Адаптированная программа по предмету СБО (6 класс)
рабочая программа (6 класс)

Комкова Елена Владимировна

Адаптированная программа по предмету СБО (6 класс)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Адаптированная основная общеобразовательная программа  

«Социально-бытовая ориентировка»

(наименование учебного предмета)

Основное  общее, 6 класс

(уровень  образования)

35  часов

(количество часов, отводимых на  реализацию программы)

Комкова Елена Владимировна, социальный педагог

(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу)

Югорск, 2021 г.

1.Паспорт Рабочей программы

Наименование пункта

Содержание пункта

Название программы

Социально-бытовая ориентировка

Реализует требований ФГОС НОО/или

 ФГОС ООО/или федерального компонента государственного образовательного стандарта для 6 кл.

Рабочая программа составлена в соответствии с Адаптированной основной общеобразовательной программой Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей им. Г.Ф. Атякшева» на 2021-2022 учебный год, требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и на основании следующих нормативно-правовых документов:

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2. Приказ  Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 – «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

3.СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для 5 - 9 классов под редакцией В.В. Воронковой - Москва «Просвещение», 2011 г.

Общие цели рабочей программы с учётом специфики учебного предмета, курса

Целью курса : практическая подготовка обучающихся к самостоятельной жизни и труду в современных экономических условиях, к их включению в незнакомый мир производственных, деловых человеческих отношений.

Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей обучающейся 6 класса с интеллектуальной недостаточностью

Задачи: 

-формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации;

-формирование механизмов стрессоустойчивого поведения как основы психического здоровья школьника и условие социально-психологической адаптации;

-развитие коммуникативной функции речи как непременное условие социальной адаптации детей с умственной отсталостью;

-освоение теоретической информации, а также приобретение бытовых навыков;

-развитие умений, необходимых подростку с особыми образовательными потребностями для осуществления своей жизнедеятельности в режиме самостоятельности;

-повышение уровня познавательной активности и расширение объема имеющихся знаний и представлений об окружающем мире.

-воспитание позитивных качеств личности.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане (в том числе обоснование часов лицейского компонента (на расширение каких тем направлены часы вариативной части учебного плана)

Курс разработан в соответствии с базисным учебным (образовательным) планом общеобразовательных учреждений РФ.

Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа

Согласно учебному плану МБОУ «Лицей им. Г.Ф. Атякшева» на изучение социально-бытовой ориентировке в 6 классе отводится 35 учебных часов, из расчета 1 час в неделю

Указание того, за счет каких форм организации учебного процесса, в каком соотношении реализуется Рабочая программа

Основной формой организации учебной деятельности обучающихся является урок.

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета  

В результате реализации программы у обучающегося должны быть сформированы теоретические знания, трудовые умения и навыки, достаточные для самообслуживания, адаптации в современном обществе, ориентации в социуме и быту, в самостоятельном поиске работы и трудоустройстве.

2.1. Личностные универсальные учебные действия.

  1. Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;
  1. Воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию и использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил техники безопасности;
  2. Привитие желания и стремления готовить доброкачественную и полезную пищу, творческого отношения к домашнему труду;
  3. Развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости, пространственной ориентировки;
  4. Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь)

2.2.Метапредметные результаты выражаются в следующих качествах:

-в результате выполнения под руководством учителя работ, закладываются основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность.

-владение начальными формами познавательных универсальных учебных действий — исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;

-получение первоначального опыта организации самостоятельной практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий; научатся искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию.

Характерными особенностями учебного предмета являются:

-практико-ориентированная направленность содержания обучения;

-применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач;

-применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.

2.3. Предметные результаты

  • Способы выбора и хранения доброкачественной продукции, способы приготовления каши, картофеля, макарон, заваривать чай и варить яйца;
  • Правила закаливания организма, приёмы обтирания рук и ног.
  • Санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы колющими и режущими инструментами, электроприборами, правила стирки изделий из хлопчатобумажной ткани;
  • Место работы, должность членов семьи, как распределены хозяйственно – бытовые обязанности между членами семьи, свои права и обязанности в семье;
  • Правила поведения в культурно – досуговых учреждениях, способы ведения разговоров со старшими и сверстниками;
  • Гигиенические требования к жилому помещению, правила и последовательность проведения влажной и сухой уборки, использование в уборке пылесоса, способы ухода за мебелью и полом, в зависимости от покрытия;
  • Виды междугороднего транспорта, стоимость проезда, порядок приобретения билета;
  • Виды магазинов промышленных товаров, виды специализированных магазинов, правила поведения в магазине и общения с работниками магазинов;
  • Перечень предметов, посылаемых посылкой, бандеролью, виды писем, бандеролей, посылок, правила поведения на почте;
  • Меры по предупреждению переломов, виды доврачебной помощи, правила оказания первой помощи при ушибах и растяжениях;
  • Виды детских учреждений и их назначение, адрес дома детского творчества.

