Зачетная система в вечерней школе при исправительном учреждении
методическая разработка на тему
Зачет в вечерней школе не только форма проверки знаний и умений - это часть учебного процесса, одна из форм обучения. Она способствует совершенствованию учебно-воспитательного процесса, обобщению знаний по теме зачетного раздела, оказывает воспитательное воздействие на обучающихся благодаря индивидуальной работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zachetnaya_sistema_v_shkole_pri_ispravitelnom_uchrezhdenii.docx | 46.35 КБ |
zachetnaya_sistema_v_shkole_pri_ispravitelnom_uchrezhdenii.docx | 46.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Зачетная система в вечерней школе при исправительном учреждении.
В условиях специфики вечерних школ при исправительных учреждениях одним из главных направлений в работе педагогических коллективов является повышение образовательной и воспитательной цели уроков, достижение органического единства обучения и воспитания, всемерное использование воспитательных возможностей, заложенных в учебных программах.
Специфика контингента учащихся, которые утратили интерес к обучению, многие из них давно порвали связь со школой, требует особенно четкой целенаправленности урока. Важно, чтобы учащиеся осознавали практическую ценность получаемых на уроке знаний. Это способствует не только лучшему усвоению знаний, но и помогает постепенно понять ценность образования для дальнейшей перспективы их будущей жизни, трудовой деятельности и последующего самообразования.
Другим важным требованием к уроку в вечерней школе является особенно тщательный отбор конкретных фактов и вычленение главного в содержании материала, который выносится на урок. Перегрузка урока второстепенным фактическим материалом приводит к неэкономному использованию учебного времени. Кроме того, это отрицательно сказывается на качестве знаний. Учащиеся усваивают отдельные факты, которые не основываются на ведущих теориях, поэтому знания оказываются разрозненными, фрагментарными. Четкому вычленению обобщений и выводов способствуют краткие записи в тетрадях, которые делают учащиеся под руководством учителя.
Недостаток свободного времени для выполнения домашних заданий мобилизует учителя закреплять знания, отрабатывать учебные умения и навыки учащихся на уроке. Зачетная система позволяет увеличить время на изложение и закрепление нового материала. Опрос целесообразно подчинить функции развития речи и мышления, другие функции (учет знаний, их корректировка) можно перенести на зачеты.
В целях обеспечения единства образовательного пространства учителя вечерних школ работают по тем же программам, что и в дневных школах.
Планирование учебного материала по химии имеет следующие особенности. В 10 классе изучаются темы: строение и классификация органических соединений; теория строения органических соединений А.М.Бутлерова, предельные, непредельные, ароматические углеводороды, природные источники углеводородов.
В 11 классе изучается материал о спиртах и фенолах, альдегидах и кетонах, карбоновых кислотах, сложных эфирах и жирах; углеводах и азотсодержащих органических соединениях, синтетических полимерах. Программа 12 класса соответствует программе 11 класса дневной школы. Изучается строение атома, периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, строение вещества, химические реакции; электролитическая диссоциация, металлы, неметаллы.
Специфика обучения в вечерней школе предполагает, что учащиеся не всегда присутствуют на занятиях (ввиду условий труда и прочих причин), кроме того, многие из них имеют большие перерывы в учебе, огромные пробелы в знаниях, но получить оценку за полугодие и учебный год они могут, сдав все необходимые зачеты и выполнив контрольные работы. Таким образом, возникает настоятельная необходимость наличия системы контролирующих заданий, позволяющих определить уровень знания ученика по данной теме и оценить эти знания. Требованиями к образовательному процессу в вечерней школе определено обязательное выделение в учебном материале каждого года обучения трех больших блоков, по каждому из которых проводится зачетная и контрольная работа.
В начале учебного года я провожу контрольные работы (входной контроль) с целью определения уровня знаний, умений и навыков у вновь прибывших учащихся. Как правило, учащиеся отличаются низким уровнем развития и общей культуры. Исходя из этого, стараюсь найти новые формы работы с целью пробуждения у учащихся желания получать знания, стремлюсь вырабатывать у них положительную мотивацию к обучению, глубоко и основательно работать над выполнением учебных программ. В самом начале обучения использую вводное повторение, чтобы выявить уровень опорных знаний учащихся, помочь им восстановить в памяти изученный ранее материал и подготовить их для дальнейшего обучения химии.
