Конспект занятия по программе "Финансовая грамотность" для молодых людей с ОВЗ: "Деньги. История, функции, виды денег"
план-конспект

Погосова Ирина Сергеевна

Конспект по программе "Финансовая грамотность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dengi._istoriya_funktsii_vidy_deneg.docx52.92 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт–Петербургское государственное бюджетное стационарное

учреждение социального обслуживания «Дом–интернат для детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями умственного развития №1»

Комитета по социальной политике

КОНСПЕКТ

открытого занятия по дополнительной общеобразовательной программе:

«Финансовая грамотность»

Личностно-педагогическая направленность

(Личностное развитие)

Тема «Деньги. История, функции, виды денег»

Методическое объединение воспитателей специализированного структурного образовательного подразделения дополнительного общеразвивающего образования «Центр социальной и трудовой реабилитации»

ФИО, Погосова Ирина Сергеевна

Должность: Воспитатель

Высшая квалификационная категория

Санкт-Петербург

2022 уч. год

Фамилия, имя, отчество педагога, должность

Погосова Ирина Сергеевна

 воспитатель.

Наименование образовательного учреждения, город

СПб ГБСУСО «ДДИ № 1»

Группа

25 группа  

Программа (,0

указать название программы, направленность по образовательной области,

«Финансовая грамотность»

Личностно-педагогическая направленность

Образовательная область

Личностное развитие

Тема занятия

«Деньги. История, функции, виды денег»

Форма занятия (кол-во детей)

Групповая 14 человек.

Продолжительность по времени

45 минут

Тип занятия

Комбинированный

Цель занятия

Расширить представление об истории, функциях и видах денег. Формировать экономический кругозор у воспитанников (ПСУ).

Задачи занятия

  1. образовательная

  1. коррекционная

  1. воспитательная

Познакомить воспитанников с экономическими понятиями: «деньги», «обмен», «товар».

Развивать Познавательный интерес, мышление, память, внимание

Воспитывать нравственность.

Методы организации образовательно-воспитательного процесса

Словесные, наглядные, практические.

Методическое и техническое обеспечение занятия

средства технические: Интерактивная доска, передвижная доска, аудиозапись  

методические средства: презентация

раздаточный материал: стаканчики с водой, бумага, купюры, монеты

Предварительная работа

Изготовление дидактической игры «Убери лишнее».

Тематические беседы.

Посещение магазинов.

Рассматривание монет и купюр.

Использованная литература

  • Слисенко Е.И., Гуменюк Н.А. Новые валеологические игровые технологии. //Дошкольная педагогика. - 2005. №4,5.
  • Стрменьова И. Я-человек,ты-человек.-М.: Дет.лит.,1991.

Ход занятия

Название упражнения,

частные задачи.

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

  1. Вводная часть…..мин

1.Организационный момент2мин

Задача:

Настрой на занятие

Я предлагаю поздороваться ладошками. Кладём ладошку на ладошку соседа. Это нужно для нашего хорошего настроения. А чтобы день был удачный, и чтобы все наши мечты осуществились, повторяйте волшебные слова:

«Мы ребята просто класс,

Всё получится у нас!»

Ну что ж можно похлопать себе.

Хлопают.

2.Актуализация знаний по данной теме

Задача:

Умение извлекать информацию из увиденного и излагать свои мысли в устной форме.

 Я пришла сегодня не с пустыми руками. Принесла для вас отличный сюрприз.  (Коробочка)

Послушайте звуки и отгадайте, что здесь? (трясу коробочку, дать детям потрясти)

Надо проверить. (Открываю). И, правда, денежки.

Какие у нас тут деньги?

А вы сталкиваетесь в жизни с деньгами?

А где вы сталкивались?

(Слушают) Деньги, деньги!

Пять рублей, 10 рублей. 5 копеек.

Да.

Ответы.

3.Мотивация образовательной деятельности

Задача:

Подведение к теме занятия.

Ребята, почему среди денег оказалась ракушка?

Вам интересно?

Мне тоже интересно, почему ракушка здесь!

Я вам предлагаю побольше узнать о деньгах и выяснить, почему ракушка оказалась среди денег. Согласны?

Ответы.

Да.

Да.

