Консультация для классных руководителей "Работа классного руководителя по выявлению детей группы "рика"
консультация
Предварительный просмотр:
Консультация для классных руководителей
Тема «Работа классного руководителя по выявлению детей «группы риска»»
В общей системе педагогических условий, обеспечивающих профилактику социально-эмоциональных проблем у подростков, важное место занимает своевременное выявление детей и подростков «группы риска». Актуальной остается проблема эффективной диагностики, направленной на решение, а не на констатацию наличия социально-эмоциональных проблем.
М. С. Полянский выделяет ряд требований, которым должен отвечать диагностический инструментарий сопровождения:
1. Нацеленность на выявление позитивных факторов развития и поиск путей решения проблемы.
2. Простота, доступность, скорость переработки. Для педагогов первого уровня сопровождения особенно ценными являются те методики, которые позволяют быстро и эффективно выявлять пути решения проблемы.
3. Диагностический инструментарий должен обеспечивать безопасную с точки зрения возможности разглашения информации процедуру исследования, соблюдение принципа приоритета интересов ребенка (подростка).
Но для начала давайте разберемся, кто такие учащихся группы социального риска, то есть учащихся, которые находятся в неблагоприятных социальных условиях (проблемы в семье, неуспех в учебе и др.), испытывающие на себе воздействие негативных социальных факторов развития. У таких детей и подростков могут возникнуть социально-эмоциональные проблемы, если на 1 и 2 уровнях помощи не будет обеспечена необходимая помощь и поддержка. Одним из наиболее часто используемых в настоящее время инструментов для выявления таких подростков является социальный портрет класса.
Важным условием эффективной работы по выявлению подростков «группы риска» является своевременное обращение классного руководителя или учителя на:
наличия у подростка серьезных поведенческих проблем (отказ от соблюдения установленных норм и правил, агрессивное поведение…);
появления у подростков проявлений депрессивного состояния (замкнутость, «уход в себя», эмоциональные «всплески» и др.);
- пропуска учащимися уроков и учебных дней без уважительных причин;
- употребления или предполагаемого употребления ими спиртных напитков и других наркотических веществ;
- кризисной ситуации в семье;
- резкого ухудшения состояния здоровья;
- в других случаях, когда ухудшение социальных условий представляет угрозу эмоциональному благополучию подростка.
Выявление подростков с социально-эмоциональными проблемами осуществляется в процессе систематически проводимой массовой диагностики или в результате получения сигнала о проблеме от самого подростка, учителя, родителей; других представителей ближайшего окружения.
Нужно так же отметить, что есть подростки, относящиеся к «потенциальной группой риска» и подростки, относящиеся к «группой риска». Как же ох различить?
Так что же понимается под «потенциальной группой риска»?
Это те учащиеся, которые находятся в социальных условиях, неблагоприятных или не достаточно благоприятных для их развития. У этих детей могут возникнуть социально-эмоциональные проблемы, если на 1 и 2 уровнях помощи не будет обеспечена необходимая поддержка.
Что мы понимаем под «группой риска»?
Учащиеся с достаточно серьезными социально-эмоциональными и поведенческими проблемами, требующие особого внимания со стороны педагогов, родителей входят в состав «группы риска».
Задача, стоящая перед классным руководителем - предупредить попадание ребенка в «группу риска», отслеживание «потенциальной группы риска».
Одним из инструментов решения данной задачи является социальный портрет класса, который составляется классным руководителем.
Социальный портрет ___класса, классный руководитель _________________
№ п/п | Ф. И. О. | Статус семьи (неполная, многодетная, семья эмигрантов и т. д.) | Нет мамы | Нет папы | Кол. детей в семье | Дополн. сведения (любые сведения, кот. касаются ребенка и его родителей) | Соц.-уязв. семьи |
|
|
|
|
|
|
|
|
Делая такой срез класса, классный руководитель должны помнить о соблюдении этических норм. Информация, полученная при составлении социального портрета класса, должна быть строго конфиденциальной.
Другим важным условием предупреждения попадания ребенка (подростка) в «группу риска» является постоянный контакт учителей со специалистами службы сопровождения и своевременное обращение классного руководителя в случаях:
Появления серьезных поведенческих проблем (полное непринятие норм и правила, агрессия и др.)
- Наличия серьезных социально-эмоциональных проблем (замкнутость, «уход в себя», эмоциональные «всплески» и др.)
- Пропуска учащимися уроков и учебных дней без уважительных причин;
- Употребления или возможного употребления ими спиртных напитков, ПАВ и других наркотических веществ
- Кризисных ситуаций в семье
- Резкого ухудшения состояния здоровья
В других случаях, когда классный руководитель считает необходимым обратиться.
О проблемах учащихся классный руководитель может сообщить психологу как непосредственно, так и отвечая на вопросы традиционной анкеты, прилагающейся к отчету об успеваемости.
Предлагаем вашему вниманию образец данной анкеты:
АНКЕТА «ВЫЯВЛЕНИЕ ПОЛЯ ПРОБЛЕМ»
Класс: ______, классный руководитель: ____________________________
1. Учащиеся, имеющие пропуски уроков и учебных дней (укажите фамилии и количество пропусков:
По уважительным причинам | По неуважительным причинам |
|
|
2. Учащиеся, имеющие проблемы:
а) в учебной сфере (укажите, пожалуйста, предметы и предполагаемую причину учебных затруднений):
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
б) социально-эмоциональные:
Проблемы поведения | Проблемы в общении | Другие проблемы |
|
|
|
|
|
|
в) в социальной сфере:
Кризисная ситуация в семье | Социально-уязвимые семьи (родители - инвалиды, пенсионеры, семьи с низк. дост. | “Поздние дети” | Жесткий стиль семейного воспитания (применение к детям | Недостаток внимания ребенку со стороны родителей |
|
|
|
|
|
3. Семьи, не поддерживающие контакт со школой:
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Раннее выявление детей с речевой патологией и оказание им квалифицированной помощи в условиях ДОУ общеразвивающего вида. Консультация для воспитателей ДОУ.
Раннее выявление детей с речевой патологией и оказание им квалифицированной помощи в условиях ДОУ общеразвивающего видаКонсультация для воспитателей ДОУ...
Роль классного руководителя в воспитании детей Из опыта Чжань Т.А.
Обмен опытом классного руководителя. Любой классный руководитель должен стремиться изучить и понять каждого ребенка, его проблемы и особенности развития......
Диагностика: Психологический климат классного коллектива. Кл. руководитель: Нехорошева Н.В.
Диагностика: Психологический климат классного коллектива. Кл. руководитель: Нехорошева Н.В....
«Действия классного руководителя в интересах детей» или мои интересы - это интересы моих детей.
Эссе...
Методические рекомендации классному руководителю по выявлению детей, попавших в трудную жизненную ситуацию
Методические рекомендации классному руководителю по выявлению детей, попавших в трудную жизненную ситуацию...
Программа развития классного коллектива классного руководителя
В основе современной Концепции воспитания детей и учащейся молодёжи в Российской Федерации заложен принцип гуманизации, гуманитаризации и демократизации процессов обучения и воспитания. В современных ...
Семинар-практикум для классных руководителей и родителей детей подросткового возраста "Оптимизация процесса воспитания подростка в семье и в школе"
Настоящий семинар -практикум дает возможность понять психологию всех участников воспитательного процесса, определить трудности в воспитании детей подросткового возраста, договориться об использо...