Вечерняя школа всегда акцентировала свое внимание на разнообразных формах и эффективных методах учебной деятельности, стимулирующих познавательную активность учащихся, создающих ситуацию успеха, повышающих личностную самооценку. Введенная в учебный процесс зачетная система учета знаний не только расширила возможность проведения индивидуальной работы с обучающимися, но и явилась одним из действенных средств систематизации и углубления изучаемого материала.
Одной из главных причин, обусловивших успешное использование данной формы, явилась ее ориентация на специфический контингент обучающихся. Он, как и раньше, является весьма пестрым по возрастному и социальному составу, до сих пор характеризуется известной неустойчивостью.
При этом типичной причиной отставания в учебе является дидактическая запущенность, сопровождаемая падением мотивации к учебной деятельности. Поэтому учебный процесс в вечерней школе организован особенным образом. В нем предусматриваются меры, обеспечивающие не только качественное обучение и усвоение учащимися пропущенного материала, но и стимулирующее их сознательное и систематическое дальнейшее обучение. Учитывается внутренний стимул обучающихся, их реальные возможности, подготовленность к обучению.
Зачетную систему считаю самой эффективной формой индивидуального подхода к учащимся. Зачет позволяет объективно оценить результаты учебной деятельности каждого ученика, своевременно выявить пробелы в знаниях и организовать индивидуальное обучение, предотвращающее хроническую неуспеваемость. На уроках-зачетах, как правило, использую коллективную форму работы учащихся, что способствует формированию чувства ответственности, долга и дисциплинированности. Организация самостоятельной деятельности по усвоению знаний и умений с направляющей деятельностью учителя также является одной из действенных форм зачетной системы. Отдаю предпочтение следующим формам организации учебной деятельности при проведении зачетов:
- Индивидуальный дифференцированный подход связан с работой над карточками - заданиями, учитывающими по степени сложности индивидуальные учебные возможности обучающихся.
- Групповая работа в группах сформированных из обучающихся с разным уровнем обученности по предмету, при этом более сильные ученики выполняют роль консультантов по вопросам возникающим у менее сильных;
- Групповая работа в группах с одинаковым уровнем подготовки учеников. Проблемы, поставленные перед такими группами, соответствуют уровню подготовки учеников;
- Проектно – исследовательская деятельность осуществляется по следующим этапам:
- наблюдение и изучение химических фактов и явлений;
- выявление сложных или спорных моментов, требующих дополнительных
исследований;
- выдвижение возможных гипотез;
- построение плана исследования и его осуществление;
- выводы на основании исследований;
- представление полученных результатов, способов их получения и выводов
в наглядной форме (презентации, буклеты и т.д.)
Первый зачет по органической химии я провожу по темам «Теория химического строения А.М.Бутлерова», «Предельные и непредельные углеводороды»
Методическая цель: применить активные формы организации учебной деятельности учащихся на зачетном уроке, научить сравнивать анализировать и обобщать.
Дидактическая цель: выяснить уровень знаний, умений учащихся по зачетному разделу.
Воспитательная цель: способствовать воспитанию взаимной ответственности и взаимопомощи.
Учащимся выдаю карточки с заданиями по вариантам, например:
Вариант I.
Задание 1. Написать уравнения реакций последовательного замещения метана с бромом и дать названия по систематической номенклатуре полученным веществам.
Задание 2. У каких из следующих веществ возможна цис-транс-изомерия?
а) CH2=CH—CH2 --CH3 б) CH3 –C=CH—CH3
[
CH3
в) CH3 –CH2 –C =CH—CH3 г) CH3 –C=CH—CH3
[ [
CH3 Cl
Задание 3. Найдите молекулярную формулу углеводорода, 92,3% массы которого составляет углерод, 7,7% - водород. Относительная плотность углеводорода по водороду – 13.
Задание 4. Работа с карточками-заданиями. Основа карточки выполнена из плотной бумаги с двенадцатью кармашками и двенадцатью фишками, на которых написаны или формулы или названия углеводородов. Учащиеся должны правильно распределить фишки по кармашкам
Задание 5. Проверка знаний учащихся по теоретическому материалу зачетного раздела (основные вопросы заранее вывешиваются в уголке «Готовься к зачету»).
Вариант II.
