Методическая разработка «Технология взаимодействия субъектов СПб ГБПОУ «Академии ледовых видов спорта «Динамо Санкт-Петербург» по профилактике отклонений в поведении учащихся
методическая разработка (7 класс)
Одно из важных мест в системе профилактики правонарушений, педагогической и социальной запущенности принадлежит физической культуре и спорту. Использование средств и методов физического воспитания в работе с детьми группы социального риска обусловлено тем, что в структуре их интересов и потребностей занятия физическими упражнениями занимают одно из ведущих мест, а 80% подростков отдают им предпочтение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotkadocx.docx | 44.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Технология взаимодействия субъектов СПб ГБПОУ «Академии ледовых видов спорта «Динамо Санкт-Петербург» по профилактике отклонений в поведении учащихся
Автор: социальный педагог Сукина Наталья Александровна
Актуальность и необходимость профилактики правонарушений среди подростков очевидна и обусловлена рядом причин: снижением жизненного уровня населения, расслоением общества, переоценкой социальных ценностей, изменениями в системе воспитания и обучения подрастающего поколения. Все это вызвало в последние годы небывалый рост преступности среди детей и молодежи.
Рост преступности среди несовершеннолетних вызывает тревогу у населения, родителей, педагогов, сотрудников правоохранительных органов.
В то же время средства борьбы с преступностью отстают от тех процессов, которые происходят в обществе, и часто подростки, которые ранее считались благополучными, попадают в число трудновоспитуемых или потенциальных правонарушителей.
Экспериментальные данные и практический опыт показали, что процесс дезадаптации - обратимый процесс. При определенных средствах и методах педагогического воздействия отклонения в физическом и психофизическом состоянии подростков выравниваются, что отчасти способствует и профилактике правонарушений. Для восстановления социального статуса подростка, переориентации антиобщественной направленности его поведения необходимы специальные мероприятия, направленные на своевременное выявление, диагностику и коррекцию отклоняющегося поведения.
Одно из важных мест в системе профилактики правонарушений, педагогической и социальной запущенности принадлежит физической культуре и спорту. Использование средств и методов физического воспитания в работе с детьми группы социального риска обусловлено тем, что в структуре их интересов и потребностей занятия физическими упражнениями занимают одно из ведущих мест, а 80% подростков отдают им предпочтение.
Исходя из этого, для работы с подростками необходимы специальные учебно-воспитательные программы, в которых занятия физическими упражнениями следует рассматривать с трех основных позиций: во-первых, как средство оздоровления; во-вторых, как способ организации досуга и отвлечения подростков от улицы и, в-третьих, как средство коррекции физического и психоэмоционального состояния.
Сегодня наблюдается повышенный интерес к открытию в условиях общеобразовательной школы, а особенно школы-интерната, спортивных классов по различным видам спорта. С одной стороны, это обусловлено решением государственных задач по развитию массового и профессионального спорта. С другой- повышенный интерес родителей. Заниматься спортом становится престижно и перспективно. Занятия спортом обеспечивают занятость ребенка полезным делом, формируют здоровый образ жизни, приучают к дисциплине, развивают волевые качества. При этом родители детей – юных спортсменов, как правило, заинтересованы в получении ими полноценного общего среднего образования, чтобы в дальнейшем ребенок поступил в ВУЗ. Однако, достижение высоких спортивных результатов требует от ребенка больших затрат: и временных, и физических, и эмоциональных. Поэтому зачастую возникает противоречие между получением качественного образования в школе и успехами в спорте. Разрешить данное противоречие возможно только при четкой организации режимов образовательного и тренировочного процессов, которое возможно в условиях работы спортивных классов в школе.
В настоящий момент школа-интернат является единственным спортивным образовательным учреждением по хоккею на Васильевском острове. Интернат располагается в пяти зданиях и представляет собой образовательный комплекс, обладающий единым современным образовательным пространством. Все это позволяет поддерживать психологически комфортные условия для обучения каждой возрастной группы.
- Концептуальные подходы
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних включает в себя социальные, правовые, педагогические, психологические, философские и иные аспекты деятельности по выявлению, ограничению, нейтрализации и устранению наиболее негативных факторов, порождающих правонарушения несовершеннолетних, в том числе подростковую преступность, перерастающую со временем в преступность взрослых.
Ценность личности в обществе обусловлена ее социальной востребованностью, позитивными социальными качествами, сформированными как благополучной социальной средой, так и организованным в условиях такой среды воспитательно-образовательным процессом, ориентированным на человека, общество и государство.
