________________________________
Документ, удостоверяющий личность: ___________
Серия ___________ номер ______________
Кем, когда выдали __________________________________________________
- Отец
Фамилия ___________________________________________
Имя _______________________________________________
Отчество ___________________________________________
Дата _______________________________________________
Образование ________________________________________
Профессия _________________________________________
Место работы _______________________________________
Документ, удостоверяющий личность _________________________________
Серия __________ номер ______________
Кем, когда выдали __________________________________________________
- Адрес, где проживает семья
Индекс ___________
Улица _____________________________________________
Дом ________ КВ. __________________
Телефоны: _________________________________________
- Обучение в школе замещающих семей (где, когда,
№ свидетельства)____________________________________________
- Дата образования семьи: _______________________
- Состав семьи (ФИО, дата рождения):
- Кровные дети (количество): ________________________________
- Другие члены семьи –
- Сведения о приемных детях:
Фамилия _____________________________________________________
Имя _________________________________________________________
Отчество _____________________________________________________
Дата рождения ________________________________________________
Место рождения ____________________________________________________
Документ, удостоверяющий личность _________________________________
Серия номер
Кем, когда выдали__________________________________________________
Дата поступления в семью____________________________________________
Откуда МБОУ д/дом №7
Состояние здоровья_________________________________________________
Место учебы_______________________________________________________
Образование_______________________________________________________
Дополнительное образование_________________________________________
Сведения о жилье___________________________________________________
Сведения об имуществе______________________________________________
Материальное обеспечение (пенсия, элементы, пособия и т.д.)_____________
Статус приемного ребенка (сирота, ребенок, оставшийся, без попечения родителей)________________________________________________________
Примечание (сведения о биологических родителях):
Мать –
Отец –
Сведения о кровных родственниках:
- Социально-бытовые условия семьи:
- Жилье____________________________________________________
- Транспорт________________________________________________
- Земельный участок________________________________________
- Подсобное хозяйство_______________________________________
- Льготы на коммунальные услуги____________________________
- Прочее____________________________________________________
7 Сведения об участии и о наградах семьи (приемных детей) в конкурсах, олимпиадах:
родители Дети
__________________________ ______________________________
__________________________ ______________________________
__________________________ ______________________________
Дата заполнения Роспись
Приложение 3
КАРТА
Социально-педагогического обследования состояния и развития ребенка в приемной семье.
Ф.И.О. ребенка (детей), возраст
Ф.И.О. приемного родителя
Адрес семьи, телефон
Ф.И.О. педагога службы сопровождения
Содержание социально-педагогического обследования | Дата посещения: |
Оценка бытовых условий проживания приемного ребенка | |
Жилое помещение отвечает требованиям безопасности в соответствии с возрастом ребенка (полностью, частично, не отвечает) | |
Жилое помещение соответствует санитарно-гигиеническим нормам (полностью, частично, не соответствует) | |
Приемный ребенок имеет (отдельную комнату место в комнате с другими детьми, с родителями-воспитателями, не имеет закрепленного личного места) | |
Количество необходимых для возраста ребенка игр, игрушек, обучающих материалов, книг и т.д. | |
Физическое здоровье | |
Состояние здоровья ребенка на момент поступления в семью (практически здоров, инвалидность, имеет хронические заболевания) | |
Частота обращений за медицинской помощью (имеющиеся заболевания, профилактика, по симптоматике) | |
Нуждается ли в особом питании и уходе в связи с заболеванием (если оно установлено). | |
Факт несчастного случая. | |
За время пребывания в приемной семье физическое здоровье приемного ребенка (осталось без изменений, улучшилось) | |
Внешний вид и навыки самообслуживания | |
Чистота и опрятность одежды ребенка. | |
Ее соответствие времени года и месту (школьная, домашняя, спортивная, для отдыха, нарядная). | |
Соблюдает правила гигиены (регулярно, иногда, не соблюдает) | |
Сформированность навыков самообслуживания (частично, полностью, отсутствуют) | |
Образование | |
Приемный ребенок посещает (учреждение) | |
Есть ли трудности в усвоении школьной программы.(по каким предметам) | |
