программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
рабочая программа
Современная школа оказывает систематизированное и последовательно влияние на формирование личности человека. В процессе воспитания происходит передача культурных и нравственных ценностей, накопленных человечеством за многотысячную историю, а также закладываются основы мировоззрения растущего человека, происходит его социализация. Решая, как воспитывать подрастающее поколение, общество одновременно решает, каким оно будет завтра. Это возлагает на педагогических работников большую ответственность. Особенно мы осознаём такую ответственность, когда говорим о воспитании у подрастающего поколения потребности вести здоровый образ жизни, получать высокий уровень образования и искать своё место в будущем. Эти тревожные тенденции, имеющие место и в семьях несовершеннолетних, обучающихся в школе, свидетельствуют о необходимости совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. С целью систематизации работы образовательного учреждения в области профилактики создана программа профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в ГБОУ СОШ 180.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_pravonarusheniya_nesoversh.docx | 55.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
1 | Пояснительная записка | 3 |
1.1 | Актуальность программы | 3 |
1.2 | Анализ условий для реализации программы | 4 |
1.3 | Нормативно-правовое обеспечение | 5 |
2 | Концептуальные подходы | 7 |
2.1 | Основные понятия: | 7 |
2.2 | Научно-методическое обоснование | 8 |
3 | Основная часть | 9 |
3.1 | Цель и задачи программы | 9 |
3.2 | Основные этапы реализации программы | 10 |
3.3 | Условия реализации программы | 12 |
3.4 | Ожидаемые результаты реализации программы | 12 |
3.5 | Точки риска при реализации программы | 13 |
Планирование деятельности социального педагога | 13 | |
Список литературы | 23 |
1.Пояснительная записка
1.1.Актуальность программы.
В последнее время для России безнадзорность и правонарушения в подростковой среде превратились в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью общества, экономике страны, социальной сфере и правопорядку.
В обществе сложились опасные для подрастающего поколения тенденции:
- рост числа граждан, лишённых родительских прав,
- массовые нарушение прав детей;
- незанятость несовершеннолетних во внеучебное время;
- рост раннего алкоголизма и наркомании подростков, который ведёт к увеличению числа преступлений, совершённых несовершеннолетними;
- омоложение преступности;
- увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей из семей, находящихся в социально-опасном положении;
- появление социального сиротства, что предопределяет широкое распространение и беспризорности среди несовершеннолетних.
Современное состояние подростковой преступности в России можно оценить как неоднозначное. С одной стороны, официальная статистика демонстрирует снижение подростковой преступности в последние годы, уменьшение числа подростков, пребывающих в колониях. С другой стороны, во многом это снижение связано с демографическими тенденциями и сокращением численности соответствующей возрастной группы в целом.
Несовершеннолетние, не имея четких нравственных ориентиров, отдают предпочтение бездуховному времяпровождению, в погоне за удовольствиями. Ослабление роли семьи, низкий уровень материальных доходов, невостребованный профессиональный потенциал привели к тому, что многие родители теряют рабочие места и вынуждены постоянно находиться в поиске заработка, что приводит к безусловному росту безнадзорных детей. Считая себя никому не нужными, подростки ищут поддержку и влияние в маргинальных группах сверстников, в которых они могут чувствовать себя «своими», общаться на равных. Оказавшись под влиянием уличной среды, подросток формирует асоциальную идентификацию, закрепляет негативные нормы, установки, образцы поведения. Происходит процесс асоциального формирования личности, закладываются предпосылки совершения правонарушений несовершеннолетними.
В подростковой среде растет чувство агрессивности, раздражения, неуверенности в завтрашнем дне. Широкое распространение фильмов, пропагандирующих насилие, провоцирует подростков на антиобщественное поведение.
Эти тревожные факторы свидетельствуют о необходимости совершенствования индивидуально-профилактической работы и системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в целом.
С целью систематизации работы образовательного учреждения в области профилактики была создана программа профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в СПб ГБОУ СОШ № 180 Красногвардейского района.