Ребенок с рождения нуждается в постоянном педагогическом сопровождении со стороны взрослых («педагог» в переводе с древнегреческого -«ведущий ребенка») на пути нравственного, умственного, физического и профессионального развития. Отсутствие сопровождения или ненадлежащее сопровождение ребенка неизбежно влечет за собой детскую безнадзорность и беспризорность, являющиеся условиями формирования антиобщественного и правонарушающего поведения несовершеннолетних.
Воспитание гражданина в государстве не может происходить эффективно без привлечения к данному процессу всех общественных и государственных институтов, включая семью, воспитательно-образовательные учреждения, правоохранительную систему и иные учреждения, формирующие правосознание и социальное поведение личности.
Высокий уровень преступности в России вряд ли является следствием повышенной склонности к совершению преступлений у граждан нашей страны. Причины подобной ситуации необходимо искать в социально- экономических, образовательно-воспитательных, правовых и иных факторах, препятствующих нормальному развитию и становлению личности, ее реализации в общественно полезной деятельности.
Требуется глубокое научное исследование причин правонарушающего поведения несовершеннолетних и проблем, связанных с правовым регулированием общественных отношений в сфере семьи, организации воспитания, образования и досуга детей, охраны их здоровья, социального обеспечения, поддержания общественной безопасности и иных общественных отношений, связанных с защитой прав и законных интересов несовершеннолетних.
Научными исследованиями проблем предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних занимались многие отечественные юристы, педагоги и психологи: историей ювенального права и ювенальной юстиции - Л. И. Беляева, H. Е. Борисова, Э. Б. Мельникова и др.; в сфере организации ювенальной политики по предупреждению правонарушений несовершеннолетних - Е. Д. Волохова, В. Ф. Воробьев, С. Т. Гаврилов, М. Н. Гернет, А. А. Глазков, А. В. Заряев и др.; вопросами юридической ответственности за воспитание детей в семье - А. А. Анисимов, В. Д. Безрук, Н. И. Ветров, В. А. Грачев, О. А. Кабышев, В. Д. Шестаков и др.; предупреждением административных правонарушений - Е. С. Жигарев, Е. Ю. Корчагина, 3. П. Морозова, Н. Т. Стриженко и др.; ювенальной криминологией - Е. В. Болдырев, Л. Н. Виноградова, А. И. Долгова, В. Д. Ермаков, Г. И. Забрянский, С. И. Кириллов, Н. Ф. Кузнецова, П. И. Люблинский, Г. М. Миньковский, В. В. Панкратов, А. А. Примаченок, E. Е. Гіудовочкин, E. H. Савинкова, Г. Ф. Хохряков, А. С. Шляпочников и др.; причинами и условиями девиантного поведения несовершеннолетних- Ю. М. Антонян, Я. И. Гилинский, В. И. Игнатенко, А. А. Кочин, Н. И. Крюкова, Н. П. Мелешко, Г. М. Потанин, С. Л. Сибиряков и др.; организацией исправительного процесса несовершеннолетних правонарушителей - В. А. Абрамкин, Ю. А. Алферов, И. П. Башкатов, В. А. Верещагин, Ю. В. Гербеев, А. С. Макаренко, М. П. Стурова и др.; психолого-педагогическими особенностями асоциального поведения несовершеннолетних - М. И. Буянов, А. И. Захаров, В. П. Кащенко, А. Ф. Лазурский, А. Е. Личко и др.; социальным и педагогическим причинам возникновения отклонений в поведении несовершеннолетних, вопросам их воспитания и исправления посвящены работы С. В. Агулиной, А. С. Белкина, В. Г. Бочаровой, М. П. Гурьяновой, В. И. Журавлева, А. В. Мудрика, А. Н. Печникова, Г. С. Тагировой, В. А. Щеголева, Т. Ф. Яркиной и др.; разработкой системы профилактики и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних занимались П. Ф. Блонский, Г. В. Вершина, В. Н. Гуров, Е. В. Змановская,Н. А. Катаева, И. С. Клемантович, Н. Р. Косевич, Л. И. Маленкова, А. И. Миллер, И. Б. Михайловская, Л. Е. Никитина, А. М. Печенюк, Л. С. Славина,В. Н. Сорока-Росинский, В. А. Сухомлинский, С. Т. Шацкий и др.
Пристальное внимание ученых и практиков к проблеме предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обусловлено ее социальной значимостью - это одна из самых тревожных характеристик современной России. Неумолимая статистика отмечает неуклонный рост правонарушений несовершеннолетних на фоне роста общей преступности, продолжающегося уменьшения рождаемости и сокращения общей численности населения России.
