Выявление детей из социально неблагополучных семей и детей, находящихся в социально опасном положении и дифференцированная работа с ними.
статья по английскому языку

Павлюк Эльвира Ивановна

На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получая постоянное положение от учителя. Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи ребенку, заключающая в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество на отработку навыка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выявление детей из социально неблагополучных семей и детей, находящихся в социально опасном положении и дифференцированная работа с ними.

Пояснительная записка.

 Основная проблема – это несоответствие структуры образовательного пространства массовой школы, традиционных форм образования особенностями личности каждого ребенка затруднения в обучении, связанные с состоянием здоровья:

- занятия спортом;

- какими-либо видами художественного творчества;

- неблагоприятной обстановкой в семье.

На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получая постоянное положение от учителя. Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи ребенку, заключающая в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество на отработку навыка.

Формы работы.

- консультирование,

- убеждение,

- наглядная пропаганда,

- посещение семей,

- родительские собрания,

- беседы и консультации,

- конференции родителей,

- анкетирование,

- круглые столы,

- организация клубов,

- деловая игра,

- мини-тренинги.

Методы работы.

Недостаточная информированность родителей о методах воспитании. Вовлечение детей в кружки, студии, центры дневного пребывания, секции.

Жестокое обращение с ребёнком. Привлечение родителей к работе семинаров, беседы о воспитании в семье. Возбуждение дела о лишении родительских прав (в случае необходимости). 

Семья алкоголиков (оба родителя). Вовлечение ребёнка в систему дополнительного образования (кружки, секции и т. д.) Консультация врача-психиатра, нарколога и т. д.

Семья в состоянии развода или после развода. Помощь ребёнку со стороны его окружения. Привлечение родителей к семинарам по вопросам психологии детей, перенёсших травму.

Неполная семья. Привлечение полной семьи для работы с ребёнком и его семьей. Наблюдения и консультации психолога, социального педагога. Постановка на учет в учреждения и органы социальной защиты. Привлечение общественных организаций к воспитанию.

Отчуждённость родителей из-за занятости. Наблюдение и консультация психолога образовательного учреждения.

Полная семья, один из родителей пьёт. Дополнительная помощь в учёбе со стороны учителей. Индивидуальная работа социального педагога с каждым из родителей по изменению отношений в семье. При асоциальном поведении ребенка (агрессивность, депрессивность, суицидальность и т. п.) обследование у детского психиатра. При хроническом неусвоении школьной программы направление ребёнка на психолого-медико-педагогическую комиссию для определения программы обучения и типа образовательного учреждения.

Неполная семья, родитель алкоголик. Беседы классного руководителя, социального педагога, психолога с пьющим родителем о необходимости лечения от алкогольной зависимости.

Одинокая мать- (алкоголичка или отец). Информирование органов опеки и попечительства о детях, постановка вопроса об ограничении или о лишении родителя-алкоголика родительских прав. Направление ребенка образовательным учреждением на психолого-медико-педагогическую комиссию для определения уровня его развития и программы обучения.

Опекаемый ребенок. Помощь учителей ребёнку в учебе. Консультация психиатра.  Возбуждение образовательным учреждением ходатайства перед органами опеки и попечительства о лишении опекунов прав на опеку с последующей передачей ребёнка (новые опекуны, приемная семья, детский дом, и т. д.). Направление образовательным учреждением ребёнка на психолого-медико-педагогическую комиссию для определения уровня его развития и программы обучения. Консультация у невропатолога или психиатра.

Цели.

- ликвидировать пробелы у учащихся в обучении английскому языку 

- создать условия для успешного индивидуального развития ребенка.  

- формировать ответственное отношение учащихся к учебному труду.

- повысить ответственность родителей за обучение детей в соответствии с Законом об образовании.

-провести контрольный срез в начале года с целью выявления уровня обученности обучающегося.

-использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

 -регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить

- комментировать оценку ученика (необходимо отмечать недостатки, чтобы ученик мог их устранять в дальнейшем

 - определять время, за которое слабоуспевающий учащийся должен освоить тему, в случае затруднения дать консультацию.

- поставить в известность родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (3 и более “2”)

- не снижать оценку учащемуся за плохое поведение на уроке, использовать другие методы воздействия.

Задачи.

- не наказать, а понять и предоставить набор социальных услуг;

- использование программ не карательного, а восстановительного воздействия при

тесном взаимодействии с организациями, способными обеспечить выполнение реабилитационного процесса.

