ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ: ВЫБОР И РЕШЕНИЕ.
статья (7, 8, 9 класс)
В данной статье описывается проблема профессионального самоопределения обучающихся в образовательных организациях. На основе обзора научных и социологических источников, были выделены проблемы не позволяющие оптимизировать профессиональную работу на уровне образовательной организации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_profsamoopredelenie_.docx | 24.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Кудрина Юлия Владимировна
Республика Хакасия,
г. Черногорск, ГКУ РХ
«Социально-реабилитационный
центр для несовершеннолетних»,
социальный педагог
Эл. почта: kudrinay@mail.ru
Тел.: +7 (996)-932-61-02
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ:
ВЫБОР И РЕШЕНИЕ.
PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION:
CHOICE AND DECISION.
Ключевые слова: Профессиональное самоопределение, Федерально-образовательный стандарт общего образования (ФГОС ОО), психолого-педагогическая, деятельностно-практическая поддержка;
Keywords: Professional self-determination, Federal Educational Standard of General Education, psychological and pedagogical, activity-practical support;
Аннотация: В данной статье описывается проблема профессионального самоопределения обучающихся в образовательных организациях. На основе обзора научных и социологических источников, были выделены проблемы не позволяющие оптимизировать профессиональную работу на уровне образовательной организации.
Abstract: This article describes the problem of professional self-determination of students in educational organizations. Based on a review of scientific and sociological sources, problems were identified that do not allow optimizing professional work at the level of an educational organization.
В настоящее время профессиональное самоопределение, является одной из значимой составляющей образования старшеклассников, которые только собираются вступить во взрослую жизнь, для повышения результативности выбора профессии, поиске ресурсов и самостоятельному их использованию. В связи с этим, одной из важных задач образовательной организации становиться оказание поддержки в поэтапном принятии решения о профессиональном самоопределении.
На основе обзора научных и социологических источников, были выделены проблемы, не позволяющие оптимизировать профессиональную работу на уровне образовательной организации. Были изучены мнения учителей и воспитанников по организации процесса сопровождения профессионального самоопределения обучающихся. Установлено, что большая часть респондентов считает, что профессионально-ориентационные мероприятия необходимо проводить уже с 7 класса. Были выявлены и ранжированы, с точки зрения обучающихся самые популярные профессии, проанализированы данные респондентов о вкладе в профессиональное самоопределение дополнительного профессионального образования, занятия жизненно-полезным трудом.
Таким образом, важнейшими задачами образовательной организации являются оказание обучающимся психолого-педагогической, деятельностно-практической и информационной поддержки.
В Федеральном государственном стандарте общего образования (далее ФГОС ОО) описывается «портрет выпускника основной школы», которому должна стремиться образовательная организация. Однако, по данным исследований Российской академии образования, около 50% старшеклассников не соотносят выбор профессии со своими возможностями; 46% ориентируются на мнение родителей и родственников; 67% не имеют представление о трудовых обязанностях выбранной профессии [1, 63].
В 2014 году была опубликована «Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающегося в условиях непрерывного образования», в которой излагается содержание и векторы развития профессиональной деятельности в Российской Федерации [1, 64].
Самоопределение – это центральный механизм зрелости личности, состоящий из осознанного выбора старшеклассником своего места в будущей профессии и общества в целом [2, 56].
Выделяется два уровня профессионального самоопределения: гностический (перестройка сознания и самосознания); практический уровень, который изменяет статус человека в обществе. Выбор профессии влияет, как правило, на дальнейшую судьбу человека. Поэтому, так важно помочь обучающемуся понять, какие цели он хочет достичь в жизни, какие знания о мире профессий и окружающем мире необходимо знать.
В связи с этим в ГКУ РХ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», проводится систематическая работа с обучающимися, начиная с 7 класса по профессиональному самоопределению. В работе социальным педагогом используются разные виды опросов, которые помогают специалисту использовать индивидуальный подход, который дает более глубоко проанализировать его способности, как личности выявить его стремления.
В опросах могут использоваться такие вопросы как:
- Какую профессию вы выбрали, напишите?__________________________________________
- В какое учебное заведение вы намерены поступить?__________________________________
- Какую профессию Вам советуют выбрать: родители_______, учителя_______, друзья______
- Какие школьные предметы Вам нравятся больше всего?_______________________________
- Чем вы любите заниматься в свободное время? ______________________________________
- В каких кружках вы занимаетесь? _________________________________________________
- Какие профессии вас привлекают? Назовите их?_____________________________________
- Знаете ли Вы наиболее востребованные профессии в городе (районе)? __________________
- Что привлекает Вас в выбранной профессии? Нужное подчеркните:
условия труда, содержание работы, процесс деятельности, материальная сторона, заработок, возможность получения новых впечатлений, спокойная работа, высокая степень ответственности, самостоятельное принятие решений, возможность творческой деятельности, частые командировки, возможность создать что-либо своими руками, работа на свежем воздухе, перспективность, близость к месту жительства. Что ещё привлекает?____
________________________________________________________________________________
Специалистами, работающими с обучающимися центра по профессиональному ориентированию, используется алгоритм, который помогает более точно самоопределиться обучающемуся с выбором профессии.