Детская беспризорность, безнадзорность, наркомания и алкоголизм несут в себе очевидную угрозу нормальному развитию государства, способствуя росту преступности, снижению уровня общественного порядка, и обоснованно рассматриваются как наиболее негативные показатели состояния национальной безопасности России.
В литературе выделяется несколько уровней профилактической деятельности:
- решение социально-экономических, культурных и других задач общегосударственного масштаба по более полному удовлетворению материальных и духовных потребностей людей,
- меры по педагогической ориентации инфраструктуры микро социума, направленные на оздоровление микросреды, в которой протекает жизнедеятельность человека,
- индивидуальная воспитательно-профилактическая работа, направленная на коррекцию и предупреждение противоправных действий и отклонений в поведении отдельных лиц.
В основе профилактических мер лежит деятельность, направленная на:
- создание оптимальных психолого-педагогических и социально-психологических условий для нормального осуществления процесса социализации личности;
- осуществление психолого-педагогической и социальной помощи семье и подросткам;
- обеспечение, в случае необходимости, мер социально-правовой защиты ребенка (принудительное изъятие ребенка из семьи, лишение родительских прав и т.п.)
Первичная профилактика – комплекс мер, направленных на предотвращение негативного воздействия биологических и социально-психологических факторов, влияющих на формирование отклоняющегося поведения. Следует отметить, что именно первичная профилактика является важнейшим видом превентивных мероприятий в области предотвращения отклонений в поведении детей и подростков. Так как профилактика по своей сути предусматривает решение еще не возникших проблем, поэтому ряд мер принимается задолго до их возникновения. На уровне ранних проявлений склонности к совершению правонарушений профилактическую функцию выполняют институты семьи и школы в лице родителя, учителей, социального педагога и психолога школы, а также система школьных и внешкольных досуговых учреждений (клубов, спортивных секций и т.п.). Сутью профилактической деятельности на данном этапе является создание для ребенка и подростка, условий и возможностей, с одной стороны, удовлетворять свои потребности социально положительными способами, а с другой, своевременно предлагать квалифицированную помощь в субъективно сложной для ребенка жизненной ситуации, могущей стать ситуацией риска.
Вторичная профилактика - комплекс медицинских, социально-психологических, юридических и прочих мер, направленных на работу с несовершеннолетними, имеющими девиантное и асоциальное поведение (пропускающими уроки, систематически конфликтующими со сверстниками, имеющими проблемы в семье и т.п.).
Основными задачами вторичной профилактики являются недопущение совершения подростком более тяжелого проступка, правонарушения, преступления; оказание своевременной социальнопсихологической поддержки подростку, находящемуся в сложной жизненной ситуации. К осуществлению вторичной профилактики активно привлекаются: КДН - комиссии по делам несовершеннолетних (отделы при администрациях органов исполнительной власти соответствующего уровня) и ОДН - инспектора по делам несовершеннолетних, социальный педагог и психолог школы (при условии, что ребенок продолжает ее посещение), родители (при условии сохранности контакта между ними и ребенком), а также система центров социальной помощи, соц. гостиницы приюты для несовершеннолетних (в системе образования и соцзащиты) в случае ухода ребенка из дома. Содержанием деятельности КДН является наложение административных взысканий и материальных штрафов на родителей, не занимающихся воспитанием собственных детей, а также оказание морально-нравственного давления на подростка, совершившего правонарушение, но не подлежащего уголовной ответственности в силу не достижения возраста уголовной ответственности (14 лет) либо в силу случайности совершенного проступка. Смыслом профилактической деятельности в данном случае является замена возможного уголовного наказания несовершеннолетнему на административное, что в ряде случаев служит мощным тормозом негативного поведения подростка, заставляя задуматься о своем будущем. Общая профилактика предполагает осуществление ряда предупредительных мероприятий, направленных на предотвращение возникновения тех или иных проблем в обозримом будущем ребенка, либо на предупреждение той или иной проблемы непосредственно перед ее возникновением.
