«Артикуляционная гимнастика как один из приемов при формировании произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста »
методическая разработка
Отчет по самообразованию за 2014-2015 учебный год по теме:«Артикуляционная гимнастика как один из приемов при формировании произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста », и котором отображена работа по теме за год, Подробно описана подборка литературы по данной теме. Проведен сравнительный количественный и качественный анализ состояния звукопроизношения в детском саду Вехно. Подобраны упражнения для развития дыхания , подробно изложен проект "Мыльные пузыри", упражнения для самомассажа, комплексы артикуляционной гимнастики. Материал будет полезен воспитателям детских садов, так как все мероприятия проводились воспитателем малокомплектного детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Анализ работы по теме Артикуляционная гимнастика | 667.51 КБ |
prilozhenie_k_analizu_samoobrazovaniya_za_2014-15gg.docx | 875.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ работы по самообразованию за 2014-2015 учебный год.
Воспитателя детского сада деревни Вехно, филиала МДОУ Детский сад «Светлячок», Быстровой В.Г. |
По теме: «Артикуляционная гимнастика как один из приемов при формировании произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста »
- Образование: высшее, ФГБОУ ВПО «Псковский государственный университет» 2012 год.
- Занимаемая должность: воспитатель.
- Педагогический стаж: 14 лет.
- Самообразование.
Сроки | Тема самообразования |
2013-2014 учебный год | Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством дидактических игр |
2014-2015 учебный год | Артикуляционная гимнастика как один из приемов при формировании произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста |
- Повышения квалификации:
- Русская народная культура Псковского края - региональный компонент содержания дошкольного и общего начального образования.
- Дошкольное образование в современном мире: реализация ФГОС
- Мои награды:
Самоанализ.
Тема по самообразованию: «Артикуляционная гимнастика как один из приемов при формировании произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста »
Цель: Способствуют ли более точному, правильному произношению звуков родной речи, систематически используемые задания развивающие моторику артикуляционного аппарата.
Для достижения этой цели мною были поставлены задачи:
-овладение методикой организации и проведения артикуляционной гимнастики для детей разных возрастов, начиная с детьми З-х летнего возраста;
-изучение передового педагогического опыта по данной теме;
-развивать у детей подвижность языка, губ, регуляцию движений нижней челюсти,
-воспитывать слуховое внимание;
-развивать речевое дыхание, высоту и тембр голоса.
Почему я выбрала эту тему?
Своевременное овладение детьми правильной речью имеет большое значение. Разнообразные нарушения устной речи, затрудняющие овладение правильным чтением и грамотным письмом, — одна из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов.
Согласно нашим наблюдениям, среди детей, посещающих детский сад, количество речевых нарушений в последние годы увеличиваются, поэтому работе по коррекции речи необходимо уделять большее внимание.
Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении, правильно формировать которое довольно сложно, поскольку ребенку необходимо научиться управлять своими органами речи, осуществлять контроль за собственной речью и речью окружающих.
Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Своевременно не выявленные и не устраненные нарушения закрепляются, становятся стойкими.
Внятность и чистота произношения зависят от многих факторов и в первую очередь от анатомического строения артикуляционного аппарата, от того, как действуют язык, губы, челюсти, от умения ощущать, чувствовать движения органов артикуляции, а также от функциональной зрелости речевых зон коры головного мозга.[1]
При нарушениях двигательной функции артикуляционного аппарата страдают тонкие дифференцированные движения, поэтому звуки произносятся смазано, особенно в речевом потоке. Несформированность двигательных дифференцировок может привести к замене сложных звуков простыми по артикуляции.
Не менее важным фактором, приводящим к нарушению произношения, является незрелость или несформированность фонематических процессов, что чаще всего проявляется в замене и в смешении звуков.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей, а ее недостатки в это время легче и быстрее преодолеваются. Это создает благоприятные условия для полноценного речевого и психического развития подрастающего человека.
Гипотеза: повышение эффективности преодоления неправильного произношения звуков речи, у детей будет более успешным, если:
- создать оптимальные условия для преодоления недоразвития звукопроизношения, развития слухового внимания, четкой дикции, увеличению активного словаря;
- привлечь родителей к процессу воспитания звуковой культуры речи;
Методологические и теоретические основы работы.