         

План работы с детьми из социально неблагополучных семей и детей, находящихся в социально опасном положении и дифференцированная работа с ними.

№ п/п

              Мероприятия

Срок исполнения

Ответственный, участники

1

Заседание родительского комитета класса. Организация ремонта в кабинете.

август

учитель

2

Собеседование с родителями для выявления проблем семьи и проблем ребёнка, проживающего в семье данного типа.  

сентябрь

учитель

3

Диагностика детей из социально неблагополучных семей, находящихся в социально опасном положении и составление базы данных учащихся об интеллектуальном и учебно-познавательном интересе.

1 раз в семестр

учитель,

соц. педагог,

психолог

4

Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: встречи с отдельными родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком.

ежедневно

учитель,

психолог

5

Разработка индивидуальной программы развития детей из социально неблагополучных семей, находящихся в социально опасном положении.

сентябрь

учитель

6

Проведение промежуточной аттестации в 5-ых классах для ликвидации пробелов в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.

сентябрь

учитель

7

Контроль за посещаемостью и успеваемостью ребёнка из неблагополучной семьи ежедневно.

ежедневно

учитель,

соц. педагог,

психолог

8

Контрольная проверка условий жизни ребенка в неблагополучной семье, составление актов обследования жилищно-бытовых условий и воспитания.

1-2 раза в год

учитель,

соц. педагог,

9

Использовать дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока.

ежедневно

учитель

10

Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

ежедневно

учитель

11

Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить.

ежедневно

учитель

12

Привлечение мотивированных учащихся к осуществлению помощи слабоуспевающим в классе.

ежедневно

учитель

13

Накопление банка внеклассных мероприятий, уроков по предметам цикла.

ежедневно

учитель

14

Вовлечение ребёнка в систему дополнительного образования.

в течение года

учитель,

соц. педагог,

психолог

убеждение

15

Участие в родительском собрании «Ответственность родителей за воспитание детей.

сентябрь

учитель,

соц. педагог,

психолог

16

Участие ребёнка и родителей из неблагополучной семьи в школьных праздниках в течение года.

сентябрь-апрель

учитель,

соц. педагог,

17

Посещение на дому с целью диагностики.

в течение года

учитель,

соц. педагог,

18

Участие в родительском собрании. «Обязанности родителей по воспитанию детей».  

октябрь-май

учитель,

соц. педагог,

психолог

19

Каникулы для всех.  Контроль за ребёнком из неблагополучной семьи.

в течение года

учитель,

соц. педагог,

20

Беседа с ребёнком из неблагополучной семьи: «Я в семье. Мои права».

ноябрь

учитель,

соц. педагог,

психолог

21

Участие родителей из неблагополучной семьи в заседании координационной комиссии по профилактике безнадзорности и правонарушений в МОУ СШ № 33.                      

в течение года

учитель,

психолог

22

Психолого – педагогическое консультирование родителей.

декабрь

учитель,

психолог

23

Праздник «Здравствуй, праздник «Новый год!» с привлечением родителей.

январь

учитель,

соц. педагог

24

Заседание родительского комитета класса. Организация профилактической работы с неблагополучной семьёй .

февраль

учитель,

соц. педагог,

психолог

25

Посещение на дому. Организация профилактической работы с неблагополучными семьями.

март

учитель,

соц. педагог

26

Международный день 8 Марта. Праздник с привлечением мамы.

март

учитель,

соц. педагог

27

Участие в родительском собрании «Как помочь ребёнку в учёбе».

октябрь-апрель

учитель,

соц. педагог,

психолог

28

Анкетирование родителей «Увлечения моего ребёнка».

в течение года

учитель,

психолог

29

Проводить дополнительные занятия для слабоуспевающих. Учить детей навыкам самостоятельной работы.

в течение года

учитель,

психолог

30

Расширение сети кружков дополнительного образования для развития творческих способностей одаренных детей.

май

учитель,

соц. педагог,

психолог

31

Взаимодействие со службами района, способными оказать помощь или содействие в решении проблем семьи и детей. Горячая линия: тел:

в течение года

учитель,

соц. педагог,

психолог

32

Проведение бесед об ответственности за воспитание ребенка.

сентябрь-май

учитель,

соц. педагог,

психолог

33

Проведение профилактических бесед о вредных привычках.

