Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними, состоящими в социально-опасном положении.
рабочая программа по психологии по теме
Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними, состоящими в социально-опасном положении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_profilaktia_pravonarusheniy_nesoversh.doc | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ, СОСТОЯЩИМИ В СОЦИАЛЬНО-ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ
Вот они вечные истины эти:
Поздно заметили... мимо прошли...
Нет! Не рождаются «трудными» дети!
Просто им во время не помогли!
Пояснительная записка
В настоящее время в обществе , несмотря на проводимую профилактическую работу, наблюдается рост подростковой преступности, растет и количество лиц, участвующих в совершении преступлений.
Причинами, влияющими на рост преступности среди несовершеннолетних, являются нестабильность социальной обстановки, рост числа семей, находящихся в социально опасном положении, незанятость детей во внеурочное время.
Несовершеннолетние, не имея четких нравственных ориентиров, отдают предпочтение бездуховному времяпровождению, в погоне за удовольствиями. Ослабление роли семьи, низкий уровень материальных доходов, невостребованный профессиональный потенциал. Идет расслоение общества на бедных и богатых. В подростковой среде растет чувство агрессивности, раздражения, неуверенности в завтрашнем дне. Все ϶ᴛᴏ ведет к росту правонарушений ϲᴩеди подростков.
Данная программа призвана обеспечить условия для целенаправленной воспитательной работы по профилактике и предупреждению безнадзорности и правонарушений среди воспитанников центра, профилактике экстремизма и терроризма, формирования установок толерантного сознания среди подростков; развития умения понимать чувства, настроения, мотивы поведения других людей; усвоения стандартных приемов этических форм общения и творческого их использования с учетом обстановки, эмоционального состояния партнеров по общению, определяющих устойчивость поведения в обществе отдельных личностей и социальных групп, как основы гражданского согласия в демократическом государстве. способствовать развитию творческого потенциала детей, оказание действенной и незамедлительной психолого-педагогической помощи всем оказавшимся в сложной жизненной ситуации.
Правовая база программы:
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Конституция РФ;
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- Семейный кодекс РФ; - ФЗ № 120 0т 24.06.1999г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
- Устав центра.
- Цель и задачи программы:
Целью профилактики является создание условий для организации профилактической работы с несовершеннолетними, состоящими на разных видах учета, находящихся в СОП или иной трудной жизненной ситуации.
Задачи программы:
- Вовлечение подростков и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении (как возможное условие совершения правонарушений) в позитивную деятельность, адекватную их интересам, способностям и психическому состоянию, способную отвлечь их от совершения правонарушений;
- Выявление интересов и потребностей воспитанников, трудностей и проблем, отклонений в поведении, уровня социальной защищенности и адаптированности к социальной среде;
- Определение основных направлений, форм, методов социально-педагогической работы с воспитанниками, склонных к правонарушениям;
- Формирование у воспитанников адекватного социально-психологического образа своего «Я»;
- Координация взаимодействия педагогов, родителей, специалистов социальных служб представителей административных органов по профилактике правонарушений несовершеннолетних;
- Повышение психолого-педагогической компетентности родителей и педагогов;
- Определение результативности профилактической работы.
- Основные направления работы.
- Информирование и просвещение воспитанников, их родителей и других значимых лиц.
- Освоение знаний по проблеме профилактики правонарушений, интерактивных форм работы с участниками программы.
- Проведение творческих мероприятий по профилактики правонарушений и безнадзорности.
- Формирование актива среди воспитанников, педагогов и родителей по пропаганде здорового образа жизни.
- Содержание программы.
Профилактическая работа состоит из двух блоков.
- Информационно-просветительский блок проводится в образовательном учреждении и включает в себя работу с детьми и подростками и их родителями или другими значимыми лицами. Работа проводится в рамках образовательной деятельности, на родительских собраниях, а так же в рамках специальных образовательных программ. Возможно, в рамках развития социального партнерства привлечение работников правоохранительных органов и др. заинтересованных людей. Распространение информационно-демонстрационного материала пропагандистского характера.
- Практический блок включает в себя несколько этапов:
- Диагностический. Проведения мониторинга в центре. Основные методы работы на данном этапе: тестирование, анкетирование, интервью. Цель данного этапа – информационный контроль над динамикой процесса профилактики, а также выявление детей группы риска.
- Проведение мероприятий, в которых поощряется любое творческое самовыражение детей, подростков, педагогов и родителей:
- тренинги, практические семинары,
- родительские собрания и конференции,
- диспуты и дискуссии,
- видеолектории,
- игровые занятия,
- деловые и ролевые игры,
- спортивные соревнования,
- праздники здоровья,
- выпуск информационных листков, газет, плакатов, мини – книжек, открыток,
- проведение конференций и круглых столов, посвященных проблеме правонарушения,
- создание лучшего рекламного ролика, социального плаката,
- индивидуальные консультации среди детей и подростков, педагогов и родителей и т.д.
