Профессиональная этика как инструмент решения конфликтов в образовательных организациях.
статья

Завьялова Кристина Владимировна

В статье рассматриваются способы разрешения конфликтов путем использования профессиональной этики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zavyalova_k.v._doklad.docx17.91 КБ

Предварительный просмотр:

Профессиональная этика как инструмент решения конфликтов в образовательных организациях.

Professional ethics as a tool for resolving conflicts in educational organizations.

Аннотация.

В статье рассматриваются особенности профессиональных взаимоотношений руководителя и сотрудника, соблюдение всеми участниками трудового коллектива профессионально-этических норм с целью создания комфортной рабочей обстановки для успешного развития организации.

Ключевые слова: этика, профессиональная этика, взаимоотношения руководителя и подчиненного, коллектив

Annotation.

The article deals with the features of professional relations between a manager and an employee using professional ethical standards as the interrelation of the organization's development.

Keywords: Ethics, professional ethics, relationship between a manager and a subordinate, team

Этика-одна из древнейших отраслей философии, наука о морали, нравственности. Необходимый элемент человеческого мира, способствующий появлению таких понятий, как добро и зло, нравственность и порядочность. В современном мире и системе образования, профессиональная этика является важным фактором развития не только взаимоотношений педагог-ученик, педагог-родитель, но и взаимоотношений педагог-педагог [1, c. 157].

Одной из главных задач каждого коллектива является создание здоровой, позитивной рабочей атмосферы, поскольку только в таких условиях коллектив может гармонично сосуществовать, ставить перед собой профессиональные задачи и решать их, достигать необходимых результатов. И в первую очередь наличие развитой профессиональной этики среди управляющего состава (менеджеров) образовательных организаций позволяет достичь коллективу необходимого уровня сотрудничества. Грамотный руководитель осознает свою ответственность перед подчиненными и организацией в целом. Профессиональная этика руководителя в первую очередь помогает не только разрешать возникшие конфликты, которые являются неотъемлемой частью работы в сфере человек-человек, но и является инструментом, который предотвращает зарождение конфликтов среди подчиненных [3, c. 210].

В сфере педагогического труда своей особенностью обладает не только воспитание учащихся, но и самовоспитание педагога и руководителя, которое помогает регулировать и настраивать свое поведение в процессе педагогической и профессиональной деятельности [4, c. 57].

Исходя из выше сказанного, мы можем выявить главные постулаты в профессиональном этическом кодексе как руководителя, так и подчиненного:

  • Проявление уважительного взаимоотношения сотрудников и руководителей;
  • О своих коллегах стоит говорить либо хорошо, либо очень хорошо так, как обсуждение личных и профессиональных качеств каждого сотрудника в негативном ключе не поспособствует развитию коллектива в целом;
  • Любая критика, высказанная руководителем не должна унижать и оскорблять личность его сотрудника, выбор верного тона речи и языковых средств является неотъемлемой частью для создания конструктивного диалога между сотрудником и руководителем [2, c.80];
  • Руководитель обязан своим примером создавать необходимую позитивную атмосферу для своих сотрудников, которая будет являться неотъемлемой частью качественной работы сотрудника [2, c. 82].

При этом не стоит забывать, что руководитель образовательного учреждения взаимодействует не только со своими коллегами, но и с учащимися, и их родителями. При работе с родителями учеников необходимо следовать таким принципам:

  • Руководитель должен уважительно и доброжелательно общаться с родителями учащихся;
  • Руководитель не разглашает высказанное ребенком мнение о своих родителях или мнение родителей о своем ребенке;
  • На отношения руководителя с обучающимися не должна влиять поддержка, оказываемая их родителями образовательной организации.

Таким образом, соблюдение профессиональной этике, как руководителем, так и сотрудником приводит к укреплению авторитета, способствует благоприятному психологическому климату в нутрии организации, предотвращает возникновение конфликтных ситуаций, которые могут привести к деструктивному подходу решения последних.

Список цитируемой литературы и электронных источников:

  1. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб: Питер, 2002.- 544 с.
  2. Дедов Н.П., Суслова Т.Ф. и др. Социальная конфликтология: Учеб, пособие / Под ред. А.В.Морозова. - Изд. Центр «Академия», 2002.- 336 с.
  3. Мириманова М.С. Конфликтология: Учебник. - 2-е изд., испр. - М., 2004.-320 с.
  4. Цой Л.Н. Организационный конфликтменеджмент. – М., 2007.-352 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кодекс профессиональной этики педагогического работника образовательных организаций Алтайского края

Рекомендации (проект) по внедрению Кодекса профессиональной этики педагогического работника образовательных организаций Алтайского края...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РУКОВОДЯЩИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ЮЖНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ

Московская школа реально становится «территорией возможностей» для обучающихся, педагогов, управленцев. От качества управления во многом зависит достижение качества образовательного результата.В стать...

Стратегии и методы разрешения конфликтов в образовательной организации

Образовательная среда — совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности. Она содержит большое количество участников: обучающиеся, их родители, педагогический состав, администра...

«Диагностика и анализ педагогического конфликта в системе взаимоотношений «учитель-ученик» как субъектов образовательного процесса. Профилактика педагогических конфликтов в образовательной организации»

В данной работе анализируется конфликтая ситуация педагога и учеников, рассматриваются ее причины и последствия, разрабатывается план мероприятий по профилактике педагогических конфликтов в учебном уч...

«Стратегии и методы разрешения конфликтов в образовательной организации».

Конфликт в коллективе может проявляться открыто (в форме дискуссии, спора, выяснения взаимоотношений) или скрытно (без словесных и действенных проявлений), тогда он скорее ощущается в тягостной атмосф...

«Сущность и специфика конфликтов в образовательных организациях» , статья.

В современных реалиях отмечается заметный рост напряженности и конфликтности во всех сферах жизнедеятельности социума. В любом трудовом коллективе, социальном институте периодически возникают противор...