1.2. Анализ условий для реализации программы.
Для нашего ОУ актуальность программы обусловлена тем, что среди школьников обучаются учащиеся с девиантным поведением, с низким уровнем культурно-эстетического развития, некоторые школьники, которые, перевелись в ГБОУ СОШ 180 из других учебных заведений, уже успели попасть в Городскую базу правонарушений, встать на учет комиссии по делам несовершеннолетних.
За последние три года в школе выросло количество прогульщиков, значительно снизился уровень учебной мотивации. Родители обучающихся порой уклоняются от своих прямых обязанностей в воспитании детей. А некоторые из них порой сами нуждаются в особом контроле со стороны правоохранительных органов.
В школе созданы необходимые условия для реализации данной программы: современная материально-техническая база, библиотека, стадион, спортивный зал, актовый зал. Для раскрытия спортивного и творческого потенциала обучающихся работают кружки и секции.
В школе работает Совет по профилактике правонарушений. На заседаниях Совета рассматриваются вопросы дисциплины обучающихся, заслушивается отчеты классных руководителей, имеющих большое количество пропусков занятии без уважительных причин. Решая воспитательные задачи, школа строит работу в условиях социально-педагогического комплекса, включающего в себя сотрудничество образовательного учреждения с городскими организациями и объединениями. Осуществляется психолого-педагогическое сопровождение обучающихся педагогом-психологом.
1.3 Нормативно-правовое обеспечение
- Конвенция о правах ребенка
- Конституция Российской Федерации.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ)
- Уголовный Кодекс РФ (УК РФ)
- Уголовно-процессуальный Кодекс РФ
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 24.06.1999 года ФЗ-№120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
- Федеральный закон от 23.06.2016 года ФЗ-№182 «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»
- Инструкция по межведомственному взаимодействию субъектов системы профилактики в предупреждении безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (утверждена на заседании КДН и ЗП при правительстве СПб 30.05.2006)
- Распоряжение правительства РФ от 22.03.2017 года № 520-р об утверждении Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года
- Информационно-методическое письмо Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга «Об организации профилактической работы по выявлению и учёту детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 29.12.03 г.№ 4485
- Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга № 311-р от 25.05.2005 об организации профилактической работы по выявлению и учету детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, по предупреждению безнадзорности и правонарушений
- Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 09.04.2007 № 404-р «О совершенствовании профилактической работы по выявлению и учету детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, по предупреждению безнадзорности и правонарушений»
- Информационно-методическое письмо Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга № 1405 от 07.07.2005 года по совершенствованию работы органов управления и учреждений образования в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних
- Устав ОУ, правила внутреннего трудового распорядка.
2. Концептуальные подходы
2.1 Основные понятия:
- антиобщественное поведение - не влекущие за собой административную или уголовную ответственность действия физического лица, нарушающие общепринятые нормы поведения и морали, права и законные интересы других лиц;
• несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста 18 лет;
• безнадзорный - несовершеннолетний, контроль над поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;
-правонарушение - преступление или административное правонарушение, представляющие собой противоправное деяние (действие, бездействие), влекущее уголовную или административную ответственность;
- индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;
- профилактика правонарушений - совокупность мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения;
- девиантное поведение – устойчивое поведение личности, отклоняющееся от каких-либо норм, причиняющее реальный вред личности или обществу.
2.2.Научно-методическое обоснование.
Проблема профилактики правонарушений привлекает внимание специалистов различных областей знания: криминологии, социологии, психологии. Не остается в стороне от нее и педагогическая наука.
Анализ научной литературы позволяет констатировать, что профилактика правонарушений среди несовершеннолетних представляет собой сложный многоуровневый процесс. Количество исследований по указанной проблематике достаточно велико в каждой научной области. Так, среди исследований, выполненных на стыке педагогики и криминологии, следует назвать работы Ю. М. Антоняна, А. С. Белкина, А. Н. Литвинова, Д. В. Гурова и др. По мнению В. Д. Гурова, одна из задач современной педагогической науки - это решение проблемы склонности детей и подростков к правонарушениям и ее профилактика, активизация усилий, направленных на осмысление причин противоправного поведения подростков, поиск эффективных способов его сдерживания и предупреждения.
