Адаптированная программа учебного предмета «История» 5 класс
рабочая программа по истории (5 класс)
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «История Древнего мира» для 5 класса составлена в соответствии с Примерной программой по учебным предметам, утверждённой Министерством образования и науки РФ. (Примерные программы по учебным предметам. Всеобщая история. 5-9 классы.- М.: Просвещение, 2014), авторской программы , А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. - М.: История Древнего мира.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа содействует реализации единой концепции исторического образования.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для составления тематического планирования курса, содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Цель изучения курса «история Древнего мира»:
освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, их места в истории мировой цивилизации.
Основными задачами данного курса являются:
Образовательные:
- формирование у пятиклассника ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоиндентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Античности;
- овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в разных сферах жизни общества;
- воспитание толерантности. уважения к культурному наследию других народов;
- формирование способности к самовыражению, самореализации на примерах поступков и деятельности ярких личностей эпохи;
- осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;
- охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий — буддизма и христианства);
- раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества, что дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.
Коррекционно-развивающие:
- развитие и коррекция внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально - волевой сферы;
- учить анализировать, понимать причинно-следственные зависимости;
- содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение;
- расширять лексический запас, развивать связную речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_5_d_ist_16-17.docx | 154.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 г. Советский
«Согласовано» «Утверждаю»
заместитель директора по учебно-воспитательной работе директор МБОУСОШ№1 г. Советский
________________________ Т.В. Дидич ________________А.В. Бричеев
«_» августа 2016 г. «_» сентября 2016 г.
Адаптированная программа
учебного предмета «История»
5 класс
для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья
2016 – 2017 учебный год
Учитель: Верхотурцев А. В.
Квалификационная категория: без категории
Программа: составлена в соответствии с Примерной программой по учебным предметам, утверждённой Министерством образования и науки РФ.
Количество часов по учебному плану на 2016-2017 учебный год: 70 часов
Рассмотрено на заседании школьного методического совета
Протокол № 1 от «_» августа 2016 г.
г. Советский
2016 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «История Древнего мира» для 5 класса составлена в соответствии с Примерной программой по учебным предметам, утверждённой Министерством образования и науки РФ. (Примерные программы по учебным предметам. Всеобщая история. 5-9 классы.- М.: Просвещение, 2014), авторской программы , А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. - М.: История Древнего мира.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа содействует реализации единой концепции исторического образования.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для составления тематического планирования курса, содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Цель изучения курса «история Древнего мира»:
освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, их места в истории мировой цивилизации.
Основными задачами данного курса являются:
Образовательные:
- формирование у пятиклассника ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоиндентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Античности;
- овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в разных сферах жизни общества;
- воспитание толерантности. уважения к культурному наследию других народов;
- формирование способности к самовыражению, самореализации на примерах поступков и деятельности ярких личностей эпохи;
- осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;
- охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий — буддизма и христианства);
- раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества, что дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.
Коррекционно-развивающие:
- развитие и коррекция внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально - волевой сферы;
- учить анализировать, понимать причинно-следственные зависимости;
- содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение;
- расширять лексический запас, развивать связную речь.
Общая характеристика учебного предмета
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве. Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней.
В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Начало XXI в. характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др. Все это порождает новые требования к общему образованию молодого поколения. Речь идет о способностях выпускников школы ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и др. Разрастающееся информационное и коммуникативное пространство современного мира не отменяет эту функцию истории, но усиливает ее значение. История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании. Выстраивая эти представления в соответствии с общей линией времени, движения и развития, учебный предмет «История» составляет «вертикаль» гуманитарного знания.
Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно-этических систем и т. д.
Место предмета «История Древнего мира» в учебном плане:
Рабочая программа учебного курса составлена из расчета 70 часов, 2 часа в неделю.
Курс должен ввести учащегося основной школы в науку, т.е. познакомить его с общими понятиями, историческими и социологическими, объяснить ему элементы исторической жизни.
В соответствии с базисным учебным планом предмет относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени среднего полного общего образования.
Предполагается, что усвоение учащимися курса станет основополагающим для понимания и осмысления курса «История России с древнейших времен».
В данной программе при отборе фактов и явлений основным критерием явилась их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры. Исходя из задачи курса - формировать историческое мышление - дается представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, а также представление о том, чем отличается Древний мир от мира современного. В соответствии с давней историографической и дидактической традицией программа предусматривает знакомство с образцами свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.
В курсе происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. При этом вводится только общее понятие «цивилизация», противопоставленное первобытности (поскольку в науке выделение локальных цивилизаций древности, их наименования и определение сущности являются спорными и неустановленными).
Личностные, метапредметные и предметные результаты
В связи с тем, что способности к обучению учащихся с ОВЗ сугубо индивидуальны, приведённые ниже требования по формированию учебных умений и навыков могут быть применимы не ко всем учащимся, но являются ориентиром, к которому следует стремиться.
