ПРОГРАММА по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
материал на тему
ПРОГРАММА по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_profilaktika_beznadzornosti_i_pravonarusheniy_mbou_sosh_6.docx | 51.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
г. Пыть-Ях
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6
СОГЛАСОВАНО: Утверждено приказом № 602-о
на методическом совете
МБОУ СОШ №6 от 29.08.2014 г.
Протокол 1
«______»____________2014 г.
Председатель МС
_____________ Л.А. Бондаренко
ПРОГРАММА
по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних МБОУ СОШ №6
Разработчики:
Величко Ирина Юрьевна – социальный педагог
Суслова Дарья Викторовна – социальный педагог
г.Пыть-Ях
2014 г.
Паспорт программы
Наименование программы | Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних |
Разработчики программы | Социальный педагог Величко И.Ю., Суслова Д.В. |
Цель программы |
|
Сроки реализации программы | 2014-2017 гг. |
Исполнители программы | Педагогический коллектив школы |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
|
Пояснительная записка
Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами
Детская безнадзорность и беспризорность - следствие современной социально-экономической и духовно-нравственной ситуации в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых и порождают опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции:
- рост числа граждан, лишённых родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних;
- массовые нарушение прав детей;
- рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, который ведёт к увеличению числа преступлений, совершённых несовершеннолетними;
- омоложение преступности;
- увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей из семей, находящихся в социально-опасном положении.
Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. С целью систематизации работы образовательного учреждения в области профилактики была создана программа профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в МБОУ СОШ №6.
Цели программы
- формирование в МБОУ СОШ №6 единого социально-педагогического пространства в сфере профилактики правонарушений, безнадзорности, наркомании обучающихся и воспитанников.
Задачи программы:
- Обеспечение сохранения здоровья, защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
- Создание условий по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних:
- изыскание наиболее приемлемых условий для жизнедеятельности учащегося;
- анализ факторов социальной дезадаптации детей и подростков;
- систематизация антинаркотической, антиалкогольной пропаганды среди учащихся;
- формирование здорового образа жизни;
- оздоровление системы межличностных отношений подростка, восстановление его социального статуса в коллективе сверстников;
- организация изучения психических состояний подростка, особенностей его личностного развития и поведения;
- установление и снятие психотравматических ситуаций среди ближайшего окружения детей и подростков;
- привитие навыков общения со взрослыми и сверстниками на основе общепринятых норм;
- привлечение обучающихся к общественно-полезной деятельности;
- включение детей и подростков в коллективные творческие виды деятельности;
- содействие профессиональной ориентации и получению специальности;
- оказание юридической консультации и правовой помощи несовершеннолетним по защите их прав и законных интересов;
- Изучение возможностей взаимодействия педагогического коллектива с общественными и государственными организациями по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних.
Участники программы:
- педагогический коллектив и сотрудники школы;
- учащиеся школы;
- родители;
Группа социальной поддержки – специалисты различных профилей:
- - Преподаватели общественных дисциплин;
- - Врач – нарколог;
- - Социальный педагог;
- - Инспектор ПДН;
- - Участковый инспектор;
- - Отдел по работе с молодежью города;
- - Представители прокуратуры.
Условия реализации программы:
- Программа охватывает весь спектр учебно-воспитательного процесса в учреждении.
- Максимальное использование нормативной базы, федеральных и внутренних локальных актов.
- В целях более эффективной реализации Программы привлечение к ее реализации всех участников.
Ожидаемые результаты от реализации программы.
- Активизация деятельности школы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
- Снижение количества несовершеннолетних детей, склонных к правонарушениям, безнадзорности, наркомании и других форм негативного социального поведения.
- Снижение количества обучающихся, не посещающих школу по неуважительным причинам.
- Максимальный охват несовершеннолетних досуговой деятельностью.
Мероприятия программы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в МБОУ СОШ №6.
Содержание программы
Программа содержит 4 блока:
- Организационная работа.
- Диагностическая работа.
- Профилактическая работа с обучающимися.
- Профилактическая работа с родителями.
- Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании.
- Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы, организацию мониторинга здоровья обучающихся.
- Профилактическая работа со школьниками включает профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением и детьми «группы риска». Профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед, ролевых игр, разыгрывание конкретных ситуаций.
Задача индивидуальной работы с подростками с девиантным поведением состоит в содействии сознательному выбору воспитанником своего жизненного пути.
Работа с подростками с девиантным поведением выстраивается в несколько этапов:
Этап | Содержание |
Изучение подростка и окружающей среды | Диагностика подростка |
Обеспечение психологической готовности подростка к изменению | Беседы с подростком, вхождение в доверие к нему, пробуждение его интереса к той или иной деятельности |
Накопление подростком нравственно положительных качеств, поступков | Стимулирование положительных поступков, изменений |
Самовоспитание, самоконтроль | Поддержка подростка в процессе самовоспитания и самоконтроля |
4. Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, лекториев, проведение родительского всеобуча, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета школы.
