Консультация для классных руководителей "Работа классного руководителя по выявлению детей группы "рика"
консультация

Бузыкина Надежда Николаевна

Профилактическая работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_vyyavlenie_trudnyh.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для классных руководителей  

Тема «Работа классного руководителя по выявлению детей «группы риска»»

         В общей системе педагогических условий, обеспечивающих профилактику социально-эмоциональных проблем у подростков, важное место занимает своевременное выявление детей и подростков «группы риска». Актуальной остается проблема эффективной диагностики, направленной на решение, а не на констатацию наличия социально-эмоциональных проблем.

М. С. Полянский выделяет ряд требований, которым должен отвечать диагностический инструментарий сопровождения:

1. Нацеленность на выявление позитивных факторов развития и поиск путей решения проблемы.

2. Простота, доступность, скорость переработки. Для педагогов первого уровня сопровождения особенно ценными являются те методики, которые позволяют быстро и эффективно выявлять пути решения проблемы.

3. Диагностический инструментарий должен обеспечивать безопасную с точки зрения возможности разглашения информации процедуру исследования, соблюдение принципа приоритета интересов ребенка (подростка).

Но для начала давайте разберемся, кто такие учащихся группы социального риска, то есть учащихся, которые находятся в неблагоприятных социальных условиях (проблемы в семье, неуспех в учебе и др.), испытывающие на себе воздействие негативных социальных факторов развития. У таких детей и подростков могут возникнуть социально-эмоциональные проблемы, если на 1 и 2 уровнях помощи не будет обеспечена необходимая помощь и поддержка. Одним из наиболее часто используемых в настоящее время инструментов для выявления таких подростков является социальный портрет класса.

Важным условием эффективной работы по выявлению подростков «группы риска» является своевременное обращение классного руководителя или учителя  на:

наличия у подростка серьезных поведенческих проблем (отказ от соблюдения установленных норм и правил, агрессивное поведение…);

появления у подростков проявлений депрессивного состояния (замкнутость, «уход в себя», эмоциональные «всплески»  и др.);

  • пропуска учащимися уроков и учебных дней без уважительных причин;
  • употребления или предполагаемого употребления ими спиртных напитков и других наркотических веществ;
  • кризисной ситуации в семье;
  • резкого ухудшения состояния здоровья;
  • в других случаях, когда ухудшение социальных условий представляет угрозу эмоциональному благополучию подростка.

Выявление подростков с социально-эмоциональными проблемами осуществляется в процессе систематически проводимой массовой диагностики или в результате получения сигнала о проблеме от самого подростка, учителя, родителей; других представителей ближайшего окружения.

Нужно так же отметить, что есть подростки, относящиеся к «потенциальной группой риска» и подростки, относящиеся к «группой риска». Как же ох различить?

Так что же  понимается под «потенциальной группой риска»?

Это те учащиеся, которые находятся в социальных условиях, неблагоприятных или не достаточно благоприятных для их развития. У этих детей могут возникнуть социально-эмоциональные проблемы, если на 1 и 2 уровнях помощи не будет обеспечена необходимая поддержка.

Что мы понимаем под «группой риска»?

Учащиеся с достаточно серьезными социально-эмоциональными и поведенческими проблемами, требующие особого внимания со стороны педагогов, родителей входят в состав «группы риска».

Задача, стоящая перед классным руководителем  - предупредить попадание ребенка в «группу риска», отслеживание «потенциальной группы риска».

Одним из инструментов решения данной задачи является социальный портрет класса, который составляется классным руководителем.

Социальный портрет ___класса,  классный  руководитель _________________

№ п/п

Ф. И. О.

Статус семьи (неполная, многодетная, семья эмигрантов и т. д.)

Нет мамы

Нет папы

Кол. детей в семье

Дополн. сведения (любые сведения, кот. касаются ребенка и его родителей)

Соц.-уязв. семьи

 

 

 

 

 

 

 

 

Делая такой срез класса, классный руководитель должны помнить о соблюдении этических норм. Информация, полученная при составлении социального портрета класса, должна быть строго конфиденциальной.

Другим важным условием предупреждения попадания ребенка (подростка) в «группу риска» является постоянный контакт учителей со специалистами службы сопровождения и своевременное обращение классного руководителя  в случаях:

Появления серьезных поведенческих проблем (полное непринятие норм и правила, агрессия и др.)

  • Наличия серьезных социально-эмоциональных проблем (замкнутость, «уход в себя», эмоциональные «всплески»  и др.)
  • Пропуска учащимися уроков и учебных дней без уважительных причин;
  • Употребления или возможного употребления ими спиртных напитков, ПАВ и других наркотических веществ
  • Кризисных ситуаций в семье
  • Резкого ухудшения состояния здоровья

В других случаях, когда классный руководитель считает необходимым обратиться.

О проблемах учащихся классный руководитель может сообщить психологу как непосредственно, так и отвечая на вопросы традиционной анкеты, прилагающейся к отчету об успеваемости.

Предлагаем вашему вниманию образец данной анкеты:

АНКЕТА «ВЫЯВЛЕНИЕ ПОЛЯ ПРОБЛЕМ»

Класс: ______, классный руководитель: ____________________________

1. Учащиеся, имеющие пропуски уроков и учебных дней (укажите фамилии и количество пропусков:

По уважительным причинам

По неуважительным причинам

 

 

2. Учащиеся, имеющие проблемы:

а) в учебной сфере (укажите, пожалуйста,  предметы и предполагаемую причину учебных затруднений): 

____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________

б) социально-эмоциональные:

Проблемы поведения

Проблемы в общении

Другие проблемы

 

 

 

 

 

 

в) в социальной сфере:

Кризисная ситуация в семье

Социально-уязвимые семьи (родители - инвалиды, пенсионеры, семьи с низк. дост.
и др.)

“Поздние дети”

Жесткий стиль семейного воспитания (применение к детям 
физич. наказаний и др.)

Недостаток внимания ребенку со стороны родителей

 

 

 

 

 

3. Семьи, не поддерживающие контакт со школой:

____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Раннее выявление детей с речевой патологией и оказание им квалифицированной помощи в условиях ДОУ общеразвивающего вида. Консультация для воспитателей ДОУ.

Раннее выявление детей с речевой патологией и оказание им квалифицированной помощи в условиях ДОУ общеразвивающего видаКонсультация для воспитателей ДОУ...

Роль классного руководителя в воспитании детей Из опыта Чжань Т.А.

Обмен опытом классного руководителя. Любой классный руководитель должен стремиться изучить и понять каждого ребенка, его проблемы и особенности развития......

Диагностика: Психологический климат классного коллектива. Кл. руководитель: Нехорошева Н.В.

Диагностика: Психологический климат классного коллектива. Кл. руководитель: Нехорошева Н.В....

Методические рекомендации классному руководителю по выявлению детей, попавших в трудную жизненную ситуацию

Методические рекомендации классному руководителю по выявлению детей, попавших в трудную жизненную ситуацию...

Программа развития классного коллектива классного руководителя

В основе современной Концепции воспитания детей и учащейся молодёжи в Российской Федерации заложен принцип гуманизации, гуманитаризации и демократизации процессов обучения и воспитания. В современных ...

Семинар-практикум для классных руководителей и родителей детей подросткового возраста "Оптимизация процесса воспитания подростка в семье и в школе"

Настоящий семинар -практикум дает возможность понять  психологию всех участников воспитательного процесса, определить трудности в воспитании детей подросткового возраста, договориться об использо...