Особенности курса. Рабочая программа по истории ориентирована на усвоение обязательного минимума исторического образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к истории. Распределение учебных часов курса произведено с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей, обучающихся с ОВЗ. Программа школьного курса по истории учитывает значительные трудности для детей с ОВЗ в силу особенностей их познавательной деятельности. Для этих детей характерны недостаточный уровень развития логического мышления, затруднения в установлении причинно-следственных связей, запоминание большого количества фактического материала, снижения памяти, отставание в развитие речи. В связи с этим учащиеся замедленно овладевают необходимыми историческими представлениями и понятиями, плохо запоминают понятия, затрудняются в анализе и обобщении конкретных знаний, в понимании закономерностей исторического развития. На уроках организуется специальная помощь, направленная на то, чтобы облегчить усвоение учебного материала. В программе заложена разгрузка программы за счет освобождения от слишком сложного учебного материала, от излишней детализации. Разнообразные виды деятельности, применяемые на уроке, такие как, игровые формы, работа в парах, решение логических задач, применение ИКТ. Разнообразные методические приемы помогают в доходчивой форме усвоить учебный материал.
Предполагается, что результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей – социально – адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно – технологической, коммуникативной.
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально – нравственного опыта предшествующих поколений, способность
к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения истории в основной выражаются в следующих качествах:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.
Предметные результаты изучения истории учащимися включают:
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
- способность применять понятийный исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деятельности личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов. а также даты важнейших событий истории;
- соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
- характеризовать место, обстоятельства, участников. результаты важнейших исторических событий;
- группировать факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками:
- читать историческую карту с опорой на легенду;
- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках;
сравнивать данные разных источников.
4. Описание:
- рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях;
- характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
- составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
- различать факт и его описание;
- соотносить единичные факты и общие явления;
- называть характерные существенные признаки событий и явлений;
- раскрывать смысл важнейших исторических понятий
- сравнивать события и явления;
- излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
- приводить оценки исторических событий и личностей, изложенных в учебной литературе;
- определять и аргументировать свое отношение к наиболее значительным и личностям в истории.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
- использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
- способствовать сохранению памятников истории и культуры.
Формы контроля.
Контроль ЗУН учащихся осуществляется ежеурочно (текущий) и по темам, разделам (тематический) в соответствии с рабочей программой.
Контроль осуществляется через опросы, самостоятельные работы, тематические тесты в рамках урока.
Виды работы с обучающимися.
Развитие памяти через неоднократное повторение. Развитие долговременной памяти через воспоминания, пояснения.
Развитие зрительного восприятия через работу по образцу.
Развитие понимания через работу с таблицами, схемами, алгоритмами.
Развитие пространственной ориентации через распознавание знакомых предметов.
Развитие речи, слухового восприятия через комментирование действий и правил.
Развитие мышления через проведения операций анализа.
Развитие умений сопоставлять и делать выводы.
Развитие умений устанавливать причинно-следственные связи.
Содержание программы
Введение (1 час)
Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Представление о письменных источниках.
Тема 1. Жизнь первобытных людей (7 часов)
Глава 1. Первобытные собиратели и охотники (3 часа)
Понятие «первобытные люди». Древнейшие люди: современные представления о месте и времени их появления; облик, отсутствие нераздельной речи; изготовление орудий как главное отличие от животных. Представление о присваивающем хозяйстве: собирательство и охота. Невозможность для людей прожить в один. Овладение огнем.
Постепенное расселение людей в Евразии. Охота как главное занятие. Изобретение одежды из звериных шкур, жилищ, копья и гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирать лей. Понятия «человек разумный», «родовая община».
Возникновение искусства и религии. Изображение животных и человека. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. Понятия «колдовской обряд», «душа», «страна мертвых».
Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (3 часа)
Понятие «Западная Азия». Представление о зарождении производящего хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесла — гончарство, прядение, ткачество. Основные орудия труда земледельцев: каменный топор, мотыга, серп. Изобретение ткацкого станка. Последствия перехода к производящему хозяйству.
Родовые общины земледельцев и скотоводов. Понятия «старейшина», «совет старейшин», «племя», «вождь племени». Представление о религиозных верованиях первобытных земледельцев и скотоводов. Понятия «дух», «бог», «идол», «молитва», «жертва».
Начало обработки металлов. Изобретение плуга. Представление о распаде рода на семьи. Появление неравенства (знатные и незнатные, богатые и бедные). Понятия «знать», «раб», «царь». Значение первобытной эпохи в истории человечества.
Глава 3. Счет лет в истории (1 часа)
Представление о счете времени по годам в древних государствах. Представление о христианской эре. Особенности обозначения дат до нашей эры («обратный» счет лет). Понятия «год», «век (столетие)», «тысячелетие».
Тема 2. Древний Восток (20 часов)
Глава 4. Древний Египет (8 часов)
Представление о переходе от первобытности к цивилизации (появление городов, государств, письменности).
Местоположение и природные условия (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат). Земледелие как главное занятие. Оросительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы).
