Методика работы классного руководителя
статья на тему

Рысина Ольга Ивановна

Методика работы классного руководителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rysina-metodika_raboty_kl._rukovoditelya.docx32.01 КБ

Предварительный просмотр:

Методика работы классного руководителя

Вопросы воспитания, обучения и развития личности остаются одной из главных проблем современного общества. Цель воспитания обучающихся - создание условий для формирования и развития личности - высокообразованной, коммуникабельной, успешной, сопереживающей.

Так получается, что у образовательных учреждений СПО особенная миссия: на первый курс принимаются на обучение  школьники-девятиклассники, а в конце 4 курса выпускаются взрослые, самостоятельные люди. Что происходит за эти 4 года? Включаются процессы обучения и воспитания. Качественное обучение гарантируется исполнением Федерального государственного стандарта, становлением личности занимается коллектив педагогов. Самым близким и заинтересованным человеком для студентов на это время становиться классный руководитель.

Основными требованиями к работе классного руководителя являются профессиональная компетентность, личностная готовность к осуществлению воспитательной работы, гражданственность, высокая нравственная культура, ответственность и коммуникабельность.

Основными принципами работы классного руководителя являются личностно-ориентированный (индивидуальный) подход в воспитании обучающихся, уважение личности студентов, приоритет прав и законных интересов обучающихся, педагогическая поддержка в социальном развитии, содействие саморазвитию и самореализации обучающихся, формированию их гражданской позиции, здорового образа жизни, развитие ученического самоуправления, доброжелательность в отношениях с обучающимися и их законными представителями, обеспечение гуманистического характера воспитания.

Работа классного руководителя и куратора подчинена общим целям обучения, воспитания и развития личности обучающихся, коллектива класса или учебной группы.

Многообразие и сложность обязанностей классного руководителя требует глубокого осмысления методики его работы. Обратимся к ее рассмотрению.

Деятельность по изучению студентов

Изучение обучающихся классным руководителем связано с выполнением когнитивно-диагностической функции.

С целью повышения эффективности воспитательного процесса, а также для дальнейшего планирования воспитательной деятельности, классному руководителю необходимо начинать свою работу с изучения индивидуально-психологических особенностей студентов и социально-психологических характеристик коллектива группы. Для изучения обучающихся классный руководитель может использовать целую систему методов: повседневное наблюдение за деятельностью и поведением студентов в процессе учебных занятий и внеурочной работы; диагностические беседы; ознакомление с документацией и продуктами деятельности студентов; посещение студентов по месту проживания; изучение результатов диагностических исследований педагога-психолога колледжа.

Работа по созданию и воспитанию ученического коллектива

Приступая к работе с группой, необходимо познакомиться с личными делами студентов, составить общее представление о студентах, определить важнейшие подходы к организации воспитательного процесса.

Далее эта работа должна основываться на тех методиках и педагогических технологиях, на которых основано воспитание ученического коллектива. В частности, большое значение имеет умелое предъявление требований к учащимся, а именно: ознакомление их с первого дня занятий с правилами и нормами поведения в колледже - на занятиях и переменах, тактичное приучение к соблюдению этих правил, осуществление контроля.

Важное место в жизнедеятельности и развитии классного коллектива отводится студенческому самоуправлению, цель которого – воспитание гражданина с высокой демократической культурой, гуманистической направленностью, способного к социальному творчеству, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества. Для достижения поставленных целей необходимо реализовывать ряд задач:

 - предоставить учащимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в прогнозировании, организации, исполнении и анализе учебно-воспитательного процесса;

 - формировать у студентов потребности и готовность совершенствовать свою личность, создать условия для развития способностей и интересов членов ученического коллектива; обогащать духовный мир, развивать самостоятельное мышление и самосознание;

 - воспитать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни, законам государства, развить гражданскую и социальную ответственности за самого себя, свою семью, окружающих людей, общество и Отечество.

Система ученического самоуправления зависит от этапов развития коллектива. Для первого этапа характерно проведение педагогическим коллективом работы по воспитанию у студентов уважения к самому себе, уважительного отношения к членам коллектива, желания и потребности помочь учителю, стремления к активной социальной деятельности. На этом этапе динамика развития ученического самоуправления полностью зависит от педагога. Позиция педагога - позиция учителя, т. е. он личным примером, дидактическими приемами формирует у студентов знания, умения, навыки самоуправленческой деятельности.

Одновременно в процессе общеколлективных дел идет подготовка воспитанников к самоконтролю и самоанализу. Это в дальнейшем открывает возможность передачи функций управления отдельными делами от педагогов обучающимся. Именно через коллективные формы идет активная подготовка студентов к полной самоуправленческой деятельности.

