Формирование произносительной и просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с ДЦП.
консультация

ДЦП - заболевание центральной нервной системы. У детей с ДЦП встречаются различные речевые нарушения, наиболее часто - дизартрия. Главная цель логопедической коррекции с детьми с ДЦП-развитие речевой коммуникации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование произносительной и просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с ДЦП

Детский церебральный паралич -  это заболевание центральной нервной системы. У детей с ДЦП встречаются различные речевые нарушения, наиболее часто – дизартрия.

Главная цель логопедической коррекции с детьми с ДЦП – развитие речевой коммуникации, улучшения разборчивости речи – это необходимо для того, чтобы речь ребенка понимали окружающие его люди.

Для этого необходимо:        

1.  Уменьшить степень проявления двигательных дефектов речевого аппарата: нормализовать тонус мышц и моторику артикуляционного аппарата.                         

2. Развить речевое дыхание и голос. Увеличить объем, силу и глубину вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, нормализовать ритм дыхания. Формировать силу, продолжительность, звонкость, навык равномерного усиления и ослабления голоса.

3.  Нормализовать просодическую систему речи.

4.  Поставить, автоматизировать, дифференцировать звуки речи.

5.  Развить фонематическое восприятие и звуковой анализ.

6.   Формировать лексико-грамматический строй речи.

7.  Формировать связную речь.

  • Чтобы нормализовать произношение у детей, нужно стремиться ослабить проявления расстройств иннервации речевого аппарата. Для этого необходимо использовать приемы дифференцированного логопедического массажа, пассивно–активной артикуляционной гимнастики. В зависимости от состояния мышечного тонуса проводится расслабляющий массаж (при спастичности мышц) или стимулирующий массаж (при гипотании).

 Артикуляционная гимнастика проводится сначала в пассивной форме, затем в пассивно–активной и в активной форме. Пассивная артикуляционная гимнастика проводится после массажа, что способствует включению в процесс артикулирования новых групп мышц. При проведении активной артикуляционной гимнастики важно развивать статико–динамические ощущения и четкие артикуляционные кинестезии.

  • При коррекции звукопроизношения используется принцип индивидуального подхода. При нарушениях произношения нескольких звуков нужна последовательность в работе. Сначала отбираются те звуки, которые могут произноситься правильно. Перед постановкой звуков нужно добиваться их различения на слух. Обязательно нужно тренировать слуховое восприятие для того, чтобы ребенок научился слушать самого себя, слышать разницу между своим произношением и нормализированным звуком. Существует несколько способов постановки звуков: по подражанию, с механической помощью и смешанный. Наиболее распространенным является способ с механической помощью, когда языку и губам ребенка пассивно придается необходимая позиция для того или иного звука. Используются логопедические зонды, шпатели. Необходимо привлечь внимание ребенка к ощущению положений, затем ребенок выполняет движения самостоятельно.

 Поставленный звук автоматизируется в слогах, в словах. Для автоматизации звука у детей используются приемы отраженного повторения, самостоятельного называния слов по картинкам. Затем автоматизируется звук в словосочетаниях, коротких предложениях, чистоговорках, скороговорках, стихотворениях.

  • При работе над дифференциацией звуков одновременно подключаются не более пары звуков. Работа по дифференциации любой пары звуков проводится поэтапно. На каждом этапе достигаются следующие цели:

1.Умение различать на слух изолированные звуки.

2. Умение дифференцировать и правильно произносить звуки в слогах, словах.

3. Умение различать и правильно употреблять дифференцируемые звуки во фразовой речи. Для реализации этой цели, используются различные дидактические игры и упражнения.

  • Коррекция нарушений дыхания начинается с дыхательных упражнений, при выполнении которых необходимо увеличить объем, силу и глубину вдыхаемого и выдыхаемого воздуха и нормализовать ритм дыхания. Для формирования речевого дыхания используются дыхательная гимнастика. При развитии речевого дыхания, проводится работа, направленная на дифференциацию носового, ротового вдоха и выдоха. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой формируют правильное речевое дыхание с постепенным удлиненным выдохом, что увеличивает запас воздуха для произнесения различных по длине речевых отрезков.
  • Для развития силы и высоты голоса необходимо выработать навык равномерного усиления и ослабления голоса. Отработку силы голоса можно производить, используя следующие приемы:

- от тихого к громкому;

- от громкого к тихому;

- волнообразно, усиливая и уменьшая силу голоса.

Необходимо формировать умение повышать и понижать голос в пределах звука, слога, слова и фразы.

Большое значение для развития высоты, силы, тембра голоса имеет применение различных логопедических игр («Эхо», «В лесу», «Ветер») и игр – инсценировок («Теремок», «Колобок», «Три медведя»).

  • Важно при формировании мелодико-интонационной речи работать над логическим ударением. Нужно учить детей выделять слово, наиболее важное по смыслу. На логопедических занятиях у детей вырабатывается умение пользоваться повествовательной, вопросительной, восклицательной и повелительной интонацией. Также способствуют формированию интонационной выразительности совместное проговаривание стихотворений.

При развитии просодики проводится работа по формированию и коррекции нарушений темпо-ритмических характеристик речи. На занятиях над темпом и ритмом используются такие движения, как хлопки ладошами и притопывание. (Громкий хлопок, при ударном слоге, а тихий хлопок, при неударном). Важно проговаривать речевой материал в заданном темпе (от медленного темпа к быстрому).

Список литературы.

  1. Волкова Л.С. «Логопедия». М., 1995 г.
  2. Левченко И.Ю. «Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата». М., 2001 г.
  3. Поварова И.А. «Учимся говорить правильно и красиво». СПб., 1999г

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления логопедической работы по коррекции просодической стороны речи у детей с дизартрией.

Основные направления логопедической работы по коррекции просодической стороны речи у детей с дизартрией....

Коррекция просодической стороны речи у детей с дизартрией.

Презентация. Коррекция просодической стороны речи....

Развитие произносительной и просодической стороны речи у детей дошкольного возраста.

В статье даны рекомендации родителям о развитии речи ребенка через коррекцию артикуляционной моторики, дыхания, автоматизацию и дифференциацию звуков....

Консультация для педагогов и родителей: "Развитие просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с нарушением речи".

В консультации описаны направления работы по развитию просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с нарушением речи....

«Артикуляционная гимнастика как один из приемов при формировании произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста »

Отчет по самообразованию за 2014-2015 учебный год по теме:«Артикуляционная гимнастика как один из приемов при формировании произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста », и к...

Система работы по коррекции фонетической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией

Система работы по коррекции фонетической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией...

Формирование мотивации в овладению правильной речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ с нарушениями речи

В статье представлен опыт работы педагогов дополнительного образования, работающих в логопедическом направлении. Акцентировано внимание на становлении мотивационного компонента речевой деятельности у ...