ПРОГРАММА « ЛИЧНОСТЬ – САМООПРЕДЕЛЕНИЕ – ВЫБОР» ( курс профильной ориентации для учащихся 5- 11 классов).
рабочая программа по психологии (11 класс)
Формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoopredelenie.doc | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
« ЛИЧНОСТЬ – САМООПРЕДЕЛЕНИЕ – ВЫБОР»
( курс профильной ориентации для учащихся 5- 11 классов).
Автор программы:
Карашева Галина Владимировна
Педагог-психолог школы №2
Пояснительная записка.
В жизни каждого молодого человека рано или поздно всегда возникает вопрос: кем стать и куда пойти для этого учиться? Еще не повзрослев и не став самостоятельными, не имея ни достаточного жизненного опыта, ни опыта принятия решений, молодые люди должны определиться в столь важном вопросе. Есть два способа выбора профессии. Первый – это метод «проб и ошибок» и другой путь: познания самого себя- своих интересов и склонностей, особенностей внимания, памяти, мышления, знаний о многообразном мире профессий, потребностей рынка труда. Этот путь невозможно пройти за один-два года, поэтому я решила разработать программу курса, рассчитанную на постепенное овладение знаниями в данной области. Программа должна помочь учащемуся разобрать в с самом себе, ответив на вопросы: «Какой Я? Что у меня лучше получается? К чему я сам больше склонен? Где бы я хотел реализовать себя? Как я понимаю успех?», научить делать правильный выбор в любой ситуации. Программа охватывает временной период с 5 класса по 11 класс.
Основной целью данного курса является формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.
Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:
- помочь школьнику создать образ своего «Я»;
- сформировать представление о своей личности и оценить свои возможности;
- помочь учащимся в формировании жизненных навыков, необходимых для умения строить взаимоотношения;
- помочь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности;
- подготовить школьников к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе - будущей профессии;
- расширить знания учащихся о мире профессий, познакомив их с классификацией, типами профессий, возможностями подготовки к ним;
- обучить учащихся выявлению соответствия требованиям выбранной профессии их способностям и возможностям;
- сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях;
- обучить планированию профессиональной карьеры.
В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать сущность и содержание следующих понятий:
- психологические особенности личности;
- общение, коммуникативная культура;
- самоопределение;
- интересы, склонности и способности;
- классификация, типы профессий;
- профессиональная пригодность;
- проектирование профессионального жизненного пути;
- личный профессиональный план;
- рынок труда.
На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:
- раскрывать психологические особенности своей личности;
- выстраивать партнерские и дружеские взаимоотношения;
- развивать навыки самоанализа и самооценки;
- выявлять свои способности и профессиональные интересы;
- определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда;
- ориентироваться в типах профессий;
- составлять личный профессиональный план;
- проектировать свою профессиональную карьеру.
Проведение занятий по программе курса предполагает использование таких методических средств, как:
- междисциплинарная интеграция;
- интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры)
- обучение через опыт и сотрудничество.
Данные методы и приемы позволяют наиболее эффективно решать поставленные задачи курса. Для реализации содержания обучения по данной программе основные теоретические положения сопровождаются выполнением практических работ, которые помогают учащимся применять изученные понятия на практику. В конкретных жизненных ситуациях. На занятиях предусматривается практическая деятельность, включающая в себя работу с диагностическими методиками, участие в ролевых играх, выполнение упражнений. Предполагается также использование таких активных методов обучения, как эвристическая беседа. В процессе обучения используются презентации по темам курса, видеоматериалы.
