Программа развития классного коллектива классного руководителя
рабочая программа
В основе современной Концепции воспитания детей и учащейся молодёжи в Российской Федерации заложен принцип гуманизации, гуманитаризации и демократизации процессов обучения и воспитания. В современных условиях социальных, экономических преобразований в стране проблемы воспитания детей и молодёжи с использованием системы гуманистического воспитания приобретают первостепенное значение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vospitaniya_11a.docx | 95.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №47»
г. Чебоксары
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель директора И. о. директора МБОУ
по воспитательной работе «СОШ №47 г.Чебоксары»
___________/ Н.П. Яковлев
____________/Л. М. Жирнова/ Приказ № О - 172 от 29.08.2017 г.
«28» августа 2017 г.
Программа развития классного коллектива
классного руководителя
МБОУ «СОШ №47 г. Чебоксары
Максимова Максима Константиновича
на 2016- 2018 учебные годы
Рассмотрена на заседании методического объединения классных руководителей Протокол № 1 от «25» августа 2017 г.
Воспитательная программа (10-11 класс)
- Пояснительная записка
В основе современной Концепции воспитания детей и учащейся молодёжи в Российской Федерации заложен принцип гуманизации, гуманитаризации и демократизации процессов обучения и воспитания. В современных условиях социальных, экономических преобразований в стране проблемы воспитания детей и молодёжи с использованием системы гуманистического воспитания приобретают первостепенное значение.
В отечественной школе сохраняется институт классного руководителя как основного воспитателя класса. Дальнейшее его развитие с учетом современных условий способствует реальному осуществлению личностно-ориентированного воспитания. Роль классного руководителя заключается в создании таких условий, которые помогли бы подросткам найти себя и свое место в классном и школьном коллективах, свою нишу в социальной жизни.
Современные концепции деятельности классного руководителя ориентируют его на применение продуманной воспитательной системы, на создание в классе условий для успешного усвоения базисной культуры и самореализации каждого ребенка.
Воспитательная работа – это целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат.
Воспитательная работа – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.
В основу построения воспитательной работы были положены общечеловеческие ценности, использованы современные представления о развитии личности старших школьников, их индивидуальных психолого-педагогических особенностей.
Воспитание - категория вечная. Все лучшее в человеке дается воспитанием и все плохое тоже дается воспитанием. Дело в том, что "невоспитания" вообще нет.
Воспитание – это целенаправленный и сознательно осуществляемый процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями.
В современном обществе приоритетом являются такие качества личности, как мобильность, коммерческая жилка, активность, умение быстро налаживать контакты, толерантность. К тому же быстротечность и суровость нашей обыденной жизни сводит взаимоотношения, деятельность взрослых к минимуму, когда как детям нужен максимум. Жизнь многие воспринимают как что-то серое, скучное, неопределенное, страшное, хотя вокруг много всего интересного и яркого. Поэтому перед классным руководителем как педагогом ставится еще одна глобальная цель – учить адаптироваться в жизни. Своевременно разглядеть искорку, развить – вот, наверное, самое важное дело, которое должен делать педагог. Учить адаптироваться в жизни – не значит давать советы, как жить, что правильно, а что нет. Педагог учит, как можно развивать свои способности, быть успешным.
Последние школьные годы (10 и 11 классы) – самые ответственные и запоминающиеся в жизни человека. Меняется у ребят образ мысли, стиль жизни, происходит переход из подросткового периода в юность. Насколько плавным и гармоничным будет этот переход, насколько подготовленным вступает ученик в эту пору жизни, зависит и от классного руководителя, учитывая степень тесноты общения с каждым ребенком, и в целом с классным коллективом. И это будет происходить только при условии, если воспитательное воздействие вызывает у будущего выпускника внутреннюю положительную реакцию и побуждает к собственной активности в работе над собой.
Сегодня в нашем обществе идет процесс переосмысления идей, теорий, фактов. Очень важно, чтобы ценностные ориентиры у старшеклассников были направлены на: добро, сострадание, милосердие, патриотизм, любовь, взаимопомощь, честь, совесть. Для того чтобы у них была развита способность принятия обдуманного решения, которая, к моменту выхода из школы, уже должна проявляться при профессиональном ориентировании выпускника и выборе дальнейшего пути с целью получения образования, отвечающего требованиям современной жизни.
При работе с учащимися необходимо учитывать их возрастные особенности, а так же индивидуальные особенности развивающейся личности. Задача взрослых знать, в какие группы и на каких основаниях входит подросток, что является основой объединения подростков в группу, целенаправленно управлять формированием этих групп, помогать каждому подростку занять в них достойное место. Необходимо создавать такие условия, в которых дети находили бы возможность реализовать свой потенциал и удовлетворять свои потребности и интересы, развиваясь и взрослея, чтобы в дальнейшем занять достойное место в обществе. Необходимо показать подрастающему поколению многогранность и яркость жизни.
Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного всестороннего знающего свое место в обществе человека путем раскрытия его личностных качеств; облагораживание души и сердца ребенка; обеспечение необходимых условий для реализации личностных качеств учащегося, раскрытия его самобытности; уважение и утверждение личности ребенка, а также направление его на служение добру и справедливости; и самое главное: вера в возможности ребенка – это целевые ориентиры, на которые должен опираться любой педагог в своей деятельности, особенно классный руководитель.
«Помочь каждому из учащихся спроектировать то хорошее, что помогло бы ему вхождению в общество, в коллектив»
Коллектив 11"А" класса существует второй год. На начало учебного года в классе – 28 м учащихся: девочек – 24 , мальчиков – 4 .
Был создан из учащихся четырех девятых классов МБОУ "СОШ № 47",а также из других школ пришли 7 учащихся.
Воспитываются в неполных семьях Веденеева К., Поликарпова А., Ефимов Н., Юдина А..
По итогам 10 класса 3 человека успевает на "отлично": Крыльцова А., Селиванова А., Юдина А.; на "хорошо" – 13 учащихся, остальные - на «удовлетворительно».
Познавательный потенциал и познавательная активность учащихся класса средний. Есть учащиеся с низкими учебными возможностями, но стремящихся к улучшению. С этими учениками проводиться индивидуальная работа. В классе учатся и ребята, которые имеют высокий потенциал, претендуют на медаль: Крыльцова А., Селиванова А., Юдина А.. Многие могут учиться лучше, имеют одну «3» Прокопьева А., Овчинникова Т., Петрова Ек.. Данные учащиеся могут учиться лучше, без «3».
