Рабочая адаптированная программа по предмету "Мир природы и человека" для 2 класса ОШ для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)
рабочая программа на тему

Беляева Марина Геннадьевна

Цель предмета: пропедевтика обучения предметам естествоведческого цикла, постепенное углубление сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы.

Задачи:

·         на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособления  живого мира к условиям внешней среды;

·         закрепить представления о солнце как источнике света и тепла на Земле, его значении в жизни живой природы, смене времён года;

·         изучение  воды и её свойств, формировать представления о роли и участии воды в жизни живой природы;

·         выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания;

·         формировать знания о природе своего края;

·         воспитывать интерес и бережное отношение к природе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_prirody_i_cheloveka_2_klass_fgos.docx49.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение общеобразовательная школа № 5

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

г. о. Орехово - Зуево

                                                       

                                                                                                                                                   «Утверждаю»

                                                                                                                                                                        Директор МОУ ОШ №5

                                                                                                                                                                                   ______________Кузнецова И.С.

                                                                                                                                                                   «___» _________________2017г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО  ПРЕДМЕТУ «МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА»

2 КЛАСС «А»

2017 – 2018 уч. год.

Составитель: учитель 1 квалификационной категории Беляева М.Г.

2017 год

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе следующих документов:

  1. Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014  №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
  3. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ на 2016-2020 г.г.
  4. Приказ № 206  от 15.08.2016 по МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ  «О разработке рабочих программ по учебным предметам и курсам»
  5. Приказ № 205 от 15.08.2016 по МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ «О введении в МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ ФГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью)
  6. Учебный план для учащихся 2-а класса МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ  в условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2017-2018  учебный год.

Цель предмета: пропедевтика обучения предметам естествоведческого цикла, постепенное углубление сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы.

Задачи:

  • на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособления  живого мира к условиям внешней среды;
  • закрепить представления о солнце как источнике света и тепла на Земле, его значении в жизни живой природы, смене времён года;
  • изучение  воды и её свойств, формировать представления о роли и участии воды в жизни живой природы;
  • выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания;
  • формировать знания о природе своего края;
  • воспитывать интерес и бережное отношение к природе

Общая характеристика учебного предмета

Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся младших классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.

Специфика интеллектуального недоразвития обучающихся  2 класса не даёт возможности закладывать в программу сведения о сложных явлениях в неорганическом и органическом мире,  поэтому содержание курса базируется на   знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира.

Курс элементарного природоведения в младших классах должен заложить основы для изучения в дальнейшем таких базовых предметов, как «Естествознание» и «География», создать преемственную систему знаний между названными предметами.

Описание места  предмета в учебном плане.

На изучение предмета «Мир природы и человека» во 2-ом классе отводится 1 час в неделю, всего 34 часа  в год.

Межпредметные связи

         Занятия на уроках по живому миру продуктивны в том случае, когда они тесно связаны с другими учебными дисциплинами:  математикой, музыкой, рисованием и трудовым обучением.

       В процессе уроков учитель может использовать различные виды деятельности: игровую, ручной труд, конструктивную, изобразительную, которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению элементарных представлений об окружающем мире.

   Планируемые результаты.

Обучающиеся должны усвоить следующие представления:

  •  о простейших свойствах воды, ее значении для жизни растений, животных, человека;
  •  о растениях сада и огорода, их отличиях;
  •  о разнообразии животного мира, образе жизни и повадках диких и домашних животных;
  •  о роли питания в жизни человека;
  • о гигиенических правилах;
  • о сезонных изменениях в неживой природе и жизни растений, животных, человека;
  • о значении воды, тепла, света в жизни растений и животных.

Обучающиеся должны уметь:

  • правильно называть изученные объекты и явления;
  • различать 3-4 комнатных растения, их части, осуществлять уход за комнатными растениями;
  • различать наиболее распространенные овощи и фрукты; объяснять, где они растут, как используются человеком;
  • различать домашних и диких животных, рыб, описывать их повадки, образ жизни;
  • выполнять элементарные гигиенические правила;
  • различать признаки времен года, объяснять причину сезонных изменений в природе.

         

Содержание программы учебного курса.

Раздел

Краткое содержание раздела

1.Сезонные изменения в природе.

Сезонные изменения. Влияние солнца на смену времен года. Сутки. Долгота дня летом и зимой.

2. Неживая природа.

Вода. Свойства воды. Температура воды. Вода в природе. Значение воды для жизни организмов. Времена года. Осень. Растения осенью. Животные осенью. Занятия людей осенью. Охрана здоровья и безопасное поведение.

3. Живая  природа.   Растения.

Комнатные растения: названия и отличительные признаки. Части растений: корень, стебель. Части растений: лист, цветок. Растения влаголюбивые и засухоустойчивые. Уход за комнатными растениями. Огород. Овощи. Овощи в питании человека. Сад.

