Долгосрочная целевая программа по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних Паспорт программы Наименование программы | Долгосрочная целевая программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних | Руководитель программы | Директор МБОУ «СШ №29» Т.В.Бачинина | Адрес организации-исполнителя | ХМАО-Югра, г.Нижневартовск ул. Дзержинского 27а, тел.: 26-03-68 | Разработчики программы | Директор МБОУ «СШ №29» Бачинина Т.В. Заместитель директора по ВР Громовая С.И. Соц. педагог МБОУ «СШ №29» Алиева Н.В. | Целевые группы | - обучающиеся МБОУ «СШ №29»; - родители (законные представители) обучающихся МБОУ «СШ №29»; - педагоги МБОУ «СШ№29» | Цели программы | - обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений; - создать условия для эффективного функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений. | Направленность | Профилактическая | Сроки реализации программы | С 01.09.2017-31.05.2019 годы | Исполнители программы | Педагогический коллектив МБОУ «СШ №29» | Вид программы | Модифицированная | Уровень реализации программы | Начальное общее образование, основное общее образование | Ожидаемые результаты реализации программы | - созданы условия для эффективного функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений (кадровые, психолого-педагогические, материально-технические; организаторские, учебно-методическое обеспечение,); - снижено количество правонарушений и преступлений со стороны несовершеннолетних на 50%; - уменьшено количество неблагополучных семей; - вовлечение 100% несовершеннолетних, совершивших правонарушения во внеурочную деятельность. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Профилактика правонарушений и безнадзорности становится наиболее актуальной, т.к. появилась немало подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. К этой категории относятся дети из семей, бюджет которых не позволяет организовать полноценный отдых и питание, в результате чего они, как правило, предоставлены сами себе. Все это ведет к росту правонарушений среди подростков. Анализ правонарушений, беседы с подростками, анкетирование показывает, что правонарушения в основном совершаются во внеурочное время. Логика профилактики подсказывает необходимость создания в школе условий, которые не провоцируют отклонение в поведении, а расширяют безопасное пространство для ребенка, где ему хорошо и интересно. «Государство признает детство важным этапом в жизни человека и исходит из принципов приоритетной подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развитие у них общественно - значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств: патриотизма и гражданственности» - декларирует Федеральный Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка». Социальные и экономические проблемы в российском обществе на данном этапе развития существенно ослабили институт семьи, ее воздействие на воспитание детей. Результатом этого процесса является рост численности безнадзорных детей, увеличение распространения в детской среде наркотиков, различных психотропных веществ, алкоголя. И, как следствие, увеличение числа правонарушений среди несовершеннолетних. Детская безнадзорность и беспризорность - следствие современной социально-экономической и духовно-нравственной ситуации, в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых и порождают опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции: ∙ рост числа граждан, лишённых родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних; ∙ нарушения прав детей; ∙ ухудшение физического и психического здоровья подрастающего поколения; ∙ рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, который ведёт к увеличению числа преступлений, совершённых несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних; ∙ «омоложение» преступности; ∙ увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей из семей, находящихся в социально-опасном положении. Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Самое главное, в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних отсутствует целостный системный подход и координация её отдельных звеньев. Приоритетной задачей в деятельности нашего образовательного учреждения становится организация комплексной профилактической работы во всех основных сферах жизнедеятельности детей и подростков, выстроенная в рамках межведомственного взаимодействия с учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений. С целью систематизации работы МБОУ «СШ №29» в области профилактики была создана «Долгосрочная целевая программа по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних на 2017-2019 гг. «ЛЮБИТЬ И БЕРЕЧЬ!». Правовая основа программы Правовую основу программы профилактики безнадзорности и правонарушений составляют: ∙ Международная Конвенция ООН о правах ребёнка; ∙ Конституция Российской Федерации; ∙ Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; ∙ Федеральный закон ФЗ №273 «Об образовании в РФ»; ∙ Административный, уголовный и семейный кодексы Российской Федерации; ∙ Нормативные правовые акты органов местного самоуправления субъектов РФ.
- ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цели: - обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений; - создать условия для эффективного функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений. Задачи: - повышение уровня воспитательно–профилактической работы с несовершеннолетними в образовательном учреждении; - своевременное выявление детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации (ТЖС) или социально-опасном положении (СОП), как возможное условие совершения правонарушений; - защита прав и интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации или СОП; - раннее выявление семейного неблагополучия и оказание помощи; - создание условий для психолого-педагогической и правовой поддержки обучающихся; - осуществление индивидуального подхода к обучающимся и оказание помощи в охране их психофизического и нравственного здоровья; - осуществление консультативно-профилактической работы среди обучающихся, педагогических работников, родителей. - развитие системы организованного досуга, занятости и отдыха в каникулярное время и внеурочное время детей «группы риска». Ожидаемые результаты: - создание условия для эффективного функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений; - снижение уровня правонарушений и преступлений со стороны несовершеннолетних на 50%; - уменьшение количества неблагополучных семей. Кадровое обеспечение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №29» укомплектована квалифицированными кадрами. Состав инициативной группы по реализации долгосрочной целевой программы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних: - администрация школы; - педагог-психолог; - социальный педагог; - медицинский работник; - классные руководители; - учителя-предметники; - педагоги дополнительного образования; - совет профилактики.
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- Основные направления деятельности:
-организаторская работа; - диагностическая работа; - профилактическая работа с обучающимися; - профилактическая работа с родителями (законными представителями).
2.2. Формы работы: - индивидуальные; - групповые; - массовые.
- Социально-педагогическое сопровождение:
- помощь обучающимся в укреплении физического и психического здоровья через различные формы работы; - вовлечение обучающихся в различные виды социально-значимой деятельности и обеспечение успеха в ней; - индивидуальные формы работы с детьми «группы риска» и их родителями, оказание им систематической действенной помощи; - организация коллективной деятельности и общения; - организация занятий для обучающихся по овладению способами бесконфликтного поведения; - ведение учета неблагополучных семей, социальный патронаж детей из неблагополучных семей; - проведение профилактических бесед, встреч с работниками медицинских, правовых учреждений по проблемам правонарушений, наркомании и алкоголизма.
- МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
- Этапы реализации программы
Программа содержит 4 блока: организационная работа, диагностическая работа, профилактическая работа с обучающимися, профилактическая работа с родителями. Срок выполнения программы: 2017-2019гг. Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании, осуществление систематической работы с банком данных обучающихся «группы риска». Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы, организацию мониторинга здоровья обучающихся. Профилактическая работа с обучающимися включает предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением и детьми «группы риска» Предупредительно-профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед. Она способствует формированию у обучающихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, несклонной к правонарушениям личности. Задача индивидуальной работы с подростками с девиантным поведением состоит в содействии сознательному выбору воспитанником своего жизненного пути. Работа выстраивается в несколько этапов: - Изучение подростка и окружающей его среды (диагностики, анкетирование); - обеспечение психологической готовности подростка к изменению (беседы с подростком, вхождение в доверие к нему, пробуждение его интереса к той или иной деятельности); - накопление подростком нравственно положительных качеств, поступков (стимулирование положительных поступков, изменений, профориентационная работа); - самовоспитание (поддержка подростка в процессе самовоспитания). Профилактическая работа с родителями (законными представителями) предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи (через организацию семейного клуба выходного дня «Семья + школа», Школу родительской ответственности), включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета школы. Программу реализует администрация школы (с привлечением заинтересованных ведомств), классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог. В целях профилактики безнадзорности в школе работают разнообразные кружки и секции.
- СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ПРОГРАММЫ
- Организационная работа:
- Планирование и коррекция работы по профилактике правонарушений совместно с инспектором по делам несовершеннолетних;
- Организация работы школьного Совета профилактики;
- Проведение тематических педагогических советов;
- Педагогический всеобуч для родителей через организацию клуба выходного дня для семей;
- Социально-педагогическая работа с детьми «группы риска»;
- Составление социального паспорта классов, школы;
- Ведение банка данных обучающихся из неблагополучных семей, обучающихся, стоящих на внутришкольном учёте;
- Проведение профилактических акции «Подросток», «Школа для всех», «Здоровье», «Дети России» и др. (посещение семей микрорайона школы, выявление обучающихся, не посещающих школу);
- Выявление и постановка на учёт детей с девиантным поведением, вовлечение их в секции и кружки.
- Диагностическая работа:
- Анкетирование обучающихся 5-11-х классов на предмет выявления фактов употребления алкоголя, табачных изделий, наркотических веществ и ПАВ.
- Анкетирование обучающихся с целью профориентации и дальнейших жизненных планов (7-11 кл.).
- Анкетирование обучающихся с целью профилактики суицидального поведения (5-11 кл.).
- Проведение диагностических методик изучения личности обучающихся, в том числе склонностей к аддиктивному, ассоциальному поведению.
- Заполнение индивидуальных карт обучающихся «группы риска».
- Заполнение карт занятости обучающихся 1-11 классов.
- Профилактическая работа с обучающимися:
- Предупредительно-профилактическая деятельность:
- реализация системы воспитательной работы школы;
- проведение мероприятий совместно с инспектором по делам несовершеннолетних;
- классные часы;
- организация правового всеобуча;
- профориентационная работа;
- проведение профилактических бесед, лекций, семинаров.
