Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних "Правила жизни".
рабочая программа по теме
Цели программы:
- обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;
- создать условия для эффективного функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений.
Задачи программы:
- повышение уровня воспитательной – профилактической работы с подростками;
- защита прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- раннее выявление семейного неблагополучия и оказание специализированной адресной помощи;
- создание условий для психолого-педагогической, медицинской и правовой поддержки обучающихся;
- осуществление индивидуального подхода к обучающимся и оказание помощи в охране их психофизического и нравственного здоровья;
- осуществление консультативно-профилактической работы среди учащихся, педагогических работников, родителей;
- развитие системы организованного досуга и отдыха «детей группы риска».
Программа содержит 4 блока:
- Организационная работа.
- Диагностическая работа.
- Профилактическая работа с обучающимися.
- Профилактическая работа с родителями.
Ожидаемые результаты реализации программы:
- преодоление тенденции роста числа правонарушений несовершеннолетних;
- создание условий для обеспечения защиты прав детей, их социальной реабилитации и адаптации в обществе;
- стабилизация числа безнадзорных детей и подростков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_pravila_zhizni.doc | 233.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ АО «ВЫЧЕГОДСКАЯ СКОШИ»
Программа «Правила жизни»
Белых Вера Михайловна,
социальный педагог
стаж педагогической работы - 21 год
стаж работы в должности – 8 лет
Вычегодский - 2011
Паспорт программы
Наименование программы | Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних |
Разработчики программы | Социальный педагог Белых В.М. |
Цели программы |
|
Сроки реализации программы | 2011-2016 гг. |
Исполнители программы | Педагогический коллектив школы |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
|
Пояснительная записка
Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами
Детская безнадзорность и беспризорность - следствие современной социально-экономической и духовно-нравственной ситуации в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых и порождают опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции:
- рост числа граждан, лишённых родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних;
- массовые нарушение прав детей;
- рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, который ведёт к увеличению числа преступлений, совершённых несовершеннолетними;
- омоложение преступности;
- увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей из семей, находящихся в социально-опасном положении.
Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. С целью систематизации работы образовательного учреждения в области профилактики была создана программа профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».
Правовая основа программы
Правовую основу программы профилактики безнадзорности и правонарушений составляют:
- Международная Конвенция ООН о правах ребёнка;
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- Указы Президента РФ;
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Понятия, употребляемые в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:
В соответствии с законодательством Российской Федерации в системе профилактики безнадзорности и правонарушений употребляются следующие основные понятия:
- Несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.
- Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого, отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.
- Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении – лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.
- Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
- Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
- Правонарушение - родовое понятие, означающее любое деяние, нарушающее какие-либо нормы права, и представляет собой юридический факт, предусматривающий противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. За правонарушение законом предусматривается соответственно гражданская, административная, дисциплинарная и уголовная ответственность.
Цели программы
- обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;
- создать условия для эффективного функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений.
Задачи программы
- повышение уровня воспитательной – профилактической работы с подростками;
- защита прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- раннее выявление семейного неблагополучия и оказание специализированной адресной помощи;
- создание условий для психолого-педагогической, медицинской и правовой поддержки обучающихся;
- осуществление индивидуального подхода к обучающимся и оказание помощи в охране их психофизического и нравственного здоровья;
- осуществление консультативно-профилактической работы среди учащихся, педагогических работников, родителей;
- развитие системы организованного досуга и отдыха «детей группы риска».
Содержание программы
Программа содержит 4 блока:
- Организационная работа.
- Диагностическая работа.
- Профилактическая работа с обучающимися.
- Профилактическая работа с родителями.
- Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании.
- Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы, организацию мониторинга здоровья обучающихся.
- Профилактическая работа со школьниками включает профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением и детьми «группы риска». Профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед, ролевых игр, разыгрывание конкретных ситуаций.
Задача индивидуальной работы с подростками с девиантным поведением состоит в содействии сознательному выбору воспитанником своего жизненного пути.
Работа с подростками с девиантным поведением выстраивается в несколько этапов:
Этап | Содержание |
Изучение подростка и окружающей среды | Диагностика подростка |
Обеспечение психологической готовности подростка к изменению | Беседы с подростком, вхождение в доверие к нему, пробуждение его интереса к той или иной деятельности |
Накопление подростком нравственно положительных качеств, поступков | Стимулирование положительных поступков, изменений |
Самовоспитание, самоконтроль | Поддержка подростка в процессе самовоспитания и самоконтроля |
- Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, лекториев, проведение родительского всеобуча, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета школы.
