Программа развития классного коллектива классного руководителя
рабочая программа

Максимов Максим Константинович

В основе современной Концепции воспитания детей и учащейся молодёжи в Российской Федерации заложен принцип гуманизации, гуманитаризации и демократизации процессов обучения и воспитания. В современных условиях социальных, экономических преобразований в стране проблемы воспитания детей и молодёжи с использованием системы гуманистического воспитания приобретают первостепенное значение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vospitaniya_11a.docx95.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №47»  

г. Чебоксары

СОГЛАСОВАНО:                                                                            УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель директора                                                                     И. о. директора МБОУ

по воспитательной работе                                                               «СОШ №47 г.Чебоксары»

                                                                                                             ___________/ Н.П. Яковлев

____________/Л. М. Жирнова/                                                       Приказ № О - 172 от 29.08.2017 г.

«28» августа  2017 г.                                                

Программа развития классного коллектива

классного руководителя

МБОУ «СОШ №47 г. Чебоксары

Максимова Максима Константиновича

на  2016- 2018 учебные годы

                                                                                                  Рассмотрена на заседании методического                                                                                                объединения классных руководителей   Протокол № 1                                                                       от «25» августа 2017 г.

Воспитательная программа (10-11 класс)

  1. Пояснительная записка

В основе современной Концепции воспитания детей и учащейся молодёжи в Российской Федерации заложен принцип гуманизации, гуманитаризации и демократизации процессов обучения и воспитания. В современных условиях социальных, экономических преобразований в стране проблемы воспитания детей и молодёжи с использованием системы гуманистического воспитания приобретают первостепенное значение.

В отечественной школе сохраняется институт классного руководителя как основного воспитателя класса. Дальнейшее его развитие с учетом современных условий способствует реальному осуществлению личностно-ориентированного воспитания. Роль классного руководителя заключается в создании таких условий, которые помогли бы подросткам найти себя и свое место в классном и школьном коллективах, свою нишу в социальной жизни.

Современные концепции деятельности классного руководителя ориентируют его на применение продуманной воспитательной системы, на создание в классе условий для успешного усвоения базисной культуры и самореализации каждого ребенка.

Воспитательная работа – это целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат.

Воспитательная работа – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.

В основу построения воспитательной работы были положены общечеловеческие ценности, использованы современные представления о развитии личности старших школьников, их индивидуальных психолого-педагогических особенностей.

Воспитание - категория вечная. Все лучшее в человеке дается воспитанием и все плохое тоже дается воспитанием. Дело в том, что "невоспитания" вообще нет.

Воспитание – это целенаправленный и сознательно осуществляемый процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями.

В современном обществе приоритетом являются такие качества личности, как мобильность, коммерческая жилка, активность, умение быстро налаживать контакты, толерантность. К тому же быстротечность и суровость нашей обыденной жизни сводит взаимоотношения, деятельность взрослых к минимуму, когда как детям нужен максимум. Жизнь многие воспринимают как что-то серое, скучное, неопределенное, страшное, хотя вокруг много всего интересного и яркого. Поэтому перед классным руководителем как педагогом ставится еще одна глобальная цель – учить адаптироваться в жизни. Своевременно разглядеть искорку, развить – вот, наверное, самое важное дело, которое должен делать педагог. Учить адаптироваться в жизни – не значит давать советы, как жить, что правильно, а что нет. Педагог учит, как можно развивать свои способности, быть успешным.

Последние школьные годы (10 и 11 классы) – самые ответственные и запоминающиеся в жизни человека. Меняется у ребят образ мысли, стиль жизни, происходит переход из подросткового периода в юность. Насколько плавным и гармоничным будет этот переход, насколько подготовленным вступает ученик в эту пору жизни, зависит и от классного руководителя, учитывая степень тесноты общения с каждым ребенком, и в целом с классным коллективом. И это будет происходить только при условии, если воспитательное воздействие вызывает у будущего выпускника внутреннюю положительную реакцию и побуждает к собственной активности в работе над собой.

Сегодня в нашем обществе идет процесс переосмысления идей, теорий, фактов. Очень важно, чтобы ценностные ориентиры у старшеклассников были направлены на: добро, сострадание, милосердие, патриотизм, любовь, взаимопомощь, честь, совесть. Для того чтобы у них была развита способность принятия обдуманного решения, которая, к моменту выхода из школы, уже должна проявляться при профессиональном ориентировании выпускника и выборе дальнейшего пути с целью получения образования, отвечающего требованиям современной жизни.

При работе с учащимися необходимо учитывать их возрастные особенности, а так же индивидуальные особенности развивающейся личности. Задача взрослых знать, в какие группы и на каких основаниях входит подросток, что является основой объединения подростков в группу, целенаправленно управлять формированием этих групп, помогать каждому подростку занять в них достойное место. Необходимо создавать такие условия, в которых дети находили бы возможность реализовать свой потенциал и удовлетворять свои потребности и интересы, развиваясь и взрослея, чтобы в дальнейшем занять достойное место в обществе. Необходимо показать подрастающему поколению многогранность и яркость жизни.

Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного всестороннего знающего свое место в обществе человека путем раскрытия его личностных качеств; облагораживание души и сердца ребенка; обеспечение необходимых условий для реализации личностных качеств учащегося, раскрытия его самобытности; уважение и утверждение личности ребенка, а также направление его на служение добру и справедливости; и самое главное: вера в возможности ребенка – это целевые ориентиры, на которые должен опираться любой педагог в своей деятельности, особенно классный руководитель.

«Помочь каждому из учащихся спроектировать то хорошее, что помогло бы ему вхождению в общество, в коллектив»

Коллектив 11"А" класса   существует   второй год.  На начало  учебного  года  в классе – 28 м учащихся: девочек – 24 , мальчиков – 4  .

Был  создан из учащихся  четырех  девятых  классов МБОУ "СОШ № 47",а также из других  школ пришли 7 учащихся.

Воспитываются в неполных семьях Веденеева К., Поликарпова А., Ефимов Н., Юдина А..

По  итогам 10 класса 3 человека успевает  на "отлично": Крыльцова А., Селиванова А., Юдина А.; на "хорошо" – 13 учащихся, остальные -   на  «удовлетворительно».

Познавательный потенциал  и познавательная активность  учащихся класса   средний. Есть  учащиеся  с низкими учебными  возможностями, но стремящихся к улучшению. С этими   учениками   проводиться индивидуальная работа.  В классе  учатся и  ребята, которые имеют  высокий  потенциал,  претендуют  на медаль: Крыльцова А., Селиванова А., Юдина А..  Многие могут  учиться лучше, имеют  одну «3»  Прокопьева А., Овчинникова Т., Петрова Ек.. Данные учащиеся могут  учиться лучше, без «3».

