Статья "Динамика развития метапредметных навыков обучающихся в условиях воспитательно-образовательного пространства школы"
методическая разработка (6 класс) на тему
В работе представлена "Карта сформированности метапредметных УУД", которая является приложением к дневнику ученика 5 класса. Заполняется учителями, преподающими в данном классе, классным руководителем и педагогом-психологом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_zhivtsovoy_ruzmetovoy.doc | 220.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Динамика развития метапредметных навыков обучающихся
в условиях воспитательно-образовательного пространства школы
Н.Н. Живцова, Г.К. Рузметова
Мир, в котором мы живём, предельно сложен, но в то же время органичен и целостен. Чтобы понимать его, зачастую недостаточно знаний, полученных не только в школе, но и в нескольких вузах. А всё потому, что мы в течение многих лет изучаем разрозненные дисциплины, не выделяя никакой связи между ними. С ведением в школе федеральных государственных образовательных стандартов появилась надежда, что ситуация кардинально изменится, ведь с введением стандартов в качестве нового методологического подхода заложено и новое требование к личностным и метапредметным результатам обучения.
Интеллект и творческий потенциал человека превращаются в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности.
В связи с этим перед школьным образованием ставятся новые задачи, на решение которых направлены стандарты второго поколения
Одна из задач: обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации, единых требований по формированию универсальных учебных действий (УУД).
Универсальные учебные действия, по сути, являются конкретизированными целями образования. При этом осуществлен переход к комплексной оценке результатов образования, включающих кроме предметных, также метапредметные и личностные. Следует особо подчеркнуть значение метапредметных навыков в формировании целостной личности выпускника.
Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы действий – познавательные, коммуникативные – и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию. Универсальные способы действий осваиваются обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применяются учащимися как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
В новых стандартах метапредметным результатам уделено особое внимание, поскольку именно они обеспечивают более качественную подготовку учащихся к самостоятельному решению проблем, с которыми встречается каждый день человек на разных этапах своего жизненного пути в условиях быстро меняющегося общества.
Каким же образом консолидировать усилия педагогов по формированию единого образовательного пространства, способствующего достижению метапредметных результатов?
Начиная работу в школе по реализации метапредметности в среднем звене, наш коллектив определил для себя следующие задачи:
- четко осознавать, что федеральные государственные образовательные стандарты – это развитие, это продолжение, а не отторжение. Поэтому необходимо шире использовать все то, что уже наработано в школе;
- тщательно изучить все документы по стандартам для того, чтобы спланировать совместную деятельность всех педагогов образовательного учреждения;
- начинать работу по введению ФГОС в основной и старшей школе уже сегодня, ибо сейчас этим занимается исключительно начальная школа;
- осуществлять не только взаимодействие педагогов внутри отдельного образовательного учреждения, но и в рамках сетевого взаимодействия;
- осваивать новые технологии, менять позицию учителя. Самое трудное для учителя – изменить свою роль, стать мотиватором, учить детей «учиться».
Чтобы добиться результатов, большое внимание наша администрация уделяется материально – техническому оснащению школы. Все кабинеты в школе оснащены необходимой компьютерной техникой, в каждом кабинете есть выход в Интернет.
В нашем учебном заведении системно подходят к созданию единого школьного пространства, обеспечивающего всестороннее развитие у школьников метапредметных навыков. Все педагоги распределены в творческие группы, каждая группа определяет круг проблем, изучает материалы по данной проблеме, разрабатывает пути решения, проводит обучающие семинары среди участников других групп. Таким образом, весь коллектив нацелен на результат.
Круг метапредметных навыков, которые были определены коллективом нашей школы в качестве основных, отражены в карте сформированности.
Для отслеживания уровня сформированности метапредметных навыков нами используются следующие карты, позволяющие отследить пути освоения учениками 5 класса метапредметных навыков. (Приложение 1)
Библиографический список
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Фоминичская средняя общеобразовательная школа»
Карта сформированности
метапредметных УУД
учащегося 5 класса
МКОУ «Фоминичская СОШ»
__________________________
Классный руководитель ____________________
Фоминичи, 2013-2014 уч.год
Карта сформированности метапредметных УУД является приложением к дневнику ученика 5 класса. Заполняется учителями, преподающими в данном классе, классным руководителем и педагогом-психологом. Достижения пятиклассников оцениваются учителями каждую четверть; педагогом-психологом трижды: во время стартовой, промежуточной и итоговой диагностики. У каждого педагога своя страничка для оценки и рядом – для рекомендаций. Для подведения итогов года есть страничка в карте сформированности. Итоговую страницу заполняет классный руководитель.
Уровни оценивания УУД:
0 баллов – не сформировано,
1 балл – низкий уровень сформированности,
2балла – средний уровень сформированности,
3 балла – высокий уровень сформированности
Для удобства заполнения метапредметные результаты выделены разным цветом.