Специальной профилактикой называется система мер, направленных на решение определенной задачи: профилактика девиантного поведения, профилактика неуспеваемости, профилактика подросткового суицида и т.п. В современной интегрированной модели социально-педагогической деятельности школы по ранней профилактике правонарушений несовершеннолетних ключевыми концептуальными положениями являются следующие: центром социально-педагогической системы образования является личность ребенка, на которую направлено семейное воспитание и общественная забота; социально-педагогическая деятельность школы предполагает гуманно личностный подход к ребенку в процессе обучения, воспитания и развития; личностно-ориентированную педагогику сотрудничества детей и взрослых, современные инновационные методики и технологии. интеграция воспитательных воздействий школы, системы дополнительного образования, семьи, общественных институтов, государственных учреждений, на которые возложены функции ранней профилактики девиантного поведения подростков, основывается на межведомственном подходе; поиск контактов с семьей, включение родителей в целенаправленную социальновоспитательную деятельность; создание инфраструктуры дополнительного образования на базе школы в сфере свободного времени подростков; содержание социально-педагогическая деятельности школы раскрывается в совокупности содержательных видов деятельности в сфере учебного и вне учебного времени: собственно учебная деятельность; культурно-досуговая деятельность (в учебное и свободное время); спортивно-оздоровительная деятельность, игровая деятельность (реализуется в учебное и свободное время в разнообразных формах);трудовая деятельность; туристско-краеведческая деятельность; учебно-исследовательская деятельность.
Такая деятельность школы направлена не только на выявление и коррекцию девиантного поведения детей, но, прежде всего на нивелирование и устранение его причин и носит превентивный характер. При этом все компоненты учебно-воспитательного процесса школы и учреждений дополнительного образования детей в сфере свободного времени направлены на выработку у детей невосприимчивости к факторам возникновения негативных проявлений поведения. Вовлечение в социально значимую деятельность, в целом позволит обеспечивать позитивную содержательную занятость подростков в свободное от учебы время, осуществляя тем самым раннюю профилактику правонарушений среди несовершеннолетних
- Цели и задачи проекта
Цель проекта: комплексное решение проблемы профилактики правонарушений детей и подростков.
Задачи проекта:
- своевременное выявление учащихся с социально-отклоняющимся поведением и склонных к совершению правонарушений, а также родителей и других лиц, отрицательно влияющих на них;
- способствование успешной адаптации несовершеннолетних, прибывших из разных регионов Росси;
- разработка программы индивидуального профилактического воздействия на правонарушителя и окружающую его среду с учетом имеющихся форм и методов, результативности их применения;
- организация взаимодействия и преемственности в совместной профилактической работе учителей, тренеров, воспитателей, службы сопровождения, повседневного и непрерывного контроля за образом жизни подростков с девиантным поведением.
2 Основная часть
Примерное содержание программы сопровождения
Медицинское сопровождение | Психолого-педагогическое сопровождение |
|
|
Представленная модель работы со спортивными классами в условиях общеобразовательной школы и школы-интерната помогает успешно решать задачи обучения и подготовки юных спортсменов.
При реализации данной модели за счет использования современных педагогических технологий, в т.ч. здоровьесберегающих и медико-психологического сопровождения, будет осуществлена оптимизация психолого-педагогического сопровождения без нанесения ущерба здоровья детям.
2.2 Содержание проекта.
Проект содержит 4 блока: организационная работа, диагностическая работа, профилактическая работа с обучающимися, профилактическая работа с родителями.
Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы, организацию мониторинга здоровья обучающихся.
Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений.
Профилактическая работа со школьниками включает
Профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед. Она способствует формированию у обучающихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, несклонной к правонарушениям личности.
Задача индивидуальной работы с подростками с девиантным поведением состоит в содействии сознательному выбору воспитанником своего жизненного пути. Работа выстраивается в несколько этапов:
Этап
| Содержание
|
Изучение подростка и окружающей его среды | Диагностика подростка
|
Обеспечение психологической готовности подростка к изменению
| Беседы с подростком, вхождение в доверие нему, пробуждение его интереса к той или иной деятельности |
Накопление подростком нравственно положительных качеств, поступков | Стимулирование положительных поступков, изменений, профориентационная работа |
Самовоспитание
| Поддержка подростка в процессе самовоспитания |
Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета школы.
Программу реализует администрация школы (с привлечением заинтересованных ведомств), классные руководители, социальный педагог, , педагог-организатор ОБЖ, педагог-психолог.
2.3 Планы мероприятий по каждому блоку работы
Организационная работа:
- Планирование и коррекция работы по профилактике правонарушений совместно с ОДН.
- Организация работы школьного Совета профилактики.
- Проведение тематических педагогических советов.
- Педагогический всеобуч для родителей
- Социально-педагогическая работа с детьми «группы риска»
- Составление социального паспорта классов, школы.
- Ведение картотеки учащихся из неблагополучных семей, обучающихся, стоящих на внутришкольном учёте, карты семьи.
