Раннее выявление детей с речевой патологией и оказание им квалифицированной помощи в условиях ДОУ общеразвивающего вида. Консультация для воспитателей ДОУ.
консультация на тему

 

Раннее выявление детей с речевой патологией и оказание им квалифицированной помощи в условиях ДОУ общеразвивающего вида

Консультация для воспитателей ДОУ

 

 

 

 

 

 

 Причины задержки речевого развития

 

Современные социальные, экономические, экологические условия жизни привели к увеличению детей с отклонениями в физическом и психическом развитии. Проблемы моторного, психического и речевого развития ребёнка часто проявляются уже в раннем и младшем дошкольном возрасте.

В настоящее время раннему возрасту уделяется самое пристальное внимание со стороны медиков, психологов, дефектологов. И это не случайно. Ранний возраст является уникальным, стратегически важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребёнка. Чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более полными и эффективными могут оказаться коррекция и компенсация нарушений, а в некоторых случаях возможно и предупреждение вторичных отклонений.

Наиболее быстро ребёнок развивается в первые три  года жизни. В этот период формируются двигательные навыки, происходит подготовка к речевой деятельности, закладываются основы психики.

Развитие речи в раннем возрасте идет особенно интенсивно. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. Для нормального становления речи ребенка необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, а органы чувств – слух, зрение, обоняние, осязание – были достаточно развиты.

Все вышеперечисленные факторы в значительной степени зависят от окружающей среды. Если ребенок не получает новых ярких впечатлений, не создана обстановка, способствующая развитию движений и речи, то задерживается его и физическое, и психическое развитие. Большое значение для развития речи имеет психофизическое здоровье ребенка – состояние его высшей нервной деятельности, высших психических процессов (внимания, памяти, воображения, мышления), а также его физическое (соматическое) состояние.

 

Запаздывание речи обусловлено следующими причинами:

F Различные поражения ЦНС, которые сопровождаются общей задержкой в психическом развитии.

F Длительные соматические заболевания, которые приводят к физическому истощению.

F Заболевание ушей и носоглотки. (Если у ребенка замедленно развивается собственная активная речь, необходимо удостовериться, что у него нормальный слух, что он понимает обращенные к нему просьбы и предложения в пределах ситуации общения, разумно играет, пытается подражать словам взрослого).

F Несформированность таких предпосылок речевого развития, как интерес к окружающему, эмоционально-волевая сфера,  фонематический слух, артикуляционный аппарат.

F Недостатки воспитания. (Малое общение, ограниченное гигиеническим уходом, погруженность взрослого в собственные проблемы, а так же напротив, слишком хорошее понимание ребенка и выполнение всех его требований).

 

В первых  случаях необходимо как можно скорее обратиться к врачу, чтобы своевременно начать лечение. В случае педагогической запущенности ребёнка следует заняться исправлением имеющихся в воспитании ребёнка ошибок.

Речь человека развивается по подражанию, в специально организованной обстановке. Ребёнок может овладеть лишь тем, что чаще всего слышит в речи окружающих его людей. По этой причине ему необходимо обеспечить  правильный образец для подражания, на который он мог бы равняться.

Для того, чтобы определить уровень сформированности речи, педагогу необходимо знать особенности речевого развития ребёнка раннего возраста, помнить, что темп речевого развития у детей может быть индивидуальным (как правило,   речь у мальчиков формируется позже, чем у девочек).

Особенности речевого развития детей раннего возраста.

 

Формирование чёткой и правильной речи возможно благодаря нормальному функционированию физиологического и речевого слуха, полноценному строению артикуляционного аппарата, слаженной работе губ, языка,  мягкого нёба, гортани, голосовых связок, а также речевого дыхания.

         Строение голосового аппарата ребёнка существенно отличается от строения голосового аппарата взрослого человека. 

С изменением строения и работы голосового аппарата у ребёнка постепенно возрастает возможность произнесения разнообразных более сложных звуков.

         У малышей наблюдаются следующие несовершенства речевого дыхания:

Ä Очень слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышимой речи (это часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких).

Ä Неэкономичное, неравномерное распределение выдыхаемого воздуха: нередко ребенок не договаривает, «заглатывает» конец слова.

Ä Неумелое распределение дыхания по словам: малыш вдыхает посередине слова.

Ä Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то тихо, то громко.

