Статья на тему: Проектирование в рамках внеурочной деятельности
статья по обществознанию (9 класс)

 

    Одной из приоритетных задач современной педагогики является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого обучающегося, формирования активной жизненной позиции. В соответствии с требованиями стандартов второго поколения для повышения качества знаний обучающихся, развития их познавательных и творческих способностей необходимо направлять деятельность преподавателя на формирование положительной мотивации обучающихся, самостоятельное овладение знаниями, стремлению к творческому подходу в обучении. В этой статье я бы хотела поделиться своим опытом работы над проектированием в рамках внеурочной деятельности.

      Этот учебный год стал для меня дебютным в работе над социальным проектированием. В самом начале работы я хотела найти четкую грань между работой-исследованием и работой-проектом. В этой статье я бы хотела поговорить о проектной деятельности и ее этапах, поделиться опытом работы, который появился у меня в этом учебном году.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pavlenko_iv_statya.docx32.47 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное

Профессиональное образовательное учреждение

«Промышленно-технологический колледж имени Н.И.Путилова»

Статья на тему:

Проектирование в рамках внеурочной деятельности

И.В. Павленко, преподаватель

СПБ ГБОУ

«Промышленно-технологический

колледж имени Н.И. Путилова»

г. Санкт-Петербург

2020 г

Проектирование в рамках внеурочной деятельности

И.В. Павленко, преподаватель

СПБ ГБОУ

«Промышленно-технологический

колледж имени Н.И. Путилова»

г. Санкт-Петербург

    Одной из приоритетных задач современной педагогики является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого обучающегося, формирования активной жизненной позиции. В соответствии с требованиями стандартов второго поколения для повышения качества знаний обучающихся, развития их познавательных и творческих способностей необходимо направлять деятельность преподавателя на формирование положительной мотивации обучающихся, самостоятельное овладение знаниями, стремлению к творческому подходу в обучении. В этой статье я бы хотела поделиться своим опытом работы над проектированием в рамках внеурочной деятельности.

      Этот учебный год стал для меня дебютным в работе над социальным проектированием. В самом начале работы я хотела найти четкую грань между работой-исследованием и работой-проектом. Так что же такое проект? Проект — наиболее         перспективная    форма организации внеурочной деятельности. Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, проектная деятельность прописана в стандарте образования. Именно в процессе правильного выстроенного алгоритма действий самостоятельной работы обучающихся над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда.

      Лейтмотивом проектной деятельности могут служить слова древнего китайского мыслителя и философа Конфуция: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму». Проектирование следует рассматривать как специфическую практическую деятельность обучающихся. По характеру — это эксперимент, по направленности – производственная деятельность, по задачам – обучение и воспитание. Проектная деятельность обучающихся — совместная, возможно групповая, учебно-познавательная, творческая, социальная или игровая деятельность ребят, имеющая общую цель, определенные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата работы. Обязательным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном результате деятельности, этапов работы и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. Важный аспект, которому стоит уделить внимание – это выбор темы. На этом этапе стоит провести диагностическую беседу, индивидуально выявить актуальное, волнующее направление проектной деятельности для каждого обучающегося. Далее сформировать умение работать по четкому выстроенному алгоритму действий: постановка проблемы, планирование учебных действий, сопоставление фактов. Этой поэтапной деятельностью и необходимо обучать ребят.

     Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей обучающихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Во внеурочной проектной деятельности принципиально отличается характер взаимодействия обучающегося и преподавателя в сравнении с традиционным обучением. Это хорошо просматривается в таблице, приведенной ниже.

Этапы работы

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающегося

  1. Разработка проектного задания

  1. Выбор темы проекта

Диагностическая беседа, выявление направленности деятельности обучающихся

Обучающиеся обсуждают, высказывают свое мнение и пожелания

Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных ребятами

Исследователи сами формулируют тему и направленность своего проекта

  1. Работа над содержанием проекта

Преподаватель выделяет составляющие части проекта, выносит их на обсуждение

Каждый обучающийся выбирает себе составные части или предлагает свои варианты работы

  1. Формирование творческих групп

Преподаватель проводит организационную работу по объединению ребят в творческие группы для дальнейшей работы, учитывая тематику проекта и пожелания ребят