Пропускает ли занятия, причины пропусков. | |
Какие оценки получает, любимый предмет, любит ли он читать. | |
Участие во внеклассных делах (спортивные секции, кружки) | |
Любимые занятия (фильмы, сказки, игра, музыка и т.д.) | |
Контроль за учебной деятельностью (родители, бабушка, его нет.) | |
Дополнительные умения (плавание, катание на велосипеде и др.). | |
Социальная адаптация | |
Отношения с учащимися (агрессия, замкнутость) | |
Отношения с учителями | |
Отношения с окружающими (соседи, знакомые) | |
Отклоняющееся поведение | |
Самосознание | |
Как относится к тому, что проживет в приемной семье (положительно, негативно) | |
Возможности реализовать религиозные, национальные, культурные потребности ребенка | |
Социальные контакты приемного ребенка | |
Приемный ребенок встречается с кровными родственниками (часто, редко, никогда) | |
Встречи происходят: (на территории родителей, в приемной семье, разговор по телефону) | |
Приемный ребенок имеет: (много друзей, не имеет друзей) | |
Трудности в установлении контактов с другими людьми | |
Владение в соответствии с возрастом нормами социального взаимодействия с другими людьми и социальными объектами. | |
Эмоциональное и поведенческое развитие | |
Характер отношений ребенка с другими людьми | |
Умение контролировать свое поведение. | |
За время пребывания в приемной семье поведение приемного ребенка (не изменилось, стало лучше, стало хуже) | |
Какими способами приемные родители справляются с трудностями эмоционального и поведенческого характера. | |
Взаимоотношения в приемной семье | |
Характер взаимоотношений между взрослыми членами семьи во время посещения (гармоничные, компромиссные, неустойчивые, конфликтные, на равных). | |
Приемные родители во время посещения по отношению к приемному ребенку (проявляет заботу, делает замечания, одергивает, проявляет разумную требовательность, показывает близость отношений, не взаимодействует с ним). | |
Положение ребенка в семье (его интересы никого не касаются, предоставлен самому себе, запуган, неуверен в себе, избегает общения с родителями). | |
Характер отношения ребенка к приемным родителям (тяготеет к одному из членов семьи; к кому и почему). | |
Формы поощрения и наказания (соответствуют его возрасту и полу, не противоречат социокультурным нормам) | |
Отношение к совместным социокультурным мероприятиям (положительное, пассивное) | |
Чаще всего ребенок с приемными родителями (играет, читает, занимается домашними делами, занимается спортом, творчеством, делает уроки, посещает театр, музеи, походы в гости и т.д) | |
Совместные занятия с приемными родителями | |
Вывод: |
Приложение 4
Методы диагностики детско-родительских отношений
Диагностика дифференциации эмоциональной сферы ребенка «Домики»
(методика О.А. Ореховой)
Цель: диагностика степени дифференцированности – обобщенности эмоциональной сферы, деятельностных ориентаций.
Бланк фиксации результатов.
Ф.И.О.____________________________________________________________________________
Возраст_________________Пол_______________________________Дата____________________
Цветовой градусник | Цвет по Люшеру | ||||||||||
Баллы | |||||||||||
Эмоции | Цвет по Люшеру | ||||||||||
Баллы | |||||||||||
Социальные объекты | Цвет по Люшеру | ||||||||||
Баллы |
- Характер раскрашивания ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Цветовые выборы ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Сфера социальных эмоций ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Сфера деятельностных отношений ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Резюме ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Рекомендации ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Психолог_____________________________________
Методика «Семейная социограмма».
Цель: положение субъекта в системе межличностных отношений и характер коммуникаций в семье.
ФИО________________________________________________Возраст__________________
Дата обследования_____________________
Шкала привязанностей ребенка к членам своей семьи
ФИО______________________________________________лет____________
С кем проживает ребенок в одной квартире_____________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Если бы я был (а) волшебником, то…
1. Я бы никогда не расставался (лась) с (мамой, папой, братом, сестрой, дедушкой, бабушкой, со своими родственниками).
2. Я бы ходил (а) по пятам невидимкой за (мамой, папой, братом, сестрой, дедушкой, бабушкой, со своими родственниками).
3. Я бы придумывал (а) сны, где всегда был (а) бы (мама, папа, брат, сестра, дедушка, бабушка, мои родственники).
4. Я бы поделился (лась) своим волшебством с (мамой, папой, братом, сестрой, дедушкой, бабушкой, со своими родственниками).
5. Я бы подарил (а) необычный подарок (маме, папе, брату, сестре, дедушке, бабушке, своими родственникам).
6. Я бы создал (а) сказочную машину для (мамы, папы, брата, сестры, дедушки, бабушки, своих родственников).
