Адаптированная рабочая программа учебного предмета "География" 7 класс
рабочая программа по географии (7 класс)

Булавко Ольга Ивановна

Данная программа по географии разработана с учетом изменений, происходящих в современном обществе, и новых данных географической науки.

География как научный предмет в специальной (коррекционной) школе имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивацией к познанию. Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор детей об окружающем мире, позволяет увидеть природные явления и социально-экономические процессы во взаимосвязи.

Программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.:  под редакцией В.В. Воронковой.– Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011 г. – Сб. 1;

Учебник: Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. Начальный курс физической географии: 7 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида. – М.: Просвещение, 2017

Лифанова Т.М.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Нормативно-правовые  документы, на основе которых разработана рабочая программа:

  1. Федеральным закон Российской Федерации от 29.12.1012 года №273 – ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» с изменениями)
  2. Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (утверждении приказом Минобразования и науки РФ от 19.12.2014 г. №1599)
  3. «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. №4/15).
  4. Приказом департамента образования и науки Брянской области от 19.08.2019 г. №1179 «О базисных учебных планах образовательных организаций Брянской области, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам на 2019-2020 учебный год»
  5. Программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.:  под редакцией В.В. Воронковой.– Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011 г. – Сб. 1;
  6. «Адаптированная основная образовательная программа ГБОУ «Унечская школа – интернат» на 2019 – 2020 учебный год»
  7. «Учебный план ГБОУ «Унечская школа – интернат» на 2019 – 2020 учебный год»

Данная программа по географии разработана с учетом изменений, происходящих в современном обществе, и новых данных географической науки.

География как научный предмет в специальной (коррекционной) школе имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивацией к познанию. Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор детей об окружающем мире, позволяет увидеть природные явления и социально-экономические процессы во взаимосвязи.

Изучение курса «География России» в 7 классе имеет цели:

познакомить обучающихся с особенностями природы и хозяйства России, систематизировать знания о природе и человеке, подготовить обучающихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями, расположением природных зон и климатом, особенностями растительного и животного мира, занятиями населения России.

Изучение географии в 7 классе направлено на решение следующих задач:

• освоение знаний об основных географических понятиях, климатических особенностях природных зон России и их расположении, занятиях населения, особенностях растительного и животного мира; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Общая характеристика учебного предмете.

Познание мира предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин, обеспечивают преемственность содержания курс географии имеет много смежных тем с естествознанием, историей, русским языком, чтением, математикой, изобразительным искусством, черчением, социально-бытовой ориентировкой и другими предметами, а также предусматривает опору на знания, полученные в курсах «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» и «Природоведении».

Необходимость межпредметных связей с другими учебными дисциплинами,  а также преемственность географического содержания и природоведческих курсов подчеркивает выделение специальной рубрики «Межпредметные связи» после каждой темы.

Учитывая общие и специальные задачи специальной (коррекционной) школы, программа и методика преподавания географии предусматривают повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более прочному усвоению элементарных географических  знаний учащимися с интеллектуальными нарушениями.

7 класс полностью посвящен ознакомлению с природой и хозяйством России. Изучение вопросов физической, элементов экономической и социальной географии своей страны должно рассматриваться в тесной взаимосвязи, а природа изучаться как среда обитания и жизнедеятельности людей, как источник ресурсов для развития народного хозяйства. Много внимания должно быть уделено экологическим проблемам. Необходимо вскрыть причины обострения экологических ситуаций в некоторых районах нашей страны.

На изучение «Географии России» в данной программе отведен весь 7 класс, в содержании учебного материала выделены два основных блока:

1. Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика)

2. Природные зоны России

Задача первого блока этого раздела – создать целостное представление о своей родине, раскрыть разнообразие ее природных условий, ресурсов, населения и хозяйства.

Во втором блоке дается комплексная характеристика природных зон России: изучаются особенности климата, природы, условия жизни и хозяйственной деятельности людей, местные экономические, социальные и экологические проблемы, достопримечательности разных уголков нашей Родины.

При изучении курса необходимо констатировать новые национально-территориальные образования, подчеркивая культурные и этнографические особенности населения.

При изучении природных зон России следует обратить внимание на географическое положение каждой природной зоны, ее рельеф, месторождения полезных ископаемых, экологические проблемы. Изучаются климат, водоемы, растительный и животный мир, города, занятия населения, заповедники и заказники каждой природной зоны.

 

Место учебного предмета в учебном плане

Количество часов по учебному плану – 2 часа в неделю.

Количество часов в год по программе – 68.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

— осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

— осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, различных природных зон России;

— представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире;

— осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

— осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- гармоничное развитые социальные чувства и качества:

— эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

— патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

— уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

Метапредметные результаты.