Регулятивные УУД | ||||||
Познавательные УУД | ||||||
Коммуникативные УУД | ||||||
Регулятивные УУД | Самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности | |||||
Самостоятельно планировать пути достижения целей | ||||||
Соотносить свои действия с планируемыми результатами | ||||||
Осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. | ||||||
Определять способы действий в рамках предложенных условий и требований | ||||||
Корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией | ||||||
Оценивать правильности выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения | ||||||
Владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности | ||||||
Познавательные УУД | Различать методы познания окружающего мира по его целям | |||||
Анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты | ||||||
Воспроизводить по памяти информацию, проверять ее, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу | ||||||
Применять таблицы, схемы, модели для получения информации | ||||||
Определять понятия, создавать обобщения , устанавливать причинно – следственные связи | ||||||
Классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать аналогии | ||||||
Строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) | ||||||
Сравнивать различные объекты; сопоставлять характеристики объектов; выявлять сходство и различия объектов | ||||||
Высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы | ||||||
Выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор, выявлять ) известное и неизвестное | ||||||
Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач | ||||||
Преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать | ||||||
Коммуникативные УУД | Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками | |||||
Работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов | ||||||
Формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение | ||||||
Осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей планирования и регуляции своей деятельности | ||||||
Владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью | ||||||
Формировать и развивать компетентности в области использования информационно – коммуникационных технологий | ||||||
Формировать и развивать экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной деятельности | ||||||
Навыки проектной и исследовательской деятельности |
Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Метапредметные УУД | |
Русский язык | ||||
Литература | ||||
Математика | ||||
Информатитка | ||||
Немецкий язык | ||||
Биология | ||||
География | ||||
История | ||||
Обществознание | ||||
ОБЖ | ||||
ИЗО | ||||
Музыка | ||||
Технология | ||||
Физкультура | ||||
ОПК | ||||
Психолого-педагогическое сопровождение | ||||
Уровень развития УУД |
Рекомендации:
1 четверть ___________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2 четверть ___________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3 четверть ___________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4 четверть ___________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Год ________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Учитель: ________________________________________
Предмет: ________________________________________
Регулятивные УУД | ||||||||
Познавательные УУД | ||||||||
Коммуникативные УУД | ||||||||
Регулятивные УУД | ||||||||
Коммуникативные УУД | ||||||||
Коммуникативные УУД | ||||||||
Педагог-психолог:_____________________________________
Регулятивные УУД | Целеполагание |
Соотношение своих действий с планируемыми результатами | |
Осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата | |
Корректировка своих действий в соответствии с изменяющейся ситуацией | |
Оценка правильности выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения | |
Овладение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности | |
Коммуникативные УУД | Применять таблицы, схемы, модели для получения информации |
Воспроизводить по памяти информацию | |
Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно – следственные связи | |
Классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать аналогии | |
Строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) | |
Сравнивать различные объекты; сопоставлять характеристики объектов; выявлять сходство и различия объектов | |
Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач | |
Коммуникативные УУД | Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками |
Работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов | |
Ставить и решать многообразные коммуникативные задачи | |
Осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей планирования и регуляции своей деятельности | |
Действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия | |
Устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми |
Родители с результатами ознакомлены:
1четверть ________________
2 четверть________________
3 четверть ________________
4 четверть ________________
Итог _____________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современный урок географии. Урок-исследование, развитие метапредметных навыков.
Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», – писал известный педагог В.А.Сухомлинский. Как разр...
ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать активизации и поддержки интеллектуальной, поисковой, исследовательской и творческо...
Развитие творческих способностей обучающихся в условиях коррекционной школы-интерната VIII вида средствами ритмики и хореографии.
Использование в коррекционной работе танцевального искусства, как важного средства в воспитании гармоничной личности ребенка с проблемами, его творческого развития, социализации и интеграции в обществ...
Материал методического семинара по теме «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом – необходимое условие для формирования и развития метапредметных компетенций обучающихся»
Цель: обучение эффективным приёмам смыслового чтения как необходимого условиядля формирования и развития метапредметных компетенций обучающихся Задачи:...
«Развитие творческих способностей, обучающихся в условиях санаторной школы - интернат через КТД».
Творческая активность...
Инновационная образовательная программа Образовательные события как способ интеграции образовательного пространства школы для успешного развития и социализации обучающихся в условиях реализации ФГОС(срок реализации 2017 – 2021 гг.)
Содержание общего образования характеризуется современными требованиями к общему уровню образованности, культуры, компетентностям обучающихся. Обеспечение этих требований предполагает постоянное ...
Создание условий воспитательно-образовательной деятельности в школе при исправительном учреждении
Обучающиеся часто действуют по принципу избегания неудач. У них слабо развито стремление самоутвердиться социально-приемлемым способом, совершенствоваться в какой-то сфере. Главнейшая задача педагогов...