Формы коллективной организации дела как основной инструмент формирования, развития и становления самоуправления в детском объединении
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Вашему вниманию представлены методики Игоря Петровича Иванова по формам коллективной организации дела.
Методики И.П. Иванова по коллективной организации дела внутри объединения универсальны, и, пожалуй, пока им нет альтернативы.
Представленный материал адаптирован к сегодняшнему времени. Содержит комментарии методиста и опыт работы с районным детским объединением ДЮОД «Круглый Стол ДМОО Центрального района»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
06.07.2021_formy_kollektivnogo_organizatorskogo_dela.docx | 36.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы коллективной организации дела как основной инструмент формирования, развития и становления самоуправления в детском объединении
Материал подготовлен
Алексеевой О.Н.,
методистом, районным куратором РДШ
Введение от методиста
Вашему вниманию представлены методики Игоря Петровича Иванова по формам коллективной организации дела.
Методики И.П. Иванова по коллективной организации дела внутри объединения универсальны, и, пожалуй, пока им нет альтернативы.
Представленный материал адаптирован к сегодняшнему времени. Содержит комментарии методиста и опыт работы с районным детским объединением ДЮОД «Круглый стол ДМОО Центрального района» (комментарии выделены курсивом).
«Коллектив» рассматриваем как детское общественное объединение, актив первичного отделения РДШ, актив органов ученического самоуправления.
«Микроколлектив» рассматриваем как небольшие постоянные команды (по 3-5 чел.) внутри самого объединения, если это целесообразно.
Иногда «микроколлективы» заменяются локальными группами (в зависимости от целеполагания) – временными микроколлективами.
Памятка Общий сбор
Общий сбор – высший орган коллектива, осуждающий и решающий важнейшие вопросы его жизни. Правильно организованный общий сбор – незаменимое средство взаимного воспитания и самовоспитания, в особенности развития чувства ответственности за общее дело, за свой коллектив. За свои действия и поступки.
Общий сбор открывает широкий простор для коллективного творчества, сплочения ребят и их старших друзей, формирования идейной убежденности, сознательной дисциплины. Организаторских способностей, умения строить перспективу. Планировать, искать и находить решение сложных жизненно важных задач. Отстаивать правильное решение и признавать правоту товарищей, оценивать дела, поступки, личные качества товарищей и свои собственные.
Примерные варианты общего сбора
1.Сбор «Рождение коллектива» (см. «Рождение коллектива»)
2. Общий сбор-старт (см. «Коллективное планирование»)
3. Общий сбор - «огонек»
На нем обсуждается проведение коллективного творческого дела «по горячим следам» или жизнь коллектива за какое-то время, а также опыт других коллективов
Целесообразно вести обсуждение по следующим вопросам такого типа:
- Что было хорошо? Что удалось? Что понравилось? Почему?
- Что не получилось? Что было плохо? Что не понравилосьму?
- Что предлагаем на будущее?
4. Большой общий сбор – соединение «огонька» и «Старта»
Он проводится в том случае, если от обсуждения проведенных дел можно сразу же перейти к составлению плана общих дел на следующий срок.
5. Экстренный общий сбор (в т.ч. сбор по тревоге, сбор-ЧП)
Здесь обсуждается какое-либо событие, требующее срочного решения коллектива.
6. Общий сбор – «откровенный разговор».
Общий сбор целесообразно строить как дружную работу микроколлективов. Как работу каждого (вместе с товарищами по микроколлективу) о своем коллективе, о его чести, о его движении вперед, о его радостной, умной жизни, о его служении людям.
Участники сбора располагаются своими микроколлективами по кругу, так. Чтобы каждый видел всех и все видели каждого. Ведущий ставит вопросы. Которые нужно обсудить, и сообща решить (или напоминает вопросы, если они были объявлены раньше, до сбора, и члены коллектива уже начали думать над ними). Затем дается время - в зависимости от характера и объема вопросов – для совещания по микроколлективам (например, 10-15 мин.).