- Профилактика «скрытого отсева учащихся» ( выявление обучающихся, не посещающих школу).
Диагностическая работа:
- Анкетирование учащихся 5-11-х классов на предмет выявления фактов употребления алкоголя, табачных изделий, наркотических веществ.
- Анкетирование учащихся с целью выявления намерений по окончанию школы и дальнейших жизненных планов (9-11 кл.).
- Проведение диагностических методик изучения личности ученика.
- Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса,
- Опросник Басса-Дарки,
- Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой,
- Методика: «Шкала социально-психологической адаптированности».
Профилактическая работа со школьниками:
1 направление:
Профилактическая деятельность:
- реализация системы воспитательной работы школы;
- проведение мероприятий совместно с ОДН;
- классные часы ;
- правовое просвещение;
- профориентационная работа;
Организация досуговой деятельности учащихся:
- Вовлечение учащихся в спортивные секции;
- Вовлечение учащихся в планирование КТД в школе;
- Охват организованным отдыхом подростков в каникулярное время и интересным содержательным досугом в течение всего года;
2 направление:
Индивидуальная работа с подростками с девиантным поведением.
Работа в этом направлении предполагает:
- выявление причин отклонений в поведении;
- беседы социального педагога, классного руководителя, администрации школы с подростком;
- приглашение на школьный Совет по профилактике правонарушений;
- беседы инспектора ОДН;
- вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в кружки, секции;
- направление ходатайств в КДН;
- проведение тренинговых занятий с категорией таких обучающихся.
Профилактическая работа с родителями:
- Выбор родительского комитета в классах.
- Выбор родителей в состав школьного Совета по профилактике правонарушений.
- «День открытых дверей» для родителей.
- Привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий.
Проведение родительского всеобуча в рамках родительских собраний и индивидуальных бесед:
Тема | Содержание |
Профориентация школьников
| 1) Профориентация, её цели и задачи 2) Правильный и ошибочный выбор профессии. Занятость населения, ситуация на местном рынке труда 3) Важность самостоятельного и обоснованного выбора профессии вашим ребёнком. |
По профилактике правонарушений и преступлений
| 1) Права и обязанности семьи. 2) Права, обязанности и ответственность родителей. 3) Нравственные уроки семьи - нравственные законы жизни. 4) Права и обязанности ребёнка в семье, в школе, в социуме 5) Причина детских суицидов. 6) Свободное время и развлечения учащихся.
|
Организация консультаций специалистов: психологов, педагогов, медицинских работников для родителей.
Организация тематических встреч родителей с работниками образования, правоохранительных органов, органов здравоохранения.
Использование разнообразных форм для проведения родительских собраний: лекции, конференции, ролевые игры, родительские ринги, практикумы и др.
Планируемые результаты:
1 блок
| -разработать комплекс мероприятий, необходимых для профилактики правонарушений |
2 блок
| -получение характеристики микроклимата семьи, что облегчит поиск взаимодействия школы и семьи, - получение информации о состоянии здоровья учащихся |
3 блок
| - сформировать у учащихся образ жизни, -сформировать жизненную позицию ребёнка достойной человека, -сформировать жизненную позицию ребёнка
|
4 блок
| -организация педагогического просвещения родителей, -построение демократической системы отношений детей и взрослых |
2.4 План мероприятий, направленных на реализацию проекта
№ п/п | Содержание деятельности | Контингент | Ответственный | Сроки | Отметка о выполнении | Форма отчетности |
| ||||||
1 | Выявление детей, нуждающихся в профилактической работе | 5-11 кл | Классные руководители, социальный педагог, заместителя директора | Постоянно | Характеристики, служебные записки, протоколы заседаний | |
2 | Организация заполнения в классах социального паспорта | 1-11 кл | Классные руководители | сентябрь | Социальные паспорта класса, социальный паспорт школы | |
3 | Составление банка данных и социального паспорта учреждения | 1-11 кл | Социальный педагог | Сентябрь, по мере изменения контингента | Картотека | |
4 | Организация работы Совета профилактики | 3-11 кл | Заместитель директора по ВР | В течение учебного года | Протоколы Совета профилактики | |
5 | Анкетирование учащихся | 5-11 кл | Педагог-психолог, социальный педагог, заместители директора | По плану работы школы | Отчеты по анкетированиям | |