 

В раннем детстве развитие речи разделяется на два периода: первый – подготовительный (доречевой) (от 0 до 1 года), второй – оформление самостоятельной речи (до 3 лет).

В первые три года жизни речь формируется  в процессе жизнедеятельности детей: в режимные моменты, в самостоятельной игре, на специально организуемых занятиях. Обучающая роль взрослого наиболее чётко выражается в режимных моментах и на занятиях. Работа по развитию речи в детском саду тесно связана с воспитанием звуковой культуры, формированием словаря (активного и пассивного), грамматического строя речи, связной речи, с решением задач подготовки детей к школе.

В развитии речи большое значение имеет доречевой период, который при нормальном развитии длится от рождения до конца первого года жизни. В это время закладывается основа, на которой в дальнейшем будет строиться речь ребёнка: формируется потребность в общении, развиваются голосовые реакции, артикуляционный аппарат, формируется понимание речи взрослого, подражание звукам и словам. К девяти-десяти месяцам малыш произносит отдельные слова, состоящие из одинаковых парных слогов (мама, папа). К году словарь обычно достигает 10-12, а иногда и большего количества слов (баба, киса, му и др.).

Речь малыша развивается по подражанию, поэтому большую роль в ее формировании играет четкая, неторопливая, грамматически, фонетически правильная речь взрослых. Не следует искажать слова, имитировать детскую речь.

В этот период необходимо развивать пассивный словарь (слова, которые ребенок еще не произносит, но соотносит с предметами). Постепенно у малыша развивается активный словарь (слова, которые он употребляет в своей речи).

Особенности речевого развития детей второго года жизни

 

В этот период у ребёнка резко возрастает способность к подражанию речи взрослых, интенсивно развивается её понимание, активная речь. С первых месяцев  второго года жизни малыш всё чаще начинает пользоваться упрощёнными или звукоподражательными словами. Он уже может по просьбе взрослого найти среди группы предметов знакомый, а к 1 году 3 месяцам – выполнить простые действия, несложные поручения. Быстро растёт количество слов, которые он понимает.

Этот период характеризуется бурным развитием активного словаря. Сформировавшиеся ранее артикуляционные движения, функционируя при произнесении целого слова, претерпевают некоторые изменения: уточняются, становятся более устойчивыми. Развивается способность ребёнка осознанно подражать произнесению целого слова, благодаря чему воспитатель получает возможность существенно влиять на развитие  его речи.

После 18 месяцев у ребенка в активной речи появляется простая фраза, состоящая из двух слов. Они, правда, ещё небольшие, всего из двух слов: «Мама, бум-бум», «Дай пить». Через 3-4 месяца число слов в предложении может вырасти до четырёх. Это, конечно, совсем не те красивые, правильно построенные фразы, которыми ребёнок будет пользоваться года через три; о предлогах и союзах вообще думать рано. Но это качественно  новый этап в развитии детской речи, очень важное достижение.

Необходимо отметить большие индивидуальные различия в сроках развития фразовой речи у детей. Эти сроки в известной степени предопределены генетической программой развития, зависят от пола, интеллекта, слуха, темперамента ребенка и в значительной степени – от окружения и педагогического воздействия. Учитывая все индивидуальные различия в сроках становления фразовой речи, считают, что об отставании речевого развития можно говорить, если ребенок к 30 месяцам жизни (2г.6мес.) не говорит предложения хотя бы из двух слов.

Особенности звукопроизношения ребёнка второго года жизни?

Овладение звуками речи происходит в определенной онтогенетической последовательности.

К полутора годам ребёнок произносит, хотя и не всегда чётко почти все гласные и многие согласные звуки – [м], [п ], [б ], [т ], [д ], [н ], [к ], [г ], [в ], [ф ], [й ]. Однако некоторые согласные часто произносятся им смягчённо («дяй» вместо дай). Вместо общепринятых слов ребёнок продолжает употреблять звукоподражания (собака – «ав-ав», часы – «тик – так» и пр.) Иногда вместо целого слова ребёнок может произнести только ударный или первый слог (кукла – «ку», упал – «па»). Часто одно и то же слово ребёнок произносит по-разному, при этом можно наблюдать выпадение или замену то одного, то другого звука.

