Рабочая адаптированная программа по предмету "Мир природы и человека" для 2 класса ОШ для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)
рабочая программа на тему
Цель предмета: пропедевтика обучения предметам естествоведческого цикла, постепенное углубление сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы.
Задачи:
· на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособления живого мира к условиям внешней среды;
· закрепить представления о солнце как источнике света и тепла на Земле, его значении в жизни живой природы, смене времён года;
· изучение воды и её свойств, формировать представления о роли и участии воды в жизни живой природы;
· выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания;
· формировать знания о природе своего края;
· воспитывать интерес и бережное отношение к природе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_prirody_i_cheloveka_2_klass_fgos.docx | 49.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение общеобразовательная школа № 5
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
г. о. Орехово - Зуево
«Утверждаю»
Директор МОУ ОШ №5
______________Кузнецова И.С.
«___» _________________2017г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ «МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА»
2 КЛАСС «А»
2017 – 2018 уч. год.
Составитель: учитель 1 квалификационной категории Беляева М.Г.
2017 год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе следующих документов:
- Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ на 2016-2020 г.г.
- Приказ № 206 от 15.08.2016 по МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ «О разработке рабочих программ по учебным предметам и курсам»
- Приказ № 205 от 15.08.2016 по МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ «О введении в МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ ФГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью)
- Учебный план для учащихся 2-а класса МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ в условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2017-2018 учебный год.
Цель предмета: пропедевтика обучения предметам естествоведческого цикла, постепенное углубление сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы.
Задачи:
- на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособления живого мира к условиям внешней среды;
- закрепить представления о солнце как источнике света и тепла на Земле, его значении в жизни живой природы, смене времён года;
- изучение воды и её свойств, формировать представления о роли и участии воды в жизни живой природы;
- выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания;
- формировать знания о природе своего края;
- воспитывать интерес и бережное отношение к природе
Общая характеристика учебного предмета
Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся младших классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.
Специфика интеллектуального недоразвития обучающихся 2 класса не даёт возможности закладывать в программу сведения о сложных явлениях в неорганическом и органическом мире, поэтому содержание курса базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира.
Курс элементарного природоведения в младших классах должен заложить основы для изучения в дальнейшем таких базовых предметов, как «Естествознание» и «География», создать преемственную систему знаний между названными предметами.
Описание места предмета в учебном плане.
На изучение предмета «Мир природы и человека» во 2-ом классе отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год.
Межпредметные связи
Занятия на уроках по живому миру продуктивны в том случае, когда они тесно связаны с другими учебными дисциплинами: математикой, музыкой, рисованием и трудовым обучением.
В процессе уроков учитель может использовать различные виды деятельности: игровую, ручной труд, конструктивную, изобразительную, которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению элементарных представлений об окружающем мире.
Планируемые результаты.
Обучающиеся должны усвоить следующие представления:
- о простейших свойствах воды, ее значении для жизни растений, животных, человека;
- о растениях сада и огорода, их отличиях;
- о разнообразии животного мира, образе жизни и повадках диких и домашних животных;
- о роли питания в жизни человека;
- о гигиенических правилах;
- о сезонных изменениях в неживой природе и жизни растений, животных, человека;
- о значении воды, тепла, света в жизни растений и животных.
Обучающиеся должны уметь:
- правильно называть изученные объекты и явления;
- различать 3-4 комнатных растения, их части, осуществлять уход за комнатными растениями;
- различать наиболее распространенные овощи и фрукты; объяснять, где они растут, как используются человеком;
- различать домашних и диких животных, рыб, описывать их повадки, образ жизни;
- выполнять элементарные гигиенические правила;
- различать признаки времен года, объяснять причину сезонных изменений в природе.
Содержание программы учебного курса.
Раздел | Краткое содержание раздела |
1.Сезонные изменения в природе. | Сезонные изменения. Влияние солнца на смену времен года. Сутки. Долгота дня летом и зимой. |
2. Неживая природа. | Вода. Свойства воды. Температура воды. Вода в природе. Значение воды для жизни организмов. Времена года. Осень. Растения осенью. Животные осенью. Занятия людей осенью. Охрана здоровья и безопасное поведение. |
3. Живая природа. Растения. | Комнатные растения: названия и отличительные признаки. Части растений: корень, стебель. Части растений: лист, цветок. Растения влаголюбивые и засухоустойчивые. Уход за комнатными растениями. Огород. Овощи. Овощи в питании человека. Сад. Фрукты. Фрукты в питании человека. |
4. Зима. | Зима. Явления природы: снегопад, мороз, лед. Зима. Зимние месяцы. Животные зимой. Занятия людей зимой. Детские игры зимой. Безопасное поведение. |
5. Животные | Необходимые условия для жизни животных. Животные: кошка – рысь, собака – волк. Разнообразие пород собак, их повадки. Рыбы: внешний вид, среда обитания, размножение. Птицы: грач, скворец. |
6. Весна | Весенние месяцы. Растения весной. Животные весной. Занятия людей весной. Безопасное поведение. |
7. Человек | Гигиена тела человека. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник. Питание человека. Пища человека. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений. Летние месяцы. Растения летом. Животные летом. Занятия людей летом. Безопасное поведение. |
Планируемые образовательные результаты.