В 11 "А" классе средняя работоспособность, большинство учащиеся обладают навыками самостоятельного умственного труда, на уроках активны, стараются выполнять требования учителей, отвечать на поставленные вопросы.
Требуется постоянный контроль за успеваемостью и посещаемостью уроков Ефимова Н..Опаздывает на урок. В основном же дисциплина на уроках в классе хорошая, на должном уровне.
Психофизическое развитие обучающихся соответствует возрасту.
Класс имеет достаточно средний уровень воспитанности, что обуславливается хорошим социальным статусом семей, где дети не только желанны, но и имеют ряд обязанностей, которые они должны выполнять по поручению родителей, не являются наблюдателями за обустройством жизни, а являются участниками данного процесса.
Отношения между собой у ребят доброжелательные (в том числе и между девочками и мальчиками). В общении между членами коллектива наблюдается уважительное отношение друг к другу, личность в нем защищена психологически, ребята знают, что могут надеяться друг на друга. В каждом из школьников проявляются определенные способности, которые могут украсить классный коллектив. Каждый ученик в классе имеет коллективное поручение, с которым успешно справляется. Работает актив класса, который вовлекает во внеклассную и внеурочную деятельность весь коллектив.
Учащиеся хорошо понимают свои возможности, достоинства и недостатки и верно оценивают свое место среди других школьных коллективов.
Учащиеся класса активно контактируют с окружающим их социумом: учащимися школы, учителями. У детей сформированы ценностные ориентации, они позитивно относятся к людям, труду, учёбе, школе, классу, учителям. Произошло изменение круга наиболее значимых людей, т.е. референтного окружения учащихся класса. Родители продолжают занимать важное место в их жизни, однако общение с одноклассниками и ровесниками становится всё более значимым и важным для принятия решений. Классное сообщество играет большую роль в социальном развитии школьников, на формирование их личностных качеств, творческих, интеллектуальных, физических, организаторских и других способностей и дарований.
Среди ценностных приоритетов, нравственных качеств учащихся можно выделить следующие:
нравственный (ценностный) потенциал: поиск внутреннего "Я", восприятие и понимание ценностей «семья», «школа», «учитель», «Родина», «природа», «дружба со сверстниками», «уважение к старшим», потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе, общественных местах, правила уличного движения;
физический потенциал: принятие своего внешнего «Я», разумность в физическом совершенствовании, воля в физическом совершенствовании, рациональность в питании, способность к пониманию значения гармонии в физическом совершенствовании, культура здоровья, понимание значения и применения физической силы, этика поведения и физическое здоровье, соблюдение режима дня и правил личной гигиены, стремление стать (быть) сильным, быстрым, ловким, закаленным;
познавательный потенциал: наблюдательность, удовлетворительное прилежание в учебном труде, интерес к познанию;
коммуникативный потенциал: умение говорить и слушать; способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе;
художественный потенциал: эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной и социальной среде, наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства.
Воспитательная работа будет направлена на сплочение классного коллектива, изучение и анализ взаимоотношений между учащимися, проведение ряда мероприятий, преследующих общую цель для создания условий для духовного, нравственного развития каждого из ребят, на подготовку учащихся класса к итоговой аттестации, к осознанному выбору дальнейшего места учебы, профориентационную работу.
2. Цели и задачи воспитательной работы
Цель воспитательной работы: развитие личности учащегося, с устойчивым нравственным поведением, способным к самоопределению, самоорганизации, самоадаптации в социуме, создание условий для патриотического, гражданского и духовно-нравственного воспитания, здорового образа жизни.
Задачи воспитательной работы:
- ориентировать старшеклассников на будущее: воспитывать уверенность в себе, своих силах, мобилизовать внутренние резервы;
- научить старшеклассников понимать уникальность и неповторимость других людей, уважать чужое мнение, принимать не только свою точку зрения, но и других людей;
- помочь научиться планировать собственную деятельность, объективно оценивать себя, и свои возможности, строить реальные планы на будущее с учетом своих умений и достижений;
- развивать коммуникативную культуру старших школьников;
- создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности и самореализации учащихся;
- совершенствовать систему самоуправления классного коллектива;
- воспитывать деловые качества, нравственность и инициативу;
активизировать работу по взаимодействию с семьями учащихся, учителями – предметниками, школьным психологом, социальным работником;
- обеспечить участие родителей в подготовке и проведении ключевых воспитательных дел в классе.
3.Основные направления воспитательной программы:
- Гражданско-патриотическое «Колокола времен».
- Ученическое самоуправление. Лидерское «Познай себя».
- Духовно-нравственное «Окно в жизнь».
- Спортивно-оздоровительное «Гармония здоровья».
- Интеллектуально-познавательное «Малая академия наук».
- Творческо-эстетическое «Созвучие юных сердец».
- Семейное воспитание «Кладезь семейной мудрости»
- Профилактика правонарушений «Преступление и подросток».
Формы реализации задач:
- изучение психологических особенностей учащихся (наблюдение, индивидуальные и групповые собеседования с учащимися и родителями, анкетирование, мини исследования);
- систематическое посещение уроков с программой наблюдения с последующим анализом на классных и родительских собраниях;
- классные часы
- беседы, дискуссии, диспуты;
- консультации;
- ролевые, деловые, образовательные игры;
- экскурсии, походы;
- «круглые столы»;
- соревнования;
- викторины;
- КВН.
Приоритет отдается диалоговым формам общения, методу педагогических ситуаций, побуждению к самовоспитанию, созданию условий для развития и воспитания личности.
Исходя из анализа работы за прошедший учебный год и выявленных проблем, в новом учебном году главная цель: «Помочь каждому из учащихся спроектировать то хорошее, что помогло бы ему вхождению во взрослую жизнь».
