Школа выживания на природе. Методическая разработка
методическая разработка (10 класс)

Няникова Галина Геннадьевна

Секция парапланеризма имеет два направления работы: парапланеризм и школа выживания, которые гармонично сочетаются и взаимно дополняют друг друга. Школа выживания  является вспомогательным направлением и призвана обеспечить развитие основного направления – парапланеризма.

          Опыт занятий парапланеризмом с подростками и молодежью показал, что основная трудность в первый год занятий – это не столько овладение техническими навыками полетов на параплане, сколько трудность выживания на природе. Так, провести целый день на дельтадроме на открытом воздухе, где негде укрыться от дождя, снега, ветра, холода представляет главную проблему для новичков. Для некоторых физически не подготовленных ребят дойти от электрички до дельтадрома с рюкзаком также требует определенной подготовки.

          Практические занятия парапланеризмом проходят круглогодично за городом на холмах в окрестностях г. Санкт-Петербурга, а в весенне-летнее время - в горной местности (Кавказ, Крым и т.д.) и кроме непосредственно летной подготовки  включают: поход с рюкзаком к месту старта, разбивку лагеря и проживание (в том числе с ночевкой) в полевых условиях, разжигание костра и самостоятельное приготовление пищи, укрытие от непогоды, ориентирование на местности и другие действия, навыки которых в полном объеме дают занятия туризмом, но с парапланерной спецификой.

          Особое внимание уделяется курсу «Выживание зимой» для обеспечения безопасных и плодотворных занятий в зимнее время на ветру и морозе.

          Программа «Школа выживания на природе» позволяет не только обеспечить развитие основного направления деятельности секции парапланеризма, но и имеет самостоятельное значение, позволяет формировать у подростков умение и навыки, необходимые им как в спорте, так и в повседневной жизни, с одновременным решением воспитательных, оздоровительных, образовательных и спортивных задач.

          Школа выживания на природе дает навыки походной жизни, приучает к самостоятельности, коллективизму, взаимопомощи. Это удачное дополнение к парапланеризму, так как может заполнить паузы в нелетную погоду.

          В первый год ребята должны освоить основы туризма. Подготовить личное снаряжение для походов выходного дня в любую погоду зимой и летом. В летнее время участвовать в сборах в палаточном лагере с ночевками в полевых условиях и самостоятельным приготовлением пищи на костре.

          В течение второго года они должны овладеть всеми необходимыми навыками для участия в многодневных некатегорийных походах и тренировочных сборах. Научиться зимой строить из снега ветрозащитные стенки, пещеры и иглу. Также необходимо дальнейшее овладение всеми навыками для участия в многодневных походах и лагерях, участие в соревнованиях по туристской технике, спортивному ориентированию, туристских кроссах, соревнованиях на выносливость. Умение обеспечить выживание после приземления в ненаселенной и горной местности.

          Теоретическая подготовка проходит в помещении клуба и включает презентативные лекции. Практические занятия включают походы и экскурсии выходного дня, тренировочные сборы, тренировки и соревнования, некатегорийные и категорийные походы с ночевками в полевых условиях.

          Практическая подготовка включает общефизические, специальные и технические тренировки и соревнования, выезды в горную местность. Проводятся специальные походы и выезды по видам туризма (на скалы, в пещеры, в лес, на лодках по реке и др.).

          Опыт работы показал, что нижней возрастной границей для массового приема в клуб парапланеризма и в группу для обучения по программе «Школа выживания» является 12-14 лет. Этот возраст определяется прежде всего способностью ребенка самостоятельно добраться до места сбора группы и выдержать целый день занятий на ветру и морозе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nyanikova_metodichka_shkola_vyzhivaniya.docx787.01 КБ

Предварительный просмотр:

на прозрачке солнце мпц

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «Молодежно-подростковый центр «Московский»»

Подростково-молодежный клуб «Аврора»

УТВЕРЖДАЮ»:

директор СПб  ГБУ  «МПЦ

 «Московский»

    ______________ И. П. Богомазова

Методическая разработка

ШКОЛА ВЫЖИВАНИЯ НА ПРИРОДЕ

Автор-составитель:

руководитель клубного формирования

Няникова Галина Геннадьевна

Санкт-Петербург

2021

Введение

Секция парапланеризма имеет два направления работы: парапланеризм и школа выживания, которые гармонично сочетаются и взаимно дополняют друг друга. Школа выживания  является вспомогательным направлением и призвана обеспечить развитие основного направления – парапланеризма.