Фрукты. Фрукты в питании человека.

4. Зима.

Зима. Явления природы: снегопад, мороз, лед. Зима. Зимние месяцы. Животные зимой. Занятия людей зимой. Детские игры зимой. Безопасное поведение.

5. Животные

Необходимые условия для жизни животных. Животные: кошка – рысь, собака – волк. Разнообразие  пород собак, их повадки. Рыбы: внешний вид, среда обитания, размножение. Птицы: грач, скворец.

6. Весна

Весенние месяцы. Растения весной. Животные весной. Занятия людей весной. Безопасное поведение.

7. Человек

Гигиена тела человека. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник. Питание человека. Пища человека. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений. Летние месяцы. Растения летом. Животные летом. Занятия людей летом. Безопасное поведение.

Планируемые образовательные результаты.

Обучающиеся получат возможность научиться:

1-ый уровень:

  • Правильно называть изученные объекты и явления;
  • Различать 3-4 комнатных растения, их части, осуществлять уход за комнатными растениями;
  • Различать наиболее распространённые овощи и фрукты и объяснять, где они растут, как используются человеком;
  • Различать диких и домашних животных, рыб, описывать их повадки, образ жизни;
  • Выполнять элементарные гигиенические правила, правила поведения.
  • Различать признаки времён года, объяснять причину сезонных изменений в природе

2-ой уровень:

  • Правильно называть изученные объекты и явления;
  • Различать 2-3 комнатных растения, их части, осуществлять уход за комнатными растениями;
  • Различать наиболее распространённые овощи и фрукты;
  • Различать диких и домашних животных, рыб;
  • Различать признаки времён года;
  • Выполнять элементарные гигиенические правила, правила приёма пищи, правила поведения.

3-ой уровень:

  • знать характерные признаки лета, осени, зимы, весны;
  • знать некоторые взаимосвязи в неживой и живой природе;
  • знать значение и зависимость от изменений в природе сезонного труда людей;
  • знать особенности зимующих птиц;
  • знать особенности и различия деревьев, кустарников, травянистых растений, лиственных и хвойных растений;
  • знать части растений;
  • уметь охранять свое здоровье от простудных заболеваний;
  • уметь вести наблюдения в природе по заданиям;
  • уметь правильно строить режим дня, выполнять необходимые правила личной гигиены, правила поведения.

Календарно-тематическое планирование  2 класс (1 ч. в неделю, 34 ч. в год)

Изучаемый раздел, тема учебного материала

Кол-во час

Дата

Планируемые результаты

Знания

Умения

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

По плану

по факту

1.

 Вводный инструктаж по ТБ и ОТ. Сезонные изменения. Экскурсия в природу.

Влияние солнца на смену времен года

1

01.09

01.09

Знать  свой класс, школу, учительницу, своих товарищей

Знать времена года

Уметь ориентироваться на пришкольном  участке

Уметь правильно называть времена года

Умение слушать учителя

2.

Сутки. Долгота дня летом и зимой.

1

08.09

08.09

Знать из каких частей состоят сутки

Знать части суток

У. правильно содержать свое рабочее место.

 Уметь работать с учебником

Организовать свое рабочее место.

Слушать объяснение учителя, ответы товарищей.

3

Вода. Свойства воды. Прозрачность. (Урок -  практикум)

Свойства воды. Текучесть, отсутствие запаха. (Урок - практикум)

1

15.09

15.09

Знать свойства воды

Уметь отличать воду от других жидкостей.

Определять теплую и холодную воду.

Наблюдать, анализировать.

4

Вода горячая и холодная.

Температура воды

1

22.09

22.09

Знать прибор для определения температуры

Уметь определять температуру воды

Умение объяснять, доказывать.

Наблюдать, анализировать.

5

Вода в природе.

Различные  состояния воды. (Урок -  практикум)

Значение воды для жизни организмов.

1

29.09

29.09

Знать о важности воды.

Знать свойства воды.

Различать разные состояния воды.

Рассказывать о наблюдаемых явлениях.

Уметь беречь воду.

Умение объяснять, доказывать.

Наблюдать, анализировать.

6

Времена года. Осень.

Растения осенью.

Животные осенью.

1

06.10

06.10

Знать названия осенних месяцев, признаки осени

Знать названия животных и птиц, особенности поведения с приходом осени

Уметь отличать осень от других времен года.

 Уметь отличать осень от других времен года.

Уметь отличать диких животных и птиц

Наблюдать, сравнивать, анализировать.

Умение отвечать на  вопросы.

7

Занятия людей осенью.

1

20.10

20.10

Знать названия овощей и фруктов

Знать названия осенних месяцев, признаки осени

Уметь отличать фрукты от овощей

Уметь отличать осень от других времен года.

