Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей с интеллектуальными нарушениями ВАРИАНТ 1 Класс: 5-9
рабочая программа по психологии

Байкова Анна Геннадьевна

Коррекционно-развивающая программа  направлена на коррекцию отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы; формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного поведения: крик, агрессия, стереотипии и др.; на реализацию индивидуальных специфических образовательных потребностей обучающихся; дополнительную помощь в освоении отдельных действий и представлений, которые оказываются для обучающихся особенно трудными; на развитие индивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 «Брединская средняя общеобразовательная школа №4»

Приложение к образовательной программе

                               АООП ООО

                                                    Утвержденной приказом

                                                                  МКОУ «Брединская СОШ №4»

                                                                             от ______________________________

Рабочая программа

Коррекционно-развивающих занятий

для детей с интеллектуальными нарушениями

ВАРИАНТ 1

Класс: 5-9

Составитель рабочей программы педагог-психолог:

     Байкова Анна Геннадьевна

2021 год

Цель программы - создание условий психолого-педагогического сопровождения процесса освоения АООП ООО обучающимися с легкой степенью умственной отсталости, с учетом их особых образовательных потребностей на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе.

Задачи:

  • выявлениеособыхобразовательныхпотребностейобучающихсяслегкойстепенью умственной отсталости, обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии;
  • осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогическогоконсилиума);
  • разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и групповых занятий для детей с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностейобучающихся;
  • реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с легкой степенью умственной отсталости;
  • оказание родителям (законным представителям), имеющим детей с легкой степенью умственной отсталости, консультативной и методическойпомощи.

Принципы реализации Программы

  • приоритетности интересов обучающегося – определяет подход к обучающемуся, основанном на учете его индивидуальных образовательных потребностей;
  • системности – обеспечивает единство всех элементов коррекционнойработы;
  • непрерывности – обеспечивает проведение коррекционной работы на протяжении всего периода обучения с учетом изменений личности обучающегося;
  • вариативности – предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с обучающимися с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизическогоразвития;
  • сотрудничества с семьей – основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.

Общая характеристика коррекционного курса

Программа составлена  с учетом рекомендаций ПМПК в зависимости от характерологических особенностей ребенка.

Коррекционный курс предполагает проведение индивидуальных занятий. Занятия проводятся в соответствии с расписанием.

Коррекционно-развивающие занятия направлены на коррекцию отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы; формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного поведения: крик, агрессия, стереотипии и др.; на реализацию индивидуальных специфических образовательных потребностей обучающихся; дополнительную помощь в освоении отдельных действий и представлений, которые оказываются для обучающихся особенно трудными; на развитие индивидуальных способностей обучающихся, их творческогопотенциала.

Структура коррекционных занятий

  • Вводная часть (создание у обучающегося положительного эмоционального фона, выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности). Для каждого занятия подобраны специальные упражнения, стимулирующие те психические функции, которые подлежат развитию на данномзанятии.
  • Основная часть. Выполнение заданий. Для достижения развивающего эффекта необходимо неоднократное выполнение заданий, в разных вариантах.
  • Заключительная часть (подведение итогов занятия, обсуждение результатов и трудностей, которые возникали при выполнениизаданий).

При освоении программного материала необходимо проведение диагностик в начале и конце учебного года.

Форма оценивания знаний – безотметочная.

  Формы контроля: выполнение тестовых заданий, диагностика.  

Основные направления коррекционной работы

  1. Диагностика и коррекция.
  2. Консультирование педагогов и родителей по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии обучающихся.
  3. Информационно-просветительская работа педагогов иродителей.
  4. Групповые и индивидуальные консультации спедагогами.
  5. Коррекционно-развивающая работа, направленная на устранение временных трудностей адаптационного периода и преодоление или ослабление проблем в личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений учащихся; формирование навыков адекватного поведенияобучающихся.

Планируемые результаты освоения коррекционно-развивающейпрограммы

Данная психокоррекционная программа должна обеспечить достижение обучающимися с легкой степенью умственной отсталости двух видов результатов: личностных и предметных.

        Личностные результаты:

обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования – введения обучающихся с легкой степенью умственной отсталости в культуру, овладение ими социокультурным опытом, включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

Предметные результат:

включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность к их применению.

Создание комфортных коррекционно-развивающих условий для обучающихся с ОВЗ, способствующих коррекции и развитию познавательных процессов и личностных особенностей должны научить обучающихся с легкой степенью умственной отсталости:

  • распознавать и выражать свои эмоции;
  • управлять своим поведением в зависимости от эмоционального состояния;
  • элементам логического рассуждения;
  • выделять существенные признаки и закономерности предметов;
  • сравнивать предметы,понятия;
  • уметь копировать образец, различать цвета, анализировать и удерживать зрительный образ;
  • самостоятельно выполнить задания;
  • осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;
  • работать в группе (при групповых формах работы)

Критерии оценки личностных результатов с учетом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (оценка продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями) Программа оценки также включает:

1)перечень личностных результатов, критериев оценки социальной (жизненной) компетенции учащихся;

 2)перечень параметров и индикаторов оценки каждогорезультата;

Критерии

Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т.е. самой формой        поведения, его социальным        рисунком), в том числе с использованием информационных технологий.