Для достижения цели мной был разработан план работы
- Подбор литературы
Анализ педагогической литературы
Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2008. | В пособии освещены структура, содержание и формы проведения индивидуальных занятий с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи. Большое внимание уделено формулированию темы и целей занятий, их этапности, использованию разнообразного и красочного наглядного материала, созданию положительного эмоционального фона и постепенному увеличению сложности излагаемого материала. Занимательная форма занятий, игровые приемы, смена видов заданий, система поощрения помогут удержать внимание детей на протяжении всего занятия и формировать интерес к продолжению работы. |
Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. - М.:"Издательство ГНОМ и Д", 2000. | . Данное пособие содержит характеристику особенностей речевого развития детей пятилетнего возраста с ФФН, методические приемы их обследования, раскрывает вопросы организации и содержания коррекционного обучения по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей. |
Игры в логопедической работе с детьми: Пособие для логопедов и воспитателей детсадов / Под ред. В.И. Селиверстова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1981. - 192с. | В данном пособии собраны игры для автоматизации различных звуков и для дифференциации похожих по звучанию или по артикуляции. Игры, которые можно использовать в работе воспитателя как для проведения НОД фронтально, так и индивидуально, так же можно использовать эти игры как самостоятельные, в режимных моментах и НОД. |
ТКАЧЕНКО Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте: Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. | В пособии представлены теоретические положения и практические рекомендации, а также система занятий с детьми 4-летнего возраста по обучению их навыкам звукового анализа и синтеза, без которых невозможно овладение грамотой. Использование оригинальной авторской символики позволяет наиболее эффективно готовить детей с проблемами в речевом развитии и без таковых к усвоению чтения и письма. В пособии собраны занимательные игры и упражнения, а также конспекты занятий, которые рекомендуется проводить с дошкольниками в условиях детских образовательных учреждений и в кругу семьи. |
Иншакова А.Б. Альбом для логопеда -.М:, Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2008г. | В альбоме представлен иллюстрированный материал для обследования устной речи детей дошкольного и младшего школьного возраста, который позволяет выявить нарушения звукопроизношения, слоговой структуры слов. Фонематического анализа и синтеза, словаря и грамматического строя речи. |
Ткаченко Т.А. Логопедическая энциклопедия – М ОООТД «Издательство Мир книги»,2008г | В книги представлена оригинальная система из игровых упражнений для исправления недостатков звукопроизношения у дошкольников. |
Жукова Н.С. Преодоления общего недоразвития речи у дошкольников. – М.Просвещение,1990г | В книги излагаются современные представление о недоразвитии речи, этиология и патогенез, сравнение процессов усвоение ребенком норм русского языка в норме и патологии, Дана система поэтапного коррекционного обучения. |
Фомичева М.Ф. Воспитания у детей правильного произношения.- М.Просвещение, 1989г. | В пособии даются общи сведения о нарушении речи у детей дошкольного возраста, раскрывается содержание и методика коррекционной работы, профилактики и коррекции звукопроизношения. |
Рыбина А.Ф. Коррекция звукопроизношения у детей, речевой материал,- Волгоград. Учитель 2010г. | В пособии предлагается материал: комплексы артикуляционных упражнений, игры, игровые упражнения, словесные объяснения и рекомендации по коррекции , воспитанию и развитию речи. |
Кыласова Л.Е. Коррекция звукопроизношения у детей; дидактические материалы -Волгоград: Учитель, 2011г | Пособие содержит дидактические материалы для коррекции звукопроизношения: сказки, стихи, чистоговорки, скороговорки т.п. |
Новиковская О.А. Развития звуковой культуры речи у дошкольников. Логопедические игры и упражнения.- СПб : Детство- пресс, 2008г | В пособии предлагаются занятия направленные на развитие моторики артикуляционного аппарата, развития речевого дыхания, высоты и силы голоса. |
Изучение передового педагогического опыта по данной теме
Планирование предстоящей работы по решению поставленных задач.
2. Проведение обследования звукопроизношения и артикуляционного аппарата
Форма проведения обследования - индивидуальная работа с каждым ребенком, так как это позволяет осуществить индивидуальный подход, максимально сосредоточить внимание ребенка на выполняемых заданиях, свести постороннее внимание к минимуму, не отвлекать детей от занятий в группе, установить между воспитателем и ребенком благоприятную атмосферу.
Средняя продолжительность обследования одного ребенка составляла 20-25 минут. Для обследования уровня фонематического восприятия, развития звукопроизношения, состояния артикуляционного аппарата, использовалась методика, Иншаковай А.Б.
Количество обследованных детей – 10, из них дети старше 4 лет – 8 детей,
В результате обследования были выявлены основные нарушения звукопроизношения:
Исследуемый звук | Нарушения, звукопроизношения выявленные в результате обследования | Количество детей в группе | В % к общему количеству |
С, Сь | Фонетическое (искаженное произношение звука) | ||
Фонематическое (отсутствие звука в речи, неумение произносить его) | |||
Фонетико-фонематическое (замена одного звука другим имеющимся в фонетической системе данного языка ) | 7 | 70 | |
З,Зь | Фонетическое (искаженное произношение звука) | 2 | 20 |
Фонематическое (отсутствие звука в речи, неумение произносить его) | |||
Фонетико-фонематическое (замена одного звука другим имеющимся в фонетической системе данного языка ) | 5 | 50 | |
Ц | Фонетическое (искаженное произношение звука) | 1 | 10 |
Фонематическое (отсутствие звука в речи, неумение произносить его) | |||
Фонетико-фонематическое (замена одного звука другим имеющимся в фонетической системе данного языка ) | 2 | 20 | |
Ш | Фонетическое (искаженное произношение звука) | ||
Фонематическое (отсутствие звука в речи, неумение произносить его) | |||
Фонетико-фонематическое (замена одного звука другим имеющимся в фонетической системе данного языка ) | 5 | 50 | |
Ж | Фонетическое (искаженное произношение звука) | 1 | 10 |
Фонематическое (отсутствие звука в речи, неумение произносить его) | |||
Фонетико-фонематическое (замена одного звука другим имеющимся в фонетической системе данного языка ) | 3 | 30 | |
Р,Рь | Фонетическое (искаженное произношение звука) | 1 | 10 |
Фонематическое (отсутствие звука в речи, неумение произносить его) | 1 | 10 | |
Фонетико-фонематическое (замена одного звука другим имеющимся в фонетической системе данного языка ) | 5 | 50 | |
Л,Ль | Фонетическое (искаженное произношение звука) | 1 | 10 |
Фонематическое (отсутствие звука в речи, неумение произносить его) | 1 | 10 | |
Фонетико-фонематическое (замена одного звука другим имеющимся в фонетической системе данного языка ) | 2 | 20 | |
К,Кь | Фонетическое (искаженное произношение звука) | ||
Фонематическое (отсутствие звука в речи, неумение произносить его) | |||
Фонетико-фонематическое (замена одного звука другим имеющимся в фонетической системе данного языка ) | 1 | 10 | |
Г,Гь | Фонетическое (искаженное произношение звука) | ||
Фонематическое (отсутствие звука в речи, неумение произносить его) | |||
Фонетико-фонематическое (замена одного звука другим имеющимся в фонетической системе данного языка ) | 2 | 20 | |
Щ | Фонетическое (искаженное произношение звука) | ||
Фонематическое (отсутствие звука в речи, неумение произносить его) | |||
Фонетико-фонематическое (замена одного звука другим имеющимся в фонетической системе данного языка ) | 3 | 30 | |
Из таблицы видно, что 70 % детей имеется фонетико-фонематическое нарушение произношения звука [ С и Сь,] 50% - звука [З, Зь, Ш, Р,Рь]; 30% детей –[ Щ, Ж] ; 20% - [Г, Гь, Л, Ль ,Ц]; 10% (один ребенок) – нарушение произношения звука –[ К]; Так же у детей имеются фонетические нарушения у 20% - звуков [З, Зь], 10% - [Ц,Ж,Р,Л]; фонематические нарушения у 10 % детей , звуки –[Р, Рь, Л, Ль],
При проведении обследования артикуляционного аппарата использовалась методика обследования Фомичевой М.Ф.