        Опыт занятий парапланеризмом с подростками и молодежью показал, что основная трудность в первый год занятий – это не столько овладение техническими навыками полетов на параплане, сколько трудность выживания на природе. Так, провести целый день на дельтадроме на открытом воздухе, где негде укрыться от дождя, снега, ветра, холода представляет главную проблему для новичков. Для некоторых физически не подготовленных ребят дойти от электрички до дельтадрома с рюкзаком также требует определенной подготовки.

        Практические занятия парапланеризмом проходят круглогодично за городом на холмах в окрестностях г. Санкт-Петербурга, а в весенне-летнее время - в горной местности (Кавказ, Крым и т.д.) и кроме непосредственно летной подготовки  включают: поход с рюкзаком к месту старта, разбивку лагеря и проживание (в том числе с ночевкой) в полевых условиях, разжигание костра и самостоятельное приготовление пищи, укрытие от непогоды, ориентирование на местности и другие действия, навыки которых в полном объеме дают занятия туризмом, но с парапланерной спецификой.

        Особое внимание уделяется курсу «Выживание зимой» для обеспечения безопасных и плодотворных занятий в зимнее время на ветру и морозе.

        Программа «Школа выживания на природе» позволяет не только обеспечить развитие основного направления деятельности секции парапланеризма, но и имеет самостоятельное значение, позволяет формировать у подростков умение и навыки, необходимые им как в спорте, так и в повседневной жизни, с одновременным решением воспитательных, оздоровительных, образовательных и спортивных задач.

        Школа выживания на природе дает навыки походной жизни, приучает к самостоятельности, коллективизму, взаимопомощи. Это удачное дополнение к парапланеризму, так как может заполнить паузы в нелетную погоду.

        В первый год ребята должны освоить основы туризма. Подготовить личное снаряжение для походов выходного дня в любую погоду зимой и летом. В летнее время участвовать в сборах в палаточном лагере с ночевками в полевых условиях и самостоятельным приготовлением пищи на костре.

        В течение второго года они должны овладеть всеми необходимыми навыками для участия в многодневных некатегорийных походах и тренировочных сборах. Научиться зимой строить из снега ветрозащитные стенки, пещеры и иглу. Также необходимо дальнейшее овладение всеми навыками для участия в многодневных походах и лагерях, участие в соревнованиях по туристской технике, спортивному ориентированию, туристских кроссах, соревнованиях на выносливость. Умение обеспечить выживание после приземления в ненаселенной и горной местности.

        Теоретическая подготовка проходит в помещении клуба и включает презентативные лекции. Практические занятия включают походы и экскурсии выходного дня, тренировочные сборы, тренировки и соревнования, некатегорийные и категорийные походы с ночевками в полевых условиях.

        Практическая подготовка включает общефизические, специальные и технические тренировки и соревнования, выезды в горную местность. Проводятся специальные походы и выезды по видам туризма (на скалы, в пещеры, в лес, на лодках по реке и др.).

        Опыт работы показал, что нижней возрастной границей для массового приема в клуб парапланеризма и в группу для обучения по программе «Школа выживания» является 12-14 лет. Этот возраст определяется прежде всего способностью ребенка самостоятельно добраться до места сбора группы и выдержать целый день занятий на ветру и морозе.

Перечень изучаемых тем

  1. Снаряжение в походе, в лагере (личное снаряжение, групповое снаряжение).
  1. Питание в походе, в лагере, в поезде (расчет продуктов, составление меню, приготовление пищи, организация дежурств).
  1. Устройство бивуака (лагеря) в походе, на сборах, соревнованиях (палатки, ночлег, питание, распорядок, дежурства).
  1. Физическая подготовка (общефизическая, специальная физическая подготовка).
  1. Основы медицины (профилактика травм, несчастных случаев и заболеваний в походе, первая доврачебная помощь).
  1. Безопасность (безопасность при занятиях в спортзале и на дельтадроме, безопасность на транспорте и в городе, безопасность в походе и на сборах).
  1. Основы техники туризма (пешего, горного и др.).
  1. Ориентирование на местности, основы топографии.
  1. Специальная подготовка: работа с веревками и специальным снаряжением, скалолазание.
  1. Построение ветрозащитных укрытий: стены из снега, пещеры, иглу.

Основный принцип работы - безопасность при занятиях парапланеризмом и туризмом. На каждом занятии уделяется значительное внимание повторению техники безопасности и правил поведения юных парапланеристов на дельтадроме и при занятии различными видами туризма.