Обучающийся научится:

Различать разные группы продуктов питания; знание отдельных видов продуктов питания относящихся к различным группам; понимание их значения для ЗОЖ.

Уметь приготовить несложные виды блюд под руководством учителя.

Представление о санитарно- гигиенических требованиях к процессу приготовления пищи; соблюдение техники безопасности при приготовлении пищи.

Знать отдельные виды одежды и обуви и некоторых правил ухода за ними.

Знать правила личной гигиены, умение их выполнять под руководством взрослого.

Знать названия предприятий бытового обслуживания и их назначения.

Знать названия торговых предприятий, их видов и назначения.

Умению совершать покупки различных видов товара под руководством взрослого. Представлению о различных видах средств связи.

Знанию и соблюдение некоторых правил поведения в общественных местах .

2.4. Межпредметные связи

СБО – русский язык – закрепление навыков письма при выполнении письменных работ;

СБО – математика – математический расчёт по формулам при подсчете семейного бюджета, продовольственной корзины, пересылки денежных переводов и т.п.;

СБО – география – знакомство с географическим расположением мест производства продуктов питания, потребительских товаров, промышленных предприятий;

СБО – биология – знакомство с работой внутренних органов, принимающих участие в переваривании пищи, производство продуктов и товаров массового потребления;

СБО – трудовое обучение – выполнение практических заданий по уходу за одеждой.

  1. Содержание  программы

Личная гигиена (3 часа)

Теоретические сведения.

1.Значение закаливания организма для общего состояния здоровья человека. Способы закаливания, правила и приемы выполнения воздушных и водных процедур, солнечных, физических упражнений.

2.Уход за руками (уход за ногтями и кожей рук, кремы).

3.Уход  за ногами (уход за ногтями и кожей ног). Профилактика грибковых заболеваний.

Практические работы:

Мытьё рук, стрижка ногтей, уход за кожей рук.

Одежда (4 часа)

Теоретические сведения.

1.Мелкий ремонт одежды (пришивание пуговиц, вешалок, крючков).

2.Стирка  изделий из цветных хлопчатобумажных и шелковых тканей.

3. Утюжка фартуков, косынок, носовых платков, салфеток и др.

Практические работы:

Пришивание пуговиц, крючков, петель, вешалок к домашней и школьной одежде.

Питание (6 часов)

Теоретические сведения

1.Гигиена приготовления пищи. Хранение продуктов и готовой пищи. Замораживание, размораживание. Определение срока годности.

2.Приготовление пищи. Ужин. Приготовление блюд из круп, макаронных изделий, картофеля и других овощей, молока и молочных продуктов.

Практические работы

Сервировка стола к ужину.

Семья (2 часа)

Теоретические сведения.

1.Состав семьи учащихся: имена, отчества, возраст, место работы членов семьи. Родственные отношения (мать, отец, брат, бабушка и т.д.)

2. Личные взаимоотношения  в семье. Права и обязанности каждого члена семьи.

Культура поведения (2 часа)

Теоретические сведения.

1.Правила поведения в общественных местах (театре, кинотеатре, клубе, музее, библиотеке).

2.Поведение  при посещении массовых мероприятий.

          Жилище (3 часа)

Теоретические сведения.

1.Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению. Основные правила организации рабочего места школьника.

2.Повседневная сухая и влажная уборка жилого помещения. Пылесос.

3.Уход за полом. Средства по уходу за полом.

Практические работы

Сухая  и влажная уборка помещения.

Транспорт (3 часа)

Теоретические сведения

1.Основные транспортные средства. Пользование городским транспортом. Оплата проезда на всех видах городского транспорта (разовый, проездной, единый билеты).

2.Наиболее рациональные маршруты передвижения  в разные точки города, поселка, в ближайшие населенные пункты.