6 | Сверка документации школы, ОДН, КДН, Отдела образования | 1-11 кл | Заместитель директора по ВР, социальный педагог, инспектор ОДН | 1 раз в четверть | Документы по совместной работе | |
7 | Вовлечение учащихся в работу секций | 1-11 кл | Заместитель директора по ВР, социальный педагог, инспектор ОДН | В течение учебного года | Списки детей, посещающих секции, справки из учреждений дополнительного образования | |
8 | Участие в районных и городских мероприятиях по профилактике правонарушений | 3-11 кл | Заместитель директора по ВР, социальный педагог, инспектор ОДН, педагог-психолог, классные руководители | По плану Отдела образования, Комитета по образованию | Заявочные листы, грамоты, свидетельства | |
| ||||||
1 | Оказание учащимся информационно-правовой помощи, защита их интересов: а) работа лектория правовых знаний ( по отд.плану); б) работа "Службы доверия"; | 1-11 кл | Социальный педагог, инспектор ОДН, юрист школы | По запросу, по плану лектория, по результатам работы «Службы доверия» | Отчет социального педагога | |
2 | Оказание помощи вновь прибышим учащимся в адаптации в новом классном коллективе | 5-11 кл | Педагог-психолог, социальный педагог | В тнчение учебного года | Отчет социального педагога | |
3 | Оказание помощи учащимся в трудной жизненной ситуации. Консультирование | 1-11 кл | В течение учебного года | Журнал консультаций | ||
4 | Организация досуга учащихся | 1-11 кл | Заместитель директора по ВР | В течение учебного года, по плану работы школы | Отчет заместителя директора по ВР, отчет социального педагога | |
5 | Обучение учащихся способам разрешения конфликтов | 5-9 кл | Педагог-психолог | По плану работы педагога-психолога | Отчет педагога-психолога | |
6 | Охват организованным отдыхом и трудом учащихся " группы риска" в каникулы | 1-8 кл | Заместитель директора по ВР, социальный педагог | По плану работы Администрации Василеостровского района, по плану учебно-спортивной работы | Отчет заместителя директора по ВР | |
7 | Контроль за посещаемостью уроков, поведением детей . | 5-11 кл | Социальный педагог, классные руководители | Ежедневно | Отчет социального педагога по работе со «скрытым отсевом», ведение «Журнала пропуска уроков по неуважительным причинам» | |
8 | Самоотчеты учащихся на заседаниях Совета профилактики школы. | 5-11 кл | Директор, заместитель директора по ВР | 1 раз в месяц | Самоотчеты учащихся | |
| ||||||
1 | Изучение социальной структуры семей учащихся школы | 1-11 кл | Социальный педагог, классные руководители | В течение учебного года | Социальный паспорт | |
2 | Выявление семей, уклоняющихся от воспитания детей | 1-11 кл | Социальный педагог, классные руководители, тренеры-преподаватели | В течение учебного года | Отчет заместителя директора по ВР | |
3 | Привлечение родителей к общественной жизни школы | 1-11 кл | Заместитель директора по ВР | По плану работы школы | Отчет заместителя директора по ВР | |
4 | Консультирование родителей | 1-11 кл | Администрация, специалисты | На основании заявок в журнал | Отчет о работе подразделений | |
5 | Организация тематических встреч родителей с руководителями системы образования, представителями полиции, КДН, специалистами Психолого-медико социальных центров | 1-11 кл | Администрация школы | План работы школы | Отчет о работе школы | |
6 | Обучение родителей приемам педагогического контроля за детьми | 1-11 кл | Педагог-психолог, социальный педагог | План работы школы, по запросу | Отчет о работе школы | |
| ||||||
1 | Проведение бесед, классных часов по разъяснению правил поведения | 1-11 кл | Классные руководители, воспитатели, тренеры-преподаватели | Планы воспитательной работы | Отчеты педагогов и специалистов | |
2 | Лекторий по правовым вопросам с привлечением специалистов | 1-11 кл | Социальный педагог | План работы взаимодействия школы и ПМС центра Василеостровского района | Отчет социального педагога | |
3 | Изучение государственных и международных документов по правам человека | 5-11 кл | Классные руководители, воспитатели, тренеры-преподаватели | Планы воспитательной работы | Отчеты педагогов и специалистов | |
4 | Проведение тематических бесед и лекций с разъяснением учащимся ответственности за правонарушения | 1-11 кл | Социальный педагог, инспектор ОДН | Совместный план школы и ОДН | Отчет социального педагога |
2.5 Функции различных категории работников школы в контексте реализации проекта
директор образовательного учреждения:
— Осуществляет полный контроль за работой профилактики;
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
– Обеспечение нормативно-правовой базы.
