Проект "Равные среди равных"
проект
Разработка проекта социализации и адаптации детей «группы риска» школы через взаимодействие с органами системы профилактики асоциального поведения несовершеннолетних «Равные среди равных»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ravnye_sredi_ravnyh.docx | 43.49 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 39 ИМЕНИ П.Н.САМУСЕНКО»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БРАТСКА
ПРОЕКТ
социализации и адаптация детей группы риска школы через взаимодействие с органами системы профилактики асоциального поведения несовершеннолетних
«Равные среди равных»
Срок реализации проекта – 1 год
Автор-разработчик:
социальный педагог
О.В. Валетчик
Братск 2018
Содержание:
- Актуальность проекта…………………………………………….3
- Цель проекта……………………………………………………….3
- Задачи………………………………………………………………4
- Кадровое обеспечение…………………………………………… 4
- Содержание проекта………………………………………………4
- Этапы проекта……………………………………………………..6
- Критерии…………………………………………………………..6
- План мероприятий………………………………………………...6
- Риски………………………………………………………………11
- Ожидаемый результат…………………………………………….11
- Актуальность программы
Известно, что вопросы социализации, профилактики правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних являются наиболее приоритетными как для органов государственной власти, так и органов местного самоуправления. Социальное партнерство в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних – это сегодня необходимое условие для формирования заказа на подготовку социально зрелой личности.
В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.
Однако, главенствующая роль отводится образовательным учреждениям и педагогическому коллективу в частности. Ведь именно педагог формирует у несовершеннолетних базовый уровень правовой культуры. Именно учитель, как никто иной может привить ребенку чувство уважения к закону, праву, толерантности по отношению к своим сверстникам, независимо от национальности и вероисповедания, так как педагог обладает не только теоретическим знаниями в области права, но и знает психологические особенности подросткового возраста, с его противоречивостью и непостоянством. Кроме того, учитель может профессионально и квалифицированно подобрать необходимые средства и приемы для проведения предупредительной профилактической работы с несовершеннолетними. Не надо забывать, что правоохранительные органы также уделяют особое внимание данной проблематике.
Несомненно, что вопросы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, достаточно актуальны в настоящее время.
Причин совершения правонарушений подростками достаточно много:
это и трудная жизненная ситуация, в которой оказались многие семьи из-за мирового экономического кризиса, в результате которого доходы семьи снизились в несколько раз, и бюджет семьи не позволяет организовать полноценный отдых и питание ребенка, в результате чего ребенок предоставлен сам себе. Это и отсутствие нормального досуга ребенка, когда ему просто приходится искать развлечения на улице, приобщаясь к спиртным напиткам, курению и наркотикам что, как правило, ведет к хулиганству, а иногда к преступлениям. Об этом свидетельствует анти социальное поведение подростков: разбитые стекла, исписанные стены, нецензурная брань на улице. Поэтому, необходимо дать понять несовершеннолетнему гражданину Российской Федерации, что «Будущее за тобой!», и от того насколько будет развит уровень социализации, правосознания и правовой культуры у молодого поколения, будет зависеть наше благосостояние, будущее нашего города, области, государства в целом.
В связи с этим настоящий социальный проект призывает все молодое поколение быть активным и полноправным членом гражданского общества, добиваться высоких результатов в различных сферах общественной жизни, соблюдать правопорядок и не совершать правонарушений и преступлений. Только тогда мы сможем уверенно смотреть в будущее, преодолевать любые трудности и добиваться высоких результатов в науке, технике, экономике, политике, культуре и спорте.
- Цель: создание условий для полноценного личностного развития и успешной социализации детей «группы риска» в современном обществе
- Задачи:
- изучать психолого-педагогические особенности учащихся школы и их условия жизни;
- предупреждать правонарушения и преступления среди несовершеннолетних подростков, формировать правовую культуру учащихся, активно взаимодействовать с субъектами системы профилактики;
- формировать мотивации к осознанному сохранению своего здоровья и здоровья окружающих;
- преодолевать и предупреждать отклонения в социально-психологическом развитии учащихся;
- взаимодействовать с педагогическим коллективом и родителями в решении проблем воспитания и образования учащихся;
- Кадровое обеспечение: социальный педагог, школьный психолог, психолог МУЗ ГБ № 3, родители, заместитель директора по ВР, классные руководители, педагоги дополнительного образования, инспектор ОДН ОП-4, инспектор КДН и ЗП №2, специалисты по опеке и попечительству, инспекторы по работе с населением Правобережного округа.
