Внеурочное занятие по финансовой грамотности "Карманные деньги: как потратить"
методическая разработка по экономике (5 класс)

Юлия Леонидовна Колмакова

Деньги – это очень важная часть современной жизни. Мы обязательно учим ребенка пользоваться вилкой, переходить улицу, вежливо общаться. Однако тема с финансовыми вопросами остается часто незатронутой.

В настоящее время современные дети достаточно плотно вовлечены в весьма сложный процесс денежных отношений с младых лет. В связи с этим крайне важной задачей становится научить их грамотно распоряжаться деньгами, попутно развивая у них азы финансовой грамотности. Карманные деньги на сегодняшний день являются одним из важных методов финансового воспитания учеников младшего школьного возраста, которые способствуют   результативному управлению финансами  во  взрослой жизни.

Распоряжение собственным бюджетом учит ребят покупать то, что им действительно нужно, стараться откладывать свои сиюминутные порывы.  Формируется четкое понимание ценности денег.  Плюс в том, что ученики  оттачивают навыки счета.

Умение ценить, копить и в дальнейшем распоряжаться бюджетом формируется не сразу. Это достаточно долгая и весьма сложная работа. Именно поэтому начинать желательно как можно раньше.

В этом и актуальность выбранной темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnoe_zanyatie_karmannye_dengi.docx64.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 12 с кадетскими классами им. А.И.Сорокина»

Методическая разработка учебного занятия в рамках

                                   дополнительной  общеобразовательной программы

Социально-гуманитарной   направленности

объединения

«Финансовая грамотность»

 5 класс

 

Тема: «Карманные деньги: как потратить»

Содержание

Страницы

1

Введение

3-4        

2

Основная часть. Ход занятия

5-8

3.

Заключение

9

4.

Приложение:

 анкета, инструкция  «Хочу, могу, трачу», Дополнительная  общеобразовательная программа «Финансовая грамотность

10-20

Введение

 Деньги – это очень важная часть современной жизни. Мы обязательно учим ребенка пользоваться вилкой, переходить улицу, вежливо общаться. Однако тема с финансовыми вопросами остается часто незатронутой.

В настоящее время современные дети достаточно плотно вовлечены в весьма сложный процесс денежных отношений с младых лет. В связи с этим крайне важной задачей становится научить их грамотно распоряжаться деньгами, попутно развивая у них азы финансовой грамотности. Карманные деньги на сегодняшний день являются одним из важных методов финансового воспитания учеников младшего школьного возраста, которые способствуют   результативному управлению финансами  во  взрослой жизни.

Распоряжение собственным бюджетом учит ребят покупать то, что им действительно нужно, стараться откладывать свои сиюминутные порывы.  Формируется четкое понимание ценности денег.  Плюс в том, что ученики  оттачивают навыки счета.

Умение ценить, копить и в дальнейшем распоряжаться бюджетом формируется не сразу. Это достаточно долгая и весьма сложная работа. Именно поэтому начинать желательно как можно раньше.

В этом и актуальность выбранной темы.

Цель: научиться разумно распоряжаться своими карманными деньгами;

Задачи: рассмотреть понятие «карманные деньги»  

  • обучить детей рациональному использованию карманных денег.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • воспитание рационального отношения к личным финансам,
  • развитие самостоятельности и осознание личной ответственности

за    свои поступки.

Предметные:

  • ознакомить с принципами формирования личного дохода, его сохранения и преумножения.
  • овладение предметными умениями учащихся  обращению с личными финансами (зарабатывание, сохранение, преумножение капитала).

 Метапредметные:

Познавательные:

  • освоение способов распоряжения собственными финансами;
  • уметь объяснять, что такое доходы и расходы, личный финансовый план.

Регулятивные:

  • понимание цели своих действий;
  • составление простых финансовых планов с помощью учителя;
  • проявление познавательной и творческой инициативы;

Коммуникативные:

  • выражать свои мысли и идеи, обсуждать в рабочей группе информацию

Методы: практический, словесный, наглядный.

Базовые понятия и знания: карманные деньги, личный финансовый план, доходы и расходы

Оборудование: ноутбук, смарт - доска, раздаточный материал, «денежное дерево»

Ход учебного занятия.

    Мотивационный этап.

Когда их много, то они молчат,

          Когда их нет, они «поют романсы»

               Так именно про….  говорят

           И называют их еще……..

Задание ученикам: вставьте пропущенные слова.

Учитель: А сейчас предлагаю вам обратить внимание на это дерево. Что необычного вы в                                нем замечаете?  (Ответы учеников)   Правильно, на этом дереве растут деньги. А так бывает?  Как вы уже поняли, сегодняшняя наша беседа будет про деньги.  Давайте исправим ошибки, с   которыми, мы уже встретились. Если деньги не растут на дереве, то как же они появляются? (производство денег возложено на предприятие «Гознак»- Московский и Пермский печатные фабрики, Московская типография; Московский и Санкт – Петербургский монетные дворы).

