Рабочая программа по гончарному делу для детей с интеллектуальными нарушениями 6 класс, вариант 2
рабочая программа (6 класс)

Садретдинова Людмила Валериевна

Рабочая программа по гончарному делу для детей с интеллектуальными нарушениями 6 класс, вариант 2

Первый год обучения гончарному мастерству

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_goncharnoe_delo_6_b_kl_-_kopiya.docx62.48 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Белебеевская коррекционная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УВР ГБОУ

Белебеевская коррекционная

школа для обучающихся с ОВЗ

__________ З. Ф. Хафизова

«___»__________2022 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГБОУ

Белебеевская коррекционная

школа для обучающихся с ОВЗ

___________ Л. Р. Имаева

«___»__________2022 г.

СОГЛАСОВАНО:

Руководитель ШМО учителей

начальных классов и воспитателей ГПД

__________ Садретдинова Л. В.

«___»__________2022 г.

Рассмотрено и принято на заседании педагогического совета школы

протокол № ___ от «___» ___2022 г.

Рабочая программа

учебного предмета «Гончарное дело» для обучающихся

 умственной отсталостью 6 «Б» класса

вариант II

Срок реализации программы 1 год

Автор-составитель программы:

Л. В. Садретдинова, учитель

профессионально-трудового обучения

2022 - 2023 учебный год

г. Белебей

Содержание

  1. Пояснительная записка………………………………………………...3
  2. Общая характеристика учебного предмета…………………………...6
  3. Описание места предмета в учебном плане…………………………..9
  4. Личностные и предметные результаты……………………………….9
  5. Учебно-тематический план…………………………………………...10
  6. Содержание учебного предмета……………………………………...11
  7. Календарно-тематическое планирование……………………………14
  8. Система оценки достижения планируемых результатов……………….……………………………………………23
  9. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности………………………………….……………………….24
  10. Список литературы …………………………………………………...25
  11. Контрольно- измерительные материалы.……………………...…27-30

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по гончарному делу разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы по предпрофильной подготовке «Гончарное дело».  

Программа предусматривает подготовку обучающихся 6 «Б» класса с умеренной умственной отсталостью к освоению учебного материала. Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы, включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования, является частью художественно-эстетического компонента образования.

Программа направлена на развитие творческого потенциала личности обучающегося, создание условий для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, общению и взаимообмену, искренности открытости в реальных жизненных ситуациях, что является неотъемлемой частью для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Целью данной программы является раскрытие широких возможностей социализации обучающихся в процессе привития трудовых навыков, развития мелкой моторики, речи, пространственного мышления и эстетического вкуса.

Данная программа посредством учебного плана, содержания, форм и методов работы обеспечивает в рамках школьного учреждения удовлетворение потребности и запросов профориентации, художественно-эстетического творчества и общения.

Программа предусматривает подготовку обучающихся коррекционных общеобразовательных учреждений для обучающихся с ОВЗ, к самостоятельному выполнению заданий.

 Занятия по трудовому обучению для детей с нарушением интеллекта должны быть направлены на изучение школьниками теоретического материала, приемов работы и отработку практических навыков.   Обучение ведется с опорой на знания, которые учащиеся приобретают на уроках, помогают вникать в положения трудового законодательства и т. д. В свою очередь, навыки и умения, полученные при работе с глиной, способствуют более успешному изучению обучающимися общеобразовательных предметов.

Программа направлена на изучение способов технологической обработки глины, конструирование, моделирование изделий.  Обучающиеся могут выбрать для изготовления любое из предлагаемых учителем примерного перечня (по программе) или предложить любой другой вариант изделия, по возможности сохраняя базовый теоретический уровень.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Обобразовании в Российской Федерации”
  • Федеральный государственный образовательный стандарт
    образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
    (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599)
  • Положение об адаптированной программе обучения детей с ОВЗ в ГБОУ Белебеевская коррекционная школа для обучающихся с ОВЗ.
  •  Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;
  • Программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В. В. Воронковой.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001;

Цель: Подготовка обучающихся к освоению профессии гончарное дело и выполнению элементарных видов работ из глины.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