(этот этап носит рекомендательный, творческий характер)

Обучающиеся распределяют свои роли (на этом этапе отлично помогают индивидуальные таблицы, которые заполняют сами обучающиеся, по принципу, делаю-я, делаешь-ты, делаем вместе)

  1. Подготовка

материалов к исследовательской деятельности

Помощь в постановке цели, задач, составление примерного плана действий, корректировка объема отдельных частей проекта

Четкое целеполагание, составление самостоятельного плана работы, сбор сведений

1.5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности

Преподаватель принимает участие в дискуссии

Обучающиеся самостоятельно и в группах, принимают решение о форме представления результата проектной деятельности: видеоролик, альбом, эссе, рассказ, кроссворд, классный час, инфографик и т.д.

  1. Разработка проекта

Преподаватель консультирует, координирует, стимулирует деятельность ребят

Обучающиеся осуществляют поисковую деятельность

  1. Подготовка проекта к защите

Заключительные консультации, подведение итогов работы

Окончательное оформление работы, проверка всех требований к конечному продукту проекта, подготовка к самопрезентации выполненной работы

  1. Защита проекта

Оценочная деятельность

Выступление перед аудиторией (обучающиеся группы, эксперты, руководитель проекта) с рассказом о проделанной работе, ответы на вопросы аудитории

  1. Рефлексия

Самоанализ педагогического руководства проекта

Осуществляют рефлексию процесса, себя или творческой группы в нем, учитывая оценки других.

  1. Оценка результата проекта

Работа в комиссии

Обучающиеся узнают итоговый балл проекта. Обсуждают результат своей работы, высказывают предложения и пожелания

   

      Каждый проект должен быть доведен до логического завершения, оставляя у обучающегося ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектом преподаватель помогает ребятам соизмерять свои желания и возможности. Защита проекта показывает, что у них получилось в конечном итоге, дает возможность услышать похвалу или разумную критику в свой адрес, провести самоанализ своей деятельности.

В результате работы учащиеся должны научиться:

— видеть проблемы;

— ставить вопросы;

— выдвигать гипотезы;

— давать определения понятиям;

— классифицировать;

— наблюдать;

— проводить эксперименты;

— делать умозаключения и выводы;

— структурировать материал;

— готовить тексты собственных докладов;

— объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

   РВ ходе решения системы проектных задач у обучающихся могут быть сформированы следующие способности:

— рефлексировать (видеть проблему, анализировать сделанное, видеть трудности, ошибки, уметь предотвращать их);

— целеполагать (осознанно формулировать цели)

— планировать (составлять план своей деятельности согласно предлагаемым требованиям);

— моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

-проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;

— вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

      В заключении хотелось бы отметить, что успешность важна для каждого человека, а особенно для молодежи. Работая над проектом, ребята учатся работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобретают навыки работы с дополнительной литературой, умение выступать перед аудиторией и мотивированно отстаивать свою точку зрения. На первый план выходит инициативность, творческое мышление, высокая мотивация. Я считаю, что в ходе работы, смогла зажечь в ребятах интерес к проектной деятельности, стремление познавать и применять полученные знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование исследовательских умений первоклассников в рамках внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС»

С введением в начальной школе ФГОС в рамках внеурочной деятельности в нашей школе был  организован курс «Я познаю мир», направленный на развитие исследовательского поведения первоклассников...

Диагностика уровня достижения учащимися планируемых метапредметных результатов образовательной деятельности в рамках внеурочной деятельности (Из опыта работы)

В статье представлен опыт работы по реализации внеурочной деятельности в 5 классе в рамках ФГОС ООО в аспекте диагностики метапредметных результатов образовательной деятельности...

Статья на тему "Актуальность профориентации в рамках внеурочной деятельности в 8-9 классах"

Выбор профессии – это одно из самых важных решений, который зачастую определяет всю дальнейшую жизнь, и легкомысленное отношение к нему совершенно неуместно.Наиболее успешен в своей карьере тот ...

Организация проектной деятельности по экологии (в рамках внеурочной деятельности)

Разработка демонстрирует проведение исследования в рамках внеурочной деятельности по изучению распространения растения Прострела.Задачи исследования: изучить сон-траву как биологический объект живой п...