1 направление:
Предупредительно-профилактическая деятельность:
- реализация классных воспитательных программ;
- проведение общешкольных собраний учащихся с инспектором по делам несовершеннолетних;
- проведение тренинговых занятий (7-9 класс);
- проведение бесед по правовой тематике (реализуется на классных часах 1 раз в месяц по выбору классного руководителя):
№ п/п | Раздел | Тема |
1 | Правила общения |
|
2 | Правила поведения |
|
3 | Правила дорожного движения |
|
4 | Я – гражданин России |
|
5 | Права ребёнка |
|
6 | Административная и уголовная ответственность |
|
7 | Асоциальное поведение |
|
Организация досуговой деятельности учащихся «группы риска»:
- вовлечение учащихся «группы риска» в кружки и спортивные секции школы;
- вовлечение учащихся в КТД в школе;
- планирование содержательного досуга подростков «группы риска» в течение всего учебного года;
- привлечение подростков к шефской помощи дошкольникам и младшим школьникам.
2 направление:
Индивидуальная работа с подростками с девиантным поведением:
- выявление причин отклонений в поведении;
- беседы классных руководителей, учителей-предметников, педагога-психолога, социального педагога с подростками;
- приглашение на Совет профилактики;
- беседы с инспектором ПДН;
- вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в кружки, секции;
- направление ходатайств в КДН;
- проведение тренинговых занятий с категорией таких обучающихся.
- Профилактическая работа с родителями:
- выбор родительского комитета в классах;
- проведение «Дня открытых дверей» для родителей;
- привлечение родителей к проведению классных и внеклассных мероприятий;
- выявление социально-неблагополучных семей и постановка их на внутриклассный и внутришкольный контроль;
- запрос актов обследования жилищно-бытовых условий социально-неблагополучных семей;
- организация консультаций специалистов: педагога-психолога, социального педагога, медицинских работников для родителей;
- использование разнообразных форм для проведения родительских собраний: лекции, конференции, ролевые игры, родительские ринги, практикумы, семинары, тренинги и др.;
Тематика лекций для родителей на классных родительских собраниях
Классы | Темы | Ответственные |
1 | «Типы семейного воспитания». | классный руководитель, социальный педагог, психолог |
2 | Воспитание ненасилием в семье. | |
3 | «Мальчики и девочки – почему они разные?» | |
4 | Детская агрессивность, ее причины и последствия. | |
5 | «Проблема безнадзорности – про жизнь и семью». | |
6 | «Мальчики и девочки. Вопросы и ответы». | |
7 | «Воспитываем толерантного ребёнка». | |
8 | Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения. | |
9 | Как научиться быть ответственным за свои поступки? | |
10 | «Знать, чтобы уберечь». | |
11 | Закон и ответственность. |
План мероприятий направленных на реализацию направлений программы
№ п/п | Содержание | Классы | Сроки | Ответственные |
Организационные мероприятия | ||||
Выявление детей "группы риска", детей с девиантным поведением, детей из неблагополучных и малообеспеченных семей | 1 – 11 кл. | сентябрь | классный руководитель, социальный падегог | |
Организация заполнения в классах социальных паспортов | 1 – 11 кл. | сентябрь | классный руководитель, социальный педагог | |
Составление социального паспорта школы | 1 – 11 кл. | сентябрь | социальный педагог | |
Организация работы Совета профилактики школы (по отдельному плану) | 1 – 11 кл. | сентябрь | зам. директора по УВР | |
Вовлечение "трудных" уч-ся в работу кружков и секций. | 1 – 11 кл. | сентябрь | педагогический коллектив | |
Своевременное принятие мер по поступившим сигналам о правонарушениях учащихся:
| 1 – 11 кл. | по мере необходимости | педагогический коллектив зам. директора по УВР, педагог-психолог, социальный педагог | |
Работа с учащимися | ||||
Оказание учащимся информационно-правовой помощи, защита их интересов | 1 – 11 кл. | по мере необходимости | социальный педагог | |
Оказание помощи вновь прибывшим учащимся в адаптации в новом классном коллективе | 1 – 11 кл. | по мере необходимости | педагогический коллектив педагог-психолог | |
Оказание помощи учащимся в трудной жизненной ситуации | 1 – 11 кл. | по мере необходимости | социальный педагог, педагог-психолог | |
Организация досуга учащихся (согласно программы воспитательной работы классов) | 1 – 11 кл. | постоянно | педагогический коллектив, педагог-организатор, педагоги дополнительного образования | |
Обучение учащихся способам разрешения конфликтов:
| 5-11 кл. | по отдельному плану работы | педагог-психолог | |
Планирование содержательного досуга подростков «группы риска» в течение всего учебного года | 5-11 кл. | постоянно | педагогический коллектив | |