В  11 "А"  классе  средняя  работоспособность,  большинство   учащиеся обладают навыками  самостоятельного  умственного  труда, на уроках  активны, стараются выполнять  требования учителей, отвечать на поставленные вопросы.

Требуется постоянный контроль за успеваемостью  и посещаемостью  уроков Ефимова Н..Опаздывает  на урок.  В основном же дисциплина на уроках  в классе  хорошая, на должном уровне.

Психофизическое развитие обучающихся соответствует возрасту.

Класс имеет достаточно средний уровень воспитанности, что обуславливается хорошим социальным статусом семей, где дети не только желанны, но и имеют ряд обязанностей, которые они должны выполнять по поручению родителей, не являются наблюдателями за обустройством жизни, а являются участниками данного процесса.

Отношения между собой у ребят доброжелательные (в том числе и между девочками и мальчиками). В общении между членами коллектива наблюдается уважительное отношение друг к другу, личность в нем защищена психологически, ребята знают, что могут надеяться друг на друга. В каждом из школьников проявляются определенные способности, которые могут украсить классный коллектив. Каждый ученик в классе имеет коллективное поручение, с которым успешно справляется. Работает актив класса, который вовлекает во внеклассную и внеурочную деятельность весь коллектив.

Учащиеся хорошо понимают свои возможности, достоинства и недостатки и верно оценивают свое место среди других школьных коллективов.

Учащиеся класса активно контактируют с окружающим их социумом: учащимися школы, учителями. У детей сформированы ценностные ориентации, они позитивно относятся к людям, труду, учёбе, школе, классу, учителям. Произошло изменение круга наиболее значимых людей, т.е. референтного окружения учащихся класса. Родители продолжают занимать важное место в их жизни, однако общение с одноклассниками и ровесниками становится всё более значимым и важным для принятия решений. Классное сообщество играет большую роль в социальном развитии школьников, на формирование их личностных качеств, творческих, интеллектуальных, физических, организаторских и других способностей и дарований.

Среди ценностных приоритетов, нравственных качеств учащихся можно выделить следующие:

нравственный (ценностный) потенциал: поиск внутреннего "Я", восприятие и понимание ценностей «семья», «школа», «учитель», «Родина», «природа», «дружба со сверстниками», «уважение к старшим», потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе, общественных местах, правила уличного движения;

физический потенциал: принятие своего внешнего «Я», разумность в физическом совершенствовании, воля в физическом совершенствовании, рациональность в питании, способность к пониманию значения гармонии в физическом совершенствовании, культура здоровья, понимание значения и применения физической силы, этика поведения и физическое здоровье, соблюдение режима дня и правил личной гигиены, стремление стать (быть) сильным, быстрым, ловким, закаленным;

познавательный потенциал: наблюдательность, удовлетворительное прилежание в учебном труде, интерес к познанию;

коммуникативный потенциал: умение говорить и слушать; способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе;

художественный потенциал: эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной и социальной среде, наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства.

Воспитательная работа будет направлена на сплочение классного коллектива, изучение и анализ взаимоотношений между учащимися, проведение ряда мероприятий, преследующих общую цель для создания условий для духовного, нравственного развития каждого из ребят, на подготовку учащихся класса к итоговой аттестации, к осознанному выбору дальнейшего места учебы, профориентационную работу.

2. Цели и задачи воспитательной работы

Цель воспитательной работы: развитие личности учащегося, с устойчивым нравственным поведением, способным к самоопределению, самоорганизации, самоадаптации в социуме, создание условий для патриотического, гражданского и духовно-нравственного воспитания, здорового образа жизни.

Задачи воспитательной работы:

  • ориентировать старшеклассников на будущее: воспитывать уверенность в себе, своих силах, мобилизовать внутренние резервы;
  • научить старшеклассников понимать уникальность и неповторимость других людей, уважать чужое мнение, принимать не только свою точку зрения, но и других людей;
  • помочь научиться планировать собственную деятельность, объективно оценивать себя, и свои возможности, строить реальные планы на будущее с учетом своих умений и достижений;
  • развивать коммуникативную культуру старших школьников;
  • создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности и самореализации учащихся;
  • совершенствовать систему самоуправления классного коллектива;
  • воспитывать деловые качества, нравственность и инициативу;

активизировать работу по взаимодействию с семьями учащихся, учителями – предметниками, школьным психологом, социальным работником;

  • обеспечить участие родителей в подготовке и проведении ключевых воспитательных дел в классе.

3.Основные направления воспитательной программы:

  1. Гражданско-патриотическое «Колокола времен».
  2. Ученическое самоуправление. Лидерское «Познай себя».
  3. Духовно-нравственное «Окно в жизнь».
  4. Спортивно-оздоровительное «Гармония здоровья».
  5. Интеллектуально-познавательное «Малая академия наук».
  6. Творческо-эстетическое «Созвучие юных сердец».
  7. Семейное воспитание «Кладезь семейной мудрости»
  8. Профилактика правонарушений  «Преступление и подросток».

Формы реализации задач:

- изучение психологических особенностей учащихся (наблюдение, индивидуальные и групповые собеседования с учащимися и родителями, анкетирование, мини исследования);

- систематическое посещение уроков с программой наблюдения с последующим анализом на классных и родительских собраниях;

- классные часы

- беседы, дискуссии, диспуты;

- консультации;

- ролевые, деловые, образовательные игры;

- экскурсии, походы;

- «круглые столы»;

- соревнования;

- викторины;

- КВН.

Приоритет отдается диалоговым формам общения, методу педагогических ситуаций, побуждению к самовоспитанию, созданию условий для развития и воспитания личности.

Исходя из анализа работы за прошедший учебный год и выявленных проблем, в новом учебном году главная цель: «Помочь каждому из учащихся спроектировать то хорошее, что помогло бы ему вхождению во взрослую жизнь».

Задачи: 1. способствовать стремлению учащихся к самообразованию и к самовоспитанию;

2. содействовать воспитанию демократической культуры и гражданственности;

3. стимулировать воспитанников к социальному творчеству, умению действовать в интересах совершенствования своей личности;

4. способствовать формированию самостоятельности, готовности брать ответственность за себя и свои поступки; 

5.формировать навыки здорового образа

4.Педагогические принципы:

  1. Принцип признания самобытности, уникальности, индивидуальности личности каждого ребёнка. Каждый помнит: природа ребёнка такая же, как и природа взрослого человека;
  2. Принцип предпочтения ориентации на внутреннюю мотивацию учения, а не на внешнюю;
  3. Принцип всеобщего сотрудничества и товарищеской взаимопомощи;
  4. Принцип завершенности в обучении и воспитании;
  5. Принцип системности, обеспечивающий единство подходов в решении всех образовательных задач;

6.    Принцип включения родителей в педагогический процесс.

В качестве принципов, определяющих цель, содержание, пути и способы воспитания выступают следующие:

1. Принцип гуманизации. Он подразумевает организацию личностно-ориентированного подхода к организации воспитательного процесса.

