Методика сопровождения классным руководителем (социальным педагогом) обучающегося, находящегося в СОП
методическая разработка
Методика сопровождения классным руководителем (социальным педагогом) обучающегося, находящегося в социально-опасном положении или трудной жизненной ситуации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) СПЕЦИАЛИСТОВ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ
ПОСТДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Институт развития образования
Кафедра социально-педагогического образования
Кафедра коррекционной педагогики
Методика сопровождения классным руководителем (социальным педагогом) обучающегося, находящегося в социально-опасном положении или трудной жизненной ситуации.
Методические рекомендации
Санкт-Петербург
2014
Методика сопровождения классным руководителем (социальным педагогом) обучающегося, находящегося в социально-опасном положении или трудной жизненной ситуации составлена на основании п.6. решения Коллегии Комитете по образованию от 12.03.2014 №1 и письма Комитета по Образованию Правительства Санкт-Петербурга от 8.05.2014 №03-20-1824/14-0-0.
Согласно Федеральному закону от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации:
- дети, оставшиеся без попечения родителей;
- дети-инвалиды;
- дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии;
- дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
- дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
- дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
- дети - жертвы насилия;
- дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
- дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;
- дети, проживающие в малоимущих семьях;
- дети с отклонениями в поведении.
- дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
В Федеральном Законе от 24.06.1999 года ФЗ-№120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» зафиксированы понятия: (ст. 1).
- Несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.
- Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц.
- Беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.
- Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.
- Семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними. Признаками определения семей, находящихся в социально опасном положении, являются:
- Неисполнение родителями (иными законными представителями) своих обязанностей по жизнеобеспечению несовершеннолетних детей, что создает угрозу жизни и здоровью ребенка в семье: отсутствие у детей необходимой одежды, питания, должного ухода за ребенком, условий для получения образования, необоснованный отказ от лечения детей; оставление ребенка, в том числе по месту проживания (пребывания) или на улице, в возрасте или состоянии, при котором он не может самостоятельно ориентироваться.
- Наличие факторов, отрицательно влияющих на воспитание детей со стороны родителей: злоупотребление алкогольной и спиртосодержащей продукцией, попрошайничество, установленные (известные) факты употребления наркотических средств, занятие проституцией и другие; вовлечение детей в совершение преступлений и антиобщественных действий (попрошайничество, проституцию, употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, употребление наркотических средств и одурманивающих веществ и др.);
- Жестокое обращение с детьми (нанесение физического, психического и морального ущерба ребенку);
Согласно статье 14.2. Общеобразовательные учреждения общего образования, образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального образования и другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс, в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них: (в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 111-ФЗ)
- Оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь
несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении;
- Выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принимают меры по их воспитанию и получению ими основного общего образования;
- Выявляют семьи, находящиеся, в социально опасном положении, и оказывают им помощь в обучении и воспитании детей;
- Обеспечивают организацию в образовательных учреждениях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;
- Осуществляют меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.
Методика сопровождения социальным педагогом обучающегося, находящегося в социально-опасном положении или трудной жизненной ситуации.
Исследователи, занимающиеся проблемой сопровождения в практике образования, рассматривают сопровождение, преимущественно, с трех позиций: как процесс, как метод и как систему профессиональной деятельности специалистов.
Если раскрывать содержание понятия «сопровождение» с точки зрения процесса, то сопровождение можно представить как совокупность последовательных действий, позволяющих ребенку максимально эффективно реализовать обучение и воспитание.
При подходе к сопровождению, как к методу, необходимо рассматривать его как способ практического осуществления, обеспечивающий создание условий для принятия участниками образовательного пространства оптимальных решений в ситуациях школьного взаимодействия.
С позиции системы профессиональной деятельности школьных консилиумов и советов по профилактике, сопровождение является объединением специалистов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения. Иначе говоря, сопровождение выступает как комплекс, система, особая культура поддержки естественного развития детей и помощи в решении задач, обучения, воспитания и социализации.
В социальной педагогике проблема сопровождения исследуется в работах Бочарова В.Г., Козыревой, Е.А., Гурова В.Н., Шинкаренко Н., Казаковой Е.И. и др. Беляева Л.А. и Васильков М. А. считают, что сопровождение - выявление причин деформации в развитии субъекта и, что на основании этого строится процесс, который будет способствовать развитию и социализации нормальной личности.
Сопровождение, по мнению Л.М. Шипициной и Е.И. Казаковой, предполагает создание педагогом условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора", а также для успешного обучения в ситуациях школьного взаимодействия. Однако оба автора, представляя ребёнка как субъекта развития, подчёркивают наличие сопровождающего, несущего персональную ответственность за его благополучие, отстаивающего его права и гарантии. Исходя из этого, можно заключить, что использование данного термина продиктовано необходимостью подчеркнуть самостоятельность субъекта в принятии решений, т.е. сопровождение имеет конечной целью отпустить сопровождаемого, дать возможность ему действовать самостоятельно при достижении способности делать выбор и брать ответственность за свои действия.