Психологическая характеристика личности несовершеннолетнего правонарушителя, причины и пути ее формирования отражены в трудах таких ученых, как С. А. Беличева, А. И. Захаров, Ю. А. Клейберг и др. Отдельные направления профилактики правонарушений среди школьников раскрыты в исследованиях Т. С.Шестаковой (профилактика правонарушений в сфере свободного времени), Н.Г.Тищенко (профилактическая работа с детьми в общеобразовательной школе),А. Н. Пыхарева (профилактика правонарушений средствами культурно-просветительной работы), Т.Н.Краснобаевой (профилактика правонарушений средствами физического воспитания) и др. Проблеме профилактики противоправного поведения школьников посвящены труды отечественных педагогов и психологов. Причины и особенности правонарушений среди школьников, содержание и специфика работы в данном направлении раскрыта А. Е. Тарасом. Профилактика правонарушений несовершеннолетних как социально-педагогическая проблема актуализирована в работах М. А. Паздникова. Педагогические особенности предупреждения трудновоспитуемости подростков охарактеризованы в исследовании Н. Н. Верцинской. Г. Ф. Бедулиной определено содержание социально-педагогической коррекции девиантного поведения подростка. Многочисленные исследования подтверждают актуальность и междисциплинарный характер проблемы профилактики правонарушений среди подростков.
3. Основная часть
3.1. Цель программы:
Создание условий для снижения уровня правонарушений среди обучающихся школы.
3.2. Задачи реализации программы:
- Выявить несовершеннолетних, склонных к совершению правонарушений, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия, принятие мер по их воспитанию и получению ими профессионального образования;
- Оказать консультативную помощь по формированию ресурсов семьи, помогающих воспитанию у подростков законопослушного, ответственного поведения;
- осуществить информационно-просветительскую работу с учащимися и их родителями;
- осуществить профилактическую работу с учащимися, склонными к девиантному поведению;
3.2.Основные этапы реализации программы
Название этапа | Цель и методы реализации |
I. Диагностический этап | ∙Цель - выявление подростков склонных к совершению правонарушений или уже совершивших правонарушение и определение причин и условий, способствующих возникновению данных отклонений в поведении. ∙Методы: опросы, анкеты, тесты (интеллекта и способностей, достижений, проективные и др.), беседы, наблюдение, анализ документов, личностные опросники. |
II. Аналитико- | ∙Цель- анализ данных полученных на диагностическом этапе, определение направлении профилактической деятельности, формулировка конкретных задач по каждому направлению, подбор педагогически целесообразных средств и форм профилактической деятельности, поиск возможных субъектов (в том числе субъектов профилактики), способных осуществлять педагогически целесообразную профилактическую деятельность. ∙Методы: беседа, консультации, наблюдение, организационные методы, обработка данных, поиск форм и методов работы (индивидуальных и групповых), анализ документации |
III. Деятельностный | ∙Цель – организация профилактической работы с учетом решений и рекомендаций принятых на аналитико-поисковом этапе. Оказание социально-психологической и педагогической помощи обучающимся, имеющим отклонения в поведении и их родителям, а также осуществление мер, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних. |
IV. Оценочный этап | ∙Цель – определение эффективности профилактической деятельности, обобщение опыта и корректировка программы для дальнейшей работы по профилактике правонарушений |
3.3.Условия реализации программы.
Для того, чтобы программа успешно себя реализовала необходимы следующие условия:
- наличие кабинета для индивидуальных бесед с обучающимися и их родителями (законными представителями);
- усиление взаимодействия с субъектами профилактики правонарушений;
- активное сотрудничество всех педагогов и администрации школы;
- активное сотрудничество учителей школы и родителей (законных представителей);
3.4. Ожидаемые результаты реализации программы:
- снижение числа правонарушений и преступлений, совершенных обучающимися школы;
- формирование у подростков нравственных качеств, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни;
- уменьшение факторов риска приводящих к безнадзорности правонарушениям, злоупотреблению вредными привычками;
- уменьшение количества обучающих, не посещающих или систематически пропускающих учебные занятия;
- расширение знаний учителей по вопросам профилактики безнадзорности, правонарушений и злоупотребления вредными привычками среди несовершеннолетних, создание информационно-методической копилки.