Программа обеспечивает обучающимся организацию своей учебной деятельности через сформированные БУД. К ним относятся:

регулятивные  БУД:

- умение организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

- умение вести поиск, анализ, отбор информации, преобразовывать и сохранять её;

- организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о ЗОЖ, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

познавательные БУД включают общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Обучающиеся должны уметь:

- выделять и формулировать познавательную цель;

- осуществлять поиск необходимой информации;

- осознанно оформлять речевое высказывание в устной и письменной форме;

- осуществлять смысловое чтение, извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров;

Коммуникативные БУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, уметь общаться, распределять роли, договариваться друг с другом;

- отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактам;

-выступать с сообщениями по изучаемым темам школьной программы.

Содержание учебной программы по географии

Особенности природы и хозяйства России  (общая характеристика)

Географическое положение России на карте мира.

Европейская и азиатская части России.

Административное деление России.

Разнообразие рельефа.

Полезные ископаемые, их основные месторождения.

Климат России.

Водные Ресурсы России, их использование.

Население России. Народы России. Промышленность – основа хозяйства, ее отрасли.

Сельское хозяйство, его отрасли.

Транспорт. Экономическое развитие европейской и азиатской частей России.

Природные зоны России

Размещение природных зон на территории России.

Карта природных зон России.

Зона арктических пустынь

Положение на карте.

Климат.

Растительный и животный мир.

Население и его основные занятия.

Северный морской путь.

Зона тундры

Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые.

Климат. Воемы тундры.

Растительный мир.

Животный мир.

Хозяйство. Население и его основные занятия.

Города: Мурманск, Нарьян-Мар, Воркута, Норильск, Анадырь.

Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундры.

Лесная зона

Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые.

Климат.

Реки, озера, каналы.

Растительный мир. Хвойные леса (тайга).

Смешенные и лиственные леса.

Животный мир.

Пушные звери.

Значение леса.

Промышленность и сельское хозяйство лесной зоны. Промышленность и сельское хозяйство Центральной России.

Города Центральной России.

Особенности развития хозяйства Северо-западной России.

Города Северо-западной России: Санкт-Петербург, Архангельск, Новгород, Псков, Калининград.

Западная Сибирь.

Восточная Сибирь.

Дальний Восток.

Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса.

Обобщающий урок по лесной зоне.

Зона степей

Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые. Реки.

Растительный мир.

Животный мир.

Хозяйство. Население и его основные занятия.

Города лесостепной и степной зон: Воронеж, Курск, Оренбург, Омск.

Города степной зоны: Самара, Саратов, Волгоград, Ростов-на-Дону, Ставрополь, Краснодар.

Охрана природы зоны степей.

Зона полупустынь и пустынь

Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые.

Климат. Реки.

Растительный мир.

Животный мир.

Хозяйство. Население и его основные занятия.

Города зоны полупустынь и пустынь.

Зона субтропиков

Положение на карте.

Курортное хозяйство. Население и его основные занятия. Города курорты (Сочи, Туапсе, Анапа, Геленджик). Город Новороссийск.

Высотная поясность в горах

Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат.

Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа.

Города и экологические проблемы Урала.

Алтайские горы. Особенности природы. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города.

Горы Восточной Сибири. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города.

Обобщающий урок по географии Росси.

Контрольная работа.

Межпредметные связи:

Почвы, полезные ископаемые, использование воды в промышленности и сельском хозяйстве, охрана вод, разнообразие растительного и животного мира, охрана растений и животных («Естествознание»).

Города нашей родины («Природоведение»).

Длина рек, высота гор, численность населения («Математика»).

Работа с глиной, пластилином, природным материалом при изготовлении несложных макетов по природным зонам («Ручной труд»).

Использование леса («Столярное, переплетное дело»).

Добыча, свойства и использование металлов («Слесарное дело»).

Различение цвета и оттенков («Изобразительное искусство»).

Правописание трудных слов («Русский язык»).

Тематическое планирование

Тема

Количество часов

Всего

Теоретических

Практических

Экскурсий

1

Тема № 1. Особенности природы и хозяйства России

10

10

-

2

Тема № 2. Природные  зоны России

2

2

-

3

Тема № 3. Зона арктических пустынь

5

5

-

4

Тема № 4. Зона тундры

8

8

-

5

Тема № 5. Лесная зона

18

17

1

-

6

Тема № 6. Зона степей

8

8

-

7

Тема № 7. Зона полупустынь и пустынь

7

6

1

-

8

Тема № 8. Зона субтропиков

2

2

-

9

Тема № 9. Высотная поясность в горах

5

5

-

10

Обобщающий урок

«Путешествие по нашей стране» - Что? Где? Когда?

