Выявление детей из социально неблагополучных семей и детей, находящихся в социально опасном положении и дифференцированная работа с ними.
статья по английскому языку
На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получая постоянное положение от учителя. Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи ребенку, заключающая в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество на отработку навыка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vyyavlenie_detey_iz_sotsialno_neblagopoluchnyh_semey_i_detey.docx | 78.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Выявление детей из социально неблагополучных семей и детей, находящихся в социально опасном положении и дифференцированная работа с ними.
Пояснительная записка.
Основная проблема – это несоответствие структуры образовательного пространства массовой школы, традиционных форм образования особенностями личности каждого ребенка затруднения в обучении, связанные с состоянием здоровья:
- занятия спортом;
- какими-либо видами художественного творчества;
- неблагоприятной обстановкой в семье.
На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получая постоянное положение от учителя. Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи ребенку, заключающая в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество на отработку навыка.
Формы работы.
- консультирование,
- убеждение,
- наглядная пропаганда,
- посещение семей,
- родительские собрания,
- беседы и консультации,
- конференции родителей,
- анкетирование,
- круглые столы,
- организация клубов,
- деловая игра,
- мини-тренинги.
Методы работы.
Недостаточная информированность родителей о методах воспитании. Вовлечение детей в кружки, студии, центры дневного пребывания, секции.
Жестокое обращение с ребёнком. Привлечение родителей к работе семинаров, беседы о воспитании в семье. Возбуждение дела о лишении родительских прав (в случае необходимости).
Семья алкоголиков (оба родителя). Вовлечение ребёнка в систему дополнительного образования (кружки, секции и т. д.) Консультация врача-психиатра, нарколога и т. д.
Семья в состоянии развода или после развода. Помощь ребёнку со стороны его окружения. Привлечение родителей к семинарам по вопросам психологии детей, перенёсших травму.
Неполная семья. Привлечение полной семьи для работы с ребёнком и его семьей. Наблюдения и консультации психолога, социального педагога. Постановка на учет в учреждения и органы социальной защиты. Привлечение общественных организаций к воспитанию.
Отчуждённость родителей из-за занятости. Наблюдение и консультация психолога образовательного учреждения.
Полная семья, один из родителей пьёт. Дополнительная помощь в учёбе со стороны учителей. Индивидуальная работа социального педагога с каждым из родителей по изменению отношений в семье. При асоциальном поведении ребенка (агрессивность, депрессивность, суицидальность и т. п.) обследование у детского психиатра. При хроническом неусвоении школьной программы направление ребёнка на психолого-медико-педагогическую комиссию для определения программы обучения и типа образовательного учреждения.
Неполная семья, родитель алкоголик. Беседы классного руководителя, социального педагога, психолога с пьющим родителем о необходимости лечения от алкогольной зависимости.
Одинокая мать- (алкоголичка или отец). Информирование органов опеки и попечительства о детях, постановка вопроса об ограничении или о лишении родителя-алкоголика родительских прав. Направление ребенка образовательным учреждением на психолого-медико-педагогическую комиссию для определения уровня его развития и программы обучения.
Опекаемый ребенок. Помощь учителей ребёнку в учебе. Консультация психиатра. Возбуждение образовательным учреждением ходатайства перед органами опеки и попечительства о лишении опекунов прав на опеку с последующей передачей ребёнка (новые опекуны, приемная семья, детский дом, и т. д.). Направление образовательным учреждением ребёнка на психолого-медико-педагогическую комиссию для определения уровня его развития и программы обучения. Консультация у невропатолога или психиатра.
Цели.
- ликвидировать пробелы у учащихся в обучении английскому языку
- создать условия для успешного индивидуального развития ребенка.
- формировать ответственное отношение учащихся к учебному труду.
- повысить ответственность родителей за обучение детей в соответствии с Законом об образовании.
-провести контрольный срез в начале года с целью выявления уровня обученности обучающегося.
-использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.
-регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить
- комментировать оценку ученика (необходимо отмечать недостатки, чтобы ученик мог их устранять в дальнейшем
- определять время, за которое слабоуспевающий учащийся должен освоить тему, в случае затруднения дать консультацию.
- поставить в известность родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (3 и более “2”)
- не снижать оценку учащемуся за плохое поведение на уроке, использовать другие методы воздействия.
Задачи.