3.5.Точки риска при реализации программы:
- отсутствие должного взаимодействия с субъектами профилактики правонарушений;
- отсутствие общей, четко сформулированной идеологии среди учителей, выражающей единство взглядов на цели и задачи образовательного и воспитательного процессов, а также на методы и подходы к реализации профилактической работы с подростками;
- нежелание родителей (законных представителей) заниматься воспитанием ребенка. Внутренние разногласия в семье, злоупотребление родителями алкоголя;
- нежелание подростка понять и осознать пагубность последствий совершения;
правонарушений. Склонность подростка к девиантному поведению;
Планирование деятельности социального педагога
I. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
№ п/п | Цель – методическое сопровождение деятельности, самообразование и повышение уровня профессионального мастерства | Сроки проведения | Ответственные и участники деятельности | Отметка о выполнении | Форма отчетности | |
Содержание работы | ||||||
1.1. | Анализ и планирование мер по социально-педагогической поддержке обучающихся | Провести анализ итогов социально-педагогической работы за 2018-2019 учебный год и разработать план социально-педагогической работы на 2019-2020 учебный год. | сентябрь | Соц.педагог. | план | |
1.2. | Повышение квалификации: -курсы -консультации | Участие в заседаниях методического объединения социальных педагогов. | По средам | сертификаты | ||
-Посещение курсов в АППО Посещение кафедры педагогики АППО | Исходя из заявленной тематики По мере необходимости |
| сертификаты | |||
1.3. | Участие в практических конференциях, семинарах и др. | Принять участие в работе МО классных руководителей : -обсуждение результатов анонимного анкетирования учащихся «Безопасно ли тебе в школе?» -Итоги социально-психологического тестирования на предмет раннего выявления незаконного потребления НС и ПВ» - Проведение семинара для педагогов: « Формы работы педагога по профилактике ПАВ» | октябрь Декабрь-январь февраль | Соц.педагог зам.директора по ВР Педагог-психолог | Программы, сертификаты | |
1.4. | Участие в работе МО социальных педагогов ОУ | Принять участие в заседаниях методического объединения социальных педагогов исходя из заявленной тематики. | По средам | Соц.педагог | справка | |
1.5. | Участие в педсоветах, консилиумах ОУ | Принять участие в заседаниях Педсоветов. В рамках педсоветов включить: - повторное изучение ФЗ №120 , порядка межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних СПб при организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении | по графику школы август | Соц.педагог, зам. директора по УВР | справка | |
1.6 | Работа с методической литературой, специальной литературой | по мере необходимости | соц.педагог |
II. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА
№ п/п | Цель – изучение социально-бытовых условий жизни обучающихся, семьи, социального окружения, выявление позитивных и негативных влияний | Сроки | Ответственные и участники деятельности | Отметка о выполнении | Форма отчетности | |
Содержание работы | ||||||
2.1. | Создание и пополнение банка информационно-нормативной документации | Составление списков детей «группы риска» и неблагополучных семей. | сентябрь | Соц.педагог | списки | |
Выявление детей сирот, опекаемых Составление списков. | сентябрь | Соц.педагог | списки | |||
Выявление учащихся из многодетных семей. Составление списков. | сентябрь | Соц.педагог | списки | |||
Составление и изучение социальных портретов классов. Составление социального портрета школы. | Сентябрь- октябрь | Соц.педагог, Кл. руководители | справка | |||
Выявление обучающихся, находящихся в ТСЖ | В течении учебного года | Соц.педагог, Кл. руководители | Информация в субъекты профилактики | |||
Выявление учащихся (скрытого отсева) | сентябрь | Соц.педагог, Кл. руководители | справка | |||
2.2 | Проведение социально-психологического тестирования по профилактике выявления группы риска употребления НС и НВ | октябрь | Соц.педагог | справка | ||