 3.Пригородные поезда. Расписание. Направления, зоны. Разовые и сезонные билеты.

Торговля ( 2 часа)

Тематические сведения

1. Продовольственные и специализированные продовольственные магазины.

2.Виды товаров, их стоимость. Порядок приобретения товаров.

Средства связи (4 часа)

Тематические сведения

1.Основные средства связи (почта, телеграф, телефон, компьютер), их назначение.Почта. Виды почтовых отправлений (письмо, бандероль, посылка, денежный перевод, телеграмма).

2.Виды писем (открытое, закрытое, простое, заказное, ценное с уведомлением). Порядок отправления писем различного вида. Стоимость пересылки.

3.Телеграф. Виды телеграмм и телеграфных услуг. Тарифы. Заполнение телеграфных бланков. Составление текстов телеграмм.

         Практическая работа.

Написание адреса и индекса на конвертах. Составление телеграмм, заполнение телеграфных бланков.

Экскурсия на почту

Медицинская помощь (3 часа)

Тематические сведения

1. Виды медицинской учреждений: поликлиника, больница, диспансер, аптека, их значение в оказании медицинской помощи. Их назначение.

2. Виды медицинской помощи. Использование различных видов первой помощи.

Практические работы

Экскурсия в аптеку.

Учреждения, организации и предприятия – 3 часа

Тематические сведения

          Дошкольные и школьные учреждения (детские ясли, детсад, школа, дом детского творчества). Их назначение.

                                            Коррекционная работа

Разделы программы

Коррекционная работа

«Личная гигиена»

Способствовать развитию навыков гигиены, развивать самоконтроль при выполнении утренних и вечерних процедур.

«Одежда »

Развивать мелкую моторику при выполнении практических заданий по уходу за собственной одеждой. Активизировать словарный запас, и зрительное внимание.

«Питание»

Активизировать мыслительную деятельность, мелкую моторику рук при приготовлении пищи. Развивать зрительное и слуховое внимание при работе с рецептами.

«Семья»

Расширять кругозор, способствовать развитию пространственной ориентировки, распределению зрительного внимания при заполнении таблиц.

«Культура поведения»

 Способствовать развитию пространственной ориентировки, расширению кругозора, зрительного и слухового внимания. Развивать навыки культурного поведения при посещении культурно – досуговых центров города.

«Жилище»

 Активизировать мыслительные процессы и словесно-логическое мышление при восстановлении последовательности выполнения уборки жилого помещения, опираясь на жизненный опыт учащихся.

«Транспорт»

 Корригировать мыслительные и речевые процессы при ознакомлении с разновидностями транспорта.

«Торговля»

Способствовать развитию социально-бытовой ориентировки в процессе практического знакомства со специализированными магазинами города и района. Развивать осознанное восприятие.

«Средства связи»

Расширять словарный запас по теме  в процессе знакомства с видами предоставляемых услуг почты.

« Медицинская помощь»

Развивать осознанное восприятие при практической работе по оказанию первой медицинской помощи. Активизировать мыслительную и речевую деятельность

Учреждения, организации и предприятия

Расширять словарный запас по теме. Активизировать мыслительную и речевую деятельность

уро

ка

Тема урока

Всего

часов

Дата

План/факт

I четверть (8 учебных недель, 8 уроков )

Личная гигиена – 3 ч.

1

Закаливание организма

1

2

Правила закаливания организма

1

3

Уход за кожей рук и ногтями

1

Одежда – 4 ч.

4

Поддержание одежды в чистоте и порядке

1

5

Мелкий ремонт одежды (подготовительные работы)

1

6

Пришивание пуговиц, Пришивание кнопок и крючков

Практическая работа № 1

1

7

Правила ручной стирки и сушки изделий

1

Питание – 6 часов

8

Гигиена приготовления пищи Хранение продуктов и готовой пищи

1

Итого за I четверть – (8 учебных недель, 8 уроков)

II четверть – (7 учебных недель, 7 уроков ) 

9

Замораживание, размораживание. Определение срока годности.

1

10

Приготовление пищи. Ужин.

1

11

Приготовление блюд из круп. Приготовление блюд из макаронных изделий.

1

12

Приготовление блюд из картофеля и других овощей. Приготовление блюд из молока и молочных продуктов.