- Содержание
Трудновоспитуемый, трудный… Это определение широко вошло в обиход и кажется достаточно точным: подразумевается ребенок или подросток, с которым педагогам и родителям трудно. Но мы мало задумываемся над другой стороной вопроса: ведь трудно не только с ним, трудно в первую очередь ему самому. Значит, именно этот ребенок нуждается в особом внимании.
В нашем понимании «трудные» - это прежде всего педагогически запущенные дети, то есть у которых наблюдаются отклонения в поведении от норм, носящие устойчивый характер и обусловленные педагогическими причинами: они плохо учатся, уклоняются от учебы, пропуская занятия, нарушают дисциплину, склонны к правонарушениям и конфликтны. Решение проблемы «трудных» детей связано в первую очередь с поиском правильного их понимания, правильного отношения к ним.
Для того, чтобы работа с подростками «группы риска» была успешной, необходимо выявить причины, факторы, порождающие различного рода формы отклонений в поведении учащихся, выработать пути и средства их преодоления. Учащиеся, находящиеся в социально опасном положении, есть в каждой школе, работать с ними приходится практически каждому учителю. Целесообразна предварительная диагностика для более целенаправленной работы с детьми: родительских собраний; сбор информации о детях, об их индивидуальных особенностях; определяется в результате данных социальный статус семьи. Итак, основываясь на полученные результаты, учитель продумывает и составляет план своей работы.
Известно, что любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Профилактика предусматривает решение еще не возникших проблем. Главная задача профилактической работы – снижение правонарушений, преступлений, сокращение количества учащихся, находящихся на внутришкольном учете, в КДН, в ОДН, чтобы учащиеся знали о вреде алкоголя, наркотиков, токсических средств, понимали ответственность за совершенное правонарушение, могли адаптироваться в социальных условиях в которых они находятся. Выполнение столь сложной и важной задачи невозможно осуществить в одиночку.
Для повышения результативности профилактической работы через целенаправленную систему деятельности всех участников образовательного процесса в МБОУ «СОШ № 39 имени П.Н.Самусенко» социальным педагогом школы О.В.Валетчик разработан проект по работе с детьми «группы риска» «Равные среди равных».
Работа строится по следующим направлениям:
- Диагностическая работа.
- составление социального паспорта школы
- обследование жилищно-бытовых условий проживания семей обучающихся
- диагностика
- анкетирование
- наблюдение
5.2 Профилактическая работа.
- Проведение лекций, бесед, тренингов, конкурсов, на тему «Здоровый образ жизни».
- Волонтерское движение.
- Встречи подростков с инспекторами КДН и ОДН.
- Встречи с врачами (школьный врач, детский нарколог, психолог женской консультации).
- Проведение тематических классных часов.
- Индивидуальное консультирование.
- Совместная работа с ОДН.
- Работа по профориентации учащихся 8-11 классов.
- Работа совета по профилактике.
- Заседание наркологического поста «Здоровье+»
- Размещение информации на школьном стенде и сайте.
- Участие в общегородских акциях и месячниках.
- Организация занятости обучающихся.
5.3 Работа с родителями.
- Рейды в семьи обучающихся
- Родительские собрания, беседы, лекции
- Социальная поддержка семей
- Индивидуальное консультирование по различным вопросам
- Этапы
- Диагностико-прогностический (сентябрь, октябрь)
- Этап выбора оптимальной технологии (октябрь и по мере выявления подростков «группы риска», неблагополучных семей)
- Реализационный (в течение учебного года)
- Экспертно-оценочный (конец мая)
- Критерии
- Социализация подростков.
- Участие подростка в кружках и секциях.
- Вовлеченность учащегося в мероприятия.
- Отсутствие психологических срывов, конфликтных ситуаций у ребенка.
- Проявление лидерских качеств ребенка.
- Успехи в учебе учащегося.
- Отсутствие пропусков уроков без уважительной причины.