- Сотрудничество.
Дети подвергаются множеству влияний со стороны общества, и не все эти влияния позитивны. Для того чтобы программа была эффективной, общество должно принимать и поддерживать их. Программа строится с таким расчетом, чтобы объединить семью, учреждения дополнительного образования, общество в целом едином стремлении передать детям и подросткам навыки эффективных коммуникаций там, где они живут, учатся, работают.
Любое отдельно взятое учреждение не в состоянии обеспечить полноценную профилактическую работу. Поэтому для проведения программы существенны объединенные усилия и привлечение в образовательное учреждение, специалистов в области профилактики, органов внутренних дел и здравоохранения, представителей общественных организаций.
Залогом успеха профилактической программы является участие родителей в ее осуществлении. Привлечение родителей к реализации программы осуществляется разными способами. Предоставление специальной психолого-педагогической литературы, организация семинаров и круглых столов, участие родителей в общественной жизни учреждения.
- Предполагаемые результаты.
- Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних.
- Формирование у подростков нравственных качеств, чувства толерантности, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни.
- Обучение навыкам социально поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях со сверстниками и другими окружающими.
- Выработка устойчивых навыков безопасного поведения учащихся в экстремальной обстановке, особенно при угрозе совершения террористического акта.
- Формирование адекватной самооценки, освоение навыков «быть успешным», самостоятельно принимать решения, уметь сказать «нет».
- Формирование устойчивых установок к правильному образу жизни.
- Формирование психологического комфорта и безопасности детей в социуме;
- Предполагаемые результаты.
Программа включает в себя обучение эффективному общению, уверенности в себе, умению управлять своими чувствами, выбору друзей и построению позитивных отношений со сверстниками, укреплению связи с семьей и другими значимыми взрослыми, решению возникших проблем, критическому мышлению.
Критерии отслеживания эффективности предложенной программы
- Уровень и степень добровольной вовлеченности родителей, детей и других людей в мероприятия.
- Изменение отношения к правам и обязанностям
- Уровень конфликтности в подростковой среде
- Оптимизация внутрисемейных отношений
Предлагается два способа отслеживания эффективности
- Отслеживание эффективности всей программы в целом. Критерии:
1.1. Появление у подростков устойчивых интересов
1.2. Повышение успеваемости
1.3. Изменение количества подростков, стоящих на учете
1.4. Изменение количества детей, состоящих в «группе риска»
1.5. Изменение представленности причин, по которым дети попадают в «группу риска»
- Формы отслеживания: анкетирование, тестирование, опросы экспертов, сочинения, наблюдение, социометрия.
Показателем эффективности программы является:
- Повышение процента занятости детей, активно участвующих в общественной деятельности центра.
- Увеличение процента самостоятельности детей в роли организатора собственной деятельности в активно-положительном использование досуга.
- Повышение уровня воспитанности обучающихся, социальной адаптации и предотвращение дезадаптации подростка.
- Положительная мотивация на здоровый образ жизни.
- Литература.
- Алемаскин М.А. Воспитательная работа с подростками. – М.: Знание, 1979.
- Арзуманян С.Д. Микросреда и отклонения социального поведения детей и подростков. – Ереван: Луйс, 1980.
- Баженов В. Профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями. – М., 1994.
- Башкатов И.П. Социально-психологические методы изучения личности и групп несовершеннолетних осужденных. – М., 1986.
- Бестужев-Лада И.В. Факторы риска. – М., 1989.
- Богданова О.С. Роль нравственных норм в поведении младших школьников. – «Советская педагогика», 1973.
- Божович Л.Я. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
- Ветров Н.И. Профилактика правонарушений среди молодежи. – М., 1986.
- Драгунова Г.О. Психология подростка. – М., 1987.
- Зюбин Л.М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися. – М., 1982.
- Карелова Г. Пусть будут счастливы дети России.// Российская газета, 1997, 23 Окт.
- Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. – М.:Педагогика,1982.
- Кочетов А.И., Верницкая Н.Н. Работа с трудными детьми. – М.: Просвещение, 1986.
- Миллз Т.М. О социологии малых групп. – Американская социология. – М., 1975.
- Момов В. Человек, мораль, воспитание (Теоретико-методологические проблемы). – М., 1975.
- Семенов В.Д. Педагогика среды. – Екатеринбург, 1993.
- Сухомлинский В.А. О воспитании. – М., 1975.
- Шляпочников А.С. Социально-экономические предпосылки основы предупреждения преступности.