2.3 | Проведение различных опросов учащихся | В течении учебного года | Соц.педагог | Отчеты о проведении | ||
2.4 | Сбор сведений о летней занятости учащихся состоящих на всех видах контроля | Апрель-май | Соц.педагог | справка | ||
2.5 | Социологические исследования и система учета проблем социального становления обучающихся | Изучение социально-психологических особенностей вновь принятых в школу учащихся. | Сентябрь октябрь | Соц.педагог, психолог Кл.руководитель | ||
Изучение характера микрорайона: -наличие криминальных очагов микрорайона, -возможности использования внешкольных учреждений в организации внеурочной деятельности учащихся. | сентябрь | Соц.педагог, Кл. руководители Зам. директора по ВР | справка | |||
Выявлять детей, находящихся в социально-опасном положении. | Сентябрь-май | Соц.педагог, Кл. руководители | справка | |||
Изучение принадлежности учащихся к молодежным объединениям | сентябрь, апрель | Соц.педагог, Кл. руководители | справка | |||
Проводить социально-педагогические исследования «группы риска» с целью выявления социальных и личностных проблем учащихся | По необходимости | Соц.педагог | справка | |||
Выявление проблем адаптации учащихся в социальной среде: 1-е, 5-е, 10-е классы. | ноябрь— декабрь | Соц.педагог, психолог Кл. руководители | списки |
III. ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
№ п/п | Цель- профилактика правонарушений несовершеннолетних, формирование законопослушного поведения и ЗОЖ | Сроки | Ответственные и участники деятельности | Отметка о выполнении | Форма отчетности | ||
Содержание работы | |||||||
3.1. | Мероприятия по профилактике возникновения трудных жизненных ситуаций ребенка | Организация индивидуальной профилактической работы с учащимися «группы риска»: - состоящими на учете в ОДН; - на внутри школьном контроле. | Не реже 1 раза в месяц | Учащиеся, родители | Соц.педагог | справка | |
Привлечение учащихся «группы риска» в кружки и секции. | До 15 сентября | учащиеся | Соц.педагог | справка | |||
Обеспечение психолого-педагогической помощи родителям в воспитании детей в семье, консультации для родителей. | 1, 3 вторник месяца | родители | Соц.педагог | справка | |||
Предупреждение нарушений учащимися норм поведения на уроках и переменах, индивидуальные и групповые беседы по разъяснению правил поведения учащихся и Устава школы. | Сентябрь, январь | учащиеся | Соц.педагог | справка | |||
Оказывать помощь в профориентации учащихся, организовать посещение профориентационных выставок, форумов, дней открытых дверей ОУ. | Согласно графика проведения Дней открытых дверей , ярмарок учебных мест | учащиеся | Соц.педагог, классные руководители | Справка фотоматериалы | |||
Оказывать помощь в трудоустройстве учащимся, достигшим 14-летнего возраста на летний период (через Молодежную Биржу Труда). | апрель-июнь | учащиеся | Соц.педагог | справка | |||
Проводить системную разъяснительную работу о вреде табакокурения, употребления спиртных напитков и психоактивных веществ в соответствии с планом по профилактике наркозависимости | 1 раз в квартал | Учащиеся, родители | Соц.педагог, классные руководители | справка | |||
Проведение мероприятий, способствующих формированию и актуализации учащихся здорового образа жизни: - районные игры; - всероссийские акции; - социальный марафон «Школа-территория ЗОЖ» - спортивные мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни | сентябрь-май | учащиеся | Соц.педагог, классные руководители | Справка фотоматериалы | |||
Совместно с ГБОУ «Школа здоровья и индивидуального развития» организовать посещение фотовыставки «Наркотик-убийца» | апрель | Учащиеся | Соц.педагог, «Школа здоровья и индивидуального развития» Кл. руководители | Справка фотоматериалы | |||
Осуществлять работу по организации и проведению Совета Профилактики. | 1 раз в месяц | Учащиеся, родители, педагоги | Соц.педагог, Зам.директора по ВР. | Аналитическая справка | |||