Задачи: 1. способствовать стремлению учащихся к самообразованию и к самовоспитанию;
2. содействовать воспитанию демократической культуры и гражданственности;
3. стимулировать воспитанников к социальному творчеству, умению действовать в интересах совершенствования своей личности;
4. способствовать формированию самостоятельности, готовности брать ответственность за себя и свои поступки;
5.формировать навыки здорового образа
4.Педагогические принципы:
- Принцип признания самобытности, уникальности, индивидуальности личности каждого ребёнка. Каждый помнит: природа ребёнка такая же, как и природа взрослого человека;
- Принцип предпочтения ориентации на внутреннюю мотивацию учения, а не на внешнюю;
- Принцип всеобщего сотрудничества и товарищеской взаимопомощи;
- Принцип завершенности в обучении и воспитании;
- Принцип системности, обеспечивающий единство подходов в решении всех образовательных задач;
6. Принцип включения родителей в педагогический процесс.
В качестве принципов, определяющих цель, содержание, пути и способы воспитания выступают следующие:
1. Принцип гуманизации. Он подразумевает организацию личностно-ориентированного подхода к организации воспитательного процесса.
2. Принцип природосообразности предполагает, воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов.
3. Принцип культуросообразности. Этот принцип требует приобщения ребёнка к различным ценностям культуры, этноса, общества, цивилизации в целом. Содержание, методы и формы воспитания должны отражать культурные ценности, присущие социуму региона, различным его социальным группам и учитывают исторические традиции.
4. Принцип системности. Данный принцип рассматривает воспитание не только как самостоятельную систему, все элементы которой не просто связаны, а находятся в зависимости, но и как часть другой системы во многом влияющей на её функционирование.
5. Принцип диалогичности (сотрудничество, сотворчество классного руководителя, детей и их родителей). Человек может проявить себя и может быть понят только через диалог. И только в совместном творчестве равных партнёров, которые слышат друг друга, возможен процесс взаимообогащающего влияния, обеспечивающего успешность воспитания.
6. Принцип адаптивности. Предполагает создание условий и мотивацию.
7. Принцип успешности. Мажорный тон жизни ребёнка должен опираться не только на общий школьный климат, но и на собственные успехи в деятельности, в нравственном поведении.
8. Принцип творческой самостоятельности учащихся, самоорганизация и развитие интересов. Практическое овладение учащимися соответствующими видами учебной работы, физического труда, спорта, искусства и реализация полученных знаний, умений, навыков в многоплановой деятельности.
5.Содержание и механизм реализации программы.
Программа призвана формировать актуальность и развитие коммуникативной культуры учащихся, мотивацию творческого самовыражения, является регулятором общения, обеспечивает такие условия и содержание деятельности, которые в наибольшей степени способствуют сплочению классного коллектива.
Большое значение в данной программе имеют досуговые мероприятия. Это акции милосердия, ярмарки, посещение оздоровительных площадок, музеев, театра, кинотеатров, экскурсии по городу, классные часы, вечера и праздники с родителями. Такие совместные встречи позволяют формировать мировоззрения учащихся, нравственную и этическую культуру, развивают интеллектуальную сферу, влияют на формирование взглядов, вкусов, привычек человека, способствуют сплочению коллектива, налаживанию контакта с родителями, и во многом определяют его отношение к жизни. Кроме того, такие методы и формы реализации программы позволяют лучше узнать учащихся, понять особенности их характера.
Основные идеи, нашедшие отражение в программе, можно сформулировать следующим образом:
- в программе воспитательной работы представлены все стороны человеческой жизнедеятельности и развития личности;
- программа ориентирована на воспитание личности образованной, творческой, самостоятельной, гуманной, способной ценить себя и уважать других;
- содержание программы соответствует интересам, потребностям, возможностям возрастного и индивидуального развития ребенка;
- семья - равноправный участник воспитательного процесса в школе;
- программа построена с опорой на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую, общественно-организаторскую, допрофессиональную;
- программа ориентирует детей на признание и принятие абсолютных ценностей: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Здоровье, Культура, Мир, Земля.
6.Концептуальные основы программы
Основополагающими принципами программы являются:
Личностно-ориентированный подход в воспитании: признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью.
Гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе, ведь только уважительное отношение между педагогами и детьми, терпимость к мнению детей, доброе и внимательное отношение к ним создают психологический комфорт, в котором растущая личность чувствует себя защищенной и нужной.
Дифференцированный подход к воспитанию детей – это отбор содержания, форм и методов воспитательной работы в соответствии с условиями социума и школы, с учетом уникальной неповторимости участников воспитательного процесса.
Природосообразность воспитания, учет половозрастных особенностей детей, динамики их возрастного развития.
Культуросообразность воспитания, т.е. опора в воспитательном процессе на национальные традиции народа, его культуру, привычки.
Социализация, предусматривающая непрерывность и открытость освоения подростком социального опыта, определение своего места социальной среде.
Совсем необязательно "родиться педагогом", важно влюбиться в своих учеников, в дело их воспитания, а профессию педагога сделать целью своей жизни. Для того, чтобы стать мастером педагогического труда нужны - " знания, и, обязательно - добрая душа, чуткое сердце, любовь к детям и неудержимое желание посвятить им свою жизнь".
У учителя и ученика должны быть "общая жизнь, общие цели, общая радость, общее горе"- это нужно для того, чтобы открыть каждому истинный источник для обогащения личной жизни, для того, чтобы расположить детей к себе, к своему учителю, заиметь право войти в жизнь каждого ученика со своей педагогикой. Но, чтобы дети доверчиво впускали в свою жизнь, эта педагогика должна быть " чистая, красивая, радостная, добрая", а если одним словом - жизнеутверждающая. В воспитании не цель оправдывает средства, а средства, т.е. способ общения, возводят и украшают цель.
Принципы педагогической деятельности, принципы жизнеутверждающей педагогики.
Первый принцип - это любить ребенка. Учитель должен излучать человеческую доброту и любовь, без которых невозможно воспитать гуманную душу в человеке. Ребенок становится счастливым, как только ощущает, что учитель его любит, любит искренне и бескорыстно. Любовь облегчает воспитание. Педагогика любви не терпит грубости, давления, ущемления достоинства, игнорирования жизни ребенка.
Второй принцип - (вытекает из первого) - это очеловечить среду, в которой живет ребенок. Очеловечение среды означает внимание ко всем сферам общения с ребенком, с целью обеспечения ему душевного комфорта и равновесия. Ни одна сфера общения не должна раздражать ребенка, рождать в нем страх, неуверенность, уныние, униженность.
Третий принцип - прожить в ребенке свое детство. Это надежный путь для того, чтобы ребята доверились учителю, оценили доброту его души, приняли его любовь. Одновременно это и путь познания жизни ребенка. Глубокое изучение жизни ребенка, движений его души, возможно, только тогда, когда учитель познает ребенка в самом себе.