Обучающиеся получат возможность научиться:
1-ый уровень:
- Правильно называть изученные объекты и явления;
- Различать 3-4 комнатных растения, их части, осуществлять уход за комнатными растениями;
- Различать наиболее распространённые овощи и фрукты и объяснять, где они растут, как используются человеком;
- Различать диких и домашних животных, рыб, описывать их повадки, образ жизни;
- Выполнять элементарные гигиенические правила, правила поведения.
- Различать признаки времён года, объяснять причину сезонных изменений в природе
2-ой уровень:
- Правильно называть изученные объекты и явления;
- Различать 2-3 комнатных растения, их части, осуществлять уход за комнатными растениями;
- Различать наиболее распространённые овощи и фрукты;
- Различать диких и домашних животных, рыб;
- Различать признаки времён года;
- Выполнять элементарные гигиенические правила, правила приёма пищи, правила поведения.
3-ой уровень:
- знать характерные признаки лета, осени, зимы, весны;
- знать некоторые взаимосвязи в неживой и живой природе;
- знать значение и зависимость от изменений в природе сезонного труда людей;
- знать особенности зимующих птиц;
- знать особенности и различия деревьев, кустарников, травянистых растений, лиственных и хвойных растений;
- знать части растений;
- уметь охранять свое здоровье от простудных заболеваний;
- уметь вести наблюдения в природе по заданиям;
- уметь правильно строить режим дня, выполнять необходимые правила личной гигиены, правила поведения.
Календарно-тематическое планирование 2 класс (1 ч. в неделю, 34 ч. в год)
№ | Изучаемый раздел, тема учебного материала | Кол-во час | Дата | Планируемые результаты | ||||
Знания | Умения | Общеучебные умения, навыки и способы деятельности | ||||||
По плану | по факту | |||||||
1. | Вводный инструктаж по ТБ и ОТ. Сезонные изменения. Экскурсия в природу. Влияние солнца на смену времен года | 1 | 01.09 | 01.09 | Знать свой класс, школу, учительницу, своих товарищей Знать времена года | Уметь ориентироваться на пришкольном участке Уметь правильно называть времена года | Умение слушать учителя | |
2. | Сутки. Долгота дня летом и зимой. | 1 | 08.09 | 08.09 | Знать из каких частей состоят сутки Знать части суток | У. правильно содержать свое рабочее место. Уметь работать с учебником | Организовать свое рабочее место. Слушать объяснение учителя, ответы товарищей. | |
3 | Вода. Свойства воды. Прозрачность. (Урок - практикум) Свойства воды. Текучесть, отсутствие запаха. (Урок - практикум) | 1 | 15.09 | 15.09 | Знать свойства воды | Уметь отличать воду от других жидкостей. Определять теплую и холодную воду. | Наблюдать, анализировать. | |
4 | Вода горячая и холодная. Температура воды | 1 | 22.09 | 22.09 | Знать прибор для определения температуры | Уметь определять температуру воды | Умение объяснять, доказывать. Наблюдать, анализировать. | |
5 | Вода в природе. Различные состояния воды. (Урок - практикум) Значение воды для жизни организмов. | 1 | 29.09 | 29.09 | Знать о важности воды. Знать свойства воды. | Различать разные состояния воды. Рассказывать о наблюдаемых явлениях. Уметь беречь воду. | Умение объяснять, доказывать. Наблюдать, анализировать. | |
6 | Времена года. Осень. Растения осенью. Животные осенью. | 1 | 06.10 | 06.10 | Знать названия осенних месяцев, признаки осени Знать названия животных и птиц, особенности поведения с приходом осени | Уметь отличать осень от других времен года. Уметь отличать осень от других времен года. Уметь отличать диких животных и птиц | Наблюдать, сравнивать, анализировать. Умение отвечать на вопросы. | |
7 | Занятия людей осенью. | 1 | 20.10 | 20.10 | Знать названия овощей и фруктов Знать названия осенних месяцев, признаки осени | Уметь отличать фрукты от овощей Уметь отличать осень от других времен года. | Умение отвечать на отдельные вопросы. | |
8 | Охрана здоровья и безопасное поведение. (Урок-практикум) | 1 | 27.10 | 27.10 | Знать, как следить за своим здоровьем | Уметь следить за своим здоровьем | Умение отвечать на вопросы. Соблюдать гигиенические требования. | |
9 | Комнатные растения: названия и отличительные признаки. Части растений. | 1 | 03.11 | 03.11 | -знать и называть комнатные растения -знать части растения -знать части растения -знать что необходимо растениям -знать влаголюбивые и засухоустойчивые растения -з. растения светолюбивые и тенелюбивые | -уметь сравнивать по плану -уметь использовать в речи новые понятия | Уметь составлять рассказ. Умение отвечать на вопросы. | |
