Статья "Особенности дефектологического сопровождения обучающихся с интеллектуальными нарушениями и РАС"
статья

Идашева Айгуль Камильевна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_idasheva.docx16.91 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности дефектологического сопровождения обучающихся с интеллектуальными нарушениями и РАС

Подготовила учитель-дефектолог Идашева А.К.

Дефектологическое сопровождение обучающихся с интеллектуальными нарушениями – взаимодействие, в ходе которого обучающийся выполняет действие, а учитель-дефектолог создает условия для осуществления и осмысления этого действия. Основные итоги сопровождения – не только знания, способы работы, самостоятельная образовательная деятельность, но и осознание самим обучающимся смысла и значения результатов взаимодействия.

Любое взаимодействие – это коммуникация в разных её проявлениях. У обучающегося  с интеллектуальными нарушениями и расстройствами аутистического спектра (РАС) нарушена не только когнитивная сфера,  но и  средства коммуникации и социальные навыки, что создаёт трудности именно в организации самого процесса взаимодействия.

Для адаптации обучающихся с  РАС в  школе крайне необходимо наличие учителя-дефектолога, который способен не только понять столь необычного ребенка, но и научиться с ним правильно взаимодействовать и помогать учителям в общении с ним. Главная задача учителя-дефектолога – помощь в адаптации ребенка в образовательную среду, а также содействие его социализации.

Для успешной организации дефектологического сопровождения данной категории обучающихся необходимы специальные формы, методы и средств. Детский аутизм в настоящее время рассматривается как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Общими для них являются аффективные проблемы и трудности становления активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, которые определяют их установки на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность собственного поведения.

У детей с РАС ограничены когнитивные возможности; прежде всего это трудности переключения с одного действия на другое, за которыми стоит инертность нервных процессов. Инертность может относиться к двигательной, речевой, интеллектуальной сферам. Труднее всего преодолевается инертность в мыслительной сфере, что необходимо учитывать при сопровождении ребенка в учебной деятельности.

Как правило, процесс адаптации ребенка с РАС является длительным и нестабильным. Наблюдения показывают, что для ребенка с РАС важна продолжительность контактов. Это относится, прежде всего, к основному педагогу и тьютору, которые проводят с этими детьми максимально длительное время.

Дополнительные возможности для формирования более тесных личностных контактов с ребенком дает внеклассная работа: походы, прогулки (целенаправленные и нецеленаправленные, игровые), посещение музеев. Однако вечеринки в классе, совместные экскурсии, походы могут оказаться слишком тяжелыми для ребенка в спектре аутизма, и он не получит от них удовольствия. Очень важно выяснить, как конкретный ребенок относится к участию в том или ином мероприятии, и в случае необходимости поддержать его, помогая получить удовольствие. Кроме того, у ребенка должно быть достаточно свободного времени в одиночестве, чтобы он смог восстановиться после чрезмерной стимуляции.

Вследствие особенностей восприятия, обучение в среде нормативно развивающихся сверстников не является простым и легким процессом для аутичного ребенка. У него часто наблюдается отставание в развитии речи, низкая социальная мотивация, а также гипер- или гипочувствительность к отдельным раздражителям; ему сложно установить контакт со сверстниками без помощи взрослого. Отсюда следует, что сопровождение ребенка тьютором может стать основным, если не самым необходимым, компонентом, который приведет к успеху в процессе социализации.

Если в классе есть ребенок с аутизмом необходимо создать ребенку тихое, уединенное место, где бы он мог побыть один. Ребенок должен иметь возможность выйти из класса, он может иметь при себе привычный любимый предмет, игрушку, при этом надо стараться, чтобы это не отвлекало других учеников.

Такому ученику предпочтительнее сидеть на последней парте, где он будет постепенно привыкать к обстановке. Важно предоставить ребенку возможность самостоятельно обследовать помещение класса, комнаты для занятий. Нужно дозировать контакты с ребенком, т.к. может наступить пресыщение – тогда даже приятная ситуация становится для ребенка дискомфортной и может разрушить уже достигнутое.

Общение с ребенком должно осуществляться негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами или настаивать на продолжительности выполнения задания в случае отказа.

Одежда специалиста должна быть темных тонов и в ней должно быть постоянство – это поможет ребенку привыкнуть к нему.

Аутичным детям наиболее доступны схемы, и именно на них необходимо опираться в коррекционной работе.

Ребенку с аутизмом необходима постоянная поддержка взрослого, его ободрение, чтобы перейти к более активным и сложным отношениям с миром. Здесь необходимо умение чувствовать настроение ребенка, понимать его поведение. В процессе работы в поведении аутичного ребенка выявляются стимулы, на которые необходимо опираться в ходе коррекционной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование оборудования сенсорной комнаты в психологическом сопровождении обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Сенсорные комнаты представляют собой помещения, оборудованные по стандартному или индивидуальному проекту, где ребенок, пребывая в безопасной, комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимула...

Организация сопровождения обучающихся с интеллектуальными нарушениями по АООП (вариант 1)

Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе...

Электронная версия комплексного психоло-педагогического сопровождения обучающихся с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации АООП (вариант 1,2), приказ 1599

Основная коррекционная работа направлена на развитие познания ребенком окружающей действительности на основе предметной деятельности...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант2) 5-9 класс

Рабочая программа по курсу «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умс...

Статья "Особенности дефектологического сопровождения обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) и РАС (расстройствами аутистического спектра)"

Особенности дефектологического сопровождения обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) и РАС (расстройствами аутистического спектра)...

Индивидуальная адаптированная рабочая программа ООО дефектологического сопровождения обучающегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата с учётом психофизических особенностей обучающегося с задержкой психического развития

Индивидуальная адаптированная рабочая программа ООО дефектологического сопровождения обучающегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата с учётом психофизических особенностей обучающегося с задер...