Итог работы каждого учителя - это успешность его учеников!
Но, не смотря на все это, школа не может быть безразличной к переменам в социально-экономической структуре нашего общества. Она вносит коррективы в программы, учебники, методы обучения и воспитания. Процесс этот никогда не завершится, школа ориентируется на день завтрашний, чтобы не отстать от жизни.
Деятельность классного руководителя в рамках реализации программы строится на основе следующих нормативных документов:
- Конвенция ООН «О правах ребенка».
- Конституция Российской Федерации .
- Федеральный закон «Об образовании» .
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».
- Устав МБОУ «СОШ № 47» г. Чебоксары.
7.Работа с обучающимися.
Приоритетные направления воспитательной работы
Направление воспитательной работы | Задачи работы по данному направлению |
Гражданско-патриотическое "Колокола времён" |
|
Духовно-нравственное "Свеча надежды" |
|
Спортивно-оздоровительное "Гармония здоровья" |
|
Интеллектуально-познавательное "Малая Академия Наук" |
|
Творческо-эстетическое "Созвучие юных сердец" |
|
Семейное воспитание "Кладезь семейной мудрости" |
|
Ученическое самоуправление в классе и в школе. Лидерское "Познай себя" |
|
Профилактика правонарушений "Преступление и подросток" |
|
СЕНТЯБРЬ
Девиз месяца: «Внимание, дети!»
Направление воспитательной работы | Название мероприятия | Ответствен-ные | Отметка о выполнении |
Ученическое самоуправление Лидерское «Познай себя» | 1 «Наш класс сегодня. Распределение поручений. 2.«Мой класс - мой дом» (Оформление классного уголка. Классный час: Россия – устремленная в будущее 3. «Ознакомление с планом работы класса на 2017-2018 учебный год»; 4.Выборы актива классного самоуправления; | Классный руководитель | |
Гражданско-патриотическое «Колокола времён» | Классные часы:1.Россия – устремленная в будущее 2.Инструктаж соблюдение ПДД и ТБ. 3.Правила поведения в общественном транспорте. 3.«Строгий закон дорог» (проведение инструктажа с обучающимися, имеющих велосипеды и мопеды, скутеры). 4. Классный час «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» 5. Кл час «Международный день мира 21 сентября. Что ты знаешь об этой дате» | Классный руководитель | |
Духовно-нравственное «Свеча надежды» | 1. Этическая беседа: “Человек и его духовные ценности”. Просмотр и обсуждение д/ф “Алексий II. Милосердность” (из серии “Уроки нравственности”). 2. Дискуссия «Деньги и миф» | Классный руководитель родительский комитет | |
Спортивно-оздоровительное «Гармония здоровья» | Участие на Дне здоровья Участие на школьных спортивных мероприятияхпо плану школы | Классный руководитель и спортивный сектор | |
Интеллектуально-познавательное «Малая академия наук» | Участие в профилактических акциях по правилам ДД: 1.«Мы за жизнь по правилам» (письма-обращения к пешеходам и водителям); 2.«Засветись! Стань заметнее». Проверка наличия светоотражателей. 3. Ток – шоу «Ученому и книги в руки» (о получении высшего образования 4.Классный час по профессиональному самоопределению «Дорога в завтра» | Актив класса. Классный руководитель | |
Творческо-эстетическое «Созвучие юных сердец» | 1.Участие в торжественной линейке, посвященной 1 сентября 2.Участие в конкурсе агитационных плакатов «Дети против ДТП» 3.Участие в конкурсе сувениров и поделок «Путешествие в страну ПДД» | Весь класс | |
Профилактика правонарушений «Преступление и подросток» | 1.Занятость обучающихся класса. 2.Составление социальных паспортов класса. 3.Беседа:«Уличные разборки среди подростков» | Классный руководитель | |
Семейное воспитание «Кладезь семейной мудрости» | Родительское собрание № 1. Предупреждение несчастных случаев с детьми: 1. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма «Роль родителей в безопасности детей». 2. Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей. 3. Об ответственности родителей (законных представителей) за жестокое обращение с детьми 4. Организация учебно-воспитательного процесса 2017-2018 г. 5. Ознакомление с порядком ЕГЭ 2018 г. | Классный руководитель Зам директора по УР |
ОКТЯБРЬ
Девиз месяца: "Живи активно - живи спортивно!" в рамках акции "Молодежь за здоровый образ жизни"
Направление воспитательной работы | Название мероприятия | Ответственные | Отметка о выполнении |
Ученическое самоуправление. Лидерское «Познай себя» | Участие в акции "Начни с себя - убеди друзей" День дублера Участие во флэшмоб-акции "Мы -вместе!" | Классный руководитель Весь класс | |
Гражданско-патриотическое «Колокола времён» | Классные часы:1.Образовательный час «Имею право» 2. Урок мужества «Достоин будь награды русской» 3."Я гражданин и патриот"; 4."Мой любимый город Чебоксары"; 5. «Славим возраст золотой»; | Классный руководитель Актив класса | |
Духовно-нравственное «Свеча надежды» | 1.Участие в акции "Забота" ко Дню пожилых людей (поздравление стихами, в прозе своих бабушек и дедушек с днем пожилых людей) 2. Устный журнал «Сто советов мудрости» | Классный руководитель Актив класса | |
Спортивно-оздоровительное «Гармония здоровья» | Классные часы:1."Пивной алкоголизм - социальная проблема"; 2."Стресс и его влияние на здоровье!"; 3.Участие на Дне здоровья "Мы здоровье сохраним, мы здоровьем дорожим!". 4.Видеолекторий «Здоровый образ жизни» (организация совместного просмотра) | Классный руководитель | |
Интеллектуаль-но-познаватель-ное «Малая академия наук» | 1.Участие в предметных олимпиадах. 2.Интерактивная беседа «Есть ли будущее у российской семьи?» 3.Классный час «Духовность – норма человеческой жизни» 4. Неделя ПДД перед уходом детей на каникулы 5.Проведение зачетных уроков по ПДД Беседы с учащимися под роспись в инструктажах по ПДД, пожарной безопасности, электробезопасности, ПДД в начале года и перед уходом детей на каникулы | Учебный сектор Классный руководитель | |
Творческо-эстетическое «Созвучие юных сердец» | Участие в конкурсе агитбригад по пожарной безопасности "Словом и делом изучаем пожарное дело" Участие в конкурсе рисунков и плакатов "Моё здоровое будущее! | Классный руководитель | |