Возникновение единого государства в Египте. Понятия «фараон», «вельможа», «писец», «налог». Неограниченная власть фараонов. Войско: пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы. Держава Тутмоса III.
Города — Мемфис, Фивы.
Быт земледельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож.
Религия древних египтян. Священные животные, боги (Амон-Ра, Геб и Нут, Осирис и Исида, Гор, Анубис, Маат). Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса в «царстве мертвых». Обожествление фараона. Понятия «храм», «жрец», «миф», «мумия», «гробница», «саркофаг».
Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Большой Сфинкс. Храм, его внешний и внутренний вид. Раскопки гробниц. Находки произведений искусства в гробнице фараона Тутанхамона. Особенности изображения человека в скульптуре и росписях. Скульптурный портрет. Понятия «скульптура», «статуя», «рельеф», «скульптурный портрет», «роспись».
Особенности древнеегипетского письма. Материалы для письма. Школа: подготовка писцов и жрецов. Научные знания (математика, астрономия). Солнечный календарь. Водяные часы. Произведения литературы: хвалебные песни богам, повесть о Синухете, поучения писцов, «Книга мертвых». Понятия «иероглиф», «папирус», «свиток».
Достижения древних египтян (земледелие, основанное на орошении; каменное строительство; скульптурный портрет; письменность; календарь). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).
Глава 5. Западная Азия в древности (7 часов)
Двуречье в древности. Местоположение и природные условия Южного Двуречья (жаркий климат, разливы Тигра и Евфрата, плодородие почв; отсутствие металлических руд, строительного камня и леса). Использование глины в строительстве, в быту, для письма. Земледелие, основанное на искусственном орошении.
Города шумеров Ур и Урук.
Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства; представление о талионе («Око за око, зуб за зуб»), о неравенстве людей перед законом. Понятия «закон», «ростовщик».
Религиозные верования жителей Двуречья. Боги Шамаш, Син, За, Иштар. Ступенчатые башни-храмы. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Литература: сказания о Гильгамеше.
Города Финикии — Библ, Сидон, Тир. Виноградарство и разведение оливок. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Основание колоний вдоль побережья Средиземного моря. Древнейший алфавит.
Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. Понятие «единобожие». Библейские мифы и сказания (о первых июлях, о Всемирном потопе, Иосиф и его братья, исход из Египта. Моральные нормы библейских заповедей. Библейские предания о героях. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство правители: Саул, Давид, Соломон. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве.
Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда.
Ассирийская держава. Новшества в военном деле (желез оружие, стенобитные орудия, конница как особый род вон. Ассирийские завоевания. Ограбление побежденных стран, массой, казни, переселение сотен тысяч людей. Столица державы Ниневия. Царский дворец. Представление об ассирийском искусстве (статуи, рельефы, росписи). Библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии
Три царства в Западной Азии: Нововавилонское, Лидийское и Мидийское. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии.
Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Цари Кир, Дарий I. «Царская дорога ее использование для почтовой связи. Взимание налогов серебром. Состав войска («бессмертные», полчища, собранные из покоренных областей). Город Персеполь.
Глава 6. Индия и Китай в древности (5 часов)
Местоположение и природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли. Древнейшие города. Сельское хозяйство. Выращивание риса, хлопчатника, сахарного тростника. Религиозные верования (почитание животных; боги Брахма, Ганеша; вера в переселение душ). Сказание о Раме. Представление о кастах. Периоды жизни брахмана. «Неприкасаемые». Возникновение буддизма (легенда о Будде, отношение к делению людей на касты, нравственные нормы). Объединение Индии под властью Ашоки. Индийские цифры. Шахматы.
Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция (уважение к старшим; мудрость — в знании старинных книг; отношения правителя и народа; нормы поведения). Китайские иероглифы и книги. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Расширение территории. Строительство Великой Китайской стены. Деспотизм властелина Китая. Возмущение народа. Свержение наследников Цинь Шихуана. Шелк. Великий шелковый путь. Чай. Бумага. Компас.
Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру.
Тема 3. Древняя Греция (21 час)
Глава 7. Древнейшая Греция (5 часов)
Местоположение и природные условия. Горные хребты, разрезающие страну на изолированные области. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек. Древнейшие города Микены, Тиринф, Пилос, Афины.
Критское царство. Раскопки дворцов. Росписи. Понятие «фреска». Морское могущество царей Крита. Таблички с письменами. Гибель Критского царства. Греческие мифы критского цикла (Тесей и Минотавр, Дедал и Икар).
Микенское царство. Каменное строительство (Микенская крепость, царские гробницы). Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Сведения о войне с Троянским царством. Мифы о начале Троянской войны. Вторжения в Грецию с севера воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры.
Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религиозные верования греков. Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и героях (Прометей, Деметра и Персефона, Дионис и пираты, подвиги Геракла).
Глава 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 часов)
Начало обработки железа в Греции. Создание греческого алфавита (впервые введено обозначение буквами гласных звуков). Возникновение самостоятельных государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Понятие «полис».
