Создание условий для самостоятельной деятельности учащихся
презентация к уроку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация | 232 КБ |
сопровождение к презентации | 18.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Плохой учитель сообщает истину, хороший учит её находить. Адольф Дистервег
ЗАДАЧИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ: 1.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ : Формирование системы знаний, умений и навыков. 2.ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: Формирование самостоятельности, навыков учебного труда. 3.РАЗВИВАЮЩИЕ:Формирование приемов умственной деятельности .
СТРУКТУРА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ: 1.ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП. 2.ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП. 3.ПРОВЕРОЧНЫЙ ЭТАП .
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ: АУДИТОРНЫЕ / ВНЕАУДИТОРНЫЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ В ПАРАХ ГРУППОВЫЕ ФРОНТАЛЬНЫЕ
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ: УСТНЫЕ ПИСЬМЕННЫЕ СХЕМАТИЧЕСКИЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ
Ожидаемые результаты деятельности : Снижение страха перед неудачей Появление уверенности в себе Формирование привычки к свободному самовыражению и самостоятельному мышлению Развитие творческого воображения Повышения инициативности
Ожидаемые результаты деятельности : Развитие способности постоянного поиска знаний Осмысление своей деятельности при выполнении учебных задач Поиск творческого решения учебных задач Высокий уровень развития личности ученика
Предварительный просмотр:
Создание условий для самостоятельной деятельности учащихся
Плохой учитель сообщает истину,
хороший учит её находить.
Адольф Дистервег
Изменения, происходящие сегодня в современном обществе, в значительной степени определяют особенности и необходимость внесения изменений в деятельность педагога. В современных условиях, в образовательной деятельности важна ориентация на развитие познавательной самостоятельности учащихся. Решить эту проблему старыми методами невозможно. Безусловно, следует начинать еще в основной школе, а в старшей школе такая подготовка становится наиболее актуальной.
Одной из педагогических проблем является организация самостоятельной работы школьников и создание условий для ее успешной реализации. Современному учителю важно знать, какие функции выполняет самостоятельная познавательная деятельность учащихся и почему она так необходима для формирования зрелой личности. Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая из них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности. Самостоятельная работа, представляющая собой особый вид учебной деятельности, применяется на уроке на различных его этапах: при подготовке к восприятию нового материала; при изучении новых знаний и формировании определённых навыков и умений; при обобщении и систематизации знаний. Под самостоятельностью можно рассматривать как организационно-техническую сторону процесса, так и познавательную и практическую деятельность. Но более всего для развития самостоятельности учащихся имеет значение познавательная сторона, а не организационная. А именно – наблюдения, выводы, творческое применение знаний. Самостоятельность - это качество личности; это деятельность: волевая, интеллектуальная и практическая; это выход к творческим силам детской души. ЗАДАЧИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ(3лайд) 1.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: Формирование системы географических знаний, умений и навыков. 2ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: Формировании самостоятельности, навыков учебного труда. 3.РАЗВИВАЮЩИЕ:Формирование приемов умственной деятельности. Структура самостоятельной работы(4 СЛАЙД) В структуру самостоятельной работы включают три этапа: подготовительный, исполнительный и проверочный, в которые входят анализ задания, поиск способов его осуществления, составление плана работы, выполнение, проверка и оценка результатов. Эту структуру учащиеся должны знать и уметь применять на практике. На первом этапе предполагается совместная работа учителя и ученика по алгоритму последовательных указаний на необходимость совершения определённого действия: ⎯ выполнение воспроизводящих самостоятельных работ по образцу; ⎯ выполнение конструктивных самостоятельных работ (воспроизведение не просто знаний, а структуры знаний в целом, расширение сферы их применения, собственные выводы, достижение уровня продуктивной деятельности); ⎯ выполнение эвристических работ (разрешение проблемных ситуаций, создаваемых учителем, приобретение опыта поисковой деятельности, овладение элементами творчества); ⎯ выполнение исследовательских работ, приобретение опыта высказывания собственных суждений, умения оценивания на основе анализа. На втором этапе возможна полная самостоятельность (видение и формирование проблем в заданной ситуации, выдвижение гипотез их решения, разработка программы реализации, реализация, результат, рефлексия). Постепенное развитие и нарастание самостоятельности учащихся и уровня их активности приведёт к возможности выбора индивидуального способа изучения материала на уроке и в последующем выполнении домашнего задания, а также к готовности к работе в библиотеке. Работая с книгой, картой, таблицей, другими источниками, современными техническими средствами, учащиеся могут выполнять самые разные задания и давать ответы на основе самостоятельного обдумывания вопроса или проблемной ситуации, созданной учителем. Можно предложить учащимся на основе анализа содержания учебного материала самостоятельно обобщить его и сделать выводы; спрогнозировать дальнейший ход событий; высказать сомнение; поделиться собственным мнением в устной или письменной форме; составить таблицу; выполнить практическое задание. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ(5 СЛАЙД) При организации самостоятельной работы можно воспользоваться существующей классификацией её типов и видов: ⎯ по форме задания (на узнавание, на воспроизведение, на преобразование, на выбор и творческие); ⎯ по оформлению ответов (устно и письменно, схематически и практически); ⎯ по месту в процессе обучения (на этапе изучения новых знаний, их осмысления, применения, обобщения и систематизации, контроля); ⎯ по месту выполнения (на уроке, вне урока); ⎯ по охвату учащихся (весь коллектив, группа или группы учащихся, один ученик). В результате правильно организованной самостоятельной работы происходит осознание учащимися результатов своих достижений. Группировка учащихся всегда должна быть гибкой (нельзя постоянно группировать сильных и слабых). Результаты самостоятельной работы обязательно обсуждаются и оцениваются в классе. Показателем работы в решении поставленной проблемы является увеличение времени, отводимого на самостоятельную деятельность, до 70%, что приводит к его уменьшению на выполнение домашнего задания. И домашняя работа действительно может стать самостоятельной.