Параметры оценки

  • сформированность навыков коммуникации со взрослыми;
  • сформированность навыков коммуникации со сверстниками;
  •  владение средствами коммуникации;
  • адекватность применения ритуалов социального взаимодействия.

Индикаторы:

  • способность инициировать и поддерживать коммуникацию со взрослыми;
  • способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях;
  • способность обращаться за помощью;
  • способность правильно применить ритуалы социального взаимодействия согласно ситуации.

В результате обучения по данной программе у детей с легкой степенью умственной отсталости должны сформироваться:

  • положительная мотивация кучению,
  • умение учиться,
  • умение получать и использовать знания в процессе жизни идеятельности.
  • готовность к дальнейшему профессиональномуобразованию.

Основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе, переход в среднюю школу и обучение по АООП ООО вариант 8.1.

Оценочный критерии результатов учащихся на начало, и конец года производится по пяти уровням:

Высокий уровень – Можно поставить ребенку, совершившему большой качественный скачек в усвоении данного материала. Ребенок может достаточно самостоятельно выполнять задания, анализировать процесс и результаты познавательной деятельности. Устанавливает положительные эмоциональные контакты.

Выше среднего – Учащийся выполняет большую часть заданий самостоятельно, допуская незначительные ошибки. Понимает инструкцию, активно использует обучающую помощь, при повторном выполнении заданий учащейся не допускает ошибок. Усвоение положительных навыков общения со взрослыми и сверстниками.

Средний уровень – Учащийся выполняет часть заданий, допуская ошибки. Понимает инструкцию, активно использует обучающую помощь. Усвоение положительных навыков общения со взрослыми и сверстниками.

Ниже среднего – Частично владеет понятиями, частично соотносит и использует в деятельности. Выполняет элементарные действия.

Низкий уровень –Учащийся не владеет данными понятиями, данные навыки не сформированы, не соотносит не использует в деятельности.

Результаты вносятся в протокол

Описание места курса в учебном плане.

Коррекционно-развивающая программа рассчитана на 2 года с 5-го по 9-й класс по 1 часу в неделю, 34 часа (34 недели). Курс изучения программы рассчитан на детей 5-9 х классов, обучающихся по АООП ООО, разработанный на основании специальных (коррекционных) программ образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).

Общая нагрузка на обучающегося построена на основе здоровьесберегающего принципа. Данная коррекционно-развивающая программа реализуется с учетом индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся. На индивидуальные коррекционные занятия отводится до 30 мин., на групповые занятия – до 40 минут.

Формы организации занятий

Методика предусматривает проведение занятий в различных формах: групповой, парной, индивидуальной.

Методы, используемые на занятиях:

1.Имитационно-ролевые методы обучения: ролевая игра, тестирование, элементы аутотренинга.

2.Методы объяснительно-иллюстративного обучения: чтение, рассказ, беседа, объяснение, самостоятельная работа над учебным материалом.

3.Арт-терапия.

4.Сказкотерапия.

5.Кинезеологические упражнения.

6.Релаксационные упражнения. 

Структура коррекционно-развивающих занятий:

Каждое занятие состоит из нескольких последовательных частей.

1 часть. Вводная. Организационный момент, настраивающий на работу.

 Игры и упражнения на развитие произвольности психических процессов.

2 часть.Основная. Выполнение основных заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов (или эмоционально-волевой сферы) у школьников, крупной и мелкой моторики, двигательной координации. Происходит формирование умения последовательного анализа и наблюдения; развитие навыков самостоятельного мышления, постановки цели и планомерного выполнения задания. В основную часть обязательно включаются релаксационные упражнения, способствующие снятию мышечного напряжения, усталости и активизирующие мыслительную деятельность.

3часть. Заключительная. Упражнения и задания на развитие самоконтроля и адекватной самооценки. Рефлексия занятия, подведение итогов работы.

Структура заданий программы усложняется в зависимости от уровня овладения ребенком пространственных представлений: от наиболее простых, координатных, метрических до лингвистических представлений. Названия тем являются «условными», так как на каждом занятии происходит развитие познавательных процессов в комплексе (мышления, внимания, памяти, зрительно-моторной координации, пространственных представлений), а не одного какого-то процесса.