  • формирование   профессионально-трудовых умений и навыков;
  • обучение  рациональным способам организации работы;
  • обучение обучающихся овладеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе; 
  • формирование представлений о народных промыслах
  • ознакомление со способами деятельности – лепка из глины игрушки, барельеф, скульптура;
  • овладение основами, умениями работы из целого куска глины, из отдельных частей создание образов;
  • формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию;

Коррекционно-развивающие:

  • развитие и коррекция  мышления, способности к пространственному анализу;
  • развитие и коррекция восприятия, представлений, ощущений;  
  • развитие интереса к изучению народных промыслов;
  • развитие опыта и творческой деятельности в создании новых форм, образцов, поиска новых решений в создании композиции;
  • развитие моторики рук, глазомера, чувств гармонии и красоты.

Коррекционно - воспитательные:

  • формирование эстетических представлений и вкуса;
  • воспитание культуры труда и умение использовать в практической деятельности знаний и навыков, полученных на уроках гончарного дела;
  • усидчивость, внимательность, умение работать в коллективе;
  • стремление к поиску, самостоятельности;
  • коммуникативная компетентность: культура речевого общения, эмоциональный настрой;
  • культурно-социальная компетентность: приобщить к уважению выполненных работ детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке и самооценке деятельности.

Направленность. Программа направлена на овладение различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями; изучение способов конструирования, моделирования, технологической обработки; овладение основами, работы из целого куска глины, из отдельных частей.

        Методика:

-наглядный - показ образцов, выполненной работы, анализ образца, демонстрация выполнения практической работы, поэтапный наглядный план работы;

-практический - последовательное выполнение трудовой операции под руководством учителя;

-словесный -  краткая беседа, словесный инструктаж, рассказ.

Основные формы работы:

-индивидуальная - практическая работа;

-фронтальная - проверка знаний при помощи сигнальных карточек, тестирование;

- коллективная - работа с пооперационным разделением труда;

-практическая работа;

-самостоятельная работа.

Основные технологии: личностно-ориентированное, деятельностный подход, уровневая дифференциация, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, игровые.

Ожидаемые результаты обучения по данной программе в наиболее обобщенном виде будут сформулированы как:

- овладение правилами и приемами выполнения работ с глиной;

- осваивоют лепку из целого куска глины;

- лепка сосудов методом жгутов;

- лепка сосудов и композиций методом пласта;

- лепка сосудов на гончарном круге изготовление изделий;

- овладение обучающимися трудовыми  знаниями, умениями, навыками,  необходимыми для выполнения практических работ;

- приобретение навыков по преобразованию и использованию материалов

-соблюдение правил техники безопасности при работе с глиной, инструментами и оборудованием.

  1. Общая характеристика учебного предмета

Занятия по профессионально-трудовому обучению для детей с нарушением интеллекта должны быть направлены на изучение теоретического материала, приемов работы и отработку практических навыков. Обучение ведется с опорой на знания, которые обучающиеся приобретают на других уроках. В свою очередь, знания и умения, полученные при освоении технологии, операций работ с глиной, способствуют более успешному изучению обучающимися общеобразовательных предметов. Программа занятий по предпрофильной подготовке «Гончарное дело» составлена с учетом уровня обученности, индивидуально-дифференцированного к ним подхода, что позволяет направлять процесс обучения не только на накопление определенных знаний и умений, но и на максимально возможную коррекцию психофизиологических особенностей обучающихся. Обучение на уроке «Гончарное дело» развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторику у детей с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, выполнение работ формирует эстетическое представление, способствует их социальной адаптации и обеспечивает, в определенной степени самостоятельность в быту.

Воспитание и обучение на уроке «Гончарное дело» осуществляется «естественным путём», в процессе творческой работы.

Участие преподавателя осуществляется «сквозь» ребенка, т.е. обучающиеся получают от педагога ту информацию, те примеры, которые необходимы ему для осуществления собственного замысла и собственных  представлений о мире.

Одно из условий освоения программы – стиль общения педагога с детьми на основе личностно- ориентированной модели.