2. Принцип природосообразности предполагает, воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов.

3. Принцип культуросообразности. Этот принцип требует приобщения ребёнка к различным ценностям культуры, этноса, общества, цивилизации в целом. Содержание, методы и формы воспитания должны отражать культурные ценности, присущие социуму региона, различным его социальным группам и учитывают исторические традиции.

4. Принцип системности. Данный принцип рассматривает воспитание не только как самостоятельную систему, все элементы которой не просто связаны, а находятся в зависимости, но и как часть другой системы во многом влияющей на её функционирование.

5. Принцип диалогичности (сотрудничество, сотворчество классного руководителя, детей и их родителей). Человек может проявить себя и может быть понят только через диалог. И только в совместном творчестве равных партнёров, которые слышат друг друга, возможен процесс взаимообогащающего влияния, обеспечивающего успешность воспитания.

6. Принцип адаптивности. Предполагает создание условий и мотивацию.

7. Принцип успешности. Мажорный тон жизни ребёнка должен опираться не только на общий школьный климат, но и на собственные успехи в деятельности, в нравственном поведении.

8. Принцип творческой самостоятельности учащихся, самоорганизация и развитие интересов. Практическое овладение учащимися соответствующими видами учебной работы, физического труда, спорта, искусства и реализация полученных знаний, умений, навыков в многоплановой деятельности.

5.Содержание и механизм реализации программы.

                                                                         

Программа призвана формировать актуальность и развитие коммуникативной культуры учащихся, мотивацию творческого самовыражения, является регулятором общения, обеспечивает такие условия и содержание деятельности, которые в наибольшей степени способствуют сплочению классного коллектива.

Большое значение в данной программе имеют досуговые мероприятия. Это акции милосердия, ярмарки, посещение оздоровительных площадок, музеев, театра, кинотеатров, экскурсии по городу, классные часы, вечера и праздники с родителями. Такие совместные встречи позволяют формировать мировоззрения учащихся, нравственную и этическую культуру, развивают интеллектуальную сферу, влияют на формирование взглядов, вкусов, привычек человека, способствуют сплочению коллектива, налаживанию контакта с родителями, и во многом определяют его отношение к жизни. Кроме того, такие методы и формы реализации программы позволяют лучше узнать учащихся, понять особенности их характера.

Основные идеи, нашедшие отражение в программе, можно сформулировать следующим образом:

  • в программе воспитательной работы представлены все стороны человеческой жизнедеятельности и развития личности;
  • программа ориентирована на воспитание личности образованной, творческой, самостоятельной, гуманной, способной ценить себя и уважать других;
  • содержание программы соответствует интересам, потребностям, возможностям возрастного и индивидуального развития ребенка;
  • семья - равноправный участник воспитательного процесса в школе;
  •  программа построена с опорой на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую, общественно-организаторскую, допрофессиональную;
  • программа ориентирует детей на признание и принятие абсолютных ценностей: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Здоровье, Культура, Мир, Земля.

6.Концептуальные основы программы

Основополагающими принципами программы являются:

Личностно-ориентированный подход в воспитании: признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью.

Гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе, ведь только уважительное отношение между педагогами и детьми, терпимость к мнению детей, доброе и внимательное отношение к ним создают психологический комфорт, в котором растущая личность чувствует себя защищенной и нужной.

Дифференцированный подход к воспитанию детей – это отбор содержания, форм и методов воспитательной работы в соответствии с условиями социума и школы, с учетом уникальной неповторимости участников воспитательного процесса.

Природосообразность воспитания, учет половозрастных особенностей детей, динамики их возрастного развития.

Культуросообразность воспитания, т.е. опора в воспитательном процессе на национальные традиции народа, его культуру, привычки.

Социализация, предусматривающая непрерывность и открытость освоения подростком социального опыта, определение своего места социальной среде.

Совсем необязательно "родиться педагогом", важно влюбиться в своих учеников, в дело их воспитания, а профессию педагога сделать целью своей жизни. Для того, чтобы стать мастером педагогического труда нужны - " знания, и, обязательно - добрая душа, чуткое сердце, любовь к детям и неудержимое желание посвятить им свою жизнь".

У учителя и ученика должны быть "общая жизнь, общие цели, общая радость, общее горе"- это нужно для того, чтобы открыть каждому истинный источник для обогащения личной жизни, для того, чтобы расположить детей к себе, к своему учителю, заиметь право войти в жизнь каждого ученика со своей педагогикой. Но, чтобы дети доверчиво впускали в свою жизнь, эта педагогика должна быть " чистая, красивая, радостная, добрая", а если одним словом - жизнеутверждающая. В воспитании не цель оправдывает средства, а средства, т.е. способ общения, возводят и украшают цель.

Принципы педагогической деятельности, принципы жизнеутверждающей педагогики.

Первый принцип - это любить ребенка. Учитель должен излучать человеческую доброту и любовь, без которых невозможно воспитать гуманную душу в человеке. Ребенок становится счастливым, как только ощущает, что учитель его любит, любит искренне и бескорыстно. Любовь облегчает воспитание. Педагогика любви не терпит грубости, давления, ущемления достоинства, игнорирования жизни ребенка.

Второй принцип - (вытекает из первого) - это очеловечить среду, в которой живет ребенок. Очеловечение среды означает внимание ко всем сферам общения с ребенком, с целью обеспечения ему душевного комфорта и равновесия. Ни одна сфера общения не должна раздражать ребенка, рождать в нем страх, неуверенность, уныние, униженность.

Третий принцип - прожить в ребенке свое детство. Это надежный путь для того, чтобы ребята доверились учителю, оценили доброту его души, приняли его любовь. Одновременно это и путь познания жизни ребенка. Глубокое изучение жизни ребенка, движений его души, возможно, только тогда, когда учитель познает ребенка в самом себе.

Итог работы каждого учителя - это успешность его учеников!

Но, не смотря на все это, школа не может быть безразличной к переменам в социально-экономической структуре нашего общества. Она вносит коррективы в программы, учебники, методы обучения и воспитания. Процесс этот никогда не завершится, школа ориентируется на день завтрашний, чтобы не отстать от жизни.

Деятельность классного руководителя в рамках реализации программы строится на основе следующих нормативных документов:

  1. Конвенция ООН «О правах ребенка».
  2. Конституция Российской Федерации .
  3. Федеральный закон «Об образовании» .
  4. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».
  5. Устав МБОУ «СОШ № 47» г. Чебоксары.

7.Работа с обучающимися.