- не наказать, а понять и предоставить набор социальных услуг;
- использование программ не карательного, а восстановительного воздействия при
тесном взаимодействии с организациями, способными обеспечить выполнение реабилитационного процесса.
План работы с детьми из социально неблагополучных семей и детей, находящихся в социально опасном положении и дифференцированная работа с ними.
№ п/п | Мероприятия | Срок исполнения | Ответственный, участники | |
1 | Заседание родительского комитета класса. Организация ремонта в кабинете. | август | учитель | |
2 | Собеседование с родителями для выявления проблем семьи и проблем ребёнка, проживающего в семье данного типа. | сентябрь | учитель | |
3 | Диагностика детей из социально неблагополучных семей, находящихся в социально опасном положении и составление базы данных учащихся об интеллектуальном и учебно-познавательном интересе. | 1 раз в семестр | учитель, соц. педагог, психолог | |
4 | Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: встречи с отдельными родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком. | ежедневно | учитель, психолог | |
5 | Разработка индивидуальной программы развития детей из социально неблагополучных семей, находящихся в социально опасном положении. | сентябрь | учитель | |
6 | Проведение промежуточной аттестации в 5-ых классах для ликвидации пробелов в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний. | сентябрь | учитель | |
7 | Контроль за посещаемостью и успеваемостью ребёнка из неблагополучной семьи ежедневно. | ежедневно | учитель, соц. педагог, психолог | |
8 | Контрольная проверка условий жизни ребенка в неблагополучной семье, составление актов обследования жилищно-бытовых условий и воспитания. | 1-2 раза в год | учитель, соц. педагог, | |
9 | Использовать дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока. | ежедневно | учитель | |
10 | Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата. | ежедневно | учитель | |
11 | Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить. | ежедневно | учитель | |
12 | Привлечение мотивированных учащихся к осуществлению помощи слабоуспевающим в классе. | ежедневно | учитель | |
13 | Накопление банка внеклассных мероприятий, уроков по предметам цикла. | ежедневно | учитель | |
14 | Вовлечение ребёнка в систему дополнительного образования. | в течение года | учитель, соц. педагог, психолог | убеждение |
15 | Участие в родительском собрании «Ответственность родителей за воспитание детей. | сентябрь | учитель, соц. педагог, психолог | |
16 | Участие ребёнка и родителей из неблагополучной семьи в школьных праздниках в течение года. | сентябрь-апрель | учитель, соц. педагог, | |
17 | Посещение на дому с целью диагностики. | в течение года | учитель, соц. педагог, | |
18 | Участие в родительском собрании. «Обязанности родителей по воспитанию детей». | октябрь-май | учитель, соц. педагог, психолог | |
19 | Каникулы для всех. Контроль за ребёнком из неблагополучной семьи. | в течение года | учитель, соц. педагог, | |
20 | Беседа с ребёнком из неблагополучной семьи: «Я в семье. Мои права». | ноябрь | учитель, соц. педагог, психолог | |
21 | Участие родителей из неблагополучной семьи в заседании координационной комиссии по профилактике безнадзорности и правонарушений в МОУ СШ № 33. | в течение года | учитель, психолог | |
22 | Психолого – педагогическое консультирование родителей. | декабрь | учитель, психолог | |
23 | Праздник «Здравствуй, праздник «Новый год!» с привлечением родителей. | январь | учитель, соц. педагог | |
24 | Заседание родительского комитета класса. Организация профилактической работы с неблагополучной семьёй . | февраль | учитель, соц. педагог, психолог | |
25 | Посещение на дому. Организация профилактической работы с неблагополучными семьями. | март | учитель, соц. педагог | |
26 | Международный день 8 Марта. Праздник с привлечением мамы. | март | учитель, соц. педагог | |
27 | Участие в родительском собрании «Как помочь ребёнку в учёбе». | октябрь-апрель | учитель, соц. педагог, психолог | |
28 | Анкетирование родителей «Увлечения моего ребёнка». | в течение года | учитель, психолог | |
29 | Проводить дополнительные занятия для слабоуспевающих. Учить детей навыкам самостоятельной работы. | в течение года | учитель, психолог | |
30 | Расширение сети кружков дополнительного образования для развития творческих способностей одаренных детей. | май | учитель, соц. педагог, психолог | |
31 | Взаимодействие со службами района, способными оказать помощь или содействие в решении проблем семьи и детей. Горячая линия: тел: | в течение года | учитель, соц. педагог, психолог | |
32 | Проведение бесед об ответственности за воспитание ребенка. | сентябрь-май | учитель, соц. педагог, психолог | |
33 | Проведение профилактических бесед о вредных привычках. | 1 раз в семестр | учитель, соц. педагог, психолог | |
34 | Участие детей в беседе «Опасности летнего периода». | май | учитель, соц. педагог, | |
35 | Организация летнего отдыха детей из неблагополучных семей. | май | учитель, соц. педагог, психолог | |
36 | Работа с научной литературой в целях накопления материала по избранной теме. | май | учитель | |
37 | Мониторинг качества образования по предметам с 5 –ми, немотивированными учениками. | май | учитель | |
38 | Анализ работы методического объединения за 2018-2019 учебный год и примерное планирование на следующий год. | май | учитель |
Индивидуальная образовательная программа.