Местоположение и природные условия Аттики. Неблагоприятные условия для выращивания зерновых. Разведение оливок и винограда. Знать во главе управления Афин. Законы Драконта. Понятие «демос». Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство.
Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Запрещение долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Создание выборного суда. Понятия «гражданин», «демократия».
Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта — военный лагерь. Регламентация повседневной жизни спартанцев. Управление Спартой: совет старейшин, два царя — военных предводителя, народное собрание. «Детский способ» голосования. Спартанское воспитание.
Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Сиракузы, Тарент, Пантикапей, Херсонес, Ольвия. Причины колонизации. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с местным населением. Греки и скифы. Понятия «эллины», «Эллада».
Олимпийские игры — общегреческие празднества. Виды состязаний. Понятие «атлет». Награды победителям.
Греко-персидские войны. Клятва юношей при вступлении на военную службу. Победа афинян в Марафонской битве. Стратег Мильтиад. Нашествие войск персидского царя Ксеркса на Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трехсот спартанцев под командованием царя Леонида. Морское сражение в Саламинском проливе. Роль Фемистокла и афинского флота победе греков. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Понятия «стратег», «фаланга», «триера».
Глава 9. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии (5 часов)
Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской порт Пирей. Военный и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населения Афинского полиса: граждане, переселенцы, рабы. Использование труда рабов.
Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Положение афинской женщины. Храмы: богини Ники, Парфенон, Эрехтейон. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его творения Статуи атлетов работы Мирона и Поликлета.
Образование афинян. Рабы-педагоги. Начальная школа. Палестра. Афинские гимнасии. Взгляды греческих ученых на природу человека (Аристотель, Антифонт). Афинский мудрец Сократ.
Возникновение театра. Здание театра. Трагедии и комедии. Трагедия Софокла «Антигона». Комедия Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.
Афинская демократия в V в. до н. э. Народное собрание, Совет пятисот и их функции. Перикл во главе Афин. Введение платы за исполнение выборных должностей. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий.
Глава 10. Македонские завоевания в IV в. до н. э. (4 часа)
Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц.
Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Аристотель - учитель Александра, сына Филиппа. Македонское войско. Фаланга. Конница. Осадные башни.
Отношение эллинов к Филиппу Македонскому. Исократ и Демосфен. Битва при Херонее. Потеря Элладой независимости. Смерть Филиппа и приход к власти Александра.
Поход Александра Македонского на Восток. Победа на берегу реки Граник. Разгром войск Дария III у Исса. Поход в Египет. Обожествление Александра. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию. Возвращение в Вавилон. Личность Александра Македонского.
Распад державы Александра после его смерти. Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская — крупнейший торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк. Музей. Александрийская библиотека. Греческие ученые: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.
Вклад древних эллинов в мировую культуру. Сопоставление управления в странах Древнего Востока (Египет, Вавилония) с управлением в Афинах. Особенности афинской демократии.
Тема 4. Древний Рим (19 часов)
Глава 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 часа)
Местоположение и природные особенности Италии. Теплый климат, плодородные земли, обилие пастбищ. Реки Тибр, По. Население древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).
Легенда об основании Рима. Почитание богов — Юпитера, Юноны, Марса, Весты. Рим — город на семи холмах. Управление древнейшим Римом. Ликвидация царской власти. Понятия «весталка», «ликторы», «патриции», «плебеи», «сенат».
Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. Нашествие галлов. Установление господства Рима над Италией. Война с Пирром. Понятия «республика», «консул», «народный трибун», «право вето».
Уравнение в правах патрициев и плебеев. Отмена долгового рабства. Устройство Римской республики. Выборы консулов. Принятие законов. Порядок пополнения сената и его функции. Организация войска. Понятие «легион».
Глава 12. Рим — сильнейшая держава Средиземноморья (4 часа)
Карфаген — крупное государство в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Господство Рима в Западном Средиземноморье.
Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа и Карфагена. Понятия «триумф», «провинция».
Рабство в Древнем Риме. Завоевания — главный источник рабства. Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры. Римские ученые : рабах (Варрон, Колумелла). Понятия «амфитеатр», «гладиатор».
Глава 13. Гражданские войны в Риме (4 часа)
Разорение земледельцев Италии и его причины. Земельный закон Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Гай Гракх — продолжатель деда брата. Гибель Гая.
Крупнейшее в древности восстание рабов. Победы Спартака. 'Создание армии восставших. Их походы. Разгром армии рабов землянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.
Превращение римской армии в наемную. Кризис управления: подкуп при выборах должностных лиц. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпеи. Возвышение Цезаря. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Захват Цезарем власти (перезол через Рубикон, разгром армии Помпея). Диктатура Цезаря и его политика. Брут во главе заговора Юлия Цезаря. Убийство Цезаря в сенате. Понятия «ветеран», гладиатор».
Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Октавиана. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию.
Окончание гражданских войн. Характер власти Октавиана Август (сосредоточение полномочий трибуна, консула и других республиканских должностей, пожизненное звание императора). Понятия: «империя», «император», «преторианцы».
Поэты Вергилий, Гораций. Понятие «меценат».