Руководитель микикроколлектива (лидер\командир) сводит воедино высказывания своих товарищей, формируя мнение микроколлектива. Если вопросов несколько, то лучше заранее распределить, кто по какому вопросу собирает мнения и предложения членов микроколлектива и кто будет выступать от его имени.
Следующая часть общего сбора – выступления представителей всех микроколлективов с их мнениями и предложениями, свободное обсуждение этих выступлений, возможно, спор, дискуссия, в которой нужно будет доказать свою правоту, раскрыть и обосновать преимущества своих предложений. Ведущий направляет это обсуждение и формулирует решение, которое нашли участники общего сбора и с которым согласны все или, по крайней мере, большинство.
И.П. Иванов описывает еще одну форму общего сбора-«откровенного разговора»
Здесь все члены коллектива по очереди (по кругу) говорят об одном из товарищей 9например, о лидере\командире) или о каждом. Закон такого разговора: всю правду в глаза, о хорошем и плохом – и никаких обид! Пережить и стать лучше! Такой вид используется в районном объединении КС крайне редко, но точно один раз в году – на последней встрече при присвоении званий и вручении Свидетельств об участии.
Советы организаторам:
-Хорошо открывать общий сбор любимой песней, а завершать девизом коллектива.
- Если во время обсуждения возник новый острый вопрос, появились взаимоисключающие точки зрения или предложения, стоит дать возможность снова подумать. Посовещаться по микроколлективам, чтобы каждый мог высказать свое отношение, выслушать всех. Для этого можно представить побольше времени, например, 5-7 минут. Затем представители микроколлективов выступают с тем мнением (или решением), которое сложилось в результате «внутренних» обсуждений.
- Взрослые друзья ребят во время общего сбора увлеченно, заинтересованно работают вместе с ребятами (думают, советуются, ищут лучшие решения) или в качестве ведущих, или в составе микроколлективов. Но только не со стороны!
- Хорошо, если взрослые стараются своими мнениями, предложениями поддержать, развить, дополнить выступления ребят, увлечь их словом. Озадачить их с помощью волшебного «А почему?», полить масла в огонь спора: «Ну-ка, докажите нам, что ваше предложение лучше!»
Памятка Сбор «Рождение коллектива»
Сбор «Рождение коллектива» - первый общий сбор членов только что созданного коллектива, на котором сообща оформляется его «лицо», закладываются традиции чести.
Во время такого сбора обсуждается и решается вопрос о названии коллектива, о его эмблеме, девизе, песне-гимне (на современном этапе, это может быть просто песня, как, например, у Российского движения школьников песня движения «Девочки, мальчики», у районного объединения «Круглого Стола» - песня «И каждый раз я иду сюда…», сочиненная самими ребятами) , о традиционных праздниках (например, День рождения); выбирается совет коллектива.
Вся работа по оформлению «лица» коллектива проходит на самом общем сборе.
I Примерный ход:
1.Вступительное слово ведущего о задачах, которые нужно решать сообща
2.Работа по микрогруппам. В течение 15-20 мин. каждый микроколлектив придумывает свое название, выбирает командира (в современных условиях это может быть лидер) на первый период, подготавливает предложение о названии общего коллектива, о девизе, значке-эмблеме, песне-гимне.
3. Общая работа: Каждый микроколлектив (по кругу) представляет себя и своего командира (лидера), высказывает свое предложение о «лице» коллектива и защищает свой «проект». Предложения микроколлективов обсуждаются; Выбирается (единодушно или большинством голосов, или, в крайнем случае, жребием) одно из предложений по каждому вопросу: о названии, девизе и т.д.
В ходе обсуждения может возникнуть и новый вариант, объединяющий сходные предложения.
В этой творческой работе важная роль принадлежит взрослым членам и друзьям коллектива, которые помогают ребятам найти самые удачные решения.