Приоритетные направления воспитательной работы

Направление воспитательной работы

Задачи работы по данному направлению

Гражданско-патриотическое "Колокола времён"

  1. Формирование чувства гордости у школьников за отечественную историю;
  2. Воспитание уважения школьников к национальной культуре, своему народу, своему языку, традициям и обычаям своей страны, родного города, школы ;
  3. Формирование уважительного отношения к народам мира, человечеству, представителям других национальностей, к своей национальности, её культуре, языку, традициям и обычаям.
  4. Формирование умения школьников проявлять свою гражданскую позицию в самых непредвиденных ситуациях, бороться с безнравственными и противоправными поступками людей.
  5. Формирование гражданской и правовой направленности личности активной жизненной позиции уважения к культуре своей страны.

Духовно-нравственное

"Свеча надежды"

  1. Формирование у обучающихся ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь и др.);
  2. Формирование у обучающихся представлений о духовных ценностях народов России, об истории развития и взаимодействия национальных культур;
  3. Формирование у обучающихся комплексного мировоззрения, опирающегося на представления о ценностях активной жизненной позиции и нравственной ответственности личности;
  4. Формирование у обучающихся уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России.

Спортивно-оздоровительное "Гармония здоровья"

  1. Создание условий для формирования у школьников культуры сохранения собственного здоровья и демонстрации своих достижений и усилий по сохранению здоровья;
  2. Формирование у школьников в понимания необходимости разумного сочетания интеллектуальной и физической деятельности для достижения гармонии в своём развитии;
  3. Оказание помощи школьникам в преодолении вредных привычек средствами физической культуры и занятий спортом;
  4. Прививать учащимся традиции и обычаи бережного отношения человека к собственному здоровью;
  5. способствовать преодолению вредных привычек учащихся.

Интеллектуально-познавательное "Малая Академия Наук"

  1. Развитие положительного отношения к собственному интеллектуальному развитию;
  2. Развитие в себе способности действовать обдуманно и целесообразно;
  3. Формирование у обучающихся  представлений о возможностях интеллектуальной деятельности и направлениях интеллектуального развития личности;

Творческо-эстетическое "Созвучие юных сердец"

  1. Предоставление возможности получения навыков самостоятельной творческой работы;
  2. Развитие нравственной, волевой и эстетической сферы личности и креативного мышления;
  3. Выявление индивидуальных способностей;
  4. Приобщение детей к нравственным и духовным ценностям  культуры.

Семейное воспитание

"Кладезь семейной мудрости"

  1. Создание условий для активного и полезного взаимодействия школы  и семьи по вопросам воспитания учащихся;
  2. Преодоление негативных тенденций в воспитании школьников в отдельных семьях, привлечение с целью помощи и поддержки соответствующие организации.
  3. Создание условий для активного и полезного взаимодействия семьи и школы по вопросам воспитания учащихся.

Ученическое самоуправление в классе и в школе. Лидерское "Познай себя"

  1. Демократизация школьной жизни; формирование активной социальной позиции и развитие потребности детей в нравственно-здоровом образе жизни;
  2. Воспитание ученического актива, способного вести за собой ровесников, развитие эмоционально-волевой сферы личности;
  3. Обновление содержания жизни школьного коллектива, прежде всего силами самих учащихся;
  4. Развитие лидерских качеств подрастающего поколения  по программе «Лидеры Перекрёстка»
  5. Развитие у учащихся качеств: активность, ответственность, самостоятельность, инициатива;
  6. Развитие самоуправления в школе и в классе. Организация учебы актива класса;
  7. Предоставление учащимся реальных возможностей участия в управлении образовательным учреждением, в деятельности творческих и общественных объединений.

Профилактика правонарушений "Преступление и подросток"

  1. Формирование навыков самостоятельного принятия ответственного решения;
  2. Формирование навыков критического анализа сложных ситуаций;
  3. Формирование у учащихся понимания того, что, совершая поступок, они не только нарушают закон, но и причиняют боль своим родным и окружающим людям;
  4. Повышение педагогической грамотности педагогических работников школы по вопросам профилактики среди подростков;
  5. Повышение правовой культуры и социально-педагогической компетенции родителей и учащихся;

СЕНТЯБРЬ

Девиз месяца: «Внимание, дети!»

Направление воспитательной работы

Название мероприятия

Ответствен-ные

Отметка о выполнении

Ученическое

самоуправление

Лидерское

«Познай себя»

1 «Наш класс сегодня. Распределение поручений.

2.«Мой класс - мой дом» (Оформление классного уголка.

Классный час: Россия – устремленная в будущее

3. «Ознакомление  с планом работы класса на 2017-2018 учебный год»;

4.Выборы актива классного самоуправления;

Классный руководитель

Гражданско-патриотическое  «Колокола времён»

Классные часы:1.Россия – устремленная в будущее

2.Инструктаж соблюдение ПДД и ТБ.

3.Правила поведения в общественном транспорте.  

3.«Строгий закон дорог» (проведение инструктажа с обучающимися, имеющих велосипеды и мопеды, скутеры).

4. Классный час «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»

5. Кл час «Международный день мира 21 сентября. Что ты знаешь об этой дате»

Классный руководитель

Духовно-нравственное

«Свеча надежды»

1. Этическая беседа: “Человек и его духовные ценности”. Просмотр и обсуждение д/ф “Алексий II. Милосердность” (из серии “Уроки нравственности”).

 2.  Дискуссия «Деньги и миф»

Классный руководитель родительский комитет

Спортивно-оздоровительное

«Гармония здоровья»

Участие на Дне  здоровья

Участие на школьных спортивных мероприятияхпо плану школы

Классный руководитель и спортивный сектор

Интеллектуально-познавательное

«Малая  

академия

наук»

Участие в профилактических акциях по правилам ДД: 1.«Мы за жизнь по правилам» (письма-обращения к пешеходам и водителям);

2.«Засветись! Стань заметнее». Проверка  наличия светоотражателей.

3. Ток – шоу «Ученому и книги в руки» (о получении высшего образования

4.Классный час по профессиональному самоопределению «Дорога в завтра»

Актив класса.

 Классный руководитель

Творческо-эстетическое

«Созвучие юных

сердец»

1.Участие в торжественной линейке, посвященной 1 сентября

2.Участие в конкурсе агитационных плакатов «Дети против ДТП»

3.Участие в конкурсе сувениров и поделок «Путешествие в страну ПДД»

Весь класс

Профилактика

правонарушений «Преступление и подросток»

1.Занятость обучающихся класса.

2.Составление социальных паспортов класса.

3.Беседа:«Уличные разборки среди подростков»

Классный руководитель

Семейное воспитание «Кладезь

семейной мудрости»

Родительское собрание № 1.  Предупреждение несчастных случаев с детьми:

1. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма «Роль родителей в безопасности детей».

2. Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей.

3. Об ответственности родителей (законных представителей) за жестокое обращение с детьми

4.        Организация учебно-воспитательного процесса 2017-2018 г.

5.        Ознакомление с порядком ЕГЭ 2018 г.