Задание 1. Напишите уравнения реакций последовательного присоединения хлора к ацетилену, дайте названия образующимся веществам.
Задание 2. Укажите, какие из веществ являются изомерами:
а) СН3 – СН2 – СН2 – СН3;
б) СН3 – СН – СН– СН3;
СН3 СН3
в) СН3 – СН2 – СН– СН3 ;
СН3
СН3
г) СН2 – С – СН3 ;
СН3 СН3
СН3
д) СН3 – СН – СН3.
Дайте названия всем веществам.
Задание 3. Определите молекулярную формулу углеводорода, массовая доля водорода в котором 0,077 и относительная плотность по кислороду равна 2,44.
Задание 4. Работа с карточками-заданиями. Основа карточки выполнена из плотной бумаги с двенадцатью кармашками и двенадцатью фишками, на которых написаны или формулы или названия углеводородов. Учащиеся должны правильно распределить фишки по кармашкам.
Задание 5. Проверка знаний учащихся по теоретическому материалу зачетного раздела (основные вопросы заранее вывешиваются в уголке «Готовься к зачету»).
Если включаю задания по проверке умения составлять структурные формулы углеводородов, то использую алгоритм составления подобных формул. Он значительно облегчает учащимся данную работу.
Алгоритм составления структурных формул.
Сначала записывают открытую цепь, затем нумеруют атомы углерода и расставляют заместители. В заключение дописывают атомы водорода, чтобы каждый атом углерода оказался четырехвалентным. Рассмотрим на примере составления структурной формулы 2,5,6-триметилоктана.
1. Записать главную углеродную цепочку и пронумеровать атомы углерода
1 2 3 4 5 6 7 8
С - С - С - С - С - С - С - С
2. Расстановить заместители (радикалы)
1 2 3 4 5 6 7 8
С - С - С - С - С - С - С - С
| | |
СН3 СН3 СН3
3. Заполнить свободные валентности углерода атомами водорода
1 2 3 4 5 6 7 8
СН3 - СН – СН2 – СН2 - СН - СН – СН2 – СН3
| | |
СН3 СН3 СН3
Зачет в вечерней школе не только форма проверки знаний и умений – это часть учебного процесса, одна из форм обучения. Он способствует совершенствованию учебно-воспитательного процесса, более серьезной подготовке обучающихся, обобщению знаний по теме зачетного раздела, оказывает воспитательное воздействие на обучающихся благодаря индивидуальной работе. Эффективность проведения зачета во многом зависит от правильной его организации.
Деление курса учебного материала на зачетные разделы систематизирует учебный материал, помогает учителю и обучающимся обобщать изученное, подводить итоги, оценивать знания по каждой теме.
Требования к знаниям и умениям обучающихся, сформулированные в рабочих программах, помогают учителю определить круг теоретических вопросов, выносимых на зачет, а также типы задач и упражнений, которые должны выполнить ученики по каждой тем
Зачетная оценка выставляется по итогам таких видов учета успеваемости, как текущее наблюдение за работой обучающихся, опрос на уроках и консультациях, результаты письменных работ, выполняемых в классе, а также специальный опрос на зачете по всему зачетному разделу или по той части, по которой обучающийся не отвечал ранее.
Выполняя обучающую и воспитывающую функцию, зачет не должен превращаться в экзамен, т.е. обучающиеся отвечают на зачете не по случайно выбранным вопросам. В процессе изучения всего раздела учитель, проведя текущий учет знаний, может определить объем, содержание и сложность задания для каждого ученика, при этом учитываются и возможности обучающегося.
Анализируя опыт практической работы лучших учителей, я выделила в
структуре зачета такие важные параметры:
-зачетный раздел может включать в себя одну или несколько тем курса,
взаимосвязанных содержанием изучаемого в них материала;
-разделы должны быть равноценными по объему и сложности содержащегося в них учебного материала;
-группировка тем должна соответствовать определенному этапу усвоения
теоретических положений курса;
-в отношении фактических знаний к каждому зачетному разделу
определяется перечень подлежащих усвоению фактов с выделением существенных признаков, причинно-следственных связей и зависимостей;
-требования к теоретическим знаниям предусматривают формулирование
законов и ведущих понятий, которые должны быть усвоены учащимися.
