Программа "Формы работы с социально-опасными семьями"
рабочая программа
Предварительный просмотр:
«Утверждаю»
Директор школы
Спирина Л.С./
Программа
социального педагога МБОУ СОШ №1 г.Шагонар
Бурукей Надежды Болдр-ооловны
по теме:
«Формы работы с социально-опасными семьями»
Программа рассчитана на 3 года.
Шагонар
Тема:
«Формы работы с социально-опасными семьями»
Семья начинается с детей.
А.И.Герцен
Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми.
О.Уайльд
Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.
А.С.Макаренко
Цель:изучение основных теоретических подходов и выработка практических умений и навыков, необходимых в работе социального педагога с социально-опасными семьями.
Задачи:
- Изучение приоритетных вопросов современной социальной педагогики, передовых технологий воспитания;
- Анализ причин, условий, предпосылок и факторов, влияющих на социальное неблагополучие в семье
- Поиск путей повышения эффективности индивидуально-профилактической работы;
- Сформировать у учащихся адекватное представление о здоровом образе жизни;
- Оказывать помощь обучающимся в устранении причин, негативно влияющих не учебу, поведение, посещаемость;
- Активизировать работу по своевременному выявлению педагогических проблем в семье, требующих безотлагательного решения;
- Реализовать комплекс профилактических мер для физического, психического и интеллектуального развития учащихся и их родителей (законных представителей) через их социализацию.
Актуальностьработыобоснована тем, что в России в настоящее время происходят серьезные социально-экономические изменения, влияющие на формирование личности.
Человек становится личностью в процессе социализации, т.е. в результате включения индивида в социальные отношения. Социализация осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности.
С самого рождения человек попадает в общество. Он растет, развивается и умирает в нем. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Семьи бывают совершенно разными. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет.
Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок: в благополучной или в семье, находящейся в социально опасном положении
Ожидаемые результаты:
∙ Повышение теоретического, научно-практического уровня, профессионального мастерства и компетентности;
∙ Реализация технологического подхода в оказании помощи и поддержки социально-неблагополучным семьям.
Важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только её возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросфера, образ жизни семьи в целом.
В настоящее время семьи переживают тяжелый кризис. Утрачено значительное число семейно-нравственных традиций, изменилось отношение родителей к детям, разрушен психологический уклад семьи. В этой ситуации неустойчивые семьи стали более нестабильными, фактически забывая о своих детях и бросая их на произвол.
А каждый новый виток экономического кризиса, выражающийся в росте цен, низкой заработной платы, закрытии предприятий приводит к ухудшению детей в семье. Поэтому, перед образовательными учреждениями стоит задача – оказание социально-психолого-педагогической помощи таким семьям и детям из этих семей.
Семья, находящаяся в социально опасном положении – это семья, имеющая детей, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют обязанности по их воспитанию, обучению, содержанию и отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.
2018-2019 уч. Год | 2019-2020 уч. год | 2020-2021 уч. год |
4 семьи на учёте КДН и ЗП | 7 семей на учёте КДНиЗП | 8 семей на учёте КДНиЗП |
Основными критериями при определении семей этой категории являются:
- неисполнение родителями своих обязанностей по обеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий);
- отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие работы у родителей, жилья);
- вовлечение детей в противоправные действия (попрошайничество, проституция);
- жестокое обращение с детьми со стороны родителей;
- отсутствие контроля над воспитанием и обучением детей (отсутствие связи со школой, невнимание родителей к успеваемости ребёнка);
- семьи, в которых дети совершили преступление или правонарушение.
Из этого следует, что неблагополучие в семье зависит не от состава и структуры семьи, не от уровня её материального благосостояния, а от сформировавшегося в ней психологического климата. Поэтому можно выделить следующие типы семей, находящихся в социально опасном положении:
- конфликтная – наиболее распространённый тип (до 60% от числа всех семей категории), с преобладанием конфронтационного стиля отношений;
- аморальная – характеризующая забвением всяких моральных и этнических норм, педагогически несостоятельная – с низким уровнем общей и отсутствием психолого-педагогической культуры;
- асоциальная – в ней дети с ранних лет находятся в обстановке пренебрежения к общепринятым социальным и моральным нормам, воспринимают навыки отклоняющегося и противоправного поведения.