К двум годам малыш начинает чётче произносить гласные звуки, правильно воспроизводить многие, наиболее лёгкие согласные, усваивает простейшую интонацию (в его речи появляются вопросительные и восклицательные предложения). Отчётливость произнесения звуков в этот период жизни зависит от их места в слове. Так, в простых двусложных словах с открытыми слогами  (мама, Вова) малыш правильно произносит все звуки, но в словах, состоящих из трёх и более слогов, часто заменяет или пропускает звуки и слоги (машина – «паина», велосипед – «апипед»). Возможна также замена звонких согласных глухими (бам-бам – «пам-пам»).

На этом возрастном этапе голос ребёнка ещё не громкий, так как у него ещё недостаточно окреп голосовой аппарат, а речевой выдох очень слабый.

         К двум годам формируется фонематический слух ребёнка, то есть умение различать на слух звуки по их характеристикам (звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, свистящие и шипящие и пр.).

 

Задачи  по развитию речи ребенка второго года жизни

·        Развитие мелкой моторики.

·        Укрепление  и развитие движений органов артикуляции.

·         Выработка  правильного речевого дыхания (учить производить длительный протяжный выдох через рот).

·        Воспитание мелодико-интонационной стороны речи (обучать умению различать и воспроизводить речевые интонации).

·        Формирование слухового внимания, фонематического слуха.

·        Уточнение и закрепление простых в артикуляционном отношении звуков.

·        Развитие понимания речи окружающих.

·        Накопление и расширение активного словаря.

·        Обучение умению выражать свои мысли и желания при помощи слов и коротких предложений.

 

В каких случаях нужно проконсультироваться у логопеда?

ü Если в возрасте двух лет ребёнок всё ещё не начал говорить.

ü Если ребёнок не понимает обращённую к нему речь.

 

ü Когда у малыша во время разговора между зубами высовывается кончик языка, раздуваются щёки, а речь при этом носит «хлюпающий» характер.

ü Если ребёнок гнусавит.

ü Когда ребёнок заикается.

 

         Родителям необходимо объяснить, что откладывать визит к логопеду не следует, так как  по мере взросления привычка говорить неправильно закрепляется и хуже поддаётся коррекции (исправлению).

Особенности речевого развития детей третьего года жизни

 

На третьем году жизни у малыша интенсивно развивается мышление: он начинает сравнивать один предмет с другим, устанавливать между ними простые связи, обобщает сходные предметы. Внимание его становится более устойчивым: он может, не отвлекаясь, спокойно слушать, что ему рассказывает или читает взрослый. С развитием речи совершенствуется восприятие и память малыша. Он начинает воспринимать и правильно осмысливать содержание небольших по объёму рассказов, сказок, может вслед за взрослым построить довольно сложные слова и фразы. Возрастающий интерес ребёнка к предметам и действиям с ними побуждает его постоянно обращаться к взрослым. Но обратиться и получить информацию он может, только овладев речью. Это является главным стимулом к её усвоению.

К двум годам в активном словаре ребенка насчитывается уже более 200 слов. Быстро пополняется словарь ребёнка: количество слов увеличивается примерно на 25 в месяц. Малыш легко повторяет произносимые взрослыми не сложные по слоговой структуре слова и простые предложения. Вместо общепринятых слов ребенок еще продолжает употреблять звукоподражания или облегченные слова, которые постепенно заменяет на правильные. В речи появляются вопросительные и восклицательные предложения. Речь становится постоянным средством общения со взрослыми. Как правило, в этот период ребенок много говорит во время игры, и во время других действий, начиная использовать различные части речи. Кроме существительных и глаголов ребёнок всё чаще употребляет прилагательные, наречия, предлоги, местоимения. Наряду с расширением словаря и уточнением произношения в этом возрасте происходит дальнейшее усвоение грамматического строя языка. Ребёнок свободно связывает несколько слов в целые предложения («Мама, ты куда пося (пошла)?»), согласуя их в роде, числе, падеже, хотя в грамматическом отношении его речь не всегда правильна. В разговоре с взрослыми малыш в основном пользуется простыми предложениями. Он настолько уже владеет речью, что может объяснить, что ему нужно, рассказать то, что он видел, он легко общается с незнакомыми людьми, со сверстниками.

Каковы особенности звукопроизношения ребёнка третьего года жизни?

На третьем году жизни звукопроизношение детей ещё далеко от совершенства. Это связано с тем, что у большинства детей движения губ, языка, нижней челюсти вялы, замедлены, часто неточны, координация мелких движений несовершенна.