- План мероприятий
№ | Форма работы | Категория | Сроки проведения | Ответственные |
Диагностическая работа | ||||
1 | Составление социального паспорта школы | 1-11 классы | Сентябрь | Социальные педагоги, классные руководители |
2 | Обследование жилищно-бытовых условий проживания обучающихся и семей, находящихся в сложной жизненной ситуации | Группа риска | В течение года | Социальные педагоги, классные руководители |
3 | Составление социального паспорта учащегося и его семьи | Группа риска | По мере выявления | Социальные педагоги, классные руководители |
4 | Наблюдение: собеседование с классными руководителями, беседы с обучающимися, посещение уроков, рейды по месту жительства | Группа риска | В течение года | Социальные педагоги, классные руководители |
5 | Работа по выявлению причин неуспеваемости обучающихся | 1-10 классы | В течение года | Социальные педагоги |
6 | Анкетирование «Твое отношение к табакокурению» | 7-е классы | Ноябрь | Социальные педагоги, классные руководители |
7 | Диагностика «Склонность к нарушению социальных норм и правил» | 5-е классы | Октябрь | Социальные педагоги, классные руководители |
8 | Тестирование «Определение степени компьютерной зависимости» | 4,6,9 классы | Январь | Социальный педагог О.В.Валетчик Социальный педагог О.В.Шилова |
9 | Тестирование «Определение склонности к конфликту» | 3,5,8 классы | Декабрь | Социальный педагог О.В.Валетчик |
Профилактическая работа | ||||
1 | Участие в общегородской профилактической операции «Семья и Школа 2015» | 1-11 классы | Сентябрь | Социальные педагоги, классные руководители, члены родительского комитета |
2 | Беседы профилактической направленности с обучающимися, родителями. | 1-11 классы | В течение года | Социальные педагоги |
3 | Индивидуальное консультирование участников образовательного процесса (дети, родители, педколлектив) | 1-11 классы | В течение года | Социальные педагоги |
4 | Организация совместной работы с субъектами системы профилактики (по отдельному плану) | 1-11 классы, родители, педагогический коллектив | В течение года | Социальные педагоги, инспектор ОДН, инспектор КДН и ЗП № 2, специалисты по работе с населением, психолог МУЗ ГБ № 3, психолог ГФСИН, психолог Падунского районного суда, инспектор ЛОП ст. Гидростроитель |
5 | Общегородской месячник профилактики социально-негативных тенденций в молодежной среде (по отдельному плану) | 1-11 классы | Ноябрь | Социальные педагоги, классные руководители |
6 | Декада правовых знаний (по отдельному плану) | 1-11 классы | Апрель | Социальные педагоги, классные руководители |
7 | Контроль посещаемости и успеваемости учащихся. Направление уведомлений о фактах пропусков уроков без уважительной причины учащихся школы | 1-11 классы | В течение года | Социальные педагоги, классные руководители, |
8 | Подготовка и направление представлений, информаций, ходатайств, характеризующих материалов в органы системы профилактики города. | 1-11 классы | По мере необходимости | Социальные педагоги, классные руководители |
9 | Совет профилактики правонарушений среди несовершеннолетних | 1-11 классы | 1 раз в месяц | Социальные педагоги, классные руководители |
10 | Заседание наркологического поста «Здоровье+» | 1-11 классы | 1 раз в четверть | Социальные педагоги, педагог-психолог С.Н.Чуксаева, классные руководители |
11 | Размещение информации профилактического характера на стенде «Школа-территория здоровья», «Здоровье+», на школьном сайте в разделе социально-психолого-логопедическая служба. | 1-11 классы | 1 раз в четверть | Социальные педагоги, педагоги-организаторы |
12 | Помощь классным руководителям в подготовке и проведении классных часов профилактической направленности «Урок здоровья» (по обращению классных руководителей) | 1-11 классы | В течение года | Социальные педагоги, классные руководители |