Профилактика правонарушений «Преступление и подросток» | «Уголовное и административное наказание за правонарушение ПДД» | Классный руководитель | |
Семейное воспитание. «Кладезь семейной мудрости» | Индивидуальные консультации для родителей: «Проблемы общения"; "Предупредить - значит спасти" | Классный руководитель |
НОЯБРЬ
Девиз месяца: "Новому веку - здоровый человек" в рамках акции «Полиция и дети"
Направление воспитательной работы | Название мероприятия | Ответствен-ные | Отметка о выполнении |
Ученическое самоуправление. Лидерское «Познай себя» | 1.Участие в акции "Дети против курения" 2.Участие в акции "Милосердие" в рамках проекта "Доброе сердце"(помощь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, помощь детям-инвалидам, престарелым); 3.Тематический классный час «Профессии нашего региона» | Классный руководитель Актив класса | |
Гражданско-патриотическое «Колокола времён» | 1.Беседа – диалог «Безобидны ли современные молодежные течения и увлечения» 2.Образовательный час «Имею право» | Классный руководитель | |
Духовно-нравственное «Свеча надежды» | 1.Классный час: "Терроризм: его источники и последствия" 2. “Человек и его будущее” (просмотр и обсуждение д/ф “Ирина Роднина. Упорство”(из серии “Уроки нравственности”). | Классный руководитель | |
Спортивно-оздоровительное «Гармония здоровья» | Участие на школьных спортивных мероприятиях по плану школы | Классный руководитель | |
Интеллектуально-познавательное «Малая академия наук» | 1.Участие в турнире знатоков "Правовой эрудит" 2.Проведение викторины-игры "Знаешь ли ты закон?" 3.Участие в предметных олимпиадах. 4.Профориентация. Встреча с представителями высшего учебного заведения: ЧГУ | Классный руководитель Специалист | |
Профилактика правонарушений «Преступление и подросток» | 1.Классные часы по правовому воспитанию 1.«Как живешь ученик! Мои обязанности!?» 2. «Вверх по лестнице или мои жизненные ценности»». | Классный руководитель | |
Семейное воспитание «Кладезь семейной мудрости» | Родительское собрание №2 « Об итогах проведения ЕГЭ в 2017 году, о проведении ЕГЭ в 2018 году. Знакомство с порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам | Классный руководитель |
ДЕКАБРЬ
Девиз месяца: "Сказка в моём окне"
Направление воспитательной работы | Название мероприятия | Ответственные | Отметка о выполнении |
Ученическое самоуправление. Лидерское «Познай себя» | 1.Новогодний калейдоскоп 2.Анкета «Мотивы выбора профессии» 3.Анализ работы класса и перспективы 4. Дежурство в классе и школе 5.Генеральная уборка класса. | Актив класса | |
Гражданско-патриотическое «Колокола времён» | 1. Тематический классный час «День Героев Отечества 2.Классный час: История праздника "Новый Год". Новогодние обычаи и традиции. 3.Беседа «День конституции». | Классный руководитель | |
Духовно-нравственное «Свеча надежды» | 1.Участие в акции "Милосердие" в рамках проекта "Доброе сердце" 2. Акция «Спешите делать добро» 3. Устный журнал «1000 советов мудрости» (высказывания философов о нравственном человеке).. | Классный руководитель Актив класса | |
Спортивно-оздоровительное «Гармония здоровья» | 1.Классный час, посвященный Дню борьбы со СПИДом: «О беде по имени СПИД». 2.Классный час: «Кто курит табак, тот сам себе враг», «Печальная правда о курении». 3.Беседа «Внимание, гололед!» 4.Профилактика ГРИПП и ОРЗ | Классный руководитель Спортивный сектор | |
Интеллектуально-познавательное «Малая академия наук» | 1.Участие в предметных олимпиадах 2.Викторина на противопожарную безопасность « Фейерверки и петарды. Миф и реальность» 3.Беседа «Нормы и правила поведения. Правила внутреннего распорядок школы» | Классный руководитель Актив класса | |
Творческо-эстетическое «Созвучие юных сердец» | 1.Участие в новогодней оформлении класса: - "Дверь в новогоднюю сказку"; - "Сказка в моем окне"; 2.Участие в конкурсе на лучшее новогоднее оформление класса 3.Участие в конкурсе творческих работ "Символ Нового Года" 4.Участие на новогодней ёлке | Классный руководитель Весь класс | |
Профилактика правонарушений «Преступление и подросток» | Индивидуальная работа с учащимися, склонные к правонарушениям | Классный руководитель | |
Семейное воспитание «Кладезь семейной мудрости» | Новогодний классный вечерс программой «Здравствуй, Новый год» вместе с родительским комитетом Акция «Спешите делать добро» | Классный руководитель Родительский комитет |
ЯНВАРЬ
Девиз месяца: "Взаимодействие семьи и школы в интересах личности ребёнка"
Направление воспитательной работы | Название мероприятия | Ответственные | Отметка о выполнении |
Ученическое самоуправление. Лидерское «Познай себя» | Деловая игра «Имидж делового человека» | Классный руководитель | |
Гражданско-патриотическое «Колокола времён» | 1.Участие в конкурсе плакатов "Мы дети России" 2.Встречи с участниками локальных воин 3. Классные часы, посвящённых Дню Защитника Отечества «По местам боевых сражений». 4.Участие на открытии месячника оборонно-массовой патриотической и спортивной работы "Я готов служить России" 5.Беседа «Готовь ли я к службе в Вооруженных силах ВФ» | Классный руководитель | |
Духовно-нравственное «Свеча надежды» | 1.Участие в акции "Память поколений" 2.Посещение культурно-массовых мероприятий 3.Классный час: «Культура транспортного поведения» | Культмассовый сектор | |
Спортивно-оздоровительное «Гармония здоровья» | 1. Классный час «Пивной алкоголизм» 2.Участие в спортивной мероприятии "Зимние забавы" 3. «Проблема курения: пути профилактики и их решения» | Спортивный сектор | |
Интеллектуально-познавательное «Малая академия наук» | 1.История праздников "Рождество Христово", "Крещение" (Классные часы, беседы) 2.Участие в НПК, олимпиадах | Классный руководитель Учебный сектор | |
Творческо-эстетическое «Созвучие юных сердец» | Деловая игра «Все работы хороши – выбирай на вкус» | Актив класса | |
Профилактика правонарушений «Преступление и подросток» | По мере необходимости провести беседы по правонарушениям | Классный руководитель | |
