Методическая разработка внеурочное занятие по профилактике ПАВ "Сопротивление давлению социального окружения"
классный час (7 класс)
Целевая аудитория – 7-11 класс (14-18 лет)
Роль и место воспитательного события в системе работы
Занятие «Сопротивление давлению социального окружения» проводится в рамках реализации программы профилактики употребления ПАВ «Жизнь- это выбор!», так же может проводиться как разовое занятие на классном часе.
Цель занятия: профилактика асоциального поведения, пропаганда здорового образа жизни
Задачи:
- разобрать наиболее типичные ситуации, при которых начинается прием ПАВ
- пояснить причины, по которым окружающие навязывают употребление ПАВ
- обсудить причины, побуждающие подростков принимать ПАВ
- дать обучающимся навык осознания причин, по которым не следует принимать ПАВ.
Планируемый результат – Нормализация межличностных отношений. Полная занятость детей «группы риска» Снижение уровня распространения вредных привычек.
Форма проведения – внеурочное занятие-тренинг.
Педагогические технологии –
-Развитие критического мышления
-Мозговой штурм
-Игра-активатор
-Ролевая игра
-Рефлексия
Описание этапов подготовки
Ресурсы
-кабинет или комната с необходимым количеством стульев. Стулья необходимо расставить в форме круга.
-проектор и компьютер для демонстрации презентации,
- доска для прикрепления ватмана, маркеры.
Рекомендации по использованию в практике работы
- занятие в классе (для классного руководителя)
- внеурочное занятие с группой детей профучетных категорий (социальный педагог, педагог- психолог)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_10_kolbasova_s.v._metod._razrabotka.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 10 г. Павлово
Районный конкурс на лучшую методическую разработку по профилактике употребления алкогольной продукции, наркотических средств, курения, других форм зависимостей несовершеннолетних
Методическая разработка
Внеурочное занятие по профилактике употребления ПАВ
«Сопротивление давлению социального окружения»
Сфера применения – внеурочное занятие
Форма проведения – занятие-тренинг
Возраст обучающихся – 13-18 лет
Автор разработки – Колбасова С.В.
Содержание и структура методической разработки
1.Обоснование и актуальность
Современное положение в стране требует от подростка быстрой адаптации к новым условиям существования. Встаёт проблема: как в условиях жёсткой рыночной конкуренции, смещения ценностного вектора от высоких идеалов к идеалам материального достатка, наживы личности сохранить лучшие нравственные качества.
На данном этапе жизни мы столкнулись с новыми проблемами, захлестнувшими общество: подростковая преступность, наркомания, токсикомания, подростковый алкоголизм, табакокурение. Эти проблемы носят общественный характер.
В России от 3 до 8 миллионов человек потребляют наркотики, почти 2/3 из них молодёжь в возрасте до 30 лет. Наркотизация в России сопровождается такими негативными тенденциями, как, например, неуклонное омоложение современной российской наркомании, средний возраст начала употребления наркотиков снизился до 14 лет.
Новое испытание для человечества – СПИД – впервые заявило о себе в прямой связи с наркоманией.
Потребление ПАВ имеет негативные, социальные, экономические, медицинские, психологические, семейные последствия, в конечном итоге оно снижает качество жизни, как отдельного человека, так и популяции в целом. Постоянно увеличивается число преступлений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения. Эффективное противодействие распространению алкоголизма и наркомании среди подростков и молодежи включает в себя взаимодополняющие друг друга четыре составляющие: профилактику, лечение, реабилитацию и законодательные мероприятия. Профилактика в первую очередь заключается в информировании о вреде, который оказывают эти привычки не только на организм молодого человека, но и на его социально – психологическое благополучие, возможность получения образования, профессии, создание семьи и т.д. А главное необходимо обучать подростков на основе здоровье - сберегающих технологий здоровому образу жизни, противостоянию давлению среды, сознательному отказу от единичных проб психоактивных веществ.
2. Целевая аудитория – 7-11 класс (14-18 лет)
3. Роль и место воспитательного события в системе работы
Занятие «Сопротивление давлению социального окружения» проводится в рамках реализации программы профилактики употребления ПАВ «Жизнь- это выбор!», так же может проводиться как разовое занятие на классном часе.
4. Цель занятия: профилактика асоциального поведения, пропаганда здорового образа жизни
Задачи:
- разобрать наиболее типичные ситуации, при которых начинается прием ПАВ
- пояснить причины, по которым окружающие навязывают употребление ПАВ
- обсудить причины, побуждающие подростков принимать ПАВ
- дать обучающимся навык осознания причин, по которым не следует принимать ПАВ.