Классный руководитель

Зам директора по УР

ОКТЯБРЬ

Девиз месяца: "Живи активно - живи спортивно!" в рамках акции "Молодежь за здоровый образ жизни"

Направление воспитательной работы

Название мероприятия

Ответственные

Отметка о выполнении

Ученическое

самоуправление.

Лидерское

«Познай себя»

Участие в акции  "Начни с себя -  убеди друзей"

День дублера

Участие во флэшмоб-акции  "Мы -вместе!"

Классный руководитель

Весь класс

Гражданско-патриотическое  «Колокола времён»

Классные часы:1.Образовательный час «Имею право»

2. Урок мужества «Достоин будь награды русской»

3."Я гражданин и патриот";

4."Мой любимый город Чебоксары";

 5. «Славим возраст золотой»;

Классный  руководитель

Актив класса

Духовно-нравственное

 «Свеча надежды»

1.Участие в акции "Забота" ко Дню пожилых людей (поздравление   стихами, в прозе своих бабушек и дедушек с днем пожилых людей)

 2. Устный журнал «Сто советов мудрости»

Классный  руководитель

Актив класса

Спортивно-оздоровительное

«Гармония здоровья»

Классные часы:1."Пивной алкоголизм - социальная проблема";

2."Стресс и его влияние на здоровье!";

3.Участие на Дне  здоровья "Мы здоровье сохраним, мы здоровьем дорожим!".

4.Видеолекторий «Здоровый образ жизни» (организация совместного просмотра)

Классный руководитель

Интеллектуаль-но-познаватель-ное  «Малая  академия наук»

1.Участие в предметных олимпиадах.

2.Интерактивная беседа «Есть ли будущее у российской семьи?»

 3.Классный час «Духовность – норма человеческой жизни»

4. Неделя ПДД перед уходом детей на каникулы

5.Проведение зачетных уроков по ПДД Беседы с учащимися под роспись в инструктажах по ПДД, пожарной безопасности, электробезопасности, ПДД в начале года и перед уходом детей на каникулы

Учебный сектор

Классный руководитель

Творческо-эстетическое

«Созвучие юных сердец»

Участие в конкурсе агитбригад по пожарной безопасности "Словом и делом изучаем пожарное дело"

Участие в конкурсе рисунков и плакатов "Моё здоровое будущее!

Классный руководитель

Профилактика

правонарушений «Преступление и подросток»

«Уголовное и административное наказание за правонарушение ПДД»

Классный руководитель

Семейное воспитание. «Кладезь

семейной мудрости»

Индивидуальные консультации для родителей: «Проблемы общения";

"Предупредить - значит спасти"

Классный руководитель

НОЯБРЬ

Девиз месяца: "Новому веку - здоровый человек" в рамках акции «Полиция и дети"

Направление воспитательной работы

Название мероприятия

Ответствен-ные

Отметка о выполнении

Ученическое

самоуправление.

Лидерское

«Познай себя»

1.Участие в акции  "Дети против курения"

2.Участие в акции "Милосердие" в рамках проекта "Доброе сердце"(помощь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, помощь детям-инвалидам, престарелым);

3.Тематический классный час «Профессии нашего региона»

Классный руководитель

Актив класса

Гражданско-патриотическое  «Колокола времён»

1.Беседа – диалог «Безобидны ли современные молодежные течения и увлечения»

2.Образовательный час «Имею право»

Классный руководитель

Духовно-нравственное

 «Свеча надежды»

1.Классный час: "Терроризм: его источники и последствия"

2. “Человек и его будущее” (просмотр и обсуждение д/ф “Ирина Роднина. Упорство”(из серии “Уроки нравственности”).

Классный руководитель

Спортивно-оздоровительное

«Гармония здоровья»

Участие на  школьных спортивных мероприятиях по плану школы

Классный руководитель

Интеллектуально-познавательное

«Малая  академия

наук»

1.Участие в турнире знатоков "Правовой эрудит"

2.Проведение викторины-игры "Знаешь ли ты закон?"

3.Участие в предметных олимпиадах.

4.Профориентация. Встреча с представителями высшего учебного заведения: ЧГУ

Классный руководитель

Специалист

Профилактика

правонарушений «Преступление и подросток»

1.Классные часы  по правовому воспитанию 1.«Как живешь ученик! Мои обязанности!?»

2. «Вверх по лестнице или мои жизненные ценности»». 

Классный руководитель

Семейное воспитание «Кладезь

семейной мудрости»

Родительское собрание  №2 « Об итогах проведения ЕГЭ в 2017 году, о проведении ЕГЭ в 2018 году. Знакомство с порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам

Классный руководитель

ДЕКАБРЬ

Девиз месяца: "Сказка в моём окне"

Направление воспитательной работы

Название мероприятия

Ответственные

Отметка о выполнении

Ученическое

самоуправление.

Лидерское

«Познай себя»

1.Новогодний калейдоскоп

2.Анкета «Мотивы выбора профессии»

3.Анализ работы класса и перспективы

4. Дежурство в классе и школе

5.Генеральная уборка класса.

Актив класса

Гражданско-патриотическое  «Колокола времён»

1. Тематический классный час «День Героев Отечества

2.Классный час: История праздника "Новый Год". Новогодние обычаи и традиции.

3.Беседа «День конституции».

Классный руководитель

Духовно-нравственное

 «Свеча надежды»

1.Участие в акции "Милосердие" в рамках проекта "Доброе сердце"

2.  Акция «Спешите делать добро»

3. Устный журнал «1000 советов мудрости» (высказывания философов о нравственном человеке)..

Классный руководитель

Актив класса

Спортивно-оздоровительное

«Гармония здоровья»

1.Классный час, посвященный Дню борьбы со СПИДом: «О беде по имени СПИД».

2.Классный час: «Кто курит табак, тот сам себе враг», «Печальная правда о курении».

3.Беседа «Внимание, гололед!»

4.Профилактика ГРИПП и ОРЗ

Классный руководитель

Спортивный сектор

Интеллектуально-познавательное

«Малая  академия

наук»

1.Участие в предметных олимпиадах

2.Викторина  на противопожарную безопасность « Фейерверки и петарды. Миф и реальность»

3.Беседа «Нормы и правила поведения. Правила внутреннего распорядок школы»

Классный руководитель

Актив класса

Творческо-эстетическое

«Созвучие юных сердец»

1.Участие в новогодней оформлении  класса:

- "Дверь в новогоднюю сказку";

- "Сказка в моем окне";

2.Участие в конкурсе на лучшее новогоднее оформление класса

3.Участие в конкурсе творческих работ "Символ Нового Года"

4.Участие на новогодней ёлке

Классный руководитель

Весь класс

Профилактика

правонарушений «Преступление и подросток»

Индивидуальная работа с учащимися, склонные к правонарушениям  

Классный руководитель

Семейное воспитание «Кладезь

семейной мудрости»

Новогодний классный вечерс программой «Здравствуй, Новый год» вместе с родительским комитетом

Акция «Спешите делать добро»

Классный руководитель

Родительский комитет

ЯНВАРЬ

Девиз месяца: "Взаимодействие семьи и школы в интересах личности ребёнка"

Направление воспитательной работы

Название мероприятия

Ответственные

Отметка о выполнении

Ученическое

самоуправление.