1

-

1

11

Контрольная работа по географии России

1

-

1

-

12

Анализ контрольных работ

1

-

1

-

Всего

68

64

4

-

Календарно – тематическое планирование

№ урока

Наименование разделов и тем.

Тема урока

Кол-во часов

Знания/умения

Коррекционно-развивающие цели

Словарь

Основные виды учебной деятельности обучающихся (практическая часть)

Вид контроля (д/з)

Дата

план

факт

Тема № 1.  Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика) – 10 часов

1

 Географическое положение России на карте мира.

Европейская и Азиатская части России.

1

1

Знать на каком материке находится наше государство, уметь работать с картой

Знать на какие две части делится территория России

Коррекция и развития устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение. Развитие способности обобщать и делать выводы.

Государство Россия, заповедник, граница, Евразия, море, океан, полуостров, материк

Материк, Европа, Азия, часть света, сельское хозяйство, граница, горы

Запись в тетрадях, работа по карточкам, работа с физической картой России. Беседа с учителем.

Стр. 4-9, ответы на вопросы учителя

2

Административное деление России.

1

Знать расположение столицы России на  карте

Населенный пункт, область субъекты Федерации, губернатор, собрание (дума), президент, татары, башкиры, якуты, округ

Запись в тетрадях, работа по карточкам, работа с административной картой России. Беседа с учителем.

Стр. 9-11, ответы на вопросы учителя

3

 Разнообразие рельефа.

1

Знать формы рельефа

Коррекция и развития устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение. Развитие способности обобщать и делать выводы.

Рельеф, равнина, возвышенность, минералы, горы, низменность

Запись в тетрадях, , работа с физической картой, беседа с учителем

Стр. 11-13, ответы на вопросы учителя

4

 Полезные  ископаемые, их основные месторождения.

1

Знать полезные ископаемые и их основные месторождения, уметь работать с картой

Природные ресурсы, полезные ископаемые, месторождения, геология, экспортеры, самоцветы, поделочные, сырье

Запись в тетрадях, работа с физической картой, беседа с учителем

Стр. 14-16, ответы на вопросы учителя

5

Климат России.

1

Знать виды климата, уметь объяснить

Климат, климатический пояс, субтропический климат

Запись в тетрадях, работа с физической картой, наглядные пособия, беседа с учителем

Стр. 17-19, ответы на вопросы учителя

6

Водные ресурсы России, их использование.

1

Знать что такое водные ресурсы, уметь работать с картой

Коррекция и развития устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение.

Развитие способности обобщать и делать выводы.

Водные ресурсы, половодье, орошение

Запись в тетрадях, работа с физической картой, беседа с учителем

Стр. 19-23, ответы на вопросы учителя

7

Население России. Народы России.

НРК

1

Знать  какие народы живут на территории России

Государство, русские, татары, украинцы, башкиры, белорусы, чуваши, мордва, марийцы, мусульмане

Запись в тетрадях, работа с физической картой, беседа с учителем

Стр. 23-25, ответы на вопросы учителя

8

Промышленность - основа хозяйства, ее отрасли.

НРК.

1

Знать отрасли промышленности и отрасли сельского хозяйства

Промышленность, отрасль, металлургия, машиностроение, текстиль

Запись в тетрадях, работа с физической картой, беседа с учителем

Стр. 25-27, ответы на вопросы учителя

9

Сельское хозяйство и его отрасли.

1

Знать в каких районах, какими отраслями занимаются

Сельское хозяйство, отрасль, полеводство, садоводство, растениеводство, животноводство, хозяйство, земледелие

Запись в тетрадях, работа карточками, беседа с учителем

Стр. 27-30, ответы на вопросы учителя

10

Транспорт. Экономическое развитие Европейской и Азиатской части России.

НРК

1

Знать какие виды транспорта используют в хозяйстве нашей страны

Транспорт, население, хозяйство, тоннель, железная дорога, автомобиль, морской, водный, речной, воздушный, трубопроводный путь

Запись в тетрадях, работа с карточками, беседа с учителем

Стр. 30-32, ответы на вопросы учителя

Тема № 2. Природные зоны России – 2 часа

11

Размещение природных зон на территории России.

1

Знать размещение природных  зон

Коррекция и развития устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение. Развитие способности обобщать и делать выводы.

Экватор, климат, Арктика, тундра, степь, пустыня, тропики, субтропики

Запись в тетрадях, работа с физической картой, работа с карточками, беседа с учителем

Стр. 33-35, ответы на вопросы учителя

12

 Карта природных зон России.