Глава 14. Римская империя в первые века нашей эры (5 часов)
Территория империи. Соседи Римской империи. Отношение с Парфянским царством. Разгром римских войск германцами. Образ жизни германских племен. Предки славянских народов. Понятие «варвары».
Обожествление императоров. Нерон (террористические методы правления, пожар в Риме и преследования христиан). Нерон и Сенека. Восстание в армии и гибель Нерона.
Возникновение христианства. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы Евангелий о жизни и учении Иисуса Христа. Моральные нормы Нагорной проповеди. Представление о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом независимо от пола, происхождения и общественного положения. Национальная и социальная принадлежность первых христиан. Отношение римских властей к христианам. Понятия «христиане», «апостолы», «Евангелие», «священник».
Расцвет Римской империи. Возникновение и развитие колоната. Понятия «колоны», «рабы с хижинами». Правление Траяна. Отказ от террористических методов управления. Последние завоевания римлян. Строительство в Риме и провинциях: дорог, мостов, водопроводов, бань, амфитеатров, храмов.
Рим — столица империи. Повседневная жизнь римлян. Особняки богачей. Многоэтажные дома. Посещение терм (бань), Колизея и Большого цирка. Требование «хлеба и зрелищ».
Архитектурные памятники Рима (Пантеон, Колизей, колонна Траяна, триумфальные арки). Римский скульптурный портрет.
Роль археологических раскопок Помпеи для исторической науки.
Глава 15. Падение Западной Римской империи (3 часа)
Вторжения варваров. Использование полководцами армии для борьбы за императорскую власть. Правление Константина. Признание христианства. Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Ухудшение положения колонов как следствие их прикрепления к земле. Понятия «епископ», «Новый Завет».
Разделение Римской империи на два государства — Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю. Восстания в провинциях (Галлия, Северная Африка). Варвары в армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Убийство Стилихона по приказу императора Гонория. Массовый переход легионеров-варваров на сторону готов. Взятие Рима готами. Новый
захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Вожди варварских племен — вершители судеб Западной Римской империи. Ликвидация власти императора на Западе.
Итоговое повторение (2 часа)
Особенности цивилизации Греции и Рима. Представление о народовластии. Участие граждан в управлении государством. Любовь к Родине. Отличие греческих полисов и Римской республики от государств Древнего Востока.
Вклад народов древности в мировую культуру.
Тематическое планирование.
№ п/п | № темы | Название темы | Характеристика основных видов деятельности. | Количество часов |
1 | Введение | Определять место исторических событий во времени, раскрывать значение терминов история, век, исторический источник . Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю. Сопоставлять свидетельства разных исторических источников. | 1 час | |
2 | Раздел 1 | Жизнь первобытных людей | Использовать историческую карту как источник информации, сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия. . Работать в малых группах, составлять простые схемы. Составлять простой план ответа | 7 часов |
3 | Тема 1 | Первобытные собиратели и охотники | Использовать историческую карту как источник информации о расселении древнейшего человека, рассказывать об условиях жизни и занятиях древнейших людей. Сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия. Рассказывать о верованиях первобытных людей, используя текст учебника и изобразительные материалы. Работать в малых группах: по материалам параграфа составлять простые схемы | 3 часа |
4 | Тема 2 | Первобытные земледельцы и скотоводы | Объяснять значение отделения земледелия от скотоводства, открытий и изобретений древнейших людей для развития человеческого общества. Объяснять причины появления неравенства и знати, причины выделения знати. Последовательно строить рассказ (устно или письменно) о жизни первобытных людей. Анализировать и обобщать факты, предоставленные в учебнике, карте, дополнительных исторических источниках. | 3 часа |
5 | Тема 3 | Счет лет в истории | Объяснять, как ведётся счёт лет до н.э. и н.э., используя «линию» времени. Соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность событий. Решать исторические задачи, объяснять алгоритм их решений. | 1 час |
6 | Тема 2 | Древний Восток | Показывать на карте территорию и центры государств древнего мира, характеризовать основные группы населения, их занятие, положение. Давать оценку системе управления страной. Работа в парах: составлять простые схемы управления государством. Рассказывать о жизни людей в древности, работать с письменными источниками, помещёнными в учебнике. Группировать информацию из текста учебника, дополнительных источников, комментировать понятия. Описывать жизнь людей, составлять рассказ, используя иллюстрации учебника. Характеризовать особенности власти и управления страной, работать в малой группе. Читать историческую карту с опорой на легенду, рассказывать о военных походах фараонов, о снаряжении воинов, о результатах походов для разных слоёв населения. Показывать на карте места главных событий. Работать с картой в малых группах по единому заданию, анализировать факты и давать им соответствующую оценку. Рассказывать о религиозных верованиях, о роли храмов, деятельности жрецов, главных богах, правилах их изображения; сравнивать религию египтян и первобытных людей. Разрабатывать сюжеты для инсценировки по теме параграфа, характеризовать религию, устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян. Описывать предметы материальной культуры и произведения искусства древнего Востока, высказывать суждения об их художественных достоинствах. Осуществлять поиск информации о находках археологов в сети Интернет, высказывать суждения о вкладе древневосточной культуры в мировую культуру. Раскрывать особенности научных знаний, рассказывать об изобретениях и школьном образовании в древнем мира, анализировать иллюстративный материал. Характеризовать знания из разных областей наук, известные людям древнего мира. Составлять краткие сообщения о изобретениях. Рассказывать о религии, искусстве, достижениях древнего Востока, а так же о искусстве управления страной. Анализировать факты, выполнять индивидуальные и групповые задания по определённой схеме. | 20 час |
