Социальная и индивидуально-профилактическая работа с несовершеннолетними «группы риска» и семьями, находящимися в социально-опасном положении.
методическая разработка (10, 11 класс) на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Социальная и индивидуально-профилактическая работа с несовершеннолетними «группы риска» и семьями, находящимися в социально-опасном положении.
Выступление социального педагога СП 3 ГБПОУ МО «Чеховский техникум» Е.С.Бабинцевой на заседании КДН и ЗП городского округа Чехов.
В ГБПОУ МО «Чеховский техникум» обучается 1087 человек . Несовершеннолетних «группы риска», стоящих на учете в ПДН И КДН и ЗП, по техникуму в четырех подразделениях насчитывается 45 человек.
Самое большое количество на 13.12.2016 года составляет «группа риска» СП 3 , в которой насчитывается 31 человек, зто примерно 10 % от общего количества обучающихся подразделения. Основными правонарушениями, совершенными несовершеннолетними, являются употребление алкогольных напитков и курение. Большинство несовершеннолетних «группы риска» техникума поступает в образовательное учреждение , уже совершив правонарушение. Как правило, ежегодно контингент первокурсников СП 3 пополняется 10-12 обучающимися первого курса, стоящих на учете в ПДН и КДН. В этом учебном году на первый курс обучения поступили 13 несовершеннолетних, в отношении 3-х человек велись уголовные дела .
Следовательно, организация социальной и индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними является одной из приоритетных задач образовательного учреждения.
В техникуме индивидуально- профилактическая работа проводится на уровне всех специалистов и педагогических работников. Организация педагогической помощи несовершеннолетим заключается в следующем:
- Создание благоприятных условий для развития личности "трудного" ребенка.
- Постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках "трудных" учащихся. Определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования. Снятие "синдрома неудачника".
- Забота об укреплении положения несовершеннолетних в учебном коллективе, организация помощи "трудным" в выполнении общественных поручений.
- Формирование положительной Я - концепции. Создание у личности обстановки успеха, поддержки, доброжелательности. Анализ каждого этапа, результата деятельности ученика ,его достижений. Поощрение положительных изменений. От авторитарной педагогики - к педагогике сотрудничества и заботы.
Профилактическая работа техникума направлена также на создание благоприятного психологического климата между всеми участниками образовательного процесса, актуализацию мотивационной сферы учеников – важного условия на формирования установок на здоровый образ жизни, предупреждения противоправных поступков.
Согласно Закону РФ № 120 “Об основах системы профилактике правонарушений, бродяжничества и беспризорности” с учащимися, состоящими на различных формах учета, ведется индивидуально-профилактическая работа, основными формами которой являются следующие:
– изучение психологом особенностей личности подростков, занятия по коррекции их поведения, обучения навыкам общения,
– посещение уроков с целью выяснения уровня подготовки учащихся у занятиям,
– посещение на дому с целью контроля над условиями их семейного воспитания, подготовкой к урокам, организацией свободного времени, занятостью в каникулярное время,
– психолого-педагогическое консультирование родителей, учителей – предметников, классных руководителей с целью выработки единых подходов к воспитанию и обучению учащихся техникума.
– индивидуальные и групповые профилактические беседы с учащимися и их родителями,
– вовлечение подростков в социально значимую деятельность через реализацию проектов, программную деятельность, занятость их в учреждениях дополнительного образования, участия в общегрупповых мероприятиях.
Первичным звеном в индивидуально-профилактической работе является мастер группы. Он выявляет и ведет учет детей и семей «группы риска» на основании наблюдения, бесед с учащимися, составляет социальный паспорт группы, организует работу с подростками, нуждающимися в педагогической поддержке , координирует педагогическую деятельность учителей с данной категорией детей , осуществляет ежедневный контроль за посещаемостью и успеваемостью учащихся; осуществляет линии взаимодействия с другими структурными формами всех уровней; вовлекает обучающихся и родителей в досуговую деятельность, кружки и спортивные секции; проводит правовое просвещение подростков и родителей.