Содержание курса

5 класс

Раздел 1.  Диагностический  блок. Входная диагностика (2 часа)

Диагностика уровня произвольности  внимания, восприятия, памяти,  мышления.

Раздел 2. Общение (3 часа)

Развитие коммуникативных навыков; распознавание эмоций;  выражение своих эмоции в зависимости от эмоционального состояния.

Раздел 3. Развитие речи (3 часа)

 Развитие навыков смыслового чтения; осознанное  построение  речевого высказывания текста.

Раздел 4. Коррекция и развитие внимания (8 часов)

Формирование мнестических процессов и приемов мнестической деятельности.

Раздел 5. Коррекция и развитие памяти (7 часов)

Формирование приемов умственной деятельности, развитие интеллектуальной сферы.

Раздел 6. Коррекция и развитие мышления (9 часов)

Развитие мыслительных процессов и операций.

Раздел 7. Итоговая диагностика (2 часа)

Определение динамики психического  развития.

Итого: 34  часа(1 занятие в неделю)

6 класс

Раздел 1.  Диагностический  блок. Входная диагностика (2 часа)

Диагностика уровня произвольности  внимания, восприятия, памяти,  мышления.

Раздел 2. Общение (4 часа)

Развитие коммуникативных навыков; распознавание эмоций;  выражение своих эмоции в зависимости от эмоционального состояния.

Раздел 3. Коррекция и развитие ощущения и восприятия (2 часа)

Развитие зрительного восприятия (сенсорные эталоны, зрительный анализ, тонкость и дифференцированность восприятия);развитие слухового восприятия (ритмизация, дифференциация, соотнесение); развитие тактильного восприятия; развитие кинестетических ощущений.

Раздел 4. Коррекция и развитие внимания (8 часов)

Формирование мнестических процессов и приемов мнестической деятельности.

Раздел 5. Коррекция и развитие памяти (8 часов)

Формирование приемов умственной деятельности, развитие интеллектуальной сферы.

Раздел 6. Коррекция и развитие мышления (8 часов)

Развитие мыслительных процессов и операций.

Раздел 7. Итоговая диагностика (2 часа)

Определение динамики психического  развития.

Итого: 34  часа(1 занятие в неделю)

7 класс

Раздел 1.  Диагностический  блок. Входная диагностика (2 часа)

Диагностика уровня произвольности  внимания, восприятия, памяти,  мышления.

Раздел 2. Коррекция и развитие ощущения и восприятия (2 часа)

Развитие зрительного восприятия (сенсорные эталоны, зрительный анализ, тонкость и дифференцированность восприятия);развитие слухового восприятия (ритмизация, дифференциация, соотнесение); развитие тактильного восприятия; развитие кинестетических ощущений.

Раздел 3. Общение (3 часа)

Развитие коммуникативных навыков; распознавание эмоций;  выражение своих эмоции в зависимости от эмоционального состояния.

Раздел 4. Развитие воли (2 часа)

Формирование нравственности; развитие самоконтроля.

Раздел 5.Развитие речи (3 часа)

 Развитие навыков смыслового чтения; осознанное  построение  речевого высказывания текста.

Раздел 6. Коррекция и развитие внимания (6часов)

Формирование мнестических процессов и приемов мнестической деятельности.

Раздел 7. Коррекция и развитие памяти (6 часов)

Формирование приемов умственной деятельности, развитие интеллектуальной сферы.

Раздел 8. Коррекция и развитие мышления (8 часов)

Развитие мыслительных процессов и операций.

Раздел 9. Итоговая диагностика (2 часа)

Определение динамики психического  развития.

Итого: 34  часа(1 занятие в неделю)

8 класс

Раздел 1.  Диагностический  блок. Входная диагностика (2 часа)

Диагностика уровня произвольности  внимания, восприятия, памяти,  мышления.

Раздел 2. Коррекция и развитие ощущения и восприятия (2 часа)

Развитие зрительного восприятия (сенсорные эталоны, зрительный анализ, тонкость и дифференцированность восприятия);развитие слухового восприятия (ритмизация, дифференциация, соотнесение); развитие тактильного восприятия; развитие кинестетических ощущений.

Раздел 3. Общение (3 часа)

Развитие коммуникативных навыков; распознавание эмоций;  выражение своих эмоции в зависимости от эмоционального состояния.

Раздел 4. Развитие речи (5 часов)

 Развитие навыков смыслового чтения; осознанное  построение  речевого высказывания текста  различных стилей и жанров; развитие коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

Раздел 5. Коррекция и развитие внимания (8часов) 

Формирование мнестических процессов и приемов мнестической деятельности.

Раздел 6. Коррекция и развитие памяти (8 часов)

Формирование приемов умственной деятельности, развитие интеллектуальной сферы.

Раздел 7. Коррекция и развитие мышления (4 часа)

Развитие мыслительных процессов и операций.