Семьёй, находящейся в социально опасном положении, может стать любая семья, так, как существует ряд социальных проблем: трудные материальные условия, отсутствие рабочих мест, конфликты между супругами и многое другое.
Ближе к этой ступени, конечно же, стоят семьи группы риска. Семьи группы риска – это семьи, члены которой уязвимы вследствие складывающихся обстоятельств или могут понести ущерб от определённых социальных воздействий социального характера. К таким семьям относятся: малообеспеченные, многодетные, неполные семьи, матери-одиночки, семьи, имеющие детей инвалидов, родители, страдающие психическим расстройством, умственной отсталостью, семьи, имеющие детей под опекой или попечительством.
Эти семьи требуют большого внимания со стороны школы. И задача социального педагога, как можно раньше начать профилактическую работу с этой категорией семей, чтобы они не переступили ту грань, которая приведет их к неблагополучию. Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально - педагогической помощи: образовательную, психологическую и посредническую.
В МБОУ СОШ №1 г. Шагонар работа по предупреждению, профилактики и устранению неблагополучия в семье осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Федеральным законом РФ №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», конвенцией о правах ребёнка, декларацией прав и свобод человека, «О семейной политике» и другими нормативно-правовыми документами, регламентирующими социальную защиту детей, попавших в тяжелую жизненную ситуацию.
Положив в основу данные законы, мы разработали этапы, алгоритм и схему организации сопровождения семей социального риска.
Этапы работы школы с семьёй,находящейся в социально опасном положении
1 этап.
Раннее выявление семей, находящихся в СОП
Наиболее эффективная форма работы с семьей - это индивидуальная. К индивидуальным формам работы относятся: беседы с родителями, законными представителями, рекомендации и консультации, посещение семьи, анкетирование, диагностика, выявление и учет.
2 этап.
Работа классного руководителя по работе с семьёй СОП (ТЖС):
- обеспечивает связь образовательного учреждения с семьей;
- устанавливает контакт с родителями (иными законными представителями) обучающихся;
- консультирует родителей (иных законных представителей) по вопросам воспитания и обучения детей;
- изучает индивидуальные особенности обучающихся и их динамику;
- контролирует посещаемость учебных занятий и успеваемость каждого обучающегося.
3 этап.
Семья рассматривается на педагогическом совете
Классный руководитель рассказывает о результатах проделанной индивидуальной профилактической работе.
4 этап.
Школьный Совет профилактики правонарушений несовершеннолетних
Классный руководитель предоставляет документацию на семью: акт обследования условий проживания, представление на семью, характеристику несовершеннолетнего, табель успеваемости и посещаемости и информацию о проделанной работе с семьей.
5 этап.
Постановка на профилактический учет семьи в школе, уведомление различных служб района занимающихся профилактической работой с семьями и организация коррекционно-реабилитационной работы по улучшению ситуации в семье.
Решение о постановке на внутренний профилактический учет принимается в соответствии с положением «Совета профилактики правонарушений несовершеннолетних».
Для устранения неблагополучия в семье школой проводится целенаправленная работа с родителями. Основной задачей является обеспечение эффективной помощи семье в вопросах успешной социальной адаптации детей и подростков.
На протяжении работы с семьей решаются следующие задачи:
- обеспечить помощь родителям в решении проблем, возникающих в процессе воспитания и обучения;
- оказывать помощь родителям в развитии индивидуальных особенностей их ребёнка;
- координировать учебную помощь родителей их детям;
- выявлять воспитательные возможности родителей и вовлекать их в жизнь классных коллективов;
- обеспечить помощь родителям в решении возникающих проблем;
- организовывать психолого-педагогическое просвещение родителей;
- оказывать помощь в разрешении конфликтных ситуаций.