№п.п. | Основные движения, необходимые для произношения звуков родного языка | |
1 | Растянуть губы в улыбки, обнажая резцы сомкнутые губы вытянуть вперед трубочкой, переключать губы из положения в улыбки в положение трубочки. | |
2 | Зубы сомкнуты, губы в улыбки, обнажают резцы, зубы разомкнуть, чередовать движения нижний челюсти- смыкание,, размыкание зубов. | |
3 | Зубы разомкнуты на 2 см, губы в улыбке, обнажают резцы. Чередования движения языка от правого и левому уголку рта(без движений челюстей) | |
4 | Широкий язык положить на нижнюю губу, губы в улыбки, обнажают резцы, рот открыт. Узкий язык просунуть между резцами, переключать положения языка с широкого на узкий при открытом рте(без движения губ) | |
5 | Поднять широкий кончик языка за верхние зубы опустить за нижние зубы, чередование движений.(рот открыт, губы в улыбке обнажают резцы) | |
6 | Приблизить широкий кончик языка к нижним резцам, губы в улыбке, зубы обнажены, рот открыт. Кончик языка отодвинуть по дну рта назад к подъязычной связке при выгнутой вверх задней части языка, чередовать движения языка вперед, назад. (без движений челюсти) | |
В результате обследования практически все дети недостаточно четко выполняют необходимые движения, некоторые дети не могут поднять язык к верхним зубам, есть дети, которые выполняют движения правильно, но не могут удерживать получившееся положения без изменений некоторое время. Так же было выявлено, что половина детей не умеют дифференцировать движения, то есть выполняют с сопутствующими движениями челюсти, губ.
Из всего разнообразия технологий мною были выделены технологии оптимальным образом влияющие на формирование навыков звуковой культуры речи, словарного запаса, развития мышления, творчества и воображения детей в процессе интеграции разных видов деятельности.
В своей работе использую технологии Ткаченко Т.А., Фомичевой М.Ф.
3. Обучение детей самомассажу лицевых мышц , пальчиковые игры
Самомассаж – это массаж выполняемый самим ребенком. Самомассаж является средством, дополняющим воздействие основного массажа.
Самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно. Кроме того самомассаж можно использовать многократно в течении дня, включая его в различные режимные моменты. Так, самомассаж проводился с детьми после утренней гимнастики, дневного сна, включался в непосредственную образовательную деятельность, а также использовался для завершения либо предварял артикуляционную гимнастику, а самомассаж рук и тела включался в структуру любой НОД в качестве физкультурной паузы или пальчиковой гимнастики.
Длительность одного сеанса самомассажа для детей дошкольного возраста составляет 5 – 10 минут. Каждое движение выполняется в среднем 4 – 6 раз. В один сеанс самомассажа включается несколько из предлагаемых приемов. Причем они могут варьироваться в течении дня. Дети обучаются приемам самомассажа под руководством взрослого. Перед его выполнением дети должны принять спокойную, расслабленную позу. Они или сидели на стульчиках, или лежали на ковриках или на кроватках (после дневного сна).
Обучая детей самомассажу, каждый прием показываем на себе и комментирует его. Дети выполняют прием самостоятельно, при необходимости можно использовать зрительный контроль (зеркало). Когда приемы самомассажа освоены детьми, движения проводились под стихотворный текст или специально подобранную тихую музыку в медленном темпе. Этот метод особенно полезен, поскольку обеспечивает тактильно – проприоцептивную стимуляцию в определенном ритме, что в целом способствует формированию чувства ритма, которое в своей основе имеет моторную природу. Также использование стихотворного текста является дополнительным стимулирующим фактором речевого развития и создает у детей положительный эмоциональный настрой, желание заниматься. Веселые стихи и песенки, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота и доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствует изменению позиции ребенка из объекта в субъект, педагогического воздействия, а это гарантия успеха развивающей работы.
Упражнения для самомассажа в приложении 1,2.
4. Артикуляционные гимнастики с последующим увеличением количества упражнений
Ребенок учится произносить различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Точность, сила, объем движений развиваются у ребенка постепенно. Взрослые могут помочь ему в этом проведением артикуляционной гимнастики.
В норме уже к трем годам дети овладевают правильным произношением всех звуков, иногда вызывает трудности произношение звуков Ш, Ж, Р, Л. Речь может быть недостаточно отчетливой, чистой по звучанию.
Нарушения звукопроизношения объясняются недостаточным развитием артикуляционного аппарата, малой подвижностью языка, губ, нижней челюсти.
Артикуляционная гимнастика способствует выработке движений речевых органов, необходимых для правильного произношения звуков и для объединения простых движений в сложные артикуляционные уклады различных фонем.
Артикуляционная гимнастика не должна быть очень утомительной. Игра с язычком продолжается не более 3-5 минут.