а) сокращенные задания, направленные на усвоение ключевых понятий;
б) сокращенные тесты, направленные на отработку правописания наиболее функциональных слов;
в) четкое разъяснение заданий;
г) предоставление альтернативы объемным письменным заданиям (например, напишите небольшое сочинение; предоставьте устное сообщение по данной теме);
д) поэтапное разъяснение заданий с последовательным их выполнением, а также неоднократное повторение учащимся инструкции к выполнению задания;
е) обеспечение аудиовизуальными техническими средствами обучения;
ё) демонстрация уже выполненного задания;
ж) обеспечение перемены видов деятельности;
з) предоставление дополнительного времени для завершения задания;
и) обеспечение копией конспекта других учащихся или записями учителя; печатными копиями заданий;
к) использование видео фильмов с субтитрами и др. Если «слабому» ученику трудно отвечать перед всем классом, то ему дается возможность представить выполненное задание в малой группе. Работа в группах позволяет таким ученикам раскрыться и учиться у своих товарищей. Хороший результат дает и распределение учащихся по парам для выполнения проектов, чтобы один из учеников мог подать пример другому. Но ошибкой было бы все время помогать «сильному» ученику, ему надо позволить в каких-то случаях принять самостоятельное решение, похвалить и, таким образом, учить решать проблемы, справляться с ситуацией.
Условия опроса для неуспевающих учеников.
- давать им больше времени для обдумывания ответа у доски;
- помогать излагать содержание урока, используя план, схемы, плакаты;
- опрос слабоуспевающих учеников сочетать с самостоятельной работой других учащихся с тем, чтобы с отвечающим учеником можно было провести индивидуальную беседу, выяснить его затруднения, помочь наводящими вопросами;
- разбивать на этапы, дозы, более подробно, чем других учеников, инструктировать их. - дифференцированная работа учителя на уроке с временными группами учащихся (слабые, средние и сильные). Задача учителя не только в том, чтобы подтягивать слабых до необходимого уровня, но и в том, чтобы дать посильную нагрузку для средних и сильных учащихся;
- организовывать самостоятельную работу по группам (разной степени трудности). Учитель помогает в первую очередь слабым учащимся;
На последнем этапе учащиеся выступают с отчетом о выполненной самостоятельной работе. Указанный принцип построения урока используется в практике многих школ. Важно отметить, что группы носят временный характер, переход из одной в другую разрешается учащимся по их желанию и производится учителем с учетом успешности учения каждого ученика.
Рекомендации учителю в работе с неуспевающими.
– к началу учебного года иметь полное представление об учебных возможностях учеников;
– проанализировать отметки по смежным предметам за прошлый учебный год;
– изучить возможные причины неуспеваемости отстающих и в меру сил нейтрализовать их;
– включать ребенка в активную деятельность на уроке и в систему внеурочной работы по своему предмету;
– на уроках создавать положительную и доброжелательную атмосферу. В процессе обучения создавать ситуацию успеха, так как ребенок чувствителен к оценке своей деятельности учителем, чем к ее результатам. Спустя некоторое время спокойно оценить с ребенком его поступки и ситуацию. При необходимости провести ненавязчивый анализ и дать совет;
– создавать благоприятные ситуации для выхода стрессов в активной физической нагрузке.
– обучать учащихся системе работы с текстом учебника, выполнению домашних заданий;
– через совместный разбор выполненного задания формировать у ребенка привычку к самооценке;
– уделять больше внимания специальному обучению сравнивать, выделять признаки сходства и различия предметов;
– организовать постоянный контроль за учебной работой отстающих учеников;
– индивидуализировать домашние задания с учетом возможностей ученика и его наклонностей. В конце хочется отметить, что учитель должен быть мастером добывания знаний и творцом и передавать это свое мастерство ребенку, чтобы ребенок тоже стал мастером добывания знаний.