В работе с семьями можно выделить основные направления работы: проверка жилищно-бытовых условий семьи, сбор информации о семье, выявление причин неблагополучия, составление плана работы с семьей, проведение консультаций, лекций для родителей, оказание им социально-психологической, посреднической и правовой помощи, отслеживание успеваемости и посещаемости учащихся из неблагополучных семей, организация досуговой занятости детей из данных семей во внеурочное время и во время каникул.
В работе с семьей, находящейся в СОП социальным педагогом используется алгоритм:
- Изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью, изучение жалоб жителей (соседей).
- Первичное обследование жилищных условий неблагополучной (проблемной) семьи.
- Знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с детьми, оценка условий их жизни (сбор информации о семье и ближайшем её окружении).
- Изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентаций (диагностика).
- Изучение личностных особенностей членов семьи.
- Координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (МВД, КДН и ЗП).
- Составление программы (плана) работы с неблагополучной семьёй.
- Выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.
В плане должны быть предусмотрены пункты по ликвидации всех признаков социально опасного положения:
Педагогическая: занятость детей в кружках, секциях, факультативах (учреждение образования), контроль за посещаемостью несовершеннолетним учебных занятий (учреждение образования), контроль за успеваемостью несовершеннолетнего по учебным предметам (учреждение образования), консультирование родителей по вопросам воспитания ребёнка (учреждение образования), просвещение родителей с целью формирования критического отношения к социально опасным явлениям (учреждение образования).
Психологическая: сопровождение процесса развития ребёнка (психодиагностика особенностей развития ребёнка, профилактика отклонений в развитии ребёнка) (учреждение образования), просвещение родителей по вопросам создания условий для сохранения и укрепления нервно-психического здоровья ребёнка.коррекционно-развивающие мероприятия, направленные на стабилизацию или налаживание детско-родительских отношений (учреждение образования).
Коррекционная: индивидуальные занятия с ребёнком по тем предметам, где наблюдается неуспеваемость (учреждение образования), формирование у ребёнка гигиенических навыков (учреждение образования).
Правовая: если у родителей или ребёнка отсутствуют документы в правовую помощь вносятся следующие пункты:
- оформление свидетельства о рождении ребёнка (специалист по социальной работе),
- оказание помощи родителям в восстановлении утерянных документов, в замене документов (МВД).
- консультирование родителей об ответственности за уклонение от воспитания и содержания ребёнка.
Иной вид помощи: трудоустройство родителей (ЦЗН), занятость несовершеннолетнего в свободное время, каникулярное время (учреждение образования), посещение семьи по месту жительства, социальный патронат семьи (учреждение образования, сельская администрация, специалист по социальной работе, инспектор по делам несовершеннолетних, отдел по вопросам семьи и детства).
Выполнение индивидуального плана профилактической работы заслушивается на школьном Совете профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (по плану).
Социальный педагог формирует личное дело семьи, которое состоит из следующих документов:
- Титульный лист (Ф.И.О. родителей, дата рождения, место жительства, статус семьи, Ф.И.О. детей, дата рождения, занятость детей, основание постановки на учет, занятость детей).
- Акт обследования условий проживания семьи.
- Копия свидетельства о рождении несовершеннолетнего или паспорт.
- Профилактическая карточка (отражается взаимодействие всех специалистов по работе с семьей, проделанная работа с родителями и несовершеннолетними (им)).
- Индивидуальный план профилактической работы с семьей СОП/ТЖС, в котором прописываются конкретные мероприятия по ликвидации социально опасного положения семьи, указываются конкретные сроки реализации мероприятий, ответственные лица за проведение мероприятий.
- Ежемесячные отчёты о проделанной работе по восстановлению воспитательного потенциала семьи.
- Характеристика на несовершеннолетнего (их), табель успеваемости и посещаемости.