Текущий учет знаний используется мною для своевременного выявления
пробелов и их устранения; для предупреждения забывания. Зачетная оценка
синтезирует все формы и виды учета успеваемости за время изучения того или иного раздела. Формы сдачи зачетных разделов подбираются индивидуально для каждого ученика в соответствии с его психологическими особенностями и умственными возможностями. Сдача зачетов представляют собой своего рода синтез и устных ответов, тестов, контрольных работ и групповых форм работы. При этом проверяются и учебные умения учеников: умение находить ответ в учебнике, составлять план текста, заполнять таблицы, пользоваться разными видами карт, решать задачи, характерные для данного зачетного раздела. Поэтому цель зачетной системы – не только контроль уровня подготовки учащихся, но и продолжение их обучения умению связно и полно отвечать, отбирать материал, пользоваться
планом ответа и наглядными пособиями.
Работа по зачетной системе имеет свои преимущества: она положительно
влияет на усвоение учащимися программного материала, повышает их самооценку; создает необходимые условия для повышения качества знаний; способствует объективности при проверке знаний, в результате чего итоговые оценки более весомы, поскольку отражают реальный уровень овладения учащимися учебным материалом; дает возможность совершенствовать учебный процесс в части изменения структуры уроков и прогнозировать ситуацию успешной деятельности, в
целом повышает авторитет школы в представлении осужденных.
Работа, начатая на уроках, находит свое логическое продолжение во внеурочной деятельности. В школе складывается традиция проведения классных собраний-дискуссий по важным для учащихся проблемам. Ценность их в том, что, высказывая свое мнение публично, ученик обретает уверенность в себе. А учитель тактично и в доступной форме пытается донести до учащихся мысль, что в обществе существуют социальные нормы, придерживаться которых должен каждый член общества. В ходе дискуссии учитель умело проводит мысль: совершенную ошибку можно исправить только упорным трудом над собой.
Важным условием реализации учебных программ является их связь с жизненным и производственным опытом. Как показывает практика, учащиеся нашей школы лучше всего усваивают знания, которые они, по их представлению, в будущем могут применить на практике лучше всего. Поэтому я стараюсь там, где это представляется возможным, показать применение получаемых знаний на практике. Как и прежде, одним из главных компонентов моей деятельности является работа по привитию учащимся-осужденным положительной мотивации к обучению и выработке у них стремления постоянно повышать свой общеобразовательный уровень. Продолжаю проводить интегрированные уроки и уроки-вечера, при
подготовке к которым учащимся приходится самим изготавливать плакаты с кроссвордами, викторинами, обращаться за помощью к учителям, т.е. происходит самостоятельный поиск знаний. На таких уроках и мероприятиях учащиеся активны, любознательны, делают обобщения, самостоятельно мыслят. В основе моей деятельности лежат хорошо известные принципы: принцип сочетания требовательности к осужденному с гуманным и справедливым отношением к нему; принцип опоры на положительное в личности; принцип дифференцированного подхода, помогающий строить перевоспитание осужденного с учетом своеобразия группы, к которой он относится; принцип личного подхода. В основе этих принципов лежит гуманное отношение к человеку. А.С. Макаренко утверждал: «Необходимо постоянно держать в голове правило: как можно больше требований к воспитаннику, как можно больше уважения к нему».
Тем не менее, анализируя работу школы, приходится констатировать, что, несмотря на принимаемые меры, уровень обученности учащихся-осужденных остается по-прежнему невысоким. Средний балл по предмету едва превышает «тройку». Анализ выполнения Госстандарта показал, что это основная оценка учащихся. Отношение учащихся к обучению изменяется в лучшую сторону медленно.
Предварительный просмотр:
Зачетная система в вечерней школе при исправительном учреждении.
В условиях специфики вечерних школ при исправительных учреждениях одним из главных направлений в работе педагогических коллективов является повышение образовательной и воспитательной цели уроков, достижение органического единства обучения и воспитания, всемерное использование воспитательных возможностей, заложенных в учебных программах.
Специфика контингента учащихся, которые утратили интерес к обучению, многие из них давно порвали связь со школой, требует особенно четкой целенаправленности урока. Важно, чтобы учащиеся осознавали практическую ценность получаемых на уроке знаний. Это способствует не только лучшему усвоению знаний, но и помогает постепенно понять ценность образования для дальнейшей перспективы их будущей жизни, трудовой деятельности и последующего самообразования.
