Профессиональная этика как инструмент решения конфликтов в образовательных организациях.
статья
В статье рассматриваются способы разрешения конфликтов путем использования профессиональной этики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Профессиональная этика как инструмент решения конфликтов в образовательных организациях.
Professional ethics as a tool for resolving conflicts in educational organizations.
Аннотация.
В статье рассматриваются особенности профессиональных взаимоотношений руководителя и сотрудника, соблюдение всеми участниками трудового коллектива профессионально-этических норм с целью создания комфортной рабочей обстановки для успешного развития организации.
Ключевые слова: этика, профессиональная этика, взаимоотношения руководителя и подчиненного, коллектив
Annotation.
The article deals with the features of professional relations between a manager and an employee using professional ethical standards as the interrelation of the organization's development.
Keywords: Ethics, professional ethics, relationship between a manager and a subordinate, team
Этика-одна из древнейших отраслей философии, наука о морали, нравственности. Необходимый элемент человеческого мира, способствующий появлению таких понятий, как добро и зло, нравственность и порядочность. В современном мире и системе образования, профессиональная этика является важным фактором развития не только взаимоотношений педагог-ученик, педагог-родитель, но и взаимоотношений педагог-педагог [1, c. 157].
Одной из главных задач каждого коллектива является создание здоровой, позитивной рабочей атмосферы, поскольку только в таких условиях коллектив может гармонично сосуществовать, ставить перед собой профессиональные задачи и решать их, достигать необходимых результатов. И в первую очередь наличие развитой профессиональной этики среди управляющего состава (менеджеров) образовательных организаций позволяет достичь коллективу необходимого уровня сотрудничества. Грамотный руководитель осознает свою ответственность перед подчиненными и организацией в целом. Профессиональная этика руководителя в первую очередь помогает не только разрешать возникшие конфликты, которые являются неотъемлемой частью работы в сфере человек-человек, но и является инструментом, который предотвращает зарождение конфликтов среди подчиненных [3, c. 210].
В сфере педагогического труда своей особенностью обладает не только воспитание учащихся, но и самовоспитание педагога и руководителя, которое помогает регулировать и настраивать свое поведение в процессе педагогической и профессиональной деятельности [4, c. 57].
Исходя из выше сказанного, мы можем выявить главные постулаты в профессиональном этическом кодексе как руководителя, так и подчиненного:
- Проявление уважительного взаимоотношения сотрудников и руководителей;
- О своих коллегах стоит говорить либо хорошо, либо очень хорошо так, как обсуждение личных и профессиональных качеств каждого сотрудника в негативном ключе не поспособствует развитию коллектива в целом;
- Любая критика, высказанная руководителем не должна унижать и оскорблять личность его сотрудника, выбор верного тона речи и языковых средств является неотъемлемой частью для создания конструктивного диалога между сотрудником и руководителем [2, c.80];
- Руководитель обязан своим примером создавать необходимую позитивную атмосферу для своих сотрудников, которая будет являться неотъемлемой частью качественной работы сотрудника [2, c. 82].
При этом не стоит забывать, что руководитель образовательного учреждения взаимодействует не только со своими коллегами, но и с учащимися, и их родителями. При работе с родителями учеников необходимо следовать таким принципам:
- Руководитель должен уважительно и доброжелательно общаться с родителями учащихся;
- Руководитель не разглашает высказанное ребенком мнение о своих родителях или мнение родителей о своем ребенке;
- На отношения руководителя с обучающимися не должна влиять поддержка, оказываемая их родителями образовательной организации.
Таким образом, соблюдение профессиональной этике, как руководителем, так и сотрудником приводит к укреплению авторитета, способствует благоприятному психологическому климату в нутрии организации, предотвращает возникновение конфликтных ситуаций, которые могут привести к деструктивному подходу решения последних.
Список цитируемой литературы и электронных источников:
- Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб: Питер, 2002.- 544 с.
- Дедов Н.П., Суслова Т.Ф. и др. Социальная конфликтология: Учеб, пособие / Под ред. А.В.Морозова. - Изд. Центр «Академия», 2002.- 336 с.
- Мириманова М.С. Конфликтология: Учебник. - 2-е изд., испр. - М., 2004.-320 с.
- Цой Л.Н. Организационный конфликтменеджмент. – М., 2007.-352 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/03/picture-472862-1409752740.jpg)
Кодекс профессиональной этики педагогического работника образовательных организаций Алтайского края
Рекомендации (проект) по внедрению Кодекса профессиональной этики педагогического работника образовательных организаций Алтайского края...
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РУКОВОДЯЩИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ЮЖНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ
Московская школа реально становится «территорией возможностей» для обучающихся, педагогов, управленцев. От качества управления во многом зависит достижение качества образовательного результата.В стать...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/04/picture-171851-1365058366.jpg)
Стратегии и методы разрешения конфликтов в образовательной организации
Образовательная среда — совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности. Она содержит большое количество участников: обучающиеся, их родители, педагогический состав, администра...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/08/picture-942390-1507466160.jpg)
«Диагностика и анализ педагогического конфликта в системе взаимоотношений «учитель-ученик» как субъектов образовательного процесса. Профилактика педагогических конфликтов в образовательной организации»
В данной работе анализируется конфликтая ситуация педагога и учеников, рассматриваются ее причины и последствия, разрабатывается план мероприятий по профилактике педагогических конфликтов в учебном уч...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/24/picture-324742-1382600110.jpg)
«Стратегии и методы разрешения конфликтов в образовательной организации».
Конфликт в коллективе может проявляться открыто (в форме дискуссии, спора, выяснения взаимоотношений) или скрытно (без словесных и действенных проявлений), тогда он скорее ощущается в тягостной атмосф...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/14/picture-1436004-1668423561.jpg)
«Сущность и специфика конфликтов в образовательных организациях» , статья.
В современных реалиях отмечается заметный рост напряженности и конфликтности во всех сферах жизнедеятельности социума. В любом трудовом коллективе, социальном институте периодически возникают противор...
![](/sites/default/files/pictures/2024/11/17/picture-1543722-1731843280.jpg)
Пункт 2.4.4, приказ об итогах профессионального конкурса для учителей-логопедов, учителей-дефектологов образовательных организаций г. Иркутска "Мастер коррекционной педагогики - 2025"
Приказ об итогах профессионального конкурса для учителей-логопедов, учителей-дефектологов образовательных организаций г. Иркутска "Мастер коррекционной педагогики - 2025"...