Второй этап  развития коллектива характеризуется стабильностью деятельности постоянно увеличивающегося ученического актива и постоянным расширением его прав и обязанностей. Инициатива в самоуправленческой деятельности на этом этапе исходит не только от педагогов, но и от значительной части студенческого коллектива. Некоторые виды деятельности коллектива полностью возглавляются обучающимися.. Самоуправление становится ведущим условием утверждения студента в коллективе.

Третий этап. Основой ученического самоуправления являются общественное мнение и установившиеся традиции. Самоуправление здесь выступает не столько средством и формой сплочения коллектива, сколько принципом. Принцип самоуправления является обязательным элементом содержания, организации и управления воспитательным процессом. На третьем этапе самоуправление студентов получает четкую структуру и содержательную завершенность. Это завершающий этап в формировании системы ученического самоуправления. Для него характерны расширение прав, обязанностей и усложнение функций органов самоуправления

Работа классного руководителя по повышению успеваемости студентов, организации их трудовой деятельности и нравственному воспитанию

Классный руководитель использует общественное мнение и требование коллектива к улучшению учебной работы студентов. С этой целью проводятся специальные собрания или классные часы, на которых анализируется состояние успеваемости студентов, и намечаются меры по ее улучшению. Применяются различные формы разъяснительной работы по правилам выполнения домашних заданий, а также проводятся практические занятия по овладению ими. Задача классного руководителя вовремя заметить ослабление усилий отдельных студентов в учебной работе, выявить его причины и оказать посильную помощь.

Серьезный участок деятельности классного руководителя - организация труда и нравственного воспитания студентов. Ему необходимо продумывать систему трудовых дел и занятий своих учеников, начиная с работы по самообслуживанию и кончая приобщением к производственно-трудовой деятельности, а также включать их в общественно полезную работу. Участие в различных видах трудовой деятельности, если она правильно организуется, способствует формированию у студентов нравственных качеств: стремления приносить пользу обществу и себе, дисциплинированности, товарищества, понимания своего долга и т.д.

Но нравственно-трудовая деятельность классного руководителя имеет более широкие горизонты. Внеклассная работа должна использоваться для включения студентов в различные формы морально-познавательной деятельности, для проведения дискуссий на моральные темы, а также обсуждения отдельных событий в жизни класса, позволяющих в своей совокупности глубже осмыслить вопросы нравственности. В целях морального воспитания применяются формы культурно-массовой и художественно-эстетической деятельности студентов.

Если классный руководитель содержательно и умело осуществляет воспитательную работу по стимулированию учебно-познавательной деятельности студентов, вовлечению их в разнообразные виды труда и нравственно-эстетического воспитания, он тем самым способствует их эффективному личностному развитию.

Деятельность классного руководителя по координации воспитательной работы преподавателей и родителей

Классному руководителю необходимо поддерживать доброжелательные отношения и деловые связи с преподавателями, работающими в группе.

Значительное место в деятельности классного руководителя должна занимать и работа с родителями студентов. В частности, классному руководителю необходимо поддерживать контакты с родителями по вопросам успеваемости и поведения студентов, осуществлять их консультирование и педагогическое просвещение, знакомить с теми задачами, которые решает колледж, и побуждать их принимать участие в решении этих задач.

Методическая деятельность классного руководителя

В обязанность классного руководителя входит ведение следующей документации: классного журнала, личных дел студентов, составление планов внеклассной воспитательной работы

Классному руководителю необходимо следить за аккуратным и регулярным ведением журнала и своевременной подготовкой отдельных документов для личных дел студентов.

Планирование воспитательной работы – это моделирование педагогической деятельности, которое позволяет целесообразно и рационально выстроить учебно-воспитательный процесс.

В образовательном учреждении используется, в основном, два вида планов воспитательной работы: перспективный и календарный. Главное достоинство первого – в его перспективности. Однако. для повседневной работы он неудобен: уследить за всем трудно – можно пропустить что-то значимое. Календарный план удобен для повседневной работы, но не видна перспектива, не просматривается логика воспитательного процесса, трудно прослеживается задача разностороннего развития детей.

Поэтому в практике работы классных руководителей используется перспективно-календарное планирование, в котором могут быть реализованы достоинства и того и другого планов.

Сама технология составления плана внеклассной воспитательной работы включает в себя следующие методические этапы:

— вначале анализируется состояние учебной работы, поведения и уровня воспитанности студентов и на этой основе определяется общая направленность предстоящей воспитательной работы и одна-две ведущие воспитательные задачи, связанные с преодолением имеющихся в классе недостатков и дальнейшим развитием студентов;

— затем разрабатываются система и разнообразные формы внеклассной воспитательной работы по всестороннему развитию студентов, охватывающие познавательную, гражданско-патриотическую, трудовую, нравственную, художественно-эстетическую и спортивно-оздоровительную деятельность;

— на следующем этапе разрабатываются формы и виды внеклассной работы с учащимися по решению ведущих воспитательных задач;

— далее в плане предусматриваются виды работ по объединению педагогических усилий классного руководителя, преподавателей и родителей в решении поставленных воспитательных задач;

— на заключительном этапе план оформляется и определяется порядок проведения намеченных видов внеклассной работы в той хронологической последовательности, в которой наиболее целесообразно их осуществлять.