7 | Тема 4 | Древний Египет | Показывать на карте территорию и центры дренеегипетского государства, характеризовать основные группы населения, их занятие, положение. Давать оценку системе управления страной. Рассказывать о жизни людей в Египте, работать с письменными источниками, помещёнными в учебнике. Описывать жизнь египетского вельможи, составлять рассказ, используя иллюстрации учебника. Читать историческую карту с опорой на легенду, рассказывать о военных походах фараонов, о снаряжении воинов, о результатах походов для разных слоёв населения. Показывать на карте места главных событий. Рассказывать о религиозных верованиях египтян, о роли храмов, деятельности жрецов, главных богах, правилах их изображения; сравнивать религию египтян и первобытных людей. Описывать предметы материальной культуры и произведения древнеегипетского искусства, высказывать суждения об их художественных достоинствах. Работа в парах: составлять простые схемы управления государством. Группировать информацию из текста учебника, дополнительных источников, комментировать понятия. Характеризовать особенности власти и управления страной, работать в малой группе. Работать с картой в малых группах по единому заданию, анализировать факты и давать им соответствующую оценку. Разрабатывать сюжеты для инсценировки по теме параграфа, характеризовать религию, устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян. Осуществлять поиск информации о находках археологов в сети Интернет, высказывать суждения о вкладе древнеегипетской культуры в мировую культуру. Характеризовать знания из разных областей наук, известные древним египтянам. Составлять краткие сообщения о изобретениях. Анализировать факты, выполнять индивидуальные и групповые задания по определённой схеме. | 8 часов |
8 | Тема 5 | Западная Азия в древности | Читать историческую карту с опорой на легенду, характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в Древнем Двуречье. Предоставлять результаты своей деятельности в различных формах: презентация о культовых сооружениях, научных знаниях. Характеризовать деятельность Хаммурапи, анализировать его законы. Характеризовать законы Хаммурапи с дальнейшим объяснением их значения. Соотносить позицию автора с собственной позицией. Характеризовать условия и образ жизни, занятия финикийцев, читать историческую карту, описывать иллюстрации. Работать в малой группе: составлять опорную схему по материалам учебника. Анализировать фрагменты исторических материалов, читать историческую карту, аргументировать своё отношение к наиболее значительным событиям. Составлять развёрнутый план ответа Описывать условия существования населения, основные занятия, образ жизни людей, анализировать исторические источники. Высказывать суждения о роли религиозных верований в Палестине, о наследии иудаизма в мировой истории. Читать историческую карту, рассказывать о культуре Древней Ассирии, используя иллюстративные материалы. Работать в малых группах: предоставлять результаты своей деятельности в виде презентации. Использовать историческую карту как источник информации, объяснять, как управлялась Персидская держава. Характеризовать общественный строй Персидской державы, работать с несколькими источниками информации. | 7 часов |
9 | Тема 6 | Индия и Китай в древности | Показывать на карте территорию Древней Индии, характеризовать условия жизни и занятия населения, анализировать документы. Работать в группах: составлять опорные схемы по предложенному материалу. Анализировать миф, описывать наиболее значимые события, высказывать собственное мнение к тем или иным событиям и личностям. Характеризовать религию буддизм, сравнивать исторические факты и явления. Описывать условия существования населения, основные занятия, образ жизни людей. Объяснять, какое значение имели идеи конфуцианства в жизни китайского общества. Соотносить позицию автора с собственной точкой зрения. Читать историческую карту с опорой на легенду, характеризовать деятельность Цинь Шихуана. Анализировать иллюстративный материал. Высказывать суждение о значении научных открытий и изобретений древних китайцев в мировую историю. Анализировать вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру. Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала по группам | 5 часов |
10 | Раздел 3 | Древняя Греция | Использовать историческую карту как источник информации о местах важнейших событий. Сопоставлять свидетельства различных источников о жизни населения в Древней Греции. Анализировать мифы, описывать облик города – крепости. Работать в малых группах по дифференцированным заданиям. Характеризовать памятники античной литературы, участвовать в ролевой игре. Анализировать отрывки поэмы, характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты событий. Работать в парах: составлять план путешествия главного героя. Характеризовать верования древних греков, объяснять, какую роль играли религиозные культы в греческом обществе. Высказывать суждения о значении и месте культурного наследия Древней Греции в мировой истории. | 21 час |