– Осуществляет контроль и руководство за деятельностью классных руководителей и воспитателей по организации профилактической работы с несовершеннолетними:
а) через проверку планов классных руководителей, классных журналов и соответствующей документации;
б) отчеты социального педагога, классных воспитателей о психологическом климате в семьях учащихся, о проблемах, связанных с учебой, воспитанием, присмотром за детьми, о причинах, негативно влияющих на их поведение, успеваемость и посещение школы, на совещаниях при директоре и на педсоветах согласно плану и по мере необходимости с приглашением участкового инспектора, инспектора ОДН, секретаря КДН с целью получения информации о проблемном поведении детей, о неблагополучных ситуациях в семьях;
в) обучение классных руководителей на МО классных руководителей и индивидуальное консультирование их по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,
г) обращение в иные инстанции за помощью и содействием в работе с отдельными семьями и учащимися в том случае, если вопросы выходят за рамки компетенции школы,
– составление координационного плана деятельности (ежегодно);
-подготовка проекта приказа о постановке семей и учащихся на школьный учет, об организации индивидуальной профилактической работы с ними по материалам, представленным социальным педагогом и классным руководителем, утвердить критерии постановки на школьный учет.
– оказание практической помощи классному руководителю и воспитателю в привлечении детей, стоящих на учете, к внеурочной деятельности, в особенности в летний период.
(Изучение нормативно-правовых документов, опыта организационно– педагогической деятельности и использование их в практике профилактической работы.
– Анализ действующих профилактических программ и приведение их в соответствие с нормативами.)
зам, директора по воспитательной работе:
— контролирует ведущуюся документацию по профилактике в течение учебного года;
— оказывает необходимую методическую помощь педагогам;
— организует мероприятия, направленные на профилактику правонарушений;
— контролирует внедрение программ превентивного образования и отслеживает работу по выбранной программе;
— организует досуг и дополнительное образование (кружковую работу) учащихся;
учителя:
— формируют педагогическое видение на разбираемые проблемы;
— активно участвуют в реализации программ превентивного обучения;
— оказывают посильную помощь в проведении мероприятий, направленных на профилактику правонарушений.
социальный педагог:
— изучает психолого-медико-педагогические особенности личности учащихся – правонарушителей, микросреду, условия жизни;
— выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении учащихся и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку;
— выступает посредником между учащимися и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов;
- отслеживает социальные условия семей.
медицинский работник:
— расширяет медицинскую базу знаний среди учащихся и их родителей;
— предоставляет данные о состоянии здоровья учащихся группы риска.
представитель правоохранительных органов:
— расширяет юридическую базу знаний среди учащихся, родителей, а также педагогов;
— активно работает с учащимися – правонарушителями;
— проводит встречи, занятия с учащимися, направленные на профилактику правонарушений;
Взаимодействие с другими структурами
За школой закреплен сотрудник ОДН для оказания профилактической помощи в пропаганде правовых знаний среди учащихся.
Взаимодействие со специалистами социальных служб, ведомственными и административными органами для принятия мер по социальной защите и поддержке обучающихся
Для организации работы по предупреждению правонарушений среди учащихся, для контроля их режима дня привлекается также родительский комитет школы.
Вторичная диагностика по следующим методикам:
- Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса,
- Опросник Басса-Дарки,
- Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой,
-Методика: «Шкала социально-психологической адаптированности».
2.6 Критерии эффективности проекта
Отслеживание эффективности всей программы | - появление у подростков устойчивых интересов; - положительная динамика изменения количества подростков, состоящих на учёте в ОДН; -уменьшение количества детей - правонарушителей; |
Отслеживание эффективности каждого проводимого мероприятия программы | -проведение анкетирования, опросов участников (учащихся, родителей) с целью отслеживания эффективности, проводимых мероприятий, динамики осознания проблемы и отношения к ней, уровня и степени добровольной вовлечённости родителей и учащихся в мероприятия. |
Конечный результат реализации программы
| Положительная динамика состояния преступности, преодоление тенденции роста числа правонарушений несовершеннолетних , создание условий для обеспечения защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации в обществе. |
Главная роль в решении этой острейших проблемы отводится социальной педагогике, хотя, конечно, решить ее можно только комплексно, с привлечением всех сил общества. Однако интеграция усилий общества может осуществиться лишь в рамках научно обоснованной, обеспеченной эффективными технологиями социально-педагогической системы перевоспитания личности несовершеннолетнего посредством последовательных педагогических профилактических воздействий, обеспечивающих формирование личности с твердыми и правильными жизненными установками.