Для звукопроизношения детей данного возраста характерно следующее:

·        смягчение свистящих звуков [С], [З], [Ц] (сянки- санки, зяйка – зайка, цяпля – цапля);

·        трудные для произношения шипящие звуки [Ш], [Ж], [Щ], [Ч] заменяются  более лёгкими – мягкими свистящими звуками (сяпка – шапка, зюк – жук, сётка – щётка, сяйник – чайник);

·        иногда звук [Ч] заменяется на [Ть] (тяйник – чайник);

·        согласные [Р], [Рь], [Л] отсутствуют или заменяются звуками [Ль], [Й] (ука – рука, люка – рука, юка – рука; лис – рис, ис- рис; ябоко – яблоко, мей – мел, япа – лапа).

 

В этот период жизни совершенствуется  и восприятие ребёнком речи окружающих. Имея недостатки в произношении, малыши, тем не менее, замечают ошибки у своих сверстников и нередко поправляют их. Это говорит о том, что слуховое восприятие  ребёнка к трём годам речевых звуков более совершенно, чем их речедвигательные умения.

         Дети этого возраста начинают различать слова, сходные по звучанию и отличающиеся порой одним звуком (ложка – кошка – мошка), ориентируясь не только на конкретную ситуацию, но и на звуковое оформление слова.

Осваивая новое слово, ребёнок уже стремится к точному его воспроизведению. Часто одно и то же слово малыш произносит по-разному, при этом можно наблюдать выпадение или замену то одного, то другого звука. Ребенок все чаще пользуется словами, сложными по слоговой структуре, хотя при этом не может правильно произнести в нем все звуки, слоги в соответствующей последовательности. 

К концу этого возрастного этапа ребёнок в основном правильно произносит все звуки, кроме шипящих и сонорных. В практике также нередки случаи, когда трёхлетние малыши овладевают правильным произношением всех звуков, но большинство усваивают их несколько позднее, к пяти или даже к шести годам. Это обусловлено, прежде всего, индивидуальными особенностями развития речи малыша, а также влиянием окружающей его речевой среды.

 

Задачи по развитию речи ребенка третьего года жизни

·        Развитие мелкой моторики.

·        Укрепление  и развитие движений органов артикуляции.

·         Выработка  правильного речевого дыхания (учить производить  свободно, долго и плавно выдох через рот).

·        Воспитание мелодико-интонационной стороны речи (обучение умению различать и воспроизводить речевые интонации, регулировать громкость голоса).

·        Формирование слухового внимания, фонематического слуха (воспитывать умение вслушиваться в звучание звуков, слов, осознавать звуковую сторону слова, слышать в слове отдельные звуки).

·        Уточнение и закрепление доступных в артикуляционном отношении звуков.

·        Развитие понимания речи окружающих.

·        Накопление и расширение активного словаря (расширение словарного фонда до 1200-1500 слов, пополнение его различными частями речи)

·        Развитие грамматического строя речи (использование простого распространённого предложения, а после 2,5 лет – сложноподчинённого предложения; образование множественного числа существительных, глаголов)

·        Формирование начатков связной речи (учить давать ответы на вопросы по наглядной ситуации, по картинке, по содержанию небольшого по объёму текста; рассказывание знакомой сказки, потешек; использование речи не только в общении с взрослыми, но и друг с другом).

 

Итак,  проверьте у ребёнка третьего года жизни

·        Понимает ли обращённую к нему речь.

·        Какими частями речи он пользуется (употребляет ли прилагательные, числительные, местоимения).

·        Понимает ли прочитанные короткие рассказы и сказки со зрительной опорой и без неё. Понимает ли обозначение действий в различных ситуациях («Покажи, кто сидит, кто спит»); двухступенчатую инструкцию («Пойди в группу и принеси мишку»); значение предлогов в привычной ситуации («На чём ты сидишь?»).

·        Какие виды предложений использует: простые распространённые, подчинительную часть сложного предложения; из какого количества слов составляет их. Использует ли в предложении простые предлоги (в, на, под, над, с, у и пр.).

·        Как часто задаёт вопросы, как передаёт содержание небольших рассказов, сказок (по вопросам), использует ли при этом различные интонации.

·        Какие звуки произносит правильно, какие неправильно, какие совсем не произносит.

·         К 3 годам следует проверить слуховую дифференциацию отдельных звуков. Это проводится с помощью специально подобранных парных картинок, названия которых различаются только одним звуком, типа ПОЧКА – БОЧКА.