II Общему сбору предшествует:
- Подготовительная работа – размышление в микроколлективах (см. «коллективное планирование»).
- Коллективное творческое дело, в ходе которого каждый микроколлектив придумывает свое название, проходит своеобразное испытание, сплачивается, подготавливает свои предложения о «лице» общего коллектива.
Таким творческим делом может стать игра по станциям для микроколлективов, игры-молнии на знакомство, наблюдательность, взаимодействие, сплоченность, задание «Что вы предложите отряду?» (на современном этапе – команде/активу)- подготовка проекта названия, девиза, эмблемы, о его жизни к перспективному плану).
Микроколлективы собираются на общий сбор, где проводится описанная выше работа.
Советы организаторам
- Для того, тобы облегчить ребятам работу, можно во вступительном слове привести примеры названий. Девизов, эмблем разных коллективов.
- Не надо навязывать ребятам своих предложений, пусть они прозвучат как еще один вклад в «общую копилку», которые обсуждаются вместе со всеми остальными. Лучше всего. Если мысли взрослых будут как бы развитием того, что высказали ребята.
- Очень важно тактично. как бы «по секрету» помогать ребятам во время работы по микроколлективам: если у них нет своих интересных предложений, посоветовать несколько вариантов на выбор, отбирая из нескольких одно, ребята почувствуют себя авторами этого предложения.
- Как можно убедительнее покажите ребятам. Что при обсуждении проектов и решении вопроса о самом удачном нужно отодвинуть свое «авторское» самолюбие на второй план, поставить общие интересы выше всего и выбрать действительносамое удачное название. Самый подходящий девиз и т.д., независимо от того, кто его предложил.
- Приложите все усилия, чтобы найденное сообща на сборе-рождении поскорее вошло в повседневную жизнь коллектива, стало действительно традицией его чести и красоты, например, его название коллектива, его девиз и эмблема вошли бы в оформление помещения, в котором живет коллектив, названия микроколлективов звучали бы в обращении взрослых к ребятам и ребят друг к другу, значок-эмблема украшал бы каждого члена коллектива во время праздников, разных событий и дел, чтобы песней открывался и закрывался каждый общий сбор.
- Помните, что хотя сбор «рождение коллектива» - только начало коллективной организации своей жизни ребятами и их старшими друзьями, это начало означает выбор пути. Если ребята (и взрослые тоже!) на этом первом общем сборе увидят и почувствуют. Как можно действительно сообща решать важные вопросы общественной жизни коллектива, приобретут первый опыт общей заботы о чести своего коллектива. Первый опыт содружества, они с гордостью пойдут по этому единственно правильному пути.
Памятка Коллективное планирование
Коллективное планирование – творческое организаторское дело; оно означает участие каждого члена коллектива в раскрытии перспектив жизни коллектива, в поиске и выборе общих дел (и событий) на новый период, в разработке конкретного плана таких дел.
Коллективное планирование – школа ответственности и заботы, школа самовоспитания и обучения каждого важнейшим организаторским умениям.
I Варианты и приемы коллективного планирования
Коллективное планирование может включать в себя:
1.Поиск и выбор важнейших дел или серий дел на пользу и радость своему коллективу, окружающим людям, далеким друзьям, в том числе дел, подготовка к которым быдет идти долгое время (например, зимний лагерный сбор), и постоянных дел-поручений. По очереди выполняемых микроколлективами (см. «Чередование традиционных поручений»).
2. Поиск и выбор обычаев, организующих отдельные стороны жизни коллектива, например, ритуала ежемесячной смены командиров (лидеров), открытия и закрытия общего сбора.