Лидерское

«Познай себя»

Деловая игра «Имидж делового человека»

Классный руководитель

Гражданско-патриотическое  «Колокола времён»

1.Участие в конкурсе плакатов "Мы дети России"

2.Встречи с участниками локальных воин

3. Классные часы, посвящённых Дню Защитника Отечества «По местам боевых сражений».

4.Участие на открытии месячника оборонно-массовой патриотической и спортивной работы "Я готов служить России"

5.Беседа «Готовь ли я к службе  в Вооруженных силах ВФ»

Классный руководитель

Духовно-нравственное

 «Свеча надежды»

1.Участие в акции "Память поколений"

2.Посещение культурно-массовых мероприятий

3.Классный час: «Культура транспортного поведения»

Культмассовый сектор

Спортивно-оздоровительное

«Гармония здоровья»

1. Классный час  «Пивной алкоголизм»

2.Участие в спортивной мероприятии "Зимние забавы"

3. «Проблема курения: пути профилактики и их решения»

Спортивный сектор

Интеллектуально-познавательное

«Малая  академия

наук»

1.История праздников "Рождество Христово", "Крещение" (Классные часы, беседы)

2.Участие в НПК, олимпиадах

Классный руководитель

Учебный сектор

Творческо-эстетическое

«Созвучие юных сердец»

Деловая игра  «Все работы хороши – выбирай на вкус»

Актив класса

Профилактика

правонарушений «Преступление и подросток»

По мере необходимости провести беседы по правонарушениям

Классный руководитель

Семейное воспитание «Кладезь

семейной мудрости»

1.Совместный выход в театр "Родители - Дети - Учителя"

2.Родительское собрание №3 «Психологические особенности экстремистских проявлений и экстремальности поведения в подростковой среде».

Классный руководитель

ФЕВРАЛЬ

Девиз месяца: "Я готов служить России"

Направление воспитательной работы

Название мероприятия

Ответственные

Отметка о выполнении

Ученическое

самоуправление.

Лидерское

«Познай себя»

Классный  час «Образование и формирование жизненных планов»

Классный руководитель

Гражданско-патриотическое  «Колокола времён»

Классные часы:

- "На войне детей не бывает";

- "Идут по войне девчата";

Классный руководитель

Духовно-нравственное

 «Свеча надежды»

 Беседа «День памяти воинов-интернационалистов»

Классный руководитель

Спортивно-оздоровительное

«Гармония здоровья»

«Формула здоровья» (дискуссия)

Участие в "Лыжне России - 2018"

Классный руководитель

Интеллектуально-познавательное

«Малая  академия

Наук»

Участие в конкурсе сочинений

«Помним 41, помним 45».

Классный руководитель

Творческо-эстетическое

«Созвучие юных сердец»

1.Участие в конкурсе инсцениро-ванной песни "Ради жизни на земле"

2.Развлекательная программа «Рыцарь среди нас» (чаепитие в классе)

3.Участие в конкурсе боевых листов «Дороги войны, дороги Победы»

Классный руководитель

Редколлегия

Актив класса

Родительский комитет

Профилактика

правонарушений «Преступление и подросток»

Беседы "Моя самооценка", "Вера в себя и в свои возможности"

Классный руководитель

Семейное воспитание «Кладезь

семейной мудрости»

1. Индивидуальные беседы с родителями.

2.Беседа с родителями « Методические рекомендации по профилактике самовольных уходов и побегов подростков из дома, недопущению жестокого обращения с детьми, о соблюдении правил ДД.»

3.Вовлечение родителей в воспитательную деятельность класса

Классный руководитель

        МАРТ

Девиз месяца: "Красота спасёт мир!»

Направление воспитательной работы

Название мероприятия

Ответственные

Отметка о выполнении

Ученическое

самоуправление.  Лидерское

«Познай себя»

1.Игра по профориентации «В центре занятости населения»

2.Организация и проведение праздника 8 Марта.

3.Генеральная уборка класса, школьной территории

Классный руководитель

Гражданско-патриотическое  «Колокола времён»

1.Проведение  информационных часов:

- «Социальные сети – добро и зло;

- «Будь бдителен в период весенних каникул»;

2.Проведение инструктажа по ТБ, ПДД

Классный руководитель

Духовно-нравственное

 «Свеча надежды»

1.Классный час- «Что такое толерантность»;- «О тех, кто рядом»;

2.Беседа «Как выбрать и как дарить подарки?»

3."Ты женщина - и этим ты права!" (к 8 марта) конкурс.

Классный руководитель

Актив класса

Родительский комитет

Спортивно-оздоровительное

«Гармония здоровья»

1.«Не сломай судьбу свою» (беседа)

2.Час здоровья «Поговорим о вредных привычках»

Классный руководитель

Интеллектуально-познавательное

«Малая  академия

наук»

1. Классный час «Школьные достижения и неудачи»

Классный руководитель

Творческо-эстетическое

«Созвучие юных сердец»

1.Участие в конкурсе чтецов «С любовью к женщине…»

2.Участие в конкурсе рисунков «Пасхальные мотивы»

3.Участие на празднике «Гуляй, народ – Масленица у ворот»

4.Участие в конкурсе «Мисс школьница – 2018»

Классный руководитель

Актив класса

редколлегия

Профилактика

правонарушений «Преступление и подросток»

Перед уходом на каникулы беседа  « Методические рекомендации по профилактике самовольных уходов и побегов подростков из дома, недопущению жестокого обращения с детьми, о соблюдении правил ДД, о поведении на воде и т.д.»

Классный руководитель

Семейное воспитание «Кладезь

семейной мудрости»

1.Вовлечение родителей в воспитательную деятельность класса

2.Беседа с родителями « Методические рекомендации по профилактике самовольных уходов и побегов подростков из дома»

Классный руководитель

                                                    АПРЕЛЬ

Девиз месяца: «Весенняя Неделя Добра!»

Направление воспитательной работы

Название мероприятия

Ответственные

Отметка о выполнении

Ученическое

самоуправление.  Лидерское

«Познай себя»

1. «Моё портфолио»

2.Участие в благотворительной акции «Книги - наши друзья» по сбору детских книг, игрушек для многодетных и малообеспеченных семей

3.Участие в акции «Добрые руки» (Помощь приюту для  бездомных животных, сбор корма для брошенных кошек и собак)

Актив класса

Гражданско-патриотическое  «Колокола времён»

1.Единый классный час «Первый человек в космосе» (день космонавтики)

2.Участие в уборке пришкольной территории.  «Сделаем двор чистым!» под девизом: «Чистые улицы - чистые души»

Классный руководитель

Трудовая бригада

Духовно-нравственное

 «Свеча надежды»

1.Классный час «Как не стать соучастником правонарушения. Ответственность».

