Статья "Создание условий для внеурочной деятельности и ОДОД"
статья по биологии (5, 11 класс) на тему
Значительной составляющей образовательного процесса современной школы в рамках нового Стандарта является эффективная организация второй половины дня – это внеурочная деятельность и дополнительное образование детей. Это обозначает, что в школе общее и дополнительное образование детей станут равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами, которые создадут единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного развития каждого ребенка.
Для того, чтобы создать условия для организации и работы внеурочной деятельности и дополнительного образования необходимо более точное разъяснение этих понятий. Дополнительное образование имеет свою образовательную программу, а внеурочная деятельность входит в составной частью в основные образовательные программы ступеней школьного образования. Отсюда педагогические цели и задачи этих двух видов программы должны быть разные, а, следовательно, и пути их достижения не могут быть одни и те же. Они обладают как общими, так и значительными различиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеурочная деятельность ОДОД | 22.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание условий для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования в ГБОУ гимназии № 114
Значительной составляющей образовательного процесса современной школы в рамках нового Стандарта является эффективная организация второй половины дня – это внеурочная деятельность и дополнительное образование детей. Это обозначает, что в школе общее и дополнительное образование детей станут равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами, которые создадут единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного развития каждого ребенка.
Для того, чтобы создать условия для организации и работы внеурочной деятельности и дополнительного образования необходимо более точное разъяснение этих понятий. Дополнительное образование имеет свою образовательную программу, а внеурочная деятельность входит в составной частью в основные образовательные программы ступеней школьного образования. Отсюда педагогические цели и задачи этих двух видов программы должны быть разные, а, следовательно, и пути их достижения не могут быть одни и те же (Из доклада «О реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»). Они обладают как общими, так и значительными различиями.
Общими характеристиками внеурочной деятельности и дополнительного образования являются:
1. Время реализации – вне или после обязательных учебных занятий и основных образовательных программ.
2. Формы организации (кружки, секции, клубы) и виды направления деятельности.
3. Связь с учебным процессом и социально-культурной деятельностью школы.
4. Направленность на сотрудничество с родителями школы.
Специфика дополнительных образовательных программ и программ внеурочной деятельности в современном нормативно-методическом поле.
Параметры для сравнения | Дополнительная образовательная программа | Программа внеурочной деятельности |
Определение основных понятий | Дополнительное образование-это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования (273-ФЗ, гл.1,ст.2,п.14) Дополнительная образовательная программа – дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа. (273-ФЗ, гл.2,ст.12,п.4) | Внеурочная деятельность – образовательная деятельность на основе вариативной составляющей базисного учебного плана, отличная от урочной системы обучения, позволяющая в полной мере реализовать требования ФГОС общего образования. Программа внеурочной деятельности - перечень требований и организационных мероприятий, направленных на развитие личности обучающихся за рамками урока; является основной структурной единицей программно – методического сопровождения определенной модели организации внеурочной деятельности (Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС) |
Описание целевых ориентиров | Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на: - формирование и развитие творческих способностей учащихся; - удовлетворение индивидуаль- ных потребностей обучающихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом; - формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся; - обеспечение духовно-нравственного, гражданско – патриотического, военно – патриотического, трудового воспитания учащихся; - выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявляющих выдающиеся способности; - профессиональную ориентацию учащихся; - создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся; - подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ОВЗ; - социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе; - формирование общей культуры учащихся; - удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, непротиворечащих законодательству РФ, осуществляемых за пределами ФГОС и ФГТ (приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013г. № 1008) | Образовательная деятельность по программам внеурочной деятельности должна быть направлена на достижения результатов освоения основной образовательной программы (ООП) общего образования. Кроме того, внеурочная деятельность позволяет: - обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; - оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; - улучшить условия для развития ребенка; - учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся; - формировать позитивное восприятие ценностей общего образования и более успешного освоения его содержания. (Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС) |
Описание результатов реализации программ | Результаты реализации дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы могут быть представлены как: - результаты обучения; - результаты развития; -результаты воспитания. (Письмо Минобрнауки РФ от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 « О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» | реализация программы внеурочной деятельности отражает приобретение: - предметных результатов; -метапредметны результатов; - личностных результатов. Они могут быть представлены как: 1. результаты первого уровня - приобретение школьником социальных знаний, представлений; 2. результаты второго уровня – формирование опыта переживаний, позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества; 3. результаты третьего уровня – получение школьниками опыта самостоятельного социального действия (ФГОС общего образования) |
