Создание условий воспитательно-образовательной деятельности в школе при исправительном учреждении
статья

Обучающиеся часто действуют по принципу избегания неудач. У них слабо развито стремление самоутвердиться социально-приемлемым способом, совершенствоваться в какой-то сфере. Главнейшая задача педагогов – создать такую образовательную среду, которая поможет им поверить в себя. Ученику необходимо вернуть веру в добро и справедливость, чтобы он приобрел чувство собственного достоинства, чтобы его опустошенная душа наполнилась светом. Наконец, чтобы он смог уверенно войти в социум и стать достойным гражданином. А проще говоря, помочь ему пройти путь социальной реабилитации,помочьосознать свой личностный ресурс, благодаря которому он сможет социализироваться. Все это и есть основное направление в работе педагогов в пенитенциарной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание условий воспитательно-образовательной деятельности в школе при исправительном учреждении

Л. П. Коренева,

заместитель директора по УВР

ФКУ ИК-43 г. Кемерово

Поиск эффективных средств воздействия на личность человека непрерывен. Тем более он важен в такой непростой среде социума, где требуется серьезнейшая реабилитационная работа с «оступившимися» людьми. Как их воспитывать и перевоспитывать? Как наставить на путь истинный, чем увлечь? Как с ними работать в школе?За счет чего и благодаря чему они должны стать другими: самореализующимися, уверенными в себе, адекватными в поведении, нужными и принятыми в обществе?

Как уместить в учебно-воспитательный процесс такие понятия, как воспитание гражданской позиции, ответственность за свои действия и поступки, умение преодолевать жизненные невзгоды?

Желание добиться успеха присуще всем людям. Мотивация достижения успеха – это сугубо социальный, т.е. приобретаемый мотив, который проявляется как следствие определенного взаимодействия человека со средой. На его формирование влияет множество факторов. Внешняя среда может способствовать или препятствовать возникновению стремления к успеху, влиять на силу и направленность этого стремления.

Педагогам пенитенциарных школ приходитьсясталкиваться именно с этими факторами.

Обучающиесячасто действуют по принципу избегания неудач.У них слабо развито стремление самоутвердиться социально-приемлемым способом, совершенствоваться в какой-то сфере.Главнейшая задача педагогов – создать такуюобразовательную среду, которая поможет им поверить в себя. Ученику необходимо вернуть веру в добро и справедливость, чтобы он приобрел чувство собственного достоинства, чтобы его опустошенная душа наполнилась светом. Наконец, чтобы он смог уверенно войти в социум и стать достойным гражданином. А проще говоря, помочь ему пройти путь социальной реабилитации,помочьосознать свой личностный ресурс, благодаря которому он сможет социализироваться. Все это и есть основное направление в работе педагогов в пенитенциарной школе.

Наиболееэффективный способ решения наших задач в закрытой школе – воспитательно-образовательная деятельность по социальной реабилитации. Основное содержаниетакой деятельности предполагает большую и кропотливую работу ума и сердца учителя в пенитенциарной школе.

Основу современного контингента нашей пенитенциарной школы составляют обучающиеся со следующими особенностями:

- негативное отношение к учебе;

- дидактическая запущенность по всем основным предметам школьной программы;

- сниженный уровень обучаемости в результате употребления алкоголя и наркотиков;

- длительный перерыв между предыдущей и настоящей учебой;

- стремление уклониться от посещения школы, поскольку обучение не входит в систему ценностей данной категории людей;

- «текучесть» контингента обучающихся, обусловленная различнымипричинами (движением по этапам, УДО,конец срока);

- изоляцией за нарушение режима колонии от одной недели до года;

- работа на разных объектах колонии, которую многие не хотят терять, так как это влияет на срок отбывания наказания.

В результате нередко осужденные, которые по закону должны получать среднее общее образование, стремятся уклониться от посещения школы, воспринимая необходимость обучения как дополнительное наказание.

Следовательно, основной задачей педагогического коллектива является формирование у обучающихся положительной мотивации к учению. Учитывая то, что уровень знаний, умений, навыков наших учеников весьма неоднородный, учителю необходимо задействовать обширный арсенал методов, средств и педагогических приемов, которые направленына решение главной задачи: дойти до каждого ученика, ориентироваться на особенности каждой личности, то есть организовать личностно-ориентированное взаимодействие.

Школа– это, прежде всего,урок. Формирование мотивации к обучению в нашей пенитенциарной школе возможно только в том случае, если уроки будут яркими, интересными, привлекательными для каждого ученика. Лично-ориентированный урок станет таким уроком, в который вовлечен каждый ученик. Его содержание вызывает интерес со стороны обучающихся. Особенностью труда учителя является то, что он всегда планирует уроки, продумываетсценарий каждого из них.