Формы работы классного руководителя с учащимися

В соответствии со своими функциями классный руководитель осуществляет отбор форм работы с обучающимися. Всё их многообразие можно классифицировать по разным основаниям: 

• по видам деятельности - учебные, трудовые, спортивные, художественные и др.;

по способу влияния педагога - непосредственные и опосредованные; 

• по времени проведения - кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов), продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель), традиционные (регулярно повторяющиеся); 

• по времени подготовки - формы работы, проводимые с учащимися без включения их в предварительную подготовку, и формы, предусматривающие предварительную работу, подготовку обучающихся; 

• по субъекту организации - организаторами студентов выступают педагоги, родители и другие взрослые; деятельность студентов организуется на основе сотрудничества; инициатива и ее реализация принадлежит детям; 

• по результату - формы, результатом которых могут быть информационный обмен, выработка общего решения (мнения), общественно значимый продукт; 

• по числу участников - индивидуальные, групповые, массовые. 

Индивидуальные формы, как правило, связаны с внеурочной деятельностью, общением классных руководителей и студентов. Они действуют в групповых и коллективных формах и в конечном счете определяют успешность всех других форм. К ним относятся: беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблемы, задачи. Эти формы можно применять и каждую в отдельности, но чаще всего они сопровождают друг друга. Использование индивидуальных форм работы предполагает решение классным руководителем важнейшей задачи: разгадать студента, открыть его таланты, обнаружить все ценное, что присуще его характеру, устремлениям, и все, что мешает ему проявить себя. С каждым необходимо взаимодействовать по-разному, для каждого нужен свой конкретный, индивидуализированный стиль взаимоотношений. 

К групповым формам работы можно отнести советы дел, творческие группы, органы самоуправления. В этих формах классный руководитель проявляет себя как рядовой участник либо как организатор. Главная его задача - помочь каждому проявить себя и создать условия для получения в группе ощутимого положительного результата, значимого для всех членов коллектива. Влияние классного руководителя в групповых формах направлено также на развитие гуманных взаимоотношений между детьми, формирование у них коммуникативных умений. В этой связи важным средством является пример демократичного, уважительного, тактичного отношения к студентам самого классного руководителя. 

К коллективным формам работы классного руководителя относятся прежде всего различные дела, конкурсы, спектакли, концерты, выступления агитбригад, походы, турслеты, спортивные соревнования и др. В зависимости от возраста обучающихся и ряда других условий в этих формах классные руководители могут выполнять различную роль: ведущего участника, организатора; рядового участника деятельности, воздействующего на студентов личным примером; советчика, помощника студентов в организации деятельности. 

 В педагогической литературе можно найти описание различных форм проведения классных часов, конкурсов, сценариев, праздников и т.д. В то же время вопрос о выборе форм работы с учащимися встает прежде всего перед классным руководителем. При этом целесообразно руководствоваться следующим: 

• учитывать воспитательные задачи, определенные на очередной период работы, поскольку каждая форма работы должна способствовать их решению; 

• на основе задач определять содержание работы, основные виды деятельности, в которые целесообразно включить студентов; 

• составлять набор возможных способов реализации намеченных задач, форм работы с учетом принципов организации воспитательного процесса, возможностей, подготовленности, интересов и потребностей студентов, внешних условий (культурные центры, производственное окружение), возможностей педагогов, родителей; 

• организовывать коллективный с участниками мероприятия поиск форм на основе коллективного целеполагания, при этом продумать способы обогащения опыта студентов новыми идеями, формами, например через обращение к опыту других, изучение опубликованных материалов, постановку конкретных вопросов; 

• обеспечивать непротиворечивость содержания и форм воспитательной работы.

Рассмотрим примеры форм воспитательной работы классного руководителя

1. Классный час - форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в котором могут подниматься и решаться важные моральные нравственные и этические проблемы. Он может включать: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы, экскурсии, конкурсы, общественно-полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг и т.д.

Темы тематических классных часов определяются потребностями духовного развития учащихся, их интересами, стремлениями. Выделяется классный час (ситуационный) и как час коррекции поведения учащихся.

2. Классное собрание - это форма организации коллективной жизни.

Собрание группы (классное собрание).           

Цель: помочь в решении проблем, развивать у учащихся способность решать эти проблемы самостоятельно.

Задачи: вызывать воспитанников на откровенный разговор друг с другом, формировать честную дисциплину среди учащихся.

