Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних "На пороге ЖИЗНИ!"
проект
Цель программы:
Создание условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, организация систематической образовательной деятельности, направленной на воспитание социально ориентированного сознания и поведения учащихся как условия, обеспечивающего закрепление системы социально значимых образов реализации человека в обществе, а также выработке стратегии мыслительных операций, определяющих просоциальное личностное развитие. (Просоциальное поведение, или «добровольное поведение, призванное приносить пользу другому человеку» — это социальное поведение, которое «приносит пользу другим людям или обществу в целом». Примером просоциального поведения является оказание помощи, совместное пользование, дарение, сотрудничество и добровольная работа)Основные задачи программы:
1. Формировать у обучающихся знания и систему представлений о правовом и политическом устройстве общества.
2. Создавать условия для обучения учащихся приемам безопасного и ответственного поведения.
3. Формировать у обучающихся толерантность.
4. Принимать меры общей профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, содействующих развитию позитивных интересов детей, их полезной деятельности во внеучебное время.
5. Оказывать социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним.
6. Выявлять несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении.
7. Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
8. Противодействовать экстремистским проявлениям в подростковой и детской среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_profioaktika_na_poroge_zhizni.docx | 762.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Районный конкурс программ /проектов по профилактике среди несовершеннолетних в муниципальных образовательных организациях
Советского района в 2020 году.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Советский»
Программа
по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
«На пороге ЖИЗНИ!»
Автор составитель:
Огребчук Т.С.,
заместитель директора
по воспитательной работе.
Шубникова Г.Н.,
социальный педагог
декабрь, 2019г
г. Советский.
Информационная карта
Программы «НА ПОРОГЕ МЖИЗНИ!» (далее проект).
1.Паспорт Программы.
Наименование Программы | Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних «На пороге ЖИЗНИ!» |
Цель Программы | Создание условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, организация систематической образовательной деятельности, направленной на воспитание социально ориентированного сознания и поведения учащихся как условия, обеспечивающего закрепление системы социально значимых образов реализации человека в обществе, а также выработке стратегии мыслительных операций, определяющих просоциальное личностное развитие. (Просоциальное поведение, или «добровольное поведение, призванное приносить пользу другому человеку» — это социальное поведение, которое «приносит пользу другим людям или обществу в целом». Примером просоциального поведения является оказание помощи, совместное пользование, дарение, сотрудничество и добровольная работа) |
Основные задачи Программы. |
представлений о правовом и политическом устройстве общества. 2. Создавать условия для обучения учащихся приемам безопасного и ответственного поведения. 3. Формировать у обучающихся толерантность. 4. Принимать меры общей профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, содействующих развитию позитивных интересов детей, их полезной деятельности во внеучебное время. 5. Оказывать социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним. 6. Выявлять несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении. 7. Воспитывать потребность в здоровом образе жизни. 8. Противодействовать экстремистским проявлениям в подростковой и детской среде. |
Сроки реализации Программы | 2019гг (декабрь) - 2021гг ( январь) |
Основные участники Программы. | 1. Педагогический коллектив школы. 2. Обучающиеся 1-11 классов. 3. Родители (законные представители) обучающихся 4. Совет отцов 5. Волонтеры 7. Общешкольный родительский комитет 6. Муниципальные учреждения и ведомства системы профилактики. |
Нормативно-правовое обеспечение Программы. | 1. Конституция Российской Федерации. 2. Конвенция о правах ребенка. 3. Семейный кодекс РФ. 4. Декларация принципов толерантности ООН и ЮНЕСКО 5. Закон РФ «Об образовании». 6. Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999г. №120. 9.Муниципальный регламент межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики по предупреждению самовольных уходов несовершеннолетних. 10. Устав МОУ «СОШ №1 г. Советский». 11. Локальный акт «Положение о правилах внутреннего распорядка обучающихся». 12. Локальный акт «Положение о Совете профилактике». |
Кадровое обеспечение Программы. |
|
Ожидаемые результаты Программы. | - Отсутствие факторов риска потребления ПАВ в детско-подростковой среде. - Снижение фактов для постановки на учет в КДН и ЗП несовершеннолетних. - 100%; вовлечение обучающихся школы во внеурочную деятельность и дополнительное образование, а именно: в различные конкурсы , олимпиады, соревнования, форумы, семинары, круглые столы и других мероприятиях. - Сформированный образ выпускника школы, как личности, отличающейся физическим, духовным, нравственным и психологическим здоровьем, имеющей высокое самосознание, ориентированное на человеческие ценности, ставшие личными убеждениями и жизненными принципами, имеющий твердое убеждение сказать «НЕТ!» - Высокий уровень медико-психологической компетентности педагогического коллектива школы. |
Система организации контроля за исполнением Программы. | Контроль за реализацией Программы осуществляют её разработчики и основные исполнители. |
II. Пояснительная записка.
Человек не может жить на свете,
Если у него нет впереди ничего радостного.