Умение отвечать на отдельные вопросы.

8

Охрана здоровья и безопасное поведение.

(Урок-практикум)

1

27.10

27.10

Знать,  как следить за своим здоровьем

Уметь следить за своим здоровьем

Умение отвечать на вопросы. Соблюдать гигиенические требования.

9

Комнатные растения: названия и отличительные признаки.

Части растений.

1

03.11

03.11

-знать и называть комнатные растения

-знать  части растения

-знать части растения

-знать что необходимо растениям

-знать  влаголюбивые  и засухоустойчивые растения

-з. растения светолюбивые и тенелюбивые

-уметь сравнивать

по плану

-уметь использовать в речи новые понятия

Уметь составлять рассказ.

Умение отвечать на вопросы.

10

Уход за комнатными растениями (Урок-практикум)

1

10.11

10.11

-знать правила ухода за комнатными растениями

-уметь ухаживать за растениями

Уметь составлять рассказ, ухаживать за растениями

11

Огород. Овощи. Овощи в питании человека.

1

17.11

17.11

-знать правила высажи-вания семян овощей

-знать значение овощей в питании.

-уметь различать и называть овощи

составлять рассказ о значении овощей.

Умение отвечать на  вопросы.

Уметь составлять рассказ

12

Сад. Фрукты. Фрукты в питании человека. Уход за растениями сада.

1

01.12

01.12

-знать 2-3 фруктовых дерева

Знать значение фруктов в питании.

-знать правила ухода за растениями

-уметь различать и называть овощи и фрукты

составлять рассказ о значении фруктов.

-уметь ухаживать за растениями

Умение отвечать на  вопросы.

Уметь составлять рассказ

13

Поведение человека при наступлении морозов. Охрана здоровья

1

08.12

08.12

-знать, как следить за своим здоровьем

-уметь следить за своим здоровьем

Умение отвечать на отдельные вопросы. Соблюдать гигиенические требования.

14

Зима. Явления природы: снегопад, мороз, лед.

1

15.12

15.12

-знать зимние явления природы

-уметь называть, различать явления природы

Уметь слушать учителя, составлять рассказ

15

Зима. Зимние месяцы.

1

22.12

22.12

-знать названия зимних  месяцев, признаки зимы

-уметь отличать зиму от других времен года.

Умение отвечать на отдельные вопросы

16

Наблюдение за деревьями и кустарниками зимой. Экскурсия.

1

29.12

29.12

-знать названия деревьев и кустарников

-уметь использовать в речи изученные понятия.

Уметь слушать учителя, составлять рассказ по схеме

17

Животные зимой.

1

12.01.

2018

12.01.

2018

-знать названия животных и птиц

-уметь отличать диких животных и птиц

Умение отвечать на отдельные вопросы.

18

Занятия людей зимой. Детские игры зимой, правила безопасного поведения.

1

19.01

19.01

-знать виды работы зимой,

-знать зимние детские игры

-уметь рассказать правила 1-2 зимних игр

Умение отвечать на отдельные вопросы.

19

Домашнее животное -кошка. Дикое животное - рысь. Разнообразие пород кошек, их повадки

1

26.01

26.01

-знать повадки кошек

-знать повадки рыси

-знать 2-3 породы кошек

-уметь называть повадки кошки, рысь

-уметь составлять рассказ по плану

Умение отвечать на  вопросы.

Уметь составлять рассказ.

20

Домашнее животное – собака. Дикое животное – волк. Разнообразие  пород собак, их повадки

Отношение человека к животным

1

02.02

02.02

Знать повадки собаки

Знать повадки волка

-знать 2-3 породы собак

Знать материал по теме

- уметь отличать собаку от волка

-уметь использовать в речи новые понятия.

Умение отвечать на  вопросы.

Умение задавать вопросы.

Уметь составлять рассказ

21

Рыбы: внешний вид, среда обитания

Размножение рыб

1

09.02

09.02

-знать несколько названий рыб, части тела рыб

-уметь использовать в речи новые понятия

-уметь составлять рассказ по плану

Уметь составлять рассказ

22

Экскурсия. Весна - пробуждение природы Наблюдение  за погодой, описание.

1

16.02

16.02

-знать признаки весны    

-уметь использовать в речи новые понятия

Уметь составлять рассказ

23

 Весенние месяцы.

1

02.03

02.03

-знать признаки весны

-уметь называть  весенние месяцы

Уметь работать в тетради.

24

Растения весной.

1

16.03

16.03

-знать названия деревьев и кустарников

-уметь сравнивать по плану

-уметь слушать объяснение учителя;

25

Животные весной

1

23.03

16.03

-знать названия птиц,  диких животных

-уметь использовать в речи новые понятия.

Умение задавать вопросы.