        Курс 8 «Б» класса ознакомит обучающихся с лепкой из глины, даст возможность обучающимся использовать разнообразные формы работы, через дидактические игры при знакомстве с формой предмета, его фактурой и физическими особенностями, уроки проходят в спокойной, доброжелательной атмосфере, при общем взаимопонимании, при этом подходе предполагается сотрудничество педагога и обучающегося, формирование активной жизненной позиции учащихся. Кроме того, общение с природой, работа с природным материалом учит детей замечать различие форм и красок окружающего мира, пробуждает в детях интерес и любовь к природе, учит бережному отношению к ней. Содержание программы учитывает особенности обучающихся с легкой умственной отсталостью. Специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигуры стимулирует детей к игровым действиям, такая организация занятий в виде игры углубляет интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками. Любые операции производимые с глиной, тесно связаны с занятиями по ознакомлению с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами. Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений, поэтому важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Лепка из глины имеет большое значение для обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности. В системе эстетического воспитания детей лепка занимает определенное место и имеет свою специфику. В программу курса включены практические работы, выполняя которые обучающиеся смогут освоить приемы ручных работ с использованием специального инструмента.

        Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми, это целенаправленный процесс, организованный в единой системе и отвечающий требованиям всестороннего и гармонического развития ребенка.

Как известно, глина – один из самых древних материалов, освоенных человеком. Древние глиняные статуэтки, изразцы, архитектурные облицовки, полихромные статуи, всевозможные сосуды, ювелирные украшения – всё говорит о высоком развитии искусства глины в истории человеческой цивилизации.

        Данная программа направлена на приобщение детей с интеллектуальной недостаточностью к миру прикладного творчества, привитие практических навыков работы с глиной и знакомство с истоками русского народного ремесла. А так как первые самостоятельные шаги в творчестве для ребенка нелегки, то от него потребуется немалое терпение, усидчивость, трудолюбие - те качества, которые будут развиваться в процессе занятий прикладным творчеством. В процессе деятельности осуществляется исправление недостатков: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатки физического развития, познавательной деятельности, особенно мелкой моторики рук.

        Исследования отечественных и зарубежных ученных говорят о тесной связи развития координированных движений рук, пространственного мышления и воображения с восстановлением, укреплением здоровья и ускорением общего развития.

        Обучающиеся осваивают лепку из целого куска глины, лепка сосудов методом жгутов, лепка сосудов и композиций методом пласта, лепка сосудов на гончарном круге изготовление изделий, которое состоит из множества мелких операций. Поэтому особое внимание уделяется обучению планирования процеса, анализировать свои действия и их результаты. В процессе обучения соблюдаются межпредметные связи, эти знания помогают учитывать расходы материалов, понимать процессы изготовления изделий, запоминать их свойства и вспомогательные инструменты. Навыки и умения, полученные при операций на уроках гончарного дела, способствуют  более успешному изучению общеобразовательных предметов.

Обучение гончарному делу развивает мышление, внимание, память, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторику у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, изучение гончарного дела формирует у обучающихся эстетические представления, благотворно сказывается на становлении личности, способствует социальной адаптации и обеспечивает в определенной степени самостоятельность в быту.

III Описание места предмета в учебном плане

Согласно учебному плану государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Белебеевская коррекционная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 6 «Б» классе на уроки «Гончарное дело» отводится 66 часов в год (по 2 часов в неделю).

Контингент обучаемых: обучающиеся 6 класса (12-13 лет) с умеренной умственной отсталостью.

IV Личностные и предметные результаты

Личностные:

  • проявление познавательных интересов и активности;
  • развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
  • овладение установками, нормами и правилами организации труда;
  • самооценка своих способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации;
  • осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
  • бережное отношение к личным предметам и школьному имуществу;
  • потребность и начальные умения выражать себя в различных доступных видах деятельности;
  • мотивация к самореализации в познавательной и практической, общественно-полезной деятельности.
  • формирование потребности и умения выражать себя в различных доступных видах деятельности;
  • мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.

Предметные:

  • овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями по изготовлению сосудов и композиций изготовление изделий на гончарном круге;
  • овладение умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности;
  • овладение навыками использования распространенных ручных инструментов и приспособлений,  культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда;
  • рациональное использование учебной и дополнительной информации для создания объектов труда;
  • оценка технологических свойств материалов и областей их применения;
  • распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах.

V Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

1

Вводное занятие. Организация рабочего места.

2

1

1

2

Правила техники безопасности и требования личной гигиены.