Перспективный план мероприятий
по профилактике безнадзорности и правонарушений
в МКОУ ДОД ЦТДиМ «Юность»
2013-2014 учебный год
Сроки проведения | Содержание работы | Категория участников | Ответственные |
17.09.2013 21.09.2013 | Видеолекторий по теме: «Имею право знать» | подростки | педагог-психолог |
19.09.2013 28.09.2013 | Коррекционные профилактические беседы с несовершеннолетними, состоящими на учёте, детей группы «риска» | подростки | педагог-психолог |
24.09.2013 | Круглый стол «Нормы жизни в обществе» | подростки | педагог-психолог, педагоги |
12.10.2013 | Агитдесант «Будь в Центре!» | подростки | педагог-психолог, Зам.директора по УВР |
22.10.2013 | Дебаты «Толерантность как средство жизни» | подростки | педагог-психолог |
12.11.2013 | Круглый стол «Права человека в современном мире» | дети, подростки | педагог-психолог |
27.11.2013 | Родительские собрания с включением вопросов профилактики правонарушений среди детей и подростков | родители | педагог-психолог, Зам.директора по УВР |
05.12.2013 | Тренинг по коррекции межличностных отношение с применением методов арт-терапии | подростки | педагог-психолог |
13.12.2013 | Тренинг «От чего зависят поступки человека» | подростки | педагог-психолог |
16.01.2014 17.01.2014 18.01.2014 | Проведение первенства центра по аэрохоккею «Спорт против курения» | дети, подростки, молодежь | педагог-психолог, Зам.директора по УВР, педагоги |
24.01.2014 | Просмотр и обсуждение социальных роликов | подростки | педагог-психолог, педагоги |
01.02.2014 | Беседа «Изучаем «Конвенцию о правах ребёнка» | дети, подростки | педагог-психолог, педагоги |
07.02.2014 | Родительское собрание «Поощрения и наказания детей в семье: за и против» | родители | педагог-психолог, Зам.директора по УВР |
14.02.2014 | Права человека через призму русской народной сказки | дети, подростки | педагог-психолог, педагоги |
18.02.2014 | Беседа «Мы все такие разные» | подростки | педагог-психолог |
05.03.2014 | Тренинговое занятие «Пути достижения жизненных целей» | подростки | педагог-психолог |
10-15.03.2014 | Неделя психологии «Сохрани себя для жизни» | дети, подростки | педагог-психолог, Зам.директора по УВР, педагоги |
20.03.2014 | Круглый стол «Права человека в современном мире» | подростки | педагог-психолог, педагоги |
март 2014 | Игра «Брейн – ринг» «Честь и Закон» | подростки | педагог-психолог |
05.04.2014 | Вечер вопросов и ответов «Пока не поздно! – права и обязанности родителей, права и обязанности подростка» | подростки, родители | педагог-психолог, Зам.директора по УВР |
12.04.2014 | Спортивное мероприятие «От старта до финиша – на одном дыхании» | молодежь | педагог-психолог, Зам.директора по УВР, педагоги |
19.04.2014 | Диспут «Свой путь мы выбираем сами» | подростки | педагог-психолог |
26.04.2014 | Просмотр и обсуждение социальных роликов | дети, подростки | педагог-психолог, педагоги |
02.05.2014 | Беседа «Достойный пример» | дети, подростки | педагог-психолог |
22.05.2014 | Диспут «Противостоять агрессии» | подростки. молодежь | педагог-психолог |
02.06.2014 | Праздник здоровья | дети, подростки, | педагог-психолог, Зам.директора по УВР, педагоги |
июнь | Цикл бесед «Мои права. Мои обязанности» | дети, подростки | педагог-психолог, педагоги |
июль | Проведение конкурса плакатов «Равенство людей в своих правах» | дети, подростки | педагог-психолог, педагоги |
август | Буклет «Мы – граждане России» | дети, подростки | педагог-психолог |
Перспективный план профилактической работы с несовершеннолетними, состоящими на разных видах учета, предполагает совместное планирование с детьми, педагогами и родителями деятельности по профилактики правонарушений, корректировку и изменение форм работы, а также длительность и количество мероприятий в процессе реализации программного материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних "Правила жизни".
Цели программы:обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;создать условия для эффективного...
ПРОГРАММА по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
ПРОГРАММА по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних...
Антикризисная программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних МБОУ «Подсинская СШ» на 2015-2016 учебный год
Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Цель: принятие мер по работе с учащимися и их родителями (законными представителями):- способствующих сни...
Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних "На пороге ЖИЗНИ!"
Цель программы:Создание условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, организация систематической образовательной деятельности, на...
Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних «Мы и наше будущее»
Современная школа оказывает систематизированное и последовательно влияние на формирование личности. В процессе воспитания происходит передача культурных и нравственных ценностей, накопленных человечес...
Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних «Мы и наше будущее»
Современная школа оказывает систематизированное и последовательно влияние на формирование личности. В процессе воспитания происходит передача культурных и нравственных ценностей, накопленных человечес...