Постшкольное сопровождение обучающихся с интеллектуальными нарушениями
материал

Султанова Галия Акрамовна

Программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_postshkolnogo_soprovozhdeniya.docx32.8 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и молодежной политики

  1. Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

(Тюменская область)

КАЗЕННОЕ ОБШЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

(КОУ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»)

РАССМОТРЕНО

Протокол  от «    »              20   г.  №

УТВЕРЖДАЮ

Директор  

КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

______________М.И. Иванова

приказ от «___»______20_ г. №____

Программа социального сопровождения и адаптации обучающихся, выпускников

Составители:

Султанова Г.А.

г. Нефтеюганск, 2020

Паспорт программы

Наименование программы

Программа социального сопровождения и адаптации обучающихся, выпускников «                                      »

Основания для разработки

  • Федеральный закон от 24.11. 1995 №181-ФЗ (ред. От 21.07.2014, с изм. от 01.12.2014) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

-Конвенция ООН «О правах инвалидов» от 13 декабря 2006 г.;

  • Трудовой кодекс Российской Федерации;

-Приказ Минтруда России №515 о т 04.08.2014 года «Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности» с изменениями.

Заказчик программы

Администрация школы-интерната

Разработчик

программы

Педагог – психолог Ямщикова Т.А.

Основные

исполнители

программы

Педагогический коллектив, обучающиеся, специалисты, родители, социальные партнеры.

Социальные

партнеры:

- Муниципальное автономное учреждение «Центр молодежных инициатив»;

- Муниципальное бюджетное учреждение центр физической культуры и спорта «Жемчужина Югры»;

- Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств»;

- Бюджетное учреждение профессионального образования Ханты-Мансийского округа Югры «Нижневартовский социально – гуманитарный колледж»;

- МБУК Городская библиотека;

- КУ Нефтеюганский центр занятости населения;

- МГМУП «Универсал – сервис»;

- ИП «Шкафы – купе от Федора»

Сроки и этапы реализации программы

  1. год (9, 11 класс) - подготовка выпускников к трудоустройству, самостоятельной жизни;
  2. год - трудоустройство (постшкольное сопровождение выпускников);
  3. - 5 год (адаптация) - мониторинг уровня трудоустройства выпускников в течение 5 лет (отслеживание трудоустроенных и обучающихся выпускников)

Цель программы

Поиск эффективных путей социальной адаптации обучающихся через прфессионально-трудовое обучение, включение детей с  нарушениями интеллекта в социальную среду, приобщение к общественной жизни на уровне их психофизических возможностей. и потребностей рынка труда в специалистах

Задачи программы

  1. Расширить кругозор и осведомленность об основном содержании профессий, о современном «рынке профессий».
  2.  Научить ориентироваться в мире профессий, проявлять готовность к самостоятельному выбору профессии.
  3. Сформировать у обучающихся, адекватные представления об индивидуальных особенностях (адекватно оценивать свои возможности, способности, результаты обучения и труда, уметь соотносить свои интересы, возможности и способности с требованиями, выдвигаемыми выбранной профессией).
  4. Оказать помощь в получении профессии, трудоустройстве и адаптации        выпускников в социальной среде.
  5.  Осуществлять оказание консультационной помощи поддержки в вопросах бытового обустройства выпускников      

Основные направления работы

- профориентация обучающихся;

- постшкольное сопровождение (помощь в     трудоустройстве       выпускников);

- помощь при адаптации обучающихся в условиях  трудовой деятельности

Ожидаемый результат

  1. Увеличение обучающихся, сдавших квалификационный экзамен и получивших рабочий разряд.
  2. Увеличение обучающихся, сделавших адекватный выбор при продолжении обучения и/или трудоустройстве.
  3. Увеличение выпускников школы, охваченных профессиональной подготовкой.
  4. Увеличение трудоустроенных выпускников

Система контроля программы

  • текущее управление за ходом реализации программы осуществляется администрацией и педагогическим советом школы-интерната:
  • административный контроль - 2 раза в год (сентябрь, февраль);

-   мониторинг трудоустройства выпускников (сентябрь, февраль), приложение 1

Тип программы

социальная

Вид программы

бессрочная

Срок реализации

с           г.