Социально-педагогическая концепция профилактики позволяет успешно преодолевать преобладавший на протяжении многих лет односторонний подход, рассматривавший личность только как продукт «воспитательного воздействия», а поэтому не учитывавший другие объективные факторы, например, социальные условия.
Профилактическое воздействие становится оптимальным, если оно учитывает особенности и тенденции развития личности и совпадает с ее внутренними побуждениями. Процесс внешнего профилактического воздействия тогда как бы сливается с процессом самовоспитания, саморазвития. Естественно, что результаты такого совпадения оказываются максимальными. Очень часто этот эффект в профилактике правонарушений зависит не столько от силы внешнего воздействия, сколько от умения привести внешнее воздействие в соответствие с особенностями личности.
важнейшие компоненты:
- цели индивидуально-профилактического воздействия, главная из которых - формирование у подростка убежденности в том, что необходимо неуклонно следовать требованиям норм морали и права;
- методы и приемы воспитательного и контролирующего воздействия на личность, учитывающие, какие недостающие качества ей следует привить и какие отрицательные черты необходимо устранить;
- формы воздействия на непосредственное окружение личности с тем, чтобы ликвидировать отрицательно влияющие на нее факторы и утвердить способствующую перевоспитанию систему межличностных отношений;
- средства индивидуально-профилактического воздействия, ориентированные именно на те трудовые и учебные коллективы, социальные ячейки, общественные и государственные организации, которые в состоянии дать наибольший воспитательный эффект применительно к данному ребенку;
- основные этапы реализации профилактических программ социального оздоровления личности.
Условия реализации профилактической программы.
Необходимо соблюдение следующих требований:
- содержательность, направленность, непрерывность процесса профилактики;
- изучение, с одной стороны, требований общества к несовершеннолетнему правонарушителю, а с другой — индивидуальных особенностей и общих законов развития личности подростка;
- поддержка и развитие внутренних, зачастую внешне не проявляющихся, общественно полезных интересов и способностей ребенка;
- терпение всех участников профилактического процесса.
- активность самого подростка, чтобы он понимал оказываемое на него воздействие, проявляя при этом свою инициативу и волевое усилие.
При разработке проекта индивидуального профилактического воздействия в качестве ведущей цели определяется изменение личности несовершеннолетнего в сторону общепринятых норм, правил и иных социальных ценностей. Причем эта цель реализуется не сразу, а спустя месяцы или годы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Цикл уроков по дисциплине лепка тема: "Ледовое шоу"" возраст учащихся 10-11 лет техника папье-маше на каркасе
Методическое пособие предназначено для учащихся художественных школ и школ искусств, для детей обучающихся в учреждениях дополнительного образования по направлению "Изобразительное искусство", педагог...
Рекомендации социального педага "Оптимизационная модель управления работой социально-психологической службы по профилактике отклонений в поведении учащихся "
По оптимизации управления социально-психологической службой в работе с детьми с отклонениями в поведении можно рекомендовать следующее: необходимо создание благоприятного психологического климата, в ц...
Методическая разработка. "Организация взаимодействия с субъектами профилактики"
Взаимодействие - это обмен документами и информацией, в том числе в электронной форме, между субъектами профилактики для осуществления мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несоверш...
Методическая разработка по изобразительному искусству в 6 классе "Портреты в скульптуре. Памятники Санкт-Петербурга."
Презентация позволяет познакомить учащихся с изветснейшими людми России: с имераторами. писателями. композиторами и полководцами....
Методическая разработка "Технология работы социального педагога по профилактике зависимого поведения несовершеннолетних через включение в социально значимую деятельность"
Опыт работы с подростками девиантного поведения....
Учебно-методическое пособие для учителей математики учителя математики ГБОУ школы № 519 Московского района Санкт-Петербурга Михалевой Наталии Георгиевны «Методические рекомендации учителю по разработке занятия-игры по математики для учащихся старших класс
В соответствии с Федеральными государственными стандартами образования производится обучение и осуществление внеклассной и внешкольной деятельности учащихся 5-9 классов; а ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «ДРЕВНЕЕ ДВУРЕЧЬЕ» УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ ГБОУ ГИМНАЗИИ №363 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ЕМЕЛЬЯНОВОЙ ГАЛИНЫ ПАВЛОВНЫ
Цель урока: сформировать у учащихся представления о географическом положении Древнего Двуречья, занятиях, культуре, верованиях жителей Древнего Двуречья.Тип урока: комбинированный урок.Форма работы: ф...