2.Классный час по знакомству с понятиями «добро», «доброта»,

- «Я живу, чтобы нести миру добро и красоту»;

3.Участие во Всероссийской неделе Добра «Добро шагает по планете»

Классный руководитель

Спортивно-оздоровительное

«Гармония здоровья»

1.Участие в спартакиаде  «Спорт, спорт, спорт!» (первенство по футболу, волейболу, баскетболу, пионерболу и легкой атлетике)

2.Участие на дне здоровья «Все на старт!»

3.Всемирный день здоровья (27 апреля)

4.Классный час «Здоровье – привилегия мудрых!»;

деловая игра «Мы судим сигарету».

Учитель ФЗК

Классный руководитель

Интеллектуально-познавательное

«Малая  академия

наук»

Участие в акции по ПДД «Внимание, ребенок!»

Классный руководитель

Творческо-эстетическое

«Созвучие юных сердец»

Участие в конкурсе плакатов ко Днюкосмонавтики «Это загадочная Вселенная»

Участие в конкурсе презентаций «Наши добрые дела»

Классный руководитель

Профилактика

правонарушений «Преступление и подросток»

Провести беседу с часто опаздывающими на урок учениками.

Классный руководитель

Семейное воспитание «Кладезь

семейной мудрости»

Родительское собрание №4

«Интернет как средство информации и общения. Опасности Интернета»

Классный руководитель

МАЙ

Девиз месяца: «Помним! Гордимся! Наследуем!»

Направление воспитательной работы

Название мероприятия

Ответственные

Отметка о выполнении

Ученическое

самоуправление.  Лидерское

«Познай себя»

1.Участия в патриотических акциях:

- «Георгиевская лента»;

- «Свеча Памяти»;

- «Спасибо, ветеран, за Победу! (поздравление ветеранов ВОВ);

- «Живём и помним!» (выпуск шаров в небо цвета георгиевской ленты);

2.«Последний звонок»

3.Генеральная уборка класса, школьной территории

Классный руководитель

Гражданско-патриотическое  «Колокола времён»

1.Классный час, посвященный Дню Победы:

- «Помни, что когда-то шли на бой ребята»;

2.Урок  мужества с кинопрезентацией:

- «Это праздник с сединою на висках» и др.

3.Участие в конкурсе смотра строя и песни «Традициям отцов верны!»

4.Участие в конкурсе чтецов «Солдатами спасённая весна»

5.Участие  в акции «Часовой у Знамени Победы»

5.Участие на линейке памяти

«Победа входит в каждый двор».

6.Участие Бессмертный полк «Равнение на ветеранов»

Классный руководитель

Духовно-нравственное

 «Свеча надежды»

Участие в акции:

- «Живём и помним!» (выпуск шаров в небо цвета георгиевской ленты);

Актив класса

Спортивно-оздоровительное

«Гармония здоровья»

Участие в первенстве школы

по мини-футболу и легкоатлетической эстафете «Победа деда – моя Победа!»

Спортивный сектор

Интеллектуально-познавательное

«Малая  академия

наук»

1.Классный час «Звёздный дождь». Итоги года.

2.Генеральная уборка класса, школьной территории

Актив класса

Творческо-эстетическое

«Созвучие юных сердец»

Участие в конкурсе плакатов «Есть в красках войны оттенки Победы»

 Подготовка «Последний звонок»

редколлегия

Профилактика

правонарушений «Преступление и подросток»

Занятость детей в летний период

Классный руководитель

Семейное воспитание «Кладезь

семейной мудрости»

Вовлечение родителей в воспитательную деятельность класса

Родительское собрание № 5. Итоговая аттестация обучающихся. Профессиональная ориентация подростков и выбор профессии.

Родительский комитет

Примерные тематические классные родительские собрания:

1.   «Профессии, которые выбирают ваши дети». Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

2. « Об итогах проведения ЕГЭ в 2017 году, о проведении ЕГЭ в 2018 году. Знакомство с порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам

3. «Сопровождение и поддержка профессионального выбора ребенка со стороны родителей»

4. Положение о порядке проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования. Поддержка семьи в подготовке г ЕГЭ.

5. Итоговая аттестация обучающихся. Профессиональная ориентация подростков и выбор профессии.

6. Мониторинговые, диагностические тесты

Эффективность воспитательной работы в классе проверяется при помощи системы мониторинговых диагностических тестов:

Методика: «Знаете ли вы себя?»

Цель: узнать новое о своем характере и проанализировать те качества личности, которые будут мешать или помогать при поиске работы. Автор: С. Чистякова.

Методика: тест-анкета для самооценки школьниками факторов риска ухудшения здоровья.

Цель: определить уровень состояния своего здоровья. Автор: Н. Смирнов. Методика: изучение отношения к учебным предметам.

Цель: выявить предпочитаемые и отвергаемые предметы, причины того или иного отношения к ним, а также мотив учебной деятельности.Автор: Г. Казанцева.

Методика: изучение направленности личности.

Цель: определить направленность человека: личностной (на себя), коллективисткой (на взаимодействие), деловой (на задачу).

Автор: В. Смекал и М. Кучер.

Методика: диагностика памяти (оперативная память).

Цель: определить уровень развития оперативной памяти. Автор: О. Истратова.

Методика: «Шкала совестливости».

Цель: измерить степень уважения к социальным нормам и этическим требованиям. Автор: В. Мельников, Л. Ямпольский.

Методика: Тест: «Готов ли я к будущей профессии?»

Цель: определить готовность учащихся к выбору будущей профессии. Автор: О. Ягодкина.

Методика: диагностика мышления (логичность умозаключений).

Цель: выявить логические аспекты мышления. Автор: Липпман.

Методика: изучение общей самооценки учащихся.

Цель: выявить уровень самооценки. Автор: Г. Казанцева.

Методика: оценка учебной мотивации и боязни неудач.

Цель: выявить уровень мотивации учебной деятельности. Автор: А. Реан. Методика: диагностика состояния стресса.

Цель: выявить особенности переживания стресса, степень самоконтроля и эмоциональной стабильности в стрессовых условиях. Автор: А. О. Прохорова.

Методика: тест: «Легко ли с вами?»

Цель: выявить отношение к окружающим и реакцию окружающих на поступки и деятельность учащихся. Автор: В. Шепель.

Методика: оценка социально-психологических свойств личности.

Цель: оценить самого себя. Автор: Лучшие психологические тесты. – Петрозаводск: «Петроком», 1991

Методика: анкета «Готов ли я к семейной жизни?»