Социальная адаптация и профессиональная ориентация выпускников с ограниченными возможностями здоровья с умственной отсталостью, являются сложными неоднозначными процессами, требующими поиска педагогических путей своей реализации. Это связано с глубинным качественным своеобразием дефекта обучающихся коррекционной школы, особенностями их психофизического развития, а так же с состоянием обучения и воспитания. В КОУ «Нефтеюганская школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» в 2017-2018 году 62 обучающихся с ОВЗ, 106 обучающихся имеющие статус ребенок – инвалид с ОВЗ.

Данная программа профессиональной ориентации и обеспечения адаптации обучающихся к рынку труда представляет комплекс мероприятий, направленных на совершенствование системы профориентации и формирование единого пространства общего и профессионального образования.

Анализ практики работы с молодежью на рынке труда свидетельствует о наличии проблем в системе профессионального становления выпускников коррекционных классов, которые испытывают затруднения в последующем трудоустройстве, что обусловлено рядом причин:

− психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;

− отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которого является чувство социальной не защищенности;

− неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии;

− неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к преодолению определенных профессиональных трудностей.

− низким уровнем социально-бытовых умений и навыков воспитанников специальных (коррекционных) школ вследствие имеющихся нарушений психофизического развития.

 В решении этой проблемы существенную роль может сыграть система организационно-методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации, профотбору, профессиональному самоопределению учащихся коррекционной школы, ставящая целью не только предоставление информации о мире профессий и дающая основу профессиональной ориентации, но и способствующая личностному развитию учеников, формированию у них способности соотносить свои индивидуальные психологические особенности и возможности с требованиями профессии.

Последовательность действий:

  1. год - профориентация, подготовка выпускников к трудоустройству;
  2. год - трудоустройство (постшкольное сопровождение выпускников);
  3. - 5 год (адаптация) - мониторинг уровня трудоустройства выпускников в течение 5 лет (отслеживание трудоустроенных и обучающихся выпускников).

Направления деятельности

№ п/п

Участники программы

Направление профориентационной деятельности

Администрация школы - интерната

-        координирует профориентационную работу в школе по направлению:

-        поддержание связей общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение обучающихся;

- организует работу педагогов по подготовке выпускников к сдаче квалификационного экзамена (подбор заданий по всем предметам на основе экзаменационных материалов);

-        осуществляет анализ и коррекцию плана деятельности педагогического коллектива по данному направлению;

-        контролирует организацию встречи учащихся с выпускниками школы, средних профессиональных учебных заведений

Классный руководитель

  • проводит индивидуальные и групповые занятия,
    беседы, диспуты, классные часы
    профориентационной направленности;
  • организует тематические и комплексные экскурсии
    обучающихся на предприятия;
  • оказывает помощь школьному психологу в
    проведении анкетирования, учащихся и их родителей
    по проблеме самоопределения;
  • проводит родительские собрания по проблеме
    формирования готовности учащихся к
    профессиональному самоопределению;
  • организует встречи учащихся с выпускниками
    школы, средних профессиональных учебных
    заведений;

- проводит анализ уровня трудоустройства
выпускников.

Учителя – предметники

  • способствуют развитию познавательного интереса,
    творческой направленности личности школьников,
    используя разнообразные методы и средства:
    проектную деятельность, деловые игры, круглые
    столы, предметные недели, факультативы;
  • обеспечивают профориентационную
    направленность уроков, формируют у учащихся
    общетрудовые, профессионально важные навыки
    (учителя трудового обучения);
  • способствуют формированию у школьников
    адекватной самооценки в выборе профессии;
  • проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;

- готовят к сдаче квалификационного экзамена: подбор заданий по всем предметам на основе экзаменационных материалов

Библиотекарь

  • регулярно подбирает литературу в помощь
    учителям и обучающимся (выбор профессии;
    профориентационная работа);
  • изучает читательские интересы выпускников и
    рекомендует им литературу, помогающую в выборе
    профессии;

- организует мероприятия, выставки книг о
профессиях и читательские диспуты на темы выбора
профессии

Социальный педагог

  • планирует работу педагогического коллектива по
    профориентационным мероприятиям;
  • оказывает педагогическую поддержку детям с ОВЗ
    в процессе их профессионального и жизненного
    самоопределения;
  • консультирует обучающихся и родителей по
    вопросам выбора профессии и учебного заведения;
  • оказывает помощь классному руководителю в
    анализе и оценке социальных факторов,
    затрудняющих процесс самоопределения школьника;
  • организует встречи учащихся с выпускниками
    школы, средних профессиональных учебных
    заведений;