Другим важным требованием к уроку в вечерней школе является особенно тщательный отбор конкретных фактов и вычленение главного в содержании материала, который выносится на урок. Перегрузка урока второстепенным фактическим материалом приводит к неэкономному использованию учебного времени. Кроме того, это отрицательно сказывается на качестве знаний. Учащиеся усваивают отдельные факты, которые не основываются на ведущих теориях, поэтому знания оказываются разрозненными, фрагментарными. Четкому вычленению обобщений и выводов способствуют краткие записи в тетрадях, которые делают учащиеся под руководством учителя.
Недостаток свободного времени для выполнения домашних заданий мобилизует учителя закреплять знания, отрабатывать учебные умения и навыки учащихся на уроке. Зачетная система позволяет увеличить время на изложение и закрепление нового материала. Опрос целесообразно подчинить функции развития речи и мышления, другие функции (учет знаний, их корректировка) можно перенести на зачеты.
В целях обеспечения единства образовательного пространства учителя вечерних школ работают по тем же программам, что и в дневных школах.
Планирование учебного материала по химии имеет следующие особенности. В 10 классе изучаются темы: строение и классификация органических соединений; теория строения органических соединений А.М.Бутлерова, предельные, непредельные, ароматические углеводороды, природные источники углеводородов.
В 11 классе изучается материал о спиртах и фенолах, альдегидах и кетонах, карбоновых кислотах, сложных эфирах и жирах; углеводах и азотсодержащих органических соединениях, синтетических полимерах. Программа 12 класса соответствует программе 11 класса дневной школы. Изучается строение атома, периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, строение вещества, химические реакции; электролитическая диссоциация, металлы, неметаллы.
Специфика обучения в вечерней школе предполагает, что учащиеся не всегда присутствуют на занятиях (ввиду условий труда и прочих причин), кроме того, многие из них имеют большие перерывы в учебе, огромные пробелы в знаниях, но получить оценку за полугодие и учебный год они могут, сдав все необходимые зачеты и выполнив контрольные работы. Таким образом, возникает настоятельная необходимость наличия системы контролирующих заданий, позволяющих определить уровень знания ученика по данной теме и оценить эти знания. Требованиями к образовательному процессу в вечерней школе определено обязательное выделение в учебном материале каждого года обучения трех больших блоков, по каждому из которых проводится зачетная и контрольная работа.
В начале учебного года я провожу контрольные работы (входной контроль) с целью определения уровня знаний, умений и навыков у вновь прибывших учащихся. Как правило, учащиеся отличаются низким уровнем развития и общей культуры. Исходя из этого, стараюсь найти новые формы работы с целью пробуждения у учащихся желания получать знания, стремлюсь вырабатывать у них положительную мотивацию к обучению, глубоко и основательно работать над выполнением учебных программ. В самом начале обучения использую вводное повторение, чтобы выявить уровень опорных знаний учащихся, помочь им восстановить в памяти изученный ранее материал и подготовить их для дальнейшего обучения химии.
Вечерняя школа всегда акцентировала свое внимание на разнообразных формах и эффективных методах учебной деятельности, стимулирующих познавательную активность учащихся, создающих ситуацию успеха, повышающих личностную самооценку. Введенная в учебный процесс зачетная система учета знаний не только расширила возможность проведения индивидуальной работы с обучающимися, но и явилась одним из действенных средств систематизации и углубления изучаемого материала.
Одной из главных причин, обусловивших успешное использование данной формы, явилась ее ориентация на специфический контингент обучающихся. Он, как и раньше, является весьма пестрым по возрастному и социальному составу, до сих пор характеризуется известной неустойчивостью.
При этом типичной причиной отставания в учебе является дидактическая запущенность, сопровождаемая падением мотивации к учебной деятельности. Поэтому учебный процесс в вечерней школе организован особенным образом. В нем предусматриваются меры, обеспечивающие не только качественное обучение и усвоение учащимися пропущенного материала, но и стимулирующее их сознательное и систематическое дальнейшее обучение. Учитывается внутренний стимул обучающихся, их реальные возможности, подготовленность к обучению.