- Индивидуальная работа с родителями и несовершеннолетними (им) (объяснительные, заявления, расписки и т.д.).
- Результаты исследования семьи и учащихся (диагностики, анкеты, тесты и т. д.).
6 этап.
Представление на Совет профилактики безнадзорности, правонарушений и наркомании несовершеннолетних.
7 этап.
Представление на комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Основной критерий оценки эффективности индивидуальной профилактической работы с семьей: улучшение положения и качества жизни ребенка, устранение причин неблагополучия, расширение возможностей защиты права на жизнь, на достойную жизнь, на здоровье и образование.
Оценка эффективности работы с семьей: соответствие проблем семьи тем целям, задачам и направлениям работы, которые определил социальный педагог.
Оценка позитивной динамики ситуации может включать следующие показатели: уровень жизни семьи доведен до средних показателей (родители пытаются вести нормальный образ жизни, улучшилась бытовая обстановка в семье), родители проявляют заботу о детях, дети посещают образовательное учреждение, уменьшилось потребление родителями алкогольных напитков, восстановлены связи семьи с детскими лечебными заведениями, семья поддерживает контакт с образовательным учреждением, центром социальной помощи и т.д., в социальном окружении появились другие значимые взрослые (родственники, близкие знакомые), помощь которых семья принимает и позитивно настроена на взаимодействие с ними, семья позитивно принимает помощь и социальные контакты с лицами, осуществляющими патронаж.
Работа социального педагога и школы по устранению семейного неблагополучия и выведения семьи из трудной жизненной ситуации проводилась в соответствии с этими выше перечисленными документами. Проделанная работа показала позитивную динамику снижения количества семей, состоящих на профилактическом учёте.
В этой работе очень важна роль социального педагога, каким он пользуется авторитетом у семьи, является ли он человеком, которому семья доверяет. Если социальный педагог пользуется уважением и любовью в семье, то ему предоставляется возможность более тесного общения с семьей. И наоборот, происходит полная изоляция социального педагога от работы с семьей, если у него нет доверия семьи.
Основная задача социального педагога – активизировать педагогическую, воспитательную, социальную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно - значимый характер.
Рассмотрев проблему семей, находящихся в социальном опасном положении или в трудной жизненной ситуации, изучив имеющуюся литературу, я систематизировала и отобрала для своей работы наиболее эффективные формы и методы работы.
Наиболее эффективной формой работы с семьёй, находящейся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации, я считаю, индивидуальную форму. Помочь в работе с семьёй может диагностика, патронаж, беседы, оказание психолого-педагогической материальной помощи.
А также я поняла, что какую бы работу с семьёй, находящейся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации не делала, для получения положительного результата её надо проводить в системе. Процесс должен быть непрерывным. Ослабление контроля над жизнью детей из этих семей может привести к необратимым последствиям, так как чаще всего дети из таких семей вынуждены ступить на путь правонарушений и преступлений, порой для самоутверждения, а порой для выживания, оставшись один на один с окружающим их жестоким миром.
Приложение 1.
Схема работы социального педагога с неблагополучной семьей:
Приложение 2.
На основе наблюдений, тестирования, анкетирования был разработан алгоритм выявления, профилактики и устранения семейного неблагополучия.
1. СОВМЕСТНАЯ РАБОТА:
- Органы социальной защиты населения
- Отдел образования;
- Органы внутренних дел;
- Здравоохранения;
- Отдел по молодежной политики;
- Служба занятости населения;
- Кожуунная и городская администрация;
- КДН и ЗП.
2. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ О СЕМЕЙНОМ НЕБЛАГОПОЛУЧИИ:
- Классные руководители;
- Педагоги школы;
- Врачи;
- Участковый инспектор;
- Родственники;
- Соседи;
- Друзья.
3. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ИСТОЧНИКОМ ЯВЛЯЕТСЯ:
- Документы социально-медицинского патронажа;
- Документы психолого-педагогического консилиума в школе;
- Материалы психодиагностики;
- Результаты рейдов;
- Жалобы и заявления граждан;
- Материалы о правонарушениях;
- Преступления несовершеннолетних.