  1. Основная часть занятия …мин

1.Раскрытие темы занятия

 Сообщение темы

Задача:

Настрой воспитанников на работу

Задача:

Развитие интереса к новому учебному материалу

Задача:

Умение высказывать своё мнение, выслушивать мнения других.

Слайды

Задача:   Знакомство с интересной информацией

Слайд 2.

Слайд 3- 4.

Слайд 5 - 6.

 

Слайд 7 - 9.

Слайд 10 - 12.

Задача:

Знакомство с интересной информацией

Слайд 13.

Слайд 14.

Слайд 15.

Слайд 16.

Слайд 17.

Слайд 18.

Слайд 19 - 20.

Тема нашего занятия:

«Деньги. История, функции, виды денег».

Тогда первый вопрос к исследователям. Что такое деньги?

А где мы можем найти точное определение деньгам? Где можно узнать? Из чего узнать?

Если что - то вас заинтересовало, где вы это узнаёте?

Правильно. Вот у нас есть энциклопедия. Давайте прочитаем, что же такое деньги.

…………. прочитай.

Спасибо …………….

Деньги – это средство обмена. Как вы понимаете это?

Размышляют.

Ребята мы так привыкли к деньгам, что мне стало интересно. А были ли деньги у древнего человека?

 А я слышала, что были.

             

А сейчас, послушайте сообщения своих товарищей об истории возникновения денег. Эту информацию они самостоятельно нашли в интернете.

Обмен товара на товар называется БАРТЕР.        

Обменивать товары действительно было очень сложно.

Как вы думаете, что придумали люди, чтобы облегчить себе жизнь?

Чтобы упростить обмен, люди стали думать, какой предмет наиболее подходит для этого. Попробовали многое: скот, меха, куски ткани, птичьи перья, зерно, табак, даже сушеную рыбу. 

Удобны ли были такие деньги?

Совершенно, верно, овец и быков нужно было где-то держать и кормить, а продукты от хранения портятся.

Постепенно люди поняли, что деньги должны быть постоянными. Они не должны портиться, быть лёгкими, не терять своей ценности.

Предметы, которыми обменивались люди, называют товаром.

Удобные для обмена товары и называются деньгами.

Деньгами древнему человеку служили: мех животных, зёрна, соль, орехи. Одними из первых денег был и раковины каури - моллюсков, добывавшихся в южных морях. В раковинах просверливали отверстие и нанизывали на веревочку как бусы по 40 раковин. Они были лёгкими и не портились. За одного быка нужно было отсчитать тысячу таких раковин.

Удобно?

Затем появились металлические деньги – это были не такие деньги, которые есть сейчас. А кольца, брусочки, бусинки, прутики, слитки.

Так были ли у древних людей деньги?

Какие они были?

А можем, мы сейчас ответить на вопрос. Почему в коробочке оказалась ракушка?

Совершенно, верно. Ракушку использовали как средство обмена.

На Руси существовала обменная монета – серебряная гривна (брусок). Если вещь стоила меньше, то от гривны отрубали кружок.             

Что же получалось? (РУБЛЬ)

Затем появились деньги похожие на современные. При Иване IV (Грозном) были выпущены деньги, на которых изображался всадник с копьем в руках. Что же появилось? (КОПЕЙКА)

Размышляют.

Размышляют.

Ответы воспитанников

«Деньги — это средство обмена. Люди меняют деньги на товары, которые им необходи-мы»

Размышляют.

Нет, Да.

1 воспитанник. У первобытного человека денег не было, он в них не нуждался, а всё что ему было надо, давала природа. Первобытные люди жили в пещерах, одевались в шкуры животных, питались тем, что давала им природа.

Через несколько тысяч лет люди уже научились выращивать нужные растения, ткать материю и ковать железо, изготавливать кувшины и горшки, приручили и сделали домашними животных.

Для каждого дела нужны были умельцы. Один человек не может сразу шить обувь и ковать железо, строить дома и разводить животных. Люди решили, что одни должны ковать железо, другие – выращивать домашних животных, третьи – охотиться, четвертые – заниматься земледелием.

2 воспитанник.  Кто- то из древних людей хорошо рыбачил, а кто- то лучше всех выращивал пшеницу. Поэтому люди стали обмениваться. Они меняли рыбу на зерно, шкуры на овощи, или другие товары. Земледельцы меняли зерно и растительное масло; гончары - горшки и кувшины, кузнецы – наконечники для стрел, ножи, топоры; скотоводы – быков, овец, шерсть и кожи.

