МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «ДРЕВНЕЕ ДВУРЕЧЬЕ» УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ ГБОУ ГИМНАЗИИ №363 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ЕМЕЛЬЯНОВОЙ ГАЛИНЫ ПАВЛОВНЫ
методическая разработка по истории (5 класс)
Цель урока: сформировать у учащихся представления о географическом положении Древнего Двуречья, занятиях, культуре, верованиях жителей Древнего Двуречья.
Тип урока: комбинированный урок.
Форма работы: фронтальная, индивидуальная и групповая работа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_drevnee_dvureche._uchitelya_istorii_emelyanovoy_g.p.docx | 33.81 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «ДРЕВНЕЕ ДВУРЕЧЬЕ»
УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ ГБОУ ГИМНАЗИИ №363 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ЕМЕЛЬЯНОВОЙ ГАЛИНЫ ПАВЛОВНЫ
(ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА)
Тема урока | Место урока по теме | |||
Древнее Двуречье | Урок «Древнее Двуречье» является первым уроком при изучении главы «Западная Азия в древности» по учебнику «История Древнего мира» 5 класс, авторы: Вигасин А.А., Годер Г.И. и Свенцицкая И.С. | |||
Тип урока | Формы, приемы, методы | |||
Комбинированный урок | Фронтальная, индивидуальная и групповая работа; проблемно-диалогическая технология | |||
Цель урока | Задачи урока | |||
Сформировать у уча-щихся представления о географическом положении Древнего Двуречья, занятиях, культуре, верованиях жителей Древнего Двуречья | I. Предметные:
II. Метапредметные:
• самостоятельно выделять и формулировать тему и цели урока; • самостоятельно ориентироваться в учебнике; • самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения задания
• принимать и сохранять учебную задачу; • учитывать выделенные учителем ориентиры действий; • закреплять умения контролировать и корректировать свою деятельность, самостоятельно выполнять предложенное задание.
• формировать культуру общения между собой, учиться работать в группах; • представлять результаты деятельности группы. III. Личностные результаты: • применять правила делового сотрудничества; • оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения; • анализировать своё эмоциональное состояние. | |||
Предполагаемый результат | ||||
Знать | Уметь | |||
|
| |||
Компетенции/УУД | Педагогические технологии | Оборудование | ||
Аспект компетенции: 1. Переработка и использование информации для решения учебных задач. 2. Применение знаний для решения практических задач. 3. Продуктивная коммуникация ― работа в группах. | Ориентация на диалогический и эвристический методы обучения. Изложение материала в форме сообщения. При этом проблемная ситуация создается постановкой проблемных вопросов. Эвристический метод характеризуется на уроке высоким уровнем познавательной активности учащихся. |
|
Организационная структура урока
Этапы урока | Формы, | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма | |
характеристика | формируемые УУД | ||||
I. Организа-ционный момент | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Быстрое включение в деловой ритм | |
II. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя, работа с картой | – Вы закончили знакомство с Древним Египтом и теперь переходите к изучению новой темы. Прочтите название темы. Обращает внимание на карту, формулирует представление о Западной Азии (Передней Азии). – Мы отправимся в путешествие в одну из древнейших земледельческих стран Передней Азии. Эта страна – Междуречье, или Двуречье | Слушают учителя. Показывают | Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем. Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи. Коммуникативные: слушают | Работа с картой |
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Местополо-жение Дву-речья | Фронтальная. Объясни-тельно-иллюстра-тивный, проблемный. Рассказ учи-теля, работа с картой, рисунком, иллюстра-циями, беседа | – Совершим путешествие из Мемфиса Рассказывает и показывает на карте местоположение Двуречья. Формулирует проблемное задание | Показывают на карте Мемфис, Переднюю Азию, реки Евфрат и Тигр, примерные границы Двуречья. Называют фараона-завоевателя Тутмоса | Регулятивные: проговаривают вслух последовательность производимых действий. Познавательные: понимают знаки, символы, модели, схемы. Коммуникативные: высказывают свое мнение | Работа с картой, беседа по вопросам |
Природные условия Египта и Двуречья | Парная. Практичес-кий, исследова-тельский. Работа с текстом, заполнение таблицы | Предлагает заполнить таблицу на основе работы с текстом учебника (п. 1, 2 § 13) (см. Приложение 2) | Выявляют особенности природных условий и организации системы орошения в Египте | Регулятивные: учатся работать Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации из текста | Работа с текстом, таблица |
Башни от земли до неба. Сказание Миф о потопе | Фронтальная. Словесный. Чтение, работа с документом, беседа | Организует комментированное чтение п. 3 § 13. – Кому принадлежат имена Шамаш, Син, Эа, Иштар? Предлагает познакомиться с документами. – Почему в Двуречье возник миф о потопе? | Называют и описывают главных богов Двуречья. Объясняют, как отражались в древних сказаниях представления людей того времени о мире | Познавательные: извлекают необходимую информацию из текста, осуществляют анализ документа; устанавливают причинно-следственные связи. Коммуникативные: воспринимают текст с учетом поставленной задачи | Работа с документом, беседа по вопросам |