7. Я бы построил (а) самый красивый дворец для(мамы, папы, брата, сестры, дедушки, бабушки, своих родственников).
8. Я бы взял (а) с собой на сказочный необитаемый остров (маму, папу, брата, сестру, дедушку, бабушку, своих родственников).
9. Я бы испек (ла) самый вкусный пирог для (мамы, папы, брата, сестры, дедушки, бабушки, своих родственников).
10. Я бы одел (а) в самый лучший наряд (маму, папу, брата, сестру, дедушку, бабушку, своих родственников).
Дата___________________________
Определение привязанности у ребенка
Ф.И.О. родителя __________________________________________ Дата заполнения __________
Ф.И. приемного ребенка ____________________________________
Возраст ребенка _______ Сколько находится в семье _____________
Инструкция: Перед Вами список особенностей, характеризующих те или иные проявления ребенка. Отметьте, пожалуйста, те черты, которые Вы замечали у приемного ребенка в первые месяцы жизни в Вашей семье, а также те из них, которые наблюдаются и в настоящее время.
Особенности приемного ребенка | В первые месяцы | В настоящее время |
Поверхностно заинтересованный, но обаятельный ребенок | ||
Неразборчиво проявляет нежность к чужим людям | ||
Причиняет вред себе, другим, предметам | ||
Отстает в развитии | ||
Избегает смотреть в глаза (со слов родителей) | ||
Не обнимается с родителями | ||
Жестоко обращается с животными, братьями/ сестрами | ||
С трудом понимает причины и последствия (поведения, событий) | ||
Мало взаимодействует со сверстниками | ||
Слишком требовательный и прилипчивый | ||
Ворует или врет | ||
Недостаточно совестлив | ||
Упорно задает бессмысленные вопросы или непрерывно болтает | ||
Плохо контролирует свои порывы, побуждения | ||
Неправильно строит свою речь | ||
Борется за возможность все контролировать | ||
Запасает пищу или объедается ею | ||
Поглощен огнем, видом крови(свежей или запекшейся) |
Педагог-психолог
Анкета О.М. Щедринской «Ребенок глазами родителей» (РГР)
Дата исследования_____________________
Ф.И.О. ребенка____________________________________________________________________
Возраст ребенка
Ф.И.О. родителя заполняющего анкету______________________________________________
Статус относительно ребенка_______________________________________________________
Состав семьи _____________________________________________________________________
Инструкция. Эта анкета посвящена оценке различных качеств и характеристик Вашего ребенка. Под каждым вопросом есть шкала с цифрами от 1 до 10. Постарайтесь на первой шкале отметить уровень развития этого качества (свойства) на настоящий момент. 1 – полное отсутствие данного качества (или нет), 10 – максимально выражено (или полное согласие с утверждением).
- Как Вам кажется, в какой степени соответствует ваш ребенок так называе6мым «возрастным нормам».
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Оцените уровень психического развития.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Оцените уровень физического развития.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Оцените общий уровень интеллектуального развития.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Оцените уровень самоанализа и рефлексии.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Оцените уровень развития логического мышления.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Оцените уровень развития воображения творческих способностей и креативности.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Оцените развитие памяти у вашего ребенка.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Оцените общий уровень внимания.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Оцените уровень развития речи и качество словарного запаса.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Быстро ли он(а) умеет переключиться с одного вида деятельности на другой?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Оцените умение следовать социальным нормам (правилам) поведения.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Оцените наличие такого качества, как импульсивность.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Оцените наличие такого качества, как агрессивность.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Оцените наличие такого качества, как тревожность.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Оцените уровень развития навыков коммуникации (в целом).
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Оцените качество взаимодействия со сверстниками.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Оцените качество взаимодействия с членами семьи.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Оцените качество взаимодействия с учителями.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Оцените умение ребенка доносить до окружающих свои мысли.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Оцените такой навык, как умение слушать других людей.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Оцените умение «считывать» состояние окружающих людей.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Оцените уровень осознавания собственных границ.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Оцените уровень осознавания границ других людей.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Оцените уровень развития такого качества как самоконтроль поведения в целом.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Оцените умение контролировать свои эмоции.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Оцените степень эмоциональности вашего ребенка (10 – крайне эмоционален, 1 – не проявляет своих эмоций).
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Оцените уровень развития мелкой моторики.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Оцените уровень развития моторики в целом (ловкий ли ребенок? Хорошо ли скоординированы его движения?).