2

1

1

3

Понятие «керамика».

4

3

1

4

Виды обработки глины.

10

3

3

5

Ручное формование.

14

4

10

6

Подготовка глины к лепке.

8

4

4

7

Изготовление гончарной заготовки.

10

4

6

8

Лепка из глиняного жгута.

12

4

8

9

Формование из пластов

12

4

8

10

Гончарный круг.

10

4

6

11

Дефекты при формовке на гончарном круге.

4

2

2

12

Лепка из целого куска глины.

12

2

10

13

Сушка.

4

2

1

14

Обжиг в муфельной печи.

6

2

4

15

Элементы декорирования гончарных изделий.

18

4

14

16

Творческая работа.

4

1

3

17

Итоговый урок.

1

1

1

Итого

136

46

90

VI Содержание учебного предмета

I четверть

Вводное занятие. 

Ознакомление с задачами обучения и планом работы на четверть, на год. Инструктаж по охране труда. Правила поведения и безопасной работы в гончарной мастерской. Организация рабочего места. Распределение рабочих мест.

 Правила техники безопасности и требования личной гигиены. На первом этапе необходимо приучить детей к организации рабочего места, где не должно быть лишнего материала инструментов и т.д.

Понятия «керамика», краткая история керамики. Ассортимент изделий.

Виды обработки глины. Основная терминология.

Ручное формование. Предлагается кусок глины и способом «стеночкой» вытянуть круглый сосуд. Обучающиеся выполняют несколько вариантов сосудов этим способом. Работа выполняется до достижения обучающимся равномерной по толщине стенки и качественного черепка после обжига.

II четверть

Подготовка глины к лепке.

Изготовление гончарной заготовки.

Лепка из глиняного жгута.

Выполнение ряда практических работ методом «жгута». Дети обучаются правильно раскатывать жгут разной толщины. Слепливание жгутов в форму сосуда, достигая хорошего качества и целостности формы и черепка после обжига. Формование жгутами. Изготовление «вазочки» из жгутов.

III четверть

Работа с глиняными пластом.

Обучение набивки и раскатыванию пласта из шамотной и гончарной глины. В процессе работы добиваемся равномерности толщины и плотности пласта. Учимся использовать инструменты при работе с пластом глины. (линейка, стек, скалка, кондуктор).

Формование из пластов. Слепка простейших геометрических форм из пластов (используем шликер). Изготовление сложных форм сосудов на основе пластов. (копирование с готовых изделий)

Творческая работа.

Гончарный круг. Работа на гончарном круге (центрование).    

Техника безопасности и технология работы на гончарном круге. Подготовка материала к работе (вязкость глины, содержание примесей). Приёмы работы на круге. (центровка, выдавливание, вытягивание стенок сосуда). Лепка сосудов разной формы. Достижение правильной толщины, стабильности формы, качественного черепка после обжига. Декорирование изделия традиционными способами.

Дефекты при формовке на гончарном круге. Устранение дефектов при формовке на гончарном круге.

Лепка из целого куска глины. Лепка и моделирование блюдца. Налепные детали.

IV четверть

Сушка. Инструменты, и оборудование.

Обжиг в муфельной печи.

Элементы декорирования гончарных изделий. Основные правила при декорировании.

Творческая работа.   На всех этапах реализации учебной программы «Гончарное дело» проходит анализ и оценка качества каждого изделия и навыков используемых при его изготовлении. Каждому этапу работы предшествует теоретическая беседа, сопровождаемая просмотром учебных фильмов.

Итоговая проверочная работа

Подведение итогов работы за год. Чему научились. Что показалось сложным.

План работы на следующий год, пожелания обучающихся.

Основные требования, предъявляемые к знаниям и умениям обучающихся 7 класса.

Обучающиеся должны знать:

  • виды обработки глины;
  • ассортимент изделий из глины;
  • этапы изготовления изделий из глины;
  • требования ТБ и правила личной гигиены при гончарных работах;
  • простейшие способы формообразования.