- Организация досуговой деятельности обучающихся «группы риска»:
- вовлечение обучающихся «группы риска» во внеурочную деятельность;
- вовлечение обучающихся в планирование КТД в школе, организация школьного самоуправления;
- охват организованным отдыхом подростков «группы риска» в каникулярное время и интересным содержательным досугом в течение всего года;
- оказание помощи в трудоустройстве.
4.3.3 Индивидуальная работа с обучающимися с девиантным поведением: - выявление причин отклонений в поведении;
- беседы специалистов школы с подростком;
- приглашение на школьный Совет профилактики;
- беседы инспектора по делам несовершеннолетних;
- вовлечение в общественную жизнь класса, школы, кружки, секции;
- направление документов в КДН;
- проведение тренинговых занятий, консультаций специалистами школы с обучающимися.
- Профилактическая работа с родителями:
- выбор родительского комитета в классах;
- выбор родителей в состав школьного Управляющего Совета;
- «День открытых дверей» для родителей;
- привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий.
- привлечение родителей к осуществлению правопорядка во время проведения культурно-массовых мероприятий;
- выявление социально-неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей и ведение банка данных;
- посещение по месту жительства семей, находящихся в социально-опасном положении, направление информации в КДН и Управление по опеке и попечительству;
- проведение родительского всеобуча в рамках работы ШРО;
- организация консультаций специалистов: педагогов-психологов, учителей предметников, социального педагога, медицинских работников для родителей;
- организация тематических встреч родителей с работниками образования, правоохранительных органов, органов здравоохранения;
- использование разнообразных форм для проведения родительских собраний: лекции, конференции, ролевые игры, родительские тренинги, практикумы и др.
- ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
№ п\п | Содержание работы | классы | Сроки | Ответственные | | 1. Организационные мероприятия | | 1 | Изучение и систематизация социальной структуры семей обучающихся школы. | 1-11 | сентябрь | Кл. рук. 1-11 кл. Соц.педагог | | 2 | Выявление детей "группы риска", детей с девиантным поведением, детей из неблагополучных и малообеспеченных семей | 1-11 | сентябрь | Кл. рук.1-11 кл. Соц.педагог | | 3 | Организация заполнения в классах социальных паспортов | 1-11 | сентябрь | Кл. рук.1-11 кл. Соц.педагог | | 4 | Составление банка данных и социального паспорта школы | 1-11
| до 01 октября | Соц. педагог
| | 5 | Анализ состояния преступности и безнадзорности обучающихся за год | 1-11 | октябрь | Соц. педагог | | 6 | Планирование и корректирование работы по профилактике правонарушений обучающихся | 1-11 | сентябрь октябрь | Соц. педагог | | 7 | Организация работы Совета профилактики школы ( по отдельному плану) | 1-11 | 1-2 раза в месяц | Соц.педагог | | 8 | Участие в акциях, по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних | 1-11
| В течение года | Зам.директора по ВР | | 9 | Анкетирование обучающихся с целью выявления склонности к правонарушениям | 5-11 | сентябрь | Кл. рук. 5-11 кл. | | 10 | Вовлечение обучающихся «группы риска» в работу кружков и секций. | 2-11 | сентябрь октябрь | Кл. рук. 2-11 кл. Соц.педагог | | 11 | Своевременное принятие мер по поступившим сигналам о правонарушениях обучающихся: а) индивидуальные беседы; б) посещение семьи; в) приглашение на Совет профилактики. | 1-11 | По мере необходимости | Соц. Педагог, кл.рук. 1-11 кл.