 

В каких случаях следует обращаться к логопеду?

·        Если ребёнок не говорит, или говорит отдельными словами, или употребляет лишь простую фразу из двух слов.

·        Если ребёнок не в полном объёме понимает обращённую к нему речь.

·        Если при произношении звуков язычок выглядывает между зубами, отдуваются щёчки, излишне накапливается во рту слюна, речь носит хлюпающий характер.

·        Если ребёнок «гнусавит».

·        Если темп речи значительно ускорен, отмечаются запинки.

Ребенок с дизартрией в массовом ДОУ

 

Часто в результате обследования  неврологом, учителем-логопедом ребёнку ставится заключение "Дизартрия". Что это такое? Это нарушение, которое обусловлено недостаточностью иннервации речевого аппарата. У детей-дизартриков страдает вся произносительная система, а не произношение отдельных звуков, как при дислалии, так как отмечается ограничение подвижности речевой и мимической мускулатуры. Появление речи такого ребёнка часто задерживается, а в дальнейшем характеризуется нечётким смазанным звукопроизношением. Голос слабый, тихий, иногда, наоборот, резкий. Ритм дыхания нарушен. Речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным. Тяжёлое нарушение речи и общей моторики задерживает психическое, эмоционально-волевое развитие ребёнка. Для таких детей имеются специальные дошкольные учреждения.

 

         Но в ДОУ  могут находиться дети со стёртыми формами дизартрии. Такие дети не всегда сразу обращают на себя внимание. Однако у них имеются некоторые особенности.

·        Так, эти дети нечётко говорят и плохо едят.  Обычно они не любят мясо, хлебные корочки, морковь, твёрдое яблоко, так им трудно жевать. Немного пожевав, ребёнок может держать пищу во рту за щекой, пока взрослые не сделают ему замечание. Часто родители идут малышу на уступки - дают мягкую пищу, лишь бы поел. Тем самым они, не желая того, способствуют задержке у ребёнка развития дифференцированных движений органов артикуляции. Необходимо постепенно, понемногу приучать ребёнка хорошо пережёвывать и твёрдую пищу.

·        Труднее у таких детей воспитываются культурно-гигиенические навыки, требующие точных движений различных групп мышц. Ребёнок не может самостоятельно полоскать рот, так как у него слабо развиты мышцы щёк и языка. Он или сразу проглатывает воду, или выливает её обратно. Надо научить ребёнка надувать щёки и удерживать воздух, а потом перекачивать его из одной щеки в другую, втягивать щёки при открытом рте и сомкнутых губах. Только после этих упражнений можно приучать ребёнка полоскать рот водой.

·        Дети со стёртыми формами дизартрии не любят и не хотят застёгивать сами пуговицы, шнуровать ботинки, засучивать рукава. Одними приказаниями здесь ничего не добьёшься. Следует постепенно развивать мелкую моторику рук, используя различные специальные упражнения. Можно учить ребёнка застёгивать пуговицы (сначала крупные, потом мелкие) на одежде куклы или на снятом пальто, платье. При этом взрослый не только показывает движения, но и помогает производить действия руками самого ребёнка (совмещённые действия). После подобной тренировки дети смогут уже застёгивать пуговицы на одежде, надетой на себя.

·        Дети со стёртой дизартрией испытывают затруднения и на занятиях по изодеятельности. Они не умеют правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш, кисточку. Для того, чтобы быстрее и лучше научить ребёнка пользоваться ножницами, надо вложить его пальца вместе со своими в кольца ножниц и производить совместные движения. Постепенно развивая мелкую моторику рук, у ребёнка воспитывают умение регулировать силу, точность своих движений.

·        Для таких детей характерны также затруднения при выполнении различных упражнений на музыкальных и физкультурных занятиях. Им нелегко соотносить свои движения с началом и концом музыкальной фразы, менять характер движения по ударному такту, вести мелодию голосом и пр. Про таких детей говорят, что они неуклюжие, потому что они не могут чётко, точно выполнять различные двигательные упражнения. Им трудно удерживать равновесие, стоя на одной ноге, часто они не умеют прыгать на левой или правой ноге. Обычно педагог помогает ребёнку прыгать на одной ноге, сначала сзади поддерживая его за талию, а потом - спереди за обе руки, пока он не научится это делать самостоятельно.