        Важными факторами обеспечения безопасности являются постепенность и индивидуальный подход. Слагаемые безопасности: дисциплинированность, серьезность, квалификация, соотношение смелости и осторожности. Одежда и обувь должны защищать от непогоды (дождя, ветра, холода, снега) и позволять заниматься в холодную и ветреную погоду целый день под открытым небом. Обувь должна быть высокой (фиксирующей голеностоп), прочной, с толстой профилированной подошвой.

Вспомогательные виды занятий

Для укрепления здоровья подростков и молодежи полезно чередовать виды деятельности. Наряду с парапланеризмом мы практикуем виды занятий, которые сопутствуют этому виду спорта.

Кайтинг

Кайт – это воздушный змей. Внешне похож на маленький параплан, только строп всего четыре и они длинные. Кайт предназначен для буксировки лыжника, досочника. По снегу, по земле и воде. Мы катаемся под кайтами на лыжах. По Финскому заливу, Ладоге, Онеге. Скорость на отдельных участках может достигать 70 км/ч!  В сильный ветер, когда нельзя летать на параплане, мы занимаемся с кайтом (Рис. 1).

F:\Гала фото для Авроры-Дистант\20.11\20.11.2020 (1).jpgF:\Гала фото для Авроры-Дистант\20.11\20.11.2020 (2).jpg

Рис. 1 - Обучение владению кайтом

Научиться работать с кайтом можно быстрее, чем летать на параплане. Поэтому некоторые ребята более охотно осваивают управление кайтом. Четырех-стропный змей эффективно управляется с помощью ручек. Если вы тянете на себя передние (верхние) концы ручек управления, змей ускоряется вперед (против ветра) и поднимается вверх. Если вы потянете за нижние концы ручек, то движение змея замедляется, а если продолжить тянуть за эти концы, змей теряет форму и падает назад и вниз. Если вы повернете ручки управления вправо, змей отклонится вправо. Если повернете ручки налево, то и змей полетит налево.

         Впервые на кайте мы проехали по Финскому заливу в марте 1999 г. Это стало началом зимнего кайтинга в России. Фактически появился новый перспективный для России вид спорта.

Сейчас во всем мире проводятся кайтовые соревнования. В 2001 г. в Петербурге был проведен первый Чемпионат СПб и России. Мы также проводим кайтовые соревнования среди детей. Ребята на скорость объезжают вешки – поворотные пункты маршрута.

В последнее время стали развиваться новые направления – фристайл (прыжки-фигуры), а в горах для кайта придумали: апхилл (скоростной заезд в гору), хенгтайм (прыжок-полет на максимальное время), фрирайд – по пересеченной местности. Фристайл очень зрелищен и привлекает молодежь.

Лыжи

Поскольку мы обучаем детей зимнему кайтингу на лыжах, то должны научить их кататься на горных лыжах. Именно на горных, потому что при перемещении на кайте надо хорошо кантовать лыжи. Особенно это важно в сильный ветер, на разных курсах, в повороте и т.д.

Горнолыжный спорт – это вид лыжного спорта, суть которого заключается в спуске с гор на лыжах по размеченной специальными флажками и воротами трассе. Эти навыки мы даем новичкам (Рис. 2).

F:\Конкурс Сердце отдаю детям\Фото\я с детьми\лыжи беляев.JPG

Рис. 2 - Обучение горным лыжам

Поскольку зимняя погода непредсказуема, сильные ветра и снегопады могут не дать заниматься с парапланами. Горные лыжи – отличная альтернатива.

Спортивное ориентирование

Пилот параплана - командир воздушного судна и штурман в одном лице и должен уметь ориентироваться на местности с помощью карты и компаса. Поэтому мы даем навыки спортивного ориентирования (Рис. 3).

F:\Конкурс Сердце отдаю детям\Фото\для презентации Андрей собрал\6. Ориентирование. в походе\5.P1630029.jpg

Рис. 3 – Ориентирование на местности

Спортивное ориентирование – это соревнования, где целью участников становится поиск на природе или в черте города контрольных пунктов при помощи компаса и карты. Спортсмены стараются бежать, т.к. победу одерживает тот, кто финиширует первым, при этом надо взять все контрольные пункты. Помимо беговых навыков, ориентировщику необходимо умение выстраивать кратчайший и наиболее безопасный в плане преодоления препятствий маршрут.

Такие соревнования по спортивному ориентированию мы устраиваем среди детей весной и летом.

Элементы альпинизма

Пилот иногда может «приземлиться» на дерево и потому должен владеть альпинистской техникой спуска по веревке, уметь вязать узлы и применять страховку. Всё это мы также отрабатываем на наших тренировках (Рис. 4).