Программу реализуют: администрация школы (с привлечением заинтересованных ведомств), классные руководители, воспитатели, учителя-предметники, медико-психолого-педагогическая служба.
Планы мероприятий по блокам работы:
- Организационная работа:
- Организация работы Совета профилактики.
- Проведение тематических педагогических советов.
- Педагогический всеобуч для родителей.
- Социально-педагогическая работа с детьми «группы риска».
- Составление социального паспорта классов, школы.
- Ведение картотеки учащихся, состоящих на внутришкольном учёте.
- Выявление учащихся с девиантным поведением, вовлечение их в спортивные секции и кружки.
- Диагностическая работа:
- Анкетирование учащихся 5-11(12)-х классов.
- Проведение диагностических методик изучения личности ученика.
- Заполнение карт развития учащихся.
- Профилактическая работа со школьниками:
1 направление:
Предупредительно-профилактическая деятельность:
- реализация классных воспитательных программ;
- проведение общешкольных собраний учащихся с инспектором по делам несовершеннолетних;
- проведение занятий по профилактике употребления ПАВ «Навыки жизни» (7-9 класс);
- проведение тренинговых занятий «Навыки жизни» (7-9 класс);
- проведение бесед по правовой тематике (реализуется на классных часах 1 раз в месяц по выбору классного руководителя):
№ п/п | Раздел | Тема |
1 | Правила общения |
|
2 | Правила поведения |
|
3 | Правила дорожного движения |
|
4 | Я – гражданин России |
|
5 | Права ребёнка |
|
6 | Административная и уголовная ответственность |
|
7 | Асоциальное поведение |
|
Организация досуговой деятельности учащихся «группы риска»:
- вовлечение учащихся «группы риска» в кружки и спортивные секции;
- вовлечение учащихся в КТД в школе;
- планирование содержательного досуга подростков «группы риска» в течение всего учебного года;
- привлечение подростков к шефской помощи дошкольникам и младшим школьникам.
2 направление:
Индивидуальная работа с подростками с девиантным поведением:
- выявление причин отклонений в поведении;
- беседы классных руководителей, воспитателей, учителей-предметников, педагога-психолога с подростками;
- приглашение на Совет профилактики;
- беседы с инспектором ПДН;
- вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в кружки, секции;
- направление ходатайств в КДН;
- проведение тренинговых занятий с категорией таких обучающихся.
- Профилактическая работа с родителями:
- выбор родительского комитета в классах;
- проведение «Дня открытых дверей» для родителей;
- привлечение родителей к проведению классных и внеклассных мероприятий;
- выявление социально-неблагополучных семей и постановка их на внутриклассный и внутришкольный контроль;
- запрос актов обследования жилищно-бытовых условий социально-неблагополучных семей;
- организация консультаций специалистов: педагога-психолога, социального педагога, медицинских работников для родителей;
- использование разнообразных форм для проведения родительских собраний: лекции, конференции, ролевые игры, родительские ринги, практикумы, семинары, тренинги и др.;
- проведение педагогического всеобуча для родителей, с использованием различных форм и методов работы:
Тема | Содержание | Ответственные |
По профилактике употребления ПАВ |
| педагогический коллектив класса |
По профилактике правонарушений и преступлений |
|
Тематика лекций для родителей на классных родительских собраниях
Классы | Темы | Ответственные |
(0) 1 | Законы воспитания в семье. Какими им быть? | классный руководитель |
2 | Воспитание ненасилием в семье. | |
3 | Как научить сына или дочь говорить «нет»? | |
4 | Детская агрессивность, ее причины и последствия. | |
5 | За что ставят на учет в милиции? | |
6 | Свободное время — для души и с пользой, или Чем занят ваш ребенок | |
7 | Как уберечь подростка от насилия | |
8 | Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения. | |
9 | Как научиться быть ответственным за свои поступки? | |
10 | Что делать, если ваш ребенок попал в милицию? | |
11 (12) | Закон и ответственность. |
План мероприятий направленных на реализацию направлений программы
№ п/п | Содержание | Классы | Сроки | Ответственные |
Организационные мероприятия | ||||
Выявление детей "группы риска", детей с девиантным поведением, детей из неблагополучных и малообеспеченных семей | дошк. гр., 0 – 11(12) | сентябрь | классный руководитель | |
Организация заполнения в классах социальных паспортов | дошк. гр., 0 – 11(12) кл. | сентябрь | классный руководитель социальный педагог | |
Составление социального паспорта школы | дошк. гр., 0 – 11(12) кл. | сентябрь | социальный педагог | |