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Оцените уровень самостоятельности и навыков самообслуживания.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Оцените уровень развития навыков совместной деятельности, сотрудничества с кем-либо.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Оцените степень спокойствия, эмоциональной устойчивости.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Оцените степень уверенности в себе.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- А какой бал, как Вам кажется, поставил бы себе ребенок, оценивая степень собственной уверенности?.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Оцените стремление ребенка к самоутверждению, признанию, положительной оценке.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Оцените умение ребенка договариваться с другими, уступать или защищать свою точку зрения.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Методика для изучения социализированности личности учащегося
(разработана профессором М.И. Рожковым)
Цель: выявить уровень социальной адаптированности активности, автономности и нравственной воспитанности воспитанников.
Ход проведения. Воспитанникам предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:
- 4 – всегда;
- 3 – почти всегда;
- 2 – иногда;
- 1 – очень редко;
- 0 – никогда.
- Стараюсь слушаться во всем своих учителей и воспитателей.
- Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.
- За что бы я ни взялся – добиваюсь успеха.
- Я умею прощать людей.
- Я стремлюсь поступать так же, как и все мои друзья.
- Мне хочется быть впереди других в любом деле.
- Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.
- Считаю, что делать людям добро – это главное в жизни.
- Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
- Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.
- Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
- Мне нравится помогать другим.
- Мне хочется, чтобы со мной все дружили.
- Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.
- Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
- Переживаю неприятности других, как свои.
- Стремлюсь не ссориться с товарищами.
- Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие,
- Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.
- Стараюсь защищать тех, кого обижают.
Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.
Обработка полученных данных. Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности – с третьей строчкой. Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) – с четвертой строчкой.
Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка; если же он больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный учащийся (или группа учеников) имеет низкий уровень социальной адаптированности.
Бланк для заполнения воспитанниками
ФИО ________________________________________________ дата _______
1 | 5 | 9 | 13 | 17 | ||
2 | 6 | 10 | 14 | 18 | ||
3 | 7 | 11 | 15 | 19 | ||
4 | 8 | 12 | 16 | 20 |
Заключение: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
специалист (ФИО, подпись )_______________________________________
Опросник
Уровень сформированности социально-бытовой ориентировки
Ф.И.О. _____________________________________________________________
Возраст____________ Дата заполнения __________
1.Как Вы считаете, что можно считать продуктами первой необходимости:
- а) шоколад,
- б) молоко,
- в) лимонад,
- г) хлеб.
2. Как часто, по вашему мнению, должна происходить смена постельного белья:
- а) 1 раз в месяц,
- б) 1 раз в неделю,
- в) ежедневно,
- г) по мере загрязнения.
3. По вашему мнению, утюжить белье необходимо всегда:
- А) да,
- б) нет,
- в) не знаю,
- г) не все вещи можно утюжить.
4. Какие предметы необходимы для поведения уборки в помещении
- а) щетка,
- б) совок,
- в) нож,
- г) веник,
- д) зубная паста.
5. Какой стиральный порошок необходим для стирки белья в машине-автомат:
- а) обычный (для ручной стирки),
- б) специальный порошок для машин-автоматов,
- в) любой.
6. По вашему мнению, оплата коммунальных услуг производится:
- а) один раз в год,
- б) один раз в 6 месяцев,
- в) один раз в месяц,
- г) еженедельно.
7. Место оплаты коммунальных услуг
- а) ЖЭУ,
- б) отделение банка,
- в) терминалы,
- г) интернет,
- д) другое ____________________
8. Для посещения поликлиники (обращения к врачу) какие документы вам необходимо иметь при себе:
- а) водительское удостоверение,
- б) паспорт,
- в) СНИЛС,
- г) страховой медицинский полис,
- д) другое ___________________
9. По вашему мнению, куда необходимо обратится для получения пособий:
- а) отдел опеки и попечительства,
- б) пенсионный фонд,
- в) нотариус,
- г) отдел пособий и социальных выплат,
- д) другое _______________________
10. Предметы личной гигиены это:
- а
- ) расческа,
- б) зубная паста,
- в) мыло,
- г) фен,
- д) духи,
- е) полотенце,
- ж) тени,
- з) помада,
- и)другое _________________________
11. При протечке труб отопления или водоснабжения необходимо обратится:
- а) в поликлинику,
- б) в ЖЭУ,
- в) в Горводоканал,
- г) в паспортный стол,
- д) в аварийную службу.