Раздел 8. Итоговая диагностика (2 часа)

Определение динамики психического  развития. 

Итого: 34  часа(1 занятие в неделю)

9 класс

Раздел 1.  Диагностический  блок. Входная диагностика (2 часа)

Диагностика уровня произвольности  внимания, восприятия, памяти,  мышления.

Раздел 2. Коррекция и развитие ощущения и восприятия (1 час)

Развитие зрительного восприятия (сенсорные эталоны, зрительный анализ, тонкость и дифференцированность восприятия); развитие времени и пространства.

 Раздел 3. Общение (4 часа)

Развитие коммуникативных навыков; вербального и невербального общения;  распознавание эмоций;  выражение своих эмоции в зависимости от эмоционального состояния.

Раздел 4. Развитие речи (5 часов)

 Развитие навыков смыслового чтения; осознанное  построение  речевого высказывания текста  различных стилей и жанров; развитие коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

Раздел 5. Коррекция и развитие внимания (6 часов) 

Формирование мнестических процессов и приемов мнестической деятельности.

Раздел 6. Коррекция и развитие памяти (6 часов)

Формирование приемов умственной деятельности, развитие интеллектуальной сферы.

Раздел 7. Коррекция и развитие мышления (8 часов)

Развитие мыслительных процессов и операций.

Раздел 8. Итоговая диагностика (2 часа)

Определение динамики психического  развития. 

Итого: 34  часа(1 занятие в неделю)

Методические и материальные техническое обеспечение программы  

Копилка упражнений и игр по развитию познавательной деятельности:

  • корректурные задания,
  • модификации методики Мюнстерберга,
  • работа с изображениями-нелепицами,
  • решение ребусов;
  • «Запрещенная буква»,
  • «Спрятанное слово»,
  • методика «Смысловые единицы» (К.П. Мальцева),
  • упражнение «Мысленные образы и эмоции»,
  • техника «Анализ структуры длинных предложений»,
  • составление рисунков из счетных палочек и/или спичек,
  • «Запрещенная буква»,
  • «Спрятанное слово»,
  • «Исключение лишнего»,
  • «Составь предложение»,
  • «Четвертый лишний»,
  • «Необычное применение»,
  • «Поиск аналогов»,
  • «Чтение с помехой»,
  • «Что слышно?»,
  • «Найди ошибку»,
  • «Назови причину»,
  • «Скажи по-другому»,
  • «На что это похоже?»,
  • «Противоположности»,
  • «Поиск общего»,
  • «Дай определение»
  • Развивающие презентации на развитие познавательных процессов.
  • Карточки, сюжетные картины, иллюстрации, тексты художественной литературы, фотографии.
  • Манипуляторные предметы (дидактический и раздаточный материал материал)
  • Методическая литература (рабочие тетради, сборники коррекционных упражнений, тесты и т. д.)
  • Компьютер.

Список литературы

1.Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – 4-е изд., стер. – М.: Издательство «Ось89», 2006. – 272с.

 2. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со          взрослыми и сверстниками. / Л.М. Щипицына, О.В. Защиринская, А.П.Воронова, Т.А. Нилова. – СПб., 1998

 3.Завьялова Т.П., Стародубцева И.В. Сборник игровых занятий поразвитию памяти, внимания, мышления и воображения. – М.: АРКТИ, - 2008.

4. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1– 4 классов). Часть 1. Книга для учителя. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: «Ось-89», 2006. – 272с

5. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 5-9 классов). Часть 2. Материалы к урокам психологическогоразвития.  – 4-е изд., стер. – М., 2008.

 6.Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении./ Н.П.                     Слободяник – М., 2004

 7. Пузанов Б.П. “Обучение детей с нарушением интеллектуального     развития”.

 8.Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями     здоровья. Психологические основы. / Л.И. Акатов. – М.,2003

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха I года обучения 2018-2019 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкоррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха I года обучения2018-2019 учебный год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха II года обучения 2018-2019 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха  II года обучения 2018-2019 учебный год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха III года обучения 2018-2019 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха III года обучения 2018-2019 учебный год...

Рабочая программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе

Рабочая    программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе разработана в соотве...

Рабочая программа по гончарному делу для детей с интеллектуальными нарушениями 6 класс, вариант 2

Рабочая программа по гончарному делу для детей с интеллектуальными нарушениями 6 класс, вариант 2Первый год обучения гончарному мастерству...

Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 коррекционного курса «Логопедические занятия» (для 1 - 7 класса)

Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» (далее Коррекционный курс) составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающ...

Рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащихся 4 классов с нарушением чтения и письма, обусловленным ОНР

Цель: устранение нарушений письменной речи, вследствие недостаточной сформированности фонематического,   лексико-грамматического и синтаксического компонентов  речевой системы  у обучаю...