Истинным стимулом человеческой жизни
Является завтрашняя радость.
|Макаренко А.С.|
«Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении». Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
Сегодня, для успешного выполнения задач, лежащих в основе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, необходимо выявить и проанализировать основные причины, которые способствуют антиобщественным и противоправным действиям подростков с целью последующих поисков методов и средств их устранения. С позитивными изменениями в обществе, протекают процессы, характеризующиеся негативными тенденциями: изменяется уклад и образ жизни людей, углубляется социальная дифференциация, усиливается конфликтность и бездуховность, прослеживается тенденция увеличения числа семей так называемой «группы риска», растет количество несовершеннолетних, вовлеченных в преступную деятельность, хранение, доставку, продажу и употребление наркотиков.
Основой разработки программы по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних является социальная неустроенность несовершеннолетних, неблагополучие в семьях, отсутствие материальных средств и возможности трудоустроиться. Характеризуя семьи, относящиеся к группе «риска», можно отметить ряд неблагополучных факторов:
- социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия.);
- медико-социальные факторы (экономически неблагоприятные условия, либо хронические заболевания родителей, пренебрежение санитарно-гигиеническими требованиями);
- социально – демографические факторы (неполная семья, многодетная, семьи с повторным браком и сводными детьми);
- социально-психологические факторы (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей, детей, педагогической несостоятельности родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями);
- наличие того или иного фактора социального риска в большинстве означают возникновение социальных отклонений в поведении детей, рождают беспризорность и преступность среди несовершеннолетних и требуют к себе повышенного внимания всех субъектов профилактики.
Сегодняшний подросток находится в плену романтического ореола блатной «карьеры», поэтому взрослым главное не закрывать на это глаза. В поединке с рекламой, призывающей к роскоши, и блатным шансонам, педагог выйдет победителем и спасет жизнь ребенка, если поймет: рассказать – значит показать, а вести за собой – значит являться хорошим наставником и знающим другом, за которым хочется идти. Очень важно не быть дидактом, который буквально отрицает девиантное поведение, а стать знающим собеседником, который может многое сказать подростку, даже уже идущему по пути к девиантному образу жизни.
Чтобы предостеречь несовершеннолетнего и помочь ему, необходимо организовать определенную работу, найти свой подход в решении данной проблемы, использовать те методы, которые будут эффективны для каждой отдельно школы.
Проблема ( Проект) правового воспитания ребенка остается актуальной в современной школе. Именно здесь происходит становление интересов и ценностных ориентаций человека. Особое внимание необходимо уделить детям подросткового возраста, так как в этом возрасте активно формируется мировоззрение, ребенок подвержен влиянию окружающих его людей. Этот факт подтверждает и статистика, поскольку в волну преступности чаще всего оказываются втянутыми несовершеннолетние.
Данная программа ( Проект) направлена на работу со всеми обучающимися школы, предполагает как первичную профилактику, так и работу с детьми девиантного поведения.
Программа (Проект) имеет свои особенности, она позволит найти подход к несовершеннолетнему и его семье, а также поможет педагогам в работе с детьми, совершившими правонарушения и преступления.
2.1.Цели и задачи Программы( Проект).
Целью Программы (проект) является: создание условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, организация систематической образовательной деятельности, направленной на воспитание социально ориентированного сознания и поведения учащихся как условия, обеспечивающего закрепление системы социально значимых образов реализации человека в обществе, а также выработке стратегии мыслительных операций, определяющих просоциальное личностное развитие.
Задачи:
- Формировать у обучающихся знания и систему представлений о правовом и политическом устройстве общества.
- Создавать условия для обучения учащихся приемам безопасного и ответственного поведения.
- Формировать у обучающихся толерантность.
- Принимать меры общей профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, содействующих развитию позитивных интересов детей, их полезной деятельности во внеучебное время.
- Оказывать социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним.
- Выявлять несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении.
- Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
- Противодействовать экстремистским проявлениям в подростковой и детской среде.
- Создать благоприятный психолого-эмоциональный климат в школьном сообществе для творческого эффективного взаимодействия коллективов, составляющих потенциал школы.
- Создать условия для доверительного общения, восприятия информации о негативном влиянии ПАВ на организм человека.
- Научить обучающихся делать осознанный выбор в любой жизненной ситуации и решать возникшие проблемы самостоятельно.
9. Оказать педагогам и родителям помощь в приобретении специальных знаний и навыков, а также давать социальную и психологическую поддержку семьям.