Цель артикуляционной гимнастики заключается в том, чтобы трудный для ребёнка уклад, нарушенного звука, разложить на лёгкие простые элементы, а затем объединить их, и получить требуемый артикуляторный уклад. Кроме этого, целью артикуляционной гимнастики является и укрепление соответствующих мышечных групп, в процессе выполнения движений.
При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики, учитывался характер дефекта, нормальная артикуляция звука. В процессе артикуляторной гимнастики отрабатывались все основные компоненты правильной артикуляции звука.
При наличии спастичности артикуляционных мышц наблюдается постоянно повышенный тонус мускулатуры языка, губ и лицевой мускулатуры. В таких случаях статические (удержание позы долго время) упражнения недопустимы. Целесообразно удерживать выработанный артикуляционный уклад на счет 1, 2, 3 и переключать органы речи (язык, губы, небо, щеки и т.д) ребенка на другое движение. При гипотонии артикуляционных мышц упражнения направлены на их укрепление, потому полезны статические упражнения на удерживание определенной артикуляционной позиции под счет (от 5 до 10).
Логопедическая гимнастика показана детям от 2-х лет для профилактики нарушений звукопроизношения и детей более старшего возраста для коррекции нарушений речи .
Проводилась гимнастика по 3-5 минут несколько раз в день, каждый день, перед зеркалом. Артикуляционная гимнастика проводилась на индивидуальных занятиях.
При проведении артикуляторной гимнастики особое внимание уделялось:
- качеству выполнения артикуляторных движений, различным параметрам движений.
- чистоте выполнения движений (без сопутствующих движений),
- плавности движений,
- темпу,
- нормальному тонусу мышц (без излишнего напряжения или вялости),
- объему движений, умению удерживать движение, определенное время,
- переключаемости движений, т.е. возможностью перехода от одного движения к другому,
- точности координации движений языка и губ.
Многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. А от повторений никуда не деться, когда нужно отработать правильный артикуляционный уклад, необходимо разнообразить занятия, чтобы отрабатываемые движения не наскучили малышу, были для него интересны. Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет впоследствии к желаемому результату.
Итак, проведение артикуляционной гимнастики можно разнообразить преподнести ребенку артикуляционные упражнение в виде сказки, путешествия, как книжку раскладушку, лабиринт, учить героя занятия сделать упражнения так же как и ребенок, научить кого-то, карточки с картинками тоже могут заинтересовать ребенка и вызвать желание снова и снова повторять уже знакомые, но такие сложные артикуляционные движения.
Для тренировки и развития артикуляционной моторики предлагаем специальные упражнения. (Приложение 3,4,5,6,7)
5. Развитие речевого дыхания
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Для формирования правильного речевого дыхания детей существует большое количество дыхательных упражнений.
Упражнения на дыхание необходимо выполнять ежедневно, включая их в физкультурно-оздоровительную гимнастику; во время занятий, включая их в организующий момент или в физкультминутку. Упражнения лучше проводить в игровой форме, чтобы дети выполняли их с интересом и удовольствием. Приложение (8)
Краткосрочный проект в разновозрастной группе детского сада деревни Вехно
на тему:«Развитие речевого дыхания через игры с мыльными пузырями»
Вид проекта:
Краткосрочный (1 неделя), познавательный, творческий, групповой.
Участники проекта:
Дети разновозрастной группы, воспитатели.
Цель: выработать более глубокий вдох и длительный выдох.
Задачи:
- Расширять представления детей о правильном плавном выдохе,
научить детей вбирать воздух через нос,
- Делать вдох без напряжения, не поднимая плечи.
- Вдох от выдоха нельзя отделять паузой, вдох сразу переходит в выдох.
- Совершать выдох длительно и плавно, не толчками.
- Во время выдоха не надувать щеки, не сжимать губы, складывать трубкой.
- Развивать творческие способности, фантазию
Предполагаемый результат:
Все дети научаться правильно и длительно выдыхать, что обеспечит наилучшее звучание голоса. Своевременный вдох и правильный последующий выдох создадут условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот.
Разовьется интерес к игре «Мыльные пузыри», научаться выдувать большие мыльные пузыри.
Актуальность:
На сегодняшний день тема проекта очень актуальна. Все знают, какую важную функцию в жизнедеятельности человеческого организма выполняет дыхание. Кроме своей основной физиологической функции – осуществление газообмена – дыхание обеспечивает еще и такую функцию, как речевое дыхание. Воздушная струя является энергетической основой звука, слога, слова, фразы. Без сильной длительной воздушной струи нарушается не только звукопроизношение, но и общее звучание речи: речь «взахлёб», не проговаривание окончаний слов, «смазанность» конца фразы.
Речевое дыхание отличается от обычного физиологического дыхания. Речевое дыхание – это управляемый процесс. Количество выдыхаемого воздуха и сила выдоха зависят от цели и условия общения.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап:
Определение темы проекта.
Формулировка цели и определение задач.
Подбор материалов по теме проекта «Развитие речевого дыхания через игры с мыльными пузырями»;
Основной этап:
Посещение шоу «Мыльные пузыри», что способствует развитию интереса к дальнейшему использованию приема для развития речевого дыхания.
Игры с водой и коктельными трубочками «Путешествие ежика и ветерка»
Игра с подкрашенной мыльной водой «Рисование мыльными пузырями».
Игра на « самый большой пузырь»
Консультация для родителей: Для чего нужна игра «Мыльные пузыри» и как дома развивать речевое дыхание. НОД на родительском собрании.
Заключительный этап:
Создание альбома рисунков «Волшебный мыльный пузырь».
Реализация темы
Понедельник
Вовлечение в деятельность: посещение шоу «Мыльные пузыри», Беседа «Откуда берется пузырь»
Вторник.