3. И.П. Иванов предлагает еще поиск и выбор героя или героев коллектива (этот пункт также присутствует у него в советах про «Сбор рождения коллектива»), жизнь которого будет изучаться всеми членами коллектива и образ которых будет примером в повседневной работе и самовоспитании. На сегодняшнем этапе многими взрослыми и объединениями эта линия отсутствует или очень слабо работает. РДШ, например, имеет ряд современных героев- это имена, известные всей стране (С.Рязанский- летчик –космонавт, герой России, председатель Всероссийской организации), известные медиа-личности, люди профессий (В.Тетерский- педагог). У районного объединения «Круглого Стола» - это истории из жизни ребят-выпускников КС, достигших успешности в личностном росте, самовоспитании, в организаторской деятельности или уже после выпуска.
Перспективное планирование может проходить после создания коллектива, на первом общем сборе «рождения коллектива» (см. «Рождение коллектива»), на общем сборе-старте в начале нового учебного года, после приезда в лагерь, перед походом, в начале нового года жизни коллектива – после праздника его Дня рождения (см. «Общий сбор»).
Приемы
Для того, чтобы каждый член коллектив действительно стал активным участником перспективного планирования, можно использовать такие приемы коллективной организаторской деятельности:
- конкурс между микроколлективами на лучшие предложения о жизни коллектива;
- анкету-копилку типа «Хочу, чтоб было так» или «думаю-мечтаю-предлагаю» и т.д. (на сегодняшний день в арсенале есть множество подобных технологий, которые хранятся в методическом арсенале районного центра поддержки и развития ДСИ и ОУСУ, а также у ДЮОД «Круглый Стол ДМОО Центрального района»).
II Составление плана общих дел коллектива
Может быть на очередной срок, например, на месяц, на период школьного года (на осень, зиму и т.д.), на неделю (в лагере) проходит на общем сборе (см. «Общий сбор»)
Здесь же определяется, кто будет участвовать в каждом деле (весь коллектив, или отдельные микроколлективы, или сводные объединения добровольцев (в КС – желающих) и кто будет организатором того или иного дела: совет коллектива (он может быть избран на этом же сборе на новый срок, например, на месяц или на период школьного года), или специальный «совет дела» (штаб, орг.группа) из представителей всех первичных коллективов (микрогрупп) отвечающих за подготовку и проведение данного дела, или командир (лидер) сводного отряда.
Вот примерная схема такого плана общих дел, составленного общим сбором (И.П. Иванов здесь предлагает схему плана с ориентацией на его «Педагогику общей заботы»):
Для кого сделаем? | Что сделаем? (коллективные творческие дела) | Кто участвует? | Кто организует? | Когда и где? |
1Для самого коллектива (класса, школы) | ||||
2.Для окружающих людей, для родного края | ||||
3. Для далеких друзей |
Для того, чтобы каждый член коллектива стал активным участником такого календарного планирования, можно использовать следующие приемы коллективной организаторской деятельности:
- «Общую разведку дел и друзей», при этом лучше всего, если разведку ведут все микроколлективы со своими старшими друзьями
- Конкурс между первичными микроколлективами на лучшие предложения к плану или закрытый конкурс для всех желающих.
III Общий сбор-старт: планирование
Разработка плана отдельного, наиболее важного, трудового или нового дела всеми членами коллектива происходит на специальных общих сборах-стартах. При этом руководитель коллектива может заранее (или на самом сборе) рассказать о значении и особенностях данного дела, о его возможных вариантах его проведения; затем идет работа на самом сборе в течение 15-20 минут или предварительно по первичным микроколлективам, где каждый высказывает свое пожелание и готовится коллективное предложение об этом деле (как лучше его провести) или свой проект этого дела;
Наконец, происходит смотр предложений или проектов, их защита, обсуждение, сообща отбираются самые удачные или создается объединенный проект, составляется план предстоящего дела.
Каждый член совета коллектива (например, командир, лидер, член «совета дела») организует работу своего микроколлектива по осуществлению разработанного сообща плана.
Собираясь на совет, представители митркроколлективов координируют свои усилия, договариваются о совместных действиях, решают возникшие по ходу работы вопросы.