Тематическое планирование курса
п\п | Наименование тем | Количество часов |
5 кл. «Новичок в средней школе» | 4 | |
1.1 | Я и мой класс | 1 |
1.2 | Мои добрые дела | 1 |
1.3 | Я – успешный ученик | 1 |
1.4 | Мои взаимоотношения | 1 |
6 кл. «Я познаю себя» | 4 | |
2.1 | Мои интересы | 1 |
2.2 | Моя мечта | 1 |
2.3 | Мои успехи | 1 |
2.4 | Мой выбор | 1 |
7 кл. «Путь к самопознанию» | 4 | |
3.1 | Внутренний мир человека и возможности его познания. | 1 |
3.2 | Способности. Условия развития способностей | 2 |
3.3 | Склонности. | 1 |
8 кл. « Познавательные процессы и потребности личности». | 6 | |
4.1 | Память. Внимание. | 2 |
4.2 | Ощущение. Восприятие. Представление. | 1 |
4.3 | Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. | 2 |
4.4 | Потребности и их виды. | 1 |
9 кл. «Психология личности». | 8 | |
5.1 | Типы нервной системы. Типы темперамента. | 1 |
5.2 | Структура темперамента. | 1 |
5.3 | Характер. Самооценка. | 1 |
5.4 | Типы интеллекта. Интеллектуальный потенциал. | 2 |
5.5 | Интеллектуальная лабильность. | 1 |
5.6 | Самоопределение. Мотивационная сфера личности. | 1 |
5.7 | Построение различных образовательных траекторий | 1 |
10 кл. «Мир профессий» | 6 | |
6.1 | Понятие профессии, специальности, специализации. | 1 |
6.2 | Классификация профессий. Понятие профессиограммы. | 2 |
6.3 | Характеристика профессий типа «человек-человек», «человек-техника», «человек-природа», «человек-знаковая система», « человек-художественный образ». |
3 |
11 кл. «Профессиональное самоопределение» | 6 | |
7.1 | Рынок труда. Потребности рынка труда. | 1 |
7.2 | Понятие карьеры. Виды карьеры. | 1 |
7.3 | Мотивационные факторы выбора профессии. | 1 |
7.4 | Выбор профессии на основе самооценки и анализа «хочу»-«могу»-«надо». | 1 |
7.5 | Построение личного профессионального плана. | 2 |
Итого: | 102ч. |
Содержание курса:
- Понятие коллектива. Правила жизни классного коллектива. Законы школьной жизни.
- Понятие жизненных принципов.
- Понятие успеха. Рекомендации как работать на уроке, готовить домашнее задание.
- Понятие общения. Понятия «слушать» «слышать». Закон вежливости.
2.1 Понятие интереса, хобби, увлечения. Упражнение « Круг моих интересов».
2.2 Понятие мечта. Пути достижения мечты.
2.3 Личностное портфолио.
2.4 Понятие поступка. Упражнение «Чем ты руководствуешься совершая поступки?»
- Понятие личности. Понятие «Я-концепция». Пути самопознания.
- Понятие способности. Виды способностей: общие и специальные. Условие развития способностей.
- Понятие склонности.
- Память. Процессы запоминания. Виды памяти. Внимание. Виды внимания. Выявление особенностей внимания личности.
- Формы чувственного познания окружающего мира. Анализ ситуаций, связанных с чувственным познанием мира.
- Понятие «мышление». Типы мышления. Основные операции мышления. Интеллект.
- Смысл цель жизни человека. Потребности виды потребностей.
- Нервная система человека. Типы нервной системы их различия. Темперамент. Типы темперамента.
- Эмоциональная возбудимость. Ригидность. Темп реакции.
- Характер. Виды черт характера. Самооценка. Выявление уровня самооценки.
- Типы интеллекта. Определение интеллектуального потенциала.
- Интеллектуальная лабильность. Определение интеллектуальной лабильности.
- Мотивационная сфера личности. Самоопределение личности. Виды самоопределения. Профильное самоопределение.
- Построение различных образовательных траекторий.
- Понятия профессия, специальность, специализация. Анализ различий между этими понятиями.
- Классификация профессий. Цели труда. Классификация профессий по Е.А. Климову. Формула профессии. Профессиограмма.
- Характеристика типов профессий типа «человек-человек», «человек- техника», « человек- природа», « человек- знаковая система», «человек- художественный образ». Понятие «профессинально важные качества».
7.1 Понятия «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ».
Потребности рынка труда. Анализ регионального рынка труда.
7.2 Понятие «карьера». Виды карьеры. Построение и обоснование учащимися вариантов
будущей карьеры.
7.3 Мотивация выбора будущей профессии. Анализ учащимися собственных склонностей,
интересов и мотивов, влияющих на профессиональный выбор.
7.4 Построение личностного профессионального плана.
