Профессиональная этика как инструмент решения конфликтов в образовательных организациях.
статья
В статье рассматриваются способы разрешения конфликтов путем использования профессиональной этики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zavyalova_k.v._doklad.docx | 17.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Профессиональная этика как инструмент решения конфликтов в образовательных организациях.
Professional ethics as a tool for resolving conflicts in educational organizations.
Аннотация.
В статье рассматриваются особенности профессиональных взаимоотношений руководителя и сотрудника, соблюдение всеми участниками трудового коллектива профессионально-этических норм с целью создания комфортной рабочей обстановки для успешного развития организации.
Ключевые слова: этика, профессиональная этика, взаимоотношения руководителя и подчиненного, коллектив
Annotation.
The article deals with the features of professional relations between a manager and an employee using professional ethical standards as the interrelation of the organization's development.
Keywords: Ethics, professional ethics, relationship between a manager and a subordinate, team
Этика-одна из древнейших отраслей философии, наука о морали, нравственности. Необходимый элемент человеческого мира, способствующий появлению таких понятий, как добро и зло, нравственность и порядочность. В современном мире и системе образования, профессиональная этика является важным фактором развития не только взаимоотношений педагог-ученик, педагог-родитель, но и взаимоотношений педагог-педагог [1, c. 157].
Одной из главных задач каждого коллектива является создание здоровой, позитивной рабочей атмосферы, поскольку только в таких условиях коллектив может гармонично сосуществовать, ставить перед собой профессиональные задачи и решать их, достигать необходимых результатов. И в первую очередь наличие развитой профессиональной этики среди управляющего состава (менеджеров) образовательных организаций позволяет достичь коллективу необходимого уровня сотрудничества. Грамотный руководитель осознает свою ответственность перед подчиненными и организацией в целом. Профессиональная этика руководителя в первую очередь помогает не только разрешать возникшие конфликты, которые являются неотъемлемой частью работы в сфере человек-человек, но и является инструментом, который предотвращает зарождение конфликтов среди подчиненных [3, c. 210].
В сфере педагогического труда своей особенностью обладает не только воспитание учащихся, но и самовоспитание педагога и руководителя, которое помогает регулировать и настраивать свое поведение в процессе педагогической и профессиональной деятельности [4, c. 57].
Исходя из выше сказанного, мы можем выявить главные постулаты в профессиональном этическом кодексе как руководителя, так и подчиненного:
- Проявление уважительного взаимоотношения сотрудников и руководителей;
- О своих коллегах стоит говорить либо хорошо, либо очень хорошо так, как обсуждение личных и профессиональных качеств каждого сотрудника в негативном ключе не поспособствует развитию коллектива в целом;
- Любая критика, высказанная руководителем не должна унижать и оскорблять личность его сотрудника, выбор верного тона речи и языковых средств является неотъемлемой частью для создания конструктивного диалога между сотрудником и руководителем [2, c.80];
- Руководитель обязан своим примером создавать необходимую позитивную атмосферу для своих сотрудников, которая будет являться неотъемлемой частью качественной работы сотрудника [2, c. 82].
При этом не стоит забывать, что руководитель образовательного учреждения взаимодействует не только со своими коллегами, но и с учащимися, и их родителями. При работе с родителями учеников необходимо следовать таким принципам:
- Руководитель должен уважительно и доброжелательно общаться с родителями учащихся;
- Руководитель не разглашает высказанное ребенком мнение о своих родителях или мнение родителей о своем ребенке;
- На отношения руководителя с обучающимися не должна влиять поддержка, оказываемая их родителями образовательной организации.
Таким образом, соблюдение профессиональной этике, как руководителем, так и сотрудником приводит к укреплению авторитета, способствует благоприятному психологическому климату в нутрии организации, предотвращает возникновение конфликтных ситуаций, которые могут привести к деструктивному подходу решения последних.
Список цитируемой литературы и электронных источников:
- Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб: Питер, 2002.- 544 с.
- Дедов Н.П., Суслова Т.Ф. и др. Социальная конфликтология: Учеб, пособие / Под ред. А.В.Морозова. - Изд. Центр «Академия», 2002.- 336 с.
- Мириманова М.С. Конфликтология: Учебник. - 2-е изд., испр. - М., 2004.-320 с.
- Цой Л.Н. Организационный конфликтменеджмент. – М., 2007.-352 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кодекс профессиональной этики педагогического работника образовательных организаций Алтайского края
Рекомендации (проект) по внедрению Кодекса профессиональной этики педагогического работника образовательных организаций Алтайского края...
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РУКОВОДЯЩИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ЮЖНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ
Московская школа реально становится «территорией возможностей» для обучающихся, педагогов, управленцев. От качества управления во многом зависит достижение качества образовательного результата.В стать...
Кодекс профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность
Кодекс профессиональной этики...
Стратегии и методы разрешения конфликтов в образовательной организации
Образовательная среда — совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности. Она содержит большое количество участников: обучающиеся, их родители, педагогический состав, администра...
«Диагностика и анализ педагогического конфликта в системе взаимоотношений «учитель-ученик» как субъектов образовательного процесса. Профилактика педагогических конфликтов в образовательной организации»
В данной работе анализируется конфликтая ситуация педагога и учеников, рассматриваются ее причины и последствия, разрабатывается план мероприятий по профилактике педагогических конфликтов в учебном уч...
«Стратегии и методы разрешения конфликтов в образовательной организации».
Конфликт в коллективе может проявляться открыто (в форме дискуссии, спора, выяснения взаимоотношений) или скрытно (без словесных и действенных проявлений), тогда он скорее ощущается в тягостной атмосф...
«Сущность и специфика конфликтов в образовательных организациях» , статья.
В современных реалиях отмечается заметный рост напряженности и конфликтности во всех сферах жизнедеятельности социума. В любом трудовом коллективе, социальном институте периодически возникают противор...