Семейное воспитание «Кладезь семейной мудрости» | 1.Совместный выход в театр "Родители - Дети - Учителя" 2.Родительское собрание №3 «Психологические особенности экстремистских проявлений и экстремальности поведения в подростковой среде». | Классный руководитель |
ФЕВРАЛЬ
Девиз месяца: "Я готов служить России"
Направление воспитательной работы | Название мероприятия | Ответственные | Отметка о выполнении |
Ученическое самоуправление. Лидерское «Познай себя» | Классный час «Образование и формирование жизненных планов» | Классный руководитель | |
Гражданско-патриотическое «Колокола времён» | Классные часы: - "На войне детей не бывает"; - "Идут по войне девчата"; | Классный руководитель | |
Духовно-нравственное «Свеча надежды» | Беседа «День памяти воинов-интернационалистов» | Классный руководитель | |
Спортивно-оздоровительное «Гармония здоровья» | «Формула здоровья» (дискуссия) Участие в "Лыжне России - 2018" | Классный руководитель | |
Интеллектуально-познавательное «Малая академия Наук» | Участие в конкурсе сочинений «Помним 41, помним 45». | Классный руководитель | |
Творческо-эстетическое «Созвучие юных сердец» | 1.Участие в конкурсе инсцениро-ванной песни "Ради жизни на земле" 2.Развлекательная программа «Рыцарь среди нас» (чаепитие в классе) 3.Участие в конкурсе боевых листов «Дороги войны, дороги Победы» | Классный руководитель Редколлегия Актив класса Родительский комитет | |
Профилактика правонарушений «Преступление и подросток» | Беседы "Моя самооценка", "Вера в себя и в свои возможности" | Классный руководитель | |
Семейное воспитание «Кладезь семейной мудрости» | 1. Индивидуальные беседы с родителями. 2.Беседа с родителями « Методические рекомендации по профилактике самовольных уходов и побегов подростков из дома, недопущению жестокого обращения с детьми, о соблюдении правил ДД.» 3.Вовлечение родителей в воспитательную деятельность класса | Классный руководитель |
МАРТ
Девиз месяца: "Красота спасёт мир!»
Направление воспитательной работы | Название мероприятия | Ответственные | Отметка о выполнении |
Ученическое самоуправление. Лидерское «Познай себя» | 1.Игра по профориентации «В центре занятости населения» 2.Организация и проведение праздника 8 Марта. 3.Генеральная уборка класса, школьной территории | Классный руководитель | |
Гражданско-патриотическое «Колокола времён» | 1.Проведение информационных часов: - «Социальные сети – добро и зло; - «Будь бдителен в период весенних каникул»; 2.Проведение инструктажа по ТБ, ПДД | Классный руководитель | |
Духовно-нравственное «Свеча надежды» | 1.Классный час- «Что такое толерантность»;- «О тех, кто рядом»; 2.Беседа «Как выбрать и как дарить подарки?» 3."Ты женщина - и этим ты права!" (к 8 марта) конкурс. | Классный руководитель Актив класса Родительский комитет | |
Спортивно-оздоровительное «Гармония здоровья» | 1.«Не сломай судьбу свою» (беседа) 2.Час здоровья «Поговорим о вредных привычках» | Классный руководитель | |
Интеллектуально-познавательное «Малая академия наук» | 1. Классный час «Школьные достижения и неудачи» | Классный руководитель | |
Творческо-эстетическое «Созвучие юных сердец» | 1.Участие в конкурсе чтецов «С любовью к женщине…» 2.Участие в конкурсе рисунков «Пасхальные мотивы» 3.Участие на празднике «Гуляй, народ – Масленица у ворот» 4.Участие в конкурсе «Мисс школьница – 2018» | Классный руководитель Актив класса редколлегия | |
Профилактика правонарушений «Преступление и подросток» | Перед уходом на каникулы беседа « Методические рекомендации по профилактике самовольных уходов и побегов подростков из дома, недопущению жестокого обращения с детьми, о соблюдении правил ДД, о поведении на воде и т.д.» | Классный руководитель | |
Семейное воспитание «Кладезь семейной мудрости» | 1.Вовлечение родителей в воспитательную деятельность класса 2.Беседа с родителями « Методические рекомендации по профилактике самовольных уходов и побегов подростков из дома» | Классный руководитель |
АПРЕЛЬ
Девиз месяца: «Весенняя Неделя Добра!»
Направление воспитательной работы | Название мероприятия | Ответственные | Отметка о выполнении |
Ученическое самоуправление. Лидерское «Познай себя» | 1. «Моё портфолио» 2.Участие в благотворительной акции «Книги - наши друзья» по сбору детских книг, игрушек для многодетных и малообеспеченных семей 3.Участие в акции «Добрые руки» (Помощь приюту для бездомных животных, сбор корма для брошенных кошек и собак) | Актив класса | |
Гражданско-патриотическое «Колокола времён» | 1.Единый классный час «Первый человек в космосе» (день космонавтики) 2.Участие в уборке пришкольной территории. «Сделаем двор чистым!» под девизом: «Чистые улицы - чистые души» | Классный руководитель Трудовая бригада | |
Духовно-нравственное «Свеча надежды» | 1.Классный час «Как не стать соучастником правонарушения. Ответственность». 2.Классный час по знакомству с понятиями «добро», «доброта», - «Я живу, чтобы нести миру добро и красоту»; 3.Участие во Всероссийской неделе Добра «Добро шагает по планете» | Классный руководитель | |
Спортивно-оздоровительное «Гармония здоровья» | 1.Участие в спартакиаде «Спорт, спорт, спорт!» (первенство по футболу, волейболу, баскетболу, пионерболу и легкой атлетике) 2.Участие на дне здоровья «Все на старт!» 3.Всемирный день здоровья (27 апреля) 4.Классный час «Здоровье – привилегия мудрых!»; деловая игра «Мы судим сигарету». | Учитель ФЗК Классный руководитель | |
Интеллектуально-познавательное «Малая академия наук» | Участие в акции по ПДД «Внимание, ребенок!» | Классный руководитель | |
Творческо-эстетическое «Созвучие юных сердец» | Участие в конкурсе плакатов ко Днюкосмонавтики «Это загадочная Вселенная» Участие в конкурсе презентаций «Наши добрые дела» | Классный руководитель | |
Профилактика правонарушений «Преступление и подросток» | Провести беседу с часто опаздывающими на урок учениками. | Классный руководитель | |
Семейное воспитание «Кладезь семейной мудрости» | Родительское собрание №4 «Интернет как средство информации и общения. Опасности Интернета» | Классный руководитель |
МАЙ
Девиз месяца: «Помним! Гордимся! Наследуем!»