3 воспитанник.  Чем больше появлялось разных товаров, тем сложнее их было поменять друг на друга. Например, надо рыбу обменять на корову: во-первых, нужно наловить очень много рыбы, чтобы обмен был равным. Во-вторых, найти человека, которому надо много рыбы. В-третьих, сделать так, чтобы рыба не испортилась. С ценами тоже была чехарда. Сегодня мешок муки можно обменять на 2 топора, а завтра голодный купец даст вам за мешок муки 3 топора.

Предметы для оплаты товара

Нет

Нет.

Да

Кости, брусочки, ракушки.

Это древняя денежка.

Рубль

Копейка

Слайд 21

Слайд 22.

Слайд 23.

Слайд 24-25.

Слайд 26.

Слайд 27.

Слайд 28.

Слайд 29-44.

Магнитофонная запись.

Задачи:

Знакомство с интересной информацией.

Развитие интереса к новому учебному материалу

Задача:

Смена деятельности с целью снятию напряжения.

Задача:

Закрепление материала

Задача:

Умение делать выводы из полученной информации.

1.Эксперимент

2.Эксперимент

3 Эксперимент

4 Эксперимент

Игра-практикум

Задача:

Практические действия с деньгами

Практическая работа.

У каждого ученика на столе монеты достоинством 1 копейка, 1 рубль, 10 рублей.

Что изображено и написано на монетах?

Сравните. 
Найдите на монетах лицевую и оборотную стороны, ребро, номинал, легенду. 
Слайд 21. Оборотная сторона, на которой указан её номинал, то есть достоинство (l рубль), называется «реверс», или «решка».

Почему решка?

Слайд 22. Решка – это искаженное и сокращенное произношение слова «решётка». В ходе денежной реформы Петра I в обращение поступил серебряный рубль с монограммой царя, составленной из четырёх переплетённых букв П и римской цифры I. Она очень напоминала решётку, которая в разговоре стала решкой. 


Слайд 23. Сторона, на которой изображен герб (портрет или другой рисунок), – лицевая. Она называется «аверс», или, как часто говорят, «орёл».

Слайд 24- 25. Ребро монеты называется «гурт». Надпись на монете называется «легенда».

– Покажите на монете легенду, реверс (или решка), аверс (или орёл) и гурт. 
– Что можно узнать из надписей? 
(Сколько эта монета стоит, в какой стране используется, в каком году выпущена.) 

Что мы знаем про деньги.  Сообщения о значении изображений на купюрах.

Слайд 26. У металлических денег всё же оказался важный недостаток – они тяжелы и занимают немало места. Люди придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали с собой в дорогу бумажные расписки на это золото. 


Слайд 27. Так впервые появились на свет бумажные деньги, на которых написано, какому количеству хранящегося в банке золота они равны.

Слайд 28. Сейчас деньги делают бумажными или металлическими. В каждой стране они называются по-разному: евро, доллар, марка, юань, злотый и т.д.

- Как называются деньги в нашей стране?

Слайд 29 - 44. - Знаете ли вы, как сейчас выглядят Российские деньги?

10 рублей. На купюре этого номинала изображен город Красноярск. Лицевая часть - часовня Параскевы Пятницы — это святая, которая является покровительницей семьи и домашних животных. Оборотная часть - Красноярская ГЭС с мостом через реку Енисей, который входит в книгу ЮНЕСКО "Лучшие мосты мира".

50 рублей. Изображен город Санкт-Петербург. Лицевая сторона - основание Ростральной колонны с женской фигурой, которая восседает на троне — это символ Невы. За Ростральной колонной видно Петропавловскую крепость. Оборотная сторона - здание бывшей биржи, которая находится на набережной. 

100 рублей. Москва. Лицевая часть - скульптура с фронтона Большого Театра - Аполлон с колесницей. Оборотная часть - площадь перед Большим Театром и само здание театра.

 

200 рублей. На купюре изображены символы города-героя Севастополя: памятник затопленным кораблям (лицевая сторона) и вид на музей-заповедник «Херсонес Таврический»

 

500 рублей. Представлен город Архангельск. Лицевая часть - на фоне морского вокзала и парусника расположен памятник Петру I. Оборотная часть - Соловецкий монастырь, который является одной из великих святынь. Это очень известный и многими любимый памятник архитектуры, поэтому неудивительно, что именно он расположился на купюре. 