Игра-сказка: «Путешествие Ежика и ветерка»
Среда
НОД : Рисование «Волшебный мыльный пузырь»
Четверг
Игра – соревнование « самый большой пузырь»
Пятница
Создание альбома рисунков «Волшебный мыльный пузырь».
Приложение проекта.
Посещение шоу «Мыльные пузыри», что способствует развитию интереса к дальнейшему использованию приема для развития речевого дыхания.
Игра-сказка: «Путешествие Ежика и ветерка»
Цель: улучшить функции внешнего дыхания. Дети получают знания, что дышать надо носом, нельзя поднимать плечи при вдохе, в дыхании должен участвовать живот. В процессе дыхательной гимнастики происходит нормализация дыхания и увеличение объема вдоха. Упражнения использованные при рассказывании сказки: вдох и выдох через нос (Это Ежик, познакомтись, как он дышит?); вдох через нос, выдох через рот (Гуляя по лесу ветерок донес до Ежика аромат цветов, понюхайте аромат каких цветов чувствует Ежик, дети дышат и придумывают аромат какого цветка они чувствуют); вдох через рот, выдох через нос(Ежик устал и захотел отдохнуть); вдох и выдох через рот (Ветерок сначала играл, а потом увидел ручеек и стал с ним играть(бурлим в стакане с водой через трубочку))
Рисование цветной пеной
НОД «Волшебные мыльные пузыри»
Цель: Цель: развитие сильного плавного и продолжительного выдоха, познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования.
Задачи:
- Расширять представления детей о правильном плавном выдохе,
- научить детей вбирать воздух через нос,
- Делать вдох без напряжения, не поднимая плечи.
- Вдох от выдоха нельзя отделять паузой, вдох сразу переходит в выдох.
- Совершать выдох длительно и плавно, не толчками.
- Во время выдоха не надувать щеки, не сжимать губы, складывать трубкой.
- - продолжать учить детей работать с красками,
- - развивать творческое воображение, мышление, фантазию;
- - воспитывать интерес к творчеству.
- - воспитывать интерес к изобразительному творчеству, желание узнавать новое.
Интеграция: «развитие речи»,«Художественное творчество (рисование)», «Познавательное развитие» «Физкультура».
Материал:Трубочки,подкрашенная мыльная вода , стаканчики, альбомный лист, салфетки, фломастеры.
НОД:
Организационный момент.
Воспитатель:
Ребята сейчас мы с вами поиграем в игру «Что мы видели-не скажем , а что делали -покажем»
Цель: развитие физиологического дыхания
Выбираем водящего считалкой, он выходит из группы
Давайте мы покажем как надуваем шарики,
Разжигаем и раздуваем костер,
Играем на дудочки
Дуем на одуванчик,
Запускаем мыльные пузыри.
Основная часть.
Воспитатель: мы сейчас показали как мы умеем надувать мыльные пузыри, а вы знаете что с помощью пузыре можно рисовать?
Посмотрите какие рисунки можно нарисовать с помощью маленьких и больших пузырей.
Что нам понадобиться, чтобы сделать раствор для мыльных пузырей?(Вода, Мыло)
Делаем раствор. Пробуем дуть в трубочки но пена получилась прозрачная и ее не видно на бумаге. Как вы думаете что нужно сделать , чтобы пена стала видна на бумаге? (добавить краску)
Воспитатель:Давайте решим какую краску мы будем добавлять в раствор?ь(Синию)
Найдите в наборе синию краску(находят младшие)
Дети на местах делают синию пену и сдувают ее на лист бумаги.
Воспитатель:А теперь нужно подождать пока пена высохнит и все пузырики полопаются. Давайте поиграем(Игра в пузырь)
Ну вот и высохла наша пена, посмотрите внимательно на что стала похожа высохшая пена? (дети по очереди высказывают предположения на что похож рисунок пеной)
Воспитатель: Давайте возьмем фломастеры и дорисуем свои рисунки(дети дорисовывают)
Все рисунки выставляются в ряд
Ребята кому понравился, какой рисунок и почему?
Итог
Воспитатель:
Что вам запомнилось? А что оказалось трудным? Что мы с вами сегодня делали и во что играли?
Игра соревнование : Самый большой мыльный пузырь.
Индивидуальные занятия с младшими детьми.
6. Развитие слухового внимания
Умение ребенка сосредотачиваться на звуке, или слуховое внимание - это очень важная особенность в развитии, без этой особенности невозможно слушать и понимать речь.
Но важно не только слышать звуки, но также различать и анализировать их. Это умение называется фонематическим слухом. Фонематический слух - это умение сосредотачиваться на звуке, различать и анализировать звуки, без этого навыка невозможно слушать и понимать речь. Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Лучше всего это делать в игре. Цель игровых упражнений - научить его слушать и слышать. Музыка развивает не только муз. слух, память, ритм, внимание, чувства, эмоции, но и воспитывает усидчивость, трудолюбие, силу воли, развивает математические способности, координацию, а развивая мелкую моторику пальцев, способствует развитию мыслительных способностей.
Игры для развития речевого слуха, можно разделить на несколько групп:
1) Игры на развитие слухового внимания неречевых звуков:
«Узнай, что звучит?», «Узнай, где звучит?», «Что ты слышишь?», «Назови звуки улицы», «Какие звуки можно услышать в доме, на улице, в лесу», «Какая птица поет?», «В какое время года так звучит лес», «Жмурки с колокольчиком», «Морзянка», «Какой музыкальный инструмент звучит, транспорт,колокольчики, дождик» и т.д.
2) Игры на развитие фонематического восприятия:
«Найди себе пару», «В слове есть звуки?», «Шутки-минутки», «Звуковое домино», «Слова длинные и короткие», «Цепочка слов», «Рифмовки-перепутанки», «Повтори скороговороку», «Слова длинные и короткие», «Скажи как я», «Светофор и т.д.