Это в первую очередь, предоставление необходимой информации о разнообразии профессий, где их можно приобрести и в чем они заключаются.
Во-вторых, помощь в анализе информации и определении, что больше подходит по способностям и желаниям.
В-третьих, очень важно, поддержать морально в выборе и принятии окончательного решения.
Работая с обучающимися, нужно помнить, выбор профессии – это критический момент в жизни любого человека, который ставит выбор между социальными потребностями необходимых обществу и индивидуальными желаниями. И что, самоопределение – это сложный и длительный процесс, который может охватить длительный период времени.
В ГКУ РХ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» проводится работа по сотрудничеству с ведущими специалистами разных сфер, которые проводят ознакомительные беседы с обучающимися. Социальным педагогом организуются часы профориентации, на которых проходят видео-экскурсии, он-лайн-обзоры профессий. Например: «Кем стать? Профессия: врач» [3], «Профессия педагог» [4], «Профессия «Сварщик»» [5] и т. д. Также организуются для обучающихся центра выездные экскурсии. В 2021-2022 году обучающиеся посетили 2 пожарно-спасательный отряд, 4 пожарно-спасательную часть ФПС Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Республике Хакасия, ГБУЗ РХ «Черногорская городская станция скорой медицинской помощи», типографию ООО РИЦ г. Черногорск, СПК Сибирь.
Данные мероприятия помогают предоставить более объемную и точную информацию о профессиях, помочь обучающимся окунуться в мир профессий и испытать свои возможности и способности.
Таким образом, главной целью в работе образовательной организации по профессиональному самоопределению является формирование у обучающихся готовности к самостоятельному и осознанному выбору, планированию своего будущего и возможности реализации перспективы своего развития. Также нужно выделить необходимость создания соответствующих социальных условий для работы по правильному становлению профессионального самоопределения. Если помощь будет оказана вовремя и профессионально, тем точнее будет осознаннее и самоопределение. Тем самым общество получит хорошего специалиста-профессионала.
Литература:
1.Боровиков С.А. Профессиональное самоопределение. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1991. – 152 с.
2.Касьянова Т.И., Мальцев А.В., Шкурин Д.В. Профессиональное самоопределение старшеклассников как общественная проблема // Образование и наука. Т. 20, №7. – Екатеринбург: Уральское отделение Российской академии образования, 2018. – 198 с.
3.Кем стать? Профессия: врач. [Электрон. ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=bwZhL4CXjbU
4.Профессия педагог. [Электрон. ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=TXNOxj41Lvc
5.Профессия «Сварщик». [Электрон. ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=0wKsvtvJWs4
6.Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников. – М: Академия, 2005. – 128 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Решение проблем психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащейся молодежи в процессе экспериментальной деятельности"
Борисова Л.А. ,Московский педагогический государственный университет,Волошко И.Г. ,директор ГОУ СОШ с углубленным изучением английского языка № 1234Чарнецкий С.Н.,ГОУ СОШ с углубленным изу...
Доклад на тему: «Информационные технологии для решения профессиональных задач учителя»
Докладна тему:«Информационные технологии для решения профессиональных задач учителя»Цель работы группы: Анализ и структуризация учебный процесс согласно выявленным потребностям.потребносте...
Доклад «Клуб профессионального общения» «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЗИТИВНЫХ НАЧАЛ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА в детском объединении «Конструирование из бумаги «Оригами»
Основной принцип обучения вытекает из определения способности каждого ребенка к творчеству. Организация педагогического процесса строится на основе сочетания принципов комплексного обучения...
Представление опыта работы по введению ФГОС на территориальном семинаре «Выявление профессиональных затруднений педагогов в период перехода на ФГОС НОО и поиск решений по их устранению».
Выступление на семинаре ФГОС...
Самоопределение. Выбор профиля и профессии
Помощь родителям и детям в выборе будущей профессии. Как повысить мотивацию...
ПРОГРАММА « ЛИЧНОСТЬ – САМООПРЕДЕЛЕНИЕ – ВЫБОР» ( курс профильной ориентации для учащихся 5- 11 классов).
Формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению....
Профессиональная этика как инструмент решения конфликтов в образовательных организациях.
В статье рассматриваются способы разрешения конфликтов путем использования профессиональной этики....