 

1000 рублей. На этой денежной купюре изображен город Ярославль. Лицевая сторона - памятник Ярославу Мудрому, который держит храм в руках. Это символизирует, что наша вера в наших же руках. Оборотная сторона - храм Иоанна Предтечи (Крестителя).

 

2000 рублей. На купюре изображены символы Дальнего Востока.  На её лицевой стороне изображён мост на остров Русский, на оборотной – космодром «Восточный» в Амурской области.

 

5000 рублей. Здесь мы можем увидеть город Хабаровск. Лицевая сторона - памятник, посвященный генерал-губернатору восточной Сибири, графу Николаю Николаевичу Муравьев-Амурскому. Именно он дал начало возвращению Амура, который был отдан Китаю в 1689 году. Оборотная сторона изображает Царский амурский мост длиной 2700 метров.

   

Физминутка «Клад»

Мы нашли богатый клад.

«копаем землю»

Каждый кладу очень рад.

улыбаемся друг другу

Что же делать, как нам быть? 

поворачиваем голову из стороны в сторону

Как же клад нам разделить? 

разводим руки в стороны, пожимаем плечами

Чтоб досталось всем друзьям,

 всё мы делим пополам!

движения руками вверх-вниз, «делим»

-Ребята, а какие деньги появились раньше металлические или бумажные?

-А вы знаете, как называют металлические деньги по-другому?

-Металлические деньги называют монетами. А бумажные деньги называются купюры. (Закрепление).

 «Изображение на купюре…»

Воспитатель: Многие люди не задумываются и не замечают, какую информацию несут на себе бумажные купюры. У вас на парте бумажные деньги. Ваша задача назвать купюру с нужным изображением.    

  1. Назовите купюру, на которой изображена Красноярская гидроэлектростанция. (10 рублей)
  2. Назовите купюру с изображением женской скульптуры. (50 рублей)
  3. Назовите купюру, на которой изображён Московский Большой театр. (100 рублей)
  4. Назовите купюру с изображением памятника Петру I в Архангельске. (500 рублей)
  5. Назовите купюру с изображением памятника Ярославу Мудрому. (1000 рублей)
  6. Назовите купюру, на которой изображён Хабаровский мост через реку Амур. (5000 рублей)
  7. Назовите купюру с изображением Памятника затопленным кораблям в Севастополе. (200 рублей)
  8. Назовите купюру, на которой изображён космодром «Восточный» . (2000 рублей)                              

Экспериментальная деятельность.

-А, как вы думаете, какие деньги удобнее монеты или купюры?

-Как же нам наверняка разобраться, что лучше монеты или купюры? Подумайте?

Давайте проведём эксперименты?

-Правило – вести себя спокойно.

-Результаты исследований мы будем записывать в таблицу.

-Посмотрите на оборудование. Как вы думаете, что будут символизировать бумага?

Давайте помнём бумагу, разорвём её.

Что произошло с бумагой?

Какой вывод можно сделать?

Монета лучше. Она не мнётся и не рвётся.

-На карточке напротив монеты ставим плюс, в этом эксперименте монета показала лучшие качества.

-А теперь намочим бумагу. Кладите бумагу в воду. Что происходит?

-А если она намокнет, что произойдёт?

- А теперь проверим монету. Монета размокает?

Какой вывод сделаем, кто в этом эксперименте выигрывает?

На карточке напротив монеты ставим плюс, в этом эксперименте монета показала лучшие качества.

- А теперь возьмите в руки и монету и купюру.

- Давайте определим, что тяжелее монета или купюра.

-Давайте опытным путём проверим. Возьмите на ладошки монету и купюру. Что тяжелее?

-Давайте, подуем?

- Что происходит с монетой?

- А что происходит с купюрой?

- Какой вывод сделаем? Что легче?

- На карточке напротив купюры ставим плюс, в этом эксперименте купюра показала лучшие качества.

- Я приготовила для вас кошельки. Положите купюру и монету в кошелёк. Потрясите. Переверните.

- Что  удобнее хранить в кошельке?

-Каков ваш вывод?