Проводить «Дни правовых знаний» с приглашением Специалистов из: - ОДН, - ГБОУ «Школа здоровья и индивидуального развития», - Центр социальной помощи семьи и детям, - молодежной консультаций «Охта» | Октябрь, апрель | Учащиеся, педагоги | Соц.педагог, ст. инспектор ОДН 66 о/п | Справка фотоматериалы | |||
Выявлять учащихся, допускающих немедицинское потребление наркотических или других веществ с целью одурманивания (опьянения), проводить с ними профилактическую работу. | ежемесячно | учащиеся | Соц.педагог, Кл. руководители, зам.директора по ВР | справка | |||
Организация и проведение социально-психологического тестирования на предмет раннего выявления незаконного потребления НС и ПВ Февраль - Март | По плану КО | учащиеся | Соц.педагог, Кл.руководители зам.директора по ВР | справка | |||
3.2 | Мероприятия по профилактике жестокости среди несовершеннолетних | Выявлять учащихся, проявляющих агрессивное поведение | Соц.педагог | ||||
Заслушивать на заседании Совета по профилактике учащихся, проявляющих агрессию | 1 раз в месяц | учащиеся | Соц.педагог | протоколы | |||
Разработка тематических памяток для педагогов и родителей учащихся по профилактике проявления агрессивного поведения. | По запросу | Педагоги, родители | Соц.педагог | ||||
Проводить индивидуальные и групповые беседы по профилактике агрессивного поведения. | В течение года | учащиеся | Соц.педагог | справка |
IV. ЗАЩИТНО-ОХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
№ п/п | Цель- защита и охрана прав и интересов несовершеннолетних | Сроки | Ответственные и участники деятельности | Отметка о выполнении | Форма отчетности | ||
Содержание работы | |||||||
4.1 | Система учета и контроля за разрешением проблем социальной жизни детей, находящихся в трудной жизненной ситуации | Установить контроль за: -занятиями учащихся «группы риска» в кружках и секциях, -за посещением школы учащимися «группы риска». | Ежемесячно еженедельно | Учащиеся группы риска | Соц.педагог | справка | |
Посещение по месту жительства несовершеннолетних и семей, находящихся в социально-опасном положении совместно с классными руководителями (при необходимости с инспектором ОДН или с иными субъектами профилактики). | По мере возникновения необходимости | Учащиеся группы риска | Соц.педагог | справка | |||
Присутствие при проведении опросов и бесед несовершеннолетних инспектором ОДН, работниками полиции, а также иными субъектами профилактики | По мере возникновения необходимости | Учащиеся | Соц.педагог | справка | |||
4.2 | Система опеки и попечительства (в том числе вопросы лишения родительских прав) | Установить контроль за охраной личностных и общественных прав опекаемых детей: за состоянием учебы, поведением, питанием, организацией досуга. | сентябрь
| опекаемые | Соц.педагог | справка | |
4.3 | Мероприятия по жизне- обеспечению детей из малоимущих семей | Оказать помощь в организации досуга детей, предложить заниматься в школьных кружках и секциях, организация льготного питания в школе | Сентябрь-октябрь | Учащиеся из малоимущ. семей | Соц.педагог Кл. руководители | справка | |
4.4 | Мероприятия по социальной адаптации детей из многодетной семьи | Установить контроль за охраной личностных и общественных прав: питание, организация досуга - Привлекать к участию в школьных мероприятиях; - Информирование о проведении районных мероприятий | сентябрь ноябрь | Многодетн. семьи | Соц.педагог | ||
4.5 | Патронаж детей, состоящих на учете в ОДН, КДН, внутришкольном контроле | Проводить индивидуальную профилактическую работу с указанной категорией лиц, | Не реже 1 раза в месяц | Состоящие на учете в ОДН | Соц.педагог, Классные руководители | Карты социального сопровождения | |
Установить контроль за состоянием их учебы, поведением. | еженедельно | Состоящие на учете в ОДН | Соц.педагог, Классные руководители | Карты соц. сопровождения | |||
Оказать помощь в организации досуга детей, предложить заниматься в школьных кружках и секциях. | До 10.09. | Состоящие на учете в ОДН | Соц.педагог, Классные руководители | Карты социального сопровождения | |||