| | 12 | Организация и проведение школьных рейдов, в неблагополучные семьи. | 1-11 | 1 раз в четверть | Администрация школы | | 13 | Организация рейдов на квартиры обучающихся, стоящих на учете в ОДН и КДН | 1-11 | 1 раз в четверть | Администрация школы | | 14 | Сверка документации школы и ОДН по обучающимся, состоящим на учете в ОДН. | 1-11. | сентябрь | Соц. Педагог |
| 15 | Анализ проведенных мероприятий в рамках реализации программы | - | 1 раз в квартал | Администрация школы |
| 2. Работа с обучающимися. | 1 | Оказание обучающимся информационно-правовой помощи, защита их интересов: а) работа лектория правовых знаний (по отдельному плану); б) работа "Школьной службы примирения" | 8-9 кл. 1-11 | 1 раз в месяц
ежедневно | Соц. педагог Педагог-психолог Зам.директора по ВР | 2 | Оказание помощи вновь прибывшим обучающимся в адаптации | 1-11 | По мере необходимости | Соц. Педагог Педагог-психолог | 3 | Оказание помощи обучающимся в прохождении адаптационного периода | 1-11 | сентябрь октябрь | Кл. рук. 1-11 кл. Соц. Педагог Педагог-психолог | 4 | Оказание помощи обучающимся в трудной жизненной ситуации. Консультирование. | 1-11 | ежедневно | Кл. рук. 1-11 кл. Соц. Педагог Педагог-психолог | 5 | Организация досуга обучающихся (по плану воспитательной работы школы) | 1-11 | ежедневно | Зам. Директора по ВР, кл..рук. 1-11 кл. | 6 | Изучение федеральных, региональных и локальных нормативно-правовых документов, необходимых для профилактики правонарушений несовершеннолетних. | 8-11 | В течение уч. года | Соц. педагог, Кл.рук.8-11 кл. Учителя обществознания | 7 | Обучение несовершеннолетних способам разрешения конфликтов через: а) консультирование; б) тренинговые занятия; в) пед.консилиумы; г) "круглые столы"; д) организацию ШСП. | 7-11 | В течение года | Администрация школы, соц. педагог, кл. рук. 7-11 кл. педагог-психолог | 8 | Охват организованным отдыхом и трудом обучающихся " группы риска" в каникулярное время и досугом в течение года. | 1-11 | В течение года | Пед. коллектив школы | 9 | Контроль за посещаемостью уроков, поведением обучающихся "группы риска". | 1-11 | Ежедневно | соц. педагог, кл. рук.1-11кл. | 10 | Самоотчеты обучающихся на заседаниях Совета профилактики школы об успеваемости, посещаемости, поведению, занятости в свободное время. | 1-11 | | По мере необходимости | Кл. рук 1-11 кл. Совет профилактики школы | 3. Работа с семьей | 1 | Изучение социальной структуры семей обучающихся школы, определение их социальных категорий. | 1-11 | сентябрь | кл. рук. 1-11 кл. соц. педагог | 2 | Выявление семей, уклоняющихся от воспитания детей, неблагополучных семей, семей, находящихся в социально-опасном положении. | 1-11 | сентябрь | кл. рук. 1-11 кл. соц. педагог | 3 | Работа педагогического лектория для родителей (по отдельному плану ) | 1-11 | 1раз в четверть | Администрация кл. рук. 1-11 кл. | | 4 | Привлечение родителей к воспитательной работе с обучающимися. | 1-11 | ежедневно | кл. рук. 1-11 кл. | | 5 | Консультирование родителей : а) педагогами школы; б) соц.педагогом; в) медработником; г) педагогом-психологом. | 1-11 кл. | по мере необходимости | коллектив работников школы | | 6 | Организация встреч родителей с руководителями образования, представителями правоохранительных органов, органов здравоохранения. | 7-11 кл. | Декабрь-февраль | Администрация школы
| | 7 | Обучение родителей приемам педагогического контроля за детьми "группы риска": а) на "круглых столах"; б) на малых пед.советах. | 1-11 | 1 раз в четверть | кл. рук.,1-11 кл. Администрация школы | | 4. Правовой всеобуч обучающихся. | | 1 | Проведение бесед, кл. часов по разъяснению правил поведения и правовой информированности обучающихся. | 1-11 | по планам кл. рук. | Кл. рук. 1-11 кл. | | 2 | Лекторий по правовым вопросам с привлечением специалистов по праву ( по отдельному плану) | 8-9 кл. | 1 раз в месяц | Соц. педагог | | 3 | Изучение государственных и международных документов по правам человека, о положении в обществе и правах ребенка. | 5-11 | По общешк. плану | Кл. рук. 5-11 кл. | | 4 | Проведение тематических бесед и лекций с разъяснением обучающимся ответственности за совершение правонарушений (курение, употребление спиртных напитков, сквернословие) | 1-11 | 1 раз в четверть | Зам.директора по ВР соц. Педагог кл.рук. 1-11 кл. | | 5.Профилактика алкоголизма и наркомании. | | 1 | Диагностика обучающихся по выявлению их склонностей к вредным привычкам. | 5-11 | сентябрь | Зам. Директора по ВР, соц.педагог | | 2 | Привлечение специалистов для профилактики вредных привычек. | 7-11 | 1 раз в четверть | Зам. директора. поВР, соц. педагог | | 3 | Проведение акции по профилактике правонарушений | 1-11 | Январь, апрель | Зам. директора по ВР, соц.педагог | | 4 | Освящение вопросов профилактики алкоголизма и наркомании на занятиях. Лектории правовых знаний для обучающихся. | 8-11 | 1 раз в четверть | соц. Педагог кл.рук. 8-11 кл. | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|