-На карточке напротив купюры ставим плюс, в этом эксперименте купюра показала лучшие качества.

-Посмотрите в карту. Кто выигрывает?

- А что значит ничья?

Бумага

Монета

1 эксперимент

-

+

2 эксперимент

-

+

3 эксперимент

+

-

4 эксперимент

+

-

- Совершенно верно. По одним свойствам выигрывают монеты, а по другим купюры.

-Какой вывод мы сделаем?

- Вы правы, нужны нам и монеты, и купюры.

Игра «Магазин»

- А что нельзя купить за деньги?

 

-Есть такие вещи, которые не продаются и не покупаются. Вот сколько стоит ваша дружба?

- Она бесценна, совершенно, верно.

Сейчас послушайте стихотворение и скажите, какова его главная мысль.

                   «Деньги, деньги и снова деньги» -

                   Слышим мы сегодня вокруг,

                    Но есть в жизни вещи важнее,

                    Не забывай об этом, мой друг.

                     И зачем они только нужны?

                    Неужели без них невозможно

                    Общаться, творить и дружить,

                    Наверное, все же можно.

                    Ценного в жизни много:

                     Счастье, здоровье, семья…

                     Все золото мира бессильно,

                     Чтобы это купить, друзья.

                     Чувства людей бесценны,

                     И жизнь не имеет цены,

                     Верим мы свято в дружбу,        

                     И истине этой верны!

- Какова главная мысль стихотворения?

-Несмотря на то, что деньги играют важную роль в жизни людей, я призываю вас не ставить их на первое место. Здоровье близких людей, счастливая семья, верные друзья – вот главные ценности нашей жизни.

Внимательно слушают, отвечают на вопросы

Внимательно слушают и смотрят

Воспитанники выполняют движения

Металлические

\

Ответы воспитанников

Ответы воспитанников

Провести исследование

Купюры.

Бумага мнётся, рвётся; монета нет.

Монета лучше. Она не мнётся и не рвётся.

Она намокает.

Она развалится.

Нет

Монета лучше. Она не размокает.

Предположения воспитанников

Купюра легче.

Проверяют

Купюру хранить удобнее

Ничья

Одинаковое количество плюсов при нашем исследовании.

Играют

Дружбу, любовь, жизнь.

Нисколько.

Деньги в жизни не главное

III.Заключительная часть….мин

1.Подведение итогов….мин.

Задача:

Подведение итогов работы на занятии

Сегодня мы с вами говорили о том:

- Какие были самые первые деньги.

- Чем неудобны товарные деньги.

- Что пришло на смену товарным деньгам.

- Чем металлические деньги были лучше товарных.

- Какими деньгами мы пользуемся сегодня.

2.Оценка деятельности воспитанников, мотивация к дальнейшим занятиям

Задача: Формирование положительной самооценки.

-А сейчас я вас приглашаю снова встать в круг взяться за руки и друг другу улыбнуться. Здорово.

Все были молодцы. Были активными на занятии, выполняли задания, помогали друг. другу. Я уверена, что эти знания вам пригодятся.

Давайте снова положим ладошки друг на друга и скажем:

«Мы ребята просто класс,

Получилось всё у нас!»

Благодарю за работу, до новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по истории с использованием интерактивной системы голосования VOTUM по теме: «Древнейшие люди».

В настоящее время в обществе остро стоит вопрос информатизации современного образования и внедрения новейших информационных разработок в сферу образования. Но как сделать так, чтобы не усложнить...

Личностное развитие. Занятие "Эксперименты с водой" для молодых людей с ограниченными возможностями

Научно -экспериментальное занятие о свойствах воды . О значении воды в жизни  человека....

Конспект занятия ЛФК: "Имитационные упражнения для развития двигательной активности и улучшения функций дыхания"

Тема: Имитационные упражнения для развития двигательной активности и улучшения функций дыхания....

Конспект занятие по финансовой грамотности для молодых людей с ОВЗ: «Деньги, и как их экономить».

В конспекте  представлены теоретические и практические задания по финансовой грамотности для воспитанников с ОВЗ...

Доступная трудовая занятость нейроотличных подростков и молодых людей

Организация доступной трудовой занятости нейроотличных подростков - это программа подготовки воспитанников с ментальными нарушениями к постоянной трудовой деятельности по достижению совершеннолетия....