Статья на тему "Актуальность профориентации в рамках внеурочной деятельности в 8-9 классах"
статья (8, 9 класс)

Поволоцкая Юлия Александровна

Выбор профессии – это одно из самых важных решений, который зачастую определяет всю дальнейшую жизнь, и легкомысленное отношение к нему совершенно неуместно.

Наиболее успешен в своей карьере тот человек, который с радостью ходит на работу как на праздник, а это возможно только при грамотно проведённой профориентационной работе. В идеале, такая работа продолжается на протяжении всей жизни человека, начиная с детского сада и школы и продолжаясь на рабочем месте.

В разном возрасте профориентация решает различающиеся проблемы: в школе это вопрос выбора профессии, а в организации может быть адаптацией к процессу труда.

Найти подходящую для себя – нелёгкая задача, подчас требующая умения разобраться в себе: знать свои слабые и сильные стороны, адекватно оценивать физические и умственные возможности, быть готовым постоянно учиться и усваивать большие объемы знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_no_1.docx221.46 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое Профориентация и зачем она нужна?

Что такое Профориентация и зачем она нужна?, изображение №1

Весь следующий учебный год мы с вами будем заниматься изучением такой дисциплины, как профориентация. Постигать, разбираться, потихоньку осваивать и знакомиться с многообразием существующих профессий, а так же разбираться и еще лучше узнавать самих себя. Ведь чтобы выбрать профессию, свое призвание, место в жизни, если хотите, необходимо очень хорошо знать и себя.

Профессиональная ориентация (профориентация, выбор профессии, ориентация на профессию, профессиональное самоопределение) – это комплекс действий для выявления у человека склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на помощь в выборе карьерного пути людям всех возрастов.

Понятие профориентации появилось в результате слияния двух слов из разных языков: латинского profession (род занятий) и французского orientation (установка).

Профориентация базируется на психологии, социологии, экономике, философии, праве и медицине.

Выбор профессии – это одно из самых важных решений, который зачастую определяет всю дальнейшую жизнь, и легкомысленное отношение к нему совершенно неуместно.

Перед тем, как начать выбирать интересный карьерный путь необходимо прислушаться к себе и определить наиболее важные именно для Вас критерии будущей профессии. Условно причины выбора той или иной профессии можно разделить на две группы: внешние и внутренние.

Внешние причины:

  1. Общественное мнение (родители, друзья, «успешный сын маминой подруги» и т.д.) – достаточно часто старшеклассники, стоя перед выбором «куда податься», выбирают профессию, опираясь только на внешний престиж, моду, видимый лоск и отзывы окружающих. И нередки случаи, когда наступало разочарование в своем выборе еще на первых курсах учебных заведений.

2. Убеждения и мнения родителей – все мы знаем про поколения врачей, учителей, семейная преемственность стара как мир. С другой стороны, нередки случаи, когда профессия выбирается под давлением со стороны родителей, у которых имеется определенная точка зрения, нереализованные собственные мечты и т.д. Безусловно, ими двигают исключительно благие побуждения, но, к сожалению, практически всегда стремления, желания и способности самого ребёнка уходят на второй план.

3. Уровень заработной платы – никто не будет спорить, что любая работа должна быть достойно оплачена. И абсолютно нормально, когда одна из причин делать тот или иной выбор — это ориентир на уровень оплаты труда. Однако, в корне неправильно выбирать свое призвание только по уровню зарплаты, без учёта желаний и талантов.

4. Доступность обучения – не все живут в больших городах, не у всех семей есть финансовая возможность обеспечить обучение на коммерческой основе. Поэтому, выбор учебного заведения нередко происходит по территориальному расположению либо по уровню достатка семьи.

Внутренние причины:

  1. Интерес – интерес к той или иной профессии часто бывает даже важнее склонностей. Ведь человек искренне увлеченный и заинтересованный будет мотивирован обучаться.
  2. Физические возможности, физиологические особенности – человек с аллергией на пыльцу не сможет без риска для здоровья осваивать аграрные профессии. Для музыкантов необходимо наличие слуха, для певцов голоса, повара и дегустаторы не смогут обойтись без развитых от природы вкусовых рецепторов. Исключения, конечно же, бывают, но они редки и больше подтверждают правило.
  3. Наличие склонностей, талантов, способностей – если человеку в школе совершенно не давались точные науки, то смысла выбирать, предположим, технический ВУЗ, это заведомо не успешный путь.
  4. Возможность самореализации – желание быть мастером своего дела, расти и развиваться как профессионал. Об этой потребности еще в 1943 году писал американский психолог Абрахам Маслоу.

Согласно А. Маслоу, человеческие потребности имеют уровни от более простых к более высоким, и стремление к более высоким потребностям, как правило, возможно и возникает только после удовлетворения потребностей более низкого порядка, к примеру, в еде и безопасности. Эта теория наглядно представлена в виде пирамиды.

Что такое Профориентация и зачем она нужна?, изображение №2

В своей работе «Мотивация и личность» (1954) А. Маслоу предположил, что человеческие потребности врожденные. Эти потребности представляют собой иерархическую систему приоритета, изображающуюся в виде пирамиды, которая состоит из пяти уровней.

Вот эти пять уровней:

1. Физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.)

2. Потребность в безопасности (стабильность, порядок, зависимость, защита, свобода от страха, тревоги и хаоса)

3. Потребность в любви и принадлежности (семья, дружба, свой круг, референтная группа)

4. Потребность в уважении и признании (уважаю себя я, уважают меня другие, я известен и нужен, я достигаю, престиж и репутация, статус, слава)

5. Потребность в самоактуализации (развитие способностей. Человек должен заниматься тем, к чему у него есть склонности и способности.)

Что такое Профориентация и зачем она нужна?, изображение №3

Наиболее успешен в своей карьере тот человек, который с радостью ходит на работу как на праздник, а это возможно только при грамотно проведённой профориентационной работе. В идеале, такая работа продолжается на протяжении всей жизни человека, начиная с детского сада и школы и продолжаясь на рабочем месте.

В разном возрасте профориентация решает различающиеся проблемы: в школе это вопрос выбора профессии, а в организации может быть адаптацией к процессу труда.

В современном мире существует огромное количество профессий и с развитием общества постоянно появляются новые.

Найти подходящую для себя – нелёгкая задача, подчас требующая умения разобраться в себе: знать свои слабые и сильные стороны, адекватно оценивать физические и умственные возможности, быть готовым постоянно учиться и усваивать большие объемы знаний.

Я уверена, что у нас с вами получится решить эту непростую, но очень интересную задачу — разобраться в себе, познакомиться со своими особенностями и немного приблизиться к пониманию того самого профессионального пути.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по Изобразительному искусству проводимый в рамках внеурочной деятельности во 2 классе на тему "В гостях у русской сказки"

Тема урока: «В гостях у русской сказки».Цели урока: ·         Образовательные: -        обобщить и систематизировать знания у...

внеклассное мероприятие для учащихся 5 классов в рамках внеурочной деятельности "О, счастливчик"

внеклассное мероприятие для учащихся 5 классов в рамках внеурочной деятельности "О, счастливчик" В форме игры расширяем знания в области математики, учимся мыслить....

Статья на тему: Проектирование в рамках внеурочной деятельности

Одной из приоритетных задач современной педагогики является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого обучающегося, формирования активной жиз...

Профориентация учащихся на внеурочной деятельности по английскому языку (из опыта работы)

Статья посвящена освещению профориентационного аспекта опыта работы в рамках курса внеурочной деятельности «Краеведение на английском языке» в 6 классе....