11 | Тема 7 | Древнейшая Греция | Показывать на карте территории древнегреческих государств, рассказывать об условиях жизни, основных занятиях населения. Сопоставлять свидетельства различных источников о жизни населения в Древней Греции. Анализировать мифы, описывать облик города – крепости. Работать в малых группах по дифференцированным заданиям. Характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты событий. Характеризовать памятники античной литературы, участвовать в ролевой игре. Анализировать отрывки поэмы, характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты событий. Работать в парах: составлять план путешествия главного героя. Характеризовать верования древних греков, объяснять, какую роль играли религиозные культы в греческом обществе. Высказывать суждения о значении и месте культурного наследия Древней Греции в мировой истории. | 5 часов |
12 | Тема 8 | Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием | Читать историческую карту, описывать условия и образ жизни, занятия людей, давать оценку происходящим событиям. Составлять простой план ответа. Рассказывать о том, как утверждались демократические порядки в Афинах. Проводить поиск информации в исторических источниках. Характеризовать общественный строй в Афинах, составлять исторический портрет. Рассказывать, каким было спартанское воспитание, определять своё отношение к нему. Давать сравнительную характеристику общественно- политического устройства Афин и Спарты. Характеризовать общественный строй Спарты, представлять результаты своей деятельности в виде эссе. Давать оценку происходящим событиям, использовать историческую карту как источник информации. Работать в малых группах по дифференцированным заданиям. Рассказывать о роли олимпийских игр в древности, высказывать собственное мнение к традиции прошлого. Составлять рассказ от имени очевидца происходящих событий. Давать оценку происходящим событиям. Систематизировать информацию, предоставленную в учебнике, на карте, дополнительных источниках информации. Работать в малых группах: писать отзыв о происходящих событиях или характеристику исторической личности. | 7 часов |
13 | Тема 9 | Возвышение Афин в 5 веке до н.э. и расцвет демократии | Читать историческую карту, описывать условия и образ жизни, занятия людей, давать оценку происходящим событиям. Давать сравнительную характеристику различных слоёв общества. Использовать иллюстративный материал, описывать культурные памятники Афин, быт афинян. Объяснять, в чём состоит вклад древнегреческого общества в мировое культурное наследие. Характеризовать систему воспитания и образования в афинских школах и гимнасиях. Переводить информацию из одной знаковой системы в другую: на основе текста учебника составлять сравнительную таблицу. Рассказывать о роли театра в жизни древних греков. Работать в группах: представлять результаты своей деятельности в виде презентации. Проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, раскрывать характерные черты афинской демократии, давать оценку деятельности историческим личностям. Сравнивать систему управления в Афинах и в Древнем Египте | 5 часов |
14 | Тема 10 | Македонские завоевания | Анализировать и обобщать факты, полученные из разных источников. Использовать историческую карту как источник информации, рассказывать о событиях древней истории. Составлять исторический портрет А.Македонского. Работать в парах: составлять схему продвижения главного героя к местам описываемых событий. Читать карту, анализировать причины распада державы Александра Македонского, давать оценку происходящим событиям. Составлять план экскурсии по городу с краткой характеристикой достопримечательностей. Анализировать вклад древних эллинов в мировую историю и культуру. Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала по группам | 4 часа |
15 | Раздел 4 | Древний Рим | Переводить информацию из одной знаковой системы в другую: на основе текста учебника составлять сравнительную таблицу. Анализировать и обобщать факты, полученные из разных источников. Использовать историческую карту как источник информации, рассказывать о событиях древней истории. Составлять исторический портрет. | 19 ч |
16 | Тема 11 | Рим от его возникновения до установления господства над Италией | Показывать на карте местоположение древнейших государств на территории Италии. Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения Древней Италии. Анализировать и обобщать факты, полученные из разных источников. Читать историческую карту, проводить поиск информации в отрывках исторических текстов. Работать в малых группах: исследовать территории, завоёванные Римом. Раскрывать значение понятий, объяснять, кому принадлежала власть в римской республике, кто и почему участвовал в политической борьбе. Давать характеристику общественного строя Римской республики. | 3 часа |
17 | Тема 12 | Рим – сильнейшая держава Средиземноморья | Читать историческую карту, рассказывать о событиях древней истории. Анализировать ответы одноклассников. Использовать карту при характеристике военных походов римлян, аргументировать своё отношение к событиям и личностям. Работать в парах: представлять информацию о военных походах в виде схемы, анализировать причины и итоги войн Рима. Давать оценку происходящим событиям. Работать с картой в процессе изучения событий. На основе фактов описывать события, высказывать собственное мнение о политике Рима в провинциях. Составлять рассказ от имени очевидца. | 4 часа |
18 | Тема 13 | Гражданские войны в Риме | Проводить поиск информации в исторических источниках, давать оценку происходящим событиям и личностям. Соотносить позицию автора с собственной точкой зрения. Рассказывать о положении рабов в Древнем Риме, анализировать события, составлять исторический портрет Спартака. Работать в малых группах: писать заметки в газету о происходящих событиях. На основе фактов и с помощью исторических понятий описывать события прошлого, составлять исторический портрет Цезаря. Рассказывать о судьбах знаменитых римлян. Раскрывать значение понятий, осуществлять поиск информации в отрывках исторических текстов, давать оценку происходящим событиям. Составлять конспект, используя материал учебника. | 4 часа |