Направление воспитательной работы | Название мероприятия | Ответственные | Отметка о выполнении |
Ученическое самоуправление. Лидерское «Познай себя» | 1.Участия в патриотических акциях: - «Георгиевская лента»; - «Свеча Памяти»; - «Спасибо, ветеран, за Победу! (поздравление ветеранов ВОВ); - «Живём и помним!» (выпуск шаров в небо цвета георгиевской ленты); 2.«Последний звонок» 3.Генеральная уборка класса, школьной территории | Классный руководитель | |
Гражданско-патриотическое «Колокола времён» | 1.Классный час, посвященный Дню Победы: - «Помни, что когда-то шли на бой ребята»; 2.Урок мужества с кинопрезентацией: - «Это праздник с сединою на висках» и др. 3.Участие в конкурсе смотра строя и песни «Традициям отцов верны!» 4.Участие в конкурсе чтецов «Солдатами спасённая весна» 5.Участие в акции «Часовой у Знамени Победы» 5.Участие на линейке памяти «Победа входит в каждый двор». 6.Участие Бессмертный полк «Равнение на ветеранов» | Классный руководитель | |
Духовно-нравственное «Свеча надежды» | Участие в акции: - «Живём и помним!» (выпуск шаров в небо цвета георгиевской ленты); | Актив класса | |
Спортивно-оздоровительное «Гармония здоровья» | Участие в первенстве школы по мини-футболу и легкоатлетической эстафете «Победа деда – моя Победа!» | Спортивный сектор | |
Интеллектуально-познавательное «Малая академия наук» | 1.Классный час «Звёздный дождь». Итоги года. 2.Генеральная уборка класса, школьной территории | Актив класса | |
Творческо-эстетическое «Созвучие юных сердец» | Участие в конкурсе плакатов «Есть в красках войны оттенки Победы» Подготовка «Последний звонок» | редколлегия | |
Профилактика правонарушений «Преступление и подросток» | Занятость детей в летний период | Классный руководитель | |
Семейное воспитание «Кладезь семейной мудрости» | Вовлечение родителей в воспитательную деятельность класса Родительское собрание № 5. Итоговая аттестация обучающихся. Профессиональная ориентация подростков и выбор профессии. | Родительский комитет |
Примерные тематические классные родительские собрания:
1. «Профессии, которые выбирают ваши дети». Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.
2. « Об итогах проведения ЕГЭ в 2017 году, о проведении ЕГЭ в 2018 году. Знакомство с порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам
3. «Сопровождение и поддержка профессионального выбора ребенка со стороны родителей»
4. Положение о порядке проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования. Поддержка семьи в подготовке г ЕГЭ.
5. Итоговая аттестация обучающихся. Профессиональная ориентация подростков и выбор профессии.
6. Мониторинговые, диагностические тесты
Эффективность воспитательной работы в классе проверяется при помощи системы мониторинговых диагностических тестов:
Методика: «Знаете ли вы себя?»
Цель: узнать новое о своем характере и проанализировать те качества личности, которые будут мешать или помогать при поиске работы. Автор: С. Чистякова.
Методика: тест-анкета для самооценки школьниками факторов риска ухудшения здоровья.
Цель: определить уровень состояния своего здоровья. Автор: Н. Смирнов. Методика: изучение отношения к учебным предметам.
Цель: выявить предпочитаемые и отвергаемые предметы, причины того или иного отношения к ним, а также мотив учебной деятельности.Автор: Г. Казанцева.
Методика: изучение направленности личности.
Цель: определить направленность человека: личностной (на себя), коллективисткой (на взаимодействие), деловой (на задачу).
Автор: В. Смекал и М. Кучер.
Методика: диагностика памяти (оперативная память).
Цель: определить уровень развития оперативной памяти. Автор: О. Истратова.
Методика: «Шкала совестливости».
Цель: измерить степень уважения к социальным нормам и этическим требованиям. Автор: В. Мельников, Л. Ямпольский.
Методика: Тест: «Готов ли я к будущей профессии?»
Цель: определить готовность учащихся к выбору будущей профессии. Автор: О. Ягодкина.
Методика: диагностика мышления (логичность умозаключений).
Цель: выявить логические аспекты мышления. Автор: Липпман.
Методика: изучение общей самооценки учащихся.
Цель: выявить уровень самооценки. Автор: Г. Казанцева.
Методика: оценка учебной мотивации и боязни неудач.
Цель: выявить уровень мотивации учебной деятельности. Автор: А. Реан. Методика: диагностика состояния стресса.
Цель: выявить особенности переживания стресса, степень самоконтроля и эмоциональной стабильности в стрессовых условиях. Автор: А. О. Прохорова.
Методика: тест: «Легко ли с вами?»
Цель: выявить отношение к окружающим и реакцию окружающих на поступки и деятельность учащихся. Автор: В. Шепель.
Методика: оценка социально-психологических свойств личности.
Цель: оценить самого себя. Автор: Лучшие психологические тесты. – Петрозаводск: «Петроком», 1991
Методика: анкета «Готов ли я к семейной жизни?»
Цель: изучение отношения учащихся к семейным обязанностям (муж, жена) Автор: А. Прутченков.
Методика: Профориентационная анкета.
Цель: отбор различных типов профессий в соответствии с аналогичной классификацией. Автор: Е. Климов
7.Планируемые результаты
- Раскрытие и реализация творческого потенциала детей.
- Развитие индивидуальных способностей каждого школьника с учетом его возможностей; предоставление ему возможностей участвовать во внеурочной деятельности.
- Получение опыта во взаимодействии с различными категориями людей, а так же с окружающей природой.