13 | Профилактические рейды в семьи обучающихся, в том числе совместно со специалистами КДН и ЗП № 2, инспектором ОДН ОП № 4, инспекторами по работе с населением Правобережного округа. | 1-11 классы | В течение года | Социальные педагоги, специалисты органов системы профилактики |
14 | Консультации уполномоченного по правам ребенка по вопросам правового характера | 1-11 классы | 1 раз в неделю | Социальный педагог О.В.Валетчик |
15 | Беседа-практикум «Правила поведения в школе. Ответственность за правонарушения» | 1-4 классы | Сентябрь и по мере необходимости | Социальный педагог О.В.Валетчик |
16 | Ролевая игра «Как уберечься от преступника?» | 4 классы | Октябрь | Н.Р.Чупина инспектор ОДН ОП № 4 |
17 | «Административная ответственность несовершеннолетних», «Уголовная ответственность несовершеннолетних», «Виды наказаний за преступления несовершеннолетних». | 3, 4 классы 5,6 классы 7,9 классы | Апрель | Э.А.Осыко, инспектор КДН и ЗП № 2, Н.Р.Чупина инспектор ОДН ОП № 4, Социальные педагоги Н.А.Таболова, психолог ГФСИН; социальные педагоги |
18 | Игра-викторина «Мои права» | 3-е классы | Апрель | Социальный педагог О.В.Валетчик |
19 | Беседа-практикум «Конфликты в нашей жизни» | 3,5,8 классы | Декабрь | Социальный педагог О.В.Валетчик Социальный педагог О.В.Шилова |
20 | Лекция «Понятие административного и уголовного права» | 1,3,5,7,9 классы 2,4,6,8,10 классы | Ноябрь | Инспектор ЛОП ст. Гидростроитель М.А.Темников, социальные педагоги |
21 | Лекция с демонстрацией видеофильма «Ответственность несовершеннолетних за нарушения правил на железнодорожных объектах» | 1-4 классы 5-11 классы | Январь февраль | Инспектор ЛОП ст. Гидростроитель М.А.Темников, социальные педагоги |
22 | «Экскурсия на железнодорожную станцию Гидростроитель» | Группа риска (5-10 чел.) | Сентябрь | Инспектор ЛОП ст. Гидростроитель М.А.Темников, социальный педагог О.В.Валетчик |
23 | Игра-викторина «Я имею право!» | 4-е классы | декабрь | Н.А.Таболова, психолог ГФСИН; Н.В.Уланова, психолог Падунского районного суда; социальный педагог О.В.Валетчик |
24 | Проведение лекций с приглашением специалистов Центра профилактики наркомании: «Профилактика ПАВ»; «Профилактика ВИЧ-инфекции» | 7-9 классы 9-11 классы | Октябрь Март | Социальные педагоги, специалисты Центра профилактики: С.В.Береснева Е.В.Казакова |
25 | День инспектора ОДН: «Курить – здоровью вредить. Правовой аспект» | 7-е классы | ноябрь | Н.Р.Чупина инспектор ОДН ОП № 4, социальный педагог О.В.Валетчик |
26 | Беседа «Питание и здоровье» | 3,4 классы | Ноябрь | Социальный педагог О.В.Валетчик |
27 | Игра-викторина «Твое здоровье – в твоих руках» | 5-е классы | Ноябрь | Социальный педагог О.В.Валетчик |
28 | Круглый стол «Курить – немодно!» | 9-е классы | Ноябрь | Социальный педагог О.В.Шилова |
29 | День психолога ОГАУЗ «БГБ №3»: «Интернет-зависимость несовершеннолетних. Опасность и последствия» «Работа с информацией в сети интернет» | 9-е классы 4-е классы 6-е классы | Февраль Январь Февраль | Ф.Н.Сиваков, психолог ОГАУЗ «БГБ №3», социальные педагоги |
30 | Лекция с демонстрацией видеофильма «Профилактика травматизма на объектах железнодорожного транспорта» (в актовом зале) | 1-4 классы 5-11 классы | Сентябрь Октябрь | Инспектор ЛОП ст. Гидростроитель М.А.Темников, социальный педагог О.В.Валетчик |
31 | Беседа с демонстрацией видеофильма «Профилактика негативных явлений в молодежной среде» | 8-е классы | Март | Н.А.Таболова, психолог ГФСИН; социальный педагог О.В.Валетчик |
32 | «Мы выбираем жизнь!» (профилактика суицидов среди несовершеннолетних) | 9, 11 классы | Май | Н.А.Таболова, психолог ГФСИН; социальный педагог О.В.Валетчик |
Работа с родителями | ||||
1 | Участие в общегородской акции «Школьный портфель» | 1-9 классы | Август | Социальные педагоги, классные руководители |