1

Знать размещение природных  зон, уметь работать с картой

Природные зоны, степи, леса, тундра, пустыни, субтропики, лесостепи, лесотундра

Запись в тетрадях, работа с карточками, беседа с учителем

Стр. 35-36, ответы на вопросы учителя

Тема № 3. Зона арктических пустынь – 5 часов

13

Положение на карте.

1

Знать острова данной зоны, уметь работать с картой

Развитие слуховой, зрительной памяти, умения использовать приемы запоминания и припоминания. Развитие умения

устанавливать причинно-следственные зависимости. Коррекция и развитие словесно-логического мышления.

Арктика, дрейф, дрейфуют, айсберг

Запись в тетрадях, работа с карточками, беседа с учителем

Стр. 37-39, ответы на вопросы учителя

14

 Климат

1

Знать в каком климате освещенности находится Арктика

Арктика, полярная ночь, северное сияние

Запись в тетрадях, работа с карточками, беседа с учителем

Стр. 40-41, ответы на вопросы учителя

15

 Растительный и животный мир

1

Знать какие острова расположены в этой зоне

Планктон, лишайники, мхи, водоросли, ластоногие, Красная книга, птичий базар

Запись в тетрадях, работа с карточками, беседа с учителем

Стр. 41-45, ответы на вопросы учителя

16

 Население и его основные занятия

1

Знать являются ли условия арктических пустынь благоприятными для жизни людей

Сейнеры, траулеры, трал, метеостанция, метеорологи, синоптики, океанологи, зоологи

Запись в тетрадях, работа с карточками, беседа с учителем

Стр. 45-46, ответы на вопросы учителя

17

Северный морской путь

1

Знать моря Северного Ледовитого океана

Навигация, Северный морской путь, атомоход

Запись в тетрадях, работа с карточками, беседа с учителем

Стр.47-48, ответы на вопросы учителя

Тема № 4. Зона тундры – 8 часов

18

Зона тундры. Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые.

1

Знать какие острова и полуострова относятся к зоне тундры

Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия. Коррекция пространственной ориентировки. Активизация

мыслительных процессов: анализ, синтез. Коррекция мыслительных процессов: обобщения и исключения. Коррекция и

развитие точности и осмысленности восприятия. Коррекция процесса запоминания и воспроизведения учебного материала. Коррекция связной устной речи при составлении устных рассказов. Коррекция и развитие наглядно-образного мышления.

Тундра, месторождения полезных ископаемых, полезные ископаемые

Запись в тетрадях, работа с карточками,  работа с физической картой, беседа с учителем

Стр.49-51, ответы на вопросы учителя

19

Климат. Водоемы тундры.

1

Знать  климат характерный для тундры

Пурга, многолетняя мерзлота, полярная ночь, зимники

Запись в тетрадях, работа с карточками,  работа с  картой природных зон, беседа с учителем

Стр. 51-53, ответы на вопросы учителя

20

Растительный мир

1

Знать природные условия тундры

Ботанический сад

Запись в тетрадях, работа с карточками,  беседа с учителем

Стр. 53-55, ответы на вопросы учителя

21

Животный мир.

1

Знать животных тундры

Нарты

Запись в тетрадях, работа с карточками,  работа  с физической картой, с  картой природных зон, беседа с учителем

Стр. 56-58, ответы на вопросы учителя

22

Хозяйство. Население и его основные занятия.

1

Знать занятия населения тундры, какие национальности проживают

Чум, поморы, звероводческие фермы, оленеводство

Запись в тетрадях, работа с карточками,  работа с  картой природных зон, беседа с учителем

Стр. 58-61, ответы на вопросы учителя

23

Города: Мурманск, Нарьян-Мар

1

Умет работать с картой

Запись в тетрадях, работа с карточками,  работа с  физической картой, беседа с учителем

Стр. 61-63, ответы на вопросы учителя

24

 Города: Салехард, Норильск, Анадырь

1

Уметь работать с картой

Тундра, оленеводство, медь, газ, никель, уголь, чукчи, заповедник

Запись в тетрадях, работа с карточками,  работа с  физической картой, беседа с учителем

Стр. 63-65, ответы на вопросы учителя

25

 Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундры.

1

Знать что такое экология, какие территории называют заповедниками

Заповедник, птица - орел

Запись в тетрадях, работа с  физической картой, беседа с учителем

Стр.65-66, ответы на вопросы учителя

Тема №5. Лесная зона – 18 часов

26

 Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые.

1

Знать в каких частях России расположена лесная зона

Коррекция внимания (объем и переключение). Коррекция пространственного восприятия (расположение предметов, объектов на карте). Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря. Коррекция пространственного восприятия, восприятия физической карты. Развитие мыслительных процессов анализа, синтеза. Коррекция эмоционально-волевой сферы (проявления негативизма, развитие положительной мотивации учения). Коррекция мыслительных процессов обобщения изучаемого материала. Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя. Коррекция устойчивости внимания. Коррекция и развитие словесно-логического мышления.

Равнина, плоскогорье, архипелаг, каменный уголь, железная руда, ископаемые

Запись в тетрадях, работа с  физической картой, беседа с учителем

Стр. 67-70, ответы на вопросы учителя

27

 Климат

1

Знать  в каком поясе освещенности находится лесная зона

Континентальный, климат, метеостанция

Запись в тетрадях, работа с  физической картой, беседа с учителем

Стр. 70-72, ответы на вопросы учителя

28

 Реки, озера, каналы.

НРК

1

Уметь работать  с картой

Заповедник, Волга, Днепр, Печора, Иртыш, озеро, река

Запись в тетрадях, работа с карточками,  работа с  картой природной зоны, беседа с учителем

Стр. 72-75, ответы на вопросы учителя

29

Растительный мир. Хвойные леса (тайга).

1

Знать разнообразие растительного мира

Тайга, сосна, кедр, пихта, лиственница, кедр

Запись в тетрадях, работа с  картой природной зоны, беседа с учителем

Стр. 75-77, ответы на вопросы учителя

30

Смешанные и лиственные леса.

НРК

1

Знать почему происходит смена лесов, уметь работать с картой

Тайга, лес смешанный, широколиственный, уссурийский, тайга, черемуха, лещина, береза, ольха

Запись в тетрадях, работа с  картой природной зоны, гербарий, беседа с учителем

Стр. 78-81, ответы на вопросы учителя

31

Животный мир.

1

Знать разнообразие животного мира

Заповедник, травоядные, косули, олени, маралы, зубры, хищники, накомарники, всеядные животные

Работа с карточками, составление кроссворда

Стр. 81-85, ответы на вопросы учителя

32

Пушистые звери.

1

Знать зверей с пушным мехом

Коррекция внимания (объем и переключение). Коррекция пространственного восприятия (расположение предметов, объектов на карте). Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря. Коррекция пространственного восприятия, восприятия физической карты. Развитие мыслительных процессов анализа, синтеза. Коррекция эмоционально-волевой сферы (проявления негативизма, развитие положительной мотивации учения). Коррекция мыслительных процессов обобщения изучаемого материала. Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя. Коррекция устойчивости внимания. Коррекция и развитие словесно-логического мышления.

Пушные звери, нутрия, ондатра, куница, заповедник, звероферма

Запись в тетрадях, беседа с учителем

Стр. 85-88, ответы на вопросы учителя

33

Значение леса.

НРК

1

Знать роль леса в жизни человека

Полезащитные лесные полосы, лекарственные растения, строительный материал, промыслово-охотничьи ресурсы, древесина

Запись в тетрадях, беседа с учителем, изучение иллюстраций

Стр. 88-89, ответы на вопросы учителя

34

Промышленность и сельское хозяйство лесной зоны. Промышленность и сельское хозяйство Центральной России

1

Знать промышленные предприятия России, уметь работать с картой

Экономические районы России, города, бурый уголь, фосфориты, известняк, сахарная свекла, машиностроение, химическая, полиграфическая, легкая промышленность  

Запись в тетрадях, работа с  физической картой, беседа с учителем

Стр. 90-92, ответы на вопросы учителя

35

Города центральной России

1

Знать города, уметь работать с картой

Москва, спорткомплекс, музей, Кремль, президент, Нижний Новгород, Ярославль, Владимир

Запись в тетрадях, работа с карточками,  работа с  физической картой, беседа с учителем

Стр. 93-96, ответы на вопросы учителя

36

Особенности развития хозяйства Северо-Западной России

1

Знать отрасли промышленности, уметь работать с картой

Балтийское море, огнеупорная глина, горючий сланец, известняк, фосфорит, машиностроение, легкая промышленность, пищевой, химический комбинат, гидроэлектростанция, животноводство

Запись в тетрадях, работа с карточками,  работа с  физической картой, беседа с учителем

Стр. 96-98, ответы на вопросы учителя

37

Города: Архангельск,  Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Калининград

1

Знать западную территорию России

Крейсер «Аврора», Софийский собор, кунсткамера, Эрмитаж, Адмиралтейство, Русский музей

Запись в тетрадях, работа с  физической картой, беседа с учителем

Стр. 98-101, ответы на вопросы учителя

38

Западная Сибирь

1

Знать какую территорию занимает Западная Сибирь

Енисей, Новокузнецк, Новосибирск, Сургут, Нижневартовск, нефть, газ, каменный уголь, железная руда

Запись в тетрадях, работа с карточками,  работа с  физической картой, беседа с учителем

Стр. 101-103, ответы на вопросы учителя

39

Восточная Сибирь

1

Знать основные виды промышленности, уметь работать с картой

Среднесибирское плоскогорье, Лена, медь, алмаз, золото, якуты, буряты, тувинцы, Красноярск, Иркутск

Запись в тетрадях, работа с  физической картой, беседа с учителем

Стр. 103-106, ответы на вопросы учителя

40

Дальний Восток

1

Знать расположение, полезные ископаемые

Доки, водопады

Запись в тетрадях, работа с  физической картой, беседа с учителем

Стр. 106-109, ответы на вопросы учителя

41

Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса.

1

Знать заповедники

Охрана природы

Запись в тетрадях, работа с  физической картой, беседа с учителем

Стр. 109-112, ответы на вопросы учителя

42

Правила поведения в лесу. НРК

1

Знать правила поведения в лесу

Стр.112, кроссворд

43

Обобщающий урок по лесной зоне.

1

Уметь работать самостоятельно

Самостоятельность в работе

Работа в тетрадях, ответы на вопросы учителя

Тема №6. Зона степей – 8 часов

44

Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Реки.

1

Знать  через какие области и края проходит зона степей

Коррекция познавательной деятельности обучающихся. Развитие наблюдательности, умения сравнивать предметы, объекты по данному учителем плану. Коррекция и развитие способности понимать главное в воспринимаемом учебном материале. Коррекция пространственной ориентировки. Развитие умения соотносить и находить объекты физической и контурной карты. Коррекция эмоционально-волевой сферы (способности к волевому усилию). Коррекция и развитие умения работать в группе. Коррекция, обогащение и расширение активного и пассивного географического

словаря. Коррекция памяти: быстроты и прочности восприятия. Коррекция восприятия времени.

Балка, бахча

Запись в тетрадях, работа с  физической картой, беседа с учителем

Стр. 113-115, ответы на вопросы учителя

45

Растительный мир

1

Знать климат характерный для зоны степей

Ковыль, типчак, чертополох, мятлик

Запись в тетрадях, работа с карточками,  работа с  физической картой, изучение иллюстраций, беседа с учителем

Стр. 116-117, ответы на вопросы учителя

46

 Животный мир

1

Знать разнообразие животного мира

Дрофа

Запись в тетрадях, изучение иллюстраций, беседа с учителем

Стр. 118-119, ответы на вопросы учителя

47

Хозяйство. Население и его основные занятия

1

Знать осиновые занятия населения

Хищница, целина, рудники

Запись в тетрадях, работа с  физической картой, изучение иллюстраций, беседа с учителем

Стр. 119-121, ответы на вопросы учителя

48

Города лесостепной и степной зон: Воронеж, Курск, Оренбург, Омск

1

Знать расположение

Пищевая промышленность

Запись в тетрадях, работа с  физической картой, изучение иллюстраций, беседа с учителем

Стр. 121-124, ответы на вопросы учителя

49

Города степной зоны: Самара, Саратов, Волгоград

1

Знать  расположение

Город-герой

Запись в тетрадях, работа с  физической картой, изучение иллюстраций, беседа с учителем

Стр. 124-126, ответы на вопросы учителя

50

Города степной зоны: Ростов – на –Дону , Ставрополь, Краснодар

1

Знать расположение, уметь работать с карточками

Запись в тетрадях, работа с  физической картой, изучение иллюстраций, беседа с учителем

Стр. 126-128, ответы на вопросы учителя

51

Охрана природы зоны степей.

1

Знать какая опасность угрожает животным степной зоны

Пыльные бури, черноземные почвы, орошение

Запись в тетрадях, работа с  физической картой, изучение иллюстраций, беседа с учителем

Стр. 129-130, ответы на вопросы учителя

Тема №7. Зона полупустынь и пустынь – 7 часов

52

Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые.

1

Знать расположение, уметь работать с картой

Коррекция пространственного восприятия, восприятия физической карты. Развитие мыслительных процессов анализа, синтеза. Коррекция мыслительных процессов обобщения изучаемого материала. Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя. Коррекция устойчивости внимания.

Пустыня, полупустыня, барханы, оазис

Запись в тетрадях, работа с  физической картой, изучение иллюстраций, беседа с учителем

Стр.131-132, ответы на вопросы учителя

53

Климат. Реки.

1

Знать климат, реки, уметь работать с картой

Резко континентальный климат

Запись в тетрадях, работа с  физической картой, изучение иллюстраций, беседа с учителем

Стр. 133-135, ответы на вопросы учителя

54

Растительный мир

1

Знать разнообразие растительного климата

Засуха

Запись в тетрадях, работа с карточками изучение иллюстраций, беседа с учителем

Стр. 135-137, ответы на вопросы учителя

55

Животный мир.

1

Знать разнообразие животного мира

Коррекция пространственного восприятия, восприятия физической карты. Развитие мыслительных процессов анализа, синтеза. Коррекция мыслительных процессов обобщения изучаемого материала. Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя. Коррекция устойчивости внимания.

Грызуны, пресмыкающиеся, тушканчик, сайгак

Запись в тетрадях, изучение иллюстраций, беседа с учителем

Стр. 138-140, ответы на вопросы учителя

56

Хозяйство. Население и его основные занятия

1

Знать основное занятие населения

Нерест, промысловые рыбы, бахчевые культуры, бешмет, тулья

Запись в тетрадях, работа с карточками изучение иллюстраций, беседа с учителем

Стр. 140-142, ответы на вопросы учителя

57

Города зоны полупустынь и пустынь

1

Знать города

Судостроительный и судоремонтный заводы, кочевать, кибитка, калмыки

Запись в тетрадях, работа с  физической картой, изучение иллюстраций, беседа с учителем

Стр. 142-143, ответы на вопросы учителя

58

Обобщающий урок по зоне полупустынь и пустынь

1

Уметь работать самостоятельно

Развитие самостоятельности

Запись в тетрадях, ответы на вопросы учителя

-

Тема № 8. Зона субтропиков – 2 часа

59

Положение на карте. Климат и природа субтропиков.

1

Знать положение на карте, уметь работать с картой

Коррекция внимания (объем и переключение).

Коррекция зрительного и слухового восприятия.

 Коррекция пространственного восприятия (расположение предметов, объектов на карте).

Коррекция процессов запоминания и воспроизведения учебной информации.

Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря.

Субтропики, цитрусовые

Запись в тетрадях, работа с  физической картой, с картой природных зон, изучение иллюстраций, беседа с учителем

Стр. 144-148, ответы на вопросы учителя

60

 Население и его основные занятия. Города.

1

Знать на побережье, какого моря находится зона субтропиков, уметь работать с картой

Чай, табак, мандарины, апельсин, гранат, инжир, кефаль, ставрида

Запись в тетрадях, работа с  физической картой, с картой природных зон, изучение иллюстраций, беседа с учителем

Стр. 148-150, ответы на вопросы учителя

Тема №9. Высокая поясность в горах (5 часов)

61

 Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат.

1

Знать положение на карте, уметь работать с картой

Коррекция и развития устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение.

Развитие слуховой, зрительной

памяти, умения использовать приемы запоминания и припоминания.

 Развитие способности обобщать и делать выводы.

Развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости.

Коррекция и развитие словесно-логического мышления.

Горные системы, Кавказские горы, Эльбрус, алтайские горы, Белуха, Саяны, косули, олень, барсук, белка, куница, лавина, сель

Запись в тетрадях, работа с  физической картой, с картой природных зон, изучение иллюстраций, беседа с учителем

Стр.151-155, ответы на вопросы учителя

62

Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа.

1

Знать расположение кавказских гор, уметь работать с картой

Горцы, осетины, ингуши, кабардинцы, черкесы, адыгейцы, лезгины, аварцы, сакля, аул, Владикавказ, Махачкала, Грозный

Запись в тетрадях, работа с  физической картой, с картой природных зон, изучение иллюстраций, беседа с учителем

Стр. 156-159, ответы на вопросы учителя

63

 Города и экологические проблемы Урала.

1

Знать расположение Уральских гор, какие полезные ископаемые добывают, уметь работать с картой

Челябинск, экология

Запись в тетрадях, работа с  физической картой,  изучение иллюстраций, беседа с учителем

Стр. 159-163, ответы на вопросы учителя

64

Алтайские горы. Хозяйство и его основные занятия. Города.

1

Знать высочайшую гору Алтая, полезные ископаемые, города, уметь работать с картой

Реки – Обь, Иртыш, Алтайский заповедник, Барнаул, Горно-Алтайск

Запись в тетрадях, работа с  физической картой,  изучение иллюстраций, беседа с учителем

Стр. 163-165, ответы на вопросы учителя

65

Горы Восточной Сибири. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города

2

Знать горы расположенные на юге Восточной Сибири, города, уметь работать с картой

Горы – Саяны, озеро- Байкал, реки – Енисей, Лена, Амур, хакасы, юрта, тувинцы, оленеводство

Запись в тетрадях, работа с  физической картой, изучение иллюстраций, беседа с учителем

Стр. 166-169, ответы на вопросы учителя

66

Обобщающий урок

«Путешествие по нашей стране» - Что? Где? Когда?

1

Уметь работать в команде

Ответы на вопросы учителя, викторина

-

67

Контрольная работа по географии России

1

Уметь работать самостоятельно

Развитее самостоятельности

Письменные ответы на вопросы

-

68

Анализ контрольных работ

1

Национально-региональный компонент (планирование, источники)

Тема занятия

Дата план

Дата факт

Содержание НРК (тема), цели

Используемая литература

1

Население России. Народы России.

Показать численность населения Унечского района Брянской области . Какие национальности преобладают

География Брянской области

2

Промышленность – основа хозяйства, ее отрасли

Рассказать о экологических проблемах Брянской области.

География Брянской области

3

Транспорт. Экономическое развитие Европейской и Азиатской части России.

Транспорт Брянской области.

География Брянской области

1

Реки, озера, каналы.

Показать на карте Брянской области реки, озера, каналы

Брянская область. Краткий справочник.

2

Смешанные и лиственные леса.

Рассказать о породах деревьев заселяющих наши леса

География Брянской области.

1

Лесная зона. Пушистые звери.

Показать разнообразие животного мира лесной зоны Брянской области

География Брянской области

2

Значение леса.

Показать какую пользу приносят леса Брянской области

Со слов учителя и учеников

3

Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса. Правила поведения в лесу.

Рассказать о заповедниках и заказниках Брянской области. Правила поведения в лесу.

Заповедник Брянский лес. Набор открыток.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Материально-техническое оснащение преподавания географии соответствует требованиям программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида и обеспечивает выполнение учащимися практических работ. Государственный стандарт по географии предполагает приоритет деятельного подхода к процессу обучения, развитие у обучающихся комплекса общих учебных и предметных умений.

Учебная программа

Учебники

Печатные пособия:

Дидактический материал

Технические средства обучения

Программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.:  под редакцией В.В. Воронковой.– Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011 г. – Сб. 1;

Учебник: Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. Начальный курс физической географии: 7 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида. – М.: Просвещение, 2017

Лифанова Т.М.

  1. Таблицы по темам программы;
  2. Портреты;
  3. Карты мира (в соответствии с требованиями программы);
  4. Карты материков, их частей и океанов (в соответствии с требованиями программы);
  5. Карты России (в соответствии с требованиями программы);
  6. Рельефные физические карты (в соответствии с требованиями программы);

Коррекционные упражнения

  • Физ.минутки
  • Речевые разминки
  • Игровые упражнения

  1. Компьютер
  2. Интерактивная доска;

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

  1. Приборы, инструменты для проведения демонстраций и практических занятий (в т.ч. на местности);
  2. Модели (в соответствии с программой);
  3. Коллекции (в соответствии с программой);
  4. Гербарии  (в соответствии с программой)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПРОФИЛЬНЫЙ ТРУД (ШВЕЙНОЕ ДЕЛО) ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПРОФИЛЬНЫЙ ТРУД (ШВЕЙНОЕ ДЕЛО)  для детей  с ОВЗ....

Адаптированная рабочая программа учебного предмета (курса) «Математика» 5 «д» класс 2020 – 2021 учебный год

Пояснительная записка             Настоящая рабочая программа написана для обучения математике 5класса с задержкой психического развития на ...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Математика» для обучающихся 5 класса занимающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида на 2020–2021 учебный год

Рабочая программа составлена на основеавторской программы по математикедля обучения учащихся специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида с нарушением интеллекта (умственной отстало...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПРОФИЛЬНЫЙ ТРУД (ШВЕЙНОЕ ДЕЛО) ДЛЯ 9 КЛАССа НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПРОФИЛЬНЫЙ ТРУД (ШВЕЙНОЕ ДЕЛО)ДЛЯ 9 КЛАССа НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Труд (технология)» для основного общего образования для обучающихся с ОВЗ. Срок освоения программы: 2 года (с 8 по 9 класс)

Адаптированная рабочая программа по учебного предмета «труд (технология)» на уровне основного общего образования для обучающихся с нарушениями с ОВЗ  составлена на основе пр...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Труд (технология)» для основного общего образования для обучающихся с ОВЗ с ТНР. Срок освоения программы: 2 года (с 8 по 9 класс)

Адаптированная рабочая программа по учебного предмета «труд (технология)» на уровне основного общего образования для обучающихся с нарушениями с ОВЗ с ТНР (вариант 6.1) сост...

Адаптированная рабочая программа Учебный курс: рабочий по комплексному обслуживанию зданий 7 класс

Требования ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) акцентируют внимание  на удовлетворении особых образовательных потребностей обучающихся с умственн...