Когда ребёнок, не имеющий достаточных ресурсов (внешних и внутренних) не может самостоятельно без помощи взрослых справиться с препятствиями, возникающими на его жизненном пути, когда к кризису возрастному прибавляются социальный и педагогический, ему становиться необходимой помощь человека, способного оказывать поддержку, защитить его права, активизировать ресурсы. Так как этот процесс имеет многофункциональный характер, обеспечивает целостное развитие личности и имеет временную протяжённость, указанные авторы определяют его как комплексное сопровождение процесса развития растущего человека находящегося в сложной жизненной ситуации. С одной стороны мы сопровождаем ребёнка, помогая ему решать возникающие проблемы и повышать свои шансы на жизненный успех. С другой стороны комплексно обеспечиваем процессы его развития (социализацию, индивидуализацию, социально-психологическую адаптацию). По времени сопровождение начинается с момента попадания ребёнка, находящегося в трудной жизненной ситуации в поле зрения социально-педагогических служб и заканчивается его выходом из жизненно-трудной ситуации.
Комплексный характер сопровождения заключается в том, что оно включает в себя ряд взаимосвязанных и дополняющих друг друга видов деятельности команды специалистов, обеспечивающих: правовую защиту; социальную помощь; педагогическую поддержку; психологическое сопровождение индивидуального развития; социальное воспитание; обучение навыкам социальной компетентности. При этом комплексное сопровождение ребёнка, как система социально-педагогической помощи, предполагает:
- сочетание и взаимопроникновение социального, правового и психолого-педагогического аспектов данной деятельности;
- междисциплинарный характер согласованных подходов и командных действий педагогов с подключением специалистов из разных ведомств и служб;
- широкий спектр различных видов деятельности, направленных как на решение актуальных проблем развития ребёнка, так и на предупреждение возникновения данных явлений;
- особый вид помощи ребёнку и его семье в решении сложных проблем, связанных со становлением подрастающего человека не только в образовательном процессе, но в других важных сферах его жизнедеятельности;
- использование индивидуального и дифференцированного подходов в выявлении и решении проблем его личностного и социального развития.
По Гурову В.Н. и Шинкаренко Н: социально - педагогическое сопровождение - это комплекс превентивных, просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на проектирование и реализацию условий работы социального педагога для
При осуществлении сопровождения, необходимо опираться на следующие принципы:
- рекомендательный характер советов сопровождающего (необходимость развития самостоятельности ребенка в решении проблем);
- приоритет интересов ребенка (специалист системы сопровождения призван решить проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка);
- непрерывность сопровождения (специалист сопровождения прекращает поддержку ребенка только тогда, когда проблема будет решена, или тенденция решения будет очевидна);
- мультидисциплинарность сопровождения (согласованная работа специалистов, владеющих единой системой методов).
Содержание деятельности социального педагога по сопровождению ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении
Этапы работы | Цели, задачи работы | Возможные методы, приемы, технологии | Примерная документация |
Диагностический | Выделение учащихся и семей, находящихся в трудной жизненной /социально-опасном положении. Определение проблем семьи и ребенка. Оценка степени социального риска для ребенка, установление роли семьи в возникновении проблем. Определение ресурсов семьи по решению проблем. Сбор информации о семье и ребенке Изучение данных об успеваемости ребенка, анализ учебных проблем | Наблюдение, анализ учета посещаемости, тестирование, ранжирование, интервью, опрос родителей и учащихся, беседы с родителями и учащимися, анкетирование, тестирование выход в адрес | Личное дело ребенка, Медицинская карта Социальный паспорт класса (школы), Акты (протоколы) обследования жилищно-бытовых условий Докладные от педагогов и классного руководителя Документы учета посещаемости и успеваемости Копии заявлений от родителей, Результаты диагностики (проводившейся педагогом-психологом) Документы от субъектов профилактики, социальных служб и организаций, социальной защиты |
Аналитический | Анализ полученной информации на диагностическом этапе. Проведение совета профилактики ОУ (ОО) Постановка учащегося на ВШК Выработка маршрута индивидуального сопровождения в зависимости от социальных проблем ребенка (по результатам диагностического этапа). Определение необходимых виды помощи (психолого-педагогическая, социально-правовая, материальная, др.). | Анализ полученной информации, наблюдение, беседа, консультирование, информационные сообщения. | Предоставляются документы согласно: Положению о постановке учащихся на ВШК, Положению о Совете профилактики ОУ (ОО). |
Собственно индивидуальное сопровождение | Индивидуальное сопровождение . Оценка соответствия ресурсов ОУ и сложности проблем стоящих перед ребенком и семьей (законными представителями) Оценка готовности семьи к сотрудничеству с ОУ в решении проблем | Информационные сообщения Консультации специалистов Коррекционная работа Просветительская деятельность Наблюдение, изучение документации, опрос родителей, беседы с родителями, выход в адрес, социальный патронаж, групповые и индивидуальные занятия учащимся и его родителями (законными представителями). | Рекомендации специалистов Журнал консультаций Протоколы заседаний совета по профилактике ОУ, консилиумов, педагогических советов Журнал индивидуальной работы журналы или банки данных, в которых зафиксирована (отражена) работа с родителями (законными представителями), с близкими людьми для учащегося, с ребенком Распечатки электронных карточек учащихся (БД «Профилактика правонарушений несовершеннолетних в ОУ СПб» |
Оценка результативности. | Оценка результативности сопровождения. | Информационные сообщения, наблюдение, опрос родителей, беседы с родителями, изучение и анализ документации согласно положению ВШК и Совета Профилактики. | Предоставляются документы согласно: Положению о постановке учащихся на ВШК, Положению о Совете профилактики ОУ (ОО). |
Алгоритм действий классного руководителя:
- Выявление, сбор информации, характеризующей ребенка, находящегося в социально-опасном положении или трудной жизненной ситуации, его окружении, семье.