Цель: изучение отношения учащихся к семейным обязанностям (муж, жена) Автор: А. Прутченков.

Методика: Профориентационная анкета.

Цель: отбор различных типов профессий в соответствии с аналогичной классификацией. Автор: Е. Климов

7.Планируемые результаты

  1. Раскрытие и реализация творческого потенциала детей.
  2. Развитие индивидуальных способностей каждого школьника с учетом его возможностей; предоставление ему возможностей участвовать во внеурочной деятельности.
  3. Получение опыта во взаимодействии с различными категориями людей, а так же с окружающей природой.
  4. Формирование у детей установки на ЗОЖ.
  5. Появление и усиление чувства патриотизма и гражданской ответственности.
  6. Проявления ребят в различных ролях: исполнителя, зрителя, участника, организатора.
  7. Развитие способности учащихся находить свое место в социуме, умение правильно выбрать свою будущую профессию.
  8. Вовлечение родителей в совместную деятельность, направленную на создание общего досуга, в результате чего преодолеваются противоречия между семьей и школой.

В результате реализации программы у каждого выпускника школы в достаточной мере должны быть развиты:

– личностные качества;

– нравственные нормы поведения;

– культура общения в коллективе;

– потребность в труде;

– способность к профессиональной деятельности;

– способность рационально организовывать деятельность;

– способность к сотрудничеству;

– сформированность познавательных навыков.

Ведущими качествами личности выпускника должны стать:

  1. Личностные качества:

- сознательная дисциплинированность, обязательность;

- внутренняя свобода, независимость;

- стойкость, умение переносить трудности;

- решительность, смелость, умение преодолевать неуверенность, страх;

- порядочность, честность, правдивость;

- раскованность;

- развитое чувство достоинства (самоуважение);

- стремление к обретению свободы, к расширению границ своих возможностей, то есть к преодолению собственной ограниченности.

  1. Осмысленность личной жизни, целеустремленность:

- сформированное представление о смысле жизни, идеале, счастье;

- наличие жизненных планов;

- активная профессиональная подготовка;

- стремление к материальному благосостоянию и готовность экономически самостоятельно себя обеспечить;

- желание создать крепкую, благополучную, счастливую семью;

- понимание жизненной целеустремленности.

  1. Мировоззрение:

- знание современной научной картины мира;

- понимание и принятие философии прав и свобод человека;

- патриотизм (чувство гордости за Отчизну и желание её процветания);

- правовая и политическая культура;

- жизненный социальный оптимизм;

- способность сделать правильный нравственный, социальный, политический выбор.

  1. Интеллектуальное развитие:

- информационный кругозор;

- потребность применять знания на практике;

- умение обобщать, анализировать, делать выводы;

- критичность (ничего не принимать на веру);

- гибкое мышление, свободное от догматизма;

- стремление к постоянному интеллектуальному саморазвитию;

- умение ориентироваться в справочной, художественной, научной литературе;

- умение и желание организовать себя;

- умение заниматься самообразованием.

5. Отношение к труду, деятельности, обязанностям:

- добросовестность;

- старательность;

- настойчивость;

- предприимчивость, самостоятельность;

- творческий подход к работе.

6. Отношение к окружающим:

- гуманность, уважение прав, свобод и достоинств других людей;

- бескорыстная забота о других;

- интерес к людям, общительность;

- доброжелательность, склонность к сотрудничеству;

- терпимость, уступчивость;

- умение постоять за себя.

7. Человек – творец самого себя:

- объективная самооценка, умение видеть свои недостатки;

- «любящий себя» - значит уважающий себя, верующий в себя и в свою уникальность, в своё предназначение;

- стремление к саморазвитию.

8. Культура поведения:

- умение жить вместе с другими;

- умение контролировать себя;

- сдержанность, тактичность;

- чувство меры в общении;

- умение соблюдать дистанцию;

- умение приветствовать;

- культура речи.

9. Здоровый образ жизни:

- отношение к своему здоровью как к важной личной и общественной ценности;

- знание механизмов и способов поддержания здоровья;

- стремление к физическому совершенствованию;

- отсутствие вредных привычек;

- знание и владение приёмами и способами оздоровления организма.

10. Семья, брак, любовь:

- отношение к браку как важнейшему жизненному выбору;

- уважительное отношение к женщине/девушке, мужчине/юноше.

11. Эстетическая культура:

- наличие эстетического кругозора и эстетического вкуса;

- умение отличать прекрасное в природе, искусстве, жизни, труде, общении, обучении;

- наличие развитого творческого начала;

- наличие умения рисовать, петь, танцевать;

- наличие чувства эстетической меры;

- наличие умения одеваться со вкусом, организовывать быт.

12. Отношение к природе:

- готовность охранять и защищать природу;

- бережное отношение к окружающей среде;

- воплощение в своей практической жизни идеи о возобновлении природы.

  1. Литература:

  1. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. 5-11 классы. /М.: «ВАКО», 2007./
  2. Классные часы 10 класс, 11 класс /Авт. - сост. О.Е. Жиренко, С.И. Лобачева, М.: Вако, 2014 г. /
  3. Родительские собрания 10 класс, 11 класс /Авт. - сост. В.В.Батакова, Н.В. Мартышко, М.: Вако, 2013 г.
  4. Микрюков В. Патриотизм: к определению понятия //Воспитание школьников. 2007, №5. С. 2-8./
  5. Конспекты бесед по патриотическому воспитанию учащихся 7- 11 класс. /В.В.Высоцкий, О.Е. Жиренко, М.: «Глобус», 2008 г./

6. Журнал «Воспитание школьников».

8. Власова Т. И. Духовно - нравственное развитие современных школьников, как процесс овладения смыслом жизни . / Т. И. Власова // Педагогика, 2008//

9. Классные часы по теме «Нравственность» 9 – 11 классы./ Н.И. Дереклеева, М.: изд. «5 за знания», 2008 г./

10. Родительские собрания 9 – 11 классы. /Л.И. Саляхова, М.: « Глобус»,2007/

11. Первая вершина.Путь к поступку./Д.Коломейская, А.Л.Бжиска, У.Хейнс, М: «Международный Фонд Образования», 1999//


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития классного коллектива.

Указаны направления развития классного коллектива, методы и приёмы работы классного руководителя....

Программа развития классного коллектива.

Методическая помощь классному руководителю....

Дополнительная образовательная программа развития классного коллектива "Я и другие Я"

Введение Осуществление программы воспитательной работы со школьниками - это коллективное творчество учителей, воспитателей, психологов,, всей общественности.Давно известно, что наиболее инт...

Программа развития классного коллектива

Программа развития классного коллектива на 2 года...

Программа развития классного коллектива

Программа развития классного коллектива основанная на самовоспитании учащихся...

Программа развития классного коллектива "Классная жизнь" 8 класс

Программа развития классного коллектива "Классная жизнь" 8 класс...