F:\Конкурс Сердце отдаю детям\Фото\для презентации Андрей собрал\8. Спуск с дерева\5.IMG_2897.jpg

Рис. 4 – Обучение элементам альпинизма

Пеший туризм

Пилот параплана должен уметь не только летать. Летом мы живем в палаточном лагере, ребята сами готовят еду. Поэтому они должны владеть необходимыми туристическими навыками. И для этого мы проводим однодневные походы, а в мае поход с ночевкой по Карельскому перешейку (Рис. 5).

F:\Конкурс Сердце отдаю детям\Фото\для презентации Андрей собрал\7. Поход\5.IMG_4635.jpg

Рис. 5 – В поход!

Из всех видов туризма самым познавательным и интересным является пеший туризм. Он дает возможность туристам провести свой отдых в самых красивых уголках природы. В стороне от городского шума туристу представляется уникальная возможность наблюдать за дикой природой, здесь можно отдохнуть и душой и телом. Но чтобы добраться до таких непознанных уголков природы, туристу приходится всё необходимое нести на своей собственной спине. 

Как один из видов туризма, пеший туризм является самым активным видом отдыха, который включает в себя передвижение по пересеченной местности различной сложности. На сегодняшний день по всему миру существуют организации пеших походов.

Польза для здоровья молодежи от таких походов очевидна.

Мы с ребятами выезжаем на Карельский перешеек с палатками. Они учатся обустраивать бивуак, готовить пищу на костре, выполнять разные задания, связанные с проживанием в палаточном лагере.

Летом выезжаем на учебно-тренировочные сборы на Кавказ, где в течение месяца ребята проживают на дельтадроме в палатках. Там они не только летают, но и ходят на экскурсии в красивые места природы, поднимаются в горы.

Важно, что у ребят формируется бережное отношение к окружающей среде, правильное отношение к экологии. А проведение времени на природе, с друзьями, в компании единомышленников способствует укреплению здоровья и правильному поведению в коллективе.

В процессе занятий уделяется внимание созданию благоприятного эмоционально-психологического климата; используются разнообразные виды здоровьесберегающей деятельности детей, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья.

Заключение

При обучении молодежи парапланеризму применяются разнообразные методы и формы обучения, формирующие у ребят способность проявлять ответственность и дисциплинированность – эти качества важны не только при занятиях авиационными видами спорта, но и в повседневной жизни.

Очевидна польза занятиями в секции парапланеризма для укрепления здоровья. В результате освоения программы деятельности секции парапланеризма «Первоначальная подготовка юных пилотов-парапланеристов» у ребят формируется потребность вести здоровый образ жизни, а также физическая и психологическая выносливость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Углубленное обучение волейболу на базе общеобразовательной школы 5 – 11 классы» /методическая разработка/

Методическая разработка позволяет решать задачи физического воспитания школьников на протяжении всех лет обучения в школе.Методика учитывает возрастные и физические возможност...

Выживание в природе

Необходимые знания, умения и навыки, повышающие безопасность человека при автономном существовании в природных условияходимые знания, умения и навыки, повышающие безопасность человека при автономном с...

Выживание в природе - книга

"Школа выживания в природных условиях"  А.Ильин - замечательная книга в формате  .doc...

Жизнь-подвиг К.В.Сухова, прославленного лётчика, Героя Советского Союза, выпускника школы № 3 г. Новочеркасска . Методическая разработка

        Данная  работа, связанная с увековечиванием памяти тех, кто ратным и воинским трудом ковал Победу в годы Великой Отечественной войны, способствует воспитанию па...

Билингвальная конференция: Экологические знаки. Правила поведения в природе. (МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА - https://infourok.ru/bilingvalnaya-konferenciya-ekologicheskie-znaki-pravila-povedeniya-na-prirode-ecology-signs-be-a-friend-to-te-nature-3802705.html)

Представляю Вашему вниманию разработанный и опробированный проект проведения билингвальной конференции среди учащихся начальной школы по теме экологии....

Методическая разработка урока английского языка в 7 классе «Выживание. Идеальная экспедиция»

laquo;Выживание. Идеальная экспедиция» представляет собой сорок третий урок рабочей программы по английскому языку для седьмых классов на 2020-2021 учебный год. Он является заключительным занят...

Методическая разработка к уроку английского языка для 9 класса по теме: "Survival" ("Выживание в условиях дикой природы").

В разработке представлены методы первичной работы с лексическим материалом по темам: "Hiking", "Wild Nature", "Survival". Разработка составлена на основе УМК "Spotli...