Обучающиеся должны уметь:

  • применять на практике знания о безопасных приемах работы;
  • заготавливать, обрабатывать, сортировать материал;
  • изготавливать шаблоны;
  • подготовить рабочее место;
  • уметь правильно подготовить глину для работы (под контролем учителя);
  • вести формообразование строго по схеме (под контролем учителя);
  • использовать шликер, присоединяя мелкие детали (под контролем учителя);
  • использовать инструменты по назначению;
  • занять правильную позицию за гончарным кругом;
  • убрать своё рабочее место;
  • самостоятельно изготавливать элементарные предметы из глины.

№п/п раздела

Название раздела

(кол-во часов)

Требования к уровню подготовленности

(знать, уметь, владеть, формируемые компетенции)

Тема урока

Тип

урока

№ урока по разделу

Дата план.

Дата факт.

1

Вводное занятие. (2ч.)

Знать: оборудование мастерской. Иметь представление о гончарном   деле.

Уметь: правильно вести себя в кабинете.

Владеть: ПТБ.

Задачи обучения и план работы на четверть, на год.

Организация рабочего места.

Вводный

1

2        

08.09

08.09

2

Правила техники безопасноси и требования личной гигиены (2ч.)

Знать: оборудование мастерской. Иметь представление о гончарном   деле. 

Уметь: правильно вести себя в кабинете. 

Владеть: ПТБ и требования личной гигиены

Правила техники безопасности и требования личной гигиены.

Усвоение новых знаний

1

2

15.09

15.09

3

Понятие «Керамика» (4 ч.)

Знать: историю происхождения глиняных изделий

Уметь: различать изделия из глины

Владеть:  инструментами и принадлежностями

История керамики.

Усвоение новых знаний

1  

2  

22.09

22.09

Инструменты керамиста для работы с глиной

Комбинированный

3

4

29.09

29.09

4.

Виды обработки глины (10ч.)

Знать: основные виды обработки глины

Уметь: различать основные способы обработки глины

Владеть: терминологией  

Виды обработки глины

Усвоение новых знаний

1

2

06.10

06.10

Основные виды керамики

Усвоение новых знаний

3

4

13.10

13.10

Основные способы обработки глины.

Комбинированный

5

6

20.10

20.10

Художественная обработка глины.

Комбинированный

7

8

27.10

27.10

Основная терминология.

Комбинированный

9

10

10.11

10.11

5.

 Ручное формование (14 ч.)

Знать: свойства и техники ручного формования

Уметь: использовать инструменты  формования

Владеть: навыками и техниками ручного формования

Ручное формование

Усвоение новых знаний

1

2

17.11

17.11

Ручная лепка из глины из цельного куска глины

Комбинированный

3

4

24.11

24.11

Ленточно-жгутовая техника лепки из глины

Комбинированный

5

6

01.12

01.12

Отминка в готовую форму

Комбинированный

7

8

08.12

08.12

Отливка в гипсовую форму

9

10

15.12

15.12

Последовательное формообразование путём вытягивания

Комбинированный

11

12

22.12

22.12

Последовательное формообразование путём вытягивания

Урок систематизации и обобщения знаний и умений

13

14

29.12

29.12

6.

Подготовка глины к  лепке.  (8 ч.)

Знать: этапы подготовки глины к лепке

Уметь:отбивать и проминать глину

 

Владеть: навыками подготовительной работы

Правила техники безопасности в мастерской.

Комбинированный

1

2

12.01

12.01

Этапы подготовки глины к лепке.

                

Усвоение новых знаний

3

4

19.01

19.01

Промин и отбивка

Комбинированный

5

6

26.01

26.01

Хранение готового материала

Комбинированный

7

8

02.02

02.02

7.

Изготовление гончарной заготовки

(10 ч.)

Знать:  последовательность изготовления гончарной заготовки 

Уметь: пользоваться материалами и инструментами

Владеть:  техникой ручной лепки

Изготовление гончарной заготовки

        

Усвоение новых знаний

1

2

09.02

09.02

Ручная лепка

Комбинированный

3

4

16.02

16.02

Отминка

Комбинированный

5

6

02.03

02.03

Литье

Комбинированный

7

8

09.03

09.03

Материалы и инструменты

Комбинированный

9

10

16.03

16.03

8.

Лепка из целого куска глины (16ч.)

Знать:  общие правила безопасной работы при лепке изделий

Уметь:  лепить простые формы

Владеть:  техникой лепки

Лепка из целого куска глины.