4. ПОКАЗАТЕЛИ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ НА РЕБЕНКА.
НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ – 50%
- Бродяжничество;
- Агрессивность;
- Хулиганство;
- Кражи;
- Вымогательство;
- Правонарушения;
- Аморальные формы поведения;
- Неадекватные реакции на замечания взрослых.
НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ - 70%.
- Низкая успеваемость;
- Неврастения;
- Отсутствие навыков личной гигиены;
- Неуравновешенность психики;
- Подростковый алкоголизм;
- Подростковая проституция;
- Болезни;
- Недоедания;
- Уклонение от учебы.
НАРУШЕНИЯ ОБЩЕНИЯ - 40%
- Конфликты с учителями;
- Частое употребление неформальной лексики;
- Суетливость или гиперактивность;
- Конфликты с родителями;
- Контакты с криминогенными группировками.
5. ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НЕБЛАГОПОЛУЧНУЮ СЕМЬЮ.
- Принудительное лечение от алкоголизма;
- Лишение родительских прав, в том числе и временное;
- Консультирование;
- Обучающие консультации для родителей;
- Помощь общественных организаций;
- Влияние через СМИ;
- Пропаганда здорового образа жизни;
- Пропаганда семейных ценностей;
- Оказание материальной помощи;
- Административные штрафы;
- Создание клубов по интересам;
- Постоянный патронаж;
- Обеспечение бесплатным питанием детей из неблагополучных семей;
- Бесплатное лечение детей и оздоровление в период каникул;
- Взаимодействие всех служб в раннем выявлении и индивидуальный подход к решению проблем каждой семьи.
Приложение 3.
ПАМЯТКА СОЦИАЛЬНОМУ ПЕДАГОГУ ПО РАБОТЕ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ.
- Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении.
- Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, узнайте, что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить её в том, что Ваши цели — это, прежде всего, их цели.
- Не берите все на себя, предоставьте семье самостоятельность, не обязательно контролировать и оценивать каждый их шаг.
- Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения, ведущие к цели.
- Социальный педагог обязан поощрять успехи, замечать даже незначительные рост и достижений действий семьи.
- Если есть ошибки, неверные действия, укажите на них. Дайте оценку и сделайте паузу, чтобы семья осознала услышанное.
- Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, хорошего мнения о ней, не смотря на оплошности родителей.
- Социальный педагог обязан формировать в себе внутреннюю устойчивость, позитивное восприятие фактов. Такая устойчивость позиции позволяет человеку не приспосабливаться к обстоятельствам, а учитывать их и изменять в соответствии
нравственным нормам жизни. - Не показывайте, что Вы пришли и семью перевоспитывать родителей. Действуйте в логике системы “перспективных линий” — от дальней перспективы к средней и от нее к сегодняшней.
- Социальный педагог должен быть твердым, но добрым и отзывчивым. Ни абсолютная твердость, во, что бы то - ни стало, ни какая, же безграничная доброта не годятся в качестве единственного основополагающего принципа воспитания. Все хорошо в свое время. Надо уметь применять разные методы в соответствии с конкретной ситуацией.
Приложение 4.
Утверждаю:
Директор МБОУ СОШ
№ 1 гШагонар
Спирина Л.С.
План работы с семьёй,
находящейся в социально-опасном положении
Причина неблагополучия: ненадлежащее исполнение родительских обязанностей, семья многодетная (3 детей), мать вдова, не работает, низкий воспитательный, образовательный уровень семьи, алкогольная зависимость у матери.
Цель: выведение семьи из социально-опасного положения (оказание матери помощи в осознании меры ответственности за содержание и воспитание несовершеннолетних детей).
