Тьюторское сопровождение слабослышащих обучающихся с интеллектуальными нарушениями
статья

Пантелюк Анна Александровна
В своей статье я постараюсь раскрыть особенности тьюторского сопровождения слабослышащих обучающихся с интеллектуальными нарушениями.          
     Тьютор – ”tutor” в переводе с английского – педагог-наставник. Этимология этого слова (лат. tueor – заботиться, оберегать) связана с понятиями – «защитник», «покровитель». В нашей стране специальность «тьютор» внесена в реестр профессий, определены квалификационные и иные характеристики данного специалиста, утвержден профессиональный стандарт.                                                                                     
    Тьюторское сопровождение — это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_kategorii_tyutora_1.docx21.95 КБ

Предварительный просмотр:

      Тьюторское сопровождение слабослышащих обучающихся с интеллектуальными нарушениями

     В данное время числа детей с отклонениями в развитии с каждым годом возрастает. Такие дети могут обучаться как в специализированных образовательных учреждениях, так и в общеобразовательных школах в рамках инклюзии. Для них должны быть созданы особые условия, одним из которых является возможность тьюторского сопровождения, обеспечивающего индивидуальный подход к каждому ребенку. Одним из важнейших условий комфортности является вовлечение этих детей в жизнь социума, их развитие, воспитание и образование, обусловлено наличием системы сопровождения и поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья. Причем, тьютору приходится иметь дело с очень разными детьми. В состав обучающихся с ОВЗ входят дети с разными нарушениями развития: речи слуха, опорно-двигательного аппарата, зрения, интеллектуальными нарушениями, с расстройствами аутистического спектра 0.

В своей статье я постараюсь раскрыть особенности тьюторского сопровождения слабослышащих обучающихся с интеллектуальными нарушениями.          

     Тьютор – ”tutor” в переводе с английского – педагог-наставник. Этимология этого слова (лат. tueor – заботиться, оберегать) связана с понятиями – «защитник», «покровитель». В нашей стране специальность «тьютор» внесена в реестр профессий, определены квалификационные и иные характеристики данного специалиста, утвержден профессиональный стандарт.                                                                                    

    Тьюторское сопровождение — это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы.

     Тьютор в школе — это специалист, который исследует интересы и создаёт среду для развития ребёнка. Он ориентируется не на потребности учебной программы или образовательного стандарта, а на потребности учащегося. Его работа должна быть направлена на развитие коммуникативной компетентности, повышение уровня доброжелательности, снижение конфликтности, сплочение коллектива.

     Снижение интеллекта – одно из самых распространенных нарушений. Здесь могут использоваться такие понятия, как нарушение или задержка психического или интеллектуального развития, умственная отсталость, заторможенность, тяжелые учебные проблемы. В последние годы внимание специалистов сосредоточилось на поиске возможностей оказания коррекционной помощи детям с интеллектуальными нарушениями и множественными нарушениями развития. Эта категория лиц, как никто другой нуждаются в создании специальных условий для получения образования, и одним из этих условий является сопровождение ребенка тьютором.

Тьюторское сопровождение слабослышащих обучающихся с интеллектуальными нарушениями реализуется совместно с другими специалистами: дефектологами, классными руководителями, учителями-предметниками, социальными педагогами, психологами и медицинскими работниками. Для более успешного сопровождения в образовательном пространстве слабослышащих обучающихся с интеллектуальными нарушениями требуется организованная совместная деятельность всех специалистов для комплексной поддержки ребёнка, изучение и анализ документации на обучающихся и ведение собственного журнала и дневника.

Основная задача тьюторского сопровождения заключается в том, чтобы с развитием его самостоятельности постепенно снизить контроль, уступая место общению со сверстниками и взаимодействию с педагогами. Ведь высшая цель тьютора в работе с детьми с множественными нарушениями – это стать им «не нужными»

У слабослышащих обучающихся с интеллектуальными нарушениями происходит нарушение познавательных функций: внимания, речи, памяти, мышления. У таких детей понижена инициатива общения с окружающим миром. Устная и письменная речь детей с отклонением слуха страдает пропусками букв и слов, их заменой не по смыслу, а по внешнему сходству.

Со слабослышащими обучающимися с интеллектуальными нарушениями, тьютор на уроках помогает разбирать значение каждого слова. Такие дети употребляют в речи однотипные грамматические конструкции, однообразные слова и фразы, их язык беден. Для сближения с учеником и подкрепления его устной речи мне как тьютору, помогает язык жестовой речи. В процессе общения жестами строятся доверительные отношения между тьютором и учеником, повышается интеллект к учебному процессу.

Тьютору необходимо контролировать то, что ребенок правильно понял сказанное. Создавать широкий спектр возможностей для выполнения заданий. Необходимо дополнять речь учителя, опираясь на другие средства, например, широко использовать наглядные пособия, бумажные и электронные учебные материалы, рисунки, карты. Если речь ребенка невнятная, нечеткая, нужно стараться не ограничивать его во времени, и создать условия для того, чтобы ребенок мог высказаться. Помогать ему правильно использовать лексику и грамматические конструкции.