Усвоение новых знаний

1

2

23.03

23.03

Лепка и моделирование блюдца.

Комбинированный

3

4

06.04

06.04

Дымковская игрушка. История возникновения.

5

6

13.04

13.04

Роспись дымковской игрушки.

7

8

20.04

20.04

Лепка  дымковской игрушки «Утка»

9

10

27.04

27.04

Роспись  дымковской игрушки «Утка»

11

12

04.05

04.05

Лепка  дымковской игрушки «Конь»

13

14

11.05

11.05

Роспись  дымковской игрушки «Конь»

15

16

18.05

18.05

9.

Итоговый урок 2ч.

Знать:  основные правила декорирования гончарных изделий

Уметь: применять различные способы

Владеть: навыками практических работ по отделке изделия

Подведение итогов обучения за год

Урок систематизации и обобщения знаний и умений

1

2

25.05

25.05

  1. Система оценки достижения планируемых результатов

Учитель должен подходить к оценочному баллу индивидуально, учитывая при оценочном суждении следующие моменты:

  • Качество изготовленного школьником объекта работы и правильность применявшихся им практических действий (анализ работы).
  • Прилежание ученика во время работы.
  • Степень умственной отсталости.
  • Уровень патологии органов зрения, слуха и речи.
  • Уровень физического развития ученика.

        Оценка устных ответов         

При оценке устных ответов принимается во внимание:

а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;

б) полнота ответа;

в) умение практически применять свои знания;

г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.

Оценка «5» ставится обучающемуся, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя или самостоятельно обосновать, сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки ответа на «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; допускает некоторые ошибки в речи; при работе над текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.

Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.

Оценка «2» не ставится.

Примерные нормы оценок выполнения учащимися практических работ.

Отметка «5» ставиться, если обучающийся:

  • планирует выполнение работы;
  • самостоятельно и полностью использует знания программного материала;
  • правильно и аккуратно выполняет задание;
  • умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, технологическими картами и другими средствами.

Отметка «4» ставиться, если обучающийся:

  • правильно планирует выполнение работы;
  • самостоятельно использует знания программного материала;
  • в основном правильно и аккуратно выполняет задание;
  • умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, технологическими картами и другими средствами.

Отметка «3» ставиться, если обучающийся:

  • допускает ошибки при планировании выполнения работ;
  • не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала;
  • допускает ошибки и неаккуратно выполняет задания;
  • затрудняется самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, технологическую карту и другие средства.

Отметка «2» не ставиться.

  1. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности

Образовательный процесс по учебному предмету «Гончарное дело» организован в кабинете № 226. Кабинет соответствует следующим требованиям по санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.2.2821-1 (от 29 декабря 2010 г. №189).

- Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка (согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 п.5.4)

- Ученическая мебель изготовлена из материалов безвредных для здоровья детей и соответствует росто-возрастным особенностям обучающегося и требованиям эргономики (согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 п.5.2)

- При оборудовании учебных помещений соблюдаются размеры проходов и расстояния (согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 п.5.6)

- Кабинет имеет естественное освещение в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению (согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 п.7.1)

Кабинет трудового обучения удовлетворяет следующим требованиям:

1.        Кабинет оснащен мебелью, приспособлениями для работы, ТСО, рабочим демонстрационным столом.

2.        Кабинет оснащен специальными средствами обучения:

- инструменты для работы с глиной: деревянные стеки, стеки-петельки;

- плакат по ТБ при гончарных работах;

- защитная одежда: фартуки гончара;

- оборудование для практических работ: турнетка, гончарные круги, муфельная печь, глинораскатчик, сушильный шкаф.

      3. В кабинете гончарного дела есть экспозиционные материалы, организующие обучающихся на овладение приемами учебной работы.

      4. В кабинете есть литература:

          - справочная;

          - научно-популярная;

          - учебники;

          - научно-методические пособия;

          - образцы практических и самостоятельных работ обучающихся.

5. В кабинете средства обучения систематизированы:

- по видам (карты, схемы, таблицы и т.п.);

- по классам.

6. В кабинете находятся раздаточные материалы:

- для организации индивидуальной, групповой, фронтальной самостоятельной учебной работы;

- для проверки знаний, умений (карточки-задания);

- коллекции видов глин.