Мастер совместно с социальным педагогом оформляет папку на учащегося группы риска, в которую входит:
- карта наблюдения за ребенком группы риска
- характеристика
- характеристика и рекомендации психолога
- результаты диагностик
- план работы с обучающимся, учитывая причину постановки на учет
- отчет о профилактической деятельности.
Основная работа мастера направлена на сокращение пропусков занятий по неуважительным причинам. Ведь если обучающийся находится на занятиях, то у него сокращается потенциал совершения противоправных поступков. В техникуме ведется строгий учет пропущенных уроков, работа по ликвидации пропусков без уважительной причины, устранению пробелов в знаниях неуспевающих учащихся, коррекционно-развивающие занятия с ними.
Для развития интереса обучающихся к выбранной профессии ребята из группы риска активно вовлекаются в конкурсы по профессиям, которые ежегодно проводятся в техникуме. В профессиональных конкурсах активно принимали и занимали призовые места ребята, стоящие на учете в КДН:
- по профессии «повар, кондитер» - Сизова Кристина ; Гусарова Дарья
- по профессии «плотник» - Убирайло Александр; Дроздов Артем, Пахомов Александр
-по профессии «сварщик» - Макшанов Вячеслав, Гоменюк Никита, Матвеев Илья, Шадиев Алексей, Якунин Александр
- по профессии «электромонтер» - Королев Максим, Ратников Максим, Петров Иван.
Задачей мастера является вовлечение обучающихся группы риска в культурно-массовую и спортивную деятельность. В техникуме ежегодно проводятся традиционные спортивные мероприятия: спартакиада по многим видам спорта, конкурс «А, ну-ка, парни!», Дни здоровья. В конкурсе «А,ну-ка, парни!» первое место заняла команда гр.Св-44, активным участником которой был Макшанов Вячеслав, призовое место за командой «электромонтеров», в которую входили Королев, Ратников, Петров. По отдельным видам спорта занимали призовые места : волейбол – Дроздов А., настольный теннис – Королев Максим, принимали активное участие в мини-футболу Дроздов А., Макшанов В., Якунин А., Матвеев И., Маркелов С. В районных молодежных играх «Молодинские забавы» участвовал Дроздов А. Уже включились в спортивную борьбу спартакиады учащиеся первого курса Сапунов П. , Левин Н., Лебедь А.
К сожалению, на базе структурного подразделения действует только одна спортивная секция- баскетбольно-волейбольная. Активным участником ее является Артем Дроздов, который по вечерам систематически занимается этими видами спорта. Доверительные отношения у него сложились с преподавателем физвоспитания СП – 3 Гончар Н.В. Так, после занятий, которые у него заканчиваются в 12-00, обучающийся постоянно находится в спортивном зале, участвует в соревнованиях не только со своей группой , но и с другими.
Организацией культурно-массовой работы в группе также занимается мастер. Большая работа в техникуме была проведена по празднованию 70-летия Победы. Самое активное участие в подготовке торжественного концерта принял Дроздов А. Принимали участие и другие обучающиеся.
В профориентационной работе, как правило, бывают задействованы многие обучающиеся групп. В подготовке и проведению традиционных Дней открытых дверей, презентаций профессий участвуют почти все : готовят в своих мастерских экспонаты на выставку: Гусарова, Сизова, Куртова, Убирайло, Пахомов, Якунин, Матвеев, Шадиев, Гоменюк, Петров, Ратников, Королев и др.
Неотъемлемой частью профилактической работы техникума является работа по формированию основ здорового образа жизни учащихся и их родителей, тем более, что понятие “здоровье” включает в себя здоровье физическое, психическое и нравственное.
Ежегодно в начале учебного года в группа проводятся классные часы по разъяснению Закона № 15- ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" , информируются учащиеся о проблемах влияния курения и других вредных привычек на организм. На информационных стендах вывешиваются информационные листки, разъясняющие отдельные статьи этого закона. По плану работы техникума в рамках формирования ЗОЖ проводятся акции «Молодежь – за безопасность дорожного движения», «Здоровье- твое богатство» , «Всемирный день борьбы со СПИДом», куда включаются классные часы «ВИЧ –знать, чтобы жить», встречи с священнослужителями , проведение конкурсов плакатов, сочинений, презентаций, раздача памяток с телефоном доверия. Активное участие в акциях приняли обучающиеся группы риска Сизова К., Гусарова Д. гр. Пк-55, Королев М. и Кучуков А. гр .Э-52 - заняли призовые места.
Психологом в группах проводятся занятия по профилактике ПАВ – тренинги по выработке жизненно-важных навыков, умение сказать «нет», определение жизненной позиции, саморазвитию личности.
Очень нравятся обучающимся встречи с сотрудниками МЧС, особенно активно принимают участие в этих встречах ребята группы риска. Они самостоятельно занимаются тушением небольших предметов, интересуются техникой по пожаротушению. Такие встречи также становятся в техникуме традиционными.
В прошлом году опекой и КДН Чеховской администрации была устроена Новогодняя акция (караоки и боулинг). Многих ребят из группы риска она заинтересовала, я думаю, что подобных мероприятий нужно проводить побольше.
Согласно Закону РФ № 120 “Об основах системы профилактике правонарушений, бродяжничества и беспризорности” в техникуме сформирован Совет по профилактике правонарушений. Совет по профилактике правонарушений организует и проводит работу с учащимися и их родителями. Заседания проводятся совместно с психологами, инспекторами ОДН, с приглашением родительской общественности ежемесячно. На Совете рассматривались персональные дела учащихся, пропускающих учебные занятия, имеющих неудовлетворительные отметки, совершившие какие-либо проступки или правонарушения, заслушивались отчеты классных руководителей о работе с подростками, находящихся в социально опасном положении, представлялись результаты диагностики социально-педагогической запущенности детей ,
анализ причин конфликтных ситуаций в классных коллективах, организация летнего отдыха учащихся .
Большое значение в индивидуальной работе по профилактике отводится психологу техникума.
Цель психолого-педагогического сопровождения: сохранение психического здоровья всех участников образовательного процесса, формирование психологической зоны безопасности.
Приоритетные направления деятельности:
Диагностика, консультативная работа, психологическое просвещение всех участников образовательного пространства, профилактика употребления ПАВ, сопровождение уч-ся «группы риска».
Согласно плану работы были проведены следующие виды работ:
- Посещение уроков с целью изучения контингента уч-ся 1-го курса, наблюдение, сбор информации.
- Проведено тестирование уч-ся 1-го курса при формировании групп (методика КОТ), на основе которого сформированы группы.
- Более глубоко удалось изучить группы первого курса. В этих группах были проведены исследования: интеллектуальные способности, межличностные взаимодействия и характерологические особенности уч-ся. Ознакомлены администрация, мастера с полученными результатами, прогноз успеваемости уч-ся, предложены были индивидуальные занятия на развитие памяти, внимания, мышления.
- Оказана психологическая помощь уч-ся 1-го курса с целью их дальнейшей адаптации в новом учебном и трудовом коллективе.
- Проведены индивидуальные психодиагностические обследования уч-ся по запросам мастеров, преподавателей и администрации.
- По результатам психодиагностических обследований проведены индивидуальные консультирования большинства обучающихся «группы риска». Проводились консультации для родителей.
- ведется психокоррекционная работа с уч-ся «группы риска» с целью коррекции отклоняющегося поведения.
- Групповой тренинг:
- «Развитие познавательных процессов», группа ПЛ-51, 7 занятий.
- «Познай самого себя» СВ-44 5 занятий.
- «Саморазвитие личности» Э-52, 5 занятий, А-53 -4 занятия.
- Проведено лекционный классный час: «Конфликты» гр.Пр-55, Проведены классные часы в виде ролевых игр по профилактике ПАВ: «Мы за здоровый образ жизни», «Суд над курением»
Важное направление в индивидуально-профилактической работе – сотрудничество с родителями.
Содержание работы техникума с родителями учащихся «группы риска» состоит в следующем:
1) повышение психолого-педагогических знаний родителей ;
2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);
3) участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).
Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.
Работа с родителями в основном ведется на родительских собраниях, в индивидуальных консультациях , при посещениях обучающихся на дому.
Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению.
Общетехникумовские родительские собрания проводятся три раза в год. На них ведется знакомство родителей с нормативно-правовыми документами техникума, основными направлениями, задачами, итогами работы, ведется разъяснение основных законов по профилактике правонарушений, профилактике употребления ПАВ и т.д. Ежегодно проводятся тематические родительские собрания, где освещаются темы «Роль родителей в организации досуга подростка», «Занятость школьников во внеурочное время», «Ответственность родителей за воспитание своих детей» и др.
Общетехникумовское родительское собрание используется для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Так, в конце учебного года почетными грамотами отмечаются семьи с положительным опытом воспитания детей.
Индивидуальная профилактическая работа с семьей проводится в комплексе, применяются разнообразные формы и методы, привлекаются специалисты различных ведомств:
- Индивидуальные беседы,
- Посещение семьи, (неоднократно посещались семьи несовершеннолетних Каткова О.,Гусаровой Д., Матвеева И., а также Кучукова А., Петрова И., Якунина А., Пахомова А., Сизовой К., Маркелова С., Шадиева А., Бородина М., Миронова И)
- Привлечение необходимых специалистов: психологов, юристов, инспекторов ОДН, КДН
- Консультации по различным вопросам,
- Работа с социальным окружением семьи, родственниками, соседями,
- Помощь в получении определенного статуса (например: малоимущей, многодетной и др.),
- Вовлечение семьи в социально-значимую деятельность, в техникумовские мероприятия,
- Организация летнего отдыха несовершеннолетних. На базе техникума во время учебного процесса , как правило осенью или весной, организуются трудовые бригады, в которых заняты порядка 13- 15 обучающихся, в том числе и из группы риска. Они занимаются благоустройством здания и территории техникума. На время летних каникул составляются списки обучающихся из числа группы риска, где указывается, чем занимаются эти несовершеннолетние в летнее время.
Еще одним направлением профилактической работы является взаимодействие специалистов в работе и оказании помощи и поддержки несовершеннолетним “группы риска”.
. Техникум организует взаимодействие со службами и ведомствами системы профилактики. Партнерские отношения педагогов со всеми заинтересованными службами, сотрудничество с ними так же способствует успеху профилактической работы, защите прав ребенка. Социальный педагог работает в тесном контакте с различными ведомствами: полицией, органами опеки и попечительства, инспекцией по делам несовершеннолетних, здравоохранением и т.д.
Работа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в техникуме проводится в тесном сотрудничестве со следующими службами: КДН при администрации района, ПДН при районном отделении полиции , отделом опеки и попечительства при администрации района, управлении социальной защиты населения, центральной больницей и другими лечебно-профилактическими учреждениями, учреждениями культуры и спорта, социальным центром реабилитации “Аистенок” (участковые социальные работники) и т.д.
КДН и отдел молодежи оказывают помощь в организации летнего трудоустройства обучающихся, в мае-июне создаются на базе техникума трудовые бригады.
С целью предупреждения правонарушений, девиантного поведения учащихся, правового просвещения участников образовательного процесса на Советах по профилактике и выездных КДН проводятся беседы инспекторов ПДН, выступают врачи и др.специалисты. В рамках единого Дня профилактики правонарушений в ноябре с учащимися 1-2 курсов была проведена беседа адвоката, которая осветила основные статьи уголовного и административного кодексов, касающиеся несовершеннолетних.
План работы СП 3 с обучающимися , состоящими на внутриучилищном учете
Формы работы | Мероприятия | Ответственный |
Работа мастеров | ||
1. Организационная работа | 1.Составляют характеристики 2.Ведут карту наблюдения, отражающую динамику поведения, посещаемости и успеваемости учащихся. | мастера |
2. Работа с родителями. | 1.Осуществляют патронаж семей 2.Консультируют родителей 3. Направляют на консультации к специалистам техникума 4.Привлекают к реализации программы социально-педагогического сопровождения по коррекции поведения . 5.Систематически взаимодействуют с родителями. | |
3. Работа с учащимися | 1.Осуществляют контроль за
2.Способствуют вовлечению детей группы риска в кружки и секции. 3.Проводят профилактические беседы. 4. Содействуют реализации коррекционно-развивающей программы | |
Работа социального педагога |
| |
1. Организационная работа | 1.Систематически ведет картотеку учащихся группы риска 2. Проводит тестирование учащихся 3.Составляет
4.Организует социальное партнерство техникума
| Бабинцева Е.С. |
2. Работа с педагогическим коллективом | 1.Знакомит педагогов с результатами тестирования. 2.Консультирует педагогов по вопросам профилактики и коррекции поведения учащихся группы риска 3.Выступает с сообщениями на педагогических советах, методических совещаниях 4.Помогает классным руководителям в выборе тематики и проведении классных часов. 5.Выступает посредником в урегулировании конфликтных ситуаций | |
3. Работа с родителями. | 1.Осуществляет патронаж семей учащихся группы риска 2.Консультирует родителей по вопросам профилактики и коррекции поведения девиантных подростков 3.Организует и проводит «круглые столы» для родителей | |
4. Работа с учащимися | 1.Осуществяет контроль за успеваемостью, посещаемостью и поведением через:
2.Внедряет программу социально-педагогического сопровождения учащегося группы риска |
|
Работа психолога |
| |
1.Проводит
2.Консультирует педагогов, детей группы риска, их родителей. | Лебедева Е.С. | |
Работа зав.отделением |
| |
1.Осуществляет
2.Организует внеурочную деятельность учащихся | Малышева Т.В. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с подучетными категориями ( учащимися "группы риска" и семьями, находящимися в социально- опасном положении)
примерные шаблоны...
Индивидуально профилактическая работа в отношении семей, находящихся в социально опасном положении
Из опыта работы социального педагога по проведению индивидуально профилактической работы в отношении семей, находящихся в социально опасном положении. Показана система взаимодействия служб образовател...
Профилактическая работа педагога-психолога образовательного учреждения с семьями, находящимися в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации с использованием видеоматериалов.
Орагнизация профилактическойработы педагога-психолога школы с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении с использованием видеоматериалов является действ...
Индивидуальная профилактическая работа в отношении семей, находящихся в социально опасном положении.
Из опыта работы социального педагога МАОУ СОШ №5 имени Ю.А.Гагарина города Тамбова Лагутиной А.А. В данном материале рассмотрен алгоритм работы с семьями, находящимися в социально опасном положении. О...
Методика кейс-менеджмент в индивидуально-профилактической работе с семьей, находящейся в социально опасном положении
Методика кейс-менеджмент в индивидуально-профилактической работе с семьей, находящейся в социально опасном положении...
Выступление на ШМО классных руководителей Тема: «Проведение индивидуальной профилактической работы в отношении семей, находящихся в социально опасном положении»
выступление на ШМО классных руководителей...
Проведение индивидуальной профилактической работы в отношении семей, находящихся в социально опасном положении.
Проведение индивидуальной профилактической работы в отношении семей, находящихся в социально опасном положении.(Из опыта работы социального педагога МБОУ «Средняя общеобразовательная школа...