Зачетную систему считаю самой эффективной формой индивидуального подхода к учащимся. Зачет позволяет объективно оценить результаты учебной деятельности каждого ученика, своевременно выявить пробелы в знаниях и организовать индивидуальное обучение, предотвращающее хроническую неуспеваемость. На уроках-зачетах, как правило, использую коллективную форму работы учащихся, что способствует формированию чувства ответственности, долга и дисциплинированности. Организация самостоятельной деятельности по усвоению знаний и умений с направляющей деятельностью учителя также является одной из действенных форм зачетной системы. Отдаю предпочтение следующим формам организации учебной деятельности при проведении зачетов:
- Индивидуальный дифференцированный подход связан с работой над карточками - заданиями, учитывающими по степени сложности индивидуальные учебные возможности обучающихся.
- Групповая работа в группах сформированных из обучающихся с разным уровнем обученности по предмету, при этом более сильные ученики выполняют роль консультантов по вопросам возникающим у менее сильных;
- Групповая работа в группах с одинаковым уровнем подготовки учеников. Проблемы, поставленные перед такими группами, соответствуют уровню подготовки учеников;
- Проектно – исследовательская деятельность осуществляется по следующим этапам:
- наблюдение и изучение химических фактов и явлений;
- выявление сложных или спорных моментов, требующих дополнительных
исследований;
- выдвижение возможных гипотез;
- построение плана исследования и его осуществление;
- выводы на основании исследований;
- представление полученных результатов, способов их получения и выводов
в наглядной форме (презентации, буклеты и т.д.)
Первый зачет по органической химии я провожу по темам «Теория химического строения А.М.Бутлерова», «Предельные и непредельные углеводороды»
Методическая цель: применить активные формы организации учебной деятельности учащихся на зачетном уроке, научить сравнивать анализировать и обобщать.
Дидактическая цель: выяснить уровень знаний, умений учащихся по зачетному разделу.
Воспитательная цель: способствовать воспитанию взаимной ответственности и взаимопомощи.
Учащимся выдаю карточки с заданиями по вариантам, например:
Вариант I.
Задание 1. Написать уравнения реакций последовательного замещения метана с бромом и дать названия по систематической номенклатуре полученным веществам.
Задание 2. У каких из следующих веществ возможна цис-транс-изомерия?
а) CH2=CH—CH2 --CH3 б) CH3 –C=CH—CH3
[
CH3
в) CH3 –CH2 –C =CH—CH3 г) CH3 –C=CH—CH3
[ [
CH3 Cl
Задание 3. Найдите молекулярную формулу углеводорода, 92,3% массы которого составляет углерод, 7,7% - водород. Относительная плотность углеводорода по водороду – 13.
Задание 4. Работа с карточками-заданиями. Основа карточки выполнена из плотной бумаги с двенадцатью кармашками и двенадцатью фишками, на которых написаны или формулы или названия углеводородов. Учащиеся должны правильно распределить фишки по кармашкам
Задание 5. Проверка знаний учащихся по теоретическому материалу зачетного раздела (основные вопросы заранее вывешиваются в уголке «Готовься к зачету»).
Вариант II.
Задание 1. Напишите уравнения реакций последовательного присоединения хлора к ацетилену, дайте названия образующимся веществам.
Задание 2. Укажите, какие из веществ являются изомерами:
а) СН3 – СН2 – СН2 – СН3;
б) СН3 – СН – СН– СН3;
СН3 СН3
в) СН3 – СН2 – СН– СН3 ;
СН3
СН3
г) СН2 – С – СН3 ;
СН3 СН3
СН3
д) СН3 – СН – СН3.
Дайте названия всем веществам.
Задание 3. Определите молекулярную формулу углеводорода, массовая доля водорода в котором 0,077 и относительная плотность по кислороду равна 2,44.
Задание 4. Работа с карточками-заданиями. Основа карточки выполнена из плотной бумаги с двенадцатью кармашками и двенадцатью фишками, на которых написаны или формулы или названия углеводородов. Учащиеся должны правильно распределить фишки по кармашкам.
Задание 5. Проверка знаний учащихся по теоретическому материалу зачетного раздела (основные вопросы заранее вывешиваются в уголке «Готовься к зачету»).
Если включаю задания по проверке умения составлять структурные формулы углеводородов, то использую алгоритм составления подобных формул. Он значительно облегчает учащимся данную работу.
Алгоритм составления структурных формул.
Сначала записывают открытую цепь, затем нумеруют атомы углерода и расставляют заместители. В заключение дописывают атомы водорода, чтобы каждый атом углерода оказался четырехвалентным. Рассмотрим на примере составления структурной формулы 2,5,6-триметилоктана.