Организация работы Совета профилактики школы (по отдельному плану) | дошк. гр., 0 – 11(12) кл. | сентябрь | зам. директора по УВР | |
Вовлечение "трудных" уч-ся в работу кружков и секций. | дошк. гр., 0 – 11(12) кл. | сентябрь | педагогический коллектив класса | |
Своевременное принятие мер по поступившим сигналам о правонарушениях учащихся:
| дошк. гр., 0 – 11(12) кл. | по мере необходимости | педагогический коллектив класса педагог-психолог социальный педагог | |
Работа с учащимися | ||||
Оказание учащимся информационно-правовой помощи, защита их интересов | дошк. гр., 0 – 11(12) кл. | по мере необходимости | социальный педагог | |
Оказание помощи вновь прибывшим учащимся в адаптации в новом классном коллективе | дошк. гр., 0 – 11(12) кл. | по мере необходимости | педагогический коллектив класса педагог-психолог | |
Оказание помощи воспитанникам в трудной жизненной ситуации | дошк. гр., 0 – 11(12) кл. | по мере необходимости | социальный педагог педагог-психолог | |
Организация досуга воспитанников (согласно программы воспитательной работы классов) | дошк. гр., 0 – 11(12) кл. | постоянно | педагогический коллектив класса педагоги доп.образования | |
Обучение учащихся способам разрешения конфликтов:
| 5-11 (12) кл. | по отдельному плану работы | педагог-психолог воспитатели | |
Планирование содержательного досуга подростков «группы риска» в течение всего учебного года | 5-11 (12) кл. | постоянно | педагогический коллектив класса | |
Контроль за посещаемостью уроков, поведением детей «группы риска» | 1-11 (12) кл. | ежедневно | классный руководитель зам.директора по УВР | |
Самоотчеты учащихся на заседаниях Совета профилактики об успеваемости, посещаемости, поведению, занятости в свободное время | 1-11 (12) кл. | раз в четверть | классный руководитель | |
Санитарно-просветительская работа по темам:
| 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | февраль | медицинские работники | |
Работа с семьей | ||||
Выявление семей, уклоняющихся от воспитания детей, неблагополучных семей. | дошк. гр., 0 – 11(12) | сентябрь | классный руководитель социальный педагог | |
Работа педагогического лектория для родителей (по отдельному плану) | 1-11 (12) | раз в год | классный руководитель | |
Привлечение родителей к воспитательной работе с учащимися | дошк. гр., 0 – 11(12) | в течение года по плану воспитательной работы класса | педагогический коллектив класса | |
Индивидуальное консультирование родителей:
| дошк. гр., 0 – 11(12) | по запросам | педагоги специалисты | |
Обучение родителей приемам педагогического контроля за детьми: а) на «круглых столах» б) на семинарах в) на родительских собраниях | дошк. гр., 0 – 11(12) | раз в четверть | педагогический коллектив класса специалисты | |
Просвещение родителей (буклеты, памятки):
| дошк. гр., 0 – 11(12) | 2011-2012 2012-2013 2013-2014 2014-2015 2015-2016 | социальный педагог | |
Правовой всеобуч учащихся | ||||
Изучение государственных и международных документов по правам человека, о положении в обществе и правах ребенка | дошк. гр., 0 – 11(12) | постоянно | педагогический коллектив класса | |
Проведение бесед по правовой тематике с разъяснением учащимся ответственности за совершение правонарушений | 0 – 11(12) | 1 раз в месяц (по отдельному плану) | классный руководитель | |
Ситуативная игра «Улица полна неожиданностей» | дошк.гр. 0-1 | май май | зав.библиотекой | |
Стенды для учащихся по правовому всеобучу:
| 0 – 11(12) | 2011-2012 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть 2012-2013 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть 2013-2014 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть 2014-2015 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть 2015-2016 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть | социальный педагог | |
Повышение правовой грамотности педагогов школы | ||||
Изучение федеральных, региональных и локальных нормативно-правовых документов, необходимых для профилактики правонарушений несовершеннолетних | дошк. гр., 0 – 11(12) | постоянно | классные руководители учителя предметники воспитатели педагог-психолог социальный педагог младшие воспитатели | |
| 0 – 11(12) | 2011-2012 ноябрь 2012-2013 ноябрь 2013-2014 ноябрь 2014-2015 ноябрь 2015-2016 ноябрь | социальный педагог | |
Диагностика и анкетирование | ||||
Анкетирование учащихся: Анкета «Отношение подростков к вредным привычкам» | 5 | сентябрь | педагогический коллектив класса | |
Анкета «Твои права и обязанности» | 6 | октябрь | ||
Анкета «Вредные привычки и Я» | 7 | ноябрь | ||