Ответы учеников (родители получают зарплату, бабушки  и дедушки пенсии, печатают и т.д )

Учитель: а вы знаете, как  появились деньги? (ответы учеников)

Чтобы узнать обо всем по порядку мы и посмотрим  мультфильм  Фиксики «История вещей. Деньги»  https://youtu.be/vaGnAN_DJXU

Учитель: То, что без денег нам не обойтись мы все прекрасно понимаем. Деньги, полученные за выполнение какой либо работы, называют заработной платой (зарплата).

А у вас деньги есть? Вы ведь не работаете.

 Поделитесь своими секретами. Откуда вы их  берете?

Как называются деньги, которые дают вам родители, и которыми вы можете пользоваться на свое усмотрение? (Ответы учеников - карманные деньги)

Карманные деньги они ваши, соответственно вы сами определяете, на что их           тратить.  Скажите, пожалуйста, что вы делаете с карманными деньгами?

Когда у вас есть карманные деньги, вы можете их не только тратить и копить, но и отдавать. Отдавать свои долги. Или отдавать тем, кому деньги нужнее. (Приведите примеры) Для начала  научитесь делиться с  близкими: угостить подружку, дать маме или бабушке, которой не хватает мелочи, купить корм бездомным кошкам и т.д. В дальнейшем, когда ваши карманные деньги увеличатся, вы можете делать пожертвования в детский дом, приют для животных или на лечение больных. Почему важно делиться? (Сегодня ты помогаешь, а завтра тебе нужна будет помощь)

А как быстро вы тратите свои деньги? (Учитель выслушивает ответы учеников: сразу, на следующий день и т.д.). Кто-нибудь из вас знает правила,  как обращаться с  деньгами? (Пересчитывать сдачу, хранить в кошельке или копилке, завести банковскую карту, не терять).

Давайте, проиграем с вами следующую ситуацию.

  1. Вы с друзьями по дороге домой зашли в магазин. Там вы выбрали себе новые фломастеры и большую шоколадку. Но уже стоя на кассе, вы вспомнили, что утром мама переживала, что заканчивается хлеб и молоко. А она сегодня не успеет в магазин. Ваших карманных денег не хватит на все товары.

Какими  будут ваши  действия?  (Ответы учеников)

Учитель:

Просыпаюсь в понедельник –
Стало жаль себя до слёз!
Где мне взять побольше денег? –
Одолел меня вопрос.

В мире столько всяких разных
Соблазнительных вещей!
Только толку что в соблазнах,
Если денег нет вообще?

Счастье не в деньгах, понятно,
И не в норковых манто,
Но с деньгами жить приятно,
А без них – совсем не то!

Как-то мне без них неловко

И выходит ерунда:
Ни купить себе обновку,
Ни поехать на юга…

Не хватает капитала!
Как бы мне разбогатеть?
В интернете поискала –
Не даёт ответа Сеть.

Может, кто-то знает способ?
Поделился бы народ,
Чтобы не остаться с носом,
А совсем наоборот
!

 Некоторые  из вас говорили, что не тратят свои карманные деньги, а копят. А почему вы это делаете? На что собираетесь потратить свои накопленные деньги? (телефон, компьютер, подарки родным,  книгу и т.д.) Ответы учеников.

Копить надо уметь. И сейчас попробуем  сформулировать  правило, как быстро накопить монетки. (Ответы учеников)

Правило! В копилку можно только класть деньги, и нельзя оттуда забирать даже чуть-чуть.

И в конце нашего занятия давайте сыграем в интерактивную игру «Деньги любят счет»

 Рефлексия.

  • Что я узнал после изучения данной темы?
  • Создание  памятки «Как управлять деньгами» (каждый ребенок пишет свои предложения)

У каждого из вас есть по 3  кружочка-монетки разного цвета. Если вам понравилось занятие, вы научились  правильно обращаться с деньгами, выберите желтую монетку.

Если занятие вам не понравилось, вы так и не смогли понять, как распоряжаться своими деньгами, выберите белую монету. Если вам занятие понравилось частично, узнали что-то новое, но осталось много вопросов – выберите серую монету.

Приклейте выбранную монету на наше денежное дерево.  За время нашего урока у нас  появилось вот такое чудесное дерево.

Памятка «Как управлять деньгами»

1.Будьте аккуратными в трате денег, старайтесь не растратиться

2.Попросите родителей открыть банковскую карту на ваше имя и можете регулярно вкладывать на него деньги вместо копилки.

3.Заведите копилку и вносите в нее сдачу от своих покупок. Так вы сможете накопить сбережения.

4.Купите игру «Монополия»  и регулярно играйте в неё, это будет весело и научит вас понимать всю ценность денег.

 На дом: 1. Посмотреть  видеофильм  «Карманные деньги»  («Азбука денег тётушки Совы»)  https://www.youtube.com/watch?v=cYKxE2otjKc

Наряжаем елку полезных финансовых привычек!

2.На следующем занятия будем учиться составлять  индивидуальный финансовый план «Хочу, могу, трачу» (Инструкция прилагается)

                                                                   Заключение.

