Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей с интеллектуальными нарушениями ВАРИАНТ 1 Класс: 5-9
рабочая программа по психологии
Коррекционно-развивающая программа направлена на коррекцию отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы; формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного поведения: крик, агрессия, стереотипии и др.; на реализацию индивидуальных специфических образовательных потребностей обучающихся; дополнительную помощь в освоении отдельных действий и представлений, которые оказываются для обучающихся особенно трудными; на развитие индивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_korrektsionno_razvivayushchih_zanyatiy_5-9_kl_8.1_.docx | 52.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Брединская средняя общеобразовательная школа №4»
Приложение к образовательной программе
АООП ООО
Утвержденной приказом
МКОУ «Брединская СОШ №4»
от ______________________________
Рабочая программа
Коррекционно-развивающих занятий
для детей с интеллектуальными нарушениями
ВАРИАНТ 1
Класс: 5-9
Составитель рабочей программы педагог-психолог:
Байкова Анна Геннадьевна
2021 год
Цель программы - создание условий психолого-педагогического сопровождения процесса освоения АООП ООО обучающимися с легкой степенью умственной отсталости, с учетом их особых образовательных потребностей на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе.
Задачи:
- выявлениеособыхобразовательныхпотребностейобучающихсяслегкойстепенью умственной отсталости, обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии;
- осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогическогоконсилиума);
- разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и групповых занятий для детей с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностейобучающихся;
- реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с легкой степенью умственной отсталости;
- оказание родителям (законным представителям), имеющим детей с легкой степенью умственной отсталости, консультативной и методическойпомощи.
Принципы реализации Программы
- приоритетности интересов обучающегося – определяет подход к обучающемуся, основанном на учете его индивидуальных образовательных потребностей;
- системности – обеспечивает единство всех элементов коррекционнойработы;
- непрерывности – обеспечивает проведение коррекционной работы на протяжении всего периода обучения с учетом изменений личности обучающегося;
- вариативности – предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с обучающимися с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизическогоразвития;
- сотрудничества с семьей – основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.
Общая характеристика коррекционного курса
Программа составлена с учетом рекомендаций ПМПК в зависимости от характерологических особенностей ребенка.
Коррекционный курс предполагает проведение индивидуальных занятий. Занятия проводятся в соответствии с расписанием.
Коррекционно-развивающие занятия направлены на коррекцию отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы; формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного поведения: крик, агрессия, стереотипии и др.; на реализацию индивидуальных специфических образовательных потребностей обучающихся; дополнительную помощь в освоении отдельных действий и представлений, которые оказываются для обучающихся особенно трудными; на развитие индивидуальных способностей обучающихся, их творческогопотенциала.
Структура коррекционных занятий
- Вводная часть (создание у обучающегося положительного эмоционального фона, выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности). Для каждого занятия подобраны специальные упражнения, стимулирующие те психические функции, которые подлежат развитию на данномзанятии.
- Основная часть. Выполнение заданий. Для достижения развивающего эффекта необходимо неоднократное выполнение заданий, в разных вариантах.
- Заключительная часть (подведение итогов занятия, обсуждение результатов и трудностей, которые возникали при выполнениизаданий).
При освоении программного материала необходимо проведение диагностик в начале и конце учебного года.
Форма оценивания знаний – безотметочная.
Формы контроля: выполнение тестовых заданий, диагностика.
Основные направления коррекционной работы
- Диагностика и коррекция.
- Консультирование педагогов и родителей по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии обучающихся.
- Информационно-просветительская работа педагогов иродителей.
- Групповые и индивидуальные консультации спедагогами.
- Коррекционно-развивающая работа, направленная на устранение временных трудностей адаптационного периода и преодоление или ослабление проблем в личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений учащихся; формирование навыков адекватного поведенияобучающихся.
Планируемые результаты освоения коррекционно-развивающейпрограммы
Данная психокоррекционная программа должна обеспечить достижение обучающимися с легкой степенью умственной отсталости двух видов результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты:
обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования – введения обучающихся с легкой степенью умственной отсталости в культуру, овладение ими социокультурным опытом, включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
Предметные результат:
включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность к их применению.