ЛИТЕРАТУРА.
- Алиев Х.М. Ключ к себе: этюды о саморегуляции.- М.: Мол. Гвардия, 1990.
- Аргайл М.М. Психология счастья.- М.: Прогресс,1990.
- Бепкин А.С. Ситуация успеха: ак ее создать.- М.: Просвещение,1991.
- Битянова Н.Р. Психология личностного роста.- М.: Междунар. пед. акд.,1995.
- Джеймс М. Рожденные выигрывать. – М.: Прогресс, 1993.
- Климов Е.А. Как выбрать профессию.- М.: Прсвещение,1990.
- Крупнов Ю. Личность как особый образ жизни. Народ. обр.,2003, №4
- Кулагин Б.В. Основы профессиональной диагностики.- М.,1984.
- Орлов А.Б. Самопознание и воспитание характера. – М.: Просвещение,1987.
- Петровский А.В. Что мы знаем и не знаем о себе? – М.,1988.
- Пршицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии. – М.: Просвещение,1996.
- Резапкина Г.В. Я и моя профессия: программа профессионального самоопределения для подростков. – М., 2004.
- Самоукина Н.В. Игровые методы в обучении и воспитании.- М.: Новая школа,1992
- Файнберг Р. Личность и коллектив: поиск гармонии. Жур. Педагогика,1992,№1-2.
- Чистякова С.Н. Основы профессиональной ориентации школьников. Под ред. В.А. Сластенина. М.: Прсвещение,1983.
- Честных Ю.Н. Открыть человека.- М.: Просвещение,1991.
- Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. – М.: Педегогика,1981.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ.
- Зюзько М.В. Пять шагов к себе: книга для учащихся. –М.: Прсвещение,1992.
- Куликов Л.Н. Воспитать себя. – М.: Просвещение, 1991
- Лернер П.С., Михальченко Г.В., Прудило А.В. и др.Твоя профессиональная карьера: учебник для 8-9 классов ОУ. – М,: Просвещение,2006.
- Мир профессий. – М.,1988.
- Мир человека: учебное пособие / под ред. В.А. Лекторского и А.Ф. Малышевского. – М.,1993.
- Сохань Л.В. Разумная организация жизни личности. – Киев,1989.
- Энциклопедия для детей. Выбор профессии. / под ред. Е. Ананьевой.М.: Аванта,2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Лихушиной Наталии Ивановны по курсу «ПРОФИЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА» 9 «А», 9 «Б», 9 «К» классов
Рабочая программа элективного курса по предпрофильной подготовке «Психолого-педагогическая диагностика» составлена на основе программы Сухогузовой Ирины Геннадьевны, заместител...
Рабочая программа 2 вида и КТП по курсу по выбору "Химия в быту" для учащихся 9 классов
Создание мотивации к изучению химии. Вооружение учащихся знаниями о некоторых веществах, которые нас окружают.Развитие чувства гордости за человека, познающего мир; самостоятельность и творческий подх...
Программа курса по выбору по русскому языку для учащихся 9 класса "Роль орфографии и пунктуации в письменном общении"
В основу программы курса по выбору по русскому языку для учащихся 9 класса положена программа факультативного курса (8-9кл) «Язык в речевом общении» С.И Львовой, опубликованная в «Информационном...
ПРОГРАММА КУРСА профориентационной работы с учащимися 9 класса "мой выбор"
Данная программа составлена на основе программы "Мой выбор" "Студенческого научного сообщества" школьных психологов. Внесены изменения в аудиторную нагрузку. В соответствии с «концепцией модерниз...
Программа курса «Право» для профильного уровня обучения учащихся 11 класса общеобразовательной школы на 2017-2018 учебный год
Программа курса «Право» для профильного уровня обучения учащихся 11 класса общеобразовательной школы на 2017-2018 учебный год...
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Зеленая лаборатория" для учащихся 6 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности соответствует ФГОС ООО для учащихся 6 класса...
Программа дополнительного образования по математике «Профильная математика» для учащихся 9 классов
Программы дополнительного образования по математике играют важную роль в углубленном изучении математики в основной школе и в системе профильного обучения на старшей ступени школы.Без базовой математи...