Анкета «Я и ценности моей жизни» | 8 | декабрь | ||
Анкета «Насилие в школе» | 9 | февраль | ||
Анкета «Недописанный тезис» | 10 | март | ||
«Я и смысл моей жизни» | 11 (12) | апрель | ||
Диагностика учащихся:
| 5-11 (12) (0) 1-4. 5-11 (12) 5-11 (12) (0) 1-4 (0) 1-4 5-11 (12) | 2011-2012 ноябрь 2012-2013 ноябрь 2013-2014 ноябрь 2014-2015 ноябрь 2015-2016 ноябрь ежегодно (ноябрь) ежегодно (февраль) ежегодно (март) ежегодно (декабрь) ежегодно (февраль) ежегодно (март) ежегодно (март) | социальный педагог педагог-психолог | |
Анкетирование родителей:
| дошк. гр., 0 – 11(12) вновь прибывшие дошк. гр., 0 – 11(12) | ежегодно март-апрель ежегодно октябрь ежегодно март-апрель 2011-2012 март-апрель 2012-2013 март-апрель 2013-2014 март-апрель 2014-2015 март-апрель 2015-2016 март-апрель | социальный педагог | |
Анкетирование и диагностика педагогов:
| дошк. гр., 0 – 11(12) | ежегодно 2011-2012 октябрь 2012-2013 октябрь 2013-2014 октябрь 2014-2015 октябрь 2015-2016 октябрь | социальный педагог социальный педагог зам. директора по УВР социальный педагог социальный педагог социальный педагог социальный педагог |
Знания, умения и навыки, которые необходимо сформировать к концу каждого учебного года
Классы | Знания, умения, навыки |
1 класс | Знать:
Уметь:
|
2 класс | Знать:
Уметь:
Приобрести навыки культуры общения с разными людьми, в разных ситуациях |
3 класс | Знать:
Уметь:
|
4 класс | Знать:
Уметь:
|
5 класс | Знать:
Уметь:
|
6 класс | Знать:
Уметь:
|
7 класс | Знать:
Уметь:
|
8 класс | Знать:
Уметь:
|
9 класс | Знать:
Уметь:
|
10 класс | Знать:
Уметь:
|
11 (12) класс | Знать: • понятие «воинская обязанность» • положения законодательства, связанные с употреблением алкоголя • особенности субкультур основных неформальных молодежных течений и движений • уметь проявлять волевые качества в выборе образа поведения |
Планируемые результаты
1 блок |
|
2 блок |
|
3 блок |
|
4 блок |
|
Критерии отслеживания эффективности программы
Отслеживание эффективности всей программы |
|
Отслеживание эффективности каждого проводимого мероприятия программы | проведение анкетирования, опросов участников (учащихся, родителей) с целью отслеживания эффективности, проводимых мероприятий, динамики осознания проблемы и отношения к ней, уровня и степени добровольной вовлечённости родителей и учащихся в мероприятия |
Конечный результат реализации программы |
|
Используемая литература
- Альбом «Ваши права». — Тамбов, 2001.
- Велигородная В.А. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию. — М., 2006.
- Воспитательный процесс: изучение эффективности. Под редакцией Е.Н. Степанова. — М., 2000.
- Дик Н.Ф. Правовые классные часы в 7-9 классах. Ростов/на Дону, 2006.
- Дик Н.Ф. Правовые классные часы в 9-11 классах. Ростов/на Дону, 2006.
- Журналы: «Классный руководитель», «Заместитель директора по воспитательной работе», «Воспитание школьников».
- Кодекс РФ об административных правонарушениях. — М., 2006.
- Комментарии к Уголовному Кодексу РФ.
- Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. — М., 2001.
- Правовое воспитание школьников 5-9 классы. — Волгоград, 2005.
- Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. — М., 2000.
- Фалькович Т.А. Подростки 21 века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях. — М.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними, состоящими в социально-опасном положении.
Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними, состоящими в социально-опасном положении....
ПРОГРАММА по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
ПРОГРАММА по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних...
Антикризисная программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних МБОУ «Подсинская СШ» на 2015-2016 учебный год
Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Цель: принятие мер по работе с учащимися и их родителями (законными представителями):- способствующих сни...
Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних «Не отнимай у себя завтра»
Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед обществом сегодня, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышение эффективности их профилактики. Необхо...
Долгосрочная целевая программа по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних
Цели программы:- обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;- создать условия для эффективно...
Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних "На пороге ЖИЗНИ!"
Цель программы:Создание условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, организация систематической образовательной деятельности, на...