Клинопись | Фронтальная. Словесный, наглядный, проблемный. Рассказ учителя, работа | Рассказывает о клинописи, обучении – Подумайте, были ли похожи отношения между учителем и учениками в писцовой школе на отношения между отцом и сыновьями? | Определяют особенности клинописи, ее отличие | Регулятивные: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной речи, в уме. Познавательные: высказывают предположения. Коммуникативные: используют | Беседа по вопросам |
IV. Закрепление знаний и способов действий | Групповая, фронтальная. Словесный, наглядный, проблемный, практичес-кий. Работа с иллюстра-цией, беседа, работа с контурной картой | – Опишите рисунки нашего времени 1. «Поселок шумеров» (с. 66): 1) река, каналы, растительность; 2) хижины 1) ученики; 2) учитель; 3) работник, разминающий глину. – Почему в Южном Двуречье богатые люди указывали в завещании среди прочего имущества деревянную табуретку и дверь? Организует работу с контурной картой (№ 47, 50) в рабочей тетради | Рассказывают Составляют рассказы на основе иллюстраций по плану. Указывают на отсутствие лесов, дороговизну дерева | Регулятивные: составляют план Познавательные: используют с целью выделения признаков; Коммуникативные: принимают участие в работе группами | Рассказ по иллюстра-ции, беседа по вопросам, контурная карта |
V. Информа-ция о домашнем задании | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя | – Вы совершили путешествие в Двуречье. Напишите письмо своему другу из этой страны, поделитесь впечатлениями. Можете прислать фото (рисунок). Задания 46, 48, 49, 51, 52 в рабочей тетради | Воспринимают задание, уточняют | Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельной работы | Письмо, задания в рабочей тетради |
Ресурсный материал к уроку
Приложение 1
Отряд воинов-чужеземцев подошел к большой полноводной реке. Это был Евфрат. Чужеземцы посмотрели на бегущую воду, в удивлении замахали руками и закричали: «Быть не может! Да ведь это река, текущая наоборот!» Предположите, к какому народу принадлежали чужеземцы. Почему они называли Евфрат «великой перевернутой рекой»? Как звали царя, который привел войско к берегам Евфрата?
Приложение 2
Линии сравнения | Двуречье | Египет |
Природные условия | Нечастые дожди, нерегулярные и бурные разливы Тигра и Евфрата; жаркое солнце, превращавшее землю в пустыню; болотистые пространства; отсутствие лесов | Отсутствие дождей; жаркое солнце, превращавшее землю в пустыню; регулярные разливы Нила, приносящие плодородный ил; плодородные земли, приспособленные для земледелия, расположенные вдоль реки |
Организация системы орошения | Строительство каналов, водохранилищ, насыпей, плотин и дамб; использование водоподъемных машин и насосов | Строительство каналов, использование шадуфов для подъема воды |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Здоровье учителей и учащихся: здоровьесберегающий подход и здоровьесозидающая среда» учителя биологии ГБОУ гимназия № 209 Центрального района Санкт-Петербурга М.Н.Фурса.
Уже много говорить не хочется, а хочется много делать, чтобы здоровье наших учащихся, учителей давало возможность полноценной жизни , творчеству и труду, реализации способностей, планов. Знание причин...
Рабочая программа по географии 7 класс. Составитель: Хамедова Е.Е., учитель географии ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга
Рабочая программа по географии 7класс разработана для УМК классической линии к учебнику И.В. Душиной, В.А. Коринской, В.А. Щенева «География материков и океанов», изд-ва «Дрофа». Прогр...
Рабочая программа " География, 8 класс". Составитель: Хамедова Е.Е., учитель географии ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга
Рабочая программа 8 класса ориентирована на использование учебника Бариновой И.И.«Природа России.» – М.: Дрофа, 2014г.Согласно действующему в школе учебному плану на 2015-2016 учебный год рабоча...
Рабочая программа " География, 9 класс". Составитель: Хамедова Е.Е., учитель географии ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга
Рабочая программа 9класса ориентирована на использование учебника В.П.Дронова, В.Я. Ром. «География России. Население и хозяйство» – М.: Дрофа, 2014г.Согласно действующему в школе учебному плану...
Рабочая программа учебного курса «история» для 5 класса Составитель: учитель истории и обществознания ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга Курапкина Ольга Александровна
Государственный стандарт основного общего образования по истории содержит раздел пропедевтического модуля «Что изучает история», который отсутствует в программе для общеобразовательных учреждений. «Ис...
Рабочая программа учебного курса «история» для 9 класса Составитель: учитель истории и обществознания ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга Курапкина Ольга Александровна
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 68 учебных часов (2 час...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «РОДОВЫЕ ОБЩИНЫ ОХОТНИКОВ И СОБИРАТЕЛЕЙ» УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ ГБОУ ГИМНАЗИИ №363 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ЕМЕЛЬЯНОВОЙ ГАЛИНЫ ПАВЛОВНЫ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «РОДОВЫЕ ОБЩИНЫ ОХОТНИКОВ И СОБИРАТЕЛЕЙ»УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ ГБОУ ГИМНАЗИИ №363 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГАЕМЕЛЬЯНОВОЙ ГАЛИНЫ ПАВЛОВНЫПедагогические цели:...