Основными направлениями тьютора в работе со слабослышащими обучающимися являются:

• удовлетворение особых образовательных потребностей слабослышащих обучающихся с интеллектуальными нарушениями

• коррекционная помощь в освоении образовательной программы;

• развитие слухового восприятия, словесной речи;

• формирование навыков сознательного использования речевых возможностей в различных условиях.

Основные задачи и функции тьютора в образовательном процессе:

  • Обеспечить ребенку комфортное пребывания в школе.
  • Организовать в классе и школе рабочее место и место отдыха ребенка: парта ученика в классе и место тьютора, бумажные и электронные учебные материалы, освещение.
  • Сотрудничать с педагогическим коллективом школы, родителями, одноклассниками для создания хорошей психологической атмосферы.
  • Обеспечить социализацию ребенка. Помочь ребенку войти в коллектив класса, установить и сохранять дружеские отношения со сверстниками.
  • Обеспечить усвоение ребенком программы. Адаптировать программы и учебный материал с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его психические, физические особенности и ресурсы. Вместе с ребенком преодолевать затруднения в учебе.

Тьютор, находясь с ребенком в течение всего школьного дня, корректно и четко помогает ученику встраиваться в учебный процесс. Ведет дневник наблюдений.

Коммуникация с ребенком.

Тьютор встречает ребенка в школе, помогает раздеться, ведет на урок, контролирует готовность ученика к уроку. На уроке привлекает внимание к учителю: проверка аппаратов, «смотри на Светлану Ивановну», «послушай», «смотри на доску», «открой учебник», «запиши слово...», на уроке изобразительного искусства использует технику «рука в руке».

Тьютор старается максимально связать материал урока с практическим опытом и повседневной жизнью ребенка. Следит за его учебной нагрузкой, определяя, когда остановиться и переключиться на новое задание или немного отдохнуть. Для выполнения задания выбирает дифференцированный подход. Адаптирует задания так, чтобы они соответствовали уровню ребенка, разбивает задание на этапы и учебные задачи, просит других учеников помогать. Не обращает внимание на нежелательные действия, если ребенок делает это с целью привлечения внимания. Хвалит и уделяет внимание тогда, когда поведение соответствует желаемому.

Следит за физическим и эмоциональным состоянием: выводит в игровую комнату или небольшую прогулку по рекреации школы, на переменах тьютор наблюдает за общением детей и подключает к нему тьюторанта, во время общения с одноклассниками учит ребенка строить диалог, принимать участие в играх,  обращаться с просьбой, благодарить.

Главное для тьютора - иметь доверительные, эмоционально насыщенные отношения с тьюторантом, быть его помощником, защитником.

В результате тьюторского сопровождения у слабослышащих обучающихся с интеллектуальными нарушениями приобретаются и развиваются различные жизненные и социальные компетенции, которые будут позволять становиться максимально самостоятельными в решениях повседневных задач, включаться в социальную жизнь на доступном для них уровне. Работа тьютора заключается в оказании помощи детям в усвоении знаний, развития умений и навыков, в привлечении интереса ребенка к познанию, а также научить его радоваться новым открытиям и стремлениям, исследовать новое, и контактировать с окружением.

Список использованных источников и литературы

1.        Агранович М. Тьютор – друг, товарищ и брат. В российском образовании появились новые должности // Российская газета. 2008. 22 июля.

2.        Зыкова Т.С. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I и II вида: Пособие для учителя / Т.С. Зыкова, Э.Н. Хотеева. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. -  200 с. – (Коррекционная педагогика).

3.        Алексеевских Д. Психология детей с нарушениями слуха [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://medpsy.ru – Информационный портал «Медицинская психология». – (Дата обращения: 28.11.2018).

4.         Организация тьюторского сопровождения в общеобразовательном учреждении. Белгород, 2011. Ч. 4.

5.        Андреева Г.М. Социальная психология [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psylib.org.ua/books – Психология. - (Дата обращения: 28.11.2018).

6.          Справочник тьютора. Программа междисциплинарного индивидуального гуманитарного образования. Ростов н/Д, 2010.

7.        Петрова В. Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталых школьников. Учебное пособие. Издательство: Академия. 2015 – 160с.

8.         https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-tyutorskogo-soprovozhdeniya-obrazovatelnogo-protsessa/viewer

9.         https://ru.wikipedia.org/wiki/Тьютор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование оборудования сенсорной комнаты в психологическом сопровождении обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Сенсорные комнаты представляют собой помещения, оборудованные по стандартному или индивидуальному проекту, где ребенок, пребывая в безопасной, комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимула...

Организация сопровождения обучающихся с интеллектуальными нарушениями по АООП (вариант 1)

Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе...

Электронная версия комплексного психоло-педагогического сопровождения обучающихся с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации АООП (вариант 1,2), приказ 1599

Основная коррекционная работа направлена на развитие познания ребенком окружающей действительности на основе предметной деятельности...

Дневник комплексного сопровождения (карта развития) для обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Дневник комплексного сопровождения (карта развития) для обучающихся с интеллектуальными нарушениями...

"Тьюторское сопровождение младших школьников с интеллектуальными нарушениями"

Сегодня тьюторское сопровождение выходит за рамки общеобразовательных школ, становясь ресурсом и для специальных (коррекционных) образовательных учреждений, в которых есть острая потребность в выстраи...