26

Занятия людей весной, правила безопасного поведения.

1

30.03

23.03

-знать какие работы прово-дятся в огороде весной.

-уметь составлять рассказ по плану

Уметь составлять рассказ

27

Гигиена тела человека.

(Урок-практикум)

1

13.04

-знать правила гигиены

-уметь использовать в речи новые понятия

Уметь составлять рассказ

28

Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник.

Питание человека.

Пища человека.

1

20.04

-знать названия органов пищеварения

-знать полезные и вредные продукты

-уметь использовать в речи новые понятия

-уметь называть полезные и вредные продукты

Уметь составлять рассказ

Умение отвечать на вопросы

29

Правильное питание.

Профилактика пищевых отравлений.

(Урок-практикум)

1

27.04

-знать главные правила питания

-знать правила гигиены

-уметь использовать в речи новые понятия

Умение отвечать на отдельные вопросы

Уметь составлять рассказ

30

Здравствуй, лето!

Летние месяцы.

1

04.05

-знать признаки лета

-уметь называть летние месяцы

Умение отвечать на  вопросы.

31

Растения летом.

1

11.05

-знать названия  растений

-уметь ухаживать за растениями

Уметь составлять рассказ

32

Животные летом.

1

18.05

-знать названия животных и птиц

-уметь отличать диких животных и птиц

Умение отвечать на  вопросы.

33

Занятия людей летом, правила безопасного поведения.

1

25.05

-знать какие работы проводятся в огороде летом

-уметь использовать в речи новые понятия

Умение отвечать на  вопросы.

34

Итоги.  Проверь себя!

1

25.05

Знать материал по темам

-уметь использовать в речи новые понятия

Умение отвечать на вопросы.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

 Интернет ресурсы.

Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok   

http://school-collection.edu.ru/ – каталог Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.

http://fcior.edu.ru – каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра.

http://window.edu.ru – электронные образовательные ресурсы.

http://katalog.iot.ru – электронные образовательные ресурсы.

http://www.it-n.ru/ – «Сеть творческих учителей».

Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/19Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www.festival.1september.ru

Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа: www.km.ru/education

Оборудование:

  1. Муляжи овощей, фруктов.
  2. Дидактические игры.
  3. Плакаты, таблицы.
  4. Набор сюжетных картинок.
  5. Набор предметных картинок.
  6. Дидактические карточки.

Литература:

  1. Программы подготовительного и 1-4 классов образовательных учреждений VIII вида/ под редакцией В.В. Воронковой, - Москва, «Просвещение», 2013
  2. Худенко Е.В. «Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии» /Под     редакцией В.В. Воронковой.  – М., 2008.
  3. Клепинина З.А., Титова М.Ф. «Природоведение». Учебник для 2-4 классов. – Москва «Просвещение» 2006.
  4. Котина М.С., Куртова Т.О.  Живой мир. 2 класс. М., Просвещение, 2017.

                         

Согласовано

Заместитель директора по УВР

____________________Чугунова И.К.

«___»_________   2017 год

                                                                                                                                                   Согласовано

На заседании ШМО учителей начальных классов

      Протокол № 5

      от «30» августа 2017 год  

                                                                                                                                                     ___________ Шуршикова И.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая адаптированная программа по русскому языку для 2 класса ОШ для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)

Цель обучения: обеспечить целостный процесс обучения русскому языку ребёнка с нарушением интеллекта, нуждающегося в комплексной реабилитации.         Задачи:...

Рабочая адаптированная программа по чтению для 2 класса ОШ для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)

Цели и задачи Обучение чтению направлено на достижение следующей цели: формирование навыка  сознательного,  правильного,  беглого и выразительного чтения.Основными задачами обучения чте...

Рабочая адаптированная программа по математике для 2 класса ОШ для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)

Программа рассчитана на 136  часов в год (4 часа в неделю) во 2 классе.Математика, являясь одним из важных общеобразователь­ных предметов, готовит учащихся с отклонениями в интел­лектуаль...

Рабочая адаптированная программа по речевой практике для 2 класса ОШ для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)

Цель учебного предмета «Речевая практика» - развитие речевой коммуникации школьников с нарушениями интеллекта для осуществления общения с окружающими людьми.Основной формой организации дея...

Рабочая адаптированная программа по физкультуре для 2 класса ОШ для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)

Задачи  и цели преподавания физической культуры:-   Коррекция и компенсация нарушений физического развития;-   Развитие двигательных возможностей в процессе обучения;-...

Рабочая адаптированная программа по труду для 2 класса ОШ для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)

Ручной труд как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки  ручного труда оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную ...

Рабочая адаптированная программа по ИЗО для 2 класса ОШ для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)

Изобразительное искусство как школьный предмет имеет важное коррекционно - развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной постановке оказывают существенное воздействие на интелл...