- организует и проводит индивидуальные и
групповые занятия, беседы, диспуты по теме выбора
профессии (совместно с классным руководителем);

- оказывает выпускникам помощь в постановке на
учет и консультирование в ЦЗН;

- совместно с классным руководителем проводит мониторинг уровня трудоустройства выпускников в течение 5 лет

Педагог - психолог

  • изучает профессиональный интерес и склонности
    учащихся;
  • проводит занятия по программе профориентации
    обучающихся;
  • проводит психолого-педагогическое
    консультирование по вопросам адекватного выбора
    профессии;
  • осуществляет мониторинг готовности учащегося к
    профессиональному самоопределению через
    анкетирование обучающихся и их родителей;

- оказывает помощь классному руководителю,
родителям в анализе и оценке интересов и
склонностей обучающихся;

  • способствует формированию у школьников с ОВЗ
    адекватной самооценки;
  • проводит диагностику и консультирование на этапе
    трудоустройства (по запросу и необходимости);

- проводит диагностику и консультации на этапе
профессиональной адаптации в трудовом коллективе
(по запросу и необходимости)

Родители

- участвуют в родительских собраниях, мероприятиях, экскурсиях, беседах, консультациях;

- участвуют в опросах (профориентационная направленность)

Обучающиеся, выпускники

- участвуют в профориентационных мероприятиях, экскурсиях, анкетированиях, кружках, занятиях

Социальные партнеры

  • участвуют в профориентационных мероприятиях, экскурсиях, родительских собраниях;
  • оказывают помощь в постановке на первичный учет, проводят консультирование в ЦЗН, ЦМИ; предоставление вакансий

Этап

Класс

Цель этапа

Мероприятия

Ответственные

1 год - профориентация, подготовка выпускников к трудоустройству

9 - 12

Формирование готовности к самостоятельной трудовой деятельности

Анкеты «Кто я?», «Какой я?»,  «Как ты готовишься к выбранной профессии?»

Беседы: «В мире профессий», «Мой профессиональный выбор», «Интересы и склонности в выборе профессий», «Подготовка к экзаменам и дальнейшее трудоустройство»

Классный час «В наших руках, наше будущее», «Выбор профессии – дело ответственное»

Индивидуальные беседы с родителями: «Права и обязанности родителей», «Дорога в будущее»

Беседа с родителями о подготовке к экзаменам и дальнейшему трудоустройству

Анкета мотивация выбора профессии

Занятия по профориентации

Беседа со специалистами ЦМИ, ЦЗН

Родительское собрание «Учебные заведения округа»

Дворники

Рабочий зеленого хозяйства

Портной

Столяр – строительный

Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий

Младший обслуживающий персонал

Столярное дело

Швейное дело

Дворник

Экскурсии: в ЦМИ, ЦЗН; МГМУП «Универсал – сервис»; ИП «Шкафы – купе от Федора»

Классные руководители

Педагог – психолог

Учителя – предметники

2 год - трудоустройство (постшкольное сопровождение выпускников)

1 год после выпуска

Помощь в трудоустройстве, дальнейшем обучении выпускников

Оказание помощи в трудоустройстве, профессиональном обучении, консультации родителей

Администрация школы, социальный педагог, педагог – психолог, классные руководители

3 - 5 год (адаптация) - мониторинг уровня трудоустройства выпускников в течение 5 лет (отслеживание трудоустроенных и обучающихся выпускников)

3 – 4 год после выпуска

Результативность трудоустройства, дальнейшего обучения

Мониторинг.

Встречи с выпускниками, работодателями

Администрация школы, социальный педагог, педагог – психолог, классные руководители

Ожидаемые результаты

Ожидаемыми результатами являются:

• создание в школе – интернате системы профориентации, мотивирующей обучающихся к трудовой деятельности по рабочим профессиями и специальностям, востребованным на рынке труда;

• изменение имиджа и повышение популярности рабочих профессий и специальностей среди обучающихся школы;

• овладение основами трудовых профессий.

