Статья на тему: Проектирование в рамках внеурочной деятельности
статья по обществознанию (9 класс)
Одной из приоритетных задач современной педагогики является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого обучающегося, формирования активной жизненной позиции. В соответствии с требованиями стандартов второго поколения для повышения качества знаний обучающихся, развития их познавательных и творческих способностей необходимо направлять деятельность преподавателя на формирование положительной мотивации обучающихся, самостоятельное овладение знаниями, стремлению к творческому подходу в обучении. В этой статье я бы хотела поделиться своим опытом работы над проектированием в рамках внеурочной деятельности.
Этот учебный год стал для меня дебютным в работе над социальным проектированием. В самом начале работы я хотела найти четкую грань между работой-исследованием и работой-проектом. В этой статье я бы хотела поговорить о проектной деятельности и ее этапах, поделиться опытом работы, который появился у меня в этом учебном году.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pavlenko_iv_statya.docx | 32.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное
Профессиональное образовательное учреждение
«Промышленно-технологический колледж имени Н.И.Путилова»
Статья на тему:
Проектирование в рамках внеурочной деятельности
И.В. Павленко, преподаватель
СПБ ГБОУ
«Промышленно-технологический
колледж имени Н.И. Путилова»
г. Санкт-Петербург
2020 г
Проектирование в рамках внеурочной деятельности
И.В. Павленко, преподаватель
СПБ ГБОУ
«Промышленно-технологический
колледж имени Н.И. Путилова»
г. Санкт-Петербург
Одной из приоритетных задач современной педагогики является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого обучающегося, формирования активной жизненной позиции. В соответствии с требованиями стандартов второго поколения для повышения качества знаний обучающихся, развития их познавательных и творческих способностей необходимо направлять деятельность преподавателя на формирование положительной мотивации обучающихся, самостоятельное овладение знаниями, стремлению к творческому подходу в обучении. В этой статье я бы хотела поделиться своим опытом работы над проектированием в рамках внеурочной деятельности.
Этот учебный год стал для меня дебютным в работе над социальным проектированием. В самом начале работы я хотела найти четкую грань между работой-исследованием и работой-проектом. Так что же такое проект? Проект — наиболее перспективная форма организации внеурочной деятельности. Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, проектная деятельность прописана в стандарте образования. Именно в процессе правильного выстроенного алгоритма действий самостоятельной работы обучающихся над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда.
Лейтмотивом проектной деятельности могут служить слова древнего китайского мыслителя и философа Конфуция: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму». Проектирование следует рассматривать как специфическую практическую деятельность обучающихся. По характеру — это эксперимент, по направленности – производственная деятельность, по задачам – обучение и воспитание. Проектная деятельность обучающихся — совместная, возможно групповая, учебно-познавательная, творческая, социальная или игровая деятельность ребят, имеющая общую цель, определенные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата работы. Обязательным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном результате деятельности, этапов работы и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. Важный аспект, которому стоит уделить внимание – это выбор темы. На этом этапе стоит провести диагностическую беседу, индивидуально выявить актуальное, волнующее направление проектной деятельности для каждого обучающегося. Далее сформировать умение работать по четкому выстроенному алгоритму действий: постановка проблемы, планирование учебных действий, сопоставление фактов. Этой поэтапной деятельностью и необходимо обучать ребят.
Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей обучающихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Во внеурочной проектной деятельности принципиально отличается характер взаимодействия обучающегося и преподавателя в сравнении с традиционным обучением. Это хорошо просматривается в таблице, приведенной ниже.