Создание комфортных коррекционно-развивающих условий для обучающихся с ОВЗ, способствующих коррекции и развитию познавательных процессов и личностных особенностей должны научить обучающихся с легкой степенью умственной отсталости:
- распознавать и выражать свои эмоции;
- управлять своим поведением в зависимости от эмоционального состояния;
- элементам логического рассуждения;
- выделять существенные признаки и закономерности предметов;
- сравнивать предметы,понятия;
- уметь копировать образец, различать цвета, анализировать и удерживать зрительный образ;
- самостоятельно выполнить задания;
- осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;
- работать в группе (при групповых формах работы)
Критерии оценки личностных результатов с учетом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (оценка продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями) Программа оценки также включает:
1)перечень личностных результатов, критериев оценки социальной (жизненной) компетенции учащихся;
2)перечень параметров и индикаторов оценки каждогорезультата;
Критерии
Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т.е. самой формой поведения, его социальным рисунком), в том числе с использованием информационных технологий.
Параметры оценки
- сформированность навыков коммуникации со взрослыми;
- сформированность навыков коммуникации со сверстниками;
- владение средствами коммуникации;
- адекватность применения ритуалов социального взаимодействия.
Индикаторы:
- способность инициировать и поддерживать коммуникацию со взрослыми;
- способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях;
- способность обращаться за помощью;
- способность правильно применить ритуалы социального взаимодействия согласно ситуации.
В результате обучения по данной программе у детей с легкой степенью умственной отсталости должны сформироваться:
- положительная мотивация кучению,
- умение учиться,
- умение получать и использовать знания в процессе жизни идеятельности.
- готовность к дальнейшему профессиональномуобразованию.
Основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе, переход в среднюю школу и обучение по АООП ООО вариант 8.1.
Оценочный критерии результатов учащихся на начало, и конец года производится по пяти уровням:
Высокий уровень – Можно поставить ребенку, совершившему большой качественный скачек в усвоении данного материала. Ребенок может достаточно самостоятельно выполнять задания, анализировать процесс и результаты познавательной деятельности. Устанавливает положительные эмоциональные контакты.
Выше среднего – Учащийся выполняет большую часть заданий самостоятельно, допуская незначительные ошибки. Понимает инструкцию, активно использует обучающую помощь, при повторном выполнении заданий учащейся не допускает ошибок. Усвоение положительных навыков общения со взрослыми и сверстниками.
Средний уровень – Учащийся выполняет часть заданий, допуская ошибки. Понимает инструкцию, активно использует обучающую помощь. Усвоение положительных навыков общения со взрослыми и сверстниками.
Ниже среднего – Частично владеет понятиями, частично соотносит и использует в деятельности. Выполняет элементарные действия.
Низкий уровень –Учащийся не владеет данными понятиями, данные навыки не сформированы, не соотносит не использует в деятельности.
Результаты вносятся в протокол
Описание места курса в учебном плане.
Коррекционно-развивающая программа рассчитана на 2 года с 5-го по 9-й класс по 1 часу в неделю, 34 часа (34 недели). Курс изучения программы рассчитан на детей 5-9 х классов, обучающихся по АООП ООО, разработанный на основании специальных (коррекционных) программ образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
Общая нагрузка на обучающегося построена на основе здоровьесберегающего принципа. Данная коррекционно-развивающая программа реализуется с учетом индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся. На индивидуальные коррекционные занятия отводится до 30 мин., на групповые занятия – до 40 минут.
Формы организации занятий
Методика предусматривает проведение занятий в различных формах: групповой, парной, индивидуальной.
Методы, используемые на занятиях:
1.Имитационно-ролевые методы обучения: ролевая игра, тестирование, элементы аутотренинга.
2.Методы объяснительно-иллюстративного обучения: чтение, рассказ, беседа, объяснение, самостоятельная работа над учебным материалом.
3.Арт-терапия.
4.Сказкотерапия.
5.Кинезеологические упражнения.
6.Релаксационные упражнения.
Структура коррекционно-развивающих занятий:
Каждое занятие состоит из нескольких последовательных частей.
1 часть. Вводная. Организационный момент, настраивающий на работу.
Игры и упражнения на развитие произвольности психических процессов.
2 часть.Основная. Выполнение основных заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов (или эмоционально-волевой сферы) у школьников, крупной и мелкой моторики, двигательной координации. Происходит формирование умения последовательного анализа и наблюдения; развитие навыков самостоятельного мышления, постановки цели и планомерного выполнения задания. В основную часть обязательно включаются релаксационные упражнения, способствующие снятию мышечного напряжения, усталости и активизирующие мыслительную деятельность.
3часть. Заключительная. Упражнения и задания на развитие самоконтроля и адекватной самооценки. Рефлексия занятия, подведение итогов работы.
Структура заданий программы усложняется в зависимости от уровня овладения ребенком пространственных представлений: от наиболее простых, координатных, метрических до лингвистических представлений. Названия тем являются «условными», так как на каждом занятии происходит развитие познавательных процессов в комплексе (мышления, внимания, памяти, зрительно-моторной координации, пространственных представлений), а не одного какого-то процесса.