Советы организаторам:
- В период подготовки к общему сбору (период разведки), взрослые члены-руководители и друзья коллектива помогают микрогруппам (лучше «по секрету»), устраивают их сборы, подсказывают маршруты разведки, советуют те или иные дела (на выбор!), подбадривают, поддерживают и помогают развить предложения, возникающие у самих ребят.
- На самом общем сборе взрослые действуют как заинтересованные, увлеченные общим поиском участники коллективного планирования (и в качестве ведущих, и в составе микроколлективов): помогают ребятам сравнивать различные варианты, учат ставить друг другу вопросы (например, во время защиты проектов), отбирать наиболее подходящие решения, кратко обобщать результаты обсуждения, формулировать решения.
- Во время текущей работы по осуществлению задуманного очень важно научить ребят (прежде всего личным примером!) подходить к этой работе как к выполнению общего решения как к заботе о своем коллективе, о его части. С этих позиций должен вестись контроль за выполнением плана (сами ребята с их старшими друзьями, например, с советом коллектива или дежурным первичным микроколлективом (см. «Чередование традиционных поручений»).
-Нельзя забывать . что коллективное планирование проходит тем успешнее, чем активнее все члены коллектива обсуждают свой собственный опыт (например, на общих сборах-«огоньках» (технологии их проведения можно найти на сайтах для вожатых лагерей) или на больших общих сборах), извлекают из него уроки на будущее, а также чем вдумчивее они будут знакомиться с опытом других коллективов, сравнивать этот опыт со своим, учиться и на успехах и на ошибках.
-Составляя план работы, педагог-руководитель коллектива намечает систему своих собственных действий, направленных, в частности, на то, чтобы обеспечить активное участие каждого воспитанника в коллективном планировании общих дел.
Памятка «Чередование традиционных поручений» (ЧТП)
Чередование традиционных поручений - один из приемов коллективной организации жизни; Представляет собой соединение (серию) нескольких постоянных дел (трудовых, познавательных, спортивных, организаторских), которые выполняются по очереди каждым микроколлективом для общего коллектива и для окружающих людей.
Такие традиционные (постоянные) поручения могут выполняться в объединении микроколлективами (командами), в школьном коллективе – классами, в лагере – отрядами, в походе – командами и т.д.
Общий сбор коллектива (в большой школе - слет делегатов классных коллективов) решает, какие дела-поручения станут постоянными и на какой срок, например, на полгода, на год (при этом количество таких дел должно совпадать с количеством микроколлективов, которые будут выполнять эти дела), когда будет происходить чередование; организует «обмен» постоянными делами-поручениями межу микрогруппами, заранее решая, в каком порядке будут обмениваться этими делами-поручениями (по заранее составленному графику-календарю или каждый раз по жребию).
Чередование традиционных поручений дает возможность:
1.Строить жизнь коллектива на постоянной и одновременной заботе о нем и друг о друге всех микроколлективов.
2.Сплотить микроколлектив в практических делах, в совместном решении жизненно важных задач. Успешное выполнение традиционных дел-поручений невозможно без участия каждого, без взаимной поддержки, без укрепления дружбы.
3. Сделать каждого члена коллектива (вместе со своими товарищами!) участником разнообразных дел на пользу и радость всему коллективу и окружающим людям.
Тем самым каждое из таких чередующихся дел-поручений не становится в тягость, не надоедает, оно выполняется в течение одной-двух недель и. периодически повторяясь, обогащает каждого участника определенным практическим, организаторским, нравственным опытом.
4. научить каждого (вместе с товарищами по микроколлективу) вникать в опыт других, использовать все хорошее и превращать в традиции, избегать ошибок. Вносить свое, новое, лучшее. Ведь в системе ЧТП каждый микроколлектив. Принимая очередное дело – поручение на следующий срок. Как бы опирается на плечи всех тех коллективов, которые выполняли это поручение раньше, до него.