10 | Уход за комнатными растениями (Урок-практикум) | 1 | 10.11 | 10.11 | -знать правила ухода за комнатными растениями | -уметь ухаживать за растениями | Уметь составлять рассказ, ухаживать за растениями | |
11 | Огород. Овощи. Овощи в питании человека. | 1 | 17.11 | 17.11 | -знать правила высажи-вания семян овощей -знать значение овощей в питании. | -уметь различать и называть овощи составлять рассказ о значении овощей. | Умение отвечать на вопросы. Уметь составлять рассказ | |
12 | Сад. Фрукты. Фрукты в питании человека. Уход за растениями сада. | 1 | 01.12 | 01.12 | -знать 2-3 фруктовых дерева Знать значение фруктов в питании. -знать правила ухода за растениями | -уметь различать и называть овощи и фрукты составлять рассказ о значении фруктов. -уметь ухаживать за растениями | Умение отвечать на вопросы. Уметь составлять рассказ | |
13 | Поведение человека при наступлении морозов. Охрана здоровья | 1 | 08.12 | 08.12 | -знать, как следить за своим здоровьем | -уметь следить за своим здоровьем | Умение отвечать на отдельные вопросы. Соблюдать гигиенические требования. | |
14 | Зима. Явления природы: снегопад, мороз, лед. | 1 | 15.12 | 15.12 | -знать зимние явления природы | -уметь называть, различать явления природы | Уметь слушать учителя, составлять рассказ | |
15 | Зима. Зимние месяцы. | 1 | 22.12 | 22.12 | -знать названия зимних месяцев, признаки зимы | -уметь отличать зиму от других времен года. | Умение отвечать на отдельные вопросы | |
16 | Наблюдение за деревьями и кустарниками зимой. Экскурсия. | 1 | 29.12 | 29.12 | -знать названия деревьев и кустарников | -уметь использовать в речи изученные понятия. | Уметь слушать учителя, составлять рассказ по схеме | |
17 | Животные зимой. | 1 | 12.01. 2018 | 12.01. 2018 | -знать названия животных и птиц | -уметь отличать диких животных и птиц | Умение отвечать на отдельные вопросы. | |
18 | Занятия людей зимой. Детские игры зимой, правила безопасного поведения. | 1 | 19.01 | 19.01 | -знать виды работы зимой, -знать зимние детские игры | -уметь рассказать правила 1-2 зимних игр | Умение отвечать на отдельные вопросы. | |
19 | Домашнее животное -кошка. Дикое животное - рысь. Разнообразие пород кошек, их повадки | 1 | 26.01 | 26.01 | -знать повадки кошек -знать повадки рыси -знать 2-3 породы кошек | -уметь называть повадки кошки, рысь -уметь составлять рассказ по плану | Умение отвечать на вопросы. Уметь составлять рассказ. | |
20 | Домашнее животное – собака. Дикое животное – волк. Разнообразие пород собак, их повадки Отношение человека к животным | 1 | 02.02 | 02.02 | Знать повадки собаки Знать повадки волка -знать 2-3 породы собак Знать материал по теме | - уметь отличать собаку от волка -уметь использовать в речи новые понятия. | Умение отвечать на вопросы. Умение задавать вопросы. Уметь составлять рассказ | |
21 | Рыбы: внешний вид, среда обитания Размножение рыб | 1 | 09.02 | 09.02 | -знать несколько названий рыб, части тела рыб | -уметь использовать в речи новые понятия -уметь составлять рассказ по плану | Уметь составлять рассказ | |
22 | Экскурсия. Весна - пробуждение природы Наблюдение за погодой, описание. | 1 | 16.02 | 16.02 | -знать признаки весны | -уметь использовать в речи новые понятия | Уметь составлять рассказ | |
23 | Весенние месяцы. | 1 | 02.03 | 02.03 | -знать признаки весны | -уметь называть весенние месяцы | Уметь работать в тетради. | |
24 | Растения весной. | 1 | 16.03 | 16.03 | -знать названия деревьев и кустарников | -уметь сравнивать по плану | -уметь слушать объяснение учителя; | |
25 | Животные весной | 1 | 23.03 | 16.03 | -знать названия птиц, диких животных | -уметь использовать в речи новые понятия. | Умение задавать вопросы. | |
26 | Занятия людей весной, правила безопасного поведения. | 1 | 30.03 | 23.03 | -знать какие работы прово-дятся в огороде весной. | -уметь составлять рассказ по плану | Уметь составлять рассказ | |
27 | Гигиена тела человека. (Урок-практикум) | 1 | 13.04 | -знать правила гигиены | -уметь использовать в речи новые понятия | Уметь составлять рассказ | ||
28 | Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник. Питание человека. Пища человека. | 1 | 20.04 | -знать названия органов пищеварения -знать полезные и вредные продукты | -уметь использовать в речи новые понятия -уметь называть полезные и вредные продукты | Уметь составлять рассказ Умение отвечать на вопросы | ||