Содержание курса
5 класс
Раздел 1. Диагностический блок. Входная диагностика (2 часа)
Диагностика уровня произвольности внимания, восприятия, памяти, мышления.
Раздел 2. Общение (3 часа)
Развитие коммуникативных навыков; распознавание эмоций; выражение своих эмоции в зависимости от эмоционального состояния.
Раздел 3. Развитие речи (3 часа)
Развитие навыков смыслового чтения; осознанное построение речевого высказывания текста.
Раздел 4. Коррекция и развитие внимания (8 часов)
Формирование мнестических процессов и приемов мнестической деятельности.
Раздел 5. Коррекция и развитие памяти (7 часов)
Формирование приемов умственной деятельности, развитие интеллектуальной сферы.
Раздел 6. Коррекция и развитие мышления (9 часов)
Развитие мыслительных процессов и операций.
Раздел 7. Итоговая диагностика (2 часа)
Определение динамики психического развития.
Итого: 34 часа(1 занятие в неделю)
6 класс
Раздел 1. Диагностический блок. Входная диагностика (2 часа)
Диагностика уровня произвольности внимания, восприятия, памяти, мышления.
Раздел 2. Общение (4 часа)
Развитие коммуникативных навыков; распознавание эмоций; выражение своих эмоции в зависимости от эмоционального состояния.
Раздел 3. Коррекция и развитие ощущения и восприятия (2 часа)
Развитие зрительного восприятия (сенсорные эталоны, зрительный анализ, тонкость и дифференцированность восприятия);развитие слухового восприятия (ритмизация, дифференциация, соотнесение); развитие тактильного восприятия; развитие кинестетических ощущений.
Раздел 4. Коррекция и развитие внимания (8 часов)
Формирование мнестических процессов и приемов мнестической деятельности.
Раздел 5. Коррекция и развитие памяти (8 часов)
Формирование приемов умственной деятельности, развитие интеллектуальной сферы.
Раздел 6. Коррекция и развитие мышления (8 часов)
Развитие мыслительных процессов и операций.
Раздел 7. Итоговая диагностика (2 часа)
Определение динамики психического развития.
Итого: 34 часа(1 занятие в неделю)
7 класс
Раздел 1. Диагностический блок. Входная диагностика (2 часа)
Диагностика уровня произвольности внимания, восприятия, памяти, мышления.
Раздел 2. Коррекция и развитие ощущения и восприятия (2 часа)
Развитие зрительного восприятия (сенсорные эталоны, зрительный анализ, тонкость и дифференцированность восприятия);развитие слухового восприятия (ритмизация, дифференциация, соотнесение); развитие тактильного восприятия; развитие кинестетических ощущений.
Раздел 3. Общение (3 часа)
Развитие коммуникативных навыков; распознавание эмоций; выражение своих эмоции в зависимости от эмоционального состояния.
Раздел 4. Развитие воли (2 часа)
Формирование нравственности; развитие самоконтроля.
Раздел 5.Развитие речи (3 часа)
Развитие навыков смыслового чтения; осознанное построение речевого высказывания текста.
Раздел 6. Коррекция и развитие внимания (6часов)
Формирование мнестических процессов и приемов мнестической деятельности.
Раздел 7. Коррекция и развитие памяти (6 часов)
Формирование приемов умственной деятельности, развитие интеллектуальной сферы.
Раздел 8. Коррекция и развитие мышления (8 часов)
Развитие мыслительных процессов и операций.
Раздел 9. Итоговая диагностика (2 часа)
Определение динамики психического развития.
Итого: 34 часа(1 занятие в неделю)
8 класс
Раздел 1. Диагностический блок. Входная диагностика (2 часа)
Диагностика уровня произвольности внимания, восприятия, памяти, мышления.
Раздел 2. Коррекция и развитие ощущения и восприятия (2 часа)
Развитие зрительного восприятия (сенсорные эталоны, зрительный анализ, тонкость и дифференцированность восприятия);развитие слухового восприятия (ритмизация, дифференциация, соотнесение); развитие тактильного восприятия; развитие кинестетических ощущений.
Раздел 3. Общение (3 часа)
Развитие коммуникативных навыков; распознавание эмоций; выражение своих эмоции в зависимости от эмоционального состояния.
Раздел 4. Развитие речи (5 часов)
Развитие навыков смыслового чтения; осознанное построение речевого высказывания текста различных стилей и жанров; развитие коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
Раздел 5. Коррекция и развитие внимания (8часов)
Формирование мнестических процессов и приемов мнестической деятельности.
Раздел 6. Коррекция и развитие памяти (8 часов)
Формирование приемов умственной деятельности, развитие интеллектуальной сферы.