Задачи:
1. Оказание социально-педагогической помощи семье;
2.Привлечение специалистов, способных помочь в разрешении тех проблем, которые семья не может решить сама;
3. Просвещение и консультирование матери по вопросам развития и воспитания детей;
4. Обучение матери навыкам воспитания детей при отсутствии отца;
5. Помощь в возобновлении утраченных связей с членами расширенной семьи (бабушка, сестры, брат и другие родственники мужа), чтобы они оказали моральную поддержку в воспитании детей;
№ п\п | Проводимые мероприятия | Дата исполнения | Ответственный | Отметка об исполнении |
1. | Обследование условий проживания семьи | январь | Кл. рук., соц. пед.,зам. дир. по ВР, спец. по соц раб. | |
2. | Социально-педагогическая поддержка семьи (беседы с матерью с целью повышения воспитательного, культурного уровня семьи): - ИБ «Влияние алкоголя на организм человека»; - ИБ «Об уклонении от родительских обязанностей» - ИК «Взаимоотношения в семье»; - ИБ «Роль семьи в воспитании детей» - ИК «Стили семейного воспитания» | Ежемесячно Февраль Март Апрель Май Июнь | Кл. рук., соц. пед.,зам. дир. по ВР | |
3. | Контроль за посещаемостью уроков | ежедневно | Кл.рук. | |
4. | Организация летней занятости и оздоровление детей | В теч. лета | Кл. рук., соц. пед.,зам. дир. по ВР, спец. по соц раб. | |
5. | Индивидуальные беседы с детьми: - «О соблюдении личной гигиены» - «Разговор о правильном питании» - « Беседа по профориентации» - «Права, обязанности и ответственность несовершеннолетних» - «О взаимоотношениях в семье» - «Вредные привычки» | Февраль Март Март Апрель Май Июнь | Соц. пед. | |
6. | Индивидуальные беседы с детьми и матерью (по отд. плану) | еженедельно | Кл.руков. | |
7. | Привлечение матери к участию в родительских лекториях (по отд. плану) | ежемесячно | Кл.руков. | |
8. | Оказание детям социальной помощи и поддержки. | постоянно | Соц. пед., Кл.рук | |
9. | Оказание учителями-предметниками помощи детям в учебной деятельности. | постоянно | Кл.рук. | |
10. | Вовлечение детей в классные и школьные мероприятия (классные часы, акции, дни здоровья и т.д.), библиотеку. | постоянно | Кл. рук., библиотекарь | |
11. | Оказание содействия в оформлении необходимых документов по запросу матери, различных служб. | В течение года | Соц. пед., кл. рук. | |
12. | Беседа с матерью о соблюдении личной гигиены ребенка. | по мере необходим. | Соц. пед., кл. рук. | |
13. | Привлечение матери к деятельности класса, к участию в родительских лекториях. | постоянно | Кл.рук. | |
14. | Вовлечение детей в кружки, спортивные секции, Контроль за их посещением | постоянно | Кл. рук., соц. пед. | |
15. | Координационная деятельности со всеми заинтересованными организациями : ГБУ СО КК «Мостовский КЦСО населения «Эдельвейс»,инсп.ОДН, отделом по вопросам семьи и детства, КДН и ЗП, СП при администрации Шедокского сельского поселения. | Постоянно | Соц. пед., кл. рук., зам. дир. по ВР | |
16. | Беседа с матерью об ответственности родителей за воспитание детей, о ненадлежащем исполнении родительских обязанностей. | постоянно | Соц. пед., инсп.ОДН | |
17. | Работа с социальным окружением семьи и детей. Привлечение ближайших родственников к воспитанию детей. | постоянно | Соц. пед., зам. дир. по ВР | |
18. | Работа с педагогическим коллективом и учащимися школы по изменению отношения к семье, детям | постоянно | Зам. дир. по ВР, соц. пед.. | |
19. | Трудоустройство несовершеннолетнего на каникулах (по желанию) | Март, июнь-август | Соц. пед., кл. рук. | |
20. | Анализ результата работы с семьей. Рассмотреть вопрос на заседании СП о снятии с профилактического учета по исправлении ситуации в семье. | июнь | Соц. пед., кл. рук., зам. дир. по ВР |
Социальный педагог ____________
С содержанием ознакомлены и согласны:
Ф.И.О. ___________________________________ подпись_____________
Ф.И.О. ___________________________________ подпись_____________
Основные этапы работы по самообразованию (план)
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Диагностический | Углубленный и всесторонний анализ профессиональной деятельности, определение форм и методов организации индивидуально-профилактической работы с обучающимися | учебный год | -Чтение педагогических периодических изданий; -чтение методической литературы; -систематическое прохождение курсов повышения квалификации; -участие в работе районного методического объединения социальных педагогов; -обзор информации по проблеме в Интернете; -изучение нормативно-правовой базы |
Информационно-мотивационный | Повышение теоретического, научно-практического уровня, профессионального мастерства и компетентности | учебный год | -Посещение и активное участие в работе семинаров, конференций, МО; -совещания, обмен опытом с коллегами; -работа в творческой группе; -изучение информационно-компьютерных технологий |
Практический | ∙ Внедрение опыта работы ∙ Применение современных технологий | учебный год | -Выступление на заседании МО социальных педагогов; -родительские лектории; -выступление на заседании педагогического совета; - выступление на заседании профилактического совета школы; - выступление на заседании Совета школы; -участие в конкурсах профессионального мастерства; -проведение тематических классных часов |
Обобщающий | ∙ Итоги работы ∙ Обобщение опыта работы | Уч.год | -Выступление на заседании МО социальных педагогов; -проведение открытых занятий; -творческие отчеты |
Внедренческий | Распространение опыта работы | Уч.год | -Публикации и размещение на сайте школы методических разработок, статей |
Курсы повышения:
№ | Тема | Где | Объем часов | когда |
1. | «Самообразовательная деятельность педагога в системе повышения квалификации» | УО Улуг-Хемскогокожууна | 6 | 18.02.2013г |
2. | Профилактика превенции суицидального поведения несовершеннолетних | РЦПМС «Сайзырал» | 72 | 01.04.14г. |
3. | Методика работы по противодействию вредным привычкам в подростково-молодежной среде: ориентация на ЗОЖ | ТГИППКК | 8 | 25.02.15 |
4. | «ФГОС ООО: содержание и технологии введения» | ТГИППКК | 24 | 26-28.03.15г |
5. | Проектирование образовательного процесса в условиях перехода на новые образовательные стандарты | ТГИППКК | 40 | 24-28.08.15 |
6. | «Информационно-коммуникативные технологии в реализации ФГОС НОО и ООО. Использование интерактивной доски со стандартными приложениями» | ТГИППКК | 72 | 17.02.2014-22.02.2014г. |
7. | «Профессиональные возможности педагога в сопровождении личностного развития учащихся» | ТГИППКК | 40 | 09-13.02.2015 |
8. | Обучение по процедуре проведения ЕГЭ в 2015г для организаторов ППЭ | ТГИППКК | 8 | Мая 2015г |
9. | Профилактика правонарушений | ТГИППКК | 8 | 2019г |
10. | Профилактика аутодеструктивного поведения несовершеннолетних» | ТГИППКК | 8 | 2020г |
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой
№ | Мероприятия | Дата | Примечание |
1. | Заседание ШМО №2 Тема: «Формы работы с социально-опасными семьями» | 28.01.2018г. | |
2. | Заседание МО социальных педагогов Тема: «Формы работы с социально-опасными семьями» | 25.10.2019г. | |
3 | Заседание МО социальных педагогов Тема: «Участия в акциях: меры поддержки семьям, находящимся в ТЖС» | 11.11.2020г. |
Методическая литература.
1.Федеральный закон № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
2.Антонов А. А. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов). - М.,1998.
3.Алексеева Л. С., Плотник М. М., Спиваковская А. С., Ширинский В. И. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка. - Вып. 1. - М.: ЦБКТИ Минсоцзащиты населения Российской Федерации, 1995.