Карманные деньги для многих родителей зачастую служат как средство манипулирования ребенком (за хорошее поведение, оценки и т.д.). И даже если детям дают деньги, то родители всячески стараются контролировать детей в их тратах. И дети, не получая регулярно деньги на их личные расходы, не имеют возможности планировать свои расходы и в основном тратят на сиюминутные желания. Памятка, составленная учениками, учит сопоставлять доходы и расходы, оценивать приоритетность  той или иной покупки. Приобретенные навыки идут в копилку жизненного опыта ребенка, развивают самостоятельность и ответственность. Выдача карманных денег — это одно из  средств финансового воспитания ребенка. Единственный верный способ научить детей управлять деньгами — разрешить им самим делать это. И карманные деньги — лучший тренажер. Другими словами, ребенок сам учится методом проб и ошибок. И если в детстве им не представится возможность этого сделать, в более зрелом возрасте цена ошибок будет больше.

Это интересно:

  • 88% родителей Великобритании выдают детям карманные деньги строго по плану: с 6,5 лет - в среднем 1,5$ в неделю, 17-летнему подростку - 10$ в неделю. С 10 лет – дети начинают подрабатывать.
  • В Германии законодательно решен вопрос о количестве карманных денег в неделю: до 6 лет- 50 центов, 7лет -1,5-2 евро, 10лет - 10-12 евро, 13 лет – 20 евро, 15 лет – 25-30 евро, Покупательная способность детей в среднем 7,5 млрд евро в год.
  • В России, в среднем, школьник получает примерно 750 рублей в неделю.
  • Самые большие карманные расходы у норвежских школьников — 4 600 рублей в неделю. Но,60% норвежских детей откладывают часть полученных денег.
  • Самые маленькие расходы у индийских и египетских детей — примерно, 120-160 рублей в неделю.
  • В Швеции деньги накопить детям очень легко и совсем не затратно для родителей. До 20 лет шведским детям платит на карманные расходы государство – 152 доллара ежемесячно. В школе питание бесплатное. А если ещё родители будут «участвовать» в этакой своеобразной «программе софинансирования», то есть добавлять к сумме, накопленной от государства, такую же сумму от себя – то к 20-летию на счету ребёнка наберется кругленькая сумма. В Швеции дети зарабатывают деньги на продаже своих ненужных вещей (одежды, игрушек, книг) и уже с 15-ти лет могут организовать свой бизнес. В стране очень много таких молодых бизнесменов. А ещё есть сладкое в Швеции дети могут только по субботам.

                                                                                                                               Приложение 1

Анкета

1.Дают ли тебе родители карманные деньги?

  • Да
  • Нет

2. Благодаря чему формируется, твой денежный доход?

  • Денежные подарки родственников на праздники и день рождения
  • Собственный заработок
  • Карманные деньги, которые дают родители

3. Что ты делаешь с карманными деньгами?

  • Трачу на всякие мелочи, сладости, развлечения
  • Откладываю в копилку

 

Приложение 2.

Инструкция «Хочу, могу, трачу"

Вы решили купить себе _________________ стоимостью ___________ рублей.

Составьте план накопления денег.

Способ получения денег

Количество

Время (каждый день, 1 раз в месяц, 1 раз в год)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по финансовой грамотности "Что такое деньги? Откуда они взялись и как их тратить"

Данная методическая разработка предназначена обучающимся 2 класса. Форма проведения занятия - путешествие в прошлое, в ходе которого ребята знакомятся с историей появления денег,их функциям, назначени...

Методическая разработка внеурочного занятия по финансовой грамотности "Страхование как способ избежать финансовых потерь"

В современной России вопрос о финансовом образовании населения является актуальным, потому что у россиян нет достаточного опыта жизни в условиях рыночной экономики.Страхование имеет многовековую истор...

Конспект внеурочного занятия по финансовой грамотности "Права потребителей. Федеральный закон по защите прав потребителей"

Конспект внеурочного мероприятия по финансовой грамотности в 8 классе "Права потребителей. Федеральный закон по защите прав потребителей"...

Внеурочное занятие курса Финансовой грамотности по теме :Вклады и кредиты"

Внеурочное занятие построено в виде игры "Зачем нужны банки?", Вашему вниманию предоставляктся конспект внеурочного занятия, презентация недели финансовой грамотности к нему, и небольшой вид...

Внеурочное занятие по финансовой грамотности "Как не потратить лишнего"

ldquo;Они – великий созидатель. Там, куда они текут, вырастают улицы, заводы, пустыни превращаются в оазисы, болота – в плодородные нивы… Они – жесточайший тиран. Чем больше ...

Внеурочная деятельность занятие курса "Финансовая грамотность". Семья и деньги

Занятие внеурочной деятельности курса "Финансовая грамотность 5-6 класс.На занятии дети знакомяся с ролью денег в семье....

Методическая разработка внеурочного занятия по финансовой грамотности Квест - игра. «Знатоки финансовой грамотности»

Квест-игра - «Знатоки финансовой грамотности» Форма проведения: занятие-игра по станциям.Участники: учитель, учащиеся 5-6 классы.Цель: формирование  финансовой грамотности обучаю...