29 | Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений. (Урок-практикум) | 1 | 27.04 | -знать главные правила питания -знать правила гигиены | -уметь использовать в речи новые понятия | Умение отвечать на отдельные вопросы Уметь составлять рассказ | ||
30 | Здравствуй, лето! Летние месяцы. | 1 | 04.05 | -знать признаки лета | -уметь называть летние месяцы | Умение отвечать на вопросы. | ||
31 | Растения летом. | 1 | 11.05 | -знать названия растений | -уметь ухаживать за растениями | Уметь составлять рассказ | ||
32 | Животные летом. | 1 | 18.05 | -знать названия животных и птиц | -уметь отличать диких животных и птиц | Умение отвечать на вопросы. | ||
33 | Занятия людей летом, правила безопасного поведения. | 1 | 25.05 | -знать какие работы проводятся в огороде летом | -уметь использовать в речи новые понятия | Умение отвечать на вопросы. | ||
34 | Итоги. Проверь себя! | 1 | 25.05 | Знать материал по темам | -уметь использовать в речи новые понятия | Умение отвечать на вопросы. |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Интернет ресурсы.
Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok
http://school-collection.edu.ru/ – каталог Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.
http://fcior.edu.ru – каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра.
http://window.edu.ru – электронные образовательные ресурсы.
http://katalog.iot.ru – электронные образовательные ресурсы.
http://www.it-n.ru/ – «Сеть творческих учителей».
Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/19Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www.festival.1september.ru
Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа: www.km.ru/education
Оборудование:
- Муляжи овощей, фруктов.
- Дидактические игры.
- Плакаты, таблицы.
- Набор сюжетных картинок.
- Набор предметных картинок.
- Дидактические карточки.
Литература:
- Программы подготовительного и 1-4 классов образовательных учреждений VIII вида/ под редакцией В.В. Воронковой, - Москва, «Просвещение», 2013
- Худенко Е.В. «Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии» /Под редакцией В.В. Воронковой. – М., 2008.
- Клепинина З.А., Титова М.Ф. «Природоведение». Учебник для 2-4 классов. – Москва «Просвещение» 2006.
- Котина М.С., Куртова Т.О. Живой мир. 2 класс. М., Просвещение, 2017.
Согласовано
Заместитель директора по УВР
____________________Чугунова И.К.
«___»_________ 2017 год
Согласовано
На заседании ШМО учителей начальных классов
Протокол № 5
от «30» августа 2017 год
___________ Шуршикова И.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая адаптированная программа по русскому языку для 2 класса ОШ для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)
Цель обучения: обеспечить целостный процесс обучения русскому языку ребёнка с нарушением интеллекта, нуждающегося в комплексной реабилитации. Задачи:...
Рабочая адаптированная программа по чтению для 2 класса ОШ для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)
Цели и задачи Обучение чтению направлено на достижение следующей цели: формирование навыка сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения.Основными задачами обучения чте...
Рабочая адаптированная программа по математике для 2 класса ОШ для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)
Программа рассчитана на 136 часов в год (4 часа в неделю) во 2 классе.Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуаль...
Рабочая адаптированная программа по речевой практике для 2 класса ОШ для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)
Цель учебного предмета «Речевая практика» - развитие речевой коммуникации школьников с нарушениями интеллекта для осуществления общения с окружающими людьми.Основной формой организации дея...
Рабочая адаптированная программа по физкультуре для 2 класса ОШ для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)
Задачи и цели преподавания физической культуры:- Коррекция и компенсация нарушений физического развития;- Развитие двигательных возможностей в процессе обучения;-...
Рабочая адаптированная программа по труду для 2 класса ОШ для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)
Ручной труд как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки ручного труда оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную ...
Рабочая адаптированная программа по ИЗО для 2 класса ОШ для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)
Изобразительное искусство как школьный предмет имеет важное коррекционно - развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной постановке оказывают существенное воздействие на интелл...