На классном собрании нельзя:

- позволять воспитанникам осуждать или обвинять друг друга;

- привлекать учащихся к выслеживанию и выявлению правонарушителей;

- наказывать группу за поведение отдельных ребят.

Правила организации и проведения собрания:

- попытаться самим решить проблему;

- не оказывать друг на друга никакого давления - ни юридического, ни словесного;

- слушать друг друга, не перебивая.

3. Конкурс - это личное или командное соревнование, имеющее целью выявить наилучших участников, исполнителей работы. Конкурс может быть самостоятельной формой работы и составной частью праздников, КВН, брэйн-рингов и др. форм.

4. Конференция - широко используется в учебно-воспитательной работе. Проходит в виде собраний, занятий-конференций научных, научно-практических, читательских, итоговых. Любой вид конференции требует тщательной подготовки: определение темы; оповещение участников (за месяц) о сроках ее проведения; разработка программы, списка предлагаемой литературы для подготовки; формулирование дискуссионно-проблемных вопросов, выносимых на обсуждение. Подготовка участников конференции предполагает изучение различных источников, энциклопедий, справочников; овладение навыками составления планов, написания тезисов, текста доклада.

6. Вечера - вечернее собрание для дружеской встречи, для развлечения. Могут быть литературные, музыкальные, песенные, танцевальные, поэтические, вечера юмора др. Цель вечеров объединить участников, приобщить к искусству.

7. Викторина - познавательная игра, состоящая из вопросов и ответов на темы различных областей науки, техники, литературы и искусства. Имеет большое значение для расширения образовательного кругозора учащихся.

8. Дискуссия - организация обмена мнениями между учащимися. Основным условием подготовки к дискуссии является: ознакомление каждого с информацией, которая имеется у других участников; поощрение разных подходов в обсуждении, допускаются различные совпадения мнений и предложений; предоставление возможности критиковать и отвергать любое высказывание, мнение или решение побуждение учащихся к поиску группового соглашения в виде общего мнения или решения. Дискуссия может проходить в форме: дебатов, заседания группы эксперте круглого стола, симпозиума, судебного заседания, форума.

9. Праздники - массовое мероприятие, посвященное датам и событиям общенародного или группового характера и проводимое в соответствии с традициями образовательного учреждения. Праздник, посвященный торжественным датам, включает в себя две части:

торжественную часть в виде поздравлений, приветствий, подведения итогов;

концерт, показ спектаклей, сольные выступления, игры, пародии, аттракционы, танцы.

10. Экскурсии - выход, поездка, коллективное посещение достопримечательных мест. Она может быть учебного или культурно-просветительного характера. Требуется предварительная подготовка как со стороны организаторов, так и участников.

11. Игра - соревнование, состязание между учащимися по заранее согласованным определенным правилам. Форма организации игр носит разнообразный характер, это: ролевая, деловая, имитационно-моделируемая. В практике широко используются игры интеллектуального и развлекательного характера: викторина, КВН, конкурсы, брэйн-ринги.

Заключение

От эффективности работы классного руководителя зависит, как студент сможет решать возникшие перед ним проблемы, какое у него сложится отношение к жизни и т.п. Поэтому правильно организованная учебно-воспитательная деятельность классного руководителя – основа для достижения наиболее высоких результатов в воспитании культурно-нравственной личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы классного руководителя "Работа классного руководителя с семьями учащихся с ОВЗ в условиях МСКОУ СКОШ VIII вида г. Арзамаса"

В данной статье обобщен опыт работы классного руководителя с семьями учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....

Методика и формы работы классного руководителя с семьями учащихся по воспитанию ЗОЖ у детей.

Методика и формы работы классного руководителя с семьями учащихся по воспитанию ЗОЖ...

«Методика и формы работы классного руководителя с семьями по воспитанию ЗОЖ у детей»

Родителям необходимо постоянно напоминать об основной роли семьи в закладывании основ ЗОЖ, о воспитании и физическом и духовно-нравственном становлении, об ответственности родителей за формирование жи...

Методика и формы работы классного руководителя с семьями учащихся по воспитанию ЗОЖ у детей

Методика и формы работы классного руководителя с семьями учащихся по воспитанию ЗОЖ у детей...

Из опыта работы классного руководителя МБОУ Димитровская СОШ Дусталиевой Г.А. Современные воспитательные технологии в работе классного руководителя, на примере классного часа "Семья. Традиции семьи"

   Обобщение опыта работы классного руководителя 6 класса  - Дусталиевой Гульнары Акимгалиевны, в использовании современных педагогических технологий в воспитании школьников.Выст...

Роль диагностических методик в работе классного руководителя

Роль диагностических методик в работе классного руководителя...

Методика эффективности работы классного руководителя

Данная методика помогает определить насколько эффективна работа классного руководителя. Состоит из нескольких методик. Определяет уровень личностного развития учащихся, уровень их социализации и гражд...