- Подготовка необходимых документов для Совета профилактики, постановки ребенка на внутришкольный контроль.
- Разработка (корректировка) проекта индивидуального плана сопровождения ребенка с привлечением всех субъектов профилактики для представления его на Совете профилактики.
- Разработка (корректировка) плана сопровождения с родителями обучающихся детей.
- Внесение вопроса о снятии с внутришкольного контроля.
- Анализ результативности сопровождения.
Алгоритм действий социального педагога образовательного учреждения по сопровождению детей, находящихся с трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении:
1. Выявление и сбор информации о детях, находящихся с трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении.
- Изучение социально-педагогических особенностей личности ребенка, его микросреды
- Составление проекта индивидуального плана сопровождения ребенка для утверждения на совете профилактики
- Осуществление взаимодействия со всеми субъектами профилактики, при необходимости привлечение соответствующих служб для осуществления индивидуального сопровождения ребенка, находящегося с трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении.
- При необходимости подготовка и направление материала в КДН и ЗП, личное участие в заседании КДН и ЗП.
- Анализ результатов сопровождения и отчет по результатам на Совете профилактики.
Примерный план работы с детьми находящихся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении.
Классный руководитель:
- Составление социального паспорта класса.
- Выявляет детей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении.
- Составляет характеристики на детей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении.
- Составляет социально-педагогическую характеристику класса в начале и в конце учебного года.
- Осуществляет контроль за посещаемостью занятий учащихся.
- Осуществляет контроль за текущей успеваемостью.
- Способствует вовлечению детей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении в кружки и секции.
- Проводит профилактические беседы.
- Участвует в работе Совета по профилактике
Социальный педагог:
- Составляет социальный паспорт Образовательного учреждения.
- Выявляет детей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении.
- Составляет картотеки и сводные таблицы на детей находящихся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении.
- Проводит консультации, беседы.
- Разрабатывает рекомендации по работе с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении и доводит их до сведения педагогов.
- Выступает с сообщениями на педагогических советах и совещаниях.
- Помогает классным руководителям в выборе тематики для классных часов.
- Посещает уроки с целью наблюдения за учащимися, находящимися в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении.
- Участвует в работе Совета по профилактике
- Осуществляет взаимодействие с субъектами профилактики по решению социальных проблем детей, находящихся в трудной жизненной ситуцации или социально-опасном положении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые формы взаимодействия классного руководителя и субъектов образовательного процесса. (Система работы классного руководителя с родителями обучающихся).
Программа развития воспитания в системе образования России на 1999–2001 гг. (приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.10.99 № 574) выделяет воспитание как важнейшую стратегичес...
Методика сопровождения классным руководителем и социальным педагогом обучающегося, находящегося в социально-опасном положении или трудной жизненной ситуации.
Согласно ФЗ от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" дети, находящиея в трудной жизненной ситуации:- дети, оставшиеся без попечения родителей.- дети-инвалиды;- дети с ...
Портфолио по теме "Методика и технология работы социального педагога"
В портфолио представлены различные материалы, необходимые для работы социального редагога: акты обследования бытовых условий, карты обследования семей, карты обследования несовершеннолетних, социальны...
Методика работы классного руководителя
Методика работы классного руководителя...
31 ноября обучающиеся 6 «А» класса, в сопровождении классного руководителя и родителей, побывали в Государственном геологическом музее имени В.И. Вернадского на обзорной экскурсии.
31 ноября обучающиеся 6 «А» класса, в сопровождении классного руководителя и родителей, побывали в Государственном геологическом музее имени В.И. Вернадского на обзорной экскурсии....
Памятка для педагогов Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с семьями обучающихся
Памятка для педагогов Правила эффективного взаимодействияклассного руководителя с семьями обучающихся...
Методика Гиллферда по определению социального интеллекта обучающихся
Тест Гиллферда...