19 | Тема 14 | Римская империя в первые века нашей эры | Рассказывать о исторических событиях, характеризовать образ жизни и верования германцев, предков славянских народов, Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета, презентовать материал. Описывать условия жизни римлян при императоре Нероне, составлять его исторический портрет. Составлять рассказ от имени очевидца. Объяснять, в чём заключались предпосылки распространения христианства в Риме, рассказать о судьбе первых христиан в Риме. Видеть проявление влияния христианской религии, получившей распространение в Древнем Риме, в современном мире. Описывать события прошлого на основе фактов и с помощью исторических понятий, выявлять существенные признаки исторических событий. Извлекать информацию из нескольких источников, анализировать и обобщать факты. Описывать условия существования, образ жизни людей в «вечном городе», анализировать иллюстрационный материал. Работа в малых группах: составлять план экскурсии по городу с краткой характеристикой исторических памятников. | 5 часов |
20 | Тема 15 | Разгром Рима германскими племенами и падение Западной Римской империи | Характеризовать период правления Константина, составлять его исторический портрет, рассказывать о положении христиан, об основании новой столицы. Показывать на карте границы Западной и Восточной Римской империи после её разделения. Выявить причины гибели Западной Римской империи. Выполнять задания на понимание, осмысление, обобщение изученного материала. Показывать на карте города и государства Характеризовать достижения цивилизации. | 3 часа |
22 | Итоговое повторение | Давать оценку происходящим событиям, объяснять смысл основных понятий и терминов, описывать памятники древней культуры, рассказывать о событиях древней истории. Высказывать и обосновывать суждения о значении наследия древних цивилизаций для современного мира. | 2 часа | |
итого | 70 часов |
Календарно-тематическое планирование курса
«История древнего мира»
5 класс - 2 часа в неделю - 70 ч
Учебник: История Древнего мира: учебник для 5 классов общеобразовательных учреждений /А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под ред.А.А. Искендерова. - М., Просвещение, 2012.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения.
Программа составлена на основе УМК:
Учебник: История Древнего мира: учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений /Авторы А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. - М.: Просвещение, 2012;
Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 1. Жизнь первобытных людей. Древний Восток. Москва, «Просвещение», 2011.
Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 2. Древняя Греция. Древний Рим. Москва, «Просвещение», 2011.
Программа курса. Примерные программы 5 – 9 классы. Всеобщая история. Предметная линия учебников А.А. Вигасина. Москва, «Просвещение», 2011.
Литература для учителя
- Историко-культурный стандарт pdf сайт Министерства образования
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России pdf сайт Министерства образования
- Вигасин А.А., Годер Г.И., Свеницкая И.С. История Древнего мира. Учебник для 5 класса. М., 2012.
- Все обо всех. Т. 2, 4. М, 1996, 1997.
- Годер Г.И. Преподавание истории в 5 классе. М., 2013.
- Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 1,2. М., 2012.
- Гончарук К. Тесты по истории Древнего мира. М., 2013.
- Елманова Н.С., Савичева Е.М. Энциклопедический словарь юного историка. М., 1994.
- Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. М., 1982.
Литература для учащихся
- Вигасин А.А., Годер Г.И., Свеницкая И.С. История Древнего мира. Учебник для 5 класса. М., 2012.
- Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 1,2. М., 2012.
Материально – техническое оснащение
- Компьютер;
- Интерактивная доска;
- Мультимедийный проектор
Планируемые результаты
В результате изучения истории ученик должен
знать/понимать
- основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- изученные виды исторических источников;
уметь
- соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «История Отечества» для учащихся с умственной отсталостью 7-9 классы.
Рабочая программа...
Предмет: история Класс: 5. Тема урока: «Олимпийские игры в древности»
Предмет: историяКласс: 5Учебник: «История Древнего мира». Т.П.Андреевская, М.Б Белкин, Э.В.Ванина.Тема урока: «Олимпийские игры в древности»...
Адаптированная рабочая программа по предмету " История и культура родного края" для 9 класса для учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и интеллектуальными нарушениями.
Данная адаптированная рабочая программа составлена на основе материалов книги "Культура родного края" авторов В.Н.Лупоядова и Л.Ю. Лупоядовой....
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с умственной отсталостью учебного предмета «История России» для 9 класса
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с умственной отсталостью учебного предмета «История России» для 9 класса...
Адаптированная рабочая программа по предмету «История» для 5-9 классов
Адаптированная рабочая программа по предмету «История» для 5-9 классов разработана исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающи...
Адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа по учебному предмету «История отечества». 8 класс
Рабочая программа по предмету: «История Отечества» составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными на...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету история 5-9 классы
Программа составлена с учетом требований современной жизни общества и тех проблем, которые затрагивают интересы и потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, специфику их обучения....