В кабинете имеется ноутбук.

  1. Список литературы
  1. Батти, Д. Фарфоровая и керамическая посуда / Д. Батти. – М.: ACT, 2003.
  2. Бурдейный М.А. Искусство керамики. – М.: Профиздат, 2009.
  3. Голубева, O.JI. Основы композиции / O.JI. Голубева. – М.: Искусство, 2004.
  4. Гончарные изделия своими руками / А.Трудаков. – М.: Издательство АСТ: Кладезь, 2019.
  5. Горичева В.С., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины. – Ярославль, «Академия Развития», 1998.
  6. Елатомцева, И. М. Шедевры мировой керамики / И. М. Елатомцева. – Минск: Беларусь, 2008.
  7. Лепка из глины для детей. Развиваем пальцы и голову / С.Ю. Ращупкина. – М.: РИПОЛ классик, 2010.
  8. Керамика. Техника. Приёмы. Изделия. Долорс Рос. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2003.
  9. Кудрявцев А.В. Руководство по работе с глиной. – Великий Новгород, 2005.
  10. Логвиненко, Г.М. Декоративная композиция / Г.М. Логвиненко. – М.: Владос, 2004.
  11. Малолетков, В.А. Керамика. В 2-х частях / В.А. Малолетков. – М.: Юный художник, 2000.
  12. Марков, В.А. Фактура. Принципы творчества в пластических искусствах / В.А. Марков. – М.: Шевчук, 2002.
  13. Мартынов, В.Ф. Мировая художественная культура: учебное пособие / В.Ф. Мартынов. – Минск: Беларусь, 2000.
  14. Мелюков, И.Н. Техника скульптурно-формовочных работ в архитектуре / И.Н. Мелюков. – М.: Шевчук, 2002.
  15. Наварро, П. Декорирование керамики: практическое руководство / П. Наварро.– М.: Ниола 21-й век, 2005.
  16.  Педагогика: учебное пособие / под ред. профессора П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2001.
  17. Поверин А.И. Гончарное дело: Энциклопедия. – М.:ХОББИТЕКА, 2018.
  18. Психология художественного творчества: хрестоматия / К.С. Сельченок.– Минск: Харвест, 2003.
  19. Приймова, М.Ю. Ручное формование керамических изделий и возможности их декорирования до обжига: учебно-метод. пособие / М.Ю. Приймова.– Минск: БТПУ, 2004.
  20. Сахута, Я.М. Беларускае народнае дэкаратыўна-прыкладное мастацтва / Я.М. Сахута, 2-е выд. – Минск: Беларусь, 2001.
  21. Фокина, Л.В. Орнамент: учебное пособие / Л.В. Фокина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
  22. Чаварра, Х. Техника работы на гончарном круге / Х.Чаварра. – М.: Астрель, 2003.
  23. Чаварра, Х. Ручная лепка / Х. Чаварра. – М.: Астрель, 2003.
  24. Эткин Д. Керамика для начинающих. – М.: АРТ- РОДНИК, 2006.


  1. Контрольно-измерительные материалы

Контрольная работа за I четверть

  1. Мастер, занимающийся лепкой изделий из глины – это…
  1. Гончар
  2. Глиномес
  3. Глинопёк

2. Гончарный круг - это:

1. специальный станок для обжигания глиняной посуды

2. специальный станок для формовки глиняной посуды

3. специальный станок для росписи посуды

3. В каком веке было уже известно о производстве глиняной посуды?

1. в 19 веке

2.в 5-7 веке

3. в 10-11 веке

4. Гончарные изделия сохраняются:

1.От 100 до 300 лет

2. От 500 до 700

3. Практически вечно

5. Как передавалось мастерство гончара?

1.От внука к внучке

2. Из поколения в поколение

3. От отца к сыну, от деда к внуку

6. Чем торговали гончары?

1________________________

2________________________

7. Специальные ножи для лепки называются…

  1. Стояки
  2. Стеки
  3. Стейки

Контрольная работа за II четверть

  1. Обожженная глина имеет цвет:

- оранжево- красный

- серый;

- белый.

2. глиняные изделия обжигают для придания им:

- Блеска

-водонепроницаемости и прочности;

-цвета.