Планируемый результат – Нормализация межличностных отношений. Полная занятость детей «группы риска» Снижение уровня распространения вредных привычек.
5. Форма проведения – внеурочное занятие-тренинг.
6. Педагогические технологии –
-Развитие критического мышления
-Мозговой штурм
-Игра-активатор
-Ролевая игра
-Рефлексия
7. Описание этапов подготовки
8. Ресурсы
-кабинет или комната с необходимым количеством стульев. Стулья необходимо расставить в форме круга.
-проектор и компьютер для демонстрации презентации,
- доска для прикрепления ватмана, маркеры.
9. Рекомендации по использованию в практике работы
- занятие в классе (для классного руководителя)
- внеурочное занятие с группой детей профучетных категорий (социальный педагог, педагог- психолог)
Ход занятия
1.Приветствие и игра-активатор «Люди и вампиры»
Здравствуйте! Очень рада встрече с вами. Тема сегодняшнего занятия- влияние окружающих и употребление психоактивных веществ. Но мы займемся этим после игры в людей и вампиров.
(По считалочке 2-4 человека назначаются «вампирами». Затем ведущий объясняет правила игры)
«Вампиры» должны взяться за руки цепочкой. Их задача- замыкать цепочку в кольцо вокруг других игроков («людей»). Когда кто-нибудь из «людей» оказывается в кольце «вампиров», он сам становится «вампиром» и присоединяется к охоте на других «людей». Задача игроков остаться «людьми».
(если в начале игры «людей» слишком мало и есть опасность, что все они превратятся в «вампиров», можно добавить в игру 2-3 «чеснока» и объяснить, что «вампиры» должны убегать от того, у кого в руках чеснок. «люди» могут перебрасывать 2 «чеснок» друг другу в трудной ситуации. Игра проводится 5-10 минут).
-Хорошо, мы классно поиграли. «Вампирам» не удалось всех превратить в своих. Особенно им трудно было, когда люди помогали друг другу.
2. Каким образом обычно подростки впервые пробуют психоактивные вещества?
- А теперь давайте поговорим о том, как обычно ребята впервые пробуют психоактивные вещества. Расскажите о том, как кто-либо из ваших знакомых или друзей впервые пробовали курить, или выпили алкогольный напиток, или пробовали наркотические и другие запрещенные вещества. Рассказывайте не называя имен. Главное, опишите, как это происходило, при каких обстоятельствах и кто при этом присутствовал.
(Чтобы детям было легче высказываться, можно попросить их отвечать на следующие вопросы:
-кто предложил попробовать?
- кто присутствовал?
-что они говорили?
Почему ваши знакомые решили попробовать, что хотелось получить в результате употребления?
Следует дать высказаться только нескольким ученикам, тем кто больше это хочет и обязательно похвалить их за смелость и искренность, а также напомнить, что об услышанном никто не имеет права рассказывать за пределами группы).
Ну вот, из ваших примеров мы узнали, что выпить и закурить подросткам предлагают не в магазине и никакие торговцы наркотиками. Чаще всего впервые попробовать опьяняющие вещества предлагают близкие люди- друзья или родственники. Обычно это происходит в совершенно безобидных ситуациях, и, конечно, в этот момент никто и не предполагает, сто такая проба может через некоторое время привести к зависимости, например, обычно ребята начинают курить, вовсе не насмотревшись рекламы, а просто собравшись вместе, в компании подначивая и поддерживая друг друга.
3.Быстрый круг «Что заставляет ребят пробовать наркотики и другие психоактивные вещества?»
Какие причины могут подталкивать ребят попробовать наркотики или другие ПАВ? Давайте попробуем представить себе их.
(-Некоторым интересно, какие при это возникают ощущения;
- другие хотят быть похожими на старших;
- неудобно отказаться;
- на зло своим близким;
-надежда на облегчение.)
На самом деле в последнем случае ПАВ дают, лишь временное облегчение, оно быстро проходит, и тогда приходится выбирать, или продолжать употреблять, и стать зависимым, или терпеть боль пережить и стать сильнее.
В общем, причины разные, однако выпивать или курить в одиночку ни у кого желания не возникает. Но как-то само собой получается,что собравшись вместе, решают выпить или закурить. Употребление наркотиков происходит так же, но большинство людей понимают, что это опасно, но в компании, в которой употребляют, велик соблазн попробовать. Следует помнить: употребление наркотиков, это нарушение закона. И беда в том, что это очень быстро превращается в зависимость. Несмотря на то, что в компании будет весело, модно и даже престижно выпить или закурить, тем не менее вы знаете, это вредно и опасно.