1. Записать главную углеродную цепочку и пронумеровать атомы углерода
1 2 3 4 5 6 7 8
С - С - С - С - С - С - С - С
2. Расстановить заместители (радикалы)
1 2 3 4 5 6 7 8
С - С - С - С - С - С - С - С
| | |
СН3 СН3 СН3
3. Заполнить свободные валентности углерода атомами водорода
1 2 3 4 5 6 7 8
СН3 - СН – СН2 – СН2 - СН - СН – СН2 – СН3
| | |
СН3 СН3 СН3
Зачет в вечерней школе не только форма проверки знаний и умений – это часть учебного процесса, одна из форм обучения. Он способствует совершенствованию учебно-воспитательного процесса, более серьезной подготовке обучающихся, обобщению знаний по теме зачетного раздела, оказывает воспитательное воздействие на обучающихся благодаря индивидуальной работе. Эффективность проведения зачета во многом зависит от правильной его организации.
Деление курса учебного материала на зачетные разделы систематизирует учебный материал, помогает учителю и обучающимся обобщать изученное, подводить итоги, оценивать знания по каждой теме.
Требования к знаниям и умениям обучающихся, сформулированные в рабочих программах, помогают учителю определить круг теоретических вопросов, выносимых на зачет, а также типы задач и упражнений, которые должны выполнить ученики по каждой тем
Зачетная оценка выставляется по итогам таких видов учета успеваемости, как текущее наблюдение за работой обучающихся, опрос на уроках и консультациях, результаты письменных работ, выполняемых в классе, а также специальный опрос на зачете по всему зачетному разделу или по той части, по которой обучающийся не отвечал ранее.
Выполняя обучающую и воспитывающую функцию, зачет не должен превращаться в экзамен, т.е. обучающиеся отвечают на зачете не по случайно выбранным вопросам. В процессе изучения всего раздела учитель, проведя текущий учет знаний, может определить объем, содержание и сложность задания для каждого ученика, при этом учитываются и возможности обучающегося.
Анализируя опыт практической работы лучших учителей, я выделила в
структуре зачета такие важные параметры:
-зачетный раздел может включать в себя одну или несколько тем курса,
взаимосвязанных содержанием изучаемого в них материала;
-разделы должны быть равноценными по объему и сложности содержащегося в них учебного материала;
-группировка тем должна соответствовать определенному этапу усвоения
теоретических положений курса;
-в отношении фактических знаний к каждому зачетному разделу
определяется перечень подлежащих усвоению фактов с выделением существенных признаков, причинно-следственных связей и зависимостей;
-требования к теоретическим знаниям предусматривают формулирование
законов и ведущих понятий, которые должны быть усвоены учащимися.
Текущий учет знаний используется мною для своевременного выявления
пробелов и их устранения; для предупреждения забывания. Зачетная оценка
синтезирует все формы и виды учета успеваемости за время изучения того или иного раздела. Формы сдачи зачетных разделов подбираются индивидуально для каждого ученика в соответствии с его психологическими особенностями и умственными возможностями. Сдача зачетов представляют собой своего рода синтез и устных ответов, тестов, контрольных работ и групповых форм работы. При этом проверяются и учебные умения учеников: умение находить ответ в учебнике, составлять план текста, заполнять таблицы, пользоваться разными видами карт, решать задачи, характерные для данного зачетного раздела. Поэтому цель зачетной системы – не только контроль уровня подготовки учащихся, но и продолжение их обучения умению связно и полно отвечать, отбирать материал, пользоваться
планом ответа и наглядными пособиями.
Работа по зачетной системе имеет свои преимущества: она положительно
влияет на усвоение учащимися программного материала, повышает их самооценку; создает необходимые условия для повышения качества знаний; способствует объективности при проверке знаний, в результате чего итоговые оценки более весомы, поскольку отражают реальный уровень овладения учащимися учебным материалом; дает возможность совершенствовать учебный процесс в части изменения структуры уроков и прогнозировать ситуацию успешной деятельности, в
целом повышает авторитет школы в представлении осужденных.