Контроль за посещаемостью уроков, поведением детей «группы риска» | 1-11 кл. | ежедневно | классный руководитель, зам. директора по УВР, социальный педагог | |
Самоотчеты учащихся на заседаниях Совета профилактики об успеваемости, посещаемости, поведению, занятости в свободное время | 1-11 кл. | раз в четверть | классный руководитель | |
Работа с семьей | ||||
Выявление семей, уклоняющихся от воспитания детей, неблагополучных семей. | 1 – 11 кл. | сентябрь | классный руководитель, социальный педагог | |
Привлечение родителей к воспитательной работе с учащимися | 1 – 11 кл. | в течение года по плану воспитательной работы класса | Классный руководитель, педагогический коллектив | |
Индивидуальное консультирование родителей:
| 1 – 11 кл. | по запросам | педагоги специалисты | |
Обучение родителей приемам педагогического контроля за детьми: а) на «круглых столах» б) на семинарах в) на родительских собраниях | 1 – 11 кл. | раз в четверть | педагогический коллектив, специалисты | |
Просвещение родителей (буклеты, памятки):
| 1 – 11 кл. | Сентябрь-май | социальный педагог | |
Правовой всеобуч учащихся | ||||
Изучение государственных и международных документов по правам человека, о положении в обществе и правах ребенка | 1 – 11 кл. | ежегодно | педагогический коллектив, учитель права | |
Проведение бесед по правовой тематике с разъяснением учащимся ответственности за совершение правонарушений | 1 – 11 кл. | 1 раз в месяц (по отдельному плану) | классный руководитель, социальный педагог | |
Стенды для учащихся по правовому всеобучу:
| 1 – 11 кл. | Сентябрь-май | Педагог-организатор, социальный педагог | |
Повышение правовой грамотности педагогов школы | ||||
Изучение федеральных, региональных и локальных нормативно-правовых документов, необходимых для профилактики правонарушений несовершеннолетних | 1 – 11 кл. | ежемесячно | классные руководители, учителя предметники, педагог-психолог, социальный педагог, | |
| 1 – 11 кл. | ежегодно | социальный педагог | |
Круглые столы, семинары, лекции | ежегодно | |||
Диагностика и анкетирование | ||||
Анкетирование учащихся: Анкета «Отношение подростков к вредным привычкам» | 5 кл. | Сентябрь -май | педагогический коллектив, | |
Анкета «Твои права и обязанности» | 6 кл. | |||
Анкета «Вредные привычки и Я» | 7 кл. | |||
Анкета «Я и ценности моей жизни» | 8 кл. | |||
Анкета «Насилие в школе» | 9 кл. | |||
Анкета «Недописанный тезис» | 10 кл. | |||
«Я и смысл моей жизни» | 11 кл. | |||
Диагностика учащихся:
социализированности личности учащихся. Определение уровня толерантности. М.И.Рожков.
| 5-11 кл. 1-4 кл. 1-4 кл. | ежегодно | социальный педагог педагог-психолог |
Знания, умения и навыки, которые необходимо сформировать к концу каждого учебного года
Классы | Знания, умения, навыки |
1 класс | Знать:
Уметь:
|
2 класс | Знать:
Уметь:
Приобрести навыки культуры общения с разными людьми, в разных ситуациях |
3 класс | Знать:
Уметь:
|
4 класс | Знать:
Уметь:
|
5 класс | Знать:
Уметь:
|
6 класс | Знать:
Уметь:
|
7 класс | Знать:
Уметь:
|
8 класс | Знать:
Уметь:
|
9 класс | Знать:
Уметь:
|
10 класс | Знать:
Уметь:
|
11 класс | Знать: • понятие «воинская обязанность» • положения законодательства, связанные с употреблением алкоголя • особенности субкультур основных неформальных молодежных течений и движений • уметь проявлять волевые качества в выборе образа поведения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних "Правила жизни".
Цели программы:обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;создать условия для эффективного...
Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними, состоящими в социально-опасном положении.
Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними, состоящими в социально-опасном положении....
Антикризисная программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних МБОУ «Подсинская СШ» на 2015-2016 учебный год
Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Цель: принятие мер по работе с учащимися и их родителями (законными представителями):- способствующих сни...
Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних "На пороге ЖИЗНИ!"
Цель программы:Создание условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, организация систематической образовательной деятельности, на...
Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних «Мы и наше будущее»
Современная школа оказывает систематизированное и последовательно влияние на формирование личности. В процессе воспитания происходит передача культурных и нравственных ценностей, накопленных человечес...
Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних «Мы и наше будущее»
Современная школа оказывает систематизированное и последовательно влияние на формирование личности. В процессе воспитания происходит передача культурных и нравственных ценностей, накопленных человечес...