Показатели эффективности реализации программы

 Показателями эффективности реализации программы являются:

− количество учащихся, охваченных профориентационными мероприятиями;

− количество учащихся, занимающихся по программам предпрофильной подготовки, ориентирующих на получение рабочих профессий и специальностей;

− количество трудоустроенных выпускников.

Учебный год

Планируемый результат

Фактический результат

1.

Увеличение доли учащихся, сдавших квалификационный экзамен и получивших рабочий разряд

2.

Увеличение доли учащихся, сделавших адекватный выбор при продолжении обучения и/или трудоустройстве

3.

Увеличение доли выпускников школы, охваченных профессиональной подготовкой

4.

Увеличение доли трудоустройстроенных выпускников, не являющихся инвалидами

Мониторинг постшкольного и постдипломного сопровождения и адаптации выпускников КОУ «Нефтеюганская школа - интернат для обучающихся с ограниченным возможностями здоровья»

Численность выпускников

9 класса

Сведения о трудоустройстве

Причины, по которым не трудоустроены

Сведения о получении образования

следующего уровня

Причины

неполучения

образования

следующего

уровня

Комплекс мер постшкольного сопровождения выпускников, являющихся лицами с ОВЗ

С ОВЗ и

дети - инвалиды

Дети-

инвалиды

Трудоустроено

Не

трудоустроено

1

2

3

4

5

6

7

8

Численность выпускников

12 класса

Сведения о трудоустройстве

Причины, по которым не трудоустроены

Сведения о получении образования следующего уровня

Причины

неполучения

образования

следующего

уровня

Комплекс мер постшкольного сопровождения выпускников, являющихся лицами с ОВЗ

С ОВЗ и

дети - инвалиды

Дети-

инвалиды

Трудоустроено

Не

трудоустроено

1

2

3

4

5

6

7

8

Список использованной литературы:

1. Информационно-методический материал к профориентационному курсу «Путь в профессию» (для учащихся 7- 9 классов образовательных школ).

2. Истратова О. Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. – Ростов- на- Дону: Феникс, 2006.

3. Практика педагогического обеспечения социальной реабилитации и профессиональной адаптации учащихся коррекционных школ/ Н.Х. Элмурзаева, Х.Б. Ганиева // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 545-548.

4. Профессиональная и трудовая ориентация детей с ограниченными возможностями». Методические рекомендации. – М., 2006.

5. Прощицкая Е.А. Выбирайте профессию. – М., «Просвещение», 2011г.

6. Твоя профессиональная карьера. 8-9кл./ под ред. К.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной. – М: Просвещение, 2018.

7. Труд как фактор социальной реабилитации детей с особыми образовательными потребностями/ Н. Н. Иванова // Молодой ученый. — 2014.— №1. — С. 531-532.

8. Трудовая и медицинская реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями / Под ред. Ю.А. Блинкова, С.А. Игнатьева, Н.К. Горшунова. - М., 2012. – 304с.

Интернет-ресурсы:

− http://www.find-job.ru/

− http://som.fio.ru

− http://www.metodkabi.net.ru/index.php?id=sam_5#ur

− http://www.proforientator.ru/mirpr/prof_world.html

− http://www.labirint.ru/books/201428/

− http://www.moeobrazovanie.ru/professions_oficiant.html

− http://ppt4web.ru/obshhestvoznanija/khochu-mogu-nado.html

− http://pedsovet.su/load/48-1-0-25339

− http://psylesson.ru/node/68

− http://altermed.by/index.php?item=test&pst=mpi

− http://altermed.by/index.php?item=test&pst=ddo

− http://onlinetestpad.com/ru

− http://festival.1september.ru/articles/310778/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование оборудования сенсорной комнаты в психологическом сопровождении обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Сенсорные комнаты представляют собой помещения, оборудованные по стандартному или индивидуальному проекту, где ребенок, пребывая в безопасной, комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимула...

Организация сопровождения обучающихся с интеллектуальными нарушениями по АООП (вариант 1)

Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе...

Электронная версия комплексного психоло-педагогического сопровождения обучающихся с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации АООП (вариант 1,2), приказ 1599

Основная коррекционная работа направлена на развитие познания ребенком окружающей действительности на основе предметной деятельности...

Постшкольное сопровождение обучающихся

Выступление на пед.совете...

Постшкольное сопровождение обучающихся

Выступление на педагогическом совете...