12. Куда нужно обратиться при утере паспорта:
- а) отдел опеки и попечительства,
- б) полиция,
- в) детский дом,
- г) ЖЭУ,
- д) другое __________________________
13. Что должно находиться в аптечке первой медицинской помощи:
- а) пинцет,
- б) бинт,
- в) антисептик,
- г) лейкопластырь,
- д) антибиотики.
14. Составьте приблизительное меню на день:
- а) завтрак: __________________________________________________________
- б) обед: _____________________________________________________________
- в) ужин:_____________________________________________________________
15. Какие продукты необходимы для приготовления борща:
- а) рис,
- б) мясо,
- в) капуста,
- г) картофель,
- д) огурцы,
- е) морковь,
- ж) свекла,
- з) томатная паста,
- и) лук,
- к) соль.
16. Перед использованием электроприборов необходимо:
- а) помыть прибор,
- б) прочитать инструкцию,
- в) спросить у друга, как пользоваться прибором,
- г) ничего не надо делать, просто начать использовать.
17. Какую посуду можно использовать в микроволновой печи:
- а) стеклянную
- б) металлическую
- в) пластиковую
- г) глазурованную
- д) другое _____________________
Ключ
- Расчет общего количество баллов:
- за правильный ответ – 1 балл,
- за неправильный ответ- 0 баллов.
- В соответствии с таблицей определяется уровень социально-бытовой осведомленности.
Количество баллов | Уровень социально-бытовой осведомленности | Примечание |
0-13 | Низкий уровень | |
14-31 | Средний уровень | |
32-40 | Высокий уровень |
Опросник Спилбергера (выявление тревожности)
Фамилия, имя ____________________________ Возраст_________
Группа _______________________________ Дата_______________
№ п/п | Суждение | Ответы | |||
нет, это не так | пожалуй, так | верно | совершенно верно | ||
1 | Я спокоен | ||||
2 | Мне ничто не угрожает | ||||
3 | Я нахожусь в напряжении | ||||
4 | Я внутренне скован | ||||
5 | Я чувствую себя свободно | ||||
6 | Я расстроен | ||||
7 | Меня волнуют возможные неудачи | ||||
8 | Я ощущаю душевный покой | ||||
9 | Я встревожен | ||||
10 | Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения | ||||
11 | Я уверен в себе | ||||
12 | Я нервничаю | ||||
13 | Я не нахожу себе места | ||||
14 | Я взвинчен | ||||
15 | Я не чувствую скованности, напряженности | ||||
16 | Я доволен | ||||
17 | Я озабочен | ||||
18 | Я слишком возбужден, и мне не по себе | ||||
19 | Мне радостно | ||||
20 | Мне приятно | ||||
21 | У меня бывает приподнятое настроение | ||||
22 | Я бываю раздражительным | ||||
23 | Я легко могу расстроиться | ||||
24 | Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие | ||||
25 | Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть | ||||
26 | Я чувствую прилив сил, желание работать | ||||
27 | Я спокоен, хладнокровен и собран | ||||
№ п/п | Суждение | Ответы | |||
нет, это не так | пожалуй, так | верно | совершенно верно | ||
28 | Меня тревожат возможные трудности | ||||
29 | Я слишком переживаю из-за пустяков | ||||
30 | Я бываю вполне счастлив | ||||
31 | Я все принимаю близко к сердцу | ||||
32 | Мне не хватает уверенности в себе | ||||
33 | Я чувствую себя беззащитным | ||||
34 | Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей | ||||
35 | У меня бывает хандра | ||||
36 | Я бываю доволен | ||||
37 | Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня | ||||
38 | Бывает, что я чувствую себя неудачником | ||||
39 | Я уравновешенный человек | ||||
40 | Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах |
Приложение 5
План работы Службы сопровождения замещающих семей.