4.Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра: Кн. для учителей и родителей. - М.: Просвещение, 1991.
5.Васильева Л.Л., Кащеева А.В., Петрова Л.Ю., Преображенская Е.В., Черняева Т.Н. Понятийный аппарат социальной педагогики. - С.: Научная книга, 2009.
6.Василькова Ю.В., Василькова Т. А. Социальная педагогика: Курс лекций// Василькова Ю.В., Василькова Т. А. - М., 2001.
7.Воспитательный потенциал семьи и социализация детей // Педагогика.- 1999.- № 4.- С. 27-39
8.Вульфов В. 3. Социальный педагог в системе общественного воспитания // Вульфов В. 3. Педагогика. - 1992. - № 5, 6.
9.Галагузова М.А. /Социальная педагогика: Курс лекций // Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М., 2000.
10.Гилинский Я.И. Стадии социализации индивида / Я.И.Гилинский // Человек и общество.- Вып.9.- 2002.- С.67
11.Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними/ Т.Гончарова // Народное образование. 2002.- № 6- С.98
12.Гуров В. Я., Селюкова Л. Я. Социализация личности: Социальный педагог, семья и школа// Гуров В. Я., Селюкова Л. Я. - Ставрополь, 1993.
13.Дементьева И. Ф. Российская семья: проблемы воспитания. - М., 2000.
14.Дети с девиантным поведением: Психолого-педагогическая реабилитация и коррекция. - М., 1992.
15.Закатова И. Н. Социальная педагогика в школе //Закатова И. Н. - M., 1996.
16.Кибирев А.А. Формы социализации личности безнадзорного ребёнка в социально-ориентированном образовательном пространстве. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Новосибирск 2003. С. 38-43.
17.Макаренко А.С. Книга для родителей. - М.: Книга по требованию, 2011.
18.Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М.: Академия, 2005.
19.Проблемы, методика и опыт социальной реабилитации детей и подростков в современных условиях. - М., 1994.
20.Социальная дезадаптация: Нарушение поведения у детей и подростков. - М., 1996.
21.Социальная работа с семьей / под ред. Т.В. Шеляг.- М.: Институт социальной работы, 1995.
22.Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи.- М.: ВЛАДОС_ ПРЕСС, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОТА С СОЦИАЛЬНО-ОПАСНЫМИ СЕМЬЯМИ
Семья, находящаяся в социально опасном положении – это семья имеющая детей, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют обязанности по их воспитанию, обучению и (или)...
Социальная и индивидуально-профилактическая работа с несовершеннолетними «группы риска» и семьями, находящимися в социально-опасном положении.
Социальная и индивидуально-профилактическая работа с несовершеннолетними «группы риска» и семьями, находящимися в социально-опасном положении....
Выявление детей из социально неблагополучных семей и детей, находящихся в социально опасном положении и дифференцированная работа с ними.
На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная &la...
Аналитическая справка по проверке индивидуальной профилактической работы социального педагога с социально-опасными, неблагополучными семьями
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18526395","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]]...
Выступление на городском заседании Школы молодого специалиста социальных педагогов образовательных учреждений г. Симферополя "Организация профилактической и реабилитационной работы с семьями, находящимися в социально опасном положении"
Цель выступления - познакомить молодых социальных педагогов с алгоритмом работы социально-психологической службы школы с детьми и семьями, которые включены в Банк данных Комиссии по делам несовершенно...
«Формы работы с социально-опасными семьями"
Работа обоснована тем, что в России в настоящее время происходят серьезные социально-экономические изменения, влияющие на формирование личности.Человек становится личностью в процессе социализации, т....
Организация работы социального педагога с семьями, оказавшимися в социально - опасном положении. Работа клуба «Подросток»
Формы и методы работы социального педагога с семьями, оказавшимися в социально - опасном положении. Организация работы школьного клуба "Подросток"...