Ожидаемые результаты деятельности Любому учителю в повседневном труде хочется добиться того, чтобы звонок с урока не прекратил дальнейшей работы мысли каждого из учеников. ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПОКАЗАЛ (7 СЛАЙД) 1. Снижения страха перед неудачей, перед возможным критическим замечанием. 2. Появления у школьников уверенности в себе, в своих возможностях. 3. Формирования привычки к свободному самовыражению и самостоятельному мышлению. 4. Развития способности постоянного поиска знаний и умение их использовать и применять на практике. 5. Развития такой формы самосознания, которая приводит к переходу от интуитивного представления к осмыслению своей деятельности при выполнении учебных задач, а также к поиску их творческого решения. 6. Развития творческого воображения у школьников. 7. Повышения активности, инициативности учащихся в решении задач творческого характера. 8. Достижения высокого уровня развития личности ученика. Таким образом, самостоятельная работа учащихся является одной из важнейших функций учителя. Ведь знания можно предложить, показать, где и как взять, но овладеть ими каждый ученик должен самостоятельно.
Заключение Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей.
Классный руководитель является главным связующим звеном цепочки: учителя-предметники – обучающиеся – родители выпускников. Именно перед классным руководителем стоят важные задачи:
–свести воедино деятельность участников образовательного процесса, направленную на подготовку к такому серьезному для всех испытанию, как единый государственный экзамен;
– сделать все для создания у родителей положительной мотивации в качестве участников образовательного процесса;
– продумать социально-психологическое сопровождение ребенка;
– постараться выстроить и скоординировать такую систему взаимодействия семьи и школы, в которой каждый участник образовательного процесса чувствовал бы себя защищенным.
Действия, направленные на подготовку обучающихся к ЕГЭ, должны быть согласованными, требования к детям - едиными.
Очень важно организовать равноправное, профессиональное сотрудничество с учителями-предметниками на основе индивидуального вклада каждого в общее трудное дело, каковым является система работы педагогического коллектива по подготовке обучающихся и их родителей к ЕГЭ.
Все педагоги, работающие в классе, решают общие образовательные задачи. Эффективность этой работы во многом зависит от согласованности действий всех участников образовательного процесса, от единства целей, задач и требований, предъявляемых ученикам конкретного класса.
Каждый педагог заинтересован в результате своей деятельности, в частности, в успешной сдаче обучающимися экзаменов, и достичь этого можно только совместными усилиями, координируемыми классным руководителем.
Основу взаимодействия классного руководителя и учителей класса составляют:
– взаимная информированность об организации и результатах учебно-воспитательного процесса;
– взаимопомощь в решении сложных проблем;
– заинтересованность в успешности каждого ученика;
– согласованность в поиске путей преодоления возникающих сложностей;
– совместный анализ результатов деятельности;
– совместное определение перспектив в работе с классом, с отдельными учащимися их родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса занятий в целях создания условий для профессионального самоопределения учащихся 8 классов «Энциклопедия профессий»
Выбор профессии – это вопрос серьезный и ответственный, который рано или поздно приходится решать каждому учащемуся общеобразовательной школы. От того, насколько верно он определит свои возможно...
Создание условий для самостоятельного использования учащимися собственной системы развития физических качеств.
В последнее время стало недостаточно употребление таких терминов, как «знания», «умения», «навыки», так как явно обозначилось противоречие: в жизни применяют полученные ЗУНы учащиеся всё меньше....
Разработка технологической карты самостоятельной деятельности учащихся на уроке по теме: "Условие плавания тел. Архимедова сила. Закон Архимеда" на основе ЭОР
Конспект разработан для дистанционного обучения детей на основе ЭОР. Может использоваться на уроках- исследованиях по физики, с целью повышения самостоятельной деятельности учащихся и повышению интере...
Статья: " Организация самостоятельной деятельности учащихся в условиях реализации требований ФГОС на уроках физики"
Статья: " Организация самостоятельной деятельности учащихся в условиях реализации требований ФГОС на уроках физики"...
Создание условий для успешной социализации учащихся через включение в общественно-полезную деятельность (тимуровское движение)
Создание условий для успешной социализации учащихся через включение в общественно-полезную деятельность (тимуровское движение) Как организовать образовательное пространство, чтобы воспитать покол...
Создание условий для самостоятельного избрания учеником видов деятельности
В работе представлено использование современных образовательных технологий для формирования личности ученика....
Статья "СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ."
В статье описаны особенности адаптаци в школе детей с УИН. А также приемы работы, которые я успешно использовала в своей практике....