Современная дидактика в качестве основных путей преодоления неуспеваемости.
1. Педагогическая профилактика – поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация педагогической деятельности.
2. Педагогическая диагностика – систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов
3. Педагогическая терапия – меры по устранению отставаний в учебе. В отечественной школе это дополнительные занятия. На Западе – группы выравнивания. Преимущества последних в том, что занятия в них проводятся по результатам серьезной диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения. Их ведут специальные учителя, посещение занятий обязательно.
4. Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника.
- давать им больше времени для обдумывания ответа у доски;
- помогать излагать содержание урока, используя план, схемы, плакаты.
- опрос слабоуспевающих учеников сочетать с самостоятельной работой других учащихся с тем, чтобы с отвечающим учеником можно было провести индивидуальную беседу, выяснить его затруднения, помочь наводящими вопросами.
- разбивать на этапы, дозы, более подробно, чем других учеников, инструктировать их.
- дифференцированная работа учителя на уроке с временными группами учащихся (слабые, средние и сильные). Задача учителя не только в том, чтобы подтягивать слабых до необходимого уровня, но и в том, чтобы дать посильную нагрузку для средних и сильных учащихся.
- организовывать самостоятельную работу по группам (разной степени трудности). Учитель помогает в первую очередь слабым учащимся.
– к началу учебного года иметь полное представление об учебных возможностях учеников;
– проанализировать отметки по смежным предметам за прошлый учебный год;
– изучить возможные причины неуспеваемости отстающих и в меру сил нейтрализовать их;
– включать ребенка в активную деятельность на уроке и в систему внеурочной работы по своему предмету;
– на уроках создавать положительную и доброжелательную атмосферу. В процессе обучения создавать ситуацию успеха, так как ребенок чувствителен к оценке своей деятельности учителем, чем к ее результатам. Спустя некоторое время спокойно оценить с ребенком его поступки и ситуацию. При необходимости провести ненавязчивый анализ и дать совет;
– создавать благоприятные ситуации для выхода стрессов в активной физической нагрузке.
– обучать учащихся системе работы с текстом учебника, выполнению домашних заданий;
– через совместный разбор выполненного задания формировать у ребенка привычку к самооценке;
– уделять больше внимания специальному обучению сравнивать, выделять признаки сходства и различия предметов;
– организовать постоянный контроль за учебной работой отстающих учеников;
– индивидуализировать домашние задания с учетом возможностей ученика и его наклонностей. В конце хочется отметить, что учитель должен быть мастером добывания знаний и творцом и передавать это свое мастерство ребенку, чтобы ребенок тоже стал мастером добывания знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система помощи детям, находящимся в социально-опасном положении.
Система помощи детям, находящимся в социально-опасном положении....
Оказание психологической помощи детям, находящимся в социально опасном положении.
Мы привыкли рассматривать семью как очаг мира и любви, где человека окружают самые близкие и дорогие люди. Однако в современном обществе при более пристальном рассмотрении оказывается, что это д...
Об организации наставничества в отношении семей с детьми, находящихся в социально опасном положении.
В настоящее время остро стоит потребность в новых эффективных формах работы с семьями с детьми, находящихся в социально опасном положении, ведь в условиях социально-педагогических учреждений диапазон ...
Бланки к обследованию детей, находящихся в социально-опасном положении
Бланки заполняются во время непосредственного обследования с классным руководителем, родителями и учащимся школы:- акт посещения на дому,- психолого-педагогическая характеристика,- социальная карта уч...
Понятие «социально неблагополучная семья» и «семья, находящаяся в социально опасном положении».
Понятие «социально неблагополучная семья» и«семья, находящаяся в социально опасном положении» . Между этими понятиями очень тонкая грань и любая неблагополучная семья може...
Понятие «социально неблагополучная семья» и «семья, находящаяся в социально опасном положении»
Понятие «социально неблагополучная семья» и«семья, находящаяся в социально опасном положении» . Между этими понятиями очень тонкая грань и любая неблагополучная семья може...
Программа деятельности социального педагога с семьями находящимися в социально опасном положении (неблагополучными семьями)
Семья, находящаяся в социально опасном положении (СОП ) - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не ...