2.2.Понятия, употребляемые при работе:
• несовершеннолетний – лицо, не достигшее возраста 18 лет;
• безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей;
• беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места
пребывания;
• несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо,
которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;
• семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей,
находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или
иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих
обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними;
• индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;
• асоциальное поведение – поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных и противоправных норм;
• девиантное поведение - отдельный поступок или система поступков, активно направленных на нарушение норм и требований социальных институтов;
• просоциальное поведение - деятельность человека, которая осуществляется ради блага другого человека и без надежды на вознаграждение. Является противоположностью антисоциальному поведению;
• аддиктивное поведение – пагубная привычка, пристрастие поведение, связанное со злоупотреблением алкоголем, токсическими и наркотическими веществами, до возникновения психической и физической зависимости.
III.Срок реализации Программы.
2019гг (декабрь) - 2021гг ( январь)
IY. Механизм реализации Программы.
Комплексный характер социально-педагогического сопровождения несовершеннолетнего заключается в том, что оно включает в себя ряд взаимосвязанных и дополняющих друг друга видов деятельности команды специалистов, обеспечивающих: правовую защиту и правовой всеобуч, социальную помощь, педагогическую поддержку, психологическое сопровождение индивидуального развития, социальное воспитание, обучение навыкам социальной компетентности. При этом сопровождение ребенка, как система социально - педагогической помощи, предполагает:
- сочетание и взаимопроникновение социального, правового и психолого-педагогического аспектов данной деятельности;
- междисциплинарный характер согласованных подходов и командных действий педагогов с подключением специалистов из разных ведомств и служб;
- широкий спектр различных видов деятельности, направленных как на решение актуальных проблем развития ребенка, так и на предупреждение возникновения данных явлений;
- особый вид помощи ребенку и его семье в решении сложных проблем, связанных со становлением подрастающего человека не только в образовательном процессе, но и в других важных сферах жизнедеятельности.
Социально-педагогическое сопровождение несовершеннолетнего – это комплексный метод, в основе которого лежит единство четырех функций ( блоков)
4.1. Организационная работа. Работа с педагогическим коллективом.
направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании, осуществление систематической работы с картотекой обучающихся «группы риска».
4.2.Диагностическая работа.
предполагает создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы.
Ожидаемый результат:
- получение характеристики микроклимата семьи, что облегчит поиск взаимодействия школы и семьи;
- получение информации о «вредных» привычках учащихся, необходимой для быстрого оказания квалифицированной помощи;
- получение информации о состоянии здоровья учащихся;
- высокий уровень воспитанности обучающихся 1-11 классов.
4.3.Профилактическая работа с обучающимися.
включает предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением и детьми «группы риска». Предупредительно - профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов,
общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных профилактических бесед. Она способствует формированию у обучающихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, не склонной к правонарушениям личности подростка. Задача индивидуальной работы с подростками с девиантным поведением состоит в содействии сознательному выбору воспитанником своего жизненного пути.
Ожидаемый результат:
- устойчивая положительная жизненная позиция несовершеннолетних;
- отсутствие или уменьшение количества обучающихся, имеющих вредные привычки;
- увеличение количества детей, участвующих в социально-ориентированных проектах, добровольческих акциях, волонтёрском движении, молодежных форумах и слетах;
- отсутствие или уменьшение количества детей, поставленных на учет в МКДНиЗП.ОДН;
- высокая активность обучающихся в организации и проведении мероприятий, способствующих повышению правовой компетентности
4.4.Профилактическая работа с родителями (законными представителями).
предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета школы.
Ожидаемый результат:
- создание приоритетного родительского воспитания;
- организация педагогического просвещения родителей;
- построение демократической системы отношений детей и взрослых;
- отсутствие или уменьшение социально-неблагополучных семей;
- высокая активность участия родителей в профилактических мероприятиях, организуемых педагогическим коллективом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних "Правила жизни".
Цели программы:обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;создать условия для эффективного...
Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними, состоящими в социально-опасном положении.
Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними, состоящими в социально-опасном положении....
ПРОГРАММА по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
ПРОГРАММА по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних...
Антикризисная программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних МБОУ «Подсинская СШ» на 2015-2016 учебный год
Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Цель: принятие мер по работе с учащимися и их родителями (законными представителями):- способствующих сни...
Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних «Не отнимай у себя завтра»
Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед обществом сегодня, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышение эффективности их профилактики. Необхо...
Долгосрочная целевая программа по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних
Цели программы:- обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;- создать условия для эффективно...
Методическая разработка. Программа "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних «Дорога жизни»".
Долгосрочная программа для средней общеобразовательной школы по профилактике правонарушений несовершеннолетних. Программа рассчитана на пять лет....