Типология программ | Типология дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ (в соответствии с 273-ФЗ и Приказом Минобрнауки РФ от 29 августа 2013г. № 1008) По виду: дополнительные общеобразовательные программы делятся на дополнительные общеразвивающие программы; дополнительные предпрофессиональные программы. По содержанию: дополнительные общеобразовательные программы делятся по направленностям: - технической; - естественнонаучной; -физкультурно-спортивной; - художественной; - туристко-краеведческой; социально-педагогической. Дополнительные предпрофессиональные программы делятся на программы: - области искусства; - в области физической культуры и спорта. | Типология программы внеурочной деятельности (в соответствии с ФГОС общего образования) По содержанию: программы внеурочной деятельности делятся по направлениям развития личности: - общекультурному; -общеинтеллектуальному; - социальному; - духовно – нравственному; - спортивно-оздоровительному. По планируемым результатам программы внеурочной деятельности могут быть (по П.В.Степанову и Д.В. Григорьеву): - комплексными, предполагающими последовательный переход от результатов первого уровня к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности; - тематическими, направленными на получение результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например, программа патриотического воспитания); - программами, ориентированными на достижение результатов определенного уровня; - программами по конкретным видам внеурочной деятельности (игровой, трудовой, туристско-краеведческой и пр.) - индивидуальными. |
Структура программ | Структура дополнительной общеобразовательной программы - Титульный лист - Пояснительная записка - Учебно-тематический план - Содержание курса - Методическое обеспечение - Список литературы (Письмо МО и Н РФ от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей») | Структура программы внеурочной деятельности (нормативно не закреплена) 1 вариант (основа – структура программ внеурочной деятельности изд-ва «Просвещение») - Введение - Перечень основных разделов с указанием часов - Описание содержания занятий - Характеристика результатов (3-х уровней) 2 вариант (основа - структура программ учебных предметов ООП ФГОС ОО) - Пояснительная записка -Особенности форм работы - Тематическое планирование - Содержание программы - Формируемые универсальные учебные действия) - Планируемые результаты (3-х уровней) |
Реализация программ | Дополнительные общеобразовательные программы реализуются, прежде всего, в образовательных организациях дополнительного образования, осуществляющих в качестве основной цели образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам (273 –ФЗ, гл. 3, ст.23, п.3.1), а также в иных образовательных организациях, имеющих соответствующие лицензии. Формы обучения по дополнительным программам определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно. (Приказ МО РФ от 29 августа 2013 г. № 1008) | Программа внеурочной деятельности реализуются только в образовательных организациях общего образования через: часть учебного плана, деятельность специалистов сферы воспитания в рамках функциональных обязанностей, дополнительное образование детей, инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке и внедрению новых образовательных программ. Формы реализации внеурочной деятельности определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно. (Письмо МО РФ от 12.05.2011 № 03-96 «ОБ организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образовании) |
Период реализации программ | Организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время (Приказ МО РФ от 29 августа 2013г. № 1008) | Организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют программы внеурочной деятельности в рамках вариативной составляющей учебного плана; в период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности специализированных лагерей, тематических лагерных смен, летних школ (ООП ФГОС общего образования) |
Экспертиза и утверждение программ | Дополнительная общеобразовательная программа может быть представлена к экспертизе различного уровня. Дополнительная общеобразовательная программа принимается педагогическим (научно-методическим) советом и утверждается руководителем (что фиксируется на титульном листе) (273-ФЗ, Письмо МО и Н РФ от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей») | Программа внеурочной деятельности может быть представлена к экспертизе различного уровня. Программа внеурочной деятельности принимается педагогическим (научно-методическим) советом и утверждается руководителем образовательной организации (273-ФЗ; требование к наличию и оформлению титульного листа в программе внеурочной деятельности нормативно не закреплено) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕХНОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КАРТЫ ЗАНЯТОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ОО
ТЕХНОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КАРТЫ ЗАНЯТОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ОО...
Эффективность внеклассной работы в условиях интеграции внеурочной деятельности и дополнительного образования
Данная работа посвещана рассмотрению проблемы эффективности внеклассной работы в условиях интеграции внеурочной деятельности и дополнительного образования...
Доклад к педагогическому совету на тему: «Эффективность воспитательной работы в условиях интеграции внеурочной деятельности и дополнительного образования».
Мы говорим стандарт и подразумеваем, прежде всего, качество. Стандарт, это значит – хуже нельзя. Пример – как можно. Вообще появление стандартов – это всегда признак достижения высок...
Создание образовательного пространства для эффективного самоопределения обучающихся ГБОУ школы №467 Колпинского района СПб на примере интеграции службы психолого-педагогического сопровождения, ОДОД и внеурочной деятельности.
В данном материале дается описание практико-ориентированной модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся в интеграции с отделением дополнительного образова...
Этнокультурное воспитание в условиях реализации внеурочной деятельности школьников
Этнокультурное воспитание в условиях реализации внеурочной деятельности школьников...
Работа ОДОД ГБОУ № 527 Расписание занятий внеурочной деятельности С применением дистанционных образовательных технологий Программа «Культура театрального искусства» 01.10.21 – 08.10.21.
Педагог дополнительного образования Клюкина Галина ИвановнаПредметдатаКоличество часовУчительВиды обратной связиФорма/раздел/Форма проведенияЗадания с указанием образовательного ресурсаФорма пре...
Реализация региональных, национальных и этнокультурных особенностей в содержании внеурочной деятельности в области филологии. (Публикация в сборнике "Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации Стратегии развития воспитания в РФ" ЧИППКРО
1)Цель использования материала на основе регионального, национального и этнокультурного компонента.2)Традиционные формы внеурочной деятельности в области филологии...