Проектная деятельность как метод развития творческих способностей учащихся в детском объединении « Творчество природа».
учебно-методический материал на тему
Проектная деятельность как метод развития творческих способностей учащихся в детском объединении « Творчество природа».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность как метод развития творческих способностей учащихся в детском объединении « Творчество природа».
Историческая справка: Основателем проектной деятельности считают американского философа, психолога и педагога Джона Дьюи. Именно этот учёный сто лет назад предложил вести обучение через целесообразную деятельность ученика, с учётом его личных интересов и целей.
По В. Кильпатрику проект - это «любая деятельность, выполненная «от всего сердца», с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом».
Возрождению в практике метода проектов способствовали: Е. С. Полат, Т. А. Воронина, И. Е. Брусникина, А. И. Савенков. Профессором Евгенией Семеновной Полат была разработана теоретическая основа метода проектов. Использование метода проектов показывает, как отмечает Е. С. Полат, что “вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее”. Под методом проектов она подразумевает систему обучения, при которой ребенок приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения, постепенно усложняющихся, практических заданий — проектов. По определению Е. С. Полат: «Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов и действий обучаемых, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных познавательных действий и предполагающих презентацию этих результатов в виде конкретного продукта деятельности. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, проблемных методов, творческих по самой своей сути».
Слово "проект" в буквальном переводе с латинского - "брошенный вперёд".
Проектная деятельность – это самостоятельная и совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы.
Цель проектного метода - развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности.
Достоинства "метода проектов"
- обучающиеся видят конечный результат;
- выявляются и развиваются творческие способности, воображение, творческое мышление;
- учитываются индивидуальные способности обучающихся: сильным - сложное, слабым - по их реальным возможностям;
- развиваются познавательные способности, социальные и коммуникативные аспекты личности обучающихся.
Проекты различаются по тематике (творческие, информационные, игровые или исследовательские).
По составу участников: индивидуальные, групповые.
По срокам реализации : краткосрочные (1-3 занятий), средней продолжительности и долгосрочные.
Работая в системе дополнительного образования необходимо давать детям возможность проявить свои возможности и таланты, а так же помогать им раскрыться. В творческом объединении «Творчество и природа» для детей есть все условия: свобода творчества, дружный коллектив.
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста, 2 года обучения. И для одарённых детей мною разработан индивидуальный образовательный маршрут, в основном для детей среднего звена (11-13 лет).
В своей работе я использую проектные задачи, которые являются прообразом проектной деятельности. Проектная задача это набор заданий, которые стимулируют детские действия, направлены на получение ребёнком результата, которого ещё не было в его практике.
Проектная задача принципиально носит групповой характер (коллективная работа). Решение проектных задач дает возможность обучающимся, освоить основы проектной деятельности в учебном сотрудничестве.
В отличие от профессионального проекта, для решения проектной задачи детям предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их выполнения данных.
Такими проектными задачами в рамках занятий, являются комплексные мини-проекты «Окно в природу» (лето, осень, зима, весна);
Мини-проект «В мире животных». Как и положено, работу начинаем с коллективного обсуждения общего замысла. Составляли план проекта, выполняли задания. В результате каждый участник проекта, представлял созданного персонажа, «озвучивал» его(придумывал историю жизни персонажа). И, конечно же, детские изделия объединили в общую композицию, и представили на постоянно действующей выставке.
Со старшими детьми, занимающимися по индивидуальному творческому маршруту, мы выполняем более сложные проекты. Проект «Вторая жизнь цветов» - панно из природного материала в технике аппликация.
Вся работа над проектом делилась на 4 части:
Часть 1. Подготовительная:
подбор материала по выбранной тематике;
составление эскиза работы.
Часть 2. Практическая:
создание технологической карты;
создание панно из природного материала (кора сосны), а технике аппликация.
Часть 3. Работа над творческим отчётом.
Часть 4. Подготовка к защите творческого проекта.
При выполнении этого творческого проекта был разработан интересный эскиз. Основной задачей стал подбор природного материала. При выполнении ребёнок поставил для себя задачу вписать её в интерьер своей комнаты. В конечном итоге получился потрясающий результат творчества по качеству и оригинальности выполнения – необычное панно из природного материала (засушенные растения), а также комплект документации разработки этого изделия с технологическими картами и экономическими расчётами. В результате работы над творческим проектом ребёнком был усвоен достаточно большой объём умений и знаний, необходимый для развития творческих способностей и творческого мышления. Проект был представлен для защиты в творческом объединении. После защиты проекта многие обучающиеся выразили желание попробовать себя в качестве исследователя и выполнить творческие проекты декоративно-прикладного творчества.
Активное включение детей в исследовательскую деятельность формирует у них развитие интереса к этому виду деятельности и развивает их творческие способности.
Таким образом, необходимость применения проектной методики в декоративно – прикладном творчестве, ведёт к его подготовки к реальной деятельности и более полноценному развитию личности учащегося.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как средство развития творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка
Данная статья содержит материал из опыта работы методом проекта в профильном (филологическом) классе и общеобразовательных классах....
Проектная деятельность как форма развития творческих способностей учащихся.
Современному обществу нужен человек, который сумеет самостоятельно мыслить, ставить перед собой социально значимые задачи, проектировать пути их решения, прогнозировать результаты и достигать их...
Проектная деятельность как условие развития творческих способностей учащихся в предмете «Технология»
В настоящее время в связи с модернизацией российского образования встала проблема возрождения метода проектов в отечественной школьной практике. Сторонники этого метода далеки от простого перено...
Проектная деятельность как средство развития творческих способностей учащихся
Инновационный проект учителя технологии Рябоконь Ирины Алексеевны....
Доклад. "Проектная деятельность как условие развития творческих способностей учащихся."
Рассмотрены основные принципы организации проектной деятельности обучающихся на уроках технологии....
Обобщение опыта работы по теме: "Проектная деятельность, как средство развития творческих способностей учащихся на уроках технологии и во вне урочной деятельности".
Передо мной, как перед учителем технологии стоит сложная задача не только научить, но и заинтересовать учащихся, сделать так, что бы детям нравилось то, что они делают. Только тогда ученик с удовольст...