Нельзя просто повторить их опыт, ни и нельзя отказаться и отказаться от того хорошего, что стало привычным.
5. Сблизить с работой старших членов коллектива его руководителей, его друзей. Педагоги, родители, вожатые. Помогая своим микроколлективам (и открыто, и «по секрету»!) как можно лучше выполнить очередные поручения, вместе с ребятами заботятся о «большом» коллективе, об окружающих людях, решают жизненно-важные задачи и тем самым используют богатейшие воспитательные возможности ЧТП.
Примеры ЧТП
-Дежурные по коллективу («Вахтенные», «Хозяева») постоянно заботятся о чести коллектива, о соблюдении его обычаев, о выполнении общих дел, записанных в плане. И постоянных поручений остальными микрогруппами. А также о подготовке сюрприза для своего коллектива.
- «Затейники» обучают тварищей новым играм-2молниям», проводят по-возможности, такие игры на переменах, после уроков.
- «Журналисты» выпускают очередной номер устного журнала, живой газеты … и т.п.
В объединении КС есть также ряд ЧТП, который определяется по жеребьевке. Есть «Блогеры» - следят за наполнением контента в группе и инстаграмм, делают анонсы ми релизы встреч объединения, дел и событий. «Фотографы» фиксируют всю нашу жизнь на видео или фото. Создают и пополняют альбомы группы, монтируют видео, «Сюрпризики» - готовят сюрпризы для всей команды при каждой встрече ( неожиданные приятные и поднимающие настроение всем), обычно сюпризики готовятся тайно от всех. «Мастера» - проводят мастер-классы для всего объединения на встречах.
Советы организаторам:
- Ни в коем случае не разжигайте соперничества между микроколлективами! Старайтесь подмечать, поддерживать ростки настоящей дружбы, взаимопомощи, инициативы, настойчивости в осуществлении задуманного. Оценивайте выполнение поручений как бескорыстную заботу о товарищах, как радостные сюрпризы для всего коллектива, для окружающих людей.
- Всячески поощряйте дружную работу над поручениями вне школы.
- Высоко оценивайте и развивайте взаимопомощь микроколлективов при выполнении дел-поручений. Например. участие ребят из других микроколлективов в качестве поддержки и сопричастности, практической передачи своего практического опыта.
- Периодически устраивайте обсуждение всем коллективом опыта выполнения постоянных дел-поручений, например, на общем сборе-«огоньке» раз в месяц. Сравнение. Анализ. Оценка собственного опыта – отличный учитель!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика организации коллективного дела как инструмент формирования позитивного образа выпускника
Воспитание, формирование и развитие личности осуществляется в коллективе. Именно коллектив раскрепощает личность, открывает простор для ее всестороннего развития, при условии, что этот к...
Организация исследовательской деятельности как инструмент формирования универсальных учебных действий учащихся
Данная работа показывает как можно оказать помощь учащимся в развитии способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать сво...
Развитие самоуправления в детском объединении через социально-значимую деятельность.
для руководителей детских организаций...
Сценарный материал проведения районного слёта лидеров школьного (ученического) самоуправления и детских объединений
Данный материал предназначен для руководителей ШУС и ДО, для работы с лидерами и волонтёрами по общественной направленности...
Проектная деятельность как метод развития творческих способностей учащихся в детском объединении « Творчество природа».
Проектная деятельность как метод развития творческих способностей учащихся в детском объединении « Творчество природа»....
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ЧЕРЕЗ РАБОТУ ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
В статье представлена разработка одного из занятий детского объединения «Юный химик» в соответствии с требованиями ФГОС ООО....
Сценарий праздника в форме Коллективно Творческого Дела «Танцующий город»
цель: Создание КТД совместно с учашимися, родителями и педагогамиЗадачи:Развитие навыков актерского и сценического мастерстваВоспитание чувства коллективизма, коммуникации, сплоченностиПри...