Активно вовлекать в профилактические мероприятия, в общественную жизнь школы | Сентябрь-май | Состоящие на учете в ОДН | Соц.педагог, Классные руководители | Карты социального сопровождения | |||
Посещать по месту жительства совместно с инспектором ОДН или классным руководителем | По мере необходимости | Состоящие на учете в ОДН | Соц.педагог, Классные руководители | Карты социального сопровождения |
V. КООРДИНАЦИОННАЯ РАБОТА
№ п/п | Цель-кординация деятельности субъектов профилактики, педагогов образовательной организации по ПАВ | Сроки | Ответственные и участники деятельности | Отметка о выполнении | Форма отчетности | |
Содержание работы | ||||||
5.1. | Взаимодействие и социальные связи | Подготовка и утверждение плана работы социального педагога на год, планов совместной работы субъектами профилактики | август-сентябрь | соц.педагог | план | |
Поддерживать рабочий контакт с инспектором ОДНУМВД. | ежемесячно | Соц.педагог | план | |||
Поддерживать связь с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав. | ежемесячно | Соц.педагог | Списки, Письма, информация, запросы | |||
Поддерживать постоянный контакт с отделом социальной защиты района, с Центром помощи семье и детям Красногвардейского р-на | ежемесячно | Соц.педагог | Письма, информация, запросы | |||
Поддерживать постоянный рабочий контакт с главным специалистом по опеке попечительству Муниципального образования №32. | ежемесячно | Соц.педагог | Письма, информация, запросы | |||
Посещение суда, органов социального обеспечения и других учреждений | По мере необходимости | Соц.педагог | Письма, информация, запросы | |||
Своевременное предоставление информации об учащихся, находящихся в списках «Скрытого отсева» | По мере необходимости | Соц.педагог | справка | |||
Своевременное информирование специалистов субъектов профилактики по вопросам, находящимся в их компетенции | По мере необходимости | Соц.педагог | Справка, информация | |||
Организация досуга учащихся, состоящих на учете ПДН, ВШК | По мере необходимости | Соц.педагог | отчет | |||
Совместная работа РНД №1 по профилактике алкогольной и наркозависимости | По мере необходимости | Соц.педагог | справка | |||
Оформление документации (внесение данных в соц. социальный паспорт ОУ, карты индивидуальной работы, журнал учета посещаемости и т.д. Оформление обращений, писем в соответствующие инстанции). | По мере необходимости | Соц.педагог | справка | |||
5.2 | Координация деятельности | Организация летнего оздоровительного отдыха льготных категорий учащихся | По мере необходимости | Соц.педагог, кл. руководитель | отчет |
VI. ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ
№ п/п | Цель-предоставление информации и просвещение обучающихся и их родителей по правовым вопросам, сохранению ЗОЖ | Сроки | Ответственные и участники деятельности | Отметка о выполнении | Форма отчетности | ||
Содержание работы | |||||||
6.1 | Оформление кабинета, разработка программно-методического обеспечения | Оформить информационный стенд для учащихся по профилактике девиантного поведения | Февраль-март | Соц.педагог. | стенд | ||
Оформить информационный стенд для учащихся и родителей по формированию здорового образа жизни и профилактике употребления ПАВ | ноябрь | Соц.педагог. | стенд | ||||
Оформить информационный стенд по работе кружков и секций. | сентябрь | Соц.педагог | стенд | ||||
6.2 | Мероприятия по социально-педагогическому просвещению педагогов и родителей | Индивидуальное консультирование родителей. | 1 и 3 вторник с 15 до 17 | Соц.педагог | Запись в журнале | ||
Проведение родительского собрание: «Семья и формирование ЗОЖ ребенка». | Февраль» | Зам. директора по ВР, психолог, соц.педагог | Справка, фотоматериалы | ||||
Информирование родителей о целях и задачах социально-психологического тестирования на предмет раннего выявления незаконного потребления НС и ПВ | Сентябрь
| Соц.педагог, Зам директора по ВР Классные руководители | справка | ||||