В настоящее время при подготовкеуроков приходят на помощь интернет-ресурсы. Учителя в нашем ТСП, работая сотстающими обучающимися,при подготовке к уроку подбирают интересный материал: учебные тематические видеофильмы, видеоуроки, видеофрагменты, красочные презентации, которые помогают понять и принять учебный материал.

В каждом кабинете есть телевизоры, которые учителя задействуют при использовании интернет-ресурсов. На уроках педагоги школы стараются использовать необходимые формы преподнесения материала: диалог, обсуждение, беседу, поиск решения задач в совместной деятельности учеников и учителя, ситуации спора и дискуссии, анализ жизненных ситуаций, разъяснение общественной и личностной значимости учения и использования школьных знаний в будущей жизни, умелое применение поощрения и порицания.

Большую роль при проведении уроков играет эмоциональность речи учителя. А для повышения мотивации обучающихся большую роль играет отметка, т.к.именно в ней оказывается скрытая формаинформация о возможностях учеников. Двойки за урок педагоги не ставят. Таким образом, учитель мобилизует учеников на приложение новых усилий, что увеличивает их познавательную активность и внутреннюю мотивацию.

Для повышения учебной мотивации к учебным предметамв ТСП ежегодно проводятся предметные недели в соответствии с утвержденным графиком.

Каждая предметная неделя проходит в течение нескольких дней по плану предметной недели, который накануне вывешивается в фойе школы. Кроме этого в фойе школы оформляетсяяркий, красочный стенд, посвященный предметной неделе. На стендедля учеников предлагаютсязанимательные задания (ребусы, кроссворды, вопросы викторины).

Каждый день Предметной недели включает интересные мероприятия по предмету. Учитель привлекаетк проведению мероприятий дня недели учащихся и учителей школы. Традицией стало проводить мероприятия предметных недель с применением школьной аппаратуры (телевизор с большим экраном, проектор) и интернет-ресурсов (презентации, видеофильмы, видеофрагменты, клипы песен). Последние делают мероприятия более красочными, познавательными, повышающими интерес к предмету. Оформление кабинета,в котором проводятся мероприятия, соответствуют теме мероприятия: красочные плакаты, портреты ученых, музыкантов, философов.

Все мероприятия Предметной недели направлены на повышение интереса учащихся к учебной деятельности, к познанию жизни и самого себя, а также выработке самодисциплины и самоорганизации. Ученик может проявить свою фантазию, артистизм, творчество и знания по данному предмету, а через игру у ребят повышаетсяинтерес к предмету, родному краю иэкологическая культура. Обучающиеся активно работают, читают стихи, поют песни, активно участвуют в предложенных играх.

Ребята отмечают, что проведенные мероприятия, повышают самооценку, способствуют формированию патриотических чувств, воспитанию потребности в приобщении к духовным ценностям и совершенствовании своего внутреннего мира, а также при подготовке к мероприятиям со стороны учителя им была оказана педагогическая поддержка.

Важнейшей особенностью пенитенциарной школы является доминирование воспитательных задач над обучающими, т.е. важнейшая функция пенитенциарной школы –человекообразующая. Это отвечает и современным требованиям ФГОС, где важнейшей задачей является, прежде всего, воспитание человека, а не знаниевое натаскивание по предметам.

Обучающиеся закрытой школы – это молодые люди, неоднократно совершившие тяжкие преступления. В этой ситуации воспитание обучающихсястановитсяприоритетным направлением деятельности педагогов. Воспитательное воздействие педагогов заключается в коррекции негативных сторон «криминальной личности» и формировании альтернативного поведения.

Воспитательная деятельность педагогов школы осуществляетсяв течение учебного года в соответствии с планом воспитательной работы школы и планами работы классных руководителей.

Для реализации поставленных школой воспитательных задач,традицией школы стало проведение общешкольных воспитательных мероприятий,разработанныхучителями школыпо направлениям: интеллектуальному, гражданско-патриотическому, нравственно-эстетическому, здоровьесберегающему социально-ориентированному.

Ответственный учитель подготавливает сценарий общешкольного мероприятия, подбирает методическое сопровождение: интернет-ресурсы (видеофильмы, видеофрагменты, презентации, игры, викторины, стихи, клипы песен), продумывает и готовит оформление кабинета в соответствии с тематикой. Принципиальным, по мнению каждого учителя, является активное участие школьников в подготовке и проведенииэтих мероприятий, что и реализуется в педагогической деятельности коллектива.

Все общешкольные мероприятия имеют открытый характер. В них могут принять участия все желающие: учителя, школьники, офицеры колонии. Проведенные воспитательные мероприятия анализируются педколлективом с целью реализации педагогом, проводившего мероприятие, воспитательных задач школы.

Классные руководители планируют, организуют и проводят еженедельные тематические классные часы, разработанные ими по разным направлениям. Каждый классный руководитель проводитклассный час по разработанному сценарию.

Все классные часы разрабатываютсяисходя из особенностей контингента пенитенциарной школы.Формы классных часов: игры, заочные путешествия, виртуальные экскурсии, музыкально-театрализованные представления с исполнением песен и чтением стихов и т.д.