Работа, начатая на уроках, находит свое логическое продолжение во внеурочной деятельности. В школе складывается традиция проведения классных собраний-дискуссий по важным для учащихся проблемам. Ценность их в том, что, высказывая свое мнение публично, ученик обретает уверенность в себе. А учитель тактично и в доступной форме пытается донести до учащихся мысль, что в обществе существуют социальные нормы, придерживаться которых должен каждый член общества. В ходе дискуссии учитель умело проводит мысль: совершенную ошибку можно исправить только упорным трудом над собой.
Важным условием реализации учебных программ является их связь с жизненным и производственным опытом. Как показывает практика, учащиеся нашей школы лучше всего усваивают знания, которые они, по их представлению, в будущем могут применить на практике лучше всего. Поэтому я стараюсь там, где это представляется возможным, показать применение получаемых знаний на практике. Как и прежде, одним из главных компонентов моей деятельности является работа по привитию учащимся-осужденным положительной мотивации к обучению и выработке у них стремления постоянно повышать свой общеобразовательный уровень. Продолжаю проводить интегрированные уроки и уроки-вечера, при
подготовке к которым учащимся приходится самим изготавливать плакаты с кроссвордами, викторинами, обращаться за помощью к учителям, т.е. происходит самостоятельный поиск знаний. На таких уроках и мероприятиях учащиеся активны, любознательны, делают обобщения, самостоятельно мыслят. В основе моей деятельности лежат хорошо известные принципы: принцип сочетания требовательности к осужденному с гуманным и справедливым отношением к нему; принцип опоры на положительное в личности; принцип дифференцированного подхода, помогающий строить перевоспитание осужденного с учетом своеобразия группы, к которой он относится; принцип личного подхода. В основе этих принципов лежит гуманное отношение к человеку. А.С. Макаренко утверждал: «Необходимо постоянно держать в голове правило: как можно больше требований к воспитаннику, как можно больше уважения к нему».
Тем не менее, анализируя работу школы, приходится констатировать, что, несмотря на принимаемые меры, уровень обученности учащихся-осужденных остается по-прежнему невысоким. Средний балл по предмету едва превышает «тройку». Анализ выполнения Госстандарта показал, что это основная оценка учащихся. Отношение учащихся к обучению изменяется в лучшую сторону медленно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проведение декады физики в вечерней школе в пенитенциарном учреждении
Разработка проведения декады физики в школе. В материале представлен план проведения декады, примерное оформление школы, викторины по теме "Физика за чайным столом" и "День космонавтики", ребусы, конк...
ЗАЧЕТНАЯ СИСТЕМА ПО ХИМИИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ВЕЧЕРНЕЙ ШКОЛЫ
УЧАЩИЕСЯ ВЕЧЕРНЕЙ ШКОЛЫ УЧАТСЯ ОДНУ НЕДЕЛЮ В МЕСЯЦ, ПОЛНАЯ МЕСЯЧНАЯ НАГРУЗКА ВЫДАЕТСЯ ЗА НЕДЕЛЮ, КОНТРОЛЬНЫМ СРЕЗОМ ЯВЛЯЕТСЯ ЗАЧЕТ...
"Особенности преподавания истории и обществознания в вечерней школе в условиях исправительной колонии".
Общеобразовательные школы при тюрьмах, исправительных колониях всегда являлись особенным звеном системы вечернего образования.В вечернюю школу при исправительной колонии поступают ученики ...
Технология организации зачетной системы на уроках литературы в условиях вечерней школы
Деятельность педагога в условиях вечерней школы направлена на разработку и внедрение новых технологий, которые позволяют в ситуации лимита времени, запущенности знаний, разной подготовки учащихся и вы...
План внутришкольного контроля в вечерней школе при исправительной колонии
План внутришкольного контроля выложен для сотрудников, работающих в сфере вечернего образования в исправительных колониях. Его можно использовать как пример для разработки своего собственного плана ВШ...
Контрольно-оценочная деятельность педагога – условие успешной итоговой аттестации учащихся вечерней школы при исправительной колонии.
Педагогикой и психологией установлено, что по своим природным способностям, уровню восприятия, темпу работы, а главное, по специфике мыслительной деятельности ...
Создание условий воспитательно-образовательной деятельности в школе при исправительном учреждении
Обучающиеся часто действуют по принципу избегания неудач. У них слабо развито стремление самоутвердиться социально-приемлемым способом, совершенствоваться в какой-то сфере. Главнейшая задача педагогов...