Раздел 7. Коррекция и развитие мышления (4 часа)
Развитие мыслительных процессов и операций.
Раздел 8. Итоговая диагностика (2 часа)
Определение динамики психического развития.
Итого: 34 часа(1 занятие в неделю)
9 класс
Раздел 1. Диагностический блок. Входная диагностика (2 часа)
Диагностика уровня произвольности внимания, восприятия, памяти, мышления.
Раздел 2. Коррекция и развитие ощущения и восприятия (1 час)
Развитие зрительного восприятия (сенсорные эталоны, зрительный анализ, тонкость и дифференцированность восприятия); развитие времени и пространства.
Раздел 3. Общение (4 часа)
Развитие коммуникативных навыков; вербального и невербального общения; распознавание эмоций; выражение своих эмоции в зависимости от эмоционального состояния.
Раздел 4. Развитие речи (5 часов)
Развитие навыков смыслового чтения; осознанное построение речевого высказывания текста различных стилей и жанров; развитие коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
Раздел 5. Коррекция и развитие внимания (6 часов)
Формирование мнестических процессов и приемов мнестической деятельности.
Раздел 6. Коррекция и развитие памяти (6 часов)
Формирование приемов умственной деятельности, развитие интеллектуальной сферы.
Раздел 7. Коррекция и развитие мышления (8 часов)
Развитие мыслительных процессов и операций.
Раздел 8. Итоговая диагностика (2 часа)
Определение динамики психического развития.
Итого: 34 часа(1 занятие в неделю)
Методические и материальные техническое обеспечение программы
Копилка упражнений и игр по развитию познавательной деятельности:
- корректурные задания,
- модификации методики Мюнстерберга,
- работа с изображениями-нелепицами,
- решение ребусов;
- «Запрещенная буква»,
- «Спрятанное слово»,
- методика «Смысловые единицы» (К.П. Мальцева),
- упражнение «Мысленные образы и эмоции»,
- техника «Анализ структуры длинных предложений»,
- составление рисунков из счетных палочек и/или спичек,
- «Запрещенная буква»,
- «Спрятанное слово»,
- «Исключение лишнего»,
- «Составь предложение»,
- «Четвертый лишний»,
- «Необычное применение»,
- «Поиск аналогов»,
- «Чтение с помехой»,
- «Что слышно?»,
- «Найди ошибку»,
- «Назови причину»,
- «Скажи по-другому»,
- «На что это похоже?»,
- «Противоположности»,
- «Поиск общего»,
- «Дай определение»
- Развивающие презентации на развитие познавательных процессов.
- Карточки, сюжетные картины, иллюстрации, тексты художественной литературы, фотографии.
- Манипуляторные предметы (дидактический и раздаточный материал материал)
- Методическая литература (рабочие тетради, сборники коррекционных упражнений, тесты и т. д.)
- Компьютер.
Список литературы
1.Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – 4-е изд., стер. – М.: Издательство «Ось89», 2006. – 272с.
2. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. / Л.М. Щипицына, О.В. Защиринская, А.П.Воронова, Т.А. Нилова. – СПб., 1998
3.Завьялова Т.П., Стародубцева И.В. Сборник игровых занятий поразвитию памяти, внимания, мышления и воображения. – М.: АРКТИ, - 2008.
4. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1– 4 классов). Часть 1. Книга для учителя. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: «Ось-89», 2006. – 272с
5. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 5-9 классов). Часть 2. Материалы к урокам психологическогоразвития. – 4-е изд., стер. – М., 2008.
6.Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении./ Н.П. Слободяник – М., 2004
7. Пузанов Б.П. “Обучение детей с нарушением интеллектуального развития”.
8.Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы. / Л.И. Акатов. – М.,2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха I года обучения 2018-2019 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкоррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха I года обучения2018-2019 учебный год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха II года обучения 2018-2019 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха II года обучения 2018-2019 учебный год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха III года обучения 2018-2019 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха III года обучения 2018-2019 учебный год...
Рабочая программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе
Рабочая программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе разработана в соотве...
Рабочая программа по гончарному делу для детей с интеллектуальными нарушениями 6 класс, вариант 2
Рабочая программа по гончарному делу для детей с интеллектуальными нарушениями 6 класс, вариант 2Первый год обучения гончарному мастерству...
Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 коррекционного курса «Логопедические занятия» (для 1 - 7 класса)
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» (далее Коррекционный курс) составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающ...
Рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащихся 4 классов с нарушением чтения и письма, обусловленным ОНР
Цель: устранение нарушений письменной речи, вследствие недостаточной сформированности фонематического, лексико-грамматического и синтаксического компонентов речевой системы у обучаю...