При подготовке и проведении классных часов классные руководители используют интернет-ресурсы (презентации, видеофильмы, видеофрагменты, клипы песен), школьную аппаратуру (телевизор с большим экраном, проектор), различную познавательную литературу: книги, журналы.

Для развития кругозора иповышения познавательного интереса обучающихся все классные руководители на многих классных часах используют для сотрудничества учеников класса, которые читаютстихи, небольшие тексты, поютпесни.Это положительно сказывается на повышении самооценки наших учеников, у многих она сильно занижена, т.к. многие из них, начиная с детства, были изгоями в семье, школе.

Беседы с обучающимися показали, что классные часы вызывают у них большой интерес, т.к. позволяютобсудить волнующие их вопросы, откровенно высказаться. В откровенных разговорах нередко одноклассники раскрываются с неожиданной стороны. В результате ребятам удаётся избавиться от стресса, утвердиться в своём мнении, либо сознательно изменить его в сторону отказа от антиобщественного поведения.

В структурном подразделении организована ежемесячная профориентационная работа в выпускных классах, которая осуществляется в соответствии с планом профориентационной работы школы, через проведение тематических профориентационных классных часов. Профориентационная работа реализуется с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профессии после освобождения. Основная цель мероприятий – обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, готовность к избранной деятельности.

Такие классные часы направлены на развитие у обучающихся личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности, а также представления о собственных интересах и возможностях, на приобретение первоначальных знаний в различных сферах деятельности.

Больший акцент в профориентационной работе классные руководители делаютна профессии необходимые Кузбассу в различных сферах деятельности: угольной, строительство и ремонт, металлообработка, деревообработка. Классные руководители выпускных классов осуществляют большую подготовительную работу при подготовке к профориентационным классным часам: подбирают необходимый материал, готовят презентации, используют ИКТ-технологии (интернет-ресурсы: видеофильмы, видеофрагменты),используют разнообразные формы проведения таких мероприятий: профориентационные игры, заочные путешествия, виртуальные экскурсии, беседы, диспуты, обсуждения. Классные руководители широко используют современные технологии при проведении таких классных часов: технологию развития и критического мышления, технологию педагогической поддержки.

Таким образом, главная задача общеобразовательного обучения осужденных заключается в том, чтобы вернуть обществу полноправного гражданина Отечества, отвечающего за свои слова и поступки, Чтобы учащийся, выйдя на свободу, мог принести пользу государству и обществу, мог получить в последующем такую профессиональную и общеобразовательную подготовку, которая способствовала бы скорейшей адаптации после освобождения в условиях рыночной экономики и сопутствующими ее негативными моментами: безработица, спад производства и т.д.

Очень приятно учителю школы читать письма бывших осужденных, в которых есть такие строки:«Для меня школа явилась глотком свежего воздуха посреди грубой и серой зэковской жизни. Теперь я стал больше ценить труд учителей и более серьезно относиться к обучению. Благодаря школе круг моих интересов существенно расширился. Могу сказать с уверенностью, что вектор на саморазвитие мне задан прочно и заниматься самообразованием я уже не прекращу. Хочу поблагодарить весь учительский коллектив школы за доброе и внимательноек нам отношение. Здесь в этих жестких условиях нашей жизни вы заменили нам друзей и родных» (Зайцев Алексей).

«В этом нашем «зоновском» мире лишь в школе я ощущаю заботу и участие других людей в моей судьбе. Появилось желание учиться, стремление к самообразованию, к тому, чтобы не стоять на месте!Я о многом задумался с Вашей помощью, многое переосмыслил в своемотношении к жизни, к людям. И это тоже заслуга учителей» (Браун Василий).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий функционирования МАООУ санаторно-лесная школа.

отчет директора школы о создании условий функционирования школы....

Статья "Динамика развития метапредметных навыков обучающихся в условиях воспитательно-образовательного пространства школы"

В работе представлена "Карта сформированности метапредметных УУД", которая  является приложением к дневнику ученика 5 класса. Заполняется учителями, преподающими в данном классе, классным руковод...

Зачетная система в вечерней школе при исправительном учреждении

Зачет в вечерней школе не только форма проверки знаний и умений - это часть учебного процесса, одна из форм обучения. Она способствует совершенствованию учебно-воспитательного процесса, обобщению знан...

Статья "Создание условий для внеурочной деятельности и ОДОД"

Значительной составляющей образовательного процесса современной школы в рамках нового Стандарта является эффективная организация второй половины дня – это внеурочная деятельность и дополнительное обра...

Презентация "Работа с родителями по созданию условий успешной адаптации в старшей школе"

Презентация к родительскому собранию в 5 классе по проблеме адаптации учащися в период перехода из начальной школы в среднюю. Проблемы, с которыми сталкиваются родители, ученики и учителя достаточно с...