- Формирование у детей установки на ЗОЖ.
- Появление и усиление чувства патриотизма и гражданской ответственности.
- Проявления ребят в различных ролях: исполнителя, зрителя, участника, организатора.
- Развитие способности учащихся находить свое место в социуме, умение правильно выбрать свою будущую профессию.
- Вовлечение родителей в совместную деятельность, направленную на создание общего досуга, в результате чего преодолеваются противоречия между семьей и школой.
В результате реализации программы у каждого выпускника школы в достаточной мере должны быть развиты:
– личностные качества;
– нравственные нормы поведения;
– культура общения в коллективе;
– потребность в труде;
– способность к профессиональной деятельности;
– способность рационально организовывать деятельность;
– способность к сотрудничеству;
– сформированность познавательных навыков.
Ведущими качествами личности выпускника должны стать:
- Личностные качества:
- сознательная дисциплинированность, обязательность;
- внутренняя свобода, независимость;
- стойкость, умение переносить трудности;
- решительность, смелость, умение преодолевать неуверенность, страх;
- порядочность, честность, правдивость;
- раскованность;
- развитое чувство достоинства (самоуважение);
- стремление к обретению свободы, к расширению границ своих возможностей, то есть к преодолению собственной ограниченности.
- Осмысленность личной жизни, целеустремленность:
- сформированное представление о смысле жизни, идеале, счастье;
- наличие жизненных планов;
- активная профессиональная подготовка;
- стремление к материальному благосостоянию и готовность экономически самостоятельно себя обеспечить;
- желание создать крепкую, благополучную, счастливую семью;
- понимание жизненной целеустремленности.
- Мировоззрение:
- знание современной научной картины мира;
- понимание и принятие философии прав и свобод человека;
- патриотизм (чувство гордости за Отчизну и желание её процветания);
- правовая и политическая культура;
- жизненный социальный оптимизм;
- способность сделать правильный нравственный, социальный, политический выбор.
- Интеллектуальное развитие:
- информационный кругозор;
- потребность применять знания на практике;
- умение обобщать, анализировать, делать выводы;
- критичность (ничего не принимать на веру);
- гибкое мышление, свободное от догматизма;
- стремление к постоянному интеллектуальному саморазвитию;
- умение ориентироваться в справочной, художественной, научной литературе;
- умение и желание организовать себя;
- умение заниматься самообразованием.
5. Отношение к труду, деятельности, обязанностям:
- добросовестность;
- старательность;
- настойчивость;
- предприимчивость, самостоятельность;
- творческий подход к работе.
6. Отношение к окружающим:
- гуманность, уважение прав, свобод и достоинств других людей;
- бескорыстная забота о других;
- интерес к людям, общительность;
- доброжелательность, склонность к сотрудничеству;
- терпимость, уступчивость;
- умение постоять за себя.
7. Человек – творец самого себя:
- объективная самооценка, умение видеть свои недостатки;
- «любящий себя» - значит уважающий себя, верующий в себя и в свою уникальность, в своё предназначение;
- стремление к саморазвитию.
8. Культура поведения:
- умение жить вместе с другими;
- умение контролировать себя;
- сдержанность, тактичность;
- чувство меры в общении;
- умение соблюдать дистанцию;
- умение приветствовать;
- культура речи.
9. Здоровый образ жизни:
- отношение к своему здоровью как к важной личной и общественной ценности;
- знание механизмов и способов поддержания здоровья;
- стремление к физическому совершенствованию;
- отсутствие вредных привычек;
- знание и владение приёмами и способами оздоровления организма.
10. Семья, брак, любовь:
- отношение к браку как важнейшему жизненному выбору;
- уважительное отношение к женщине/девушке, мужчине/юноше.
11. Эстетическая культура:
- наличие эстетического кругозора и эстетического вкуса;
- умение отличать прекрасное в природе, искусстве, жизни, труде, общении, обучении;
- наличие развитого творческого начала;
- наличие умения рисовать, петь, танцевать;
- наличие чувства эстетической меры;
- наличие умения одеваться со вкусом, организовывать быт.
12. Отношение к природе:
- готовность охранять и защищать природу;
- бережное отношение к окружающей среде;
- воплощение в своей практической жизни идеи о возобновлении природы.
- Литература:
- Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. 5-11 классы. /М.: «ВАКО», 2007./
- Классные часы 10 класс, 11 класс /Авт. - сост. О.Е. Жиренко, С.И. Лобачева, М.: Вако, 2014 г. /
- Родительские собрания 10 класс, 11 класс /Авт. - сост. В.В.Батакова, Н.В. Мартышко, М.: Вако, 2013 г.
- Микрюков В. Патриотизм: к определению понятия //Воспитание школьников. 2007, №5. С. 2-8./
- Конспекты бесед по патриотическому воспитанию учащихся 7- 11 класс. /В.В.Высоцкий, О.Е. Жиренко, М.: «Глобус», 2008 г./
6. Журнал «Воспитание школьников».
8. Власова Т. И. Духовно - нравственное развитие современных школьников, как процесс овладения смыслом жизни . / Т. И. Власова // Педагогика, 2008//
9. Классные часы по теме «Нравственность» 9 – 11 классы./ Н.И. Дереклеева, М.: изд. «5 за знания», 2008 г./
10. Родительские собрания 9 – 11 классы. /Л.И. Саляхова, М.: « Глобус»,2007/
11. Первая вершина.Путь к поступку./Д.Коломейская, А.Л.Бжиска, У.Хейнс, М: «Международный Фонд Образования», 1999//
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа развития классного коллектива.
Указаны направления развития классного коллектива, методы и приёмы работы классного руководителя....
Программа развития классного коллектива.
Методическая помощь классному руководителю....
Дополнительная образовательная программа развития классного коллектива "Я и другие Я"
Введение Осуществление программы воспитательной работы со школьниками - это коллективное творчество учителей, воспитателей, психологов,, всей общественности.Давно известно, что наиболее инт...
Программа развития классного коллектива
Программа развития классного коллектива на 2 года...
программа развития классного коллектива
Я, ты, мы - класс!...
Программа развития классного коллектива
Программа развития классного коллектива основанная на самовоспитании учащихся...
Программа развития классного коллектива "Классная жизнь" 8 класс
Программа развития классного коллектива "Классная жизнь" 8 класс...