 

Итак, нарушения моторики вызывают у детей затруднения в овладении программным материалом, требуют дополнительных индивидуальных занятий в дошкольном учреждении, дома.

Обучение ребёнка следует проводить по разным направлениям:

F развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной);

F формирование ритмико-мелодической стороны речи;

F развитие длительного плавного выдоха;

F совершенствование звукопроизносительных возможностей (в соответствии с  возрастом).

 

Для достижения результатов работа должна проводиться под руководством логопеда, на фоне лечения, наблюдения у невролога, занятий лечебной физкультуры.

Ребенок с задержкой речевого развития в массовом ДОУ

 

Если ребёнку специалисты выставляют заключение "Задержка речевого развития", воспитатель, до тех пор, пока малыш не переведён в специальную речевую группу, должен знать как помогать ему на общих и специальных индивидуальных занятиях. Данная работа строится под руководством учителя-логопеда, на фоне лечения и наблюдения у невролога, в тесном контакте с родителями. 

Чтобы ребёнок приобрёл определённый словарный запас слов, простых по произношению и часто употребляемых (названия игрушек, одежды, посуды, фруктов, овощей, основных действий и пр.), необходимо уделять ему больше внимания при рассматривании картинок, на прогулке, каждый раз называя окружающие предметы, совершаемые действия. Если ребёнок отказывается повторять  за воспитателем слово, не надо требовать от него ответа в данный момент. В дальнейшем это слово надо давать в различных вариантах много раз. Со временем ребёнок сам начнёт повторять его за воспитателем. Каждое проявление речевой активности малыша должно поощряться взрослыми.

Когда ребёнок овладеет некоторым количеством слов (20-30), воспитатель начинает приучать его пользоваться фразами. Производя любое действие, педагог сопровождает его речью ("Ляля спит"), того же постепенно начинает требовать от ребёнка. Сначала детям дают предложение из 2 слов - существительного и глагола, потом вводят прилагательные и другие части речи. Так, постепенно у ребёнка увеличивается словарь, появляется фразовая речь.

Необходимо знать речевые возможности ребёнка на каждом конкретном этапе его развития, правильно использовать их на занятиях по разным разделам программы. Не следует требовать от него называть или говорить то, что в данный момент ему недоступно, так как это может привести к отказу от речи. Побуждать детей к разговору следует, но принуждать нельзя.

 

 

 Ребенок с заиканием в массовом ДОУ

 

В случае поступления в детский сад ребёнка с заиканием или возникновения заикания у малыша  уже в детском саду воспитателю нужно установить связь с родителями, выявить причины заикания и постараться их устранить. Причины  возникновения заикания могут быть различными.

F При поражении головного мозга в различные периоды развития под влиянием многих вредных факторов: внутриутробные, родовые травмы; постнатальные – инфекционные, травматические нарушения.

F Нередки случаи заикания у детей с рано развившейся речью, родители которых читают им слишком много стихов, сказок, обращаются с постоянными просьбами: "расскажи", "повтори", часто заставляют говорить напоказ. Иногда у детей, поздно начавших говорить (в возрасте около трёх лет), одновременно с бурным развитием речи возникает и заикание.

F Наследственная отягощенность – заикание развивается на почве врожденной слабости речевого аппарата, которая может передаваться по наследству.

F Психические и социальные причины – кратковременная – одномоментная – психическая травма (испуг, страх); длительно-действующая психическая травма.

F Недостаточность положительных эмоциональных контактов между взрослым и ребенком. Возникает эмоциональная напряженность, которая нередко внешне разрешается заиканием.

         Знание этих причин помогает воспитателю, особенно первой и второй младших групп, вовремя выявлять таких детей, уделять им больше внимания: одним - на занятиях по развитию речи, другим – на занятиях по физической культуре и музыкальных, проводить беседы с родителями о помощи детям, правильном воспитании, поскольку заикание легче предупредить, чем лечить. Ввиду того, что это дети с ослабленной нервной системой, для них требуется индивидуальный подход, спокойная обстановка в семье, правильный общий и речевой режим.

 

Воспитатель должен проявить к такому ребёнку максимум внимания, чуткости, наладить с ним контакт, не фиксировать внимание ребёнка на его недостатке и следить, чтобы его не дразнили другие дети. Говорить с таким малышом надо чётко, плавно (не отрывая одно слово от другого), не торопясь, но ни в коем случае не по слогам и не нараспев.