Этапы работы | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающегося |
| ||
| Диагностическая беседа, выявление направленности деятельности обучающихся | Обучающиеся обсуждают, высказывают свое мнение и пожелания |
Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных ребятами | Исследователи сами формулируют тему и направленность своего проекта | |
| Преподаватель выделяет составляющие части проекта, выносит их на обсуждение | Каждый обучающийся выбирает себе составные части или предлагает свои варианты работы |
| Преподаватель проводит организационную работу по объединению ребят в творческие группы для дальнейшей работы, учитывая тематику проекта и пожелания ребят (этот этап носит рекомендательный, творческий характер) | Обучающиеся распределяют свои роли (на этом этапе отлично помогают индивидуальные таблицы, которые заполняют сами обучающиеся, по принципу, делаю-я, делаешь-ты, делаем вместе) |
материалов к исследовательской деятельности | Помощь в постановке цели, задач, составление примерного плана действий, корректировка объема отдельных частей проекта | Четкое целеполагание, составление самостоятельного плана работы, сбор сведений |
1.5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности | Преподаватель принимает участие в дискуссии | Обучающиеся самостоятельно и в группах, принимают решение о форме представления результата проектной деятельности: видеоролик, альбом, эссе, рассказ, кроссворд, классный час, инфографик и т.д. |
| Преподаватель консультирует, координирует, стимулирует деятельность ребят | Обучающиеся осуществляют поисковую деятельность |
| Заключительные консультации, подведение итогов работы | Окончательное оформление работы, проверка всех требований к конечному продукту проекта, подготовка к самопрезентации выполненной работы |
| Оценочная деятельность | Выступление перед аудиторией (обучающиеся группы, эксперты, руководитель проекта) с рассказом о проделанной работе, ответы на вопросы аудитории |
| Самоанализ педагогического руководства проекта | Осуществляют рефлексию процесса, себя или творческой группы в нем, учитывая оценки других. |
| Работа в комиссии | Обучающиеся узнают итоговый балл проекта. Обсуждают результат своей работы, высказывают предложения и пожелания |
Каждый проект должен быть доведен до логического завершения, оставляя у обучающегося ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектом преподаватель помогает ребятам соизмерять свои желания и возможности. Защита проекта показывает, что у них получилось в конечном итоге, дает возможность услышать похвалу или разумную критику в свой адрес, провести самоанализ своей деятельности.
В результате работы учащиеся должны научиться:
— видеть проблемы;
— ставить вопросы;
— выдвигать гипотезы;
— давать определения понятиям;
— классифицировать;
— наблюдать;
— проводить эксперименты;
— делать умозаключения и выводы;
— структурировать материал;
— готовить тексты собственных докладов;
— объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
РВ ходе решения системы проектных задач у обучающихся могут быть сформированы следующие способности:
— рефлексировать (видеть проблему, анализировать сделанное, видеть трудности, ошибки, уметь предотвращать их);
— целеполагать (осознанно формулировать цели)
— планировать (составлять план своей деятельности согласно предлагаемым требованиям);
— моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
-проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;
— вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
В заключении хотелось бы отметить, что успешность важна для каждого человека, а особенно для молодежи. Работая над проектом, ребята учатся работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобретают навыки работы с дополнительной литературой, умение выступать перед аудиторией и мотивированно отстаивать свою точку зрения. На первый план выходит инициативность, творческое мышление, высокая мотивация. Я считаю, что в ходе работы, смогла зажечь в ребятах интерес к проектной деятельности, стремление познавать и применять полученные знания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование исследовательских умений первоклассников в рамках внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС»
С введением в начальной школе ФГОС в рамках внеурочной деятельности в нашей школе был организован курс «Я познаю мир», направленный на развитие исследовательского поведения первоклассников...
Инновационная деятельность педагога в рамках внеурочной деятельности в условиях ФГОС в начальной школе
Внеурочная деятельность в начальной школе...
Диагностика уровня достижения учащимися планируемых метапредметных результатов образовательной деятельности в рамках внеурочной деятельности (Из опыта работы)
В статье представлен опыт работы по реализации внеурочной деятельности в 5 классе в рамках ФГОС ООО в аспекте диагностики метапредметных результатов образовательной деятельности...
Статья "СОЗДАНИЕ ДИАФИЛЬМА НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО РЕЗУЛЬТАТА В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ"
Практический опыт создания диафильмов на английском языке в рамках внеурочно детельности учащихся....
Духовно-нравственное воспитание школьников в рамках внеурочной деятельности «Мы будущее» (статья)
Статья овнеурочной деятельности...
Статья на тему "Актуальность профориентации в рамках внеурочной деятельности в 8-9 классах"
Выбор профессии – это одно из самых важных решений, который зачастую определяет всю дальнейшую жизнь, и легкомысленное отношение к нему совершенно неуместно.Наиболее успешен в своей карьере тот ...
Организация проектной деятельности по экологии (в рамках внеурочной деятельности)
Разработка демонстрирует проведение исследования в рамках внеурочной деятельности по изучению распространения растения Прострела.Задачи исследования: изучить сон-траву как биологический объект живой п...