1 раз в семестр

учитель,

соц. педагог,

психолог

34

Участие детей в беседе «Опасности летнего периода».                      

май

учитель,

соц. педагог,

35

Организация летнего отдыха детей из неблагополучных семей.

май

учитель,

соц. педагог,

психолог

36

Работа с научной литературой в целях накопления материала по избранной теме.

май

учитель

37

Мониторинг качества образования по предметам с 5 –ми, немотивированными учениками.

май

учитель

38

Анализ работы методического объединения за 2018-2019 учебный год и примерное планирование на следующий год.

май

учитель

Индивидуальная образовательная программа.

а) сокращенные задания, направленные на усвоение ключевых понятий;  

б) сокращенные тесты, направленные на отработку правописания наиболее функциональных слов;

в) четкое разъяснение заданий;

г) предоставление альтернативы объемным письменным заданиям (например, напишите небольшое сочинение; предоставьте устное сообщение по данной теме);

д) поэтапное разъяснение заданий с последовательным их выполнением, а также неоднократное повторение учащимся инструкции к выполнению задания;

е) обеспечение аудиовизуальными техническими средствами обучения;

ё) демонстрация уже выполненного задания;

ж) обеспечение перемены видов деятельности;

з) предоставление дополнительного времени для завершения задания;

и) обеспечение копией конспекта других учащихся или записями учителя; печатными копиями заданий;

к) использование видео фильмов с субтитрами и др. Если «слабому» ученику трудно отвечать перед всем классом, то ему дается возможность представить выполненное задание в малой группе. Работа в группах позволяет таким ученикам раскрыться и учиться у своих товарищей. Хороший результат дает и распределение учащихся по парам для выполнения проектов, чтобы один из учеников мог подать пример другому.  Но ошибкой было бы все время помогать «сильному» ученику, ему надо позволить в каких-то случаях принять самостоятельное решение, похвалить и, таким образом, учить решать проблемы, справляться с ситуацией.

Условия опроса для неуспевающих учеников.

- давать им больше времени для обдумывания ответа у доски;

- помогать излагать содержание урока, используя план, схемы, плакаты;

- опрос слабоуспевающих учеников сочетать с самостоятельной работой других учащихся с тем, чтобы с отвечающим учеником можно было провести индивидуальную беседу, выяснить его затруднения, помочь наводящими вопросами;

-  разбивать на этапы, дозы, более подробно, чем других учеников, инструктировать их. - дифференцированная работа учителя на уроке с временными группами учащихся (слабые, средние и сильные). Задача учителя не только в том, чтобы подтягивать слабых до необходимого уровня, но и в том, чтобы дать посильную нагрузку для средних и сильных учащихся;

- организовывать самостоятельную работу по группам (разной степени трудности). Учитель помогает в первую очередь слабым учащимся;

На последнем этапе учащиеся выступают с отчетом о выполненной самостоятельной работе. Указанный принцип построения урока используется в практике многих школ. Важно отметить, что группы носят временный характер, переход из одной в другую разрешается учащимся по их желанию и производится учителем с учетом успешности учения каждого ученика.

Рекомендации учителю в работе с неуспевающими.

– к началу учебного года иметь полное представление об учебных возможностях учеников;

– проанализировать отметки по смежным предметам за прошлый учебный год;

 – изучить возможные причины неуспеваемости отстающих и в меру сил нейтрализовать их;

– включать ребенка в активную деятельность на уроке и в систему внеурочной работы по своему предмету;

– на уроках создавать положительную и доброжелательную атмосферу. В процессе обучения создавать ситуацию успеха, так как ребенок чувствителен к оценке своей деятельности учителем, чем к ее результатам. Спустя некоторое время спокойно оценить с ребенком его поступки и ситуацию. При необходимости провести ненавязчивый анализ и дать совет;

– создавать благоприятные ситуации для выхода стрессов в активной физической нагрузке.

– обучать учащихся системе работы с текстом учебника, выполнению домашних заданий;

– через совместный разбор выполненного задания формировать у ребенка привычку к самооценке;

– уделять больше внимания специальному обучению сравнивать, выделять признаки сходства и различия предметов;

– организовать постоянный контроль за учебной работой отстающих учеников;

 – индивидуализировать домашние задания с учетом возможностей ученика и его наклонностей. В конце хочется отметить, что учитель должен быть мастером добывания знаний и творцом и передавать это свое мастерство ребенку, чтобы ребенок тоже стал мастером добывания знаний.