Единственный способ не стать зависимым от ПАВ –не принимать их ни в каких ситуациях!
4.Как решить, употреблять или не употреблять психоактивные вещества?
- Если вы попадаете в ситуацию, когда вас побуждают выпить или принять наркотики, неплохо бы дать себе время ответить на ряд вопросов.
- Какими свойствами обладает предполагаемое вещество или продукт?
- Какие преимущества я получу, если соглашусь выпить или закурить?
- Какие неприятности могут меня ожидать в этом случае?
- Как долго могут сохраняться преимущества и как долго –неприятности?
- Не превышают ли возможные неприятности возможные преимущества?
- Так ли я уверен, что в результате буду чувствовать себя хорошо?
- Чего ради мне предлагают сигареты, алкоголи или наркотик?
- Что мне необходимо сделать сейчас?
(Данные вопросы выводятся на слайде на экране)
Что бы ответить самому себе на эти вопросы, необходимо время. Поэтому, если вас подгоняют, то необходимо ответить: «Не давите на меня». «Я имею право подумать!» А сейчас мы потренируемся, как поступать в таких ситуациях.
5.Ролевая игра «Выбор решения»
(Необходимо разделить учеников на 3-4 равные группы).
Сейчас я прочитаю каждой группе рассказ-задание. В течении 10 минут этот рассказ нужно будет обсудить, ответить на перечисленные на слайде вопросы и принять решение. После обсуждения, каждая группа расскажет нам всем, как она ответила на вопросы.
Варианты заданий:
- Алина и Марина пошли на танцы. Там их друзья предлагают попробовать снюс. Алина раньше пробовала, но ничего приятного не почувствовала. Сейчас ей не хочется выглядеть в глазах друзей смешной и трусливой. Марина раньше не пробовала, и ей очень интересно, какие от этого ощущения.
- В семье Коли отмечают Новый год. Отец наливает ему шампанское, а его старшая сестра(25лет) говорит, что это вредно для подростков. Однако отец настаивает. Мать и муж сестры помалкивают.
- Денису 14 лет. Он не очень хорошо учится, и поэтому родители его все время ругают. После очередного скандала он ушел на улицу, где двое знакомых ребят предлагают ему употребить наркотик, от которого он расслабиться. Денис знает, что от него можно получить зависимость и умереть.
(После обсуждения группы по очереди представляют свои ответы, следует сосредоточить внимание на процессе обдумывания и принятия решения.)
6.Итоговый круг «интересное-полезное»
Большое спасибо всем! А теперь давайте все по кругу скажем, что на этом занятии для вас оказалось интересным или полезным. А может быть, кому-то показалось неправильным или обидным, каждый говорит несколько слов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеурочного занятия по английскому языку "Путешествие по радуге" для 1 класса
Данное занятие обобщает знания обучающихся по темам "Любимый цвет", "Мои игрушки", "Путешествие в зоопарк". Занятие проходит в игровой форме с использованием мультимедиа презентации....
Преподавание предмета музыки с учетом требований ФГОС. Методическая разработка внеурочного занятия по музыке "В гостях у Осени"
Преподавание предмета музыки с учетом требований ФГОС. Конспект внеурочного занятия по музыке с использованием ЦОР "В гостях у Осени" для 2 класса + презентация с музыкальным и видеоматериалом....
Методическая разработка внеурочного занятия по «Краеведению» ко Дню народного единства
Учитель МБОУ СОШ №7: Козленко О.П. Методическая разработка внеурочного занятия по «Краеведению»ко Дню народного единстваЦель мероприятия: воспитание чувства патриотизма, ...
Методическая разработка логопедического занятия по профилактике дисграфии в 1 классе на тему «Правильное маркирование границ предложения. Зима.» (технологии: ИКТ, ЭОР, «БОС-здоровье», развивающие)
Цель:Научить правильно оформлять предложения на письме. Развивать связную речь....
Методическая разработка группового занятия с применением методов активного социально-психологического обучения «Трудоустройство: собеседование с работодателем» Проводится в группах III курса техникума
Выпуск студентов в нашем подразделении начального профессионального образования в ГБПОУ МО «Шатурский энергетический техникум» осуществляется в конце января. На...
Методическая разработка внеурочного занятия. Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе. Тема: Русский и другие способы умножения.
Методическая разработка внеурочного занятия.Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе. Тема: Русский и другие способы умножения....
Методическая разработка внеурочного занятия «Дорогою добра. Путь к мечте» (курс внеурочной деятельности «Финансовая грамотность против коррупции»), 6 класс
Представленное занятие проводится в рамках курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность против коррупции» для учащихся 6 класса. Это курс гуманитарного направления, целью которого...