Провести для педагогов на МО классных руководителей : -обсуждение результатов анонимного анкетирования учащихся «Безопасно ли тебе в школе?» -Итоги социально-психологического тестирования на предмет раннего выявления незаконного потребления НС и ПВ» - Проведение семинара для педагогов: «Формы работы педагога по профилактике ПАВ»
| ноябрь февраль | Соц.педагог, Педагог-психолог | Справка, фотоматериалы | ||||
Проведение индивидуальных консультаций для педагогов. | Четверг (14-30 – 15.30) | Соц.педагог | Запись в журнале | ||||
Подготовка и размещение на сайте образовательного учреждения методических рекомендаций, по проблемам профилактики правонарушений | В течение года | Соц.педагог | справка | ||||
Провести беседы с учащимися: - о правилах поведения в школе, - права учащихся, как часть прав человека | Сентябрь, январь декабрь |
Классные руководители | Справка/отчеты |
Список литературы
- Бакаев, А. А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних: учеб.пособие. - Москва : Логос, 2004. - 214 с.
- Бреслав, Г. Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: учебное пособие для специалистов и дилетантов/ Г. Э. Бреслав. – СПб.: Речь, 2007
- Барышников Е.Н., Косабуцкая С.А. «Современные социально-педагогические и воспитательные технологии в работе с учащимися в образовательном учреждении: учебно- методическое пособие- СПб 2018-114 с.
- Василькова, Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. / Ю.В. Василькова — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 160 с.
- Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением. / Под ред. М.И. Рожкова – М., 2001.
- ГалагузоваМ.А.Социальная педагогика.-М.,2000
- Гонеев А. Д. Работа учителя с трудными подростками: учебное пособие для студ. высших учеб.заведений/ А. Д. Гонеев, Л. В. Годовникова. – М.: Издательский центр «Академия», 2008- 240 с.
- Журнал «Социальная педагогика 3/2017, с.56
- Загвязинский, Н. И. Профилактика девиантного поведения / Н. И. Загвязинский. - М. : Дашков и К, 2002. - 95 с.
- Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения : учеб.пособие.-М.,2001
- Лютова Е.К.,МонинаТ.Б.Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.- сПб.,2001
- Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учебник для студ. пед. вузов / под ред. В.А. Сластенина. 3-е изд., испр. и доп. – М: Академия, 2000. – 200 с.
- Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., КосабуцкаяС.А.Социальный педагог: введение в должность: Сб. материалов – СПб.: КАРО, 2000.- с. 210
- Профилактика безнадзорности, беспризорности и правонарушений среди несовершеннолетних / Авт.- сост.: Е.П.Картушина, Т.В.Романенко. – М.: Издательство «Глобус», 2009
- Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. - М.: Академия, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних "Правила жизни".
Цели программы:обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;создать условия для эффективного...
Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними, состоящими в социально-опасном положении.
Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними, состоящими в социально-опасном положении....
ПРОГРАММА по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
ПРОГРАММА по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних...
Антикризисная программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних МБОУ «Подсинская СШ» на 2015-2016 учебный год
Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Цель: принятие мер по работе с учащимися и их родителями (законными представителями):- способствующих сни...
Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних "На пороге ЖИЗНИ!"
Цель программы:Создание условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, организация систематической образовательной деятельности, на...
Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних «Мы и наше будущее»
Современная школа оказывает систематизированное и последовательно влияние на формирование личности. В процессе воспитания происходит передача культурных и нравственных ценностей, накопленных человечес...