№ | Содержание | Сроки | Ответственный |
Знакомство с личными делами воспитанников, готовящихся перейти в приемную семью. | В течение всего периода | Специалисты службы | |
Анализ результатов диагностики и полученных данных. | ежемесячно | Специалисты службы | |
Плановое посещение замещающих семей. Диагностика семейно-родительских отношений. Изучение и оценка условий воспитания, обучения и развития приемных детей в замещающей семье. Оформление отчетной документации. | По графику | Специалисты службы | |
Экстренное посещение семей. Оказание помощи. Составление рекомендаций. | Ситуативно | Специалисты службы | |
Оказание долговременной помощи приемным детям, их родителям, всесторонняя поддержка замещающих родителей и приемных детей | В течение периода | Специалисты службы | |
Проведение индивидуальных бесед с детьми, проживающими в приемных семьях и с приемными родителями по запросам и в зависимости от ситуации. | Ситуативно | Специалисты службы | |
Психологическая диагностика возрастных и личностных особенностей приёмных детей, психолого-педагогическая помощь. | В течении периода | Педагоги-психологи | |
Индивидуальное консультирование по запросу | В течение периода | Специалисты службы | |
Разработка плана индивидуального развития ребенка | В течение периода | Специалисты службы | |
Составление планов сопровождения замещающих семей. | В течение периода | Специалисты службы | |
Составление карт обследования семей. Пополнение новой информацией папок с методическими материалами и рекомендациями для замещающих семей. | В течение периода | Специалисты службы | |
Работа со специалистами образовательных учреждений, в которых обучаются и воспитываются дети. | В течение периода | Специалисты службы | |
Вовлечение детей в досуговую деятельность. Работа с педагогами дополнительного образования. | В течение периода | Специалисты службы | |
Составление справок о посещении замещающих семей, ДОУ и школ, которые посещают дети, проживающие в замещающих семьях. | В течение периода | Специалисты службы | |
Связь с участковым и инспектором ПДН. | По необходимости | Социальные педагоги | |
Связь со службой опеки район, в котором проживает приемная семья. | По необходимости | Социальные педагоги | |
Связь с медицинскими учреждениями и участковым педиатром. | По необходимости | Специалисты службы | |
Мониторинг всестороннего развития ребенка в семье, отслеживание школьной успеваемости и состояния здоровья и психологического комфорта. | 2 раза в год | Специалисты службы | |
Анализ работы специалистов и службы сопровождения в целом. | Ежемесячно | Специалисты службы | |
Коррекция планов сопровождения. | По необходимости | Специалисты службы | |
Контроль над сохранностью закрепленного жилого помещения за несовершеннолетними. | По графику | Социальные педагоги | |
Оказание содействия по взысканию пенсий и элементов с родителей несовершеннолетних. | По запросу | Социальные педагоги | |
Самообразование: изучение литературы по социальным и психолого-педагогическим проблемам. | в течение периода | Специалисты службы | |
Участие в собраниях педагогического коллектива, и в педагогических советах детского дома. | В течение периода | Специалисты службы | |
Публичный отчет деятельности службы на педагогическом совете детского дома | Июнь | Специалисты службы |
Приложение 6
Критерии кризисного сопровождения.
- Конфликт в детско-родительских и супружеских взаимоотношениях.
- Аддиктивное поведение ребенка.
- Ситуации, формирующие эмоциональное неблагополучие ребенка.
- Эмоциональное выгорание родителей.
- Возрастные и/или семейные кризисы в острой форме.
- Семья в социально опасном положении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа комплексного социально-психолого-педагогического сопровождения замещающих семей
Материал предназначен специалистам (социальным педагогам и психологам), работающим с замещающими семьями. В программе представлена система сопровождения замещающих семей, диагностический инструментари...
Программа социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся в школе
Основа - модель организации социально-психологической службы в школе.Сопровождение - это система профессиональной деятельности психолога и социального педагога направленная на создание социально-псих...
ПРОГРАММА социально – психолого - педагогического сопровождения обучающихся с использованием НИТ
Обоснование программы Муниципальное общеобразовательное учреждение – Информационно-технологический лицей №24 г. Нерюнгри является правопреемником Муниципального общеобразовательного учрежд...
ПРОГРАММА КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ
соц.педагог...
ПРОГРАММА КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ
программа...
Социально-психолого-педагогический проект досугово-развивающего клуба «Зайцы-холл» Службы сопровождения замещающих семей «Счастливая семья» для детей младшего и среднего подросткового возраста
ИЗ ИСТОРИИ ПРОЕКТАНазвание объединения возникло случайно – во время активных игр ребят и состязаний в прыжках с нейроскакалками. Дети прыгали, соревнуясь в количестве совершенных п...
Индивидуальная программа социально-психолого-педагогического сопровождения с обучающимся и семьей
Цель: Создание условий, способствующих развитию личности ребенка, его позитивной социализации через объединение усилий школы и семьи с целью профилактики безнадзорности и правонарушений. Профилактика ...