1

13

Сервировка стола к ужину

Практическая работа №2

1

Семья – 2 часа

14

Состав семьи уч-ся: имена, отчества, возраст, место работы членов семьи.

1

15

Личные взаимоотношения в семье Родственные отношения: мать, отец, брат, сестра, бабушка, дедушка, дядя, тётя.

1

Итого за 2 четверть – (7 учебных недель, 7 уроков)

3 четверть – (11 учебных недель, 11 уроков)

Культура поведения – 2 часа

Поведение в общественных местах (кино,

1

16

театре, музее, библиотеке)

Практическая работа №3

17

Экскурсия в музей

1

Жилище – 3 часа

18

Гигиенические требования к жилому помещению Повседневная уборка квартиры (сухая и влажная).

1

19

Комнатные растения, их назначение, допустимое количество

1

20

Уход за полом. Средства по уходу за полом. Практическая работа №4

1

Транспорт – 3 часа

21

Основные транспортные средства

Правила пользования городским транспортом.

Оплата проезда на всех видах транспорта

1

22

Наиболее рациональные маршруты передвижения в разные точки города, поселка, в ближайшие населенные пункты.

Практическая работа №5

1

23

Пригородные поезда. Расписание. Направления. Разовые и сезонные билеты на пригородные поезда

1

Торговля – 2 часа

24

Продовольственные и специализированные продовольственные магазины

1

25

Экскурсия в специализированный продовольственный магазин

1

Средства связи – 4 часа

26

Основные средства связи (почта, телеграф, телефон) Виды почтовых отправлений (письма, бандероли, посылки)

1

Итого за 3 четверть – (11 учебных недель, 11 уроков)

IV четверть (8 учебных недель, 8 уроков)

27

Виды писем. Порядок отправки писем различных видов. Стоимость пересылки.

1

28

Заполнение телеграфных бланков. Составление текстов телеграмм

1

29

Экскурсия на почту

1

Медицинская помощь – 3 часа

30

Медицинские учреждения: поликлиники, аптеки, больницы. Их назначение.

1

31

Виды первой помощи Использование различных видов первой помощи

1

32

Экскурсия в аптеку

1

Учреждения, организации и предприятия -3 часа

33

Дошкольные и школьные учреждения (детские ясли, детсад, школа). Колледж, лицей, гимназия Их назначение.

1

34

Учреждения дополнительного образования детей: детская школа искусств (ДШИ) и их назначение.

1

35

Подведение итогов

1

Итого за 4 четверть- 9 учебных недель, 9 уроков

Итого за год -35 уроков

Список литературы для подготовки проведения учебных занятий по предмету СБО

  1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В.Воронковой (раздел «Социально - бытовая ориентировка» авторы: В.И. Романина, Н.П. Павлова). Москва: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2010.
  2. Воронкова В.В., Казакова С.А. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида. Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
  3. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя/ Под ред. А.М. Щербаковой. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – 304 с.: ил. – (Коррекционная педагогика)
  4. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. 5-9 классы: пособие для учителя/ С.А.Львова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. – 136 с.: ил. – (Коррекционная педагогика).
  5. Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Профильный труд для учащихся 7 класса (со сложной структурой дефекта) на 2014 – 2015 учебный год

Рабочая программа обучения предусматривает подготовку учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида к самостоятельному выполнению производственных заданий по пошиву про...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «МАТЕМАТИКА» 5 класс, для учащихся с ОВЗ (интелектуальные нарушения.)

Программа составлена на основе учебника М.Н.Перова. Математика, Учебник для 5 класса специальных (коррекционных\ образовательных учреждений VIII вида. Программа расчитана на 5 ч. внеделю (170ч). Содер...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета МАТЕМАТИКА 5 класс

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена на основе:  Федерального  государственного образовательного стандарта основного общего образования для ...

Рабочая адаптированная программа по предмету "Мир природы и человека" для 2 класса ОШ для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)

Цель предмета: пропедевтика обучения предметам естествоведческого цикла, постепенное углубление сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и со...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета "География" 7 класс

Данная программа по географии разработана с учетом изменений, происходящих в современном обществе, и новых данных географической науки.География как научный предмет в специальной (коррекционной) школе...

Адаптированная программа учебного предмета «История» 5 класс

Пояснительная записка  Рабочая  программа учебного курса «История Древнего мира» для 5 класса  составлена  в соответствии с Примерной  программой по учебным п...