         

 

Современная дидактика в качестве основных путей преодоления неуспеваемости.

1. Педагогическая профилактика – поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация педагогической деятельности.

2. Педагогическая диагностика – систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов

3. Педагогическая терапия – меры по устранению отставаний в учебе. В отечественной школе это дополнительные занятия. На Западе – группы выравнивания. Преимущества последних в том, что занятия в них проводятся по результатам серьезной диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения. Их ведут специальные учителя, посещение занятий обязательно.

4. Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника.

- давать им больше времени для обдумывания ответа у доски;

- помогать излагать содержание урока, используя план, схемы, плакаты.

- опрос слабоуспевающих учеников сочетать с самостоятельной работой других учащихся с тем, чтобы с отвечающим учеником можно было провести индивидуальную беседу, выяснить его затруднения, помочь наводящими вопросами.

-  разбивать на этапы, дозы, более подробно, чем других учеников, инструктировать их.

- дифференцированная работа учителя на уроке с временными группами учащихся (слабые, средние и сильные). Задача учителя не только в том, чтобы подтягивать слабых до необходимого уровня, но и в том, чтобы дать посильную нагрузку для средних и сильных учащихся.

- организовывать самостоятельную работу по группам (разной степени трудности). Учитель помогает в первую очередь слабым учащимся.

– к началу учебного года иметь полное представление об учебных возможностях учеников;

– проанализировать отметки по смежным предметам за прошлый учебный год;

 – изучить возможные причины неуспеваемости отстающих и в меру сил нейтрализовать их;

 – включать ребенка в активную деятельность на уроке и в систему внеурочной работы по своему предмету;

– на уроках создавать положительную и доброжелательную атмосферу. В процессе обучения создавать ситуацию успеха, так как ребенок чувствителен к оценке своей деятельности учителем, чем к ее результатам. Спустя некоторое время спокойно оценить с ребенком его поступки и ситуацию. При необходимости провести ненавязчивый анализ и дать совет;

– создавать благоприятные ситуации для выхода стрессов в активной физической нагрузке.

– обучать учащихся системе работы с текстом учебника, выполнению домашних заданий;

– через совместный разбор выполненного задания формировать у ребенка привычку к самооценке;

– уделять больше внимания специальному обучению сравнивать, выделять признаки сходства и различия предметов;

– организовать постоянный контроль за учебной работой отстающих учеников;

 – индивидуализировать домашние задания с учетом возможностей ученика и его наклонностей. В конце хочется отметить, что учитель должен быть мастером добывания знаний и творцом и передавать это свое мастерство ребенку, чтобы ребенок тоже стал мастером добывания знаний.

                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система помощи детям, находящимся в социально-опасном положении.

Система помощи детям, находящимся в социально-опасном положении....

Оказание психологической помощи детям, находящимся в социально опасном положении.

Мы привыкли рассматривать семью как очаг мира и любви, где человека окружают самые близкие и дорогие люди. Однако в современном обществе при более пристальном рассмотрении оказывается, что это д...

Об организации наставничества в отношении семей с детьми, находящихся в социально опасном положении.

В настоящее время остро стоит потребность в новых эффективных формах работы с семьями с детьми, находящихся в социально опасном положении, ведь в условиях социально-педагогических учреждений диапазон ...

Бланки к обследованию детей, находящихся в социально-опасном положении

Бланки заполняются во время непосредственного обследования с классным руководителем, родителями и учащимся школы:- акт посещения на дому,- психолого-педагогическая характеристика,- социальная карта уч...

Понятие «социально неблагополучная семья» и «семья, находящаяся в социально опасном положении».

Понятие «социально неблагополучная семья» и«семья, находящаяся в социально опасном положении» . Между этими понятиями очень тонкая грань и любая неблагополучная семья може...

Понятие «социально неблагополучная семья» и «семья, находящаяся в социально опасном положении»

Понятие «социально неблагополучная семья» и«семья, находящаяся в социально опасном положении» . Между этими понятиями очень тонкая грань и любая неблагополучная семья може...

Программа деятельности социального педагога с семьями находящимися в социально опасном положении (неблагополучными семьями)

Семья, находящаяся в социально опасном положении (СОП ) - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не ...