3. Фарфоровые изделия изготавливают из глины цвета:

- синего;

- серого;

- белого.

4. Приспособление для изготовления керамических изделий, называется:

- глиняным станком

- керамическим столом

- гончарным кругом.

5. Небольшие глиняные фигурки людей, животных, птиц называются..

     - статуэтками

     - скульптурами

- миниатюрами.

6. "Вытягивание" - это составной элемент этапа работы с глиняным изделием под названием:

- придание формы

- деление на части

- соединение деталей.

7. Впервые фарфор был изготовлен:

- Индии

- России

- Китае

Контрольная работа за III четверть

  1. Керамика это:

- изделия из обожженной глины

- наука о горных породах

- умение вести спор о качестве посуды

  1. Гончарное искусство изначально развивалось как ремесло:

- служившее для производства строительных кирпичей;

- для того, чтобы было чем себя занять, пока не появились компьютеры

- для изготовления глиняной посуды

  1. Найди правильное утверждение:

- Гжель сначала была зеленой, а потом стала сине-белой

- Гжель не всегда была сине - белой

- Гжель всегда была сине – белой

  1. Специальное приспособление, облегчившее формовку глиняной посуды называется:

- гончарный стол

- гончарный круг

- гончарный станок

  1. Из гончарного ремесла выросло:

- производство фаянса и фарфора

- производство мебели

Контрольная работа за IV четверть

1. Какая форма характерна для промысла дымковской игрушки?
А) округлая, украшенная оборками, воланами, косичками, жгутиками;
Б) стройная, вытянутая, изящная;
В) неуклюжая, тяжеловатая, приземистая.
2. Какая форма характерна для промысла филимоновской игрушки?
А) округлая, украшенная оборками, воланами, косичками, жгутиками;
Б) стройная, вытянутая, изящная;
В) неуклюжая, тяжеловатая, приземистая.
3. Какая форма характерна для промысла каргопольской игрушки?
А) округлая, украшенная оборками, воланами, косичками, жгутиками;
Б) стройная, вытянутая, изящная;
В) неуклюжая, тяжеловатая, приземистая.
4. Для какого промысла народной игрушки характерно создание образа «Конь-Полкан»?
А) Филимоново;
Б) Дымково;
В) Каргополь;
5. Для какого промысла народной игрушки характерно создание образа «Индюк»?
А) Филимоново;
Б) Дымково;
В) Каргополь.
6. В каком промысле народной игрушки большая часть изделий оборудована специальными отверстиями-свистульками?
А) Филимоново;
Б) Дымково;
В) Каргополь.
7. Гжель это…
А) центр росписи деревянной посуды;
Б) центр росписи глиняной посуды;
В) центр росписи фарфоровой посуды.
8. Какой краской выполняют роспись гжельской посуды?
А) кобальт;
Б) терракота;
В) охра.
9. Для какого центра народной росписи характерно изображение сюжетных сцен «Чаепитие», «Охота», «Свидание» и другие?
А) Городец;
Б) Хохлома;
В) Жостово.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа образования обучающихся с глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) Математика. Математические представления

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:Формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни....

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей с интеллектуальными нарушениями ВАРИАНТ 1 Класс: 5-9

Коррекционно-развивающая программа  направлена на коррекцию отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы; формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму про...

Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 "Профильный труд" ("Обувное дело") для 9 класса 2023-2024 учебный год

Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 "Профильный труд" ("Обувное дело") для 9 класса 2023-2024 учебны...

Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 «Профильный труд» («Швейное дело») (для 5 класса)

Рабочая программа общего образованияобучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)вариант 1 «Профильный труд» («Швейное дело»)(для 5 класса)...

Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 «Профильный труд» («Швейное дело») (для 6 класса)

Рабочая программа общего образованияобучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)вариант 1 «Профильный труд» («Швейное дело»)(для 6 класса)...

Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 «Профильный труд» («Швейное дело») (для 7 класса)

Рабочая программа общего образованияобучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)вариант 1 «Профильный труд» («Швейное дело»)(для 7 класса)...

Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 «Профильный труд» («Швейное дело») (для 8 класса)

Рабочая программа общего образованияобучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)вариант 1 «Профильный труд» («Швейное дело»)(для 8 класса)...