         Нужно быть всегда одинаково ровным и требовательным к ребёнку. Следует сблизить его с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми, чтобы, подражая им, он учился говорить выразительно, плавно. Нельзя вовлекать заикающихся детей в игры, которые возбуждают и требуют от участников индивидуальных речевых выступлений. Вместе с тем им полезно участвовать в хороводных и других играх, требующих хоровых ответов.

         Таких детей нельзя спрашивать первыми на занятиях. Лучше спросить после ребёнка, который хорошо ответил.

         Для заикающегося ребёнка очень важны музыкальные занятия, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Полезны дополнительные занятия по пению. На празднике надо предоставить ему возможность спеть песню вместе с другими детьми,  не лишать радости выступить.

 Заикающийся ребёнок всё время должен находиться под наблюдением логопеда, невролога.

 Ребенок с нарушениями слуха в массовом ДОУ

 

Если у ребёнка снижен слух, внимательный педагог это заметит, направит к отоларингологу, логопеду. Даже незначительная тугоухость, наступившая до того, как сформировалась речь (до 2,5 – 3 лет), приводит к её недоразвитию.

         При лёгких степенях тугоухости дети  посещают обычный детский сад. В работе со слабослышащими детьми необходимо учитывать следующее.

·        На любом занятии ребёнка надо сажать ближе к педагогу, так, чтобы малыш всегда видел его лицо.

·        Разговаривать с малышом следует чётко, не спеша, громко, но не крикливо, и от него самого требовать громкой и отчётливой речи.

·        Надо приучать его навыкам чтения с губ. Для этого можно использовать следующую игру. Воспитатель показывает несколько картинок (3-4), чётко называя каждую, при этом ребёнок должен видеть его артикуляцию. Затем педагог тихо (почти беззвучно) называет картинки, а ребёнок их показывает.

·        На музыкальных занятиях ребёнка надо сажать ближе к музыкальному работнику. Нельзя забывать о том, что пение и слушание музыки, песен очень полезны для него. Надо приучать ребёнка слушать детские радиопередачи, а потом пересказывать их.

·        Во время игр на развитие слухового внимания необходимо чаще задавать ему вопросы. Можно проводить пробные игры родителям дома («Где позвонили?», «Угадай, что делают», «Кто кричит?»)

·        И, конечно, внимательные и заботливые родители, педагоги стремятся не допускать насморка и других болезней носоглотки, вызывающих заболевание ушей.

 

         От правильного подхода к слабослышащему ребёнка во многом зависит его дальнейшее развитие.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование общих речевых навыков у детей с речевой патологией. Цели и задачи.

В статье  размещены цели и задачи по совершенствованию Общих Речевых Навыков (дыхания, артикуляционной моторики, просодических компонентов) у дошкольников с речевой патологией....

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ОБЩИХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ (ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ).

СИСТЕМАТИЗИРОВАНА РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ОРН: ДЫХАНИЯ, АРТИКУЛЯТОРНОЙ МОТОРИКИ, ГОЛОСА, ТЕМПА, РИТМА, ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ В ТЕЧЕНИЕ ГОДА....

Консультация для родителей на тему: "Об исследованиях, которые назначают детям с речевой патологией"

Очень часто детям с различными  речевыми нарушениями врачи - неврологи назначают дополнителные исследования  состояния и функционирования различных систем организма ребенка. Что это за иссле...

Инновационные формы работы с семьями, воспитывающими детей с речевой патологией

В консультации  рассматриваются инновационные  формы работы с семьями, воспитывающими детей с речевой паталогией  и  вопросы    психолого-педагогического взаимодействия Н...

Приемы формирования интонационной стороны речи у детей с речевой патологией

Консультация для родителей, воспитателей ДОО, студентов, раскрывающая практические приемы формирования интонации у детей с речевой патологией...

Взаимодействие и преемственность в работе специалистов по раннему выявлению детей с отклонениями в развитии и оказании комплексной психолого-медико-педагогической помощи

К сожалению, имеется немалое количество детей с вариативными нарушениями речи, которые вызывают в дальнейшем различные сбои:  в эмоционально-волевой сфере, коммуникативных и психических  фун...

Значение развития моторики у детей с речевой патологией

На всех этапах жизни ребенка движения играют важную роль.В младенческом возрасте быстро формируются двигательные навыки у детей, особенно сложные, сенсорно скоординированные движения рук и ног. В даль...