2 | Социальная поддержка семей: участие в общегородских акциях «Школьный портфель», «Новогодний подарок» (подготовка списков обучающихся на получение канцелярских наборов, новогодних подарков, посещение утренника) | 1-9 классы | Август, Декабрь | Социальный педагог О.В.Валетчик, классные руководители |
3 | Изучение семей учащихся, обследование материально-бытовых условий проживания | 1-11классы | В течение года | Социальные педагоги, классные руководители, члены родительского комитета |
4 | Участие в общешкольных родительских собраниях с вопросом: «Нормативно-правовая база организации учебного процесса ОУ»; «Профилактика токсикомании и употребления спайсов среди несовершеннолетних». «Профилактика употребления ПАВ среди несовершеннолетних»; «Ответственность несовершеннолетних за преступления»; «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних. Ответственность родителей. Правовой аспект» «Подростковый суицид. Причины, профилактика». | 1-5классы 6-11классы 6-11классы | Октябрь, Май | Социальный педагог О.В.Валетчик Социальный педагог О.В.Шилова Н.Р.Чупина инспектор ОДН ОП № 4 Н.Р.Чупина инспектор ОДН ОП № 4 Э.А.Осыко, инспектор КДН и ЗП № 2 Ф.Н.Сиваков, психолог ОГАУЗ «БГБ №3» |
5 | Участие специалистов службы в родительском всеобуче | 1-11 классы | В течение года | Социальные педагоги |
6 | Индивидуальное консультирование. Дистанционное консультирование. | 1-11классы | В течение года | Социальные педагоги, педагоги-психологи, учитель-логопед |
- Риски
- зависимость проведения профилактических мероприятий с участием сотрудников системы профилактики от их профессиональной загруженности;
- возможное нарушение сроков проведения планируемых мероприятий.
- Ожидаемый результат
- Успешность ребенка, его хорошее настроение, участие в жизни класса и школы.
- Повышение качества обучения, достижение полного контроля за поведением учащихся.
- Повышение уровня воспитанности, предотвращение правонарушений и преступлений, путем вовлечения учащихся во внеурочную деятельность.
- Вовлеченность малоактивных учащихся во внеучебную деятельность, организацию общешкольных праздников.
- Выработка у учащихся коммуникативных навыков для адаптации в социуме и самоутверждения.
- Повышение качества работы системы дополнительного образования в школе.
- Вовлеченность учащихся в трудовую деятельность.
- Организация стабильного взаимодействия школы с органами системы профилактики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Геометрия 7 класс. Построение отрезка, равного данному. Построение угла, равного данному
Конспект урока по геометрии в 7 классе на тему: "Построения с помощью циркуля и линейки. Построение отрезка, равного данному. Построение угла, равного данному....
Спортивный праздник "Равный среди равных"
Методическая разработка "Равный среди равных"...
Тренинг- Деловая игра "Первый среди равных"
Цели мероприятия :развитие лидерских качеств у учащихся в рамках действия органов самоуправления.; повышение уровня самосознания старшеклассников; побуждение учащихся к саморазвитию, качественному пре...
Волонтёрский отряд«Равный равному»
Волонтёрский отряд «Равный равному»...
Информационно-просветительское мероприятие медиаторов-ровесников "Информационный марафон. От равного - к равному"
Участники Клуба медиаторов-ровесников предложили проводить информационные мероприятия о СШМ для учащихся в форме информационного марафона, в котором информация о службе медиации представля...
Проект "Волонтерское движение.Равный обучает равного"
В данном проекте рассматривается вопрос о вовлечении во внеурочную деятельность детей, находящихся в составе РДШ, детей группы риска, детей ОВЗ. Описываются механизмы реализации внеурочной деяте...
Проект "Равные права - равные возможности"
Проект предназначен для решения проблемы эффективного использования урочной и внеурочной деятельности с целью пропаганды и популяризации здорового образа жизни (далее – ЗОЖ), направлен на повыше...