3) Игры на развитие фонематического слуха:
«Поймай звук», «Определи звук в слове», «Какой последний звук?», «Путаница», «Эхо», «Какой последний звук?», «Лишнее слово», «Слушай и выбирай» и т.д. Игры с рисованием «Радуга», «Волшебные коврики»
Во время работы с детьми так же использовалась компьютерная игра «Говорим правильно»
В период дошкольного возраста происходят наиболее значимые и важные качественные изменения в овладении языковой знаковой системой, прежде всего словом как базисным знаком, что обеспечивает социально-коммуникативные потребности развития, общения и познания.
При наличии систематической целенаправленной работы по формированию фонематического слуха детей дошкольного возраста на основе использования игровой деятельности произойдёт повышение качества речевого развития детей, обеспечение качественной подготовки детей к школе. Приложение (9)
7. Работа с родителями
Было проведено родительское собрание по теме «Звуковая культура речи»
на котором проведено открытое НОД с детьми по развитию речи. Во время НОД родители познакомились с возможностями развития речевого дыхания, укрепления артикуляционного аппарата, развитие фонематического слуха дома.
Проведена беседа «Воспитание звуковой культуры речи в домашних условиях».
- Обследование звукопроизношения и артикуляционного аппарата в конце года
Исследуемый звук | Нарушения, звукопроизношения выявленные в результате обследования | Количество детей в группе | В % к общему количеству |
С, Сь | Фонетическое (искаженное произношение звука) | ||
Фонематическое (отсутствие звука в речи, неумение произносить его) | |||
Фонетико-фонематическое (замена одного звука другим имеющимся в фонетической системе данного языка ) | 4 | 40 | |
З,Зь | Фонетическое (искаженное произношение звука) | ||
Фонематическое (отсутствие звука в речи, неумение произносить его) | |||
Фонетико-фонематическое (замена одного звука другим имеющимся в фонетической системе данного языка ) | 2 | 20 | |
Ц | Фонетическое (искаженное произношение звука) | 1 | 10 |
Фонематическое (отсутствие звука в речи, неумение произносить его) | |||
Фонетико-фонематическое (замена одного звука другим имеющимся в фонетической системе данного языка ) | 2 | 20 | |
Ш | Фонетическое (искаженное произношение звука) | ||
Фонематическое (отсутствие звука в речи, неумение произносить его) | |||
Фонетико-фонематическое (замена одного звука другим имеющимся в фонетической системе данного языка ) | 2 | 20 | |
Ж | Фонетическое (искаженное произношение звука) | ||
Фонематическое (отсутствие звука в речи, неумение произносить его) | |||
Фонетико-фонематическое (замена одного звука другим имеющимся в фонетической системе данного языка ) | 2 | 20 | |
Р,Рь | Фонетическое (искаженное произношение звука) | 1 | 10 |
Фонематическое (отсутствие звука в речи, неумение произносить его) | |||
Фонетико-фонематическое (замена одного звука другим имеющимся в фонетической системе данного языка ) | 4 | 40 | |
Л,Ль | Фонетическое (искаженное произношение звука) | ||
Фонематическое (отсутствие звука в речи, неумение произносить его) | |||
Фонетико-фонематическое (замена одного звука другим имеющимся в фонетической системе данного языка ) | 2 | 20 | |
К,Кь | Фонетическое (искаженное произношение звука) | ||
Фонематическое (отсутствие звука в речи, неумение произносить его) | |||
Фонетико-фонематическое (замена одного звука другим имеющимся в фонетической системе данного языка ) | |||
Г,Гь | Фонетическое (искаженное произношение звука) | ||
Фонематическое (отсутствие звука в речи, неумение произносить его) | |||
Фонетико-фонематическое (замена одного звука другим имеющимся в фонетической системе данного языка ) | 1 | 10 | |
Щ | Фонетическое (искаженное произношение звука) | ||
Фонематическое (отсутствие звука в речи, неумение произносить его) | |||
Фонетико-фонематическое (замена одного звука другим имеющимся в фонетической системе данного языка ) | 2 | 20 | |
- Анализ результатов обследования детей разновозрастной группы детского сада деревни Вехно.
Исследуемый звук | Нарушения, звукопроизношения выявленные в результате обследования | Количество детей в группе | В % к общему количеству | |||
На начало года | На конец года | На нач. года | На конец года | |||
С, Сь | Фонетическое (искаженное произношение звука) | |||||
Фонематическое (отсутствие звука в речи, неумение произносить его) | ||||||
Фонетико-фонематическое (замена одного звука другим имеющимся в фонетической системе данного языка ) | 7 | 4 | 70 | 40 | ||
З,Зь | Фонетическое (искаженное произношение звука) | 2 | 20 | |||
Фонематическое (отсутствие звука в речи, неумение произносить его) | ||||||
Фонетико-фонематическое (замена одного звука другим имеющимся в фонетической системе данного языка ) | 5 | 2 | 50 | 20 | ||
Ц | Фонетическое (искаженное произношение звука) | 1 | 1 | 10 | 10 | |
Фонематическое (отсутствие звука в речи, неумение произносить его) | ||||||
Фонетико-фонематическое (замена одного звука другим имеющимся в фонетической системе данного языка ) | 2 | 2 | 20 | 20 | ||
Ш | Фонетическое (искаженное произношение звука) | |||||
Фонематическое (отсутствие звука в речи, неумение произносить его) | ||||||
Фонетико-фонематическое (замена одного звука другим имеющимся в фонетической системе данного языка ) | 5 | 2 | 50 | 20 | ||
Ж | Фонетическое (искаженное произношение звука) | 1 | 10 | |||
Фонематическое (отсутствие звука в речи, неумение произносить его) | ||||||
Фонетико-фонематическое (замена одного звука другим имеющимся в фонетической системе данного языка ) | 3 | 2 | 30 | 20 | ||
Р,Рь | Фонетическое (искаженное произношение звука) | 1 | 1 | 10 | 10 | |
Фонематическое (отсутствие звука в речи, неумение произносить его) | 1 | 10 | ||||
Фонетико-фонематическое (замена одного звука другим имеющимся в фонетической системе данного языка ) | 5 | 4 | 50 | 40 | ||
Л,Ль | Фонетическое (искаженное произношение звука) | 1 | 10 | |||
Фонематическое (отсутствие звука в речи, неумение произносить его) | 1 | 10 | ||||
Фонетико-фонематическое (замена одного звука другим имеющимся в фонетической системе данного языка ) | 2 | 2 | 20 | 20 | ||
К,Кь | Фонетическое (искаженное произношение звука) | |||||
Фонематическое (отсутствие звука в речи, неумение произносить его) | ||||||
Фонетико-фонематическое (замена одного звука другим имеющимся в фонетической системе данного языка ) | 1 | 10 | ||||
Г,Гь | Фонетическое (искаженное произношение звука) | |||||
Фонематическое (отсутствие звука в речи, неумение произносить его) | ||||||
Фонетико-фонематическое (замена одного звука другим имеющимся в фонетической системе данного языка ) | 2 | 1 | 20 | 10 | ||
Щ | Фонетическое (искаженное произношение звука) | |||||
Фонематическое (отсутствие звука в речи, неумение произносить его) | ||||||
Фонетико-фонематическое (замена одного звука другим имеющимся в фонетической системе данного языка ) | 3 | 2 | 30 | 20 | ||
Из таблицы видно, что в начале года у 70 % детей имелось фонетико-фонематическое нарушение произношения звука [ С и Сь,] , после дополнительных занятий количество детей с нарушением произношения звука уменьшилось до 30%; на начало года у 50% детей было нарушено произношение звука [ Ш, ]. Эти нарушение сохранилось у 20% детей; Произношение звука (Р,Рь) на начало года было нарушено у 70 % детей , на конец года у 50% выявлено это нарушение, у 40% детей на начало года было нарушено произношение звука[ Ж] , на конец года выявлено отклонения в произношении у 20%; у 40 % детей на начало года было нарушено произношения звука (Л,ЛЬ), на конец года выявлено у 20%, 20% детей на начало года имели искаженное произношение звука [Г, Гь,], на конец года только 10% имеют это нарушение; 10% (один ребенок) –имел нарушение произношения звука –[ К], на данный момент нарушение отсутствует; Нарушение произношения звука (Щ) имело30% детей на данный момент имеет 20% Так же на начало года имелись фонетические нарушения у 20% детей звуков [З, Зь], сейчас только у 20% осталось это нарушение, нарушение при произношении звука (Щ) уменьшилось на 10 %; фонематические нарушения у 10 % детей , количество нарушений при произношении звука (Ц) не изменилось.
Обследовании артикуляционного аппарата
В результате обследования большинство детей достаточно четко выполняют необходимые движения, все дети научились поднимать язык к верхним зубам и удерживать эту позу в среднем в течении 4 секунд, Все дети выполняют движения правильно, но еще не все могут удерживать получившееся положения без изменений некоторое время. Так же было выявлено, что только некоторые уз детей не умеют дифференцировать движения, то есть выполняют с сопутствующими движениями челюсти, губ, остальные научились выполнять их без сопутствующих движений.
Выводы
В результате планомерной работы по укреплению мышц артикуляционного аппарата, развитию речевого дыхания, речь детей стала более чистой, правильной, без запинок. Дети научились чисто, правильно произносить различные звуки благодаря дополнительной планомерной работе по развитию подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Дети научись слышать и дифференцировать звуки [с,ш,ж,з,р,л], что в дальнейшем является предпосылкой успешного обучения в школе.
Предварительный просмотр:
Приложение
Самомассаж мышц головы и шеи:
- «Я хороший» - расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам.
- «Наденем шапочку» - и.п. тоже. Движения обеих ладоней вниз к ушам, а затем по передней боковой поверхности шеи к яремной ямке.
Самомассаж мышц лица:
- «Рисуем дорожки» - движения пальцев от середины лба к вискам.
- «Рисуем яблочки» - круговые движения от середин лба к вискам.
- «Дождик» - легкое постукивание или похлопывание кончиками пальцев по лбу.
- «Рисуем брови» - провести по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочередно, начиная с указательного.
- «Наденем очки» - легким движение проводить легко от виска, по краю скуловой кости к переносице, а затем по брови к вискам.
- «Нарисуем усы» - движение указательными средними пальцами от середины верхней губы к углам рта.
- «Клювик» - движение указательным и средним пальцами от углов верхней губы к середине, а затем от углов нижней губы к середине.
- «Погладим подбородок» - тыльной поверхностью пальцев поглаживать от середины подбородка к ушам.
- «Расческа» - поглаживание губ зубами.
- «Молоточек» - постукивание губ зубами.
- Пожевывание попеременно то верхней, то нижней губы.
- «Пальцевый душ» - набрать воздух под верхнюю губу и легонько постукивать по ней кончиками пальцев, проделать тоже самое движение, набрав воздух под нижнюю губу.
- «Нарисуем три дорожки» - движение пальцев от середины нижней губы к ушам, от середины верхней губы к ушам, от середины носа к ушам.
- «Нарисуем кружочки» - круговые движения кончиками пальцев по щекам.
- «Погреем щечки» - растирающие движения ладонями по щекам в разных направлениях.
- «Паровозики» - сжать кулаки и приставить их тыльной стороной к щекам. Производить круговые движения, смещая мышцы щек сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки, сопровождая словами: «чух – чух - чух».
- «Пальцевый душ» - набрать воздух под щеки и легонько постукивать по ним кончиками пальцев.
- «Испечем блинчики» - похлопать ладошками по щекам.
- «Умыли личико» - ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.
Самомассаж языка:
- Поглаживание языка губами.
- Пошлепывание языка губами.
- Поглаживание языка зубами.
- Покусывание языка зубами.
Приложение
Артикуляционные лабиринты и другие артикуляционные игры:
«Сундучок»
«Лабиринты»
Приложение
ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ:
Игра забей гол в ворота (берется любая игрушка, по теме нод)
Цель: развитие сильного непрерывного выдоха, развитие губных мышц.
Оборудование: легкий шарик от настольного тенниса (поролоновый шарик и другое), игрушка
Ход игры: Сегодня мы с тобой будем футболистами и тебе нужно забить как можно больше голов …...
Вытягиваем губы трубочкой и плавно дуем на шарик, загоняя его в ворота. При этом педагог своей рукой может передвигать игрушку тем самым создавая трудность в забивании гола.
Внимание! Следить, чтобы ребенок не надувал щеки. При необходимости их можно придерживать пальцами.
"Кто загонит мяч в ворота"
Цель: развитие сильного плавного выдоха.
Оборудование: шарик от настольного тенниса или ватный шарик, ворота из стаканчика из-под йогурта, сделанные из кирпичрков или другого строительного материала, из лего..
Ход игры: - Сегодня ребята, мы проводим соревнование кто загонит мяч в ворота. Итак, мы начинаем. Участники, улыбнитесь, положите широкий язык на нижнюю губу (упражнение "Лопаточка") и плавно, со звуком [Ф], дуем на шарик.
Вниманию! Следить за щеками ребенка и чтобы он произносил [Ф], а не [Х], то есть чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная
."Самый быстрый карандаш"
Цель: развитие длинного и плавного выдоха.
Оборудование: цветные карандаши с гладкой или ребристой поверхностью.
Ход игры: перед ребенком сидящим за столом на расстоянии 20 см кладем карандаш. Сначала сами показываем ребенку как дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный край стола. Можно поиграть в эту игру вдвоем сидя друг напротив друга и перекатывать карандаш друг другу.
"Волшебные бабочки"
Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха.
Оборудование: искусственный цветок (бумажный цветок, нарисованный цветок) разноцветные (однотонные) бумажные бабочки.
Ход игры: - Посмотри какой у меня есть красивый, волшебный цветок. А ты знаешь, что на нем живут бабочки? Вот только беда злой волшебник заколдовал их и они разучились летать! Давай с тобой расколдуем их, чтобы они снова запорхали в небе. Посмотри, как это сделаю я (педагог дует на бабочек). А теперь твоя очередь
"Горячий чай"
Цель: развитие сильного плавного и продолжительного выдоха.
Оборудование: стаканчики из цветного картона.
Ход игры: - Здравствуйте, девчонки и мальчишки! Сегодня гости вы мои и горячим чаем всех я угощаю, а чтобы не обжечься вам - дуть я предлагаю!
Игра «Горячий чай»
Игра «Бабочки порхают»
Игры рисования «Кляксография»
Цель: развитие сильного плавного и продолжительного выдоха.
Оборудование: трубочки, краски, бумага.
Ход игры: Сегодня в гости к нам пришел Ванюша, он очень огорчен, потому, что ему очень хотелось нарисовать красивую картинку, он взял бумагу, краски, но не знает как рисовать. Ребята как вы думаете , что забыл Ванюша? (Кисть). Но мы знаем, что можно рисовать не только костью но и (пальчиком, рукой, ватной палочкой)
А сегодня я покажу, как можно рисовать с помощью ветерка.
Игра «Пароход гудит»
Цель: развитие сильного непрерывного выдоха, развитие губных мышц
Ход игры: Показ картинки «Пароход» . Пароход это водный транспорт, он ходит по воде когда один пароход встречает другой пароход, они здороваются, а как, мы сейчас с вами узнаем(объяснение как надо правильно держать трубочку и как дуть чтобы получился звук)(Можно использовать как часть нод, по различным лексическим темам: Ветер гудит в трубе, в проводах, в лесу и т.п.)
Цель: развитие сильного непрерывного выдоха, развитие губных мышц
Ход игры: Показ картинки «Пароход» . Пароход это водный транспорт, он ходит по воде когда один пароход встречает другой пароход, они здороваются, а как, мы сейчас с вами узнаем(объяснение как надо правильно держать трубочку и как дуть чтобы получился звук)(Можно использовать как часть нод, по различным лексическим темам: Ветер гудит в трубе, в проводах, в лесу и т.п.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нарушения формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией
В данном материале представлены особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией....
Конспект открытого индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи у детей с нарушением слуха в 9 классе
Конспект открытого индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи в 9 классе.На тему « Наша Родина»Учитель – дефектолог Фролова Е.С. Цель за...
Развитие произносительной и просодической стороны речи у детей дошкольного возраста.
В статье даны рекомендации родителям о развитии речи ребенка через коррекцию артикуляционной моторики, дыхания, автоматизацию и дифференциацию звуков....
Консультация для педагогов и родителей: "Развитие просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с нарушением речи".
В консультации описаны направления работы по развитию просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с нарушением речи....
"Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"
В данном материалы использованы разнообразные приёмы мнемотехники...
Формирование произносительной и просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с ДЦП.
ДЦП - заболевание центральной нервной системы. У детей с ДЦП встречаются различные речевые нарушения, наиболее часто - дизартрия. Главная цель логопедической коррекции с детьми с